Что такое спортивно адаптивная школа
Адаптивная школа
Смотреть что такое «Адаптивная школа» в других словарях:
Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа — (ДЮСАШ) учреждение физкультурно оздоровительной и спортивной направленности, основной деятельностью которого является организация и проведение среди лиц с ограниченными возможностями функций опорно двигательного аппарата, зрения, интеллекта и… … Официальная терминология
Школа № 27 (Таганрог) — Школа № 27 средняя общеобразовательная школа в г. Таганроге. Школа № 27 Основана: 1938 году Директор: Липало Вера Михайловна Тип: МОУ СОШ Адрес: 347930, Россия, Ростовская область, Таганрог, пл. Мира, 6 Сайт … Википедия
Адаптивная система (кибернетика) — Основная статья: Адаптивная система Адаптивная система в кибернетике система, которая в процессе эволюции и функционирования демонстрирует способность системы к целенаправленному приспосабливающемуся поведению в сложных средах. Адаптивная… … Википедия
Коровкинская средняя школа — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 июля 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия
Квант (детско-юношеская спортивная школа) — Детско юношеская спортивная школа «Квант» муниципального предприятия «Дворец спорта» (ДЮСШ «Квант» МУП «Дворец спорта») Основана 1959 Директор Роман Геннадьевич Тогаев Тип Детско юношеская спортивная школа Учеников более 1500 Адрес … Википедия
Квант (спортивная школа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Квант (значения). Детско юношеская спортивная школа «Квант» муниципального предприятия «Дворец спорта» (ДЮСШ «Квант» МУП «Дворец спорта») Основана 1959 Директор Роман Геннадьевич Тогаев Учеников… … Википедия
Октябрьский административный округ (Омск) — Октябрьский административный округ Площадь: 65,7 км² Население: 164 454 … Википедия
СДЮСАШОР — специализированная детско юношеская спортивно адаптивная школа олимпийского резерва образование, спорт Источник: http://maps.yandex.ru/org/1110269439/ … Словарь сокращений и аббревиатур
КУЛЬТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ — процесс изменения культурных паттернов об ва. Этот процесс может протекать в разл. формах, и вся их сумма охватывается данным понятием. К.и. универсально: оно происходит всегда и везде. Вместе с тем, оно неизменно осуществляется в опр.… … Энциклопедия культурологии
Что такое спортивно адаптивная школа
студентка 3 курса факультета Истории и права ШГПИ
Что такое адаптивная школа
Изменения, происходящие в экономической, социальной и политической системах общества, требуют совершенствования и преобразования в педагогической сфере. Сегодня необходимы школы, которые будут удовлетворять потребности обучающихся, родителей (законных представителей), а также всего общества. Следовательно, возникает потребность в различных моделях образовательных учреждений. Одна из таких моделей – адаптивная школа Е.А. Ямбурга, школа, где всё создано и приспособлено для обучающихся, разных по своим индивидуальным возможностям и запросам.
Российская педагогика под адаптивной школой понимает учрежемуей лучше подстраиваться к любому ученику. Иначе говоря, школа адаптирующей педагогики или адаптивная школа – это когда любой воспитанник независимо от его психофизических особенностей может развиваться и достигать успехов.
Прообразом адаптивной школы считается мангеймская система обучения, в которой комплектование классов определяется имеющимся у ребёнка объемом знаний, умений и навыков, умственными способностями и степенью имеющихся знаний учащихся. Однако адаптивная школа существенно отличается от классической мангеймской системы.
В адаптивной школе жизнь детей и подростков не ограничивается лишь школьной жизнью, школа взаимодействует с семьями, с другими образовательными организациями (например, с организациями дополнительного образования) во время внеурочной и внеклассной деятельности, где педагоги школы будут для них «проводниками», а не «источниками готовых истин». В такой школе предполагается большой объем взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, где все желающие могут получить развитие своих индивидуальных интересов и потребностей.
Учебно-воспитательный процесс осуществляется с использованием различных методов и приемов организации разнообразной деятельности обучающихся: познавательной, правовой, эстетической и т.д. (формальное и содержательное разнообразие педагогического процесса представлено, например, тут). Адаптивная модель реализуется как в содержании образования, так и в организации образовательного процесса.
В адаптирующей педагогике школа создаёт условия ребёнку, а не ребёнок пытается привыкнуть к школе и освоить предложенный стандарт. При этом адаптация школы к ребенку, его возрасту, индивидуальным особенностям, достигается разнообразными уровнями предлагаемого материала, а так же его объемом и разнообразием методов образования. В такой среде ребёнок – это субъект, на который опосредованно воздействуют через семью, при этом осуществляют различные виды поддержки: психолого-педагогическую, социальную и экономическую. Если у ребёнка имеется необходимость в особых образовательных и иных потребностях, проводится компенсирующее обучение, создающее в окружении обучающегося такую среду, где регулируются пробелы школьного образования, педагогической запущенности в семье, устраняются нарушения в его работоспособности, проходит укрепление физических способностей и психологического состояния ребенка. Перед выпуском из школы подростки проходят профессиональную, социально-бытовую ориентацию, которая в будущем позволяет им легко пройти адаптацию к условиям реальной жизни.
Задачи адаптивной школы
Ступени адаптивной школы
В адаптивной модели обучения рализуется следующая ступенчатая структура.
Вторая ступень. Начальное общее образование: с первого по четвертые классы (дети с шести до девяти лет). Создаются классы, занимающиеся по методике Л.В. Занкова и компенсирующего обучения.
Востребованность адаптивной школы в современном образовании
Таким образом, несмотря на то, что в школе адаптирующей педагогики, обучаются различные категории учащихся, в их числе дети с особыми образовательными потребностями (одаренные, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении и т.п.), выпускники овладевают учебным материалом (стандартом) и главная цель, поставленная данной моделью школы – сохранность личности воспитанника в любых жизненных обстоятельствах. Среди положительных моментов адаптирующей педагогики следует также отметить, что педагогический коллектив ищет пути и различные подходы для успешной адаптации обучающихся, а это актуальное направление в развитии современной педагогике. В соответствии с законом «Об образовании» родители (законные представители) первые «учителя» для своих детей, но не все родители имеют знания в области педагогики и современных педагогических подходов, поэтому более тесное взаимодействие с ними, оказание им различной консультативной помощи в таких школах оказывает положительное влияние, что очень актуально.
Учреждения адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 3
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Рассмотрим особенности организации спортивной деятельности учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.
При организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты (спецтранспорт и оборудование, обустройство парапетов и подъемников и пр.).
Формирование учебных групп
В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912 для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в соответствующих образовательных учреждениях, организуются занятия с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья таких обучающихся. Стоит отметить, что возраст обучающихся в указанных учреждениях строго не регламентирован: рекомендуется предоставлять обучающимся старше 18 лет возможность продолжать спортивную подготовку в данном учреждении независимо от имеющихся результатов выступления (п. 4 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912).
Формирование групп обучающихся осуществляется в зависимости от степени функциональных возможностей спортсменов, требующихся для занятий определенным видом спорта.
Каков состав учебных групп? Как определено п. 5 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, существуют три вида учебных групп:
Также при формировании учебных групп необходимо учитывать степень подготовки спортсмена.
Методические рекомендации N СК-02-10/3685 подразумевают следующие этапы подготовки, на которые следует ориентироваться учреждениям адаптивной физической культуры и адаптивного спорта:
Оплата труда тренеров-преподавателей
Как определено п. 9 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам.
До разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждениях собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендовано тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.
Расчет количества ставок тренеров-преподавателей приведем по методике, содержащейся в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912, и отразим ниже в виде таблицы.
Количество занимающихся, отнесенных к определенной группе (графа 4), умножается на коэффициент нормирования (графа 5). Полученные показатели по каждой группе суммируются, общая сумма делится на 100. В нашем случае сумма составит 10,1 (1017,1 / 100).
Далее определяется потребность в тренерско-преподавательском составе:
Также в учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта устанавливается надбавка за особые условия труда в размере 20% к тарифным ставкам (окладам). Как определено п. 11 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912, право на такую надбавку имеют директора, заместители директоров, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта, иные штатные работники, непосредственно работающие в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Данная надбавка также устанавливается тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.
Пример. Ученик тренера-преподавателя стал чемпионом Паралимпийских игр в составе сборной России. Всего у данного тренера-преподавателя занимается 6 чел. Его оклад составляет 6000 руб.
Коэффициент повышения составит 1,16 ((1 x 2 + 5) / 6).
Размер оклада тренера-преподавателя будет равен 6960 руб. (6000 руб. x 1,16).
Организация деятельности учреждений адаптивной физической культуры и адаптивного спорта
«Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 9
Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Рассмотрим особенности такой организации.
Методические рекомендации N ЮА-02-07/912 согласованы с Минобрнауки, которым разработаны Рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта» для использования в работе по подготовке документов по организации деятельности:
Данные Рекомендации являются дополнением к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации (Приложение к Методическим рекомендациям N СК-02-10/3685), которые используются при организации деятельности учреждений адаптивной физкультуры и адаптивного спорта, то есть основой деятельности остаются Методические рекомендации N СК-02-10/3685.
Обязанность по организации физкультурно-спортивного развития, в том числе созданию детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, а также расходы по ним возлагаются на субъекты РФ и органы местного самоуправления, об этом говорится в п. 2 ст. 38 Федерального закона N 329-ФЗ, а также в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912. В этих целях рекомендуется в региональных программах развития физической культуры и спорта включать раздел по развитию адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, а также разработать механизм содействия муниципальным образованиям по поддержке и развитию спорта инвалидов.
Кроме того, при организации работы по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре необходимо учитывать, что все объекты спорта должны отвечать установленным требованиям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов. Соответственно, при формировании бюджетов учреждений, осуществляющих деятельность по адаптивному спорту и адаптивной физической культуре, необходимо предусматривать средства на обеспечение доступа инвалидов на спортивные объекты в виде приобретения и использования спецтранспорта и оборудования, обустройств парапетов и подъемников и пр. (п. 2 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912).
Формирование учебных групп
Исходя из положений п. 3.1 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685 занятия в спортивной школе проводятся по образовательным программам, разрабатываемым и утверждаемым учреждением на основе примерных программ по видам спорта, допущенных Федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта, и (или) образовательных программ, рекомендованных Федеральным органом управления в сфере образования.
Формирование групп, а также предоставление учебно-тренировочных нагрузок зависят от степени подготовки спортсмена, а также от степени его функциональных возможностей.
Существуют несколько этапов подготовки: спортивно-оздоровительный, начальный, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства.
Распределение спортсменов по группам
В п. 3.12 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685 сказано, что при объединении в одну группу обучающихся разных возрастов и спортивной подготовленности рекомендуется не превышать разницу в уровне их спортивного мастерства свыше двух спортивных разрядов. Данное положение в Методических рекомендациях N ЮА-02-07/912 дополнено тем, что при объединении, помимо спортивного мастерства, разница в степени функциональных возможностей не должна превышать трех функциональных классов.
Указанное объединение проводится решением тренерского совета на основании стажа занятий, выполнения контрольных нормативов общей и специальной физической подготовки, а также заключения врача (медицинской комиссии).
Состав групп функциональных возможностей
Согласно п. 5 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912 таких групп три.
К первой группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничены значительно, в связи с чем они нуждаются в посторонней помощи во время занятий или участия в соревнованиях. К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из таких поражений, как:
а) двусторонняя ампутация бедер (передвигающиеся на протезах);
б) односторонняя ампутация бедра с вычленением (передвигающиеся на протезах), односторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией стопы или голени с другой стороны;
в) двусторонняя ампутация плеч;
г) ампутация четырех конечностей;
Ко второй группе относятся лица, у которых функциональные возможности, требующиеся для занятий определенным видом спорта, ограничиваются достаточно выраженными нарушениями.
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
а) одной верхней конечности выше локтевого сустава (класс A6);
б) одной верхней конечности выше локтевого сустава и одной нижней конечности выше коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
в) двусторонняя ампутация предплечий (классы A5, A7);
К этой группе рекомендуется относить лиц, имеющих одно из перечисленных ниже поражений:
а) одной нижней конечности ниже коленного сустава (класс A4);
б) односторонняя ампутация стопы по Пирогову в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне с другой стороны (класс A3);
в) одной верхней конечности ниже локтевого сустава (класс A8);
г) одной верхней конечности ниже локтевого сустава и одной нижней конечности ниже коленного сустава (с одной стороны или с противоположных сторон) (класс A9);
Организация учебного процесса
Перейдем к изменениям, внесенным в организацию учебного процесса. Как предусмотрено в п. 4.5 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685, по всем видам спорта для проведения занятий в учебно-тренировочных группах, группах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства кроме основного тренера-преподавателя рекомендуется при необходимости привлекать дополнительно тренеров-преподавателей и других специалистов в пределах количества часов образовательной программы. Полный перечень лиц, привлекаемых для проведения занятий, представлен в п. 8 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912. Помимо основного тренера-преподавателя привлекаются как другие тренеры-преподаватели, так и специалисты, непосредственно обеспечивающие учебно-тренировочный процесс, в том числе психологи, тренеры-лидеры, сурдопереводчики и иные специалисты (на учебно-тренировочном этапе, этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства также тренеры-преподаватели по смежным видам спорта) при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы со спортсменами.
Оплата труда работников учреждений адаптивной физической культуры и спорта
Системы оплаты труда и нормирование труда работников указанных учреждений устанавливаются непосредственно учреждениями согласно трудовому законодательству РФ и коллективным договорам.
Вместе с тем до разработки и утверждения типовых норм труда тренерско-преподавательского состава и при отсутствии в учреждении собственной принятой в соответствии с коллективным договором системы нормирования и оплаты труда рекомендовано тарифицировать тренеров-преподавателей исходя из почасового объема работы с учетом доплат и надбавок за особые условия работы и результативность.
Произведем примерный расчет ставок тренеров-преподавателей. Он производится по следующей методике (п. 10 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912):
Общая сумма по графе 6 составит 15,1 (1511,7 / 100). Определили потребность в количестве ставок 15,1.
Кроме ставок работникам учреждений адаптивной физической культуры и спорта выплачиваются надбавки. При этом помимо надбавок, предусмотренных п. 7.4 Методических рекомендаций N СК-02-10/3685, в указанных учреждениях осуществляется выплата надбавки за особые условия труда. Право на ее получение имеют директора, заместители директоров, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, специализирующихся на работе с детьми, подростками и молодежью, имеющими отклонения в развитии или инвалидность, инструкторы-методисты (включая старшего), медицинский персонал, водители спецавтотранспорта, иные штатные работники, непосредственно работающие в отделениях и группах инвалидов, детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в спортивных школах любых иных наименований, школах высшего спортивного мастерства, физкультурно-спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах и других физкультурно-спортивных учреждениях и организациях, осуществляющих работу с инвалидами и детьми с отклонениями в развитии независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Данную надбавку также рекомендуется устанавливать тренерам-преподавателям (тренерам) при почасовой тарификации их труда.
В заключение отразим расчет повышения должностного оклада тренерам-преподавателям (тренерам) за подготовку высококвалифицированных спортсменов. Показатели расчета надбавок за результативность приведены в таблице.
Должностной оклад увеличивается на повышающий коэффициент, который рассчитывается следующим образом (п. 12 Методических рекомендаций N ЮА-02-07/912):
Например, если у тренера-преподавателя один ученик из пяти стал чемпионом мира, при установленном ему должностном окладе в 10 000 руб. коэффициент повышения составит 1,2 ((1 x 2 + 4) / 5). Следовательно, размер оклада тренера-преподавателя составит 12 000 руб. (10 000 руб. x 1,2).
Спортивные школы
Что такое спортивная школа
Чаще всего спортшколы – это учреждения дополнительного образования, которые обучают детей и подростков по расширенным программам физвоспитания, руководствуясь при этом сразу двумя законами – «Об образовании» и «О физической культуре и спорте». Согласно официальным положениям, такие учебные заведения призваны выполнять следующие задачи:
Поскольку речь идет о дополнительном обучении, в большинстве случаев спортивные и общеобразовательные школы существуют независимо друг от друга, поэтому физической подготовкой ребята занимаются в свободное от основной учебы время. Однако есть и особые учреждения, которые в это правило не вписываются. О них мы тоже обязательно расскажем.
Основные типы спортивных школ
В России существует несколько видов учебных заведений, которые занимаются физподготовкой детей и подростков. Вначале речь пойдет о возможных организационно-правовых формах.
ДЮКФП
Детско-юношеские клубы физической подготовки стремятся массово приобщать ребят к систематическим занятиям спортом. Их задача – охватить как можно бо́льшую аудиторию, чем и обусловлены особенности ДЮКФП:
Чтобы увлечь спортом как можно больше потенциальных учеников, ДЮКФП предлагают программы по наиболее интересным для подростков дисциплинам. Так, например, на базе керченского Детско-юношеского клуба физической подготовки работает сразу 10 секций: акробатики, баскетбола, кикбоксинга, легкой атлетики, дзюдо, тхэквондо, футбола, фехтования, стрельбы из лука и традиционной тюркской борьбы куреш. В группы набирают ребят преимущественно от 7 до 18 лет без медицинских противопоказаний, причем заниматься можно в нескольких секциях сразу либо переходить из одной в другую. Обучение – исключительно бесплатное, и при переизбытке желающих приоритетом пользуются обладатели социальных льгот.
Детско-юношеские спортивные школы – учреждения уже более серьезные в том смысле, что они занимаются углубленной подготовкой. Дисциплин может быть несколько или всего одна-две, но в среднем их меньше, чем в клубах, то есть направленность у ДЮСШ более узкая. Если обычные секции созданы больше для ребят, нацеленных на общефизическую подготовку (ОФП), то школа ориентирована в том числе на тех, кто в будущем планирует заниматься спортом профессионально. Поэтому и отбор детей в СШ – более строгий: кандидаты не только предоставляют документы об отсутствии медицинских противопоказаний, но и сдают нормативы. В отличие от клубов, ДЮСШ нацелены не столько на процесс, сколько на результат обучения и потому заинтересованы в том, чтобы отбирать наиболее способных и перспективных воспитанников. В связи с этим тренеры нередко сотрудничают с общеобразовательными школами и сами приглашают способных с их точки зрения ребят на пробные занятия. Так как программа в СШ более сложная и нагрузка выше, чем в клубной секции, ученики спортшкол в обязательном порядке проходят регулярную диспансеризацию для получения допуска к дальнейшей подготовке.
СДЮШОР
Спортивные детско-юношеские школы олимпийского резерва, как понятно из самого названия, занимаются подготовкой по дисциплинам, которые входят в программу современной олимпиады. Эти учебные заведения очень похожи на ДЮСШ, но все же имеют ряд отличий:
В качестве примера можно упомянуть СШОР № 1 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где подготовка ведется по 8 олимпийским дисциплинам: дзюдо, вольной и греко-римской борьбе, художественной гимнастике, самбо, джиу-джитсу, спортивным танцам и киокусинкай (разновидности карате). Хотя учреждение бюджетное и основные программы там бесплатны, коммерческие услуги тоже предусмотрены. Речь идет о дополнительных занятиях по общефизической подготовке, питании и организации спортивных мероприятий на территории школы.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что в СДЮШОР стоит отдавать ребенка с перспективой на переход в большой спорт. Если же прицела на дальнейшую карьеру нет и вас больше интересует физическое развитие как таковое, то упрощенной программы ДЮСШ будет достаточно.
ДЮСАШ
Детско-юношеские спортивно-адаптивные школы занимаются физподготовкой, реабилитацией, объединением и социальной адаптацией ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – нарушениями зрения, слуха, интеллекта, болезнями опорно-двигательного аппарата. Количественно таких учреждений в России относительно немного, и все они руководствуются особыми федеральными стандартами подготовки, разработанными специально для спортсменов с ОВЗ.
Хорошим примером организации этого типа служит Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, которая занимается подготовкой резерва для региональных и федеральных команд. Занимаются здесь не только дети, но и взрослые, но существенной разницы между ДЮСАШ и САШ как таковой нет. В зависимости от характера патологии, основные программы в школе делятся на 4 типа:
САШ активно сотрудничает со специальными общеобразовательными учреждениями и привлекает их воспитанников в физкультурные и спортивные группы. Занятия способствуют коррекции основного дефекта ребенка или подростка и в то же время работают на его социализацию. Несмотря на то, что спорт высоких достижений для такого рода учреждений не приоритет, САШ Свердловской области активно участвует в развитии паралимпийского движения и готовит участников соревнований (в том числе международных) для людей с ограниченными возможностями.
Классификация по виду пребывания и особенностям обучения
Выше мы рассмотрели различия между спортивными школами с точки зрения их организационно-правовых форм и общей направленности. Теперь же поговорим о видах этих учебных заведений в контексте их внутренней организации и особенностей работы.
Спортивные интернаты
Этот вид учебного заведения представляет собой сплав простой средней и спортивной школ, где воспитанники проходят общеобразовательные предметы, тренируются и при этом живут на полном пансионе, то есть домой уезжают только на выходные и/или каникулы. Если основная (минимальная) часть программы для всех учреждений этого типа едина, то дополнительная, спортивная, зависит от специализации конкретной школы. Взять, к примеру, московский интернат «Чертаново», существующий уже более 40 лет. Профиль у него, как и у большинства спортивных интернатов, узкий: здесь готовят будущих футболистов, причем отделения 2 – мужское и женское. Обучение ведется с 1 класса, и специальный конкурс проходят даже малыши: на отборочных тренировках педагоги выявляют наиболее способных претендентов. Основная задача школы – подготовка резерва для профессиональных команд, поэтому поступают сюда те, кто в будущем хотел бы связать свою жизнь с футболом.
Ещ е один пример такой школы – интернат «Спортивный резерв» из Санкт-Петербурга. Специализация здесь чуть шире, чем в «Чертаново», – волейбол и велоспорт, причем во втором случае есть даже разделение на подвиды: шоссейные гонки, трек и маунтинбайк. В противовес предыдущему примеру, обучение здесь ведется лишь с 8 по 11 класс, и набирают сюда лишь тех, кто уже прошел предварительную подготовку в спортивных секциях соответствующего направления. Помимо школы и общежития, при «Спортивном резерве» работает летний лагерь, где ребята с пользой для здоровья и общего развития проводят каникулы.
Общеобразовательные школы со спортивным уклоном
Многие средние школы имеют специализацию. У одних она связана с иностранными языками, у других – с физикой и математикой, у третьих – с биологией. Спорт – один из возможных вариантов. Основная программа здесь – общеобразовательная, а на физическую культуру выделяются дополнительные часы. Зачастую такие школы работают по договору со спортивными и открывают у себя специализированные классы, в которые проводят отбор. В некоторых случаях спортивная и общеобразовательная школы фигурируют как подразделения одного и того же учреждения. Ярким примером тому служит учебный центр под названием «Московская экспериментальная школа», открытый в 1992 году Заслуженным тренером России Г. Н. Музруковым. Ребята здесь учатся с 1 по 11 класс и параллельно проходят подготовку по ушу, причем тренировки, а также локальные соревнования, проводятся примерно там же, где и обычные уроки, поскольку при школе существует так называемый дворец ушу, который непосредственно к ней прилегает.
