Что такое среда развития ребенка
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда»
«Развивающая предметно пространственная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности».
Вопрос создания развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Формирование развивающей среды – динамичный процесс, который позволяет воспитателю проявлять творчество, привлекая к работе родителей, организовывать взаимодействие специалистов по формированию развивающего пространства в группе.
Предметно развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту, она должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Предметно – развивающая среда несет в себе огромные возможности воздействия на ребенка, она воспитывает и развивает его.
Развивающая среда должна обеспечивать:
• реализацию образовательной программы;
• необходимые условия в случае организации инклюзивного образования;
• учет национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учет возрастных особенностей детей;
Предметно-пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей,мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.
Таким образом, сказанное позволяет понять, что нужно учитывать при организации развивающей предметно-пространственной среды для детей.
Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ СЛАЙД 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу предложить вам рассмотреть тему: «Предметно-пространственная развивающая среда в.
Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО» Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Предметный мир детства — это среда развития всех специфически детских видов деятельности.
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда в ДО в соответствии с ФГОС для успешной реализации ОП до» Требования к предметно-пространственной среде, сформулированные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,.
Предметно-пространственная развивающая среда группы Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией.
Развивающая предметно-пространственная среда Предметно – развивающая среда в моей группе, соответствует требованиям ФГОС, учитывая возрастные особенности дошкольников, была организована.
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда» Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный.
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда» Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.
Развивающая среда в дошкольном учреждении
Светлана Александровна Мажова
Развивающая среда в дошкольном учреждении
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Специальным образом организованная среда детском саду:
— оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению
— выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка
— обогащает личностное развитие
— способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Обстановка в группе создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров могут быть различными, однако основные центры, есть практически везде.
В детском саду соблюдаются основные принципы:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
• Установление контакта между взрослыми и детьми
• Позиция партнерства «глаза в глаза»:
• оборудование индивидуального места ребенка,
• оптимальная дистанция при организации в разных видах деятельности
Принцип активности, самостоятельности, творчества
•Он проявляется при формировании предметного окружения ребенка: крупные игровые и дидактические пособия, рисовальная стена творчества, живописные картинки со съемными элементами изображения (с застежками, пуговицами, использование гигиенической комнаты для участия детей во взрослой жизни (хозяйственный труд, опыты с использованием большого количества воды)
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
• Жизненное пространство в детском саду организовано таким образом, что оно дает возможность построения не пересекающихся сфер активности ;
• Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности,не мешая друг другу: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций и т. д.
Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
• Среда побуждает детей взаимодействовать с ее различными элементами, повышает тем самым функциональную активность ребенка;
• Учтены условия для формирования развития полноценного образа «Я».
Принципы учета половых и возрастных различий детей
• Создавая предметную развивающую среду, учитывались половые различия детей.
• Среда предоставляет возможность, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
• Во-первых, открытость природе, проектирование, способствующее единству Человека и Природы;
• Второй аспект – это открытость культуре. В ее прогрессивных проявлениях;
• Третий аспект – это открытость обществу;
• Четвертый – открытость своего «Я», собственного внутреннего мира;
• В помещении детского сада развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающие возрастную динамику;
• Альбомы и папки с фотографиями хранятся в доступном для ребенка месте, что бы он мог по желанию рассматривать их.
• Педагоги соблюдают правила пожарной безопасности, нормы СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей;
Принцип рациональности и целесообразности
• это удобство, простор, функциональная значимость каждого компонента, эстетичность. Если мы будем создавать предметно-развивающую среду вне реализации этих принципов, то наша среда превратится в мертвую дорогостоящую игрушку.
Предметно – развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей.
• Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей.
• Предметное пространство каждой возрастной группы носит специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей.
• Все игры и игрушки расположены в доступном для детей месте, игровые и развивающие пособия расположены на уровне глаз детей.
• В игровых зонах расположен материал, используемый в процессе специально организованного обучения; иной, но похожий; «свободный», позволяющий ребенку применять усвоенные средства и способы познания в других областях.
• Большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений.
• Большое внимание уделяется свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности.
Рекомендации по формированию психологически-комфортной и безопасной среды образовательной организации
• Возможность свободного проявления индивидуальности и способность к культурному саморазвитию каждого ребенка;
• Поддержка и развитие природных сил и задатков ребенка, сохранение и укрепление его здоровья;
• Создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса;
• Индивидуальный подход к каждому ребенку;
• Целенаправленное развитие личности каждого ребенка;
• Педагог должен видеть в ребенке личность, уважать мнение ученика, создавать ситуации свободного выбора и ситуации успеха;
• Создание психологически комфортной образовательной среды, построение гуманных взаимоотношений. В первую очередь это относится к характеру взаимоотношений между педагогом и детьми, а также между ребятами в группе;
• Внедрение комплекса мер по психологической защите личности учащихся, по недопущению стрессовых педагогических воздействий на ребенка, по предотвращению конфликтов со сверстниками
Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.
Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.
Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.
Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.
Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.
Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.
Песочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.
Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.
Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.
Предметно-развивающая среда в жизни ребенка
Наталья Муссаева
Предметно-развивающая среда в жизни ребенка
Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповом помещении, я придерживались принципов, изложенных в «Концепции дошкольного воспитания», а так же руководствовались принципами В. А Петровского, что предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группе целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Предметно-пространственный мир детского сада включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего
Организуя предметно-развивающую среду я учитывала принцип личностно-ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей. Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. При этом нельзя не учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и то обстоятельство, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе. Это означает, что, создавая в дошкольном учреждении условия для осуществления детьми права на игру, необходимо предложить им не только наиболее удобное в распорядке дня время для игры, но и выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно-игровой средой, пригодной для организации различных видов игр.
Все игровые уголки расположены так, что дети имеют возможность свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Я постаралась создать атмосферу не только уюта и комфорта, но и сделать пребывание детей в детском саду радостным
Предметно-развивающая среда «Организация предметно-развивающей среды» Предметно-развивающая среда. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с.
Предметно-развивающая среда «Космос» Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы.
Что такое предметно-развивающая среда в ДОУ? Что такое предметно-развивающая среда? Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка,.
Предметно-развивающая среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 1. содержательно-насыщенной, 2. трансформируемой, 3. полифункциональной, 4.
Предметно-развивающая среда в группах детей третьего года жизни «Предметно – развивающая среда в группах детей третьего года жизни» Игра имеет важное значение для ребёнка. Она является жизненной потребностью.
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.
Экокультурная развивающая предметно-пространственная среда — основа опыта общения ребенка с природой Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры.
Журнал Педагог
Автор: Шван Светлана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Населённый пункт: п.г.т. Балашейка
Наименование материала: статья
Тема: «Значение организации предметно-пространственной среды в развитии дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
Значение предметно-пространственной среды в развитии
«О создании развивающей предметно-пространственной среды во 2
Характеристика группы
: списочный состав 26 детей, из них 16 девочек, 10 мальчиков. Группу посещает 23 ребенка. Возраст 2-3 года. Группа сформирована 1 июня 2016 года. У большинства детей сформированы навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, двигательные навыки, развита разговорная речь. Во многом развитию и адаптации детей к новой группе способствует развивающая предметно-пространственная среда, умело созданная воспитателем.
Развивающая предметно-пространственная среда группового
группе организована удовлетворительно:
соответствии с ФГОС дошкольного образования РППС (возрастная группа) обеспечивает: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми свободный выбор детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослым
материалы, оборудования и инвентаря гарантируют развитие детей (возраст)дошкольного возраста, охрану и укрепление здоровья и коррекцию недостатков развития; открытость дошкольного образования и вовлечение родителей равные условия по реализации образовательной программы с учетом особенностей (национально-культурных,социальных и пр.) Организация развивающей предметно – пространственной среды во второй ладшей группе, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда как условие для развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Важное место в структуре требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования занимают требования к условиям реализации Программы в дошкольном учреждении, обеспечивающие социальную ситуацию развития личности каждого ребёнка. Главным становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.
При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив учитывает ориентиры, определенные ФГОС. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, содержать материалы, оборудование и инвентарь для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учитыватьпсихофизиологические, возрастные и индивидуальные особенностидетей.
Создавая предметно-развивающую среду дошкольное учреждение должно ориентироваться на ту примерную программу, которая для них является основной. Наш детский сад работает над реализацией образовательной программы «От рождения до школы». Под редакцией Веракса.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
• реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе Организации;
• в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия.
В нашем ДОУ работает группа для детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых созданы все условия: это пандус, и конечно, предметно – развивающая среда, где осуществляется свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В зависимости от типа детского учреждения, содержания воспитания, культурных традиций развивающая предметная среда может приобретать неповторимый колорит и стимулировать интерес детей.
Исходя из вышеуказанных требований, деятельность педагогического коллектива будет направлена на организацию образовательного пространства и обогащение разнообразия материалов, оборудования и инвентаря таким образом,чтобы обеспечивать различные виды детской деятельности:
• самообслуживание и элементарный бытовой труд;
• конструирование из различных материалов;
• восприятие художественной литературы;
Развитие ребёнка происходит в деятельности, определяющей эффективность развития в каждом психологическом возрасте, которая осуществляется в условиях определенной развивающей предметной среды. Единство педагогического процесса и преемственность этапов развития деятельности в раннем, младшем и старшем дошкольном возрастах обеспечивается системой развивающей предметной среды с учетом специфики образовательного процесса в возрастных группах детского сада.
Развивающая предметно-пространственная среда является эффективным средством поддержки индивидуальности и целостного развития ребенка до школы.
В группах нашего детского сада, в условиях развивающей среды дети реализуют свое право на свободу выбора деятельности, на реализацию своих интересов и потребностей. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, выбирать материалы и оборудования для реализации задуманных целей, а не получать готовые знания от педагогов.
Среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит также непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс.
Особенность дошкольника такова, что всё, полученное в ходе совместной деятельности с педагогом, должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности.
Поэтому педагог внимательно наблюдает, делает выводы и рационально организует для детей развивающее пространство исходя из их интересов, потребностей иособенностей организации образовательного и воспитательного процесса в ДОУ, обеспечивая насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.
Таким образом, создавая предметно-пространственную среду, важно учитывать особенности детей,посещающих каждую конкретную группу: возраст дошкольников, уровень их развития, склонности, способности, интересы, гендерный состав, личностные особенности. Особенности среды также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя, и только тогда среда станет условием для развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста.
Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.
Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий художественно-эстетического развития дошкольников «, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» (выступление на районном семинаре «Художественно – эстетическое.
Фотоотчет районного семинара «Развивающая предметно-пространственная среда как важнейшее условие реализации ФГОС до» Уважаемые коллеги! Приветствую вас на странице моего блога! На базе нашего образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский.
Предметно-пространственная развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста редметно-пространственная развивающая среда старший дошкольный возраст МБДОУ №89 «Парус» Воспитатель: Платонова Е Н. (фотографии.
Презентация «Предметно-развивающая среда как источник развития мыслительных действий детей» Для умственного развития детей, большое значение имеет приобретение математических представлений, которые активно влияют на формирование.
Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.
Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда как основное условие развития ребенка» Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) как основное условие развития ребенка. Развивающая предметно-пространственная образовательная.