Что такое спортивно адаптивная школа

Адаптивная школа

Смотреть что такое «Адаптивная школа» в других словарях:

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа — (ДЮСАШ) учреждение физкультурно оздоровительной и спортивной направленности, основной деятельностью которого является организация и проведение среди лиц с ограниченными возможностями функций опорно двигательного аппарата, зрения, интеллекта и… … Официальная терминология

Школа № 27 (Таганрог) — Школа № 27 средняя общеобразовательная школа в г. Таганроге. Школа № 27 Основана: 1938 году Директор: Липало Вера Михайловна Тип: МОУ СОШ Адрес: 347930, Россия, Ростовская область, Таганрог, пл. Мира, 6 Сайт … Википедия

Адаптивная система (кибернетика) — Основная статья: Адаптивная система Адаптивная система в кибернетике система, которая в процессе эволюции и функционирования демонстрирует способность системы к целенаправленному приспосабливающемуся поведению в сложных средах. Адаптивная… … Википедия

Коровкинская средняя школа — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 июля 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия

Квант (детско-юношеская спортивная школа) — Детско юношеская спортивная школа «Квант» муниципального предприятия «Дворец спорта» (ДЮСШ «Квант» МУП «Дворец спорта») Основана 1959 Директор Роман Геннадьевич Тогаев Тип Детско юношеская спортивная школа Учеников более 1500 Адрес … Википедия

Квант (спортивная школа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квант (значения). Детско юношеская спортивная школа «Квант» муниципального предприятия «Дворец спорта» (ДЮСШ «Квант» МУП «Дворец спорта») Основана 1959 Директор Роман Геннадьевич Тогаев Учеников… … Википедия

Октябрьский административный округ (Омск) — Октябрьский административный округ Площадь: 65,7 км² Население: 164 454 … Википедия

СДЮСАШОР — специализированная детско юношеская спортивно адаптивная школа олимпийского резерва образование, спорт Источник: http://maps.yandex.ru/org/1110269439/ … Словарь сокращений и аббревиатур

КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ — процесс изменения культурных паттернов об ва. Этот процесс может протекать в разл. формах, и вся их сумма охватывается данным понятием. К.и. универсально: оно происходит всегда и везде. Вместе с тем, оно неизменно осуществляется в опр.… … Энциклопедия культурологии

Источник

Что такое спортивно адаптивная школа

студентка 3 курса факультета Истории и права ШГПИ

Что такое адаптивная школа

Изменения, происходящие в экономической, социальной и политической системах общества, требуют совершенствования и преобразования в педагогической сфере. Сегодня необходимы школы, которые будут удовлетворять потребности обучающихся, родителей (законных представителей), а также всего общества. Следовательно, возникает потребность в различных моделях образовательных учреждений. Одна из таких моделей – адаптивная школа Е.А. Ямбурга, школа, где всё создано и приспособлено для обучающихся, разных по своим индивидуальным возможностям и запросам.

Что такое спортивно адаптивная школа. Смотреть фото Что такое спортивно адаптивная школа. Смотреть картинку Что такое спортивно адаптивная школа. Картинка про Что такое спортивно адаптивная школа. Фото Что такое спортивно адаптивная школаРоссийская педагогика под адаптивной школой понимает учрежемуей лучше подстраиваться к любому ученику. Иначе говоря, школа адаптирующей педагогики или адаптивная школа – это когда любой воспитанник независимо от его психофизических особенностей может развиваться и достигать успехов.

Прообразом адаптивной школы считается мангеймская система обучения, в которой комплектование классов определяется имеющимся у ребёнка объемом знаний, умений и навыков, умственными способностями и степенью имеющихся знаний учащихся. Однако адаптивная школа существенно отличается от классической мангеймской системы.

В адаптивной школе жизнь детей и подростков не ограничивается лишь школьной жизнью, школа взаимодействует с семьями, с другими образовательными организациями (например, с организациями дополнительного образования) во время внеурочной и внеклассной деятельности, где педагоги школы будут для них «проводниками», а не «источниками готовых истин». В такой школе предполагается большой объем взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, где все желающие могут получить развитие своих индивидуальных интересов и потребностей.

