Что такое спортивная нагрузка
Виды физических нагрузок в спорте
Физическая нагрузка – это двигательная активность, мышечная работа, величина и интенсивность которой зависит от сферы деятельности человека. Так, если в офисной работе она снижена до пределов, то в спорте имеет высокие значения. В этой статье рассмотрим, какие виды физической нагрузки выделяют в физической культуре. Ее классификация полезна тем, что позволяет выбрать нужный тип двигательной активности для достижения поставленных целей. Также, зная требуемую нагрузку, можно подобрать подходящее спортивное оборудование.
На заметку! Определению важности физических нагрузок посвящено множество исследований. Они доказали следующее: от степени двигательной активности напрямую зависит способность тканей, органов поглощать кислород, способность организма наращивать мышечную массу и сокращать жировую ткань.
Виды физических нагрузок в спорте
Выделяют несколько видов двигательной активности. Каждый из них которых решает свои задачи.
Аэробная
Ее организм получает при проведении так называемой кардиотренировки. Кардионагрузка создается во время бега, пеших прогулок, катания на сноуборде, велопрогулок, гребле, плавании и других физической активности низкой интенсивности и направлена на:
Преимущество аэробной двигательной активности в том, что у нее нет противопоказаний. В зависимости от возраста, наличия заболеваний, уровня физической подготовленности каждый может выбрать посильную интенсивность нагрузок.
Анаэробная
При этом виде двигательной активности в организме энергия для мышечной работы образуется без участия кислорода. Это возможно при выполнении силовых упражнениях (бодибилдинге), которые направлены на:
Этот вид двигательной активности возможен на тренажерах, при выполнении упражнений со свободным весом.
Интервальная
Этот вид нагрузок в физической культуре подразумевает смену аэробной и анаэробной двигательной активности. Так, она возможна даже в рамках одной тренировки, например, при сочетании бега высокой и низкой интенсивности.
Гипоксическая
Гипоксическая двигательная активность – это работа в условиях недостатка кислорода. Она показана спортсменам с отличной подготовкой, как правило, тех планирует работать, заниматься в условиях высокогорья.
Виды физических нагрузок и их интенсивность
Нагрузка в спорте характеризуется несколькими критериями: частотой, длительностью и интенсивностью. Одним из важных признана интенсивность. Именно она определяет эффективность двигательной активности. Под интенсивностью понимается суммарное количество упражнений, выполненных с определенной мощностью, скоростью и плотностью. Судить об интенсивности мышечной работы можно по ЧСС – частоте сердечных сокращений (это один из информативных показателей).
Важно! Физические нагрузки и их эффективность предопределены их видом, интенсивностью и достигнутой частотой сердечных сокращений. В связи с этим двигательную интенсивность по тренировочному эффекту можно разделить на несколько зон:
Для обеспечения той или иной двигательной активности требуется оборудование.
Как подобрать тренажеры?
Кардионагрузка возможна не только при беге по стадиону, велопрогулках по парку, но и при занятиях на кардиотренажерах. Это тип оборудования создан специально для:
Так, при быстрой ходьбе, когда ЧСС достигает количества не более 130 ударов в минуту обеспечивается аэробная двигательная активность, направленная на похудение и улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Но занятие на кардиотренажере не исключает и другой вид мышечной работы: если на беговой дорожке имитируется высокоинтенсивный бег на дистанцию 100 метров, то на фоне большого «кислородного долга» обеспечивается анаэробная двигательная активность.
Анаэробные (силовые) нагрузки получают, тренируясь на силовых тренажерах любого типа: со свободными весами, нагружаемых, грузоблочных. Упражнения на них характеризуются тремя признаками:
Так, при выполнении жима от груди в организме энергия образуется без участия кислорода. Она является результатом биохимических процессов в мышцах. Силовые тренажеры, позволяющие увеличивать нагрузку, незаменимы при наборе мышц и повышении уровня силы.
Компания Fitness Project поможет подобрать оборудование для всех видов физической нагрузки и нацелена на сотрудничество как с фитнес-центрами разного уровня, оздоровительными центрами, образовательными учреждениями, спортивными школами, так и частными лицами.
Основные типы физических нагрузок в спорте
В этом материале мы попробуем перечислить основные типы физических нагрузок с кратким описанием их особенностей. Материал предназначен для тех, кто только начинает разбираться в специфике спортивной физиологии.
Понятно, что влияние физических нагрузок на организм определяется целым набором факторов – амплитудой, скоростью (интенсивностью) движения, наличием или отсутствием отягощения, количеством и величиной задействованных мышечных групп. Остановимся на основных типах физической нагрузки.
1. Статическая или эксцентрическая нагрузка
Эксцентрическим движением называют движение, при котором мышца не сокращается, а, наоборот, удлиняется. Обычно это упражнения с сопротивлением или негативная фаза движения. Например, при сгибании рук на бицепс со штангой мышца сокращается, а при разгибании рук (обратная фаза) с той же штангой – статическая нагрузка.
Статической нагрузкой соответственно называют физической упражнение, которое фиксирует положение тела под нагрузкой без совершения движения.
Статические позы выполняемые с усилием: позы йоги, планка всех видов, стойки в боевых искусствах, обратные движения со штангой (с акцентом на обратные фазы), скалолазание на трудность, болдеринг, и т.п.
СОВЕТ. Включать статические упражнения и обратные как минимум в объеме – 5-10% от тренировочного времени, вне зависимости от вида спорта, которым вы занимаетесь (за исключением марафонов и очень длительных активностей).
2. Развитие максимальной силы
Повторения с большими (75-100%) от максимально возможного весами на 1-5 раз. Физические нагрузки такого типа являются основой для скоростно-силовых видов спорта – пауэрлифтинг и другие виды тяжелой атлетики, скалолазание.
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ. Особенно эффективна эта методика тренинга для крупных мышечных групп и соответственно базовых тяжелоатлетических упражнений с большими весами: приседания со штангой на плечах, становая тяга, жим лежа, швунги из-за головы, тяга штанги в наклоне, рывок штанги в сет и т.п.
3. Гипертрофия скелетной мускулатуры
Физические нагрузки, выполняемые в течение 1-1,5 мин. с отягощением, позволяющим выполнить 8-16 повторений. При правильном питании это наиболее эффективный способ нарастить мышечную массу, что особенно активно применяется в бодибилдинге. Другое дело, что физические нагрузки такого типа редко встречаются в обычной жизни и видах спорта, отличных от бодибилдинга и особенного эффекта с точки зрения функциональных возможностей от этих упражнений, нет.
4. Анаэробная функциональная нагрузка
Принято считать, что максимальным ЧСС можно считать величину равную 220-возраст спортмена. Т.е. если спортсмену 35, то его максимальный ЧСС=220-35=185. Конечно, все зависит от уровня адаптации к физическим нагрузкам и индивидуальных особенностей, но для начального уровня вполне можно принять эту формулу. Существует целый ряд методик опредедения ЧССмакс и ПАНО (анаэробного порога), но на начальном уровне вышеописанной формулы вполне достаточно.
Анаэробной (ну т.е. анаэробно-аэробной) считают физическую нагрузку от циклических упражнений (одно движение выполняется много раз, типа бега) на ЧСС= 80-95% от ЧСС макс. Примерно на пульсе 170-175 уд/мин.
Вышеописанные типы спортивной нагрузки являются анаэробными, однако и циклические виды спорта (когда одно движение повторяется много раз – бег, плавание, лажи, велосипед, конькобежный спорт) позволяют добиться анаэробной нагрузки при выполнении их на большой скорости с большой амплитудой.
ПРИМЕРЫ: скоростной бег от 100 м до 3 км на скорости близкой к максимальной, другие циклические нагрузки продолжительностью 0,5-15 мин.
5. Черная дыра в тренинге
Физическая нагрузка, обычно циклического типа, на ЧСС на уровне от 75 до 85% от максимальной (условно от 150 до 170) является «черной дырой» в тренинге, т.е. по сути неэффектвиной тратой времени. Дело в том, что при таком пульсе уже включается эффективый гликолитический обмен (расходуется гликоген, запасенный в мышцах и печени спортсмена), а расходование жиров (т.н. липидный обмен) сокращается, но при этом и для полноценного функционального тренинга этого мало. При этом ощущения спортсмена таковы: с одной стороны от чувствует, что «тренируется», с другой стороны, ему «терпимо тяжело». Именно поэтому большинство неопытных спортсменов любителей тратят на эту физическую активность максимум своего времени, а это очень неэффективно с точки зрения результата.
Нужно либо проводить длинные тренировке на более низком пульсе, что укреплять капиллярную систему и развивать липидный обмен, либо наоборот уходить в более высокие пульсовые зоны или силовую физическую активность.
6. Аэробная циклическая нагрузка
Аэробная физическая нагрузка до уровня 65-70% от ЧСС (+-130 уд/мин) для средних людей и спортсменов любителей считается легкой и может выполняться долго (больше часа) – применяется спортсменами для восстановления и для начинающих.
Нагрузка же в диапазоне 70-75% от ЧСС максимального (+-140 уд/мин) является максимально эффективной для развития аэробной базы, т.е. способности организма выполнять физические нагрузки с максимальным потреблением кислорода.
1 Понятие о нагрузке. Стороны нагрузки.
2. Понятие «объем» и «интенсивность».
3 Характеристики тренировочных нагрузок.
Термин «тренировочная нагрузка» означает прибавочную функциональную активность организма (относительно уровня покоя или другого исходного уровня), вносимую выполнением тренировочных упражнений и степень преодолеваемых при этом трудностей. Выделяют при этом внешнюю, внутреннюю и психическую стороны «тренировочных и соревновательных нагрузок».
«Внешняя» (физическая) нагрузка определяется объемом часов, отводимых на занятие или серию занятий, соотношением времени на разделы подготовки; количеством, тренировочных занятий; количеством тренировочных занятий различной направленности длина и скорость пробегания дистанции, количество прыжков и т. д.); долей интенсивности работы, в общем, ее объеме и пр. Отсюда вытекает необходимость учитывать параметры объема и интенсивности нагрузки, их соотношение и изменение в процессе тренировки.
Понятие «объем» тренировочной нагрузки, относится к продолжительности ее воздействия и суммарному количеству работы, выполненной за время отдельного тренировочного упражнения или «серии упражнений». Понятие же «интенсивность» нагрузки связывается с величиной прилагаемых усилий, напряженностью функций и силой воздействия нагрузки в каждый момент упражнения или же со степенью концентрации объема тренировочной работы во времени.
Внутренняя (физиологическая) нагрузка определяется реакцией
организма на выполненную работу по показателям частоты сердечных сокращений, систологического объема, частоты дыхания, потребления кислорода, кислородного долга и др.
Психическая нагрузкаопределяется уровнем волевого и морального напряжения, эмоциональности и т. п. Она отражается в баллах, условно определяющих уровни нагрузок, как в отдельном задании, так и в тренировочном занятии (1—3 малая нагрузка, 4—5 баллов — средняя нагрузка, 6—8 баллов — большая нагрузка). Все стороны нагрузки взаимосвязаны, поэтому используются в единстве. Внешними и психическими нагрузками тренер пользуется при планировании и контроле, а внутренними — для определения соответствия первых двух возможностей организма.
Под действием нагрузки возникает тренировочный эффект, который может быть срочным — как реакция организма на одно тренировочное занятие, отставленным — как изменение состояния спортсмена после целевого тренировочного занятия, кумулятивным — как изменение состояния после всей системы тренировочных занятий. В отдельном тренировочном занятии нагрузка должна логически увязываться с тренировочными эффектами предшествующих и последующих занятий. Учитывая воздействие применяемых средств на организм спортсмена, выделяют следующие характеристики тренировочных нагрузок:
1. Специфичность. Отражает степень соответствия нагрузки двигательной структуре соревновательных действий, режиму работы мо_ торного аппарата и механизму энергообеспечения. По этим признакам нагрузки бывают специфическими и неспецифическими, упражнения — соревновательными и вспомогательными.
2..Направленность, По этому признаку выделяют нагрузки содействующие развитию отдельных физических способностей, совершенствованию технико-тактического мастерства, психической подготовленности и т. д. Воздействие нагрузки может быть избирательным или комплексным.
3. Продолжительность. Определяет длительность упражнений, которая может варьировать в широких пределах — от нескольких до десятков минут, даже часов (марафон). Варьирование продолжительности и скорости выполнения упражнений совершенствует разные энергообеспечивающие механизмы: кратковременное выполнение упражнений, но с большей скоростью повышает анаэробную производительность, продолжительная работа, но с невысокой скоростью — аэробную.
4. Интенсивность. Определяет силу воздействия нагрузки, так как
характеризуется количеством работы, выполненной в единицу времени (скорость, частота движений, величина отягощения и т. д.). Интенсивность варьируют в широких пределах, в связи с чем выделяют так называемые зоны интенсивности по показателям ЧСС и характеру энергообеспечения (оценка производится в баллах).
5. Отдых. Рационально организованный отдых обеспечивает восстановление работоспособности после нагрузки и повышает ее эффект. Разная продолжительность и разный характер (активный, пассивный) отдыха между повторениями приводят при одной и той же нагрузке к неодинаковому эффекту.
1 Что такое нагрузка?
2 Что такое «объем» тренировочной нагрузки?
3 Что такое «интенсивность» тренировочной нагрузки?
4 Назовите стороны тренировочной нагрузки.
5 Охарактеризовать «внешнюю» (физическую) нагрузку.
6 Охарактеризовать внутреннюю (физиологическую) нагрузку.
7 Охарактеризовать психическую нагрузку.
8 Характеристики тренировочных нагрузок:
Виды физических нагрузок в спорте
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Виды физических нагрузок в спорте
Выделяют несколько видов двигательной активности. Каждый из них которых решает свои задачи.
Ее организм получает при проведении так называемой кардиотренировки. Кардионагрузка создается во время бега, пеших прогулок, катания на сноуборде, велопрогулок, гребле, плавании и других физической активности низкой интенсивности и направлена на:
Снижение веса за счет сжигания жира.
Стимуляцию работы сердца и сосудов, дыхательной системы.
Преимущество аэробной двигательной активности в том, что у нее нет противопоказаний. В зависимости от возраста, наличия заболеваний, уровня физической подготовленности каждый может выбрать посильную интенсивность нагрузок.
При этом виде двигательной активности в организме энергия для мышечной работы образуется без участия кислорода. Это возможно при выполнении силовых упражнениях (бодибилдинге), которые направлены на:
Прирост мышечной массы.
Этот вид двигательной активности возможен на тренажерах, при выполнении упражнений со свободным весом.
Этот вид нагрузок в физической культуре подразумевает смену аэробной и анаэробной двигательной активности. Так, она возможна даже в рамках одной тренировки, например, при сочетании бега высокой и низкой интенсивности.
Гипоксическая двигательная активность – это работа в условиях недостатка кислорода. Она показана спортсменам с отличной подготовкой, как правило, тех планирует работать, заниматься в условиях высокогорья.
Виды физических нагрузок и их интенсивность
Нагрузка в спорте характеризуется несколькими критериями: частотой, длительностью и интенсивностью. Одним из важных признана интенсивность. Именно она определяет эффективность двигательной активности. Под интенсивностью понимается суммарное количество упражнений, выполненных с определенной мощностью, скоростью и плотностью. Судить об интенсивности мышечной работы можно по ЧСС – частоте сердечных сокращений (это один из информативных показателей).
Для обеспечения той или иной двигательной активности требуется оборудование.
Как подобрать тренажеры?
бега и ходьбы в условиях ограниченного пространства (беговые дорожки);
катания на лыжах (велоэллипсоид);
езды на велосипеде (велотренажеры);
подъема по лестнице (степпер, климбер).
Так, при быстрой ходьбе, когда ЧСС достигает количества не более 130 ударов в минуту обеспечивается аэробная двигательная активность, направленная на похудение и улучшение работы сердечно-сосудистой системы. Но занятие на кардиотренажере не исключает и другой вид мышечной работы: если на беговой дорожке имитируется высокоинтенсивный бег на дистанцию 100 метров, то на фоне большого «кислородного долга» обеспечивается анаэробная двигательная активность.
Так, при выполнении жима от груди в организме энергия образуется без участия кислорода. Она является результатом биохимических процессов в мышцах. Силовые тренажеры, позволяющие увеличивать нагрузку, незаменимы при наборе мышц и повышении уровня силы.
Тема: Нагрузки, применяемые в спорте
Тема: НАГРУЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТЕ
1. Понятие о нагрузке, классификация нагрузок
2. Основные компоненты нагрузки
3. «Внешняя» и «внутренняя» стороны нагрузки
Литература: 1. Платонов, в ОС; 2. Курамшин, Ю. Ф. ТиМФК; 3. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. ТиМФВиС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ
Выполнение любого тренировочного упражнения связано с переводом организма на более высокий уровень функциональной активности, чем в состоянии покоя.
«Нагрузка» – это воздействие физических упражнений на организм занимающихся, вызывающее активную реакцию его функциональных систем. Степень напряжения организма.
В спортивной практике нагрузки подразделяются по следующим признакам:
По своему характеру:
— «специфические» (близкие по характеру к соревновательным)
— «неспецифические» общеразвивающие (направленные на всестороннее развитие организма спортсмена).
«Тренировочная нагрузка» – прибавочная стоимость функциональной активности организма при выполнении тренировочных упражнений.
Рост спортивных достижений, несомненно, зависит от прироста тренировочных нагрузок. Постоянные подтверждения этому дает весь опыт теории и практики спорта.
25-30% объема работы
40-60% объема работы
Поддержание достигнутого уровня подготовленности
70-80% объема работы
Стабилизация и дальнейшее повышение подготовленности (развивающая)
90-100% объема работы
В современной классификации тренировочных и соревновательных нагрузок выделяют:
Основные компоненты нагрузок:
Ø Продолжительность интервалов отдыха
Характер работы. Все упражнения имеют свое воздействие на организм. Глобальное воздействие – в работе участвуют 2/3 общего объема мышц, регионального – от 1/3 до 2/3, локального – до 1/3 всех мышц.
Характер отдыха. Активный отдых и пассивный. При активном отдыхе – спортсмен паузы отдыха заполняет дополнительной деятельностью. При пассивном – спортсмен не выполняет никакой работы. Комбинированный отдых.
Продолжительность интервалов отдыха.
— короткий интервал отдыха, или «жесткий» интервал, усиливает воздействие очередной нагрузки, поскольку работа выполняется на фоне неполного восстановления работоспособности и остаточной функциональной активностью, сохраняющейся от предшествующей нагрузки;
— «ординарный» интервал, или «полный», достаточный для простого восстановления работоспособности до исходного уровня, или позволяет использовать повторную нагрузку без уменьшения, но и без увеличения ее параметров;
— максимальный интервал отдыха, или «сверхвосстановления», создающий условия для работоспособности, предоставляет возможность для увеличения очередной нагрузки.
Тренировочный процесс, как известно, включает в себя отдых. Но отдых лишь тогда можно рассматривать в качестве действительно органического компонента тренировки, когда он организован в соответствии с ее закономерностями. Чрезмерно короткий либо, напротив, чрезмерно продолжительный отдых нарушает структуру тренировки и превращается в таких случаях из ее неотъемлемого компонента в фактор перетренировки или растренировки (детренирующий фактор). Отсюда возникает проблема оптимального, регулирования отдыха в спортивной тренировке.
Рационально организованный отдых (активный и пассивный) выполняет в тренировке две основные функции, единые в своей основе:
1) обеспечивает восстановление работоспособности после тренировочных нагрузок и тем
самым позволяет повторно использовать их;
2) служит одним из средств оптимизации эффекта нагрузок.
В спортивной практике для правильной оценки величины нагрузок отдельных занятий могут использоваться относительно простые, но достаточно объективные показатели: окраска кожи, сосредоточенность спортсмена, качество выполнения им движений, настроение, общее самочувствие.
Симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки
Чрезмерная нагрузка (непосредст-ые изменения)
Восст-ый период после чрезмерной нагрузки
бледность, сохраняющаяся в течение нескольких дней
точности движений, появление
координации, вялое выполнение движений, явные ошибки
бессилие в следующем занятии
полное внимание при рассказе и объяснении упражнений
невнимательность при объяснении, пониженная восприимчивость
невнимательность неспособность к исправлению движений после 24 и 48 ч отдыха, не сосредоточение во время умственной работы
жалоб нет, выполняются все нагрузочные задания
слабость в мышцах, затрудненное дыхание, снижение работоспособности
тяжесть в мышцах, головокружения, тошнота
стойкое желание продолжать тренировки
пониженная активность, стремление к большим паузам, снижение готовности продолжать работу
желание полного покоя, прекращение тренироваться
нежелание тренироваться на следующий день, безразличие, сопротивление требованиям тренера
приподнятое радостное оживленное
«приглушенное» но радостное радость по поводу следующей тренировки
возникают сомнения в смысле тренировки
подавленность сомнения продолжается поиск причин для отсутствия на тренировке
ТЕМА: НАГРУЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В СПОРТЕ
1. Раскрыть понятия «нагрузка», «тренировочная нагрузка», «соревновательная нагрузка»;
2. Классифицировать нагрузку по характеру;
3. Классифицировать нагрузку по величине (% воздействия, решение задач);
4. Определить время восстановления в зависимости от величины нагрузки;
5. Классифицировать нагрузку по направленности;
6. Назвать основные компоненты нагрузки;
7. Раскрыть компонент нагрузки «характер упражнений»;
8. Раскрыть понятие «объем нагрузки» (определить его показатели);
9. Раскрыть понятие «интенсивность нагрузки» (определить её показатели);
10. Определить типы интервалов отдыха;
11. Классифицировать отдых по характеру;
12. Сформулировать функции отдыха;
13. Раскрыть понятие «внешняя» сторона нагрузки;
14. Раскрыть понятие «внутренняя» сторона нагрузки;
15. Определить критерии нагрузки (объективные, субъективные);
16. Уметь контролировать и дозировать нагрузки (на примере избранного вида спорта);
17. Описать симптомы утомления после нагрузок различной величины нагрузки.
Тема: Утомление и восстановление при мышечной деятельности
1. Динамика работоспособности при мышечной деятельности
2. Диагностика утомления
3. Динамика восстановительных процессов
4. Средства восстановления
Литература: 1. Платонов, в ОС; 4. Волков, И. П. ОТиМСТ; 5. Ильинич, В. И. ФК
В результате применения нагрузки происходит приспособление всех систем и органов организма, тем самым расширяются их функциональные возможности, в результате чего увеличивается работоспособность и улучшаются физические качества.
Динамика работоспособноси при напряженной мышечной деятельности:
1. Период предрабочего возбуждения нервной системы – настройка организма на осознанное выполнение той или иной работы.
3. Процесс устойчивого состояния – наступает после окончания периода врабатывания. Достигается согласованность всех функций организма, работа выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности. Данное состояние нарушается вследствие развития утомления.
4. Процесс утомления – характеризуется возрастанием напряженности деятельности функциональных систем организма, а затем наблюдается снижение работоспособности.
Утомление – это вид функционального состояния человека, временно возникающий под влиянием продолжительной или интенсивной работы, приводящий к снижению её эффективности.
Утомление проявляется в уменьшении силы и выносливости мышц, ухудшении координации движений, в возрастании затрат энергии при выполнении одной и тойже работы, в замедлении реакций и скорости переботки информации, затруднении процесса соредоточения и переключения внимания и других явлений.
Принято различать ТРИ вида утомления:
w Скрытое утомление – существенного изменения структуры движения, снижение рабостопособности не наблюдается. Определить достаточно сложно. Процекает за счет компенсирующих процессов (резервов). Постепенно происходит исчерпание функциональных резервов организма и достигают своих максимальных величин при переходе скрытого утомления в явное, т. е. в момент заметного снижения работоспособности.
w Явное утомление – проявляющееся снижением работоспособности. Данный вид утомления не сложно определить благодоря наличию явнях признаков.
Скорость развития процесса утомления зависит от индивидуальных возможностей спортсменов, и от степени тренированности, и от характера нагрузки, и от других факторов.
5. Восстановление – процесс, происходящий в организме, который заключающийся в постепенном возвращении к исходному уровню активности утомленных систем организма и может характеризоваться значительными положительными перестройками в его системах.
Восстановительный период – это время, в течение которого происходит восстановление физиологического статуса после выполнения определенной работы.
Динамика восстановительных процессов:
Фаза суперкомпенсации – характеризуется явлением получившее название «суперкомпенцация» и «сверхвосстановление».
Фаза затухания следовых процессов – происходит убывание запасов гликогена в организме, утрачивается прибавка в мышечных структурах, начинают угасать возникающие в ходе упражнения рефлекторные связи. Самое главное нужно строить систему занятий таким образом, что бы каждое очередное занятие начиналось до наступления этой фазы.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что восстановление – неотъемлемая часть тренировочного процесса, не менее важная, чем сама тренировка. Поэтому практическое использование различных восстановительных средств в системе подготовки спортсменов – важный аспект для дальнейшего повышения эффективности тренировки, достижения высокого уровня подготовленности.
Средства восстановления определяются степенью выраженности утомления.
К настоящему времени спортивной наукой и передовой практикой накоплен богатый материал по проблеме использования средств восстановления: дана классификация восстановительных средств, обоснованы основные принципы их использования, выделены определенные средства восстановления и их комплексы в отдельных видах спорта. При этом рекомендуется использовать большой перечень восстановительных средств:
Ä Педагогические (позволяющие управлять работоспособностью спортсменов и восстановительными процессами с помощью эффективно организованной мышечной деятельности; подбор и сочетание в процессе занятий средств и методов тренировки, разнообразие нагрузок).
Ä Психологические (аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, самовнушение, с их помощью снижается нервно-психическая напряженность, быстрее восстанавливается нервная энергия)..
Отдых. Более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом.
Главным тезисом планирования восстановительных процессов является то, что средства восстановления планируются параллельно с нагрузкой!
Утомление и восстановление
при мышечной деятельности
1. Раскрыть понятия «утомление», «восстановление»;
2. Описать динамику работоспособности при мышечной деятельности;
3. Классифицировать виды утомления;
4. Выделить субъективные и объективные признаки при диагностике утомления;
5. Описать динамику восстановительных процессов (по фазам);
6. Определить современные средства восстановления, применяемые в процессе подготовки спортсменов;
7. Выделить средства восстановления, применяемые в ходе учебно-тренировочного процесса по избранному виду спорта;
8. Раскрыть средства восстановления, применяемые после перенесенных трав, заболеваний, перенапряжений;
9. Назвать педагогические средства восстановления, определить их роль в управлении работоспособности спортсменов.
10. Определить действие медико-биологических средств восстановления;
11. Раскрыть психологические средства восстановления;
12. Назвать главный тезис планирования восстановительных процессов.