Что такое средневековье 6 класс история конспект

История. 6 класс

Конспект урока

Урок 01. Введение. Живое Средневековье

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Средние века – это период истории с V по XV в., который расположен между Древним миром и Новым временем.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Из курса истории 5 класса Вы узнали, что история человечества состоит из следующих периодов:

– первобытное общество (40–35 млн лет до н. э. – 4 тыс. до н. э.)

– древний мир (конец 4 тыс. до н. э. – 476 г. н. э.)

– Средневековье (476 г. – XV–XVII вв.)

– Новое время (XV–XVII вв.– 1918 г.)

– Новейшее время (1918 г. – настоящее время).

Начиная с этого урока, мы будем изучать историю Средних веков (Средневековья). Термин «Средние века» впервые применили в XIV в. итальянские гуманисты для обозначения периода европейской истории, отделявшего их время от времени Римской империи. Началом истории Средних веков считается формальное упразднение в 476 г. Западной Римской империи, завершением – Английская буржуазная революция в середине XVII в. Средние века делятся на три периода. В Раннее Средневековье (X – XI вв.) сложились основы феодализма. В Классическое, или Развитое, Средневековье (XI – XV вв.), начавшееся с возникновения городов и завершившееся открытием Америки и морского пути в Индию, феодализм достиг расцвета. В Позднее Средневековье (XVI – первая половина XVII в.) происходила деформация феодализма под воздействием зарождавшихся раннекапиталистических отношений. Эти века также называются Ранним Новым временем.

Историческими источниками называются первичные носители информации о времени и объекте изучения. Исторические источники подразделяются на два основных типа: вещественные и письменные. К вещественным источникам относятся ландшафты, флора и фауна изучаемой эпохи и артефакты – предметы, изготовленные людьми. К письменным источникам относятся тексты, созданные современниками изучаемой эпохи, а также их копии или списки.

Средневековье – один из наиболее значительных этапов человеческой истории. В это время западноевропейская цивилизация переживала процессы и события, надолго определившие характер политики, экономики и культуры современных стран Западной Европы. Например, именно в этот период формируется религиозная среда Европы, складывается городская культура, возникают новые формы государства, закладываются основы современной науки и системы образования, готовится почва для промышленного переворота и перехода к современному обществу.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подпишите даты начала и окончания истории Средних веков.

Что такое средневековье 6 класс история конспект. Смотреть фото Что такое средневековье 6 класс история конспект. Смотреть картинку Что такое средневековье 6 класс история конспект. Картинка про Что такое средневековье 6 класс история конспект. Фото Что такое средневековье 6 класс история конспект

Правильный вариант ответа:

Что такое средневековье 6 класс история конспект. Смотреть фото Что такое средневековье 6 класс история конспект. Смотреть картинку Что такое средневековье 6 класс история конспект. Картинка про Что такое средневековье 6 класс история конспект. Фото Что такое средневековье 6 класс история конспект

Пояснение: В качестве даты окончания периода средних веков учёные часто называют дату открытия Америки Христофором Колумбом.

Задание 2. Определите хронологические рамки трёх этапов средневековья. Ответ наберите с помощью клавиатуры.

_____________ – Раннее средневековье.

_____________ – Высокое средневековье.

_____________ – Позднее средневековье.

Конец V – середина XI вв. – Раннее средневековье.

Середина XI – XIII вв. – Высокое средневековье.

XIV–XV вв. Позднее средневековье.

Источник

Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.

Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна

Тема: Что такое Средние века

Цел ь: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.

Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.

Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.

История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.

Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:

овладение знаниями о понятии «Средневековье»

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.

Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Средства обучения: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук.

Мотивация к учебной деятельности.

— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.

— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:

«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».

— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.

Читают высказывание, объясняют смысл

2. Актуализация знаний.

— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.

— Ребята, что вы знаете о Средневековье?

— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».

— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)

Что такое средневековье 6 класс история конспект. Смотреть фото Что такое средневековье 6 класс история конспект. Смотреть картинку Что такое средневековье 6 класс история конспект. Картинка про Что такое средневековье 6 класс история конспект. Фото Что такое средневековье 6 класс история конспект

История Средних веков делится на три периода:

— Раннее средневековье V-XII вв.

— Развитое средневековье XI-XIV вв.

— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.

— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?

— Как вы думаете, что изучает история средних веков?

Слушают речь учителя

Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.

Записывают в тетради

— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)

— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.

3. Открытие нового знания

— По­ня­тие «Сред­ние века» по­яви­лось у тех уче­ных, ко­то­рые изу­ча­ли ис­то­рию За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы. Можем ли мы при­ме­нять это по­ня­тие по от­но­ше­нию к ис­то­рии Азии, Аф­ри­ки, Аме­ри­ки? Уче­ные спо­рят и об этом. Ис­то­рия на­ро­дов Азии (в том числе Сред­ней Азии), аф­ри­кан­цев, аме­ри­кан­ских ин­дей­цев во мно­гом от­ли­ча­ет­ся от ис­то­рии на­ро­дов Ев­ро­пы. Ис­то­рия каж­до­го кон­ти­нен­та непо­вто­ри­ма и свое­об­раз­на. И все же ис­то­ри­ки на­хо­дят общие черты в ис­то­ри­че­ских судь­бах раз­ных на­ро­дов и счи­та­ют, что свое Сред­не­ве­ко­вье было не толь­ко у на­ро­дов За­па­да, но и у на­ро­дов Во­сто­ка. При этом надо пом­нить, что каж­дый народ пе­ре­жи­вал свое Сред­не­ве­ко­вье в свое время.

— В древ­но­сти Ев­ро­пы как еди­но­го ис­то­ри­че­ско­го це­ло­го не было. Огром­ная Рим­ская им­пе­рия, ко­то­рая сло­жи­лась во­круг Сре­ди­зем­но­го моря, была мо­гу­чим го­су­дар­ством. В ее со­став вхо­ди­ли мно­гие на­ро­ды Южной Ев­ро­пы, а также Ближ­не­го Во­сто­ка и Се­вер­ной Аф­ри­ки. В Рим­ской им­пе­рии су­ще­ство­ва­ло нера­вен­ство между лю­дь­ми. Ее об­слу­жи­ва­ло неис­чис­ли­мое мно­же­ство рабов. Им­пе­рия вела непре­рыв­ные за­хват­ни­че­ские, гра­би­тель­ские войны, в конце кон­цов ее и по­гу­бив­шие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?

— Верно. Запишите это в свои тетради.

— На­ро­ды, на­се­ляв­шие земли се­вер­нее и во­сточ­нее Рим­ской им­пе­рии, жили иначе. У гер­ман­цев, сла­вян, скан­ди­на­вов, жи­те­лей Бри­та­нии и При­бал­ти­ки был родо­пле­мен­ной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.

— Каж­дое племя ве­ри­ло в своих богов. Боль­шин­ство этих на­ро­дов не имело своей пись­мен­но­сти. Это были как бы два раз­ных мира, хотя их жи­те­ли нема­ло знали друг о друге.

— Толь­ко в Сред­ние века Ев­ро­па стала еди­ным «ис­то­ри­че­ским кон­ти­нен­том», а ев­ро­пей­цы ощу­ти­ли себя жи­те­ля­ми еди­но­го хри­сти­ан­ско­го мира с общей ре­ли­ги­ей и сход­ны­ми фор­ма­ми жизни. Имен­но в Сред­ние века по­яви­лись те языки и го­су­дар­ства, ко­то­рые и се­год­ня су­ще­ству­ют в Ев­ро­пе. Каж­дая ев­ро­пей­ская стра­на внес­ла свой вклад в по­стро­е­ние сред­не­ве­ко­во­го мира. Но изу­чить все из них не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным. Мы со­сре­до­то­чим вни­ма­ние на неко­то­рых самых круп­ных на­ро­дах и го­су­дар­ствах За­пад­ной и Цен­траль­ной Ев­ро­пы, осо­бен­но тех, где эта эпоха по­лу­чи­ла наи­бо­лее за­кон­чен­ное вы­ра­же­ние.

— Во мно­гих му­зе­ях мира хра­нят­ся ве­ще­ствен­ные па­мят­ни­ки: ин­стру­мен­ты, ко­то­ры­ми в Сред­ние века поль­зо­ва­лись кре­стьяне и ре­мес­лен­ни­ки, ору­жие, мо­не­ты, ме­бель, по­су­да, одеж­да. Со­хра­ни­лись остат­ки ко­раб­лей, порт­ре­ты и кар­ти­ны.

Во мно­гих ста­рин­ных го­ро­дах и сей­час можно ви­деть целые квар­та­лы, за­стро­ен­ные сред­не­ве­ко­вы­ми до­ма­ми, кре­пост­ные стены и башни, ве­ли­че­ствен­ные храмы, замки.

— Но ве­ще­ствен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки не могут всего рас­ска­зать о жизни людей. Неоце­ни­мую по­мощь уче­ным ока­зы­ва­ют мно­го­чис­лен­ные пись­мен­ные ис­то­ри­че­ские ис­точ­ни­ки, ко­то­рые со­хра­ня­ют­ся в хра­ни­ли­щах до­ку­мен­тов — ар­хи­вах. Когда люди да­ри­ли, за­ве­ща­ли, по­ку­па­ли землю или цен­ные вещи, они оформ­ля­ли до­ку­мен­ты. К де­ло­вым до­ку­мен­там от­но­сят­ся и опи­са­ния вла­де­ний, от­че­ты управ­ля­ю­щих име­ни­я­ми, брач­ные и дру­гие кон­трак­ты. Осо­бую груп­пу до­ку­мен­тов со­став­ля­ют за­пи­си за­ко­нов и ука­зов пра­ви­те­лей, ре­ше­ния судов, меж­ду­на­род­ные со­гла­ше­ния. От Сред­них веков со­хра­ни­лось много ис­то­ри­че­ских со­чи­не­ний, хро­ник (т. е. ле­то­пи­сей), писем, опи­са­ний пу­те­ше­ствий и ав­то­био­гра­фий, где со­бы­тия рас­по­ла­га­лись в той по­сле­до­ва­тель­но­сти, в какой они про­ис­хо­ди­ли. Неред­ко ав­то­ры не толь­ко опи­сы­ва­ли со­бы­тия, но и пы­та­лись сгруп­пи­ро­вать, объ­яс­нить, оце­нить их. От Сред­них веков до нас дошло также нема­ло про­из­ве­де­ний ху­до­же­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры и со­чи­не­ний уче­ных. До изоб­ре­те­ния кни­го­пе­ча­та­ния в се­ре­дине XV в. (и долго после этого) до­ку­мен­ты были ру­ко­пис­ны­ми.

