Что такое спускаемый аппарат
Спускаемый аппарат
Спуска́емый аппара́т (СА) — космический аппарат, предназначенный для спуска людей, подопытных животных и/или аппаратуры с околопланетной орбиты или с межпланетной траектории и мягкой посадки на поверхность планеты. СА входит в состав космического аппарата, совершающего орбитальный или межпланетный космический полёт (например, орбитального аппарата или орбитальной станции, от которого СА отделяется перед спуском.
Содержание
Главная техническая проблема мягкой посадки состоит в том, чтобы уменьшить скорость движения аппарата от космической (иногда, десятки километров в секунду) практически до нуля. Эта проблема решается разными способами, причём часто для одного и того же аппарата на разных участках спуска используются разные способы.
Спуск с помощью ракетного двигателя
Также применяется термин «моторная посадка». Для обеспечения торможения и спуска этот способ требует наличия на борту аппарата примерно такого же запаса топлива, как для вывода на орбиту этого аппарата с поверхности планеты. Поэтому этот способ используется на всей траектории спуска (как единственно возможный) лишь при посадке на поверхность небесного тела, лишённого атмосферы, (например, Луны). При наличии на планете атмосферы ракетные двигатели используются только на начальной стадии спуска — для перехода с космической орбиты (траектории) на траекторию спуска, до входа в атмосферу, а также на заключительном этапе, перед самым касанием поверхости, для гашения остаточной скорости падения.
Аэродинамическое торможение
При быстром движении аппарата в атмосфере возникает сила сопротивления среды — аэродинамическая, которая используется для его торможения.
Поскольку аэродинамическое торможение не требует затрат топлива, этот способ используется всегда при спуске на планету, обладающую атмосферой. При аэродинамическом торможении кинетическая энергия аппарата превращается в тепло, сообщаемое воздуху и поверхности аппарата. Общее количество тепла, выделяемого, например, при аэродинамическом спуске с околоземной орбиты составляет свыше 30 мегаджоулей в расчёте на 1 кг массы аппарата. Бо́льшая часть этой теплоты уносится потоком воздуха, но и лобовая поверхность СА может нагреваться до температуры в несколько тысяч градусов, поэтому он должен иметь соответствующую тепловую защиту.
Аэродинамическое торможение особенно эффективно на сверхзвуковых скоростях, поэтому используется для торможения от космических до скоростей порядка сотен м/с. На более низких скоростях используются парашюты.
Возможны разные траектории снижения аппарата при аэродинамическом торможении. Рассматриваются обычно два случая: баллистический спуск и планирование.
Баллистический спуск
При баллистическом спуске вектор равнодействующей аэродинамических сил направлен прямо противоположно вектору скорости движения аппарата. Спуск по баллистической траектории не требует управления.
Недостатком этого способа является большая крутизна траектории, и, как следствие, вхождение аппарата в плотные слои атмосферы на большой скорости, что приводит к сильному аэродинамическому нагреву аппарата и к перегрузкам, иногда превышающим 10g — близким к предельно-допустимым значениям для человека.
Планирование
Альтернативой баллистическому спуску является планирование. Внешний корпус аппарата в этом случае имеет, как правило, коническую форму, причём ось конуса составляет некоторый угол (угол атаки) с вектором скорости аппарата, за счёт чего равнодействующая аэродинамических сил имеет составляющую, перпендикулярную к вектору скорости аппарата — подъёмную силу. Благодаря подъёмной силе, аппарат снижается медленнее, траектория его спуска становится более пологой, при этом участок торможения растягивается и по длине и во времени, а максимальные перегрузки и интенсивность аэродинамического нагрева могут быть снижены в несколько раз, по сравнению с баллистическим торможением, что делает планирующий спуск для людей более безопасным и комфортным.
Угол атаки при спуске меняется в зависимости от скорости полёта и текущей плотности воздуха. В верхних, разреженных слоях атмосферы он может достигать 40°, постепенно уменьшаясь со снижением аппарата. Это требует наличия на СА системы управления планирующим полётом, что усложняет и утяжеляет аппарат, и в случаях, когда он служит для спуска только аппаратуры, которая способна выдерживать более высокие перегрузки, чем человек, используется, как правило, баллистическое торможение.
Орбитер космического «челнока» Спейс Шаттл, при возврате на Землю выполняющий функцию спускаемого аппарата, планирует на всём участке спуска от входа в атмосферу до касания шасси посадочной полосы, после чего выпускается тормозной парашют.
Что такое спускаемый аппарат
3.5. СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ
Разработка СА, сочетающего в себе функции отсека КК и самостоятельного атмосферного летательного аппарата, одна из самых сложных задач создания пилотируемого КК. Особенностью полета СА является необратимость происходящих событий, так как начатый спуск прервать практически невозможно, и СА неизбежно пройдет сквозь плотные слои атмосферы и будет приближаться к Земле. Это существенно ужесточает требования к системам и конструкции СА в части их надежности, степени резервирования и обеспечения безопасности экипажа.
Задачи спуска и приземления
Аэродинамические характеристики
При движении любого тела в воздухе на него действуют силы давления, зависящие от скорости, плотности воздуха, формы тела и его положения в потоке. Их результирующая (суммарная) сила определяется как интеграл от сил давления по поверхности тела и проходит через точку, называемую центром давления. Интеграл от моментов сил давления относительно точки, называемой центром масс (центром тяжести), дает аэродинамический момент, который может быть представлен как произведение результирующей силы на ее плечо относительно центра масс. При выделенном моменте аэродинамические силы (или их составляющие) рассматриваются как приложение к этому центру. Силы и моменты (рис. 3.10) выражаются через безразмерные аэродинамические коэффициенты:
Типичные аэродинамические характеристики осесимметричного СА сегментальной формы показаны на рис. 3.11. В силу влияния аэродинамических возмущений (например, начального угла атаки) возникает движение летательного аппарата вокруг центра масс, что требует решения вопросов статической и динамической устойчивости.
Рис. 3.11. Примерные аэродинамические характеристики СА на сверхзвуковых скоростях
Траектории спуска и выбор параметров СА
Характер траекторий определяется прежде всего параметрами СА, основными из которых являются аэродинамическое качество К (см. формулу (3.3) и баллистический параметр
В расчетах часто используют также параметры:
первый из которых (3.5) является величиной, производной от К и рх, а второй (3.6) характеризует нагрузку на мидель или крыло.
Приведенные параметры определяют соотношение между гравитационными и аэродинамическими силами и являются мерой эффективности или способности последних создавать в полете ускорения, так как
Маневр на участке спуска может быть осуществлен с помощью изменения лобового сопротивления аппарата (коэффициента сопротивления или эффективной поверхности), но только в плоскости траектории, т. е. по дальности. Использование подъемных сил создает возможность маневра как по дальности, так и в боковом направлении.
В зависимости от аэродинамического качества различают следующие характерные виды спуска:
Рис. 3.12. Влияние аэродинамического качества и угла входа на максимальные перегрузки при спуске с орбиты
Рис. 3.13. Характер влияния аэродинамического качества и угла входа на тепловые потоки (удельный q и интегральный Q)
Во всех случаях в начальной фазе спуска с точки зрения улучшения тепловых режимов важен не режим максимального качества, а максимально возможный рост коэффициентов сопротивления и подъемной силы или снижение нагрузки на характерную площадь.
Выбор параметров СА определяется прежде всего требованиями по обеспечению переносимости перегрузок, но маневру и точности посадки и по разработке тепловой защиты.
Способ управления движением определяется принятым методом регулирования подъемной силы в полете. Балансировочный угол атаки и аэродинамическое качество можно изменять (см. рис. 3.11) поперечным смещением центра тяжести за счет передвижения больших масс внутри СА (для «Союза» около 150 кг), что нерационально. При использовании в тех же целях реактивных двигателей непомерно возрастают расходы топлива, а создание аэродинамических рулей эффективно только для крылатых схем.
Широкое распространение получил способ управления путем разворотов СА по крену при постоянном балансировочном угле атаки, не требующий больших управляющих моментов. При нулевом угле крена подъемная сила направлена вверх в плоскости траектории, а при повороте отклоняется в сторону, изменяя вертикальную составляющую, что обеспечивает управление по дальности. Изменение горизонтальной составляющей, включая перевод аппарата с правого на левый крен и наоборот, используется для управления в боковом направлении. Этот способ применяется и в нештатных ситуациях. Так, при отказе системы управления подъемная сила может оказаться направленной вниз, что приведет к недопустимому возрастанию перегрузок, исключить которое можно вращением аппарата по крену (режим закрутки). В этом случае среднее значение подъемной силы равно нулю, т. е. идет баллистический спуск.
Управление при спуске необходимо для того, чтобы движение шло по принятой траектории с заданной точностью. Источниками отклонения траектории от расчетной могут быть ошибки в условиях входа (угол, скорость, координаты), случайные изменения плотности атмосферы и ветровые воздействия, ошибки в определении аэродинамических характеристик и другие факторы. Система управления опирается на измерения текущих траекторных параметров и определяет по ним управляющие воздействия, реализуемые через принятый способ управления (развороты по крену); на точность ее работы влияют инструментальные и методические погрешности.
В нештатных ситуациях предусмотрен переход на баллистический спуск'(перегрузки до 9 ед.) путем закрутки СА по крену с угловой скоростью 12,5 град/с. Спускаемый аппарат статически устойчив в круговом смысле и способен прийти к расчетному углу атаки даже при нарушении начальной ориентации.
Спуск при входе в атмосферу со второй космической скоростью
Скорость подлета к Земле при возвращении от Луны близка ко второй космической, а в межпланетных полетах превышает ее. При этих условиях возможен переход на низкую околоземную орбиту с последующим спуском, что невыгодно в энергетическом смысле, поэтому более практична схема прямого входа в атмосферу со второй космической скоростью. Такая схема была принята для КК-станций «Зонд» и КК «Аполлон».
Аэродинамическое качество при управляемом спуске позволяет расширить коридор входа и повысить точность посадки. Схема движения строится так, что при верхних отклонениях по высоте подъемная сила прижимает СА к Земле, вводя его в нужный коридор траекторий, а в случае крутого входа поднимает траекторию вверх, предотвращая чрезмерный рост перегрузок. Кроме того, аэродинамическое качество может быть направлено на выполнение маневров по дальности и в боковом направлении. Так, при разработке КК-станций «Зонд» задача посадки на территорию СССР при трассах, проходящих через Индийский океан с юга на север, решалась практически только с использованием аэродинамического качества для достижения нужной дальности полета и приемлемой точности посадки.
Тепловая защита работает в существенно более напряженных условиях, чем при спуске с орбиты (см. раздел 3.3), что вызывает повышение к ней требований и увеличение ее массы на 20-30%. При разработке тепловой защиты необходимо учитывать наличие двух пиков нагрева и фактор частичного охлаждения конструкции в интервале времени между ними.
Форма СА
Для КК «Восток» были приняты сферическая форма и баллистический спуск. Особенностью сферической формы является то, что суммарная аэродинамическая сила всегда проходит через геометрический центр, и на всех режимах полета уверенно обеспечивается статическая устойчивость СА. Для КК «Меркурий», также снижавшихся по баллистической траектории, была принята форма с передним сферическим сегментом, боковой конической поверхностью (полуугол конуса 20°) и цилиндром в хвостовой части (см. рис. 3.7, а). Аналогичную форму имела и возвращаемая капсула КК «Джемини», но путем смещения центра тяжести она была сбалансирована на угле атаки, соответствовавшем аэродинамическому качеству около 0,2.
Аналогичные принципы были независимо разработаны американскими специалистами и положены в основу решений по спуску КК «Аполлон». Форма его командного отсека (рис. 3.15,6) также имела переднюю сегментальную поверхность и боковой конус, но с увеличенным углом полураствора, и обеспечивала аэродинамическое качество около 0,45. Спускаемые аппараты КК «Союз» и «Аполлон» относятся к аппаратам малого аэродинамического качества.
Рис. 3.15. Форма спускаемых аппаратов КК «Союз» (а) и КК «Аполлон» (б)
Осесимметричные формы с передним сферическим сегментом получили название сегментальных. Наиболее характерным примером их применения является СА кораблей «Союз» и «Аполлон». У них радиус кривизны переднего сегмента (см. рис. 3.15) примерно равен диаметру миделя, что обеспечивает при сверхзвуковых скоростях высокий коэффициент сопротивления и хорошую статическую устойчивость при балансировочных углах атаки, но существенно отличаются формы боковой и донной поверхности. Малый угол полураствора конуса СА корабля «Союз» в сочетании с развитой верхней сферической поверхностью дает высокий коэффициент объемного заполнения (отношение объема в степени 2/3 к площади миделя) и позволяет получить круговую статическую устойчивость. Форма СА корабля «Аполлон», проигрывая в этом плане, имеет затененную боковую поверхность, что повышает аэродинамическое качество и улучшает условия защиты от нагрева. Обе формы СА проверены при спусках с первой и второй космическими скоростями и подтвердили рациональность их применения.
Основные варианты аппаратов для спуска в атмосфере, типы их форм и особенности приведены в табл. 3.1.
Таблица 3.1. Основные варианты аппаратов для спуска в атмосфере
Тепловая защита
Системы с теплопоглощением не только излучают тепло, но и накапливают его в материале, теплоемкость которого должна быть высокой, а слой толстым. Такая система применялась на КК «Меркурий» в более теплонапряженной зоне на боковой цилиндрической поверхности с использованием пластин из бериллия толщиной около 5,5 мм.
Применяют комбинированные и сублимирующие абляционные материалы. В первом случае в материал вводится наполнитель (например, стеклянный), который усиливает коксовый слой, а на поверхности плавится и частично испаряется. Материалы такого рода имеют повышенную плотность и прочность. Сублимирующие материалы (например, типа фторопласта) не образуют коксового остатка, при нагреве переходят из твердой фазы в газообразную и имеют относительно низкую температуру сублимации и малый теплоотвод излучением.
Абляционные материалы применялись для лобовых теплозащитных экранов всех СА, а также на боковой поверхности СА всех отечественных КК и американского КК «Аполлон». В частности, на спускаемом аппарате КК «Союз» лобовой щит выполнен из абляционного материала с наполнителем в виде асбестовой ткани, а боковая теплозащита представляет собой трехслойный пакет из сублимирующего материала типа фторопласта, плотного абляционного материала типа стеклотекстолита, создающего прочную оболочку, и теплоизолятора в виде волокнистого материала с легкой связующей пропиткой. При этом поперечные срезы теплозащиты (люки, стыки и т. д.) закрыты окантовками из плотного абляционного материала. Такая теплозащита проста по конструкции и технологична.
На КК «Аполлон» использовался абляционный материал, которым заполнялась сотовая конструкция на основе стеклоткани, приклеенная к корпусу СА.
Толщина тепловой защиты по поверхности СА, как правило, неравномерна и выбирается с учетом распределения тепловых потоков и заданной температуры корпуса СА. Так, на КК «Аполлон» толщина защиты лежит в диапазоне от 8 до 44 мм.
В конструкции теплозащиты должны учитываться свойства материалов в части линейных расширений при нагреве.
Компоновочная схема
Целью разработки компоновочной схемы является рациональное размещение экипажа, оборудования и основных элементов конструкции в рамках выбранной для СА формы при условии выполнения требований по его центровке и минимизации массы, функциональных требований и ограничений, а также решения вопросов технологичности и эксплуатации (агрегатирование, доступ к оборудованию и т. п.). В процессе поиска компоновочной схемы определяются или уточняются геометрические размеры СА и детали его аэродинамической компоновки.
В двухместном КК «Союз» на месте левого кресла устанавливается рама с баллонами и арматурой для подачи воздуха в скафандры в случае разгерметизации КК.
В орбитальном полете СА и орбитальный отсек соединены между собой, а их стык уплотнен так, что образуется единый гер-моконтур. Перед спуском они разделяются с помощью пироуст-ройств. С переходным отсеком (см. рис. 3.8) СА связан металлическими стяжками, проходящими через лобовой щит, внешние концы которых при разделении КК освобождаются пирозамками переходного отсека.
Выбор компоновочной схемы и размеров СА космического корабля «Союз» был подчинен требованию максимальной компактности, что делало инженерный поиск особенно сложным. Опыт эксплуатации КК подтвердил рациональность принятых решений и соответствие технических характеристик СА задачам полетов.
спускаемый аппарат
Смотреть что такое «спускаемый аппарат» в других словарях:
СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ — СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ, часть космического корабля, несущая полезную нагрузку, например, членов экипажа или научные приборы. Аппарат рассчитан на экстремальные условия температуры и давления, защищен от сотрясений и вибраций при ускорении, вращении… … Научно-технический энциклопедический словарь
СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ — часть космического аппарата для спуска с торможением и мягкой посадки на Землю или др. небесное тело. На пилотируемых космических кораблях спускаемый аппарат кабина, в которой находится экипаж, на автоматических летательных аппаратах в спускаемых … Большой Энциклопедический словарь
Спускаемый аппарат — Лунный модуль корабля «Аполлон» Спускаемый аппарат (СА) космический аппарат, предназначенный для спуска людей, подопытных животных и/или аппаратуры с околопланетной орбиты или с межпланетной траектории и … Википедия
Спускаемый аппарат — (СА) предназначен для спуска с торможением космического летательного аппарата (См. Космический летательный аппарат) (КЛА) и посадки его на Землю или другое небесное тело. На пилотируемых космических кораблях СА кабина, в которой находится … Большая советская энциклопедия
СПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ — (СА) космический аппарат или часть КА для спуска и посадки на поверхность Земли или другого небесного тела. На пилотируемых КА, рассчитанных на возвращение экипажа, СА является герметическая кабина, на автоматич. КА (беспилотных) капсула с… … Большой энциклопедический политехнический словарь
спускаемый аппарат — Часть космического аппарата, предназначенная для спуска и приземления … Словарь многих выражений
спускаемый аппарат космического аппарата — 144 спускаемый аппарат космического аппарата; СА КА: Отделяемая часть космического аппарата, предназначенная для размещения и доставки полезных грузов и космонавтов с орбиты на планету. Источник: ГОСТ Р 53802 2010: Системы и комплексы космические … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
спускаемый — ая, ое. спускаемый аппарат … Словарь многих выражений
спускаемый — ая, ое. ◊ Спускаемый аппарат. Часть космического аппарата, предназначенная для спуска и приземления … Энциклопедический словарь
Галилео (космический аппарат) — Галилео Заказчик … Википедия
«Внеземные» купола: парашюты не для приземления
Фото: Андрей Рюмин/ТАСС/Роскосмос
Ровно 50 лет назад, 2 декабря 1971 года, впервые была совершена мягкая посадка на Красную планету. Спускаемый аппарат советской станции «Марс-3» успешно примарсился на парашюте разработки НИИ парашютостроения. Сегодня Институт входит в холдинг «Технодинамика» Госкорпорации Ростех.
С самого начала космической эры в НИИ парашютостроения изучались возможности посадки космических аппаратов на другие планеты. Здесь были созданы парашюты для спускаемых модулей станций «Венера», «Марс», «Зонд» и «Луна». Такие системы существенно отличаются от тех, что используются для приземления. О парашютах, которые работают вне законов земной физики – в нашем материале.
Земные правила: прыжки в родной атмосфере
Для того, чтобы разобраться как работают парашюты в космосе, для начала нужно понять принцип их действия в земной атмосфере. Выпрыгнув с самолета, человек некоторое время падает с ускорением, равным ускорению свободного падения. Однако сопротивление воздуха действует так, что скорость парашютиста перестает расти. Конечно, здесь многое зависит от высоты, формы и положения тела в воздухе и некоторых других факторов. В среднем, обычный парашютист стремится к земле со скоростью порядка 50 метров в секунду. В момент раскрытия парашюта скорость резко снижается, и становится возможной мягкая посадка.
Парашют «тормозит» скорость благодаря своему куполу, который увеличивает сопротивление воздуха. Традиционная форма парашюта обеспечивает максимальный уровень сопротивления при минимальной площади. Эти основы парашютостроения были заложены еще Глебом Котельниковым – изобретателем ранцевого парашюта.
Итак, в земной атмосфере парашюты способны снизить скорость с десятков метров до нескольких метров в секунду. Например, обычный круглый купол парашюта Д-1-5у обеспечивает скорость снижения около 5 м/с. Все равно это немало, именно поэтому парашютистов учат правильно группироваться перед приземлением, чтобы избежать травм.
Посадка спускаемого аппарата корабля «Союз МС-18». Фото: Роскосмос
Неземная физика: парашют на сверхзвуке
Какие сложности ожидают «космических десантников» при посадке на другую планету? В первую очередь, это – отсутствие родной земной атмосферы. Например, марсианские парашютисты столкнутся с давлением в 160 раз ниже земного и с плотностью воздуха примерно 0,02 килограмма на кубометр. Такая низкая плотность резко снижает эффективность парашюта – несмотря на раскрытый купол, парашютиста ждет очень жесткая посадка.
Первая мысль для решения этой проблемы – увеличить площадь купола парашюта. Однако, это не поможет. Дело в том, что в разреженной атмосфере скорость звука ниже, а значит перейти на сверхзвук легче. При движении любой объект передает свою энергию воздушной среде вокруг него, и она рассеивается в атмосфере благодаря колебаниям. При дозвуковых скоростях это допустимо, но при сверхзвуке воздух уже не может отводить от объекта энергию так же эффективно. В итоге – возрастает сопротивление, вокруг объекта возникает ударная волна и сильно разогретый воздух под высоким давлением. Если на такой сверхзвуковой скорости откроется обычный парашют, то его купол просто не выдержит нагрузки и разорвется.
Поэтому единственный выход в этой ситуации – использовать специальные сверхзвуковые парашютные системы. Такие парашюты уже использовались для посадки на Венеру, Марс, Юпитер, Луну, спутник Сатурна Титан. Только в НИИ парашютостроения были разработаны системы для посадки спускаемых модулей межпланетных станций «Венера», «Марс», «Зонд» и «Луна». Однако именно Марс стал самой популярной площадкой для сверхзвукового космического парашюта.
Мягкая посадка на Красной планете
В 1960-х годах исследования Красной планеты – на пике популярности, как в СССР, так и за океаном. Советскими учеными был разработан проект М-71, который предусматривал запуск в 1971 году трех космических аппаратов к Марсу. При этом еще в 1962 году был создан «Марс-1» – первый в истории космический аппарат, выведенный на траекторию полета к Марсу.
В мае 1971 года советский спускаемый аппарат «Марс-2» достиг поверхности Красной планеты. Однако, первая посадка на Марс оказалась неудачной. В декабре того же года с этой миссией справился «Марс-3» – это была первая в истории мягкая посадка на Красную планету.
Спускаемый аппарат межпланетной станции «Марс-3»
Итак, 2 декабря 1971 года спускаемый аппарат «Марс-3» вошел в атмосферу Красной планеты со скоростью около 5800 м/с. На сверхзвуковой скорости сработал сначала вытяжной, а затем основной парашют, который снизил скорость движения примерно до 60 м/с. На расстоянии порядка 30 метров от поверхности планеты сработал тормозной двигатель посадки. Так на Марсе, на дне крупного кратера Птолемей, совершил успешную мягкую посадку первый космический аппарат. Спустя полторы минуты началась передача данных, но продлилась она всего 15 секунд. Сеанс связи был прерван из-за плохих погодных условий. «Марсу-3» не повезло – на Красной планете в тот день бушевала пылевая буря.
Несмотря на это, «Марс-3» успел передать важную информацию: показал температуру поверхностного слоя, определил характер и плотность марсианского грунта, а также зафиксировал содержание водяного пара в атмосфере Марса, которое оказалось в 5 тыс. раз меньше, чем на Земле. Но главная заслуга проекта «Марс-3» – наглядное доказательство того, что мягкая посадка на Красную планету является выполнимой миссией. Парашютная система, созданная специалистами НИИ парашютостроения, была уникальна для того времени – она выдержала огромную скорость в 3,5 М, справилась с разреженной марсианской атмосферой и ее сильными ветрами.
И сегодня, спустя полвека, парашют не сдает свои позиции в освоении Марса. В следующем году в рамках проекта «ЭкзоМарс» на Красную планету отправится российская посадочная платформа с европейским марсоходом на борту. Интересной особенностью посадочной платформы являются два парашюта. Сначала раскроется сверхзвуковой 15-метровый обычного типа DGB (Disk-Gap-Band – «диск-щель-кольцо»). Когда скорость станет дозвуковой, раскроется второй, круглощелевой, парашют диаметром 35 метров, самый большой в истории изучения Марса.
Инфографика: Роскосмос
Этим летом уже прошли высотные испытания парашютной системы: основной парашют первой ступени отработал без замечаний на сверхзвуковой скорости, парашют второй ступени получил небольшое повреждение, но штатно снизил скорость макета посадочной платформы. Повторить то же самое на Марсе планируется в июне 2023 года. Спускаемый модуль должен сесть где-то в районе марсианского экватора, провести геологические пробы и возможно обнаружить следы жизни на Красной планете.
События, связанные с этим
Дрон-невидимка, взрывающаяся «флешка», смарт-ружье: почти «шпионские» находки
«Внеземные» купола: парашюты не для приземления