Что такое средневековье 6 класс история конспект
История. 6 класс
Конспект урока
Урок 01. Введение. Живое Средневековье
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Средние века – это период истории с V по XV в., который расположен между Древним миром и Новым временем.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Из курса истории 5 класса Вы узнали, что история человечества состоит из следующих периодов:
– первобытное общество (40–35 млн лет до н. э. – 4 тыс. до н. э.)
– древний мир (конец 4 тыс. до н. э. – 476 г. н. э.)
– Средневековье (476 г. – XV–XVII вв.)
– Новое время (XV–XVII вв.– 1918 г.)
– Новейшее время (1918 г. – настоящее время).
Начиная с этого урока, мы будем изучать историю Средних веков (Средневековья). Термин «Средние века» впервые применили в XIV в. итальянские гуманисты для обозначения периода европейской истории, отделявшего их время от времени Римской империи. Началом истории Средних веков считается формальное упразднение в 476 г. Западной Римской империи, завершением – Английская буржуазная революция в середине XVII в. Средние века делятся на три периода. В Раннее Средневековье (X – XI вв.) сложились основы феодализма. В Классическое, или Развитое, Средневековье (XI – XV вв.), начавшееся с возникновения городов и завершившееся открытием Америки и морского пути в Индию, феодализм достиг расцвета. В Позднее Средневековье (XVI – первая половина XVII в.) происходила деформация феодализма под воздействием зарождавшихся раннекапиталистических отношений. Эти века также называются Ранним Новым временем.
Историческими источниками называются первичные носители информации о времени и объекте изучения. Исторические источники подразделяются на два основных типа: вещественные и письменные. К вещественным источникам относятся ландшафты, флора и фауна изучаемой эпохи и артефакты – предметы, изготовленные людьми. К письменным источникам относятся тексты, созданные современниками изучаемой эпохи, а также их копии или списки.
Средневековье – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. В это время западноевропейская цивилизация переживала процессы и события, надолго определившие характер политики, экономики и культуры современных стран Западной Европы. Например, именно в этот период формируется религиозная среда Европы, складывается городская культура, возникают новые формы государства, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к современному обществу.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Подпишите даты начала и окончания истории Средних веков.
Правильный вариант ответа:
Пояснение: В качестве даты окончания периода средних веков учёные часто называют дату открытия Америки Христофором Колумбом.
Задание 2. Определите хронологические рамки трёх этапов средневековья. Ответ наберите с помощью клавиатуры.
_____________ – Раннее средневековье.
_____________ – Высокое средневековье.
_____________ – Позднее средневековье.
Конец V – середина XI вв. – Раннее средневековье.
Середина XI – XIII вв. – Высокое средневековье.
XIV–XV вв. – Позднее средневековье.
Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.
Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна
Тема: Что такое Средние века
Цел ь: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.
Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.
История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.
Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
овладение знаниями о понятии «Средневековье»
Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Средства обучения: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук.
Мотивация к учебной деятельности.
— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.
— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:
«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».
— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.
Читают высказывание, объясняют смысл
2. Актуализация знаний.
— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
— Ребята, что вы знаете о Средневековье?
— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)
История Средних веков делится на три периода:
— Раннее средневековье V-XII вв.
— Развитое средневековье XI-XIV вв.
— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.
— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
— Как вы думаете, что изучает история средних веков?
Слушают речь учителя
Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.
Записывают в тетради
— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)
— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.
3. Открытие нового знания
— Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время.
— В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?
— Верно. Запишите это в свои тетради.
— Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.
— Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.
— Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе. Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.
— Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.
Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.
— Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения. От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.
План-конспект урока истории по теме «Вводный урок. Что такое средние века» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: История Средних веков
Тема урока: Вводный урок. Что такое Средние века.
Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий
Предметные результаты: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Метапредметные: Приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста, Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя, Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы ; выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать.
Личностные результаты : Познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности.