Источник

План-конспект урока истории по теме «Вводный урок. Что такое средние века» (6 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Предмет: История Средних веков

Тема урока: Вводный урок. Что такое Средние века.

Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий

Предметные результаты: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».

Метапредметные: Приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста, Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя, Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы ; выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать.

Личностные результаты : Познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности.

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: лента времени, Западная римская империя, Восточная римская империя, христианство, Средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник,

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Источник

Конспект по истории на тему Средневековье( 6 класс )

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории. За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания. В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.

Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Давайте его откроем. Что мы можем с вами увидеть на форзаце? Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.

Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.

Покажите на карте (сл. 2):

территории, где возникли первые цивилизации;

территорию Римской империи.

Вспомним основные даты (сл. 3):

753 г. до н.э. – Основание Рима

74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака

395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства

А теперь попробуйте вспомнить определения (сл.4):

Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)

Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность

Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений

Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок

Что изображено на слайде? (сл. 5)

Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.

Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы (сл. 6):

Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история;

Работать будем с вами по такому плану( сл. 7):

1.Что изучает история Средних веков.

2. Источники, по которым изучается история Средних веков.

Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга( сл. 8):

2) Древний (античный мир)

Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе( сл. 9)?

Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.

Откуда же такое странное название «средние века»? Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая. Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.

Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.

Понятие « Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время. Но основное внимание мы уделим Европе.

Если говорить о письменных источниках, то неоценимую помощь в этом оказывают нам документы, которые хранятся в архивах. Когда человек совершал какую-либо сделку, то он всё оформлял на бумаге. От средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (летописей), описаний путешествий, автобиографий. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались дать им свою оценку. До нас дошло немало средневековых произведений, ведь до появления книгопечатания все документы были рукописными.

( сл. 15) Многое о жизни людей в Средние века могут рассказать изобразительные источники: произведения искусства: рисунки в книгах, миниатюры, иконы, фрески, статуи. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю много нового и интересного о мыслях средневекового человека.

Но многое из истории Средневековья остается нераскрытой тайной, и поиск истины продолжается по сей день.

Итак, подведем итог. Что изучает история Средних веков;

По каким источникам изучается Средневековье;

На какие периоды подразделяется Всеобщая история;

Источник

Конспект урока по истории 6 класс «Что изучает история средних веков»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ *

Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода; познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности

Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2016.

Презентация «Что изучает история Средних веков», подготовленная учителем

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков; карта «Мир в Средние века»

Основное содержание темы, понятия и термины

Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков

о рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

формируемые умения (универсальные
учебные действия)

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

Работа
с учеб-ником

Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).

– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.

– Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета

Записывают тему урока
в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.

Регулятивные: принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу

Работа
с учебником

III. Актуализация знаний

Беседа по вопросам

– Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.)

– С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?

(Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)

Формулируют ответы, приводят примеры

Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Беседа по вопросам

IV. Изучение нового материала

изучает история Средних

Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь

Устанавливают связь истории Средних веков
с историей Древнего мира, знают происхождение
и смысл понятия «Средневековье»

Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии
с поставленной за-дачей

– Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.

– Разделите эпоху Средневековья на основные этапы

Представляют длительность изучаемой исторической эпохи

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Работа
с текстом учебника

Предлагает прочитать о том, по каким
источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:

– Что такое исторические источники?

(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)

Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы

Характеризуют
источники, рассказывающие об исторической эпохе

Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.

Личностные: осо-знают важность сохранения исторического наследия

V. Первичное осмысление
и закрепление знаний

Рассказ учителя «Можно

ли называть Средневековье темным временем?»

После рассказа задает вопросы:

– Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)

– Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье? (Средние века подарили лю-

дям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)

Слушают рассказ учителя, формулируют

ответы, приводят примеры

Дают характеристику изучаемой эпохи

Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют

свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать

VI. Итоги урока. Реф-лексия

– Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что запомнилось больше всего?

– Довольны ли вы своей работой?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное
состояние.

Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Оцени-вание
работы учащихся на уроке

Учебник, с. 7–11; записи в тетрадях

Записывают домашнее задание, уточняют его

Ресурсный материал к уроку

Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.

Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:

1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;

2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;

3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.

МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?

Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.

Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.

В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения. Все это тоже Средневековье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *