Что такое спортивная психология
Спортивная психология: цели, задачи, роль в спорте
Психология спорта играет важную роль в жизни каждого спортсмена. Когда смотришь на них по телевизору, кажется, что одержать победу не так уж и трудно, достаточно только усердно тренироваться. Однако на самом деле все гораздо сложнее. Спортсмены — такие же люди, как и мы. Они также сталкиваются с трудностями или просто плохим настроением. Поэтому не удивительно, что иногда им хочется все бросить и уйти. Психологи в этом случае оказывают колоссальную поддержку, помогая справиться с напряжением и настроиться на победу.
Определение понятия
Психология спорта — это наука об уже существующих и разрабатывающихся новых диагностических, терапевтических и профилактических методах работы со спортсменами, как профессиональными, так и начинающими. Ее главная задача — сформировать правильную мотивацию, а также создать подходящую эмоциональную среду для каждого отдельного человека.
Появилась спортивная психология еще в первой половине прошлого столетия. Это понятие ввел учредитель олимпийского движения Пьер де Кубертен. Однако, несмотря на ее существование, внимания психологии спорта уделялось совсем мало. И так было практически до Второй мировой войны. Все из-за того, что спорт не считался какой-то важной частью человеческой жизни. Нет, отдельные его виды, конечно, изучались. Но руководители государств не считали нужным исследовать возможности спортсменов.
После Второй мировой войны ситуация кардинально изменилась. Переживая небывалый упадок, страны пытались выделиться друг перед другом хотя бы в спортивной сфере. И уже вскоре победа на международных соревнованиях считалась небывалым достижением. Кроме того, она давала возможность государству не только заявить о себе на мировой арене, но и изменить политическое положение.
Со второй половины 20 века и по сегодняшний день в Европе и Америке ежегодно проводятся десятки семинаров, посвященных психологии спорта. Многие ведущие психологи проходят дополнительное обучение или полную переквалификацию для того, чтобы участвовать в разработке еще лучших методов тренировок.
Какая роль психологии в спорте
Спортивная психология преследует такие цели:
Спортивный психолог не только контролирует атмосферу в команде. Он участвует в разработке тренировок, выборе игроков для тех или иных позиций, создании игровой стратегии. При этом он старается максимально раскрыть потенциал каждого отдельного человека, принимая во внимание особенности его личности и характера.
Цели и задачи спортивного психолога
А теперь рассмотрим функции и обязанности спортивного психолога подробнее. Можно сказать, что он — семейный психотерапевт, который заботится об атмосфере внутри «семьи» и о каждом отдельном ее члене. Это «правая рука» тренера, которая участвует в психологической подготовке команды. Иногда требуется участие специалистов, которые проводят индивидуальную работу. Они помогают спортсменам, которые из-за личных трудностей и дискомфорта не могут добиться успеха.
Выделяют несколько задач, которые поставлены перед спортивным психологом:
Это лишь часть обязанностей спортивного психолога. При необходимости он выполняет и другие функции. Все зависит от потребностей конкретной команды.
Психология командных видов спорта
Подготовка к командной игре занимает отдельное место в работе спортивного психолога. Умение работать в связке с другими игроками, ставить общие интересы выше своих — это настоящее искусство. Но для того, чтобы овладеть им, нужно приложить массу усилий.
Для развития командного духа понадобится:
Последний пункт рассмотрим подробнее. Для того, чтобы подготовить игроков к любому исходу событий, нужно:
В психологической подготовке должны участвовать все без исключения члены команды, тренеры и психологи. Только в таком случае она принесет ощутимые результаты.
Особенности формирования психологии победителя
Из всех вышеописанных задач спортивной психологии одну стоит выделить отдельно — развитие у спортсмена психологии победителя. Все люди разные. Это факт. Поэтому те методы, которые работают с одним человеком, могут оказаться совсем неэффективными при работе с другим. В этом и состоит главная сложность выбора способа психологической регуляции.
Для того, чтобы мотивировать спортсменов на победу, психологи проводят специальные тренинги. Чаще всего они состоят из трех частей:
Современная психология спорта
Бешеный жизненный ритм оставляет свой отпечаток абсолютно на всех живущих на планете людях. Что уж говорить о спортсменах, у которых к эмоциональным нагрузкам добавляются физические? И эти нагрузки постоянно растут, из-за чего снизить воздействие стресса крайне сложно. В результате развиваются серьезные нарушения в виде повышенной тревожности, демотивации т.д.
Задача тренера и спортивного психолога в такой ситуации — минимизировать все проявления дискомфорта. Здесь важно сотрудничать и правильно распределять обязанности. Тренер, используя личный и профессиональный опыт, направляет спортсменов, а психолог выявляет и устраняет все негативные факторы, которые могут возникнуть в процессе тренировок.
Заключение
Итак, психология спорта — такое же важное направление, как и все остальные. По сравнению с другими людьми, спортсмены сталкиваются с большими нагрузками. Они чаще испытывают перенапряжение как в психологическом, так и в физическом плане. Следовательно, им сложнее бороться с дискомфортом и какими-то личными проблемами. В этих случаях и пригодится спортивный психолог. Он не только поможет обрести внутреннюю гармонию, но и побудит идти к успеху, несмотря ни на какие трудности.
Психология спорта
Содержание
Психология спорта [ править | править код ]
Автор: А.В. Родионов Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Россия
Экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами:
большие физические и психические нагрузки,
Современный спорт в полном смысле слова является моделью общества, и многие закономерности его существования раскрывают механизмы функционирования общества, а знание некоторых его механизмов способствует совершенствованию системы подготовки спортсменов.
Цели и задачи психологии спорта [ править | править код ]
Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все-нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают определенные цели ПС и задачи, которые могут решаться в ее рамках.
Для достижения этой целей решаются следующие задачи.
Экстремальность как условие спортивной деятельности [ править | править код ]
Спортивная деятельность высокого уровня является экстремальной, поскольку на определенных ее этапах становится индивидуально невыполнимой в связи с околопредельным напряжением психофизических сил спортсмена. Такое напряжение может достигать индивидуального «предела», за которым наступает отказ от выполнения деятельности или срыв. У каждого индивида есть «коридор» психофизиологического напряжения, в рамках которого он может выдержать негативные последствия напряжения.
В.Д. Небылицыным (1976) были систематизированы внешние факторы («стрессоры»), рассматриваемые им как первичные источники напряжения и перенапряжения, а также внутренние личные факторы, опосредующие влияние первых и определяющие особенности психологического отражения и оценки ситуации. Однако оценка (ощущение) того предела, при котором эти элементы при их сдвигах в крайние значения становятся «предельными», является сугубо индивидуальной величиной.
В спорте экстремальность ситуации обусловлена объективными факторами (большие физические и психические нагрузки, ограничения, свойственные тренировочному режиму, опасные ситуации, типичные, правда, не для всех видов спорта, жесткие условия отбора в команду и предсоревновательной подготовки, высокая конкуренция, характерная для любого вида современного спорта). Среди наиболее типичных факторов экстремальности ситуаций современного спорта можно назвать:
1) индивидуальные реакции на несоответствие между выполняемой работой и эффектом в виде спортивного результата,
2) степень напряжения деятельности, по-разному оцениваемая спортсменами с различными индивидуальными особенностями,
3) индивидуальная динамика состояния тренированности и особенно спортивной формы, которая провоцирует и различные оценки такого состояния со стороны спортсмена.
4) индивидуальная переносимость максимальных нагрузок.
5) особенности реакций на отдельные компоненты физиологического или психического стресса,
6) отношение к рискованным, травмоопасным ситуациям,
7) мнительность при оценке собственных возможностей и возможностей соперников (в том числе и отношение к «неудобным» соперникам),
8) специфика формирования установок на выполнение экстремальных действий.
9) специфика отношений к постоянным психоэмоциональным нагрузкам тренировочной деятельности,
10) специфика мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности.
Экстремальная деятельность провоцирует стойкий дистресс, т. е. неблагоприятное психическое состояние. Основной особенностью этого явления является тенденция не только не исчезать со временем, но и становиться более выраженным, а также проявляться внезапно на фоне общего благополучия. Дистресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт мотивов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления, стратегии поведения, их адекватному выбору.
Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, всенарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи, которые могут решаться в рамках психологии спорта.
Психология спорта в системе спортивной подготовки [ править | править код ]
Современная спортивная тренировка неотделима от соревнования, особенно на уровне спорта высших достижений. Больше того, значительные по объему и интенсивности нагрузки, напряжение психических и физических функций приводят к тому, что спортсмен оказывается в экстремальных условиях уже во время предсоревновательной подготовки. Особенно это характерно для спортивных игр и единоборств, в которых многие тренировки представляют собой игру или поединок, мало отличающиеся от соревновательных. Поэтому при анализе содержания подготовки представителей спортивных игр и единоборств учитывают не только физиологическую стоимость отдельных упражнений, но и ту степень психической нагрузки стрессового характера, которую испытывают спортсмены в процессе подготовки к турниру. Помимо этого, физиологический компонент стресса определяют значительные по объему и интенсивности физические нагрузки, а также неизбежные тренировки на фоне недовосстановления.
Психический компонент стресса определяется длительностью подготовки к турниру, его значимостью, условиями жесткой конкуренции в команде, напряжением контрольных матчей в игровых видах спорта и спаррингов в единоборствах. Стрессорами в одинаковой степени могут быть как условия деятельности, так и предстартовая ситуация, когда формируется установка на предстоящую деятельность, и спортсмен осознает величину психических барьеров, которые необходимо преодолеть в предстоящем соревновании. Особенно часто стресс имеет место в тренировочном процессе в единоборствах, когда он мало отличается по степени выраженности от соревновательного стресса. В игровых видах такие ситуации встречаются реже, в основном, когда решается вопрос попадания спортсмена в команду.
Традиционная система подготовки высококвалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к нагрузкам. Все более очевидно, что только при тренировочной нагрузке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения спортивной деятельности в экстремальных условиях.
Психология спорта изучает механизмы поведения, с помощью которых в реальных условиях конкурентной борьбы реализуется психическая дееспособность спортсмена. Спорт специфичен тем, что без выраженной психической напряженности, без стресса, невозможна полноценная адаптация к нагрузкам, как невозможен и высокий уровень тренированности спортсмена.
Психология спорта исследует структуру и динамику адаптационных процессов, которые происходят при приобретении спортсменом состояния тренированности. Для этого спортсмен должен обладать свойством адаптивности, т.е. индивидуальными возможностями приспособления к изменяющимся условиям, которые формируются мотивами, целью, задачами и ситуациями спортивной деятельности. Гибкая адаптивность дает спортсмену возможность быстро и бесконфликтно приспосабливать собственное поведение в данный конкретный момент времени.
Знание особенностей адаптации к условиям спортивной деятельности позволяет осуществлять гибкую регламентацию тренировочного процесса с помощью эффективных индивидуализированных управляющих воздействий, направленных на рациональное построение тренировки. Естественно, что адаптация определяется не только генетически обусловленными нейродинамическими и психодинамическими свойствами, но и степенью проявлений волевых усилий участников экстремальной спортивной деятельности. Таким образом, можно говорить о способности к своевременной адаптации к экстремальным условиям спортивной деятельности. Когда речь идет об отношении между целью спортивной деятельности и ее результатом, здесь выступают адаптивная и неадаптивная формы активности спортсмена. Процесс спортивной деятельности характеризуется как неадаптивная активность, когда цель и результат активности не совпадают, когда спортсмен вынужден выходить за пределы требований конкретной ситуации. Адаптивная активность сопровождает, прежде всего, тренировочную деятельность, она прекращается, когда результат действий соответствует поставленной цели.
Специфика актуального состояния спортсменов в условиях тренировок и соревнований определяется двумя факторами: уровнем активизации и особенностями позитивных или негативных эмоций. Степень активизации зависит от мобилизации энергетических ресурсов, что проявляется в физиологических параметрах, а эмоциональные реакции во многом обусловлены оценкой спортсменом положительного или отрицательного влияния своего состояния на соревновательный результат. В этом случае можно говорить и о наличии того психофизиологического состояния, которое адекватно возникает в экстремальных условиях и направлено на уменьшение эмоционального напряжения. Такое состояние может способствовать более эффективной деятельности, что особенно часто имеет место в трудных условиях соревнований.
Глоссарий [ править | править код ]
на основе общих и характерных для данной группы целей и особенностей деятельности
находятся в устойчивом и непосредственном взаимодействии.
изучение психологических закономерностей специфической деятельности спортсменов и команд и разработка психологически обоснованных методов спортивной тренировки.
Экстремальная деятельность вид деятельности, которая в определенный момент времени является для конкретного человека индивидуально невыполнимой в связи с околопредельным напряжением психофизических сил.
Библиография [ править | править код ]
Блеер А.Н. (2006). Экстремальная деятельность. Основы психофизиологии экстремальной деятельности: Курс лекций. М. [Обобщающая работа по проблеме экстремальной деятельности спортсменов.] Вяткин Б. А. (2000). Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Перм. гос. пед. ун-т, Пермь. [Обзор проблемы индивидуальных различий в спорте.] Гиссен Л.Д. (1990). Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. М.: Физкультура и спорт. [Книга о происхождении стресса в спорте и о средствах воздействия на него.] Джамгаров Т. Т., Пуни А. Ц. (1979). Психология физического воспитания и спорта. М. [Характеристика основных проблем и задач психологии спорта.]
Найдиффер P.M. (1979). Психология соревнующегося спортсмена. М.: Физкультура и спорт. [Практическое руководство по психологической подготовке спортсмена.]
Попов А.Л. (2000). Спортивная психология: Уч. пособие для спортивных вузов. 3-е изд. Московский психолого-социальный институт: Флинта. [Учебное пособие по психологии спорта.]
Психология спорта высших достижений. Учеб. пособие для ин-тов физ. культ, (под ред. А. В. Родионова). (1979). М.: Физкультура и спорт. [Учебное пособие по психологии спорта высших достижений.]
Родионов В. А. (2009). Спортивная психология в Европе//Спортивный психолог. № 3. С. 5
9. [Подробное изложение материалов по истории психологии спорта.]
Теплов Б. М. (1961). Проблемы индивидуальных различий. М.: Академия пед. наук. [Фундаментальный труд по проблеме одаренности и способностей.]
Anshell M.N. (1994). Sport psychology: From theory to practice (2nd ed.). Scottsdale, AZ:
Gorsuch Scarisbrick. [Характеристика теоретических и прикладных аспектов психологии спорта.]
