Что такое средние века 6 класс история конспект
План-конспект урока истории по теме «Вводный урок. Что такое средние века» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: История Средних веков
Тема урока: Вводный урок. Что такое Средние века.
Тип урока : урок освоения новых знаний и учебных действий
Предметные результаты: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Метапредметные: Приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста, Принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя, Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы ; выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать.
Личностные результаты : Познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности.
Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.
Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.
Основное содержание темы, понятия и термины: лента времени, Западная римская империя, Восточная римская империя, христианство, Средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник,
Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
Урок №1.Что такое Средние века.
План-конспект по теме «Что такое Средние века?» подводит учащихся к восприятию Средневековья как части всемирной истории, знакомит с понятием и его этапами, а так же со взглядами на этот период современников. Уделяет внимание историческим источникам и отводит время на знакомство со структурой нового учебника.
Просмотр содержимого документа
«Урок №1.Что такое Средние века.»
Урок 1. Что такое Средние века
Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.
За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины и пополнять свои знания.
В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие во времени.
– в какой период истории мы отправимся в этом году? Средневековье.
Правильно! Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.
В настоящие время среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что представляют собой Средние века.
Различные точки зрения на слайде 1-2
–Кто же из них прав?
–Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос?
Чтобы точнее понять позиции ученых в этом споре, нам необходимо познакомиться с историей Средних веков.
–Какой раздел истории мы изучали в 5 классе? Первобытное общество, Древний мир
–Какие темы и почему вы особенно запомнили?
–Какими событиями завершилась история Древнего мира?
Слайд 3 Объявление темы урока: «Что такое Средние века».
Средневековье как часть всемирной истории
Основные этапы эпохи Средневековья
Исторические источники, их типы и виды.
Путешествие к учебнику «История Средних веков»
4. Работа по теме урока
1.Средневековье как часть всемирной истории
Ученые в истории выделяют большие периоды, или эпохи, которые сменяют друг друга.
Задание: посмотрите в учебнике на стр.7 на «Ленту времени» и назовите периоды всемирной истории и их временные границы.
Первобытность: 2,5 млн. – 4-3 тыс. до н.э. (до появления первых государств).
Древний мир: 4-3 тыс. до н.э. – 5 век н.э.
Слайд 4 Запись! Средневековье или Средние века – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, которая длилась 11 столетий, с падения Западной Римской империи и до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 века.
Пояснение: само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в 15 веке итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначил период истории между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение (пояснить понятие) – две точки взлета человеческого духа, подъем творческой мысли. А между ними – провал Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. Слайд 5. «Темные века» – именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века».
Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы.
– Можно ли применить этот термин к истории Азии, Африки и Америки?
Читают вслух учебник на стр. 7-8 по предложению с 4-го абзаца.
Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического центра не было».
Задание: давайте вспомним историю и особенности Римской империи, и ее соседей. Слайд 6
На юге Европы были достигнуты большие успехи в образовании, науках, искусстве, строительстве и торговле. Существовало неравенство между патрициями и плебеями, а также свободным населением и рабами. На Северо-востоке Европы жили иначе. Там был родоплеменной строй. Каждое племя верило в своих богов. Большинство племен не имело даже своей письменности.
– Мы можем согласиться с суждением авторов учебника? Да, так как Римская империя и варварские племена являлись как бы двумя разными мирами, хотя знали немало друг о друге.
Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», единым христианским миром с общей религией и сходным образом жизни. Именно в Средние века появились те языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе.
2.Основные этапы эпохи Средневековья
Задание: работая с текстом учебника на с.9 заполните таблицу «Основные этапы эпох Средневековья» Слайд 7
Конспект урока по истории Средних веков на тему «Введение. Что такое Средние века» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План-конспект урока истории средних веков на тему
«Введение. Что такое Средние века». (6 класс).
Учитель истории и обществознания: Просвиренникова Тамара Васильевна.
МБОУ «Гочитская СОШ»
Цель: познакомить с основным содержанием курса «история Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях: определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника; задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
Предметные: научиться определять по ленте времени хронологические рамки средневекового мира; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем.
Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Личностные: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.
Оборудование: карта мира, лента времени, учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс, проектор, экран.