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основное содержание темы, понятия и термины: лента времени, Западная римская империя, Восточная римская империя, христианство, Средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник,
Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Конспект по истории на тему Средневековье( 6 класс )
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории. За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания. В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.
Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Давайте его откроем. Что мы можем с вами увидеть на форзаце? Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.
Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.
Покажите на карте (сл. 2):
территории, где возникли первые цивилизации;
территорию Римской империи.
Вспомним основные даты (сл. 3):
753 г. до н.э. – Основание Рима
74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака
395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства
А теперь попробуйте вспомнить определения (сл.4):
Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)
Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность
Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений
Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок
Что изображено на слайде? (сл. 5)
Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы (сл. 6):
Что изучает история Средних веков;
По каким источникам изучается Средневековье;
На какие периоды подразделяется Всеобщая история;
Работать будем с вами по такому плану( сл. 7):
1.Что изучает история Средних веков.
2. Источники, по которым изучается история Средних веков.
Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга( сл. 8):
2) Древний (античный мир)
Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе( сл. 9)?
Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.
Откуда же такое странное название «средние века»? Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.
Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.
Понятие « Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время. Но основное внимание мы уделим Европе.
Если говорить о письменных источниках, то неоценимую помощь в этом оказывают нам документы, которые хранятся в архивах. Когда человек совершал какую-либо сделку, то он всё оформлял на бумаге. От средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (летописей), описаний путешествий, автобиографий. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались дать им свою оценку. До нас дошло немало средневековых произведений, ведь до появления книгопечатания все документы были рукописными.
( сл. 15) Многое о жизни людей в Средние века могут рассказать изобразительные источники: произведения искусства: рисунки в книгах, миниатюры, иконы, фрески, статуи. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю много нового и интересного о мыслях средневекового человека.
Но многое из истории Средневековья остается нераскрытой тайной, и поиск истины продолжается по сей день.
Итак, подведем итог. Что изучает история Средних веков;
По каким источникам изучается Средневековье;
На какие периоды подразделяется Всеобщая история;
Конспект урока по истории 6 класс «Что изучает история средних веков»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ *
Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода; познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности
Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2016.
Презентация «Что изучает история Средних веков», подготовленная учителем
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков; карта «Мир в Средние века»
Основное содержание темы, понятия и термины
Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы
организации совзаимодействия
на уроке
формируемые умения (универсальные
учебные действия)
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
Работа
с учеб-ником
Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).
– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.
– Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета
Записывают тему урока
в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.
Регулятивные: принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу
Работа
с учебником
III. Актуализация знаний
Беседа по вопросам
– Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.)
– С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?
(Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)
Формулируют ответы, приводят примеры
Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Беседа по вопросам
IV. Изучение нового материала
изучает история Средних
Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1)
Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь
Устанавливают связь истории Средних веков
с историей Древнего мира, знают происхождение
и смысл понятия «Средневековье»
Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии
с поставленной за-дачей
– Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.
– Разделите эпоху Средневековья на основные этапы
Представляют длительность изучаемой исторической эпохи
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Работа
с текстом учебника
Предлагает прочитать о том, по каким
источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:
– Что такое исторические источники?
(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)
Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
Характеризуют
источники, рассказывающие об исторической эпохе
Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.
Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.
Личностные: осо-знают важность сохранения исторического наследия
V. Первичное осмысление
и закрепление знаний
Рассказ учителя «Можно
ли называть Средневековье темным временем?»
После рассказа задает вопросы:
– Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)
– Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье? (Средние века подарили лю-
дям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)
Слушают рассказ учителя, формулируют
ответы, приводят примеры
Дают характеристику изучаемой эпохи
Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют
свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать
VI. Итоги урока. Реф-лексия
– Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что запомнилось больше всего?
– Довольны ли вы своей работой?
Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное
состояние.
Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Оцени-вание
работы учащихся на уроке
Учебник, с. 7–11; записи в тетрадях
Записывают домашнее задание, уточняют его
Ресурсный материал к уроку
Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.
Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:
1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;
2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;
3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.
МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?
Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.
Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения. Все это тоже Средневековье.