Учебно-воспитательный процесс осуществляется с использованием различных методов и приемов организации разнообразной деятельности обучающихся: познавательной, правовой, эстетической и т.д. (формальное и содержательное разнообразие педагогического процесса представлено, например, тут). Адаптивная модель реализуется как в содержании образования, так и в организации образовательного процесса.

В адаптирующей педагогике школа создаёт условия ребёнку, а не ребёнок пытается привыкнуть к школе и освоить предложенный стандарт. При этом адаптация школы к ребенку, его возрасту, индивидуальным особенностям, достигается разнообразными уровнями предлагаемого материала, а так же его объемом и разнообразием методов образования. В такой среде ребёнок – это субъект, на который опосредованно воздействуют через семью, при этом осуществляют различные виды поддержки: психолого-педагогическую, социальную и экономическую. Если у ребёнка имеется необходимость в особых образовательных и иных потребностях, проводится компенсирующее обучение, создающее в окружении обучающегося такую среду, где регулируются пробелы школьного образования, педагогической запущенности в семье, устраняются нарушения в его работоспособности, проходит укрепление физических способностей и психологического состояния ребенка. Перед выпуском из школы подростки проходят профессиональную, социально-бытовую ориентацию, которая в будущем позволяет им легко пройти адаптацию к условиям реальной жизни.

Задачи адаптивной школы

Ступени адаптивной школы

В адаптивной модели обучения рализуется следующая ступенчатая структура.

Вторая ступень. Начальное общее образование: с первого по четвертые классы (дети с шести до девяти лет). Создаются классы, занимающиеся по методике Л.В. Занкова и компенсирующего обучения.

Востребованность адаптивной школы в современном образовании

Таким образом, несмотря на то, что в школе адаптирующей педагогики, обучаются различные категории учащихся, в их числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении и т.п.), выпускники овладевают учебным материалом (стандартом) и главная цель, поставленная данной моделью школы – сохранность личности воспитанника в любых жизненных обстоятельствах. Среди положительных моментов адаптирующей педагогики следует также отметить, что педагогический коллектив ищет пути и различные подходы для успешной адаптации обучающихся, а это актуальное направление в развитии современной педагогике. В соответствии с законом «Об образовании» родители (законные представители) первые «учителя» для своих детей, но не все родители имеют знания в области педагогики и современных педагогических подходов, поэтому более тесное взаимодействие с ними, оказание им различной консультативной помощи в таких школах оказывает положительное влияние, что очень актуально.

Источник

Учреждения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта

«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 3

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Рассмотрим особенности организации спортивной деятельности учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, обустройство парапетов и подъемников и пр.).

Формирование учебных групп

В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912 для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Стоит отметить, что возраст обучающихся в указанных учреждениях строго не регламентирован: рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления (п. 4 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912).

Формирование групп обучающихся осуществляется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсменов, требующихся для занятий определенным видом спорта.

Каков состав учебных групп? Как определено п. 5 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, существуют три вида учебных групп:

Также при формировании учебных групп необходимо учитывать степень подготовки спортсмена.

Методические рекомендации N СК-02-10/3685 подразумевают следующие этапы подготовки, на которые следует ориентироваться учреждениям адаптивной физической культуры и адаптивного спорта:

Оплата труда тренеров-преподавателей

Как определено п. 9 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам.

До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждениях собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендовано тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.

Расчет количества ставок тренеров-преподавателей приведем по методике, содержащейся в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912, и отразим ниже в виде таблицы.

Количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 4), умножается на коэффициент нормирования (графа 5). Полученные показатели по каждой группе суммируются, общая сумма делится на 100. В нашем случае сумма составит 10,1 (1017,1 / 100).

Далее определяется потребность в тренерско-преподавательском составе:

Также в учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта устанавливается надбавка за особые условия труда в размере 20% к тарифным ставкам (окладам). Как определено п. 11 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, право на такую надбавку имеют директора, заместители директоров, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта, иные штатные работники, непосредственно работающие в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Данная надбавка также устанавливается тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.

Пример. Ученик тренера-преподавателя стал чемпионом Паралимпийских игр в составе сборной России. Всего у данного тренера-преподавателя занимается 6 чел. Его оклад составляет 6000 руб.

Коэффициент повышения составит 1,16 ((1 x 2 + 5) / 6).

Размер оклада тренера-преподавателя будет равен 6960 руб. (6000 руб. x 1,16).

Источник

Организация деятельности учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта

«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 9

Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Рассмотрим особенности такой организации.

Методические рекомендации N ЮА-02-07/912 согласованы с Минобрнауки, которым разработаны Рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» для использования в работе по подготовке документов по организации деятельности:

Данные Рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к Методическим рекомендациям N СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физкультуры и адаптивного спорта, то есть основой деятельности остаются Методические рекомендации N СК-02-10/3685.

Обязанность по организации физкультурно-спортивного развития, в том числе созданию детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, а также расходы по ним возлагаются на субъекты РФ и органы местного самоуправления, об этом говорится в п. 2 ст. 38 Федерального закона N 329-ФЗ, а также в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912. В этих целях рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитию спорта инвалидов.

Кроме того, при организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты в виде приобретения и использования спецтранспорта и оборудования, обустройств парапетов и подъемников и пр. (п. 2 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912).

Формирование учебных групп

Исходя из положений п. 3.1 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685 занятия в спортивной школе проводятся по образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым учреждением на основе примерных программ по видам спорта, допущенных Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, и (или) образовательных программ, рекомендованных Федеральным органом управления в сфере образования.

Формирование групп, а также предоставление учебно-тренировочных нагрузок зависят от степени подготовки спортсмена, а также от степени его функциональных возможностей.

Существуют несколько этапов подготовки: спортивно-оздоровительный, начальный, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.

Распределение спортсменов по группам

В п. 3.12 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685 сказано, что при объединении в одну группу обучающихся разных возрастов и спортивной подготовленности рекомендуется не превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов. Данное положение в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912 дополнено тем, что при объединении, помимо спортивного мастерства, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов.

Указанное объединение проводится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).

Состав групп функциональных возможностей

Согласно п. 5 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912 таких групп три.

К первой группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из таких поражений, как:

а) двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах);

б) односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны;

в) двусторонняя ампутация плеч;

г) ампутация четырех конечностей;

Ко второй группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.

К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:

а) одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс A6);

б) одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);

в) двусторонняя ампутация предплечий (классы A5, A7);

К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:

а) одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс A4);

б) односторонняя ампутация стопы по Пирогову в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс A3);

в) одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс A8);

г) одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);

Организация учебного процесса

Перейдем к изменениям, внесенным в организацию учебного процесса. Как предусмотрено в п. 4.5 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685, по всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы. Полный перечень лиц, привлекаемых для проведения занятий, представлен в п. 8 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912. Помимо основного тренера-преподавателя привлекаются как другие тренеры-преподаватели, так и специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами.

Оплата труда работников учреждений адаптивной физической культуры и спорта

Системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам.

Вместе с тем до разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендовано тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.

Произведем примерный расчет ставок тренеров-преподавателей. Он производится по следующей методике (п. 10 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912):

Общая сумма по графе 6 составит 15,1 (1511,7 / 100). Определили потребность в количестве ставок 15,1.

Кроме ставок работникам учреждений адаптивной физической культуры и спорта выплачиваются надбавки. При этом помимо надбавок, предусмотренных п. 7.4 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685, в указанных учреждениях осуществляется выплата надбавки за особые условия труда. Право на ее получение имеют директора, заместители директоров, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта, иные штатные работники, непосредственно работающие в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.

Данную надбавку также рекомендуется устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.

В заключение отразим расчет повышения должностного оклада тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов. Показатели расчета надбавок за результативность приведены в таблице.

Должностной оклад увеличивается на повышающий коэффициент, который рассчитывается следующим образом (п. 12 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912):

Например, если у тренера-преподавателя один ученик из пяти стал чемпионом мира, при установленном ему должностном окладе в 10 000 руб. коэффициент повышения составит 1,2 ((1 x 2 + 4) / 5). Следовательно, размер оклада тренера-преподавателя составит 12 000 руб. (10 000 руб. x 1,2).

Источник

Спортивные школы

Что такое спортивная школа

Что такое спортивно адаптивная школа. Смотреть фото Что такое спортивно адаптивная школа. Смотреть картинку Что такое спортивно адаптивная школа. Картинка про Что такое спортивно адаптивная школа. Фото Что такое спортивно адаптивная школа

Чаще всего спортшколы – это учреждения дополнительного образования, которые обучают детей и подростков по расширенным программам физвоспитания, руководствуясь при этом сразу двумя законами – «Об образовании» и «О физической культуре и спорте». Согласно официальным положениям, такие учебные заведения призваны выполнять следующие задачи:

Поскольку речь идет о дополнительном обучении, в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга, поэтому физической подготовкой ребята занимаются в свободное от основной учебы время. Однако есть и особые учреждения, которые в это правило не вписываются. О них мы тоже обязательно расскажем.

Основные типы спортивных школ

В России существует несколько видов учебных заведений, которые занимаются физподготовкой детей и подростков. Вначале речь пойдет о возможных организационно-правовых формах.

ДЮКФП

Детско-юношеские клубы физической подготовки стремятся массово приобщать ребят к систематическим занятиям спортом. Их задача – охватить как можно бо́льшую аудиторию, чем и обусловлены особенности ДЮКФП:

Чтобы увлечь спортом как можно больше потенциальных учеников, ДЮКФП предлагают программы по наиболее интересным для подростков дисциплинам. Так, например, на базе керченского Детско-юношеского клуба физической подготовки работает сразу 10 секций: акробатики, баскетбола, кикбоксинга, легкой атлетики, дзюдо, тхэквондо, футбола, фехтования, стрельбы из лука и традиционной тюркской борьбы куреш. В группы набирают ребят преимущественно от 7 до 18 лет без медицинских противопоказаний, причем заниматься можно в нескольких секциях сразу либо переходить из одной в другую. Обучение – исключительно бесплатное, и при переизбытке желающих приоритетом пользуются обладатели социальных льгот.

Детско-юношеские спортивные школы – учреждения уже более серьезные в том смысле, что они занимаются углубленной подготовкой. Дисциплин может быть несколько или всего одна-две, но в среднем их меньше, чем в клубах, то есть направленность у ДЮСШ более узкая. Если обычные секции созданы больше для ребят, нацеленных на общефизическую подготовку (ОФП), то школа ориентирована в том числе на тех, кто в будущем планирует заниматься спортом профессионально. Поэтому и отбор детей в СШ – более строгий: кандидаты не только предоставляют документы об отсутствии медицинских противопоказаний, но и сдают нормативы. В отличие от клубов, ДЮСШ нацелены не столько на процесс, сколько на результат обучения и потому заинтересованы в том, чтобы отбирать наиболее способных и перспективных воспитанников. В связи с этим тренеры нередко сотрудничают с общеобразовательными школами и сами приглашают способных с их точки зрения ребят на пробные занятия. Так как программа в СШ более сложная и нагрузка выше, чем в клубной секции, ученики спортшкол в обязательном порядке проходят регулярную диспансеризацию для получения допуска к дальнейшей подготовке.

СДЮШОР

Спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, как понятно из самого названия, занимаются подготовкой по дисциплинам, которые входят в программу современной олимпиады. Эти учебные заведения очень похожи на ДЮСШ, но все же имеют ряд отличий:

В качестве примера можно упомянуть СШОР № 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где подготовка ведется по 8 олимпийским дисциплинам: дзюдо, вольной и греко-римской борьбе, художественной гимнастике, самбо, джиу-джитсу, спортивным танцам и киокусинкай (разновидности карате). Хотя учреждение бюджетное и основные программы там бесплатны, коммерческие услуги тоже предусмотрены. Речь идет о дополнительных занятиях по общефизической подготовке, питании и организации спортивных мероприятий на территории школы.