Оформление доски: тема урока, новые слова (Средние века, хроники, архив, письменные источники, устные источники).
1.Беседа с классом и работа по карте.
-Как назывался курс истории, который мы изучали в пятом классе? (История Древнего мира)
-С историей, каких государств Древнего мира мы ознакомились? (С историей Древнего Египта, Междуречья, Индии и Китая, Древней Греции, Македонии, Рима)
—Вспомните местоположение этих государств на карте. Покажите их. (Древний Египет – северо-восточная часть Африки, Междуречье – территория между реками Тигр и Евфрат, Индия – на юге Азии, Китай – в восточной Азии, Греция – на юге Балканского полуострова, Македония – на севере Балканского полуострова, Рим – на Апеннинском полуострове).
-Какие события из истории этих государств вы помните?
-Что обозначают понятия: «неравенство », «религия», «эксплуатация», «государство», «демократия», «республика».
Солон, Геракл, Перикл, Спартак, Хеопс, Гомер, Одиссей, Геродот, Мирон, Софокл, Филипп 2, Посейдон. Ганнибал, Зевс, Гера, Александр Македонский.
II . Постановка целей и темы урока.
Итак, все, что мы вспомнили сегодня (понятия, названия государств. имена исторических деятелей) относится к истории Древнего мира. Следующий этап развития общества – Средние века.
Что изучает история Средних веков.
III . Работа по теме урока.
1.Средневековье как часть всемирной истории.
Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга.
Задание: Посмотрите на «Ленту времени» и назовите эти периоды всемирной истории.
-Каковы временные границы Средневековья? (Эпоха в истории человечества между древним миром и Новым временем – длилось примерно 11 столетий, от падения Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий, с 5 по 15 в.)
Период Средних веков начинается в V веке, после падения Западной римской империи и самого Рима. Рим был воплощением порядка, цивилизованной и культурной жизни; он всегда казался несокрушимым и божественным. государство погибло под мечами варваров, которые пришли из глубин материка и обрушились на центр цивилизации – Средиземноморье. Крах Рима означал уход античной культуры с исторической арены. На долгие века были забыты творения античных художников и философов, разрушены величайшие архитектурные сооружения, заброшены науки и ремесла.
Существует мнение, что средние века – это период варварства, жестокости и мракобесия. Нашествиями варваров была уничтожена римская культура, велись междоусобные войны. многие называют средние века «темными веками», «средневековой ночью». Но это не совсем так. Пройдет время, и средневековый человек, его душа и ум обратятся к искусству, науке, философии. Этот период Средневековья известен как эпоха Возрождения.
Средние века длились более тысячи лет. Многие люди оставили след в истории за этот период: одни красивый и яркий, другие – кровавый и страшный; от одних нам достались великие произведения искусства и литературы, от других – ужасы инквизиции.
В Средние века образовались государства, которые существуют до сих пор: Россия, Англия, Франция, Польша. Зародилась и стала развиваться современная демократия. В европейских странах возникли парламент (Англия), Генеральные штаты (Франция) – выборные представительные учреждения.
В Византии было записано римское право: оно являлось основой для законов средневековых государств. Возник суд присяжных, который до сих пор применяется при разборе важных дел.
Многие современные города Европы и Востока возникли еще в Средние века. Сформировались языки европейских народов: английский, французский, немецкий, испанский, итальянский.
В эпоху Средних веков получили развитие мировые религии: христианство (православное, католическое), ислам, буддизм.
3.Основные этапы эпохи Средневековья.
-Какие этапы в своем развитии прошли Средние века?
Задание: работая с текстом учебника на с.9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья».
Хронологические рамки: с конца v до середины xi в.
Содержание: в процессе смещения народов и обычаев складывались основные черты эпохи.
Хронологические рамки: с середины XI в. до конца XIII в..
Содержание: сложились феодальные государства – монархии, а устои и особенности эпохи проявили себя во всей полноте.
Хронологические рамки: период XIV – XV вв.
Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XV в. произошли события, которые позволили европейцам перейти к раннему Новому времени.
4. Исторические источники.
Вопрос классу: Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
(предположительные ответы: данные науки археологии. этнографии, нумизматики. Изучают надписи на скалах, табличках, по орудиям труда, посуде).
5. Работа с названиями исторических источников. ( на доске карточки со словами).
Письменные источники- летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале.
Хроники – письменные источники, в которых события описывались в хронологическом порядке.
Устные источники- предания, сказания, легенды, былины. баллады, эпосы.
Задание: предлагаю сыграть в игру «Угадай и разложи». На доске указаны исторические источники, но они перепутаны. Распределите их по группам.
Источники: пословицы, храмы, монеты. саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.
Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников.
Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины.
-Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов изучения вопроса)
6. Закрепление изученного на уроке.
-Какой период времени охватывает история Средних веков? (с V по XV век)
-Почему изучаемый период называют «Средние века?
-Каковы источники наших знаний об истории Средних веков?
8. Домашнее задание. Исследовать следы прошлого. (на выбор)
Вводный урок по истории Средних веков для 6 класса на тему: «Место средневековья в истории человечества»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Введение. Место истории средних веков в истории человечества.
Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории, исторических источниках по истории Средних веков
Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений работы со схемами.
Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека
1. Что такое история?
Вопрос выносится на обсуждение всего класса, в результате которого делается запись в тетрадь:
История – это наука и школьный предмет, изучающие жизнь человечества в прошлом.
2. Зачем нужно изучать историю?
Этот вопрос мы уже поднимали в прошлом году. Давайте немного его усложним:
Должна ли, по-вашему, вообще существовать такая наука?
Также ли она полезна, как более конкретные науки, например, математика, физика, медицина? ******************
Вывод: Безусловно, историческая наука, не помогает, как математика, строить дороги и возводить здания, не учит, как физика, создавать сложные машины и подчинять себе силы природы, облегчая тем самым жизнь человека, не избавляет от физических страданий, как медицина…. Этот перечень можно продолжить.
И все же большинство из вас считают, что история нужна.
«История – это учительница жизни, потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда остаться ребенком». Эти слова принадлежат оратору Древнего Рима Цицерону.
Известный русский историк Ключевский В.О. считал, что « история – это фонарь в будущее, который светит нам из прощлого».
История – уникальная наука, которая хранит весь багаж человеческих знаний. Через историю и с её помощью можно изучать и математику, и литературу, и музыку, и химию. История позволяет воспитывать в человеке чувство сострадания, сочувствия, благородства, любви к родной земле, уважение к культуре других народов.
3. Вспомните, какую историю вы изучали в прошлом году?
Историю Древнего мира. Она включала в себя историю первобытного общества и историю первых цивилизаций и государств.
Назовите признаки самостоятельного государства.
Территория и границы
Давайте вспомним наиболее интересные события самого длинного в истории человечества исторического периода. Для этого поиграем. 2 команды по очереди будут называть события Истории Древнего мира (можно без дат). Кто последний, тот победил.
4. Место средневековья в истории человечества.
История Древнего мира – это часть Всемирной истории. А что изучает Всемирная история? ***********
Всемирная история – это история различных стран и народов с древнейших времен до наших дней.
до разрушения самого крупного государства Древнего мира – Римской империи (? – 476 г. н.э.). Мы сейчас вспомнили хронологические рамки истории Древнего мира. Что же это такое?
Хронологические рамки – это даты начала и окончания какого-нибудь события или эпохи в истории человечества. Итак, назовите еще раз хронологические рамки истории Древнего мира. 2 млн лет назад- 476 г. н.э.
С историей каких государств вы познакомились в прошлом уч. году? *********
В этом году мы продолжим знакомство с событиями, последовавшими после разрушения Западной Римской империи варварами. Какое же название получил следующий период в истории человечества? Обложка учебника. История средних веков.
Обратите внимание на название темы урока. Место истории средних веков в истории человечества. Чтобы определить это место, давайте начертим Линию времени.
1.Что за период в истории человечества
я отметила? Историю Древнего мира
2. Какое событие его завершает? В каком веке оно произошло?
Падение Западной Римской империи; 5 век н.э.
История Средних веков
3. В этом учебном году в изучении истории человечества мы дойдем до 15 века. А как вы думаете, после 15 века история продолжалась? Конечно. Отметим на линии времени 15 век. А последующий отрезок истории вплоть до сегодняшнего дня условно назовем современной историей.
Таким образом, промежуток времени, который нам предстоит изучать в 6 классе, лежит посередине между историей древнего мира и историей современности. Отсюда и название – история Средних веков, или Средневековье.
Определите хронологические рамки этого периода истории.
Сколько лет она длилась? 10 веков, или 1000 лет
Что же это за эпоха, с историей которой мы будем знакомиться на уроках в 6 классе?
Еще не так давно среди историков бытовало мнение, что средневековье – это «темные века» в истории человечества, потому что многие достижения культуры древних цивилизаций, в частности Древней Греции и Древнего Рима, были утеряны, а памятники разрушены под натиском варваров. При этом огромную роль в жизни людей стала играть христианская вера – религия глубоко проникла в быт и обычаи народов, стала основой развития их духовной культуры. И это, к сожалению, играло далеко не положительную роль, т.к. церковь не поощряла познание людьми законов природы, тормозила развитие науки, устраивала гонения на писателей и ученых, выжигая огнем те идеи, которые они распространяли.
Костры инквизиции дымились над всей Европой, уничтожая тысячи людей. Еще тысячи и тысячи уносили эпидемии чумы и оспы. А войны?! Столетняя война, Война Алой и Белой Розы др.
Однако со временем перестали думать об истории средних веков, как о времени упадка человеческой культуры.
Многие современные города и государства были основаны в период средневековья
Смелые путешественники исследовали значительную часть суши, морей, океанов, открыли Америку и Австралию
Появилась первая печатная книга, а новости начали узнавать из газет
Изобрели термометр и барометр, телескоп и микроскоп
Было создано учение о вращении планет вокруг Солнца
Выдающихся успехов достигло искусство. Построенные много столетий тому назад крепости, храмы, дворцы до сих пор украшают города.
В средние века совершенно изменились отношения между людьми.
Вспомните, на чьем труде были основаны достижения древних цивилизаций?
Что бы вы могли сказать о труде рабов в первые века нашей эры?
Он стал малопроизводительным, потому что рабы были не заинтересованы трудиться хорошо.
В средние века дело обстояло иначе. Владелец земли давал более или менее большой надел земли в пользование своему вассалу (подчиненному), который за это либо работал на владельца земли, либо служил в его войске, либо платил ему часть урожая с этой самой земли. Такие экономические отношения средневековья получили название феодальных, и об их особенностях мы также будем говорить на наших уроках.
Кроме того, в этом учебном году, приблизительно во втором полугодии мы приступим к изучению истории нашей страны – России. Изучая события Отечественной истории, мы также охватим время средневековья и дойдем до конца 15 века.
5. Исторические источники по истории средневековья.
Вспомните, что такое исторические источники? Следы, оставленные человеком в далеком или недавнем прошлом
На какие 2 большие группы делятся все исторические источники? Вещественные и письменные
На какие из них чаще опирались историки, изучая историю Древнего мира и почему? В основном, на вещественные, т.к. письменность возникла не сразу
При помощи каких источников историки изучают историю средних веков?
Учебник стр. 9 –читаем и заполняем в тетради схему:
Исторические источники по истории средних веков
Оружие, монеты, посуда, одежда, записи законов, хроники, письма,
замки, храмы, произведения искусства церковные записи…
Какая из этих групп, по вашему мнению, больше может рассказать об истории средневековья? Письменные источники
Безусловно, это так, но воссоздать полную картину жизни средневекового человека можно лишь путем объединения сведений из различных исторических источников, и на наших уроках мы, по мере возможностей будем также учиться работать с историческими источниками.
Д/З стр. 5-6 – читать; стр. 7-11- пересказ + тетрадь ( в т. ч. прошлогодняя)
Конспект урока по теме «Что такое Средние века?» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Предмет: Всеобщая история. История Средних веков.
Учитель: Бабухина Любовь Леонидовна
Тема: Что такое Средние века
Цел ь: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием “Средневековье”, дать общие представления о хронологических рамках истории Средних веков, особенностях периода, месте и значении в мировой истории. Раскрыть особенности перехода от эпохи Древнего мира к Средневековью, сформировать представление о мире варваров.
Развивающая: формировать умение работать с учебником, иллюстрациями и исторической картой, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к истории Средних веков.
История, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник.
Более 5 тыс. лет назад было изобретено письмо.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
овладение знаниями о понятии «Средневековье»
Регулятивные: планировать решение учебной задачи, оценивать и корректировать деятельность.
Познавательные: построение речевого высказывания в устной и письменной форме; сравнение, анализ и синтез, обобщение, установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Средства обучения: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук.
Мотивация к учебной деятельности.
— Начнём наш урок со знакомства. Сначала представлюсь я. Меня зовут Любовь Леонидовна, и с этого года я буду преподавать у вас историю.
— Прочитайте высказывание и объясните его смысл:
«Не знать истории — значит всегда быть ребенком».
— Надеюсь, в этом учебном году вы приложите все усилия для того, чтобы стать ещё взрослее.
Читают высказывание, объясняют смысл
2. Актуализация знаний.
— В прошлом году вы изучали историю Древнего мира. Эта эпоха – самая длинная в истории человечества. Но в V в. с падением Западной Римской империи она подходит к концу.Полторы тысячи лет назад, с крушением Рима, началась новая эпоха всемирной истории. Её принято называть средними веками или средневековьем. Средневековье продолжалось тысячу лет, пока примерно в XV в. на смену ему не пришло Новое время.
— Ребята, что вы знаете о Средневековье?
— Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
— Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества ( стр. 6 учебника.)
История Средних веков делится на три периода:
— Раннее средневековье V-XII вв.
— Развитое средневековье XI-XIV вв.
— Позднее или Зрелое средневековье XIV-XVI вв.
— Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
— Как вы думаете, что изучает история средних веков?
Слушают речь учителя
Смотрят на линию времени, отвечают: эпоха Средневековья занимала период с 479 – 1400 века н.э.
Записывают в тетради
— Из исторических источников (книг, рукописей и т.д.)
— Средневековые страны, полководцев, обычаи, традиции.
3. Открытие нового знания
— Понятие «Средние века» появилось у тех ученых, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можем ли мы применять это понятие по отношению к истории Азии, Африки, Америки? Ученые спорят и об этом. История народов Азии (в том числе Средней Азии), африканцев, американских индейцев во многом отличается от истории народов Европы. История каждого континента неповторима и своеобразна. И все же историки находят общие черты в исторических судьбах разных народов и считают, что свое Средневековье было не только у народов Запада, но и у народов Востока. При этом надо помнить, что каждый народ переживал свое Средневековье в свое время.
— В древности Европы как единого исторического целого не было. Огромная Римская империя, которая сложилась вокруг Средиземного моря, была могучим государством. В ее состав входили многие народы Южной Европы, а также Ближнего Востока и Северной Африки. В Римской империи существовало неравенство между людьми. Ее обслуживало неисчислимое множество рабов. Империя вела непрерывные захватнические, грабительские войны, в конце концов ее и погубившие. Исходя из вышеперечисленного, что можно назвать основными причинами распада Римской империи?
— Верно. Запишите это в свои тетради.
— Народы, населявшие земли севернее и восточнее Римской империи, жили иначе. У германцев, славян, скандинавов, жителей Британии и Прибалтики был родоплеменной строй. Что такое родоплеменной строй? Предположите.
— Каждое племя верило в своих богов. Большинство этих народов не имело своей письменности. Это были как бы два разных мира, хотя их жители немало знали друг о друге.
— Только в Средние века Европа стала единым «историческим континентом», а европейцы ощутили себя жителями единого христианского мира с общей религией и сходными формами жизни. Именно в Средние века появились те языки и государства, которые и сегодня существуют в Европе. Каждая европейская страна внесла свой вклад в построение средневекового мира. Но изучить все из них не представляется возможным. Мы сосредоточим внимание на некоторых самых крупных народах и государствах Западной и Центральной Европы, особенно тех, где эта эпоха получила наиболее законченное выражение.
— Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники: инструменты, которыми в Средние века пользовались крестьяне и ремесленники, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда. Сохранились остатки кораблей, портреты и картины.
Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.
— Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей. Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения. От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.