Что такое спрос в микроэкономике

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе

СПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига – при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса

Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении – влево.

Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса (рис. 2.3).

Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса

МАРШАЛЛ Альфред (1842–1924), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в 1885–1908 гг. возглавлял кафедру политической экономии того же университета.

Основы его теории изложены в «Принципах политической экономии» (1890) (рус. пер. 1983 г.), который на протяжении многих десятилетий служил основным учебником по экономической теории в ряде капиталистических стран. В этом труде были обобщены достижения раннего маржинализма и заложено начало неоклассической политической экономии. Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. Его идеи легли в основу микроэкономики. Как основатель микроэкономики Маршалл сыграл роль, аналогичную роли Дж. М. Кейнса – основателя макроэкономики. Маршалл выдвинул на первый план теорию цены вместо трудовой теории стоимости.

Источник

Микроэкономика

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

В восьмом издании книги известных отечественных авторов вы найдете основные вопросы курса «Микроэкономика». Изложенные кратко и доходчиво, дополненные материалы будут полезны также всем, кто изучает предметы «Общая экономическая теория» и «Экономическая теория».

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Микроэкономика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе.

СПРОС — отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.

Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса:

• общее количество покупателей данного блага;

• предпочтительные вкусы покупателей;

• экономическая политика государства.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

ЗАКОН СПРОСА гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго одинакового соотношения между снижением цены и повышением спроса.

Такое определение закона спроса дал английский экономист А. Маршалл.

В современной западной экономической литературе под законом спроса понимается обратная зависимость между ценой и величиной спроса на блага в течение определенного периода.

Зависимость между ценой блага и объемом спроса называется шкалой спроса, или кривой спроса.

КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.

На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной — цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки

С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина — эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.

ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ. Поскольку экономическая жизнь находится в постоянном движении, то и спрос также непрерывно изменяется. Правильно говорят, что кривые спроса остаются неизменными только в учебниках.

Почему же сдвигается кривая спроса? Потому, что меняется не только цена блага, но и другие факторы. Увеличивается средний реальный доход населения, возрастает численность взрослого населения, что может вызвать, например, сдвиг вправо кривой спроса на машины.

Но кривая спроса сдвигается по-разному. Выделяют два типа сдвига. В первом случае большее количество блага будет покупаться при каждой цене и кривая спроса сместится вправо таким образом, что спрос будет выше, чем он был до сдвига (рис. 2.2). Другой тип сдвига — при каждой цене спрос будет ниже, чем он был до сдвига.

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Рис. 2.2. Сдвиги кривой спроса

Как видно из рис. 2.2, при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо, при уменьшении — влево.

Особо следует выделить изменение спроса, означающего перемещение по кривой спроса (рис. 2.3).

Изменение спроса происходит тогда, когда изменяется один из элементов, лежащих в основе кривой спроса. Например, увеличились доходы потребителей, что вызывает увеличение спроса, даже если цены на блага не изменились. В результате кривая спроса сдвигается вправо.

Когда цена на благо снизится при прочих равных условиях, потребители также будут больше покупать это благо. Но количество покупок увеличится не благодаря увеличению спроса, а благодаря снижению цены. Это изменение показывает перемещение вдоль кривой спроса.

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Рис. 2.3. Перемещение по кривой спроса

МАРШАЛЛ Альфред (1842–1924), английский экономист, основатель Кембриджской школы политической экономии. Образование получил в Кембриджском университете, в 1885–1908 гг. возглавлял кафедру политической экономии того же университета.

Основы его теории изложены в «Принципах политической экономии» (1890) (рус. пер. 1983 г.), который на протяжении многих десятилетий служил основным учебником по экономической теории в ряде капиталистических стран. В этом труде были обобщены достижения раннего маржинализма и заложено начало неоклассической политической экономии. Маршалл ввел понятие эластичности спроса, характеризующее количественную зависимость спроса от трех факторов: предельной полезности, рыночной цены и денежного дохода, используемого на потребление. Его идеи легли в основу микроэкономики. Как основатель микроэкономики Маршалл сыграл роль, аналогичную роли Дж. М. Кейнса — основателя макроэкономики. Маршалл выдвинул на первый план теорию цены вместо трудовой теории стоимости.

Источник

Спрос в микроэкономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Определение спроса

Субъекты микроэкономики, т.е. потребители и производители (продавцы), взаимодействуют между собой на рынке, между ними осуществляется процесс обмена по договорной цене. Потребитель на рынке товаров и услуг выступает как покупатель, который предоставляет продавцу свои средства.

Спрос – это то количество благ, которое покупатель может приобрести при определенном ценовом уровне в определенное время.

