Что такое способ существования
Формы и способы существования бытия
В своей повседневной жизни люди опираются на простые, не подлежащие сомнению, представления об окружающей действительности. Эти представления возникают как обобщенные результаты непосредственного опыта, практики, ориентируют человека в его целенаправленной деятельности.
Но человек постоянно убеждается и в ограниченности, относительности своего эмпирического опыта, его неполноте, односторонности. Это обстоятельство порождает в сознании людей мысль о неустойчивости их бытия, жизненной непредвиденности, постоянной угрозе их существованию в целом. Отсюда стремление выйти за пределы чувственного опыта собственного «Я», преодолеть его неполноту, представить мир в целом и человека как часть его, обрести большую уверенность в своем существовании.
Преодоление (трансцендирование) границы собственного мира, соотнесение личного бытия с вечностью – наиболее глубокая основа духовности.
Подтверждением сказанному является возникновение и развитие таких понятий, как Космос, Логос, Бог, материя, Бытие, Воля, Мировой Разум, бесконечность и другие. Как нетрудно заметить, эти представления выходят за границы возможного опыта, что и придает им непререкаемость: практика бессильна вынести свой окончательный вердикт. Они могут быть только «вытеснены» другими равностатусными образованиями. Сложный и многосторонний процесс возникновения, развития, вытеснения «опорных» понятий неразрывно связан с интуитивной стороной деятельности сознания.
Именно интуиция (в интеллектуальной, эмоциональной или мистической форме) способна в «целом» охватить, постигнуть мир. На основе этого целостного представления и происходит осмысление субъектно-объектной системы «мир – человек». Об этом убедительно свидетельствует история развития человеческого сознания, самосознания, духа, человеческой духовной деятельности. Конечно, интуиция опирается на определенные предпосылки в виде предшествующей практики, но главное ее предназначение и роль – в преодолении ограниченности этих предпосылок, неполноты знания, относительности практики как критерия истины.
Все изложенное характеризует процесс возникновения и формирования понятия бытия – сложного интегрального духовного образования, содержащего в себе как рефлексию результатов практического опыта, так и интуитивные представления принимающих самые различные формы (от мифологических и мистико-религиозных прорицаний до научно-теоретических гипотез – парадигм).
В основе понятия бытия лежит убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (этот факт неоспоримо доказывается человеческим опытом), но повсюду и вечно (интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет самую общую структуру понятия бытия.
Мы непоколебимо верим в то, что при всех потрясениях в природе и обществе мир является стабильным, постоянным, вечным. Этот мир и является истинным бытием, нашей жизненной опорой. Понятие именно о таком мире состовляет основу смыслообразующей человеческой деятельности. На интуитивное «ядро» как бы накладывается определенная система понятий, образующих смысл, заключенный в той или иной философской концепции.Понятие бытия позволяет объединить различные части эмпирически воспринимаемого мира: природу, общество, человека, сознание, идеи и т.д. Существующее начинает восприниматься не как разрозненная данность предметов и явлений, а как целостная действительность, состоящая из различных сфер, т.е. мир не просто един, а составляет целостность всех своих частей. Это делает возможным содержательное осмысление бытия как соотношения его различных частей и сторон. В процессе рационального объяснения мира интуиция отходит на второй план и присутствует как «снятое», непосредственно данное в качестве убежденности, уверенности, веры.
И, наконец, бытие формирует представление о том, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли, желаний и произвола. Эти законы обеспечивают стабильность и гармонию мира, в тоже время ограничивают нашу деятельность. Понимание этого и умение следовать требованиям бытия обеспечивают существование человека. В Древней Греции это качество бытия характеризовалось как Логос (закон), в средневековой философии это свойство олицетворялось Богом. Упорядочивающую силу Мирового разума постулировал Гегель.
На пути осмысления мира возникает вопрос о формах существования бытия. Этот вопрос имеет важное теоретическое значение, ибо рассматривая бытие как целостность сущего, необходимо ясно представлять составляющие его части. В первом приближении единое бытие подразделяется на два реальных мира: природы и сознания. Они тесно взаимосвязаны друг с другом, к ним в равной степени применимо понятие бытия, но тем не менее они различаются по форме своего существования. Физический, природный мир (вещи, процессы, состояния) существует объективно, т.е. совершенно независимо от воли, желаний и сознания людей. В этом и заключается коренное отличие природы как особой формы бытия. Мир человеческого сознания, напротив, существует субъективно, так как зависит от воли и желаний людей, индивидов. Понятие сознание обозначает высший уровень психической активности человека как социального существа.
Рассмотрение единства природы и сознания, физического и духовного мира является одной из основных проблем философского знания. Анализ различных сторон взаимодействия основных форм бытия позволяет выявить и их разновидности.
Физический мир делится на бытие природы как целого и бытие вещей, произведенных человеком. Продукты человеческой деятельности, относящиеся к материальной культуре, являются веществом природы, принадлежат к объективному физическому миру, но в своем происхождении, существовании, функционировании опосредствованы сознанием, несут особый человеческий смысл, и в этом бытие «второй природы» отличается от способа существования самой природы.
Можно говорить об особенностях бытия самого человека, который одновременно существует в двух мирах: природном – как его неотторжимая органическая телесная часть и сознательном, психическом, что отличает его от других живых существ. Благодаря сознанию и особенно его высшим формам (искусство, религия, философия) человек не просто существует, бытийствует, но осознает смысл своего существования, рассуждает о бытии сущего, характеризуется (что отмечалось философами различных времен и направлений) диалектическим единством души и тела, природного и духовного, объективно-предметного и субъективного.
Духовный мир человека также можно подразделить на субъективный и объективный дух. Субъективный дух – это индивидуальное существование духовного, психический внутренний мир конкретной личности со всеми уровнями существования от бессознательного до самосознания собственного «Я». Духовная жизнь индивида, во всем своем многообразии,- одно из необходимых условий, предпосылок и результатов человеческого бытия. Но в тоже время индивидуальное сознание не существует обособлено от духовной культуры общества, образования которой носят интерсубьективный объективированный характер. Объективно духовным является, например, человеческий язык, наука, религия, мораль, искусство и т.д. Так, язык в своих знаках и символах аккумулирует духовную деятельность многих индивидуальных сознаний, делает ее достоянием всего общества, т.е. объективирует ее, создает условия для духовного прогресса общества. Тоже самое можно отнести и к развитию научного знания. Философская теория глубоко сформулированная конкретным индивидом, становится достоянием общества, отражает дух целой эпохи. Между субъективным и объективным духом существует глубокая диалектическая взаимозависимость: психический мир человека достигает уровня сознания, только лишь осваивая объективно существующую духовную культуру человечества, а сам объективированный мир знания, морали, искусства, религии существует до тех пор, пока производится и воспроизводится индивидуальными сознаниями, т.е. субъективным духом.
Своеобразие человеческого существования проявляется также и в форме социального бытия, которое можно подразделить на индивидуальное (бытие отдельного человека в обществе и истории) и бытие общества в целом. В связях и отношениях, образующих социальный мир индивида и общества, проявляется бесконечное многообразие диалектического взаимодействия между материальным и идеальным, первой и второй природой, субъективным и объективным духом.
Таким образом, можно выделить следующие основные формы бытия:
— бытие вещей, процессов, заключающее в себе бытие природы как целого и бытие вещей, производимых человеком;
— бытие человека, подразделяется на бытие человека как природного существа и специфическое человеческое бытие;
— бытие духовного, состоящего из объективного и субъективного духа;
— социальное бытие, состоящее из бытия отдельного человека и бытия общества.
Проблема форм бытия имеет важное методологическое значение для философии. Определенное понимание и трактовка взаимоотношений и взаимодействий между ними лежит в основе различных философских воззрений. Особенно это относится к решению вопроса о том, какие формы бытия являются первичными или производными. Так, материализм в качестве основной формы считает природное бытие, а остальные производными, зависимыми, хотя и воздействующими на него. Субъективный идеализм за основу принимает субъективный дух, а сторонники объективного идеализма настаивают на первичности объективного бытия духа.
Бытие как исходное понятие лишь начальный пункт философского размышления о мире и человеке. Оно становится содержательным, конкретно-всеобщим только лишь через взаимодействие с такими философскими категориями, как материя, сознание, движение, пространство, время, системность, детерминизм и другие. Но это уже относится к последующему изложению.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 780 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира — Движение, как способ существования бытия
В широком смысле движение — это любое изменение, способ существования бытия.
Положение о движении как способе существования предполагает наличие особых свойств, присущих движению. Это объективный характер движения, его абсолютность и относительность, а также противоречивость.
Движение объективно, так как происходит независимо от сознания людей, и это всегда изменение какой-то реальности. Нет «чистого» движения, как нет и «чистого» бытия. Наряду с объективностью, одной из важнейших характеристик движения является его абсолютность. Это означает, что бытие не может быть реальностью без движения. Движение — это способ его существования. Отсюда следует, что движение, как и бытие мира, не аннигилируемо. Оно есть.
Абсолютное движение бытия в мире осуществляется через множество уровней и форм бытия в мире, и ни одна из них не может претендовать на приоритет и исключительность.
Важным свойством движения бытия является его противоречивый характер. Любое изменение предполагает состояние покоя. Но в этом единстве изменение абсолютно, а покой относителен. Это не означает, что движение возможно без покоя. Это говорит о том, что изменение приводит к новым состояниям мира, а покой лишь констатирует сохранение, устойчивость этих новых состояний. Противоречивый характер движения проявляется не только в единстве изменения и покоя, но и в единстве прерывности и непрерывности, эволюции и революции, качества и количества.
Таким образом, движение, как и бытие мира, объективно и абсолютно. Оно не привносится извне, а содержится в самой природе бытия.
Движение неисчислимо многообразно. Например, в организме животных и человека происходят сложные физиологические процессы: биоэнергия и биоинформация текут упорядоченными потоками. Сердце, проталкивая кровь по сосудам, бьется без остановки ни на минуту, и так всю жизнь. Сам человек движется, осваивая пространство; в процессе труда он создает различные пространственные формы. Человеческое общество — это сложная динамическая система, в которой все движется, взаимодействует, борется. История состоит из этого движения. Непреодолимо ищущая мысль: творческая инновация — это тоже движение, в смысле продвижение вперед. На другом уровне существования молекулы и атомы, из которых состоят тела, колеблются или смещаются относительно друг друга. Внутри атомов элементарные частицы движутся, иногда с огромной скоростью. Бесчисленные вибрирующие поля пронизывают пространство.
Космические лучи бороздят Вселенную во всех направлениях, от них, как в океане воды, негде укрыться: они представляют собой космический вселенский океан разреженной материи, сквозь бури и штормы которого проплывает наша маленькая Земля. Везде, везде есть движение!
Бытие как совокупная реальность, единство форм и способов существования мира — Движение, как способ существования бытия
Движение, как способ существования бытия
Материя, лишенная движения, писал Энгельс, — это мысленное небытие, мысленная абстракция. Признавая материю первичной, а сознание вторичным, метафизический материализм не всегда мог оставаться последовательным, так как не знал реальной связи между материей и движением.
Марксистская философия рассматривает движение как неотъемлемое свойство материи. Это положение диалектического материализма выражается в определении движения как формы, способа существования материи. Движение — это особое свойство материи, отличное от других бесчисленных свойств, присущих материальным телам; это основное свойство, атрибут материи. В природе и обществе нет таких явлений и объектов, которые не находились бы в состоянии движения. Движение является абсолютным, а покой и равновесие — относительными.
К атрибутивным свойствам бытия, представления о которых начали формироваться еще в античности, относятся пространство и время. Прежде чем определить, что такое время и что понимается под пространством, необходимо ответить на вопрос, существуют ли они «сами по себе», порождаются ли мировым разумом или это особенность только человеческого мировоззрения.
Время характеризует последовательность смены объектов и процессов, длительность их существования и характер развития. Пространство как форма бытия выражает сосуществование явлений и предметов, их протяженность, удаленность и расположение относительно друг друга. Пространство и время объективны. Это одно из важнейших их свойств. Общими же для них свойствами являются вечность, несотворимость и неуничтожимость, а также бесконечность и безграничность.
Пространство и время — это формы материального бытия, выражающие определенные способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм являются определенные виды движущихся материальных систем, и именно особенности и характер развития материального образования определяют основные свойства пространства и времени.
Бытие
Бытие признано основной категорией философии. Эта категория так или иначе может быть применена ко всему существующему. Все, что существует, есть бытие. Категория бытия игнорирует все специфические отличия вещей (цвет, массу, размер, форму и т.д.) и подчеркивает лишь один общий для всех объектов признак — существовать, иметь, быть в той или иной мере. Бытие — самая общая и, следовательно, самая абстрактная и бедная содержанием категория. Указание на факт существования объекта никак не выделяет этот объект из множества других объектов, которые также обладают существованием. Учение о бытии, его формах и проявлениях — это онтология. Онтология — одна из основных философских дисциплин, которая является основой для большинства других разделов философского знания. Впервые проблема бытия в философии была поставлена Парменидом, поэтому он считается основателем онтологии. Парменид ставит вопрос о существовании противоположности бытия — небытия, утверждая, что небытия нет, а есть только бытие.
Можно согласиться с Парменидом, что небытия не существует. Любой объект может быть оценен как «небытие» только по отношению к чему-то, но сам он всегда остается причастным к бытию. Так, стол является небытием по отношению к стулу, небытие по отношению к человеку и т.д. Однако этот объект не лишен свойств быть столом. Существование объектов абсолютно, а небытие относительно, то есть может быть определено не из сущности объекта, а из его отношения к другим объектам.
Платон признавал идеи истинным существованием только из-за их постоянства и неуничтожимости, в то время как материя считалась несовершенным существованием из-за ее постоянной изменчивости. Позже идея полного, абсолютного бытия, в котором нет ни примеси небытия, ни несовершенства, была перенесена на Бога в монотеистических религиях. Существование сотворенного мира было объявлено несовершенным и зависимым от Божественного начала.
Гегелевское учение о бытии. Он утверждал, что абстрактное (чистое) бытие равно своей противоположности — небытию. И только их синтез образует наличное, качественно определенное бытие, то есть не бытие вообще, а бытие чем-то конкретным (дом, дерево, собака, человек). Именно с категории чистого бытия Гегель в «Науке логики» начинает сложное выведение системы философских категорий. Говоря о проблеме бытия в современной философии, нельзя не упомянуть о том направлении в философии 20 века, которое называло себя философией существования — об экзистенциализме. (Напомним основных представителей этого направления в философии.) Все экзистенциалисты утверждали, что истинным бытием является духовное бытие человеческой личности (экзистенция) в отличие от окружающего неинтересного для философии бытия вещей окружающего мира. Проиллюстрируем онтологию экзистенциализма на примере философских размышлений ведущего представителя этого направления — Жана Поля Сартра. В своем главном философском произведении, трактате «Бытие и ничто», Сартр проводит контраст между существованием и другой реальностью. Все остальное, кроме существования, обозначается термином «бытие-в-себе». Это бытие сужающееся, статичное, лишенное диалектики и развития. Сартр пишет, что «бытие-в-себе» «всегда остается тем, что оно есть», то есть не меняется. Поэтому это бытие мало интересует философа-экзистенциалиста. Бытие-в-себе» противопоставляется постоянно меняющемуся, неуловимому «бытию-для-себя» (человеческому существованию). Существование — это вечная текучесть и изменчивость. Вот почему Сартр утверждает, что «бытие для себя» «никогда не является тем, что оно есть». Как бы ни был мал промежуток времени, существование обязательно изменится, станет другим. Из-за своей крайней изменчивости и свободы, присущей «бытию-для-себя», существование ускользает от изучения наукой, его можно постичь только через философию и искусство. Существование также будет заключаться в неизбежном отрицании своего прошлого состояния (так называемая негативная диалектика). Идея отрицания как непременного атрибута высшего бытия-существования, естественно, была весьма популярна среди левой радикальной молодежи и служила основанием для ее неприятия установленного порядка и традиционной системы ценностей. На протяжении всей истории философии шел поиск истинного бытия. Именно по вопросу о природе истинного, первичного, базового бытия философы разделились на материалистов и идеалистов.
Монистические и плюралистические концепции бытия
Один из центральных разделов философии, изучающий проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия является одной из основных в философии. Становление философии началось с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, китайская и античная философия в первую очередь интересовалась онтологией и пыталась понять сущность бытия, а затем философия расширила свой предмет и включила в него гносеологию (учение о познании), логику и другие философские проблемы.