Подводя промежуточный итог, можно сказать, что в СДЮШОР стоит отдавать ребенка с перспективой на переход в большой спорт. Если же прицела на дальнейшую карьеру нет и вас больше интересует физическое развитие как таковое, то упрощенной программы ДЮСШ будет достаточно.

ДЮСАШ

Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы занимаются физподготовкой, реабилитацией, объединением и социальной адаптацией ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – нарушениями зрения, слуха, интеллекта, болезнями опорно-двигательного аппарата. Количественно таких учреждений в России относительно немного, и все они руководствуются особыми федеральными стандартами подготовки, разработанными специально для спортсменов с ОВЗ.

Хорошим примером организации этого типа служит Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, которая занимается подготовкой резерва для региональных и федеральных команд. Занимаются здесь не только дети, но и взрослые, но существенной разницы между ДЮСАШ и САШ как таковой нет. В зависимости от характера патологии, основные программы в школе делятся на 4 типа:

САШ активно сотрудничает со специальными общеобразовательными учреждениями и привлекает их воспитанников в физкультурные и спортивные группы. Занятия способствуют коррекции основного дефекта ребенка или подростка и в то же время работают на его социализацию. Несмотря на то, что спорт высоких достижений для такого рода учреждений не приоритет, САШ Свердловской области активно участвует в развитии паралимпийского движения и готовит участников соревнований (в том числе международных) для людей с ограниченными возможностями.

Классификация по виду пребывания и особенностям обучения

Выше мы рассмотрели различия между спортивными школами с точки зрения их организационно-правовых форм и общей направленности. Теперь же поговорим о видах этих учебных заведений в контексте их внутренней организации и особенностей работы.

Спортивные интернаты

Этот вид учебного заведения представляет собой сплав простой средней и спортивной школ, где воспитанники проходят общеобразовательные предметы, тренируются и при этом живут на полном пансионе, то есть домой уезжают только на выходные и/или каникулы. Если основная (минимальная) часть программы для всех учреждений этого типа едина, то дополнительная, спортивная, зависит от специализации конкретной школы. Взять, к примеру, московский интернат «Чертаново», существующий уже более 40 лет. Профиль у него, как и у большинства спортивных интернатов, узкий: здесь готовят будущих футболистов, причем отделения 2 – мужское и женское. Обучение ведется с 1 класса, и специальный конкурс проходят даже малыши: на отборочных тренировках педагоги выявляют наиболее способных претендентов. Основная задача школы – подготовка резерва для профессиональных команд, поэтому поступают сюда те, кто в будущем хотел бы связать свою жизнь с футболом.

Ещ е один пример такой школы – интернат «Спортивный резерв» из Санкт-Петербурга. Специализация здесь чуть шире, чем в «Чертаново», – волейбол и велоспорт, причем во втором случае есть даже разделение на подвиды: шоссейные гонки, трек и маунтинбайк. В противовес предыдущему примеру, обучение здесь ведется лишь с 8 по 11 класс, и набирают сюда лишь тех, кто уже прошел предварительную подготовку в спортивных секциях соответствующего направления. Помимо школы и общежития, при «Спортивном резерве» работает летний лагерь, где ребята с пользой для здоровья и общего развития проводят каникулы.

Общеобразовательные школы со спортивным уклоном

Многие средние школы имеют специализацию. У одних она связана с иностранными языками, у других – с физикой и математикой, у третьих – с биологией. Спорт – один из возможных вариантов. Основная программа здесь – общеобразовательная, а на физическую культуру выделяются дополнительные часы. Зачастую такие школы работают по договору со спортивными и открывают у себя специализированные классы, в которые проводят отбор. В некоторых случаях спортивная и общеобразовательная школы фигурируют как подразделения одного и того же учреждения. Ярким примером тому служит учебный центр под названием «Московская экспериментальная школа», открытый в 1992 году Заслуженным тренером России Г. Н. Музруковым. Ребята здесь учатся с 1 по 11 класс и параллельно проходят подготовку по ушу, причем тренировки, а также локальные соревнования, проводятся примерно там же, где и обычные уроки, поскольку при школе существует так называемый дворец ушу, который непосредственно к ней прилегает.