Средние школы с уклоном хороши тем, что основное образование в них гармонично сочетается со спортивным. Если ребенок ходит в сторонний клуб или ДЮСШ, баланса в этом плане достичь труднее, особенно если цель – высокие достижения. Например, на соревнования часто приходится отпрашиваться с уроков, тренировки порой тоже накладываются на основные занятия, что потенциально может привести к ухудшению результатов как по спортивным, так и по общеразвивающим дисциплинам. Если же школа и ДЮСШ объединены или, как минимум, сотрудничают, основная программа и расписание изначально составляются с учетом дополнительной нагрузки, поэтому и вероятные организационные проблемы решаются сами собой.
Комплексные учебные центры
Наряду со спаянными воедино общеобразовательными и спортивными школами существуют учебные центры, которые структурно похожи на тот, о котором шла речь в предыдущем абзаце, но имеют больше подразделений и дают не только общее и дополнительное спортивное, но порой даже специальное образование. Так, одно из столичных учреждений, которое формально именуется Колледжем физической культуры и спорта «Спарта», на деле представляет собой конгломерат из 3-х разнородных учебных заведений: средней школы и СШОР, а также колледжа с очной и заочной формами обучения, где готовят педагогов по физической культуре.
Еще один интересный пример комплекса – Центр образования и спорта «Москва-98», который в 2013-м стал лауреатом конкурса «Сто лучших школ России». Здесь структура еще необычнее, поскольку в нее входит сразу 6 отделений: 3 детских сада и 3 школы – 2 общеобразовательных и 1 спортивная («Олимп»). Курирует «Москву-98» региональный Департамент спорта, а потому и все подразделения, в том числе дошкольные, приобщают своих воспитанников к физической культуре.
Условия поступления
Требования, которые спортшколы предъявляют к потенциальным ученикам, разнятся в первую очередь в зависимости от типа учебного заведения. Каждое учреждение вправе корректировать условия набора, но общие закономерности таковы:
Что касается документов, которые предоставляют администрации родители поступающих, то их список утверждает само учебное заведение. Если же проанализировать перечни на сайтах разных школ, то пакет требуемых бумаг будет включать в себя как минимум заявление, свидетельство о рождении, справку о регистрации, заключение о состоянии здоровья, фотографию и документ о родстве или праве представлять интересы ребенка.
Плата за обучение
Основные программы в государственных учебных заведениях бесплатны. Это касается и общеобразовательных спортивных школ, и интернатов, и клубов. Но каждое учреждение вправе по собственной инициативе предлагать за деньги дополнительные услуги, и их набор зачастую весьма интересен. Особенно выделяется в этом смысле Спортивно-адаптивная школа Свердловской области, о которой мы вкратце рассказали выше. Наряду с обучением за государственный счет, она предлагает платные занятия в тренажерном зале, 6 видов массажа, душ Шарко, комнату тепловой релаксации. Также на коммерческой основе здесь можно заниматься восточными танцами, фитнес-йогой, стретчингом. Есть детские группы по лечебной физкультуре, действует программа «Киндер-микс» – комплекс занятий по фитнесу для ребят 4–12 лет. В целом относительно платных услуг спортшколы мало отличаются от обычных общеобразовательных и в большинстве случаев организуют за деньги дополнительные занятия, здоровое питание, а иногда даже сдают в аренду помещения для физкультурных мероприятий.
Поскольку здоровый образ жизни среди молодежи сейчас в моде, а государство активно эту тенденцию поддерживает, нехватки спортивных школ в городах России сегодня нет. Если ваш ребенок с малых лет проявляет интерес к большому спорту или просто нуждается в общефизической подготовке, которая при отсутствии специфических противопоказаний не повредит никому, смело выбирайте достойное учебное заведение. При должном усердии спорт может стать не только интересным увлечением, но и судьбой.