Исходным понятием, на основе которого строится философская картина мира, является категория «бытие». «Бытие» — самое широкое и абстрактное понятие. «Бытие» означает «присутствие», «существование».
Для обозначения общего основания всего сущего в философии были разработаны две категории: субстрат и субстанция. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего сущего, внутреннее единство многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, благодаря которым они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизм противопоставляется дуализму, который рисует картину мироздания на основе каких-либо двух равноправных начал.
В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм как религиозная или светская разновидность («Абсолютная идея, формы и другие идеальные начала являются первоосновой мира» — Гегель, Платон); материалистический монизм (материя является первоосновой мира).
Для того чтобы понять сложную структуру окружающего человека мира, вводится еще одна важная категория — «реальность» («действительность»). Реальность (действительность) понимается как совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем.
Объективная реальность — это независимое от сознания человека объективное существование каких-либо предметов, явлений.
Кроме того, существует реальность другого типа. Например, ученый или инженер может четко представить себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает, что и как объяснять, кого опрашивать и т.д. Такой урок или установка, пока еще только придуманные, тем не менее, существуют, имеют место в сознании тех, кто их создал. Эти явления существуют, но не в объективной реальности, а в субъективной. Под субъективной реальностью мы понимаем сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят.
Хотя «чистой» мыслью или воображаемым образом невозможно забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека сделать все это, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, то есть могут быть не менее значимыми, чем материальные явления.
Следовательно, объективная реальность, существующая вне человеческого сознания, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на свои существенные различия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек как существо, принадлежащее и объективному (в силу своей телесности), и субъективному (как обладатель творения) миру.
Бытие — это единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир — это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек — центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.
Человек создает свой мир, мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В процесс создания «исторической реальности» вовлечено не только человеческое сознание, но и многочисленные объекты естественного (природного, материального) происхождения, подвергающиеся обработке человеком.
Категория материи в философии
Из всех форм существования материальное бытие является наиболее распространенным. Стремясь понять природу объективной реальности, которую в философии принято обозначать категорией «материя», люди уже в древности начали задумываться о том, из чего состоит окружающий их мир, есть ли в структуре материального мира некий «первокирпичик», «первооснова». Поиск основы объективной реальности в философии называется проблемой субстанции.
В древности существовали различные гипотезы о том, что является основой всего сущего:
вода — основа всего сущего (Фалес);
огонь — основа всего сущего (Гераклит);
в основе мира лежит не конкретная субстанция, а бесконечная неопределенная субстанция «апейрон» (Анаксимандр);
в основе мира лежат мельчайшие неделимые частицы — атомы (Демокрит, Эпикур);
первооснова мира — Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).
Если в 17 веке под материей понимали вещество, то уже в 19 веке наука показала, что в мире существуют такие материальные объекты, которые не являются материей (например, электромагнитные поля), что возможен взаимный переход материи и энергии.
В начале 20 века было сформулировано следующее философское определение материи: материя понимается как философская категория (т.е. как философская абстракция) для обозначения объективной реальности, лежащей вне сознания. Говорить о каких-либо конкретных формах ее проявления не имеет смысла, поскольку этих форм, вероятно, бесконечно много. Материя понимается как вещество, «общее в вещах». Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления. Поэтому материя понимается также как единичное, которое непосредственно воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши органы чувств, что создает основу для восприятия нашим сознанием окружающего мира, то есть для познания этой объективной реальности. Таким образом, материя — это то, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.
Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ним понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.
В философии существует несколько подходов к пониманию сущности материи:
материалистический подход, согласно которому материя является основой бытия, а все остальные формы бытия (дух, человек, общество) являются порождением материи; по мнению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;
объективно-идеалистический подход: материя объективно существует как порождение (овеществление) независимо от всего бытия первичного идеального (абсолютного) духа;
субъективно-идеалистический подход: материи как самостоятельной реальности вообще не существует, она есть лишь продукт (феномен — кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в форме человеческого сознания) духа;
позитивистский: понятие «материя» ложно, так как не может быть доказано и полностью изучено с помощью экспериментальных научных исследований.
Согласно этому подходу, материя — объективная реальность и основа бытия, его первопричина, а все остальные формы бытия — дух, личность, общество — являются проявлениями материи и производны от нее.
Элементами структуры материи являются неживая природа, живая природа и общество.
На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института