Clauss G. (1981). Woerterbuch der Psychologie. VEB Bibliographisches Institut, Leipzig. [Словарь психологических терминов.]
Cox R.H. (1998). Sport psycholo-gy: Concepts and application (4th ed.). Dubuque, I A: Wm С Brown. [Характеристика понятийного аппарата и проблем психологии спорта.] Cratty B.J. (1973). Psychology in contemporaryy sport. Englewood Cliffs, New Jersey: Pren-tice-Hall. [Изложены практические вопросы ПС, в том числе управления стрессом в спорте.]
Kunath Р. (1991). Taetigkeitsorientierte Sportpsy-chologie. Verlag Harri Deutsch. [Рассматриваются вопросы психологии спортивной деятельности.]
Lidor R., Bar-Eli M. (Eds.). (1999). Sport psychology: Linking theory and practice. Morgantown, WV: Fitness Information Technology. [Сборник статей по психологии спорта.]
Ostrow А. С. (Ed.). (1996). Directory of psychological tests in the sport and exercise sciences. Morgantown, WV: Fitness Information Technology. [Характеристика тестов, используемых в психологии спорта.]
Tenenbaum Gershon, Morris Tony. (2000). Sport and Exercise Psychology. ICSSPE. Vade Me-cum. Directory of sport science. 2nd Edition. P. 159
178. [Краткая обзорная информация о психологии спорта.]
Биографическая справка [ править | править код ]
«Тренировать — не значит дрессировать»: зачем тренеру изучать спортивную психологию
И что такое на самом деле спортивная злость.
Stu Forster / Getty Images
Разбираемся вместе со спортивным психологом Викторией Борзенковой.
Виктория Борзенкова — мастер спорта международного класса по фигурному катанию и научный сотрудник лаборатории спортивной психологии Московского института психоанализа, работающей под руководством К. А. Бочавера. Виктория помогает разным спортсменам: от теннисистов до представителей киберспорта, ведёт блог о спортивной психологии и преподаёт на курсе «Психология спортивных побед».
Редакция Skillbox Media
Пишем о событиях, явлениях и понятиях из мира дизайна и программирования, геймдева, образования и бизнеса.
Кто такой спортивный психолог и чем он занимается?
Это специалист, который помогает спортсмену осознанно воспроизводить и переносить в соревнования результат, полученный на тренировке. Особенно это важно в видах спорта со сложнокоординационными элементами — в фигурном катании, художественной гимнастике.
Осознанно воспроизводить результат? Что это значит?
Часто на первых занятиях со спортсменом, когда он показывает какой-то элемент, я спрашиваю: «Что ты сейчас сделал хорошо? Что получилось?» Он отвечает: «Не знаю». И когда я пытаюсь выяснить, о чём он думал, оказывается, что тело автономно выполняло действие, а голова была занята чем-то другим. Скорее всего, он не повторит элемент так же хорошо.
Осознанное воспроизведение результата — это когда спортсмен понимает, что и как он делает, и благодаря этому может повторить элемент на соревнованиях.
Хорошо. А чем ещё полезна спортивная психология?
Она учит правильно мотивировать. Часто тренеры думают, что чем громче кричишь, тем быстрее спортсмен побежит. Это действительно может сработать, но такой результат будет неосознанным и единоразовым, потому что основан на страхе. А психика спортсмена не полигон для испытаний и экспериментов. Спортивная психология научит искать к спортсмену подход и понимать, что его действительно вдохновит на победу. Ну и, конечно, знание азов спортивной психологии уменьшит у спортсмена стресс и волнение перед соревнованиями.
Но зачем тренеру изучать спортивную психологию, если существуют специалисты?
Во-первых, спортивный психолог есть не во всех спортивных клубах и секциях. Например, если вы работаете в любительской или детской спортивной секции, вряд ли у вас в команде есть психолог.
Во-вторых, многие тренеры ревниво относятся к тому, чтобы с их спортсменами работал кто-то кроме них. Им кажется, что сейчас придёт психолог, сломает всю систему, подорвёт их авторитет. Надо сказать, что это не так. Психолог — помощник, а не конкурент. Но это тема для другого разговора. Самое главное, что стоит понять тренеру: спортивная психология — это дополнительный инструмент достижения цели спортсменом и тренером. Если вы, тренер, не хотите пускать в команду другого специалиста, то попробуйте сами изучить основы психологии, и увидите, насколько легче вам станет работать, а вашему спортсмену — показывать классные результаты.
А чем спортивная психология отличается от обычной?
Однажды ко мне обратилась мама девочки, которая занимается гимнастикой. Она рассказала, что специально искала спортивного психолога, потому что понимала: обычный психолог поможет завершить карьеру, а их задача — идти дальше.
Обычный психолог помогает человеку жить в гармонии с собой, спортивный психолог помогает расширять психологический диапазон. Спорт — это не про гармонию, а про постоянное преодоление себя, терпение боли ради того, чтобы продвинуться чуть-чуть дальше.
Точно так же и в спортивной медицине. У меня в 16 лет нашли блокаду сердца и, наверное, обычный врач посоветовал бы завязать со спортом. А спортивный — помог найти ресурсы, чтобы с этим недугом продолжить карьеру.
Психология спорта
Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.
Лао-Цзы (Ли Эр)
Для тех людей, которые занимаются спортом, необязательно даже профессионально, но и на любительском уровне, так сказать, для себя, помимо самого процесса, который вне всяких сомнений доставляет удовольствие, важен также и результат. А чтобы к этому результату прийти, человеку необходимо приложить определенные усилия, он должен проявить настойчивость, терпение, характер, а в особых случаях и волю к победе, которые в свою очередь зависят от психологии человека. Поэтому свою психологию нужно развивать, точно так же, как и физиологию. Ведь любому человеку, желающему добиваться определенных успехов, необязательно в спорте, а вообще во всем, что для него важно, нужно обладать психологией победителя и иметь бойцовский характер. Без этого успеха не достичь. В профессиональном спорте эти качества особенно важны. Но я считаю, что они важны и для обычной жизни, которая постоянно бросает нам вызовы. И поэтому психология спорта, о которой пойдет речь в этой статье, важна не только для тех, кто занимается спортом, но и для тех, кто воспринимает саму жизнь, как игру, как постоянное соперничество, как борьбу, в которой важно победить, важно добиться успеха, а не просто участвовать. Если вы принадлежите к числу именно таких людей, то эта статья для вас.
Первым делом я хочу сказать, что несмотря на относительную молодость этой отрасли психологической науки, ее значение для нашей жизни и особенно для спорта огромно. Ниже я покажу вам, как те методы, те инструменты, которыми пользуется спортивный психолог для работы со спортсменами, каждый из нас может использовать в своей жизни для преодоления всевозможных трудностей и достижения успеха в самых разных областях. Но для начала давайте выясним, что такое спортивная психология.
Психология спорта – это область психологии, которая занимается изучением закономерности формирования, а также проявления всевозможных психологических механизмов в спорте. Что это за механизмы такие? Давайте их рассмотрим. Вот очень хороший пример. Вспомните себя в таком состоянии, когда вам казалось, что все в этом мире вам по силам, ну или почти все. Было у вас такое хоть раз? Уверен, что было. Хотя бы что-то близкое к этому состоянию вы должны были испытывать хотя бы раз в жизни. А откуда оно берется, это состояние? Ему обычно предшествуют, либо какие-то ваши успехи в делах, в том числе и в спорте, либо внушение других людей, либо, что случается значительно реже, самовнушение. Вот допустим вы одержали победу в каком-нибудь незначительном спортивном состязании, например, на физкультуре в школе пробежали быстрее всех определенную дистанцию. От этого вы скорее всего испытаете удовольствие, особенно если вас похвалят, если другие люди признают вашу победу. И даже такая несущественная победа может оказать на вас очень сильное влияние. В тот момент, когда вы ощутите себя победителем, вы почувствуете свою силу, почувствуете свои возможности, которые могут показаться вам безграничными и вы захотите добиваться еще больших побед в еще больших делах, соревнованиях. Таким образом, почувствовав вкус победы, вы настроитесь на дальнейший успех. Вот это ощущение себя победителем позволяет человеку мыслить и действовать в дальнейшем, как победитель. Точно также вы будете чувствовать себя и от успехов в учебе, и от успехов в отношениях с другими людьми, и от разного рода достижений, которые в совокупности будут влиять на вашу самооценку, ваше настроение, вашу уверенность в себе. Вот этот вот путь от ощущения себя обычным человеком, или даже того хуже, от ощущения себя слабаком и неудачником, до ощущения себя победителем, сильной личностью, иногда даже особенной личностью – это тот самый психологический механизм, который используется в спорте, и не только в спорте.
В обычной жизни человеку тоже очень важно почувствовать вкус от успеха в различных делах, чтобы преодолеть страх перед ними, чтобы преодолеть свою неуверенность, чтобы почувствовать свою силу и вкус победы. Допустим, решили вы стать предпринимателем и предприняли попытку открыть свое дело, которая оказалась неудачной. Как вы считаете, какова вероятность того, что после этой неудачи вы захотите повторить эту попытку? А какова вероятность ее повторения, после десяти неудачных попыток? Не очень высокая, согласитесь. И совсем другое дело, когда вы добились успеха в том или ином деле, а потом еще одного и еще, тогда уверенность в своих силах в вас будет только крепнуть. Вот поэтому очень важно почувствовать, образно выражаясь, вкус крови, чтобы у вас появился аппетит, или, если хотите, чтобы в вас проснулся хищник, голодный для побед, голодный до успеха. В спорте спортивный психолог должен грамотно возбудить этот голод в спортсмене, постепенно, с помощью небольших успехов, с помощью маленьких побед выводя его на, так сказать, чемпионский уровень. А в обычный жизни, либо с помощью психолога, либо самостоятельно, человек должен приучить себя побеждать, чтобы укрепить свой характер, развить в себе волю к победе, повысить свою самооценку и настроиться на успех.
Что касается самовнушения, то это очень важный навык для любого спортсмена, позволяющий ему настроиться на борьбу. Также это и большое мастерство, которому нужно учиться. В спорте умение заниматься самовнушением тесно связано с характером спортсмена, благодаря которому он борется до конца, убеждая себя в том, что он не проиграет до тех пор, пока не сдастся. Самовнушение – это по сути самоконтроль, с помощью которого спортсмен управляет своим внутренним состоянием. Вы можете не победить – это допустимо, ибо в жизни нельзя все время побеждать, иногда и проигрывать приходится. Но вы вполне можете не сдаваться, чтобы не проиграть внутри себя раньше, чем вы проиграете в действительности. Вот это умение бороться до конца, благодаря характеру, благодаря вере в себя, вере в успех, вере в победу – отличает великого спортсмена от среднестатистического. Поэтому спортивный психолог, занимаясь со спортсменами, помимо всего прочего, о чем будет сказано ниже, должен научить их заниматься самовнушением, чтобы в тех ситуациях, когда они останутся один на один с тем вызовом, который судьба бросит им – достойно его принять без чьей-либо помощи.
Есть и другие психологические механизмы, методики, приемы, более тонкие, помогающие спортсменам не только побеждать, но и переживать неудачи. Некоторые из них спортивные психологи держат в секрете, особенно детали этих методик они стараются не раскрывать, потому что некоторые из них дают большое преимущество спортсменам перед соперниками, как тот же допинг.
Что касается неудач и поражений, то с ними спортсменам обязательно нужно уметь справляться, потому что поражения в спорте неизбежны. Для этого необходимо иметь хорошую психологическую подготовку, чтобы правильно относиться к своим поражениям. Представьте себе, что в вашей жизни вы постоянно терпите неудачи практически во всех своих делах, или говоря о спорте – вы постоянно уступаете, постоянно проигрываете. Из-за этого у вас в мозгу образуется устойчивая связь между всем, что вы делаете и неудачей, поражением, проигрышем. Это неизбежно приводит к тому, что вы начинаете хуже к себе относиться. Вот, спрашивается, что с этим делать? Ведь понятно же, что вера человека в себя в таких ситуациях падает, ее вообще может не быть. А как можно заниматься спортом, без веры в себя, без нацеленности на победу, без понимания того, что ты можешь достичь успеха, даже после большого числа поражений? Так вот, как в спорте, так и в обычной жизни, в таких ситуациях важно уяснить одну простую мысль – если вы в чем-то терпите неудачу, то это происходит потому, что вы что-то неправильно делаете, а не потому, что вы сами по себе чем-то плохи. Разницу чувствуете? Успех – это всегда определенная закономерность, даже в тех случаях, когда он является случайностью, счастливым стечением обстоятельств, везением. Просто мы, люди, не всегда можем видеть закономерности в тех или иных результатах, поэтому и говорим об удаче, везении и тому подобных вещах. Но вам, чтобы настроиться на успех, важно понимать, что к нему, к этому успеху, ведет несколько путей, которые вам нужно просто найти.
Предположим, что вы тяжелоатлет и вам необходимо научиться поднимать определенный вес, чтобы добиться успеха на соревнованиях. Вы должны знать о процедуре поднятия штанги все, что можно, чтобы понимать, что именно вам нужно делать, чтобы найти или даже протоптать дорожку к успеху. Тренировки, питание, самовнушения, правильный отдых и, чего уж там греха таить, правильная фармакология – все это нужно уметь правильно использовать для достижения успеха. Спорт, каким бы он ни был – это система, которую нужно изучать, а по возможности совершенствовать, поскольку другие спортсмены ее тоже изучают, а вам надо обойти их, надо понять в своем виде спорта больше, чем понимают другие, и тогда вы добьетесь успеха. То есть, в данном случае, спортсмену нужно понять, что его неудачи не связаны с его личностью, чтобы он в своих собственных глазах не был слабаком и неудачником. Он должен понимать, что для достижения успеха ему просто нужно понять систему и действовать в соответствии с ее законами, чтобы победить. Или если хотите, можно сказать спортсмену, что его успех зависит от секрета, который ему нужно познать, тем самым переведя его внимания с него самого на то, что он должен делать, чтобы преуспеть в спорте. Только в таком случае спортсмен будем должным образом психологически настроен на тренировки, на выступления и в конечном счете на победу. Я сам часто использую этот метод, помогая людям преодолевать жизненные трудности. И я даже не стану говорить вам, что он работает, потому что он не может не работать. Ведь согласитесь, есть разница между пониманием тобой того, что ты, как человек, как личность, чего-то там не можешь, и тем, что ты просто не знаешь, как надо что-то делать, чтобы добиться в этом деле успеха, поэтому делаешь это неправильно. Поэтому в одном случае человек думает слишком много о себе, причем думает плохо и это его подавляет, а в другом, он ищет путь к успеху. Понятное дело, что лучше искать путь к успеху, чем съедать себя из-за своих неудач.
Таких вот тонкостей в спортивной психологии много, и у каждого спортивного психолога есть свои приемы, рассчитанные как на сознательную, так и на эмоциональную сферу личности, с помощью которых он настраивает спортсменов на победу и помогает им пережить поражение. Я считаю, что самое важное в спортивной психологии именно для психолога – это уметь находить подход к каждому спортсмену, даже если он работает не с одним человеком, а с целой командой. Каждый спортсмен – это личность, у которой есть свои особенность, свои достоинства и недостатки. Нужно исходить именно из этого, работая с психикой спортсмена, тогда вклад спортивного психолога в успех этого спортсмена будет существенным.
Также в спортивной психологии есть отдельное направление, которое занимается исследованием таких проблем, как грамотное формирование команд, проблемы межгрупповых взаимоотношений и сплоченности всего спортивного коллектива, межличностные отношения в этом коллективе, приемы, позволяющие повысить ценностно-ориентационное единство, а также проблемы с болельщиками. Так что командный дух и грамотная связь, как отдельно взятого спортсмена, так и всей команды с болельщиками, которые являются основными спонсорами всех спортивных состязаний, тоже во многом зависят от спортивного психолога.
В настоящее время также активно ведутся исследования в такой области, как изучения психологических возможностей современных спортсменов. И мы видим, что практически во всех видах спорта современные спортсмены добиваются более внушительных результатов, чем их предшественники. Поэтому неизвестно, какими возможностями будут обладать спортсмены будущего, как в физическом, так и в психологическом плане. Не менее важным для будущего спорта является и развитие детской спортивной психологии, которая в частности помогает отбирать перспективных детей, занимающихся или желающих заниматься спортом, чтобы грамотно их тренировать и воспитывать на разных возрастных стадиях и таким образом делать или лучше сказать, выращивать из них хороших спортсменов. И все это делается во имя хороших спортивных результатов, которые мы, болельщики, ждем от своих спортсменов и в целом от спорта.
Задачи спортивной психологии
Давайте теперь посмотрим, какие задачи у нас выполняет спортивная психология. Первым делом стоит сказать, что очень важную роль в спортивной психологии играет – спортивный психолог. От этого специалиста многое зависит. Потому что важны не сами психологические методы, механизмы, приемы, которые используются в спортивной психологии, а их грамотное применение. А грамотно применить их может только хорошо обученный специалист, желательно с богатым опытом. Работая со спортсменом, он помогает ему решить следующие задачи:
1. Повысить общую эффективность тренировок. Это делается за счет выработки нужного уровня мотивации, что само по себе очень важно. Мотивация многое решает не только в спорте, но и вообще в жизни. Поэтому к ней должен быть самый серьезный подход. Разных спортсменов нужно мотивировать по-разному, но при этом всех их, я считаю, нужно настраивать на победу, только в таком случае они выложатся по полной. Также спортивный психолог помогает спортсмену сосредоточиться на конкретной цели и сформировать нужные для ее достижения двигательные умения и навыки. Я бы это назвал – работой с дисциплиной или над дисциплиной спортсмена. Это тоже очень важный момент.
2. Создать необходимые психологические условия, чтобы улучшить психологическую выносливость спортсмена, а также помочь ему достичь высоких показателей силы, ловкости, скорости, выносливости. Помимо этого, создание необходимых психологических условий способствует развитию у спортсмена специализированных видов восприятия, когда он не испытывает чувство страха, волнение, тревогу, беспокойство, нервозность и прочие ограничивающие его возможности негативные чувства перед соревнованиями.
3. Психологически подготовиться к предстоящему соревнованию. В данном случае важно ознакомить спортсмена со всеми тонкостями и особенностями того соревнования, в котором он будет участвовать, чтобы он мысленно смог себе представить, как все будет проходить. Спортсмену нужно проиграть в своем воображении сцену предстоящих событий, чтобы адаптировать к ним свою психику.
4. Сформировать личность спортсмена, чтобы он лучше взаимодействовал со своим тренером и другими спортсменами в команде. Никакой заносчивости или чувства угнетенности у спортсмена быть не должно, иначе это пойдет во вред не только его личной результативности, но и всей команде. Это, конечно, если речь идет о командных видах спорта. Но и для некомандных видов спорта, личность спортсмена имеет огромное значение. Работа с ней – это очень тонкая работа и одна из самых сложных для спортивного психолога. Нельзя, как я уже писал выше, применять ко всем спортсменам одинаковый подход, — это неэффективно, а иногда даже вредно. Я знаю это благодаря своим собственным наблюдениям за работой спортивных психологов.
5. Психическая регуляция. Здесь речь идет о способности спортсмена вызывать в своей голове, в том числе и по памяти, определенное эмоциональное состояние, которое понадобиться ему для успешного выступления. То есть, мы с вами говорим об эмоциональной памяти, которая ничего не забывает. Если мы когда-нибудь, хотя бы один раз в жизни испытали определенную эмоцию, то при желании мы можем испытать ее вновь. Соответственно, чтобы настроить спортсмена на успешное выступление, нужно помочь ему вызывать у себя такую эмоцию, которую он испытывал, когда добивался побед в прошлом. Если ярких побед в его жизни не было, можно внушить ему мысль о них, либо провести параллели с другими его успехами. К нужным эмоциям, настраивающим спортсмена на победу можно прийти разными способами.
6. Повысить у спортсмена силу воли, чтобы в тех ситуациях, когда этот наиважнейший для успешного выступления показатель находится на низком уровне, помочь спортсмену это состояние преодолеть. Не менее важно контролировать этот показатель и в тех ситуациях, когда он слишком высок, поскольку есть риск того, что спортсмен может “перегореть” до того, как начнутся соревнования.
7. Оказание оперативной помощи спортсмену. Эта помощь подразумевает проведение необходимой работы со спортсменом в те моменты, когда он чувствует очень сильное напряжение. Речь может идти как о работе со стрессом, в частности о снятии предстартовых волнений, так и о помощи после неудачных выступлений спортсмена, когда он очень сильно из-за этого переживает.
Как видите, друзья, многие рассмотренные нами выше моменты могут быть связаны не только со спортом, но и с повседневной жизнью большинства людей. Нам всем приходится к чему-нибудь время от времени подготавливаться, а также переживать тяжелые моменты в жизни, которые требуют от нас определенной стойкости и веры в лучшее будущее. Поэтому многое из спортивной психологии можно позаимствовать, для того чтобы смело принимать вызовы судьбы и добиваться побед на разных фронтах своей жизни.
Вся наша жизнь – борьба. Не получится у человека без усилий, без преодоления сопротивления внешней среды добиться в жизни хоть сколько-нибудь существенного успеха, да и просто выжить не получится. Ведь даже для того чтобы получить глоток воздуха, нам приходится прилагать определенные усилия, хоть и в основном бессознательно, но приходится. Так и со всем остальным – чем больше мы хотим от жизни, тем больше усилий должны приложить, чтобы это получить. В итоге жизнь превращается в борьбу, но поскольку это довольно-таки многообразная борьба, то лично мне больше нравится называть ее игрой, хотя иногда она больше похожа на войну, когда люди оказываются в очень тяжелых жизненных ситуациях, в которых речь может идти о жизни и смерти. Но все же чаще эта борьба похожа на игру. И поэтому, как и в спорте, чтобы в эту игру выиграть, нужно обладать довольно-таки сильным характером, устойчивой психикой и силой воли. Психология спорта может все это дать человеку. Для этого ему просто нужно адаптировать под свою жизнь те методы, которые спортивный психолог использует для работы со спортсменом. Давайте теперь посмотрим, в каких направлениях специалист работает со спортсменом.
Когда спортивный психолог психологически сопровождает спортсмена в течении всей его спортивной жизни, он делает это по нескольким направлениям:
1. Проводит психодиагоностику. С помощью психодиагностики измеряются и оцениваются индивидуально-психологические особенности личности. А они, как мы уже знаем, у всех людей разные.
2. Занимается индивидуальной психологической подготовкой спортсмена. То есть, в данном случае, спортивный психолог позволяет спортсмену изучить все свои сильные и слабые стороны и найти способы для их усиления.
3. Также спортивный психолог проводит психологические тренинги, как индивидуальные, так и коллективные. Такие тренинги помогают настроить спортсмена, спортсменов на высокие результаты, на победу.
4. Занимается ситуативным управлением поведения и состояния спортсмена. То есть, психолог помогает спортсмену принять правильное решение в ответ на конкретную ситуацию.
5. Ну и помимо всего вышеперечисленного, спортивный психолог занимается гендерной психологий в спорте. То есть, он изучает закономерности поведения человека, в данном случае спортсмена, в коллективе, которые определяются его биологическим полом, социальным полом, а также их соотношением.
Таким образом, как мы с вами видим, та работа, которую спортивный психолог проводит со спортсменами, вполне может быть адаптирована к обычным людям, для их подготовки к тем вызовам, которые им бросает жизнь. А жизнь наша, полна несправедливостей, в ней не всегда все складывается так, как мы того хотим, поэтому нужно быть психологически подготовленными ко всему. Не скажу, что психология спорта – это лучшее решение для человека, желающего подготовиться к трудностям в жизни, но некоторые моменты из нее можно позаимствовать. Поэтому даже если вы совсем не занимаетесь спортом, но при этом хотите одерживать победы в своей жизни и добиваться успеха в различных областях, то я рекомендую вам получше изучить ту работу, которую спортивный психолог проводит со спортсменами и использовать применяемые им методики для развития у себя психологии победителя. О некоторых из этих методик, приемов, психологических механизмов, вы сможете узнать из моих статей.