Что такое средние века 6 класс история
Презентация по всеобщей истории по теме: «Что такое Средние века?» 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
1. Точка зрения просветителей Средние века – это время тотального упадка, период варварства, жестокости и мракобесия, беззакония (уничтожение инакомыслящих, инквизиция, преследование еретиков).
2. Точка зрения романтиков Средние века – это период наивысшего прогресса человечества, в котором человек был движим только возвышенными мотивами и стремлениями.
План урока: Средневековье как часть всемирной истории. Основные этапы эпохи Средневековья. Исторические источники, их типы и виды.
Термин «Средние века» был введен итальянским гуманистом – Флавио Бьондо.
Второе название Средних веков – «Темные века»
Основные этапы эпохи Средневековья
Исторический источник – это всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.
Письменные источники – летописи, хроники, грамоты, указы, дневники, воспоминания, надписи на камне и т.д. Письменные источники – летописи, хроники, грамоты, указы, дневники, воспоминания, надписи на камне и т.д.
Устные источники – предания, сказания, легенды, былины эпосы, баллады. Устные источники – предания, сказания, легенды, былины эпосы, баллады.
Источники: пословицы, храм, монеты, саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, договоры, мебель, сказания.
Подведение итогов Что обозначает понятие «Средние века»? Назовите основные этапы эпохи Средних веков. Какие источники помогают в изучении истории Средних веков?
Домашнее задание! Используя метод «РЕКЛАМЫ» придумайте рекламу и слоган предмета «Средние века». + 2. Стр. 7-11 прочитать
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-701501
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое средние века: вводный урок 6 класс
Мы начинаем изучение нового раздела мировой истории средних веков. Нам предстоит понять, что же это за период времени, как говорится, с чем его едят. Надо сказать, что многочисленные историки до сих пор не пришли к единому мнению касательно хронологических рамок средних веков. То есть стартовую точку более-менее еще определили, это время начинается приблизительно с V века, а вот когда закончились средние века, тут уже единого мнения и вовсе не наблюдается. Кто то говорит, что закончились средние века в период, когда открылось книгопечатание. Другие историки говорят об эпохе великих географических открытий, то есть о XV веке. Кто-то называет точную цифру 1353 год — дата падения Константинополя. Наконец, кто-то говорит про эпоху возрождения, о периодизации которой тоже до сих пор есть вопросы. И, наконец, часть исследователей склонны видеть конец средних веков в эпохе реформации — XVI — XVII века.
Откуда появился термин «средние века»
Давайте все таки по порядку. Собственно, сам термин «средние века» появляется в Италии времен эпохи возрождения. И автором этого термина будет гуманист, ученый Флавио Бьондо. Бьондо говорит о том, что достойны упоминания два исторических периода. Периода, когда главенствующим культурном направлением является искусство античности. Собственно, эпоха античности и эпоха возрождения. И появляется вопрос, а что же было между этими двумя прекрасными эпохами? Флавио Бьондо говорит, что между двумя эпохами были средние века. Средние между двумя античными периодами.
Более того, ряд деятелей эпохи возрождения склонно называть это время даже более сурово — темными веками, потому что, что же в них было? Были варварские королевства, были войны, убийства, кошмары всякие. Дикость и варварство. В прочем, войны, убийства и прочие кошмары будут в европейской истории вплоть до XXI века. Однако, термин закрепился. И отныне, мы называем средними веками, длительный отрезок времени начиная, приблизительно с V века до, приблизительно, века XVI.
Если рассматривать это время подробнее, то ученые склонны выделять три периода средних веков:
В узком смысле термин «средние века» обычно применяют к региону европейскому. Подразумевая под этим необычные традиции, сложившиеся в Европе того периода, а именно, важнейшую доминантную роль церкви в жизни людей, специфические вассально — ленные отношения, традиции аскетизма, рыцарства и многое другое. Однако, термин «средние века» употребляется и по отношению к другим частям света.
Европа и другие страны в средние века
В Китае средние века хронологически совпадают с Европой, однако, абсолютно не совпадают по содержанию эпохи. В Японии же, наоборот, есть сходные вассальные отношения, которые, однако, абсолютно не совпадают хронологически. Таким образом, и сохраняется употребление термина «средние века» относительно к не Европе, либо по сходному хронологическому принципу, либо по принципу сходности в содержании эпохи.
Как возник интерес к изучению средних веков
В целом же, уважение и интерес к этому периоду стали возникать в Европе только уже в период романтизма, в конце XVIII, начале XIV веков. Человеком, который реабилитировал во многом средние века, был известный писатель Вальтер Скотт. Его легенды о благородных рыцарях, прекрасных дамах, величественных замках обрели огромную популярность в тогдашней Европе. И мало-помалу, возбудили интерес к тому, а что же на самом деле было в средние века. Так в XIV веке был открыт огромный пласт богатейшей европейской истории и культуры, до этого незаслуженно задвинутый на задние планы.
Выделяемые периоды
Краткое сообщение о Средних веках следует начать с периодизации эпохи. В исторической науке принято выделять 3 периода:
Каждый из периодов значим, принес свои достижения. Раннее Средневековье подарило огромное количество народных легенд, в классику развивается наука, медицина. Влияние церкви сильно, но это не мешало лучшим умам своего времени высказывать прогрессивные идеи. Наконец, поздние Средние века знаменательны освобождением класса крестьян.
Особенности и черты
Определение «Средние века «в истории появился в 17-м веке в Новое Время, тогда же была сделана первая попытка обозначить основные черты этой эпохи. Прежде всего, это феодализм, разделение общества на сословия. Во главе государства — монарх, ему подчинялись феодалы, одновременно составлявшие основную силу страны. Они владели земельными наделами и могли отдавать их во временное пользование вассалам.
Экономика этого периода носила аграрный характер, велика была роль сельского хозяйства. Вот какие специфические черты эпохи выделяют:
Однако Средние века часто именовали «темными». На смену им пришла эпоха Просвещения, вновь открывшая миру забытое античное наследие.
Ключевые события
Эпоха продлилась более тысячи лет, поэтому событий очень много. Рассматривая тему, следует отметить основные из них. Начинаются Средние века с великого переселения народов. Многочисленные этнические группы в поисках более благоприятных условий проживания начинают заселять территории Римской империи. Возникает большое количество конфликтов, племена варваров влияют друг на друга, происходит обмен достижениями.
Образуется Франкское государство, позднее расширившееся до империи. В 1054 году христианская церковь перестает быть единой и распадается на 2 ветви — православие и христианство.
Огромное значение имеют Крестовые походы, основными причинами которых являются желание церкви расширить свое влияние, а монархов — увеличить площадь владений. В походах принимали участие не только крупные и мелкие феодалы, но и крестьяне, купцы. Крестоносцам удалось захватить Константинополь, который был варварски разграблен. Однако большая часть походов завершилась поражением. Другие важнейшие события:
В Средние века произошли Великие географические открытия, существенно расширившие представления людей о мире. Появляются крупные города, университеты.
Медицина и наука
Рассказ о Средневековье будет неполным без информации о науке того времени. Эпоха очень противоречива. С одной стороны, велико было влияние церкви и вера, что «лучшее лечение — это молитва». С другой — не сдавали позиции и магические верования, позднее на смену языческим культам пришла алхимия и поиски «философского камня». На фоне развития астрологии смелыми выглядят попытки ученых заниматься подлинным изучением небесных тел — астрономией.
Популярным способом «лечения» стали паломничества, поклонения святым мощам. Чудеса «исцелений», о которых рассказывали из уст в уста, заставляли наивных жителей тех времен не обращаться к медикам, а уповать на божью волю. Это и стало основной причиной высокой смертности.
Кроме того, факторами являлись бедное питание простых людей, отсутствие лекарств и гигиены. Даже от банальной простуды можно было умереть. Средняя продолжительность жизни в ту эпоху составляла 25−35 лет.
Распространенными заболеваниями были: чесотка, оспа, туберкулез, малярия. Но самая страшная болезнь, которая уничтожила 80% населения Европы — бубонная чума.
Наука развивается, хотя и сильно зависит от церкви. Появляется книгопечатание, развиваются география, ботаника, оптика. Открываются первые госпитали, приюты для бездомных, медицинские учебные заведения. Пишутся первые трактаты о ядах, лекарственных растениях. Занимаются и хирургией, но пока очень неэффективно. Хотя известно описание случаев успешной ампутации и даже трансплантации.
Одежда и мода
В период расцвета рыцарства появились и новые костюмы, существенно отличавшиеся по сословной принадлежности. Представители знати имели возможность одеваться красиво, в то время как бедняки и крестьяне были вынуждены носить обноски. Одежда, в соответствии с религиозными канонами, была максимально скромной и закрытой, демонстрировать свое тело считалось недопустимым, поэтому вырезы и прилегающие силуэты находились под запретом.
Особенности костюма тех лет:
После военных походов на восток появились шелковые ткани, яркие цвета, необычные варианты отделки.
В моде были светлые волосы, отсутствие ресниц и бровей. А веснушки, напротив, воспринимались как признак греха, от них всеми силами старались избавиться.
Значение в истории человечества
В содержание краткого сообщения про Средние века необходимо включить и значение этого периода для человечества. Несмотря на нелестный эпитет «темная», эпоха очень важна для цивилизации. Прежде всего сформировались многие современные государства Европы и их крупнейшие города. Географические открытия помогли миру познакомиться с Индией, Америкой, островами Тихого океана. Знания людей об окружающем мире расширяются.
Именно в период Средневековья зародились предпосылки демократии, появились суды присяжных, парламенты. На новый уровень выходит наука, несмотря на то что она подчиняется церкви, многие открытия все же были сделаны. Процветает искусство и культура, появляются новые формы, жанры, специфические особенности. Развиваются города, люди постепенно уходят от сельской жизни, осваивают ремесла. Открываются школы, библиотеки, университеты. Конечно, говорить об общедоступном образовании пока рано, но определенные предпосылки для этого уже были созданы.
Таковы основные особенности эпохи Средневековья, очень важного периода для поступательного развития человеческой цивилизации.
Презентация по истории на тему «Что такое Средние века» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ЧТО ТАКОЕ СРЕДНИЕ ВЕКА?
Описание слайда:
ВЗГЛЯДЫ ИСТОРИКОВ НА СРЕДНИЕ ВЕКА
Средние века – это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков.
Средние века — это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями.
Средневековье — неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности.
Описание слайда:
Средневековье как часть всемирной истории
Основные этапы эпохи Средневековья
Исторические источники, их типы и виды
Путешествие по учебнику «История Средних веков»
Описание слайда:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
Первобытность
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
5 млн лет –
4 тыс. до н. э.
4 тыс. до н. э. – V в. н. э.
V – конец XV в.
конец XV – начало XX в.
с начала XX в.
Описание слайда:
ПЕРИОДЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
конец V – сер. XI в.
сер. XI – кон. XIII в.
XIV – XV вв.
Раннее Средневековье
Развитое Средневековье
Позднее Средневековье
Описание слайда:
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ – это…
любые памятники прошлого, свидетельствующие об истории человеческого общества
Муза Клио
ПИСЬМЕННЫЕ
УСТНЫЕ
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ
Летописи
Хроники
Грамоты
Указы
Дневники
Надписи
Предания
Сказания
Легенды
Былины
Орудия труда
Домашняя утварь
Одежда
Деньги
Здания
Описание слайда:
Описание слайда:
Какой год считают датой окончания периода Древнего мира?
476 г. – падение Западной Римской империи
Описание слайда:
Какой год считают началом византийской истории?
395 г. – окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную
Описание слайда:
Соотнесите события с их датами:
Проведение первых Олимпийских игр (776 г. до н. э.); Основание Рима (753 г. до н. э.); Объединение Китая Цинь Шихуаном (221 г. до н. э.); Разрушение Карфагена (146 г. до н. э.); Возникновение Римской республики (509 г. до н. э.)
1Д, 2Г, 3В, 4А, 5Б
1. Проведение первых Олимпийских игр
2. Основание Рима
3. Объединение Китая Цинь Шихуаном
4. Разрушение Карфагена
5. Возникновение Римской республики
Д. 776 г. до н. э.
Г. 753 г. до н. э.
В. 221 г. до н. э.
А. 146 г. до н. э.
Б. 509 г. до н. э.
Описание слайда:
Соотнесите события с их датами:
Объединение Верхнего и Нижнего Египта (IV-III тыс. до н. э.); появление шумерской цивилизации (IV тыс. до н. э.); появление Древнееврейского царства (XI в. до н. э.); возникновение Древнекитайской цивилизации (конец III тыс. до н. э.); возникновение Древнеиндийской цивилизации (III-II тыс. до н. э.); Возникновение Крито-микенской цивилизации (XVI в. до н. э.)
1Е, 2А, 3Г, 4Д, 5Б, 6В
1. Объединение Верхнего и Нижнего Египта
2. Появление шумерской цивилизации
3. Появление Древнееврейского царства
4. Возникновение Древнекитайской цивилизации
Е) IV-III тыс. до н. э.
А) IV тыс. до н. э.
Г) XI в. до н. э.
Д) конец III тыс. до н. э.
5. Возникновение Древнеиндийской цивилизации
Б) III-II тыс. до н. э.
6. Возникновение Крито-микенской цивилизации
В) XVI в. до н. э.
Описание слайда:
Соотнесите события с их датами:
Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.); Греко-персидские войны (500-449 гг. до н. э.); Поход Александра Македонского в Азию (334-324 гг. до н. э.); Пунические войны (264-146 гг. до н. э.); Войны Рима и Македонии (215-148 гг. до н. э.); Восстание Спартака (73-71 гг. до н. э.)
1Б, 2Е, 3Д, 4Г, 5А, 6В
1. Пелопоннесская война
2. Греко-персидские войны
3. Поход Александра Македонского в Азию
4. Пунические войны
В. 73-71 гг. до н. э.
Б. 431-404 гг. до н. э.
Г. 264-146 гг. до н. э.
А. 215-148 гг. до н. э.
5. Войны Рима и Македонии
Е. 500-449 гг. до н. э.
6. Восстание Спартака
Д. 334-324 гг. до н. э.
Описание слайда:
Какое событие изображено на картине?
Убийство Цезаря в сенате в 44 г. до н. э.
Описание слайда:
Какое событие изображено на картине?
Восстание Спартака в 74—71 гг. до н. э.
Описание слайда:
Какое событие изображено на иллюстрации?
Переход войска Ганнибала через Альпы (218 г. до н. э.)
Описание слайда:
Какое событие изображено на иллюстрации?
Саламинское сражение (480 г. до н. э.)
Описание слайда:
Какое событие изображено на иллюстрации?
Разрушение Иерусалима (70 г.)
Описание слайда:
Кто изображен на мозаике и чем он известен?
Александр Македонский; известен созданием империи на территории
от Греции до Центральной Индии
Описание слайда:
Кто изображен на изображении и чем он известен?
Конфуций; известен созданием направления в китайской философии
Описание слайда:
Кто изображен на скульптуре и чем он известен?
Гомер; известен своими поэмами «Илиада» и «Одиссея»
Описание слайда:
Кто изображен на скульптуре и чем они известны?
Клисфен, Перикл; считаются основателями демократии в Афинах
Описание слайда:
Кто изображен на скульптуре и чем они известны?
Братья Гракхи; известны созданием законов, ограничивающих влияние римской аристократии
Описание слайда:
Что изображено на карте?
Направления греческой колонизации и торговли в VIII – VI вв. до н. э.
Описание слайда:
Что изображено на карте?
Греко-персидские войны (500-449 г. до н. э.)
Описание слайда:
Что изображено на карте?
Вторая Пуническая война (218–201 гг. до н. э.)
Описание слайда:
Что изображено на карте?
Пелопоннесская война (431-404 г. до н. э.)
Описание слайда:
Что изображено на карте?
Распад Македонской империи (державы Александра Македонского)
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Вставьте пропущенное понятие:
Патрициями, плебеями.
Становление государства в Древнем Риме сопровождалось частыми гражданскими войнами между …, потомками римских завоевателей, и …, потомками завоеванных народов. После установления в Риме республики вся власть в государстве попала к первым, и они пользовались ею исключительно в своих интересах, чем были недовольны вторые.
Описание слайда:
Описание слайда:
Вставьте пропущенные понятия:
Консула, народном собрании, народные трибуны, Сенат.
В Римской республике существовало два …, которых избирали сроком на 1 год. Ими могли стать любые свободные граждане. В … принимали участие все граждане Рима, а решение принимали путем подсчета табличек, которые анонимно опускали в сосуды. В Римской республике также существовали … – выходцы из плебса, которые имели возможность выступать с законодательной инициативой, а также накладывать вето на распоряжения должностных лиц. Древнейшим органом власти в Риме являлся …, куда пожизненно входили патриции и бывшие должностные лица в количестве 300 человек. Этот орган распоряжался казной, осуществлял судебную власть, вел переговоры с другими странами, разрабатывал планы ведения войн.
Описание слайда:
Что изображено на данной фотографии?
Кому посвящен этот объект?
Парфенон, посвящен богине Афине
Описание слайда:
Что изображено на данной фотографии?
Ошейник раба в Древнем Риме
Описание слайда:
Что изображено на данных фотографиях?
Законы Хаммурапи
Описание слайда:
Какое событие изображено на настенной росписи?
Битва при Кадеше
Описание слайда:
Что изображено на иллюстрациях? Что объединяет эти объекты?
Семь чудес света: Пирамида Хеопса, Висячие сады Семирамиды, Статуя Зевса в Олимпии,
Храм Артемиды Эфесской, Мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Вводный урок к курсу «История Средних веков» включает в себя изучение нового материала, а также повторение материала по курсу «История Древнего мира» в форме викторины.