Средние школы с уклоном хороши тем, что основное образование в них гармонично сочетается со спортивным. Если ребенок ходит в сторонний клуб или ДЮСШ, баланса в этом плане достичь труднее, особенно если цель – высокие достижения. Например, на соревнования часто приходится отпрашиваться с уроков, тренировки порой тоже накладываются на основные занятия, что потенциально может привести к ухудшению результатов как по спортивным, так и по общеразвивающим дисциплинам. Если же школа и ДЮСШ объединены или, как минимум, сотрудничают, основная программа и расписание изначально составляются с учетом дополнительной нагрузки, поэтому и вероятные организационные проблемы решаются сами собой.

Комплексные учебные центры

Наряду со спаянными воедино общеобразовательными и спортивными школами существуют учебные центры, которые структурно похожи на тот, о котором шла речь в предыдущем абзаце, но имеют больше подразделений и дают не только общее и дополнительное спортивное, но порой даже специальное образование. Так, одно из столичных учреждений, которое формально именуется Колледжем физической культуры и спорта «Спарта», на деле представляет собой конгломерат из 3-х разнородных учебных заведений: средней школы и СШОР, а также колледжа с очной и заочной формами обучения, где готовят педагогов по физической культуре.

Еще один интересный пример комплекса – Центр образования и спорта «Москва-98», который в 2013-м стал лауреатом конкурса «Сто лучших школ России». Здесь структура еще необычнее, поскольку в нее входит сразу 6 отделений: 3 детских сада и 3 школы – 2 общеобразовательных и 1 спортивная («Олимп»). Курирует «Москву-98» региональный Департамент спорта, а потому и все подразделения, в том числе дошкольные, приобщают своих воспитанников к физической культуре.

Условия поступления

Требования, которые спортшколы предъявляют к потенциальным ученикам, разнятся в первую очередь в зависимости от типа учебного заведения. Каждое учреждение вправе корректировать условия набора, но общие закономерности таковы:

Что касается документов, которые предоставляют администрации родители поступающих, то их список утверждает само учебное заведение. Если же проанализировать перечни на сайтах разных школ, то пакет требуемых бумаг будет включать в себя как минимум заявление, свидетельство о рождении, справку о регистрации, заключение о состоянии здоровья, фотографию и документ о родстве или праве представлять интересы ребенка.

Плата за обучение

Основные программы в государственных учебных заведениях бесплатны. Это касается и общеобразовательных спортивных школ, и интернатов, и клубов. Но каждое учреждение вправе по собственной инициативе предлагать за деньги дополнительные услуги, и их набор зачастую весьма интересен. Особенно выделяется в этом смысле Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, о которой мы вкратце рассказали выше. Наряду с обучением за государственный счет, она предлагает платные занятия в тренажерном зале, 6 видов массажа, душ Шарко, комнату тепловой релаксации. Также на коммерческой основе здесь можно заниматься восточными танцами, фитнес-йогой, стретчингом. Есть детские группы по лечебной физкультуре, действует программа «Киндер-микс» – комплекс занятий по фитнесу для ребят 4–12 лет. В целом относительно платных услуг спортшколы мало отличаются от обычных общеобразовательных и в большинстве случаев организуют за деньги дополнительные занятия, здоровое питание, а иногда даже сдают в аренду помещения для физкультурных мероприятий.

Поскольку здоровый образ жизни среди молодежи сейчас в моде, а государство активно эту тенденцию поддерживает, нехватки спортивных школ в городах России сегодня нет. Если ваш ребенок с малых лет проявляет интерес к большому спорту или просто нуждается в общефизической подготовке, которая при отсутствии специфических противопоказаний не повредит никому, смело выбирайте достойное учебное заведение. При должном усердии спорт может стать не только интересным увлечением, но и судьбой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *