Что такое способности и интерес человека

Потребности и интересы. Способности.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребность — испытываемая человеком нужда в чем-то, необходимом для жизни и развития.

Потребности могут быть:

биологическими (естественными) – в сохранении жизни, питании, размножении и др.;

духовными – стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;

материальными – обеспечить достойный уровень жизни;

социальными – реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества.

Такое многообразие потребностей отражает сложную сущность человека как биосоциодуховного существа.

Иную классификацию потребностей человека предложил американский психолог А. Маслоу. По его мнению, всем людям свойственна некоторая иерархия базовых (основных) потребностей. Маслоу отделял первичные (врожденные) потребности от вторичных (благоприобретенных).

К первой группе Маслоу относил потребности:

а) физиологические (потребности в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и др.);

б) экзистенциальные (потребности в безопасности своего существования, комфорте, уверенности в завтрашнем дне, в гарантии занятости и т. д.)

Вторичные же потребности включают в себя:

а) социальные (потребности в социальных связях, общении, участии в совместной с другими людьми деятельности);

б) престижные (потребности в самоуважении, уважении со стороны других, достижении успеха, служебном росте и др.);

в) духовные (потребности в самовыражении).

Потребности каждого следующего уровня становятся, по Маслоу, насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Потребности – основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Кроме того, выделяют потребности подлинные (разумные) и мнимые (ложные). Первые способствуют развитию личности, вторые — деградации.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес(от лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к определенным потребностям или осознанные потребности, имеющие для людей важное значение.

Интересы зависят от социального положения человека и являются побудительными стимулами в различных видах деятельности.

Интересы классифицируются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные); по направленности (экономические, политические, социальные, духовные); по степени осознанности и возможности осуществления (реальные и мнимые).

Следует отличать интерес от склонности. Интерес — направленность на предмет; склонность — направленность на определенную деятельность.

Способности — индивидуально-психологические особенности личности, условия выполнения успешной деятельности.Различают общие (интеллектуальные) и специальные способности (например, музыкальный слух и пр.). Способности нельзя свести просто к знаниям и умениям, т. к. они проявляются в том, насколько успешно (быстро и качественно) при прочих равных условиях человек осваивает ту или иную деятельность. Выделяют различные уровни развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность.Способности личности могут изменяться, развиваться, поэтому их можно рассматривать и как предпосылку, и как продукт деятельности. В этом состоит взаимосвязь способностей человека и деятельности.

Политическая система, ее структура.

Понятие и структура

Политическая система общества – сложная, разветвленная совокупность различных политических

· ценностей и коммуникаций.

2. Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

· государство (законодательную, исполнительную и судебную власть) – главный политический институт;

· политические партии, общественно-политические движения, группы давления (лоббисты);

· средства массовой информации

К политическим институтам (установлениям) также относятся институты президентства, выборов, гражданства и др. Такие институты как церковь и армия формально находятся вне политики, но оказывают на нее большое влияние.

Нормативная подсистема

· законы (конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы или кодексы, местный закон, подзаконные акты);

· документы политических партий и общественно-политических движений;

· политические принципы и традиции;

· Единство политики и морали (морализм; А. Руссо, Т. Джефферсон: «Искусство управления состоит в искусстве быть честным»)

· Политика и мораль автономны (аморализм; Н. Макиавелли: «В политике нет морали, а есть только интересы»)

Идеологическая подсистема

Политическая идеология – система идей, взглядов, концепций политической жизни, способов объяснения мира политики

5. Культурная подсистема охватывает политическую культуру и политическую психологию.

Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сложившейся политической системе общества, политическим институтам и процессам.

6. Коммуникативная подсистема – совокупность связей и взаимодействий между:

· подсистемами политической системы;

· сферами общественной жизни;

· политическими системами разных стран

Также отмечают вертикальную коммуникацию (с одной стороны, от государства к населению в форме законов, указов, сигналов, убеждения через СМИ и митинги; с другой стороны, от населения к государству в форме голосования, демонстраций, петиций, акций, политических анекдотов и др.)

7.Функции политической системы:

1. определение целей, задач, путей и программ развития общества;

2. мобилизация и организация деятельности общества по их выполнению;

3. согласование интересов государства, общества и отдельных групп, организаций и лиц;

4. разработка законов и правил;

5. контроль за их выполнением;

6. распределение материальных и духовных ресурсов;

7. формирование политического сознания, политическая социализация и политическая адаптация граждан;

8. обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя.

Источник

Что такое способности и интерес человека

Ключевые слова конспекта: потребности, интересы и способности человека, талант, гениальность.

Потребность — это нужда в том, что необходимо для существования человека, его нормального функционирования. Пoтребности разделяют на первичные и вторичные. Потребнoсти человека не могут быть одинаковыми во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живёт человек, от уровня развития хозяйства.

Первичные пoтребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врождёнными. Физиологические потрeбности являются необходимыми для выживания. Это потребность в еде, воде, убежище, отдыхе.

Вторичные потребнoсти являются по своей природе психологическими.

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Экзистенциальные потребности — это потребность в защите от опасностей окружающего мира и потребность в уверенности в том, что все физиологические потребности будут удовлетворены.

Социальные потрeбности — это потребнoсти в чувстве принадлежности к обществу, чувстве социального взаимодействия, чувстве привязанности и поддержки.

Престижные пoтребности — это потребности в самоуважении, в признании личных достижений и компетентности.

Духовные потребнoсти — это потребности в самовыражении, в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Потребности человека составляют основу его интересов.

Интерес — это целенаправленное отношение человека к объекту. (альтернативное определение): Интерес — реальная причина действий, стоящая за мотивами. Интересы разделяют по их носителю (индивидуальные, групповые и всего общества) и по направленности (экономические, социальные, политические, духовные).

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Влечения — психические состояния, выражающие неосознанную (недостаточно осознанную) потребность.

Способности — это индивидуальные особенности человека, от которых зависит успешность выполнения им определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается понятиями талант и гениальность.

Талант — это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и общественной значимостью.

Гениальность — высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере деятельности.

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Это конспект по обществознанию на тему «Потребности, интересы и способности человека». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Потребности, интересы и способности человека.

Потребность – это нужда в чём –либо, необходимая для существования человека.

Потребности разделяются на:

Потребности составляют основы его интересов.

Интерес– это целенаправленное отношение человека к объекту.

Способности– это индивидуальные особенности человека, от которого зависит успешность выполнения определённого рода деятельности.

Уровень развития способностей выражается через Талант и гениальность.

Талант – это совокупность способностей, которая позволяет получить продукт деятельности отличающийся новизной, совершенством и значимостью.

Гениальность– это высшая ступень развития таланта, позволяющая получать принципиально – новый продукт в той или иной деятельности.

Деятельность человека и её основные формы.

Деятельность человека – это активность, направленная на достижение поставленной цели, связанная с удовлетворением потребностей и интересов.

Признаки деятельности:

Структура деятельности

Потребность- мотив – цель – средство – действие – результат.

Классификация деятельности

Материальная

Духовная

Материальная деятельность делится:

Творчество— вид деятельности, в результате которой рождается нечто качественно новое, ранее не существовавшее.

Виды деятельности:

1. Общение.

· между реальными субъектами,

· иллюзионным партнером (человек и животное),

· общение реального субъекта с воображаемым партнером,

· общение воображаемых партнеров (литература, персонажи)

2. Игра

Игра – вид деятельности, имеющий своей целью развлечение и отдых.

3 Учение – вид деятельности, целью которой является приобретение новых знаний, умений и навыков.

Труд.

Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Цель и смысл жизни

Смысл жизни— сознательное выстраивание систем ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.

Теории смысла жизни

Аскетизм— отречение от мира и всех его благ во имя искупления греха

Гедонизм— жизни во имя наслаждения

Прагматизм— цель оправдывает любые средства

Утилитаризм— жизнь ради извлечения для всего полезного

Эвдемонизм— человек рождён для счастья

-это жизнь самопожертвование во имя служения идеала

Самореализация— процесс наиболее полного выявления и осуществления своих возможностей, позволяющий максимально полно реализовать свой творческий потенциал.

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Что такое способности? Способности человека и их виды

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности — это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Что такое способности человека?

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной деятельностью. И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности?

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

Текст взят из открытых источников в интернете.

Источник

Интересы, склонности, способности

Интересы – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности.

Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека.

Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость.

В своем развитии интересы проходят несколько этапов.

Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету.

Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть.

По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми (см. схему):

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Временные Эпизодические Устойчивые

Устойчивые интересы часто перерастают в склонности.

Склонности – это стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности – формулой «хочу делать».

Одно дело – интересоваться книгами о животных, любить посещать зоопарк, не пропускать телепередачу «В мире животных», а совсем другое – находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за животными.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо не ждать, а сознательно включаться в различные виды труда. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.

Итак, профессию нужно выбирать в соответствии с устойчивыми интересами и склонностями.

Способности –неотъемлемая часть профессиональной пригодности человека, тесно связанная с интересами и склонностями. Способности – любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности и не сводящиеся только к знаниям, умениям и навыкам. Способности прежде всего говорят о возможности человека приобретать какой-то опыт (знания, умения и навыки) в дальнейшем.

Например, если человек хорошо различает запахи, помнит их, то это – способность, очень нужная химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо (прочно) удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их, то это тоже способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и др.

Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, ветеринарный фельдшер или врач должен быть наблюдательным, инициативным, иметь проницательный ум, ловкость, очень добросовестно относиться к работе.

Различают способности: общие – необходимые для всех (например, способность к творчеству) или для многих профессиональных видов деятельности (организаторские) и специальные – важные для отдельной профессии или относительно узкого их круга (хорошо развитая чувствительность рук нужна регулировщику электромеханических реле; устойчивость к монотонным раздражителям – водителю транспортных средств; хорошо развитое пространственное представление – рабочим, изготавливающим изделия по чертежам, и др.).

Организаторские способностиЛитературно-лингвистические способностиСпособности к искусству
Умение организовать какое-либо дело, объединить людей в совместной деятельностиСпособности к литературной деятельности, овладению языкамиСпособности к творческому воображению, образному мышлению
Умение легко входить в контакт с людьми; понимание психологии человека; умение распределить работу между людьми; добросовестность исполнительность; критическое отношение к своим действиям, поступкамХорошо развитая речь, богатый словарный запас, интерес к освоению языков, изучению литературы; развитая слуховая память, наблюдательность, богатство ассоциаций и т.п.Для художника – яркость зрительного восприятия, чувство цвета и формы; для актера – хорошая дикция, мимика, пластика, способности к перевоплощению, выразительность речи, умение видеть прекрасное в природе и окружающей жизни

Успешная работа по любой профессии возможна только при сочетании общих и специальных способностей.

А как же быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути:

— либо изменить сам выбор,

— либо искать способы развития или компенсации недостающих или слабо выраженных способностей.

Недостатки памяти, например, можно компенсировать систематическим выделением различных записей, составлением картотеки т.п. Недостатки развития пространственного воображения – использованием объемных моделей и т.п. Компенсация слабо выраженных способностей – явление обычное и необходимое, и оно должно занимать немалое место в жизни человека, если он действительно захочет добиться высокого мастерства в деле.

Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому человеку развивать умственные способности и прежде всего ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, вдумчивость, гибкость и критичность ума.

Следует стремиться развивать и волевые качества: решительность, настойчивость, дисциплинированность, уверенность в себе, в своих силах, самообладание, выдержку. Совокупность этих качеств обеспечивает способность к труду.

Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии можно представить в виде следующей схемы:

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человекаСКЛОННОСТИ ИНТЕРЕСЫ

Что такое способности и интерес человека. Смотреть фото Что такое способности и интерес человека. Смотреть картинку Что такое способности и интерес человека. Картинка про Что такое способности и интерес человека. Фото Что такое способности и интерес человека

Подводя итог всему вышесказанному, можно увидеть, что к выбору профессии нужно подходить ответственно, самостоятельно и творчески.

К этому выбору необходимо быть готовым психологически. Для этого следует поставить цели, определить свои стремления и в дальнейшем развивать в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *