Что такое спринтерская гонка в формуле 1
Убийца зрелищности: почему спринтерские гонки в Формуле 1 обречены на провал?
Фото: FIA Pool Image
Спринты сделают гоночные уик-энды Формулы 1 интереснее и ярче? Как бы не так. AUTOSPORT.com.ru внимательно изучил шинный регламент и пришел к неутешительным выводам.
А вам не кажется по первым гонкам сезона-2021, что стало слишком много борьбы? Руководству Формулы 1, видимо, кажется. Просто иначе объяснить введение формата спринтерских гонок довольно сложно. Да, кто-то скажет, что вместо скучной третьей тренировки с покатушками мы получили дополнительные соревнования длиной в 30 минут, но по факту спринтерские гонки вполне могут превратиться в то, что можно каждый день увидеть на дорогах общего пользования – банальное движение друг за другом, в котором иногда находится какой-нибудь торопыга, пытающийся всех опередить.
Высока вероятность, что борьбы в спринте мы не увидим Фото: McLaren / Motorsport Images
Однако в спринтах мы этого будем лишены. Единственный вариант, при котором мы получим неожиданности на старте субботней гонки – технические проблемы у кого-либо из пилотов, либо авария. Вот тогда да, придется прорываться. Объясним почему: фактически, если раньше командам предоставлялась свобода выбора шин в квалификации и возможность рискнуть ради успешной гонки с более жёстким стартовым комплектом, то теперь мы увидим три сегмента на одинаковых шинах. Все команды получат по пять свежих комплектов Soft на эти самые три сегмента. Далее всё по классике – лидеры используют один комплект в первом сегменте, один – во втором, и два – в третьем. И уже здесь возникает вопрос: а зачем нам вообще тогда нужна квалификация? Да, конечно, фактически, это возвращает суть той самой квалификации, что была раньше – кто будет быстрейшим на одном круге, тот и победит, без всяких условностей вроде стратегии и рисков. Но нас с вами будут ждать стандартные три сегмента без особых опций на неожиданность.
К регламенту по использованию шин на этапах со спринтами есть большие вопросы Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images
Пожалуй, здесь даже не стоит затрагивать тему закрытого парка, поскольку точного спортивного регламента проведения спринтерских гонок мы пока не видели, да и, вроде бы, особых изменений нет, разве что команды смогут безнаказанно менять антикрылья на старый образец. Но вот с шинами на уик-энд творится полная ерунда.
Правило закрытого парка будет частично действовать после квалификации в пятницу Фото: Red Bull Content Pool / Getty Images
Давайте посмотрим. В настоящий момент пилоты получают на уик-энд 13 комплектов шин, из которых они должны сдать: один через 40 минут после начала первой тренировки, один после завершения, два после второй практики и два после третьей. Итого – у каждого пилота перед квалификацией остается семь комплектов шин, которые могут быть использованы по своему усмотрению – например, на Гран При Эмилии-Романьи Юки Цунода, расколотивший свою машину в первом сегменте квалификации, к гонке был сказочно богат – у него остались свежие комплекты Hard и Medium и целых четыре свежих Soft (и один, который он угробил вместе с задней частью машины).
А что же в уик-энд с короткими гонками? Во-первых, вместо 13 комплектов у команд останется 12. Во-вторых – не до конца понятно, сколько и каких комплектов команды будут обязаны вернуть. В настоящий момент спортивный регламент FIA не обновлён, так что хочется надеяться, что формулировка «Полная дистанция Гран При с двумя оставшимися комплектами шин» всё-таки подразумевает возможность использовать шины, сэкономленные в ходе уик-энда. Подумать только, сейчас доподлинно известно, что команды будут вынуждены сдать три комплекта шин после тренировок из этих 12, и, скорее всего, оба комплекта, которые были использованы в спринтерской гонке (но это неточно). Тогда, в принципе, с шинами нет никаких кардинальных изменений – у команд останется пять комплектов Soft на квалификацию и два комплекта разных составов на гонку. Все точно так же, как и сейчас. Но, если всё же выше упомянутая формулировка верна, и гонка будет проходить только на тех самых двух оставшихся комплектах, то стратегического простора команды попросту не получат, потому что будут обречены проводить гонку с одним пит-стопом и на одной и той же тактике.
Вполне возможно, что не будет разнообразия по тактике и в гонке в воскресенье Фото: Mercedes AMG F1 / LAT Images
Итак, что мы в итоге имеем? Сырой и не до конца прописанный регламент за два с половиной месяца до дебюта формата. Абсолютно невнятные перспективы борьбы, поскольку, в настоящий момент, по имеющейся информации можно сделать вывод, что в пятничной квалификации сюрпризов не будет. В субботнем спринте команды постараются свести все риски к минимуму, потому что лучше потерять одно-два очка и стартовать третьим, чем сойти и в гонке лишить себя всяческих шансов на высокое место, потеряв ещё больше. А в воскресенье, если формулировка верна, мы увидим унылое зрелище с попытками доехать до финиша с одним пит-стопом – первый отрезок на Medium, а второй – на том, что останется.
Кроме того, в гонке все пилоты будут стартовать на свежих шинах без необходимости выбирать на старт какой-либо комплект, так что, возможно, нас и вовсе будет ждать стратегия Hard-Medium, которая в принципе уничтожает хоть какие-то намеки на борьбу. В общем, пока можно сказать, что те самые три этапа, на которых пройдёт спринтерская гонка, могут всерьёз посоперничать с Гран При Испании за звание самого скучного этапа сезона. Спасибо большое, Формула 1. Мы в тебе не сомневались!
В сезоне-2021 спринтерские гонки пройдут в качестве экспримента Фото: Mercedes AMG F1 / LAT Images
«Формула-1» утвердила формат спринт-квалификаций на три Гран-при сезона-2021
«Формула-1» официально утвердила экспериментальный формат со спринт-заездами, который будет опробован по ходу сезона-2021.
Экспериментальные уик-энды пройдут в Сильверстоуне и Монце. С местом проведения третьего такого уик-энда в «Ф-1» определятся чуть позже – хотя наиболее вероятным является Гран-при Бразилии.
Уик-энд «Формулы-1» со спринт-квалификациями будет проходить в следующем формате:
Пятница: 1-я практика, обычная квалификация
Суббота: 2-я практика, квалификационная гонка (спринт-заезд с дистанцией 100 км)
Воскресенье: Гран-при
За победу в спринт-гонке пилот получит 3 очка, на второе место – 2, за третье – 1. Стартовая решетка спринт-гонки будет формироваться по результатам пятничной квалификации. В то время как результаты спринт-гонки определят стартовую решетку на воскресный Гран-при.
На первую практику команды смогут свободно выбирать по два комплекта шин для каждого гонщика.
На квалификацию каждому участнику будет выделено по 5 комплектов шин «софт».
На вторую практику каждый пилот сможет свободно выбрать один комплект шин.
На субботнюю спринт-гонку каждый пилот сможет свободно выбрать два комплекта шин.
На воскресный Гран-при у каждого пилота будет оставаться под два комплекта новых шин.
В случае дождя командам будут выделяться дополнительные шины промежуточного и дождевого типа.
Правила «закрытого парка» будут действовать с начала пятничной квалификации.
🏎Все о «Формуле-1» в ваших соцсетях:
Facebook | ВК | Twitter | Telegram | Instagram
5 причин смотреть Гран-при Великобритании. Первая спринтерская гонка в истории, новинки «Мерседеса» и кадры болида 2022
Поскольку Макс Ферстаппен и «Ред Булл» лидируют в обоих зачетах, то вторая половина чемпионата «Формулы-1» будет иметь большое значение. Вот пять причин, по которым мы особенно рады следующему этапу на Сильверстоуне.
1. Спринтерская гонка
В Сильверстоуне не будет двух гонок подряд или трех, но не бойтесь, потому что в этом году на трассе все равно будет много событий, поскольку мы впервые опробуем формат спринтерской гонки.
Спринт разработан для того, чтобы предоставить болельщикам больше событий и соотношение цены и качества в течение всего уикенда, не разбавляя главное событие в воскресенье. В спринте команды примут участие в 100-километровом заезде, который определит стартовую решетку Гран-при. В спринте, который состоится в субботу днем, нет обязательных пит-стопов и стартовых шин, а три лучших пилота получают очки.
Стартовая решетка в спринте формируется обычным образом в результате квалификационной сессии, в ходе которой все используют шины с самым мягким составом. Это происходит в пятницу во второй половине дня, так что все три дня будут проходить в соревновательном режиме.
Это первый из трех запланированных пробных заездов в этом году, и, без сомнения, очень важный с точки зрения обучения, но всегда интересно наблюдать за экспериментами, когда не знаешь, каким будет результат. А несколько дней подряд, когда на трассе будет происходить борьба колесо в колесо, могут быть только хорошими.
2. Новинки на болиде «Мерседеса»
Многое было сказано о комментариях Тото Вольффа во время двух гонок в Австрии, когда он предположил, что «Мерседес» не будет дальше развивать свой болид 2021 года, в то время как «Ред Булл» продолжает наращивать производительность.
Но есть небольшая разница между развитием и модернизацией. Вы можете остановить разработку и, следовательно, больше не испытывать никаких элементов в аэродинамической трубе, но это не значит, что все, что было разработано ранее, было произведено и поставлено на машину. Поэтому, когда Джеймс Эллисон прояснил ситуацию, выяснилось, что в Сильверстоуне будет проведена модернизация машины.
3. Форма «Макларена»
Одной из историй успеха этого сезона до сих пор были выступления Ландо Норриса. 21-летний гонщик постоянно лидирует в средней группе и иногда угрожает «Ред Буллу» и «Мерседесу», как это было на Гран-при Австрии.
Он стартовал третьим в первой гонке в Австрии и вторым во второй, и был очень близок к первой поул-позиции, но уступил Максу Ферстаппену. В гонке у него был темп, чтобы финишировать вторым, но ему пришлось довольствоваться третьим местом после пятисекундного штрафа за то, что Серхио Перес выехал за пределы трассы.
Это был третий подиум в девяти гонках этого сезона для Норриса, который финишировал в пятерке лучших во всех гонках, кроме Барселоны, где он был восьмым, и отстает от Переса всего на три очка в зачете пилотов. Но справедливо будет сказать, что «Ред Булл Ринг» подошел «Макларену» с большой максимальной скоростью и хорошим сцеплением с трассой, в то время как Сильверстоун будет совсем другим испытанием.
Очевидно, что эта машина сложна в управлении, учитывая проблемы Даниэля Риккардо, о которых постоянно говорят, но, похоже, Норрису удается выжимать из нее максимум в каждый уик-энд. Если он все еще учится делать это более последовательно, то, возможно, в Сильверстоуне Норрис снова будет наступать на пятки «Ред Буллу» и «Мерседесу», что будет очень хорошим предзнаменованием для остальной части сезона.
4. Штрафы пилотов
Не то чтобы мы были в восторге от самих штрафов, но мы не можем обойти стороной один из главных поводов для разговоров в Австрии, а именно штрафы, полученные гонщиками в гонке, и штрафные очки, которые к ним прилагаются.
Как это часто бывает, мнения среди участников гонки разделились по поводу того, что было справедливо, а что нет, когда речь шла о борьбе колесо в колесо, поскольку Ландо Норрис, Серхио Перес и Кими Райкконен получили штрафы за то, как они участвовали в гонках (и иногда сталкивались с другими гонщиками).
Также возникли споры по поводу системы штрафных очков, поскольку Норрис сейчас находится в четырех очках от запрета на участие в гонках, по крайней мере, до ноября, а за такое пограничное нарушение, как его пятисекундный штраф на Гран-при Австрии, полагается два штрафных очка. Многие гонщики считают, что это может привести к слишком суровому наказанию за накопление мелких нарушений, а не за особо опасное вождение.
Мы уже проходили это в 2019 году, когда обгон Ферстаппена посчитали законным, что привело к удивительной борьбе между пилотами в Сильверстоуне. Было бы здорово, если бы мы снова получили такой же результат.
5. Зрители на трибунах
И если мы хотим получить несколько невероятных битв, то они будут разыграны перед самой большой толпой во время пандемии, которую мы видели в «Формуле-1». В Сильверстоуне разрешается массовая толпа, поскольку Соединенное Королевство продолжает открываться из Covid- 19 ограничений, а это означает, что в день гонки на трассе будет около 140 000 человек.
Болельщики являются неотъемлемой частью спорта, и в прошлом году их очень не хватало, в то время как нам напомнили об этом еще больше по тому влиянию, которое оказали даже всего несколько тысяч человек на некоторых гонках этого сезона.
После гонки в Австрии, где было много голландских фанатов восторге от победы Ферстаппена, скорее всего, Хэмилтон будет иметь дополнительную поддержку на своей стороне в Сильверстоуне.
Бонус
На специальном мероприятии в четверг будет представлена первая в истории модель болида «Формулы-1» 2022 года в натуральную величину.
Субботние гонки Ф1 с 2022 года перестанут быть квалификационными
План боссов спорта предусматривает проведение спринтерских заездов в качестве отдельных, без привязки их результатов к решетке главной гонки
В Сильверстоуне Формула 1 впервые опробовала формат с двумя гонками по ходу уик-энда – в эти выходные в Монце он будет использован вновь.
В целом идея получила позитивную оценку со стороны гонщиков, команд и болельщиков, потому решено проводить по две гонки за уик-энд и на отдельных Гран При 2022 года. Главное отличие, как стало известно Motorsport.com, будет состоять в том, что теперь субботние заезды больше не будут честью квалификации.
Сейчас традиционная сессия из трех сегментов проходит в пятницу и определяет порядок старта в 100-километровом спринте, а уж его финишный протокол расставляет пилотов на решетке главной гонки.
Однако у такого формата есть существенный недостаток: осечка в субботу перечеркивает для гонщика весь уик-энд. Потому в правила решено внести изменения.
Пятничная сессия будет построена так, что ее итогу определят порядок старта как в субботу, так и в воскресенье.
Читайте также:
При этом очки в субботу станут давать значительно щедрей, чем сейчас, когда их получает только первая тройка по системе 3-2-1.
Такое решение Формулы 1 откроет возможность проводить спринтерские гонки на тех трассах, которые непригодны для них в нынешнем формате – скажем, в Монако.
По словам спортивного директора Ф1 Росса Брауна, принципиальное решение по поводу этого плана еще не принято.
«Думаю, ключевой вопрос в том, решим ли мы сделать еще один шаг вперед и проводить субботние гонки как самостоятельные, – объяснил Браун в эксклюзивном интервью Motorsport.com. – Думаю, мы все же пересмотрим начисление очков и порядок формирования воскресной решетки. Не лучше ли формировать ее уже в пятницу?
Как вы помните, Серхио [Перес] откатился назад [по ходу спринта] в Сильверстоуне, что существенно испортило ему воскресную гонку. Так почему бы не определять обе решетки во пятничным результатам?
Мы можем сделать ряд шагов, избрать несколько решений. Все это сейчас в процессе изучения. Мы представим FIA и командам кое-какие идеи, после чего будем двигаться дальше».
Браун добавил, что идею с лишением субботней гонки статуса квалификационной после Сильверстоуна ему предлагали многие.
«Мы беседовали с гонщиками, и их отзывы были позитивными, – рассказал Росс. – Однако некоторые подняли вопрос о поуле. По их словам, субботний спринт лучше проводить отдельно, как соревнование со своей квалификацией и гонкой».
Ожидается, что окончательное решение будет вынесено после дополнительного изучения опыта Монцы и третьего этапа в новом формате – пока эксперимент запланирован на Гран При Бразилии.
Браун добавил, что если в сезоне-2022 будет принят новый формат субботних гонок, то он станет единственным – нынешняя схема в таком случае применяться не будет.
Вопрос награждения
Предстоящий этап в Монце пройдет по тем же правилам, что и первый спринтерский опыт в Сильверстоуне. Но небольшое изменение все же будет – оно касается процедуры награждения.
Перестановки стали следствием реакции пилотов на британский уик-энд. Вместо круга почета на специальном грузовике с платформой, как в Сильверстоуне, церемония пройдет на стартовой прямой.
Браун объяснил: «Мы стараемся соблюсти баланс – не повредить главной гонке. Она является основным событием, но [в субботу] мы тоже хотим чего-то веселого и соответствующего. Так что внесем правки, это будет несколько сокращенная версия».
Анализ: Нужен ли Формуле 1 эксперимент со спринтерскими гонками?
Комиссия Ф1 не стала спешить с решением по революционному изменению формата Гран При. Роберто Кинкеро рассуждает, не слишком ли это смелая идея
Квалификация в пятницу, короткая гонка в субботу и длинная в воскресенье. Еще десяток лет назад автора такого предложения подняли бы на смех, а сейчас команды решают, какие три Гран При лучше всего подходят для проверки такого формата уик-энда.
Читайте также:
Однако эта идея не столь проста, как может показаться. Потому вместо ее быстрого утверждения заинтересованные стороны – участники чемпионата, FIA и Liberty – предпочли взять дополнительное время для анализа и размышлений.
Важно, чтобы новый формат понравился болельщикам. Формуле 1 в последнее время не раз приходилось делать сложный выбор. Прежде пресловутые разговоры о «ДНК спорта» и «многолетних традициях» становились препятствием для многих интересных предложений, но на дворе XXI век, и высокотехнологичный чемпионат должен идти в ногу со временем. Однако полностью отказываться от традиций тоже было бы неверно.
Сейчас речь идет не о технических вопросах, а только о формате этапов. Но в том и дело, что он оставался практически неизменным с самого первого чемпионата мира в 1950 году. Но перемены назрели. Предложение о введении спринтерских гонок содержит несколько слагаемых, которые активно продвигает сам спортивный босс Формулы 1 Росс Браун.
Росс Браун, управляющий директор по вопросам гонок, FOM
И здесь надо понимать порядок утверждения подобных решений. Благодаря недавним шагам Liberty нужды в единогласном одобрении уже нет. Сейчас необходимо 26 из 30 голосов на Комиссии Ф1, то есть противодействие отдельных команд (у каждой по одному голосу) не остановит процесс. В случае позитивного исхода нас ждут три Гран При для практических испытаний.
Руководству спорта важно проверить ряд новаций до того, как Формула 1 перейдет в 2022 году на совершенно новый регламент, и акценты понятным образом сместятся. При этом, даже если спринтерские гонки получат позитивные отзывы, их все равно не станут включать в программу всех Гран При сезона-2022. Поговаривают, что в самом лучшем случае новое расписание получат только шесть этапов.
Если уж от реверсивной стартовой решетки Стефано Доменикали отказался самым решительным образом, значит, каких-то особенных сюрпризов можно не ждать. Быстрейшие почти наверняка останутся впереди. А потому один из важнейших вопросов – как начислять очки на тех Гран При, которые будут включать две гонки.
Мировой автоспорт не в первый раз раз решает подобную задачу. Скажем, в календарь чемпионата WEC входят гонки продолжительностью 6 часов, 24 часа и 1000 километров. Для каждого типа зачетные баллы начисляются по-своему.
Применительно к Формуле 1 самым простым выходом стало бы начисление за спринтерские заезды очков (в меньшем количестве, чем за главные гонки) и их суммирование с остальными в личном и командном зачетах. Именно такая схема успешно работает в Формуле 2.
В целом, как за, так и против новой системы есть достаточно аргументов. Мы попробовали свести их в таблицу, которую вы можете видеть ниже:
Против
— Повышение уровня шоу для болельщиков
— Более интересная программа в пятницу и субботу
— Повышение вероятности неожиданных результатов
— Рост шансов на подиум для небольших команд
— Больше время показа машин – польза для спонсоров
— Потенциальный рост времени трансляций в телеэфире
— Возможность для роста доходов команд
— Снижение значимости квалификации
— Нарушение традиций, которые ведут отсчет с 1950 года
— Сокращение времени тренировок
— Потеря возможности сажать за руль тест-пилотов в пятницу
— Размытие понятия «победитель» по итогам уик-энда
— Потенциальные сложности для команд при необходимости заменить мотор
— Рост расходов для команд из-за лишней гоночной дистанции и возможности повреждения машины
— Потенциальный рост расходов на подготовку особых пакетов для этапов с двумя гонками
Старт Гран При Испании 2020 года
Наши источники говорят, что мнение внутри Ф1 склоняется к тому, что окончательное решение о судьбе спринтерских гонок на будущее можно принять только после проверки этой идеи в условиях реальных Гран При, потому три экспериментальных этапа в 2021 году практически точно состоятся.
Учитывая аргументы против – некоторые их них весьма серьезны – только трасса позволит получить ту информацию, без которой не найти верный ответ. В последнее время Формула 1 привыкла проверять всё и вся посредством виртуальных симуляций, но тут этот прием не сработает.
Нужен компромисс, который с одной стороны устроит тех, кто ждет изменений, а с другой не слишком расстроит приверженцев традиций, недовольных превращением спорта в шоу без оглядки на последствия. Но стоит готовиться к сюрпризам, так как каждая команда, как водится, по ходу обсуждения деталей будет отстаивать прежде всего свои интересы, уделяя мало внимания глобальной картине.
И если пять команд в итоге выскажутся против эксперимента, то смелое начинание провалится в третий раз за шесть лет (прежде это уже случалось в 2015-м и 2020-м), а нас будут ждать тренировки по пятницам, субботняя квалификация и воскресная гонка – как и 70 лет назад.