Спрос единичного потребителя является индивидуальным спросом. Чем ниже уровень цен на товары, тем более привлекательными они будут для покупателя. Подобная обратная зависимость цены товара и величины спроса довольно устойчивая, и позволяет вывести закон спроса, который заключается в следующем:

Повышение цены на блага сопровождается снижением спроса на них, а уменьшение цены порождает повышение количества благ, которое желает получить потребитель

Математически закон спроса выражается функцией спроса, которая имеет вид:

Рисунок 1. Функция спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Зависимость между ценой и объемом спроса можно представить графически при помощи кривой спроса (Рисунок 2)

Рисунок 2. Кривая спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы формирования спроса на рынке

Рыночным спросом является сумма спроса всех покупателей в данный момент времени при данном ценовом уровне. Разные покупательские способности делают различным спрос на товар с определенной ценой. Таким образом, каждому покупателю будет соответствовать своя кривая индивидуального спроса на определенный товар. Общая сумма всех кривых индивидуального спроса будет создавать кривую рыночного спроса, показывающую общую величину спроса всех покупателей при любых ценах (Рисунок 3).

Рисунок 3. Рыночный спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо цен на изменение спроса оказываю влияние неценовые факторы. Отличием является то, что под влиянием неценовых факторов объем изменяется при перемещении самой кривой спроса, а не передвижении точки, в случае влияния цены (Рисунок 4).

Рисунок 4. Влияние неценовых факторов на спрос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Повышение уровня спроса влечет к передвижению вправо кривой спроса, а снижение к перемещению влево.

Неценовые факторы, оказывающие влияние на спрос:

Таким образом, учитывая все ценовые и неценовые факторы, функция рыночного спроса будет иметь следующий вид:

Рисунок 5. Функция рыночного спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Как G обозначаются предпочтения потребителей, P (sub), P(com) – стоимость товаров-субститутов, N – общее количество покупателей, W – ожидания потребителей по цене.

Наглядно демонстрирует формирование спроса на рынке следующая схема:

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Рисунок 6. Формирование спроса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Неценовые факторы оказывают влияние на спрос следующим образом: изменение потребительских доходов имеет обратное влияние на изменение спроса, т.е. при увеличении доходов уровень спроса на нормальные товары и предметы роскоши повышается, а на низкокачественные – уменьшается. Спрос на нейтральные товары не зависит от изменений в доходах потребителей.

Реклама, мода, новые технологии и т.д. могут изменять предпочтения потребителей. Достаточно сложно провести оценку данного фактора. В нередких случаях один и тот же фактор может оказывать различное влияние на всевозможные группы населения.

Повышение цен на взаимозаменяемые товары приводит к увеличению спроса на исследуемый товар и наоборот.

Прямое влияние на спрос оказывает количество потребителей. Чем больше приверженцев товара, тем большим будет спрос на него.

Ожидание будущего изменения цен приводят к изменению в спросе в текущем периоде. Например, наличие вероятности повышения уровня цен (инфляция или же повышение цены на необходимый товар) приводит к росту спроса в настоящем времени, и, наоборот, если ожидаются сезонные скидки, то спрос в настоящем времени будет ниже.

Особенности формирования спроса

Как известно, одинаковые по характеристикам товары могут иметь отличия. Другими словами, имеют место быть разные виды товаров. Выделяют два основных вида: нормальные товары и товары низшей категории.

Экономическая наука разграничивает их по тому, как уровень спроса на рынках данных товаров оказывает реакцию на изменения в доходах потребителей.

Основная масса товаров – это товары нормальной категории. Они характеризуются тем, что чем выше доходы покупателей, тем в больших количествах они хотели бы приобретать таких товаров.

Нормальными товарами являются товары, увеличение спроса на которые происходит при повышении дохода потребителей.

Именно поэтому информация о повышении зарплат или других доходов доставляет радость продавцам. Поскольку они знают, что увеличится спрос на их товары, возможно и при повышении цены.

Особой разновидностью нормальных товаров являются товары престижного спроса. Так обозначаются те товары, которые покупатели приобретают для демонстрации успеха и высокого уровня благосостояния. Такая модель поведения характерна для людей всех стран.

Важнейшей чертой качества престижных товаров является далеко не качество изготовления, конструкция или характеристики. Главным признаком таких товаров является высокая цена. В случае низкой цены, товар стал бы более доступен и потерял свою ценность. Именно поэтому подобные товары выпускаются относительно небольшими количествами, а стоимость придерживается высокого уровня. Объемы продаж товаров престижного спроса повышаются лишь тогда, когда увеличивается количество потребителей, готовых к демонстративному потреблению и имеющих высокие доходы.

Отличительной особенностью товаров низшей категории является то, что рост доходов покупателей обратно пропорционален спросу на них. Такие товары быстро заменяются другими более ценными, при условии, что на покупку последних у потребителей хватает средств.

Товары низшей категории – это такие товары, на которые уровень спроса может упасть при увеличении покупательских доходов.

К типичным представителям данной категории относятся товары первой необходимости: хлеб, картофель, рыба. Отношение таких товаров к этой категории не говорит о том, что они низкого качества. Дело в том, что пока люди имеют низкий доход, спрос на подобные товары формируется так же, как и на любой товар, относящийся к категории нормальных товаров. При малейшем увеличении доходов разграничение между товарами нормальной и товарами низшей категории становится более видимым.

Таким образом, ясное понимание законов изменения спроса на товары различных видов дает возможность к принятию более обоснованных решений, как производителям, так и правительству при решении проблем регулирования экономики страны в целом.

Источник

МИКРОЭКОНОМИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. СПРОС НА ТОВАР И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ: ЗАКОН СПРОСА, КРИВАЯ СПРОСА, ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

Для экономических субъектов (предпринимателей, вкладчиков капитала, домашних хозяйств, фирм) важной категорией является ЦЕНА.

Цена товара служит ориентиром, руководствуясь которым и производители и потребители обеспечивают свой личный ин­терес.

Поэтому центральной проблемой микроэкономики является ана­лиз факторов, влияющих на ценообразование товара на отдельных рынках.

Общепризнанным авторитетом в исследовании проблем цено­образования на уровне первичного звена является Альфред Мар­шалл (1842-1924), который по праву считается основоположником микроэкономики.

Согласно его концепции, главными ценообразующими фак­торами являются спрос, предложение и все, что на них влияет: издержки производства, редкость ресурсов, полезность товара, производственные возможности фирмы, временной интервал и др.

Исследованию каждого из этих факторов посвящена соответ­ствующая часть микроэкономики:

• в первой рассматриваются закономерности формирования спроса на товар и те факторы, которые его определяют, в том числе полезность’,

• во второй анализируется предложение, в том числе издержки производства’,

в третьей исследуется соотношение спроса и предложения нарынках совершенной и несовершенной конкуренции;

• в четвертой изучаются проблемы ценообразования факторов производства (труд, земля, капитал).

Итак, микроэкономика начинается с изучения спроса и пред­ложения. ОБРАТИМСЯ К СПРОСУ.

Спрос — это одна из сторон процесса рыночного ценообра­зования.

СПРОСОМ НАЗЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ТОВАРА, КО­ТОРОЕ БУДЕТ КУПЛЕНО ЗА ПРИЕМЛЕМУЮ ЦЕНУ В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ. СПРОС, ОБЕСПЕЧЕННЫЙ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОКУ­ПАТЕЛЯ, НАЗЫВАЕТСЯ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫМ.

На спрос влияют многие факторы, главным из которых явля­ется цена.Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос и наоборот.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ВЕЛИЧИНОЙ СПРОСА НАЗЫВАЕТСЯ ЗАКОНОМ СПРОСА.

Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спросаdlt где Р (price) — цена, Q (quantity) — количество, величина спроса, d (demand) — спрос (рис. 2).

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

3 2 1

Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной — количество продукта, которое по­требитель может купить по этой цене.

Кривая dx наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная.

Графически изменение величины спроса выражается в «дви­жении по кривой спроса» (точки А, В, С). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса».

Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой».

«Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от dx к d2. Желание приобрести меньше товара уменьшит спрос и сдвинет кривую спроса влево: от dx к d3.

Выводы:

1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходят под влиянием цены товара.

2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходят под влиянием неценовых факторов.

К неценовым факторам относятся:

• цены на сопряженные товары;

Рассмотрим их влияние на спрос.

1. Потребительские вкусыочень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.

2. Рост числа покупателейвызовет увеличение спроса (напри­мер, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на ме­дикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.

Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть фото Что такое спрос в микроэкономике. Смотреть картинку Что такое спрос в микроэкономике. Картинка про Что такое спрос в микроэкономике. Фото Что такое спрос в микроэкономике

3. Доход влияет сложнее. Вотношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.

4. Цены на сопряженные товары.Товары обычно объединяют
в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.

Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.

Вывод:когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай). В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняю­щие сопутствуют один другому в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.

Вывод:когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

5, Ожидания потребителейотносительно будущих цен на то­
вары, их наличия и возможных изменений в доходах способны
изменить спрос.

Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потреби­тели покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.

Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».

Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувстви­тельность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж автомобиля, если его цена возросла на 10%.

Эластичность спроса по доходу показывает на сколько процен­тов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на автомобили, если доходы населения возрастут на 12%.

Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, на­сколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.

Мерой измерения эластичности является коэффициент элас­тичности.

Коэффициент эластичности спроса по цене определяетсякак отношение роста объема спроса (в %) к снижению цен (в %):

К Процент роста Q / Процент падения Р

Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает со­ответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.

•, Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1% снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1%, коэффициент эластичности больше единицы.

Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы.

• Спрос имеет единичную эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.

Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кеп рассматривается как положительная величина.

Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается сле­дующей формулой:

Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары имеют отрицательную эластичность, так как рост доходов снижает спрос на них.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *