Что такое спс информатика

Справочно-правовая система

Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика

Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учёту, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.

Существенно повышают производительность юристов, бухгалтеров, аудиторов, руководителей организаций при решении правовых вопросов.

Содержание

История

Компьютерные справочно-правовые системы появились еще во второй половине 60-х годов прошлого века по мере развития современных технологий и систем телекоммуникаций. Первой электронной картотекой для компьютерного поиска правовой информации стала бельгийская система, заработавшая в 1967 году. Система была создана совместными усилиями университетов Бельгии и Бельгийского союза адвокатов и нотариусов. В информационный банк системы вошли данные о документах внутреннего и международного права, а также о парламентских материалах. Однако CREDOC не предполагала прямой связи пользователя с правовой базой для получения интересующих его данных — пользователю необходимо было обратиться в специальное информационное бюро. Оттуда приходил ответ, причем срок ожидания составлял от 2 до 8 дней.

Разработка первой справочной правовой системы — Lexis (сейчас LexisNexis) началась в том же 1967 году с соглашения между Коллегией адвокатов штата Огайо и фирмой Mead Data Central. В отличие от электронного каталога CREDOC американская система была полнотекстовой, то есть позволяла не только находить необходимые документы среди сотен тысяч других, но и работать с самими текстами, а также предоставляла дополнительную информацию к ним, более того, стал возможен поиск по контексту и датам. В 1980 году в Lexis было включено британское законодательство, с 1981 года — и британские судебные прецеденты. В это же время система стала доступна пользователям Великобритании, а с 1985 года — Австралии.

Начало созданию справочно-правовых систем в СССР было положено в 1975 году, когда было принято решение о создании первой информационной базы нормативных документов (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» от 25.06.1975 г.). Признавалось необходимым «ввести государственный учёт нормативных актов СССР и союзных республик, а также организовать централизованную информацию о таких актах».

Для реализации этого решения при Министерстве юстиции СССР был создан Научный центр правовой информации (НЦПИ). В его задачи вошли государственный учёт нормативных актов и разработка правовых баз данных. В дальнейшем силами НЦПИ была создана первая справочная правовая система «Эталон», предназначенная для использования в государственных структурах.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов началось динамичное развитие российского законодательства и одновременно широкое распространение персональных компьютеров. Многие специалисты ощутили острую потребность в полной и актуальной правовой информации. Ключевую роль в создании рынка СПС в России (как и в зарубежных странах) сыграли негосударственные компании.

Первым разработчиком коммерческой правовой базы данных стало агентство Intralex, которое в 1989 году представило программный комплекс «Юридическая справочно-информационная система» (ЮСИС).

В 1990 году была выпущена СПС «Гарант» — разработка Научно-производственного объединения «Вычислительная математика и информатика» (НПО «ВМИ»). В дальнейшем от НПО «ВМИ» отделилась компания «Гарант-Сервис», которая в настоящее время распространяет систему «Гарант». В системе имеются международные и федеральные документы, судебные решения, финансовые консультации, тексты различных указов, судебная и арбитражная практика, международные договоры, проекты законов, формы документов, бизнес-справки и пр. Еженедельное пополнение составляет 8—12 тыс. документов. Высшая патентная палата Российского агентства по патентам и товарным знакам признала словесное обозначение «Гарант» общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, начиная с 1 января 1998 года.

В 1992 году НПО «ВМИ» выпустило СПС «КонсультантПлюс», которая как учитывала опыт прошлых лет, так и содержала новые решения: во-первых, было реализовано оперативное, без задержек, обновление информации на компьютерах пользователей, во-вторых, налажена организация качественного и надежного сервиса для пользователей — основополагающие на сегодня элементы всей российской отрасли распространения правовой информации. В настоящее время пользователями «КонсультантПлюс» являются свыше 200 тыс. организаций. В системе имеются федеральные и международные документы, судебные решения, финансовые консультации. Состоит из федеральной, региональной и местной базы данных.

В последующие годы была создана СПС «Кодекс», основным отличием которой является большое количество нормативно-технических документов (ГОСТ, СНиП, СанПиН и т. д.), наличие специализированных справочных систем по различным отраслям — строительство, экология, электроэнергетика, охрана труда и т. д.

Государственные системы

К государственным справочно-правовым системам относятся [1] :

Источник

Что такое спс информатика

Одновременно с широким использованием новых информационных технологий появилось понятие «информационная система» (ИС). Информационная система осуществляет сбор, передачу и переработку информации об объекте, снабжающую работников различного уровня информацией для реализации функции управления.

В середине XX в. во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигает сотен тысяч, что приводит к возникновению информационного кризиса. Изначально считалось, что СПС создают лишь дополнительное удобства при работе с информацией, а без их использования вполне можно обойтись. Однако когда начались масштабные пересмотр и перестройка всего российского законодательства, уследить за огромным потоком вновь принятых нормативных актов стало невозможно. Поэтому к середине 1994 г. число потенциальных покупателей пакетов юридических программ значительно возросло.

Традиционные методы получения информации, например, использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не были способны разрешить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Компьютер же представлял собой замечательное средство аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации.

Сегодня большинству профессиональных юристов важна возможность получения максимально полной справочной, информационной и правовой информации. Ускорившийся ритм бизнеса и новые условия хозяйствования потребовали создания компьютерных правовых справочных систем, представляющих собой правовые базы данных.

Основная задача справочных правовых систем – донести максимальный объем достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Кроме того, система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.

Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, которые делают их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией.

Во-вторых, использование в СПС специальных поисковых программных средств позволяет производить поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.

Третье достоинство заключается в том, что возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя. Однако следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных.

Правовая информация не может быть получена из одного источника, что в свою очередь, приводит к необходимости сбора информации с мест. В связи с этим в создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании, выпускающие на рынок электронные версии юридической информации.

Широкий спектр юридических компьютерных систем – уникальное явление российского рынка делового программного обеспечения.

Обеспечение работников правоохранительных органов актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач. Однако ежедневно только органами высшей государственной власти принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Более того, для эффективной работы нередко требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов.

В настоящее время растет конкуренция между фирмами, производителями справочных правовых систем, повышаются запросы пользователей. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Информационные базы достаточно объемны, часто содержат уникальные документы, однако, работа массового пользователя с такими системами затруднена ввиду отсутствия эффективных каналов поддержки обновления базы, сервисного обслуживания систем и т.п. Поэтому широкое признание пользователей получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».

Сравнивать и оценивать справочные правовые системы можно по следующим критериям:

Таким образом, справочно-правовые системы, являясь носителями информации правового характера, позволяют ликвидировать правовую безграмотность, облегчают работу специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая их производительность труда при решении правовых вопросов. Решение этих задач существенным образом влияет на изменение правовой действительности, на ее оздоровление, на состояние законности.

Источник

Справочные правовые системы: понятие, кластеризация, классификация

Справочные правовые системы

Чтобы деятельность таких профессионалов, как экономисты, менеджеры, финансисты, обладала свойством успешности необходимо всегда помнить об обязательном использовании средств автоматизации поиска информации по всевозможным вопросам деятельности предприятий и организаций. Также сюда входит снабжение юридической поддержки принимаемыми решениями.

В процессе, когда решаются практические вопросы, важно уметь грамотно применять законодательство. В данном случае пользователь обладает не только непосредственно актами нормативного права, но и интересуется консультациями, разъяснениями специалистов по вопросам права. Помимо этого важно знать прецедентов судебной и арбитражной практики и уметь грамотным образом вести деловую документацию. Существует специальный инструмент, который может обеспечить эффективность решения задач, о которых уже было сказано выше. Он представлен классом нынешних информационных и поисковых систем, которые именуются как справочные правовые системы (СПС).

Справочно-правовые системы – это совокупность, которая содержит в себе массивы правовой информации и инструменты, благодаря которым пользователем системы могут выполняться различного рода операции поиска необходимых документов.

Благодаря таким инструментам можно искать фрагменты документов, заниматься выведением документов или их фрагментов на печать, созданием личные подборки документов с учетом специфики профессиональной деятельности и т.п.

Справочные правовые системы имеют основу, которая представлена систематизацией информации правого типа в информационных банках. Важно, чтобы в момент их образования соблюдался некий подход структур и систем, то есть, другими словами, информацию в справочных правовых системах необходимо систематизировать по разделам, отраслям, подотраслям.

Таким образом, итог подобной классификации и структуризации для потребителей информации правового типа предоставит возможность оперативного осуществления поиска информации по их проблемам, которые находятся в их интересах.

Кластеризация справочных правовых систем

В справочных правовых системах кластеризация выполняется благодаря использованию классификаторов. Любой из подобных классификаторов должен быть построен через разбиение объектов классификации по отдельным группам согласно учрежденному основному признаку. По-другому этот признак называется основанием деления. Любой из классификаторов, опирающийся на отдельное основание представлен:

Объекты классификации в справочных правовых системах:

На сегодняшний день функционирование правовых полей происходит практически во всех известных справочно-правовых системах. Благодаря подобным полям есть возможность проводить поиск нормативных актов права по заранее установленному основанию.

Например, подобный принцип в СПС, разделяет законы Российской Федерации, а также постановления Правительства РФ и указы Президента России.

Классификация справочных правовых систем

Принцип хронологии классификации исполняется в Справочно-правовых системах благодаря поисковому полю «Дата принятия». С помощью данного поля может быть расположен весь массив информации актов в хронологической последовательности. Существует также и классификация группой актов по номеру, который должен быть присвоен документу в момент его регистрации.

Значительное место между классификаторами занимает предметный классификатор. С помощью подобного классификатора становится охарактеризованной тематика. характеризующий тематику и построенный по отраслевому принципу.

Сам классификатор построен по принципу отраслей. Его главный признак представлен предметом регулировки права, он обладает сложной иерархической структурой понятий юриспруденции, которые, в свою очередь, воспроизводят содержание нормативных актов права.

Информационные банки справочно-правовых систем охватывают научно-публицистические и справочные материалы, которые имеют как правовую, так и экономическую направленность. В содержании также имеются изыскания теоретического характера, комментарии законодательства и юридической практики и т.д.

Ряд справочных правовых систем реализует системы поддержки принятия решений, которые включают в себя официальные разъяснения и консультации.

Исследованиями специалистов и экспертов было показано, что большая часть вопросов, касающихся налогообложения и бухгалтерского учета, характерны.

Таким образом, благодаря результату произошло возникновение специализированных справочных систем «Консультант-Бухгалтер» и «Консультант-Финансист», которые первоначально ориентировались на официальную информацию разъяснительного характера.

Официально выполненные разъяснения и консультации могут быть предоставлены:

Помимо названных ранее ведомств, представлять такие разъяснения могут ведомства, регулирующие своими нормативными актами взимание налогов, исполнение налогового контроля, ведение бухгалтерского учета и статистики.

Характеризовать качество информационного наполнения справочно-правовых систем может полнота показанной информации, оперативность поступления новой информации, ее достоверность и аутентичность, а также качество юридической обработки информации в системе.

Важно отметить, что значительная характеристика представлена качеством компьютерных технологий, которые используются СПС (например, это могут быть поисковые и сервисные возможности, возможности используемой технологии по передаче информации и ее актуализации у пользователя).

Конкурентоспособность той или иной справочной правовой системы в значительной мере может определить общий уровень сервиса и наличие прибавочных услуг, предоставляемых пользователю. Они представлены:

Российская Федерация обладает целым рядом компаний, специализация которых требует разрабатывать и распространять справочные правовые системы.

Самыми известными справочными правовыми системами являются:

Исключая тот факт, что существует определенное количество обязательных отличий в программных продуктах и в работе по распространению этих продуктов, профессионально функционирующие компании, которые занимаются производством качественных СПС, неукоснительно обеспечивают в своей работе и в своих системах выполнение указанных выше требований.

Источник

Справочные правовые системы

Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика

Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика

Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика

В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.

Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.

СПС позволяют:

1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;

2) использовать архивы правовых документов;

3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;

4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.

Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.

Основными характеристиками СПС можно считать:

1) объем информационных ресурсов;

2) метод формирования пользовательской базы;

3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);

4) актуальность информации;

5) оперативность поступления новой информации;

6) аутентичность документов оригиналу;

7) возможности юридической обработки документов;

8) возможности удаленного доступа к СПС;

9) возможности использования гипертекста. (Под гипертекстом будем, как обычно, понимать «многослойный текст» с переходом к другим информационным блокам с помощью выделенных в тексте «гиперссылок»).

Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.

Наиболее используемой в Российской Федерации справочной правовой системой является «Консультант-Плюс», обеспечивающая полное и оперативное включение, обновление, коррекцию всех правовых документов Правительства, Государственной Думы, Центрального Банка и многих других органов.

Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.

Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:

2) регистрационный номер документа;

3) наименование органа, принявшего документ;

4) название документа;

5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);

6) название рубрики документа;

7) дата принятия документа;

8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;

9) статус документа;trp>

10) слова и словосочетания из текста документа.

Использование в поисковом запросе логических условий дает возможность работать только с новейшими редакциями документов; отбирать лишь документы, полученные при очередном пополнении; отбирать документы, поступившие за некоторый промежуток времени. Заказанную информацию можно получить через сеть Интернет или по телефону. Принятые алгоритмы и форматы обмена данными между Центральным Эталонным Информационным Банком и абонентами сети «Консультант-Плюс» полностью обеспечивают целостность данных, т.е. передачу только новых и измененных документов.

Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.

Что такое спс информатика. Смотреть фото Что такое спс информатика. Смотреть картинку Что такое спс информатика. Картинка про Что такое спс информатика. Фото Что такое спс информатика

СПС «Консультант-Плюс» отличается простотой и удобством работы, имеет высокую степень сжатия информации. В ней используются многоуровневый рубрикатор в виде дерева, сложные поисковые запросы по разным признакам, гипертекст с переходом по ссылкам.

Пользователь СПС может создавать собственные «папки документов» по различным темам, производить объединение и пересечение множеств документов. Возможна организация коллективной работы нескольких пользователей над одной проблемой. Можно использовать фрагменты документов из Информационного банка СПС, сохранять историю запросов, выполнять многие другие действия, часто встречающиеся в юридической практике.

СПС «Консультант-Плюс» представляет собой объединение нескольких справочных систем — так называемых «версий».

Справочные правовые системы семейства «Консультант-Плюс» могут распространяться на компакт-дисках, функционируют для аккредитованных пользователей на IBM-совместимых компьютерах, в операционных системах MS DOS, Windows и в локальных вычислительных сетях, доступны через Интернет. Банк данных СПС уже сейчас содержит свыше 2 миллионов документов и практически ежедневно пополняется. В базах правовых данных СПС «Консультант-Плюс» имеется также более 100 тысяч правовых документов многих российских регионов. Пользователи СПС могут вести собственные базы данных.

Популярна также СПС «Гарант» (см. гл. 9), в которой используется гипертекстовая технология хранения правовой информации с еженедельным обновлением информационных ресурсов. Система может работать в операционных системах MS DOS, Windows, OS/2. Информационные ресурсы СПС состоят из 17 банков данных, в которых хранятся правовые документы с 1924 г. Имеются также банк данных на английском языке, шестиязычный словарь «Бизнес и право», Информационный банк «Законодательство субъектов РФ».

Еще одной справочной правовой системой является система «Кодекс», имеющая 33 правовых базы данных. СПС «Кодекс» может выполнять много операций, например, формировать «Перечень документов по тематике», «Выборку документов по признакам». При этом можно задавать «Условия выборки», меняя и добавляя условия для поиска. Достоинство СПС — активное использование меню и оконной технологии.

В верхней части окна «Документы» выдается список документов, а в нижней части — название и атрибуты текущего документа. По умолчанию документы располагаются по алфавиту, но можно рассортировать их и по дате принятия, виду, номеру. В окне «Текст документа» можно просмотреть и обработать текст документа. Можно находить документы, связанные с данным документом; создавать и вести произвольное число собственных баз данных.

Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.

Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.

Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

Дополнительные возможности открывает Закон РФ «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями). Первостепенное значение имеют ст.ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запрашивать (в устной и в письменной форме) информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информации регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.

Специализированная информационно-справочная система (СИСС) «Правоохранительный портал Российской Федерации» (рис. 2.1 ). Система введена в эксплуатацию в начале 2009 г. согласно Распоряжению Правительства РФ от 10 января 2009 года № 16-р. МВД России определено ответственным за организационное обеспечение функционирование системы.

Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).

Компьютерные преступления

Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.

Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.

Однако новые технологии измерения, передачи, обработки и хранения информации значительно расширили сферы деятельности людей, нуждающихся в защите информации, привели к развитию и распространению новых методов несанкционированного доступа к информации и, как следствие, к интенсивному развитию нового научного направления — «информационная безопасность».

Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.

Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.

Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.

Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.

Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.

Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.

Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.

Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:

— государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;

— распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.

Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *