Что такое средообразующая деятельность организмов пример
Суть понятия средообразующая деятельность организмов
Средообразующая деятельность – это термин, используемый для обозначения процесса, посредством которого конкретный организм изменяет свою среду обитания. Эти изменения могут быть либо физическим воздействием на окружающую среду, либо последствиями, которые возникают, когда организм покидает свою среду обитания. Примеры изменений включают в себя создание тени, строительство гнезд или нор. Эволюция через средообразующую деятельность может произойти в том случае, если изменения влияют на естественное давление отбора. Антропологи и биологи уже давно признали, что животные сильно изменяют свои местообитания, а люди в этом смысле доходят до крайностей. Сам термин был придуман в 1988 году Джоном Одлинг-Сми, биологом из Оксфорда, который пытался включить средообразующую деятельность организмов в эволюционный процесс.
При изменении своей окружающей среды, организмы влияют на давление отбора, действующее как на настоящее, так и на будущие поколения конкретного организма. Эти изменения создают целый ряд преимуществ для организма, хотя шансы на выживание могут не увеличиваться. Процесс можно назвать средообразующей деятельностью, если он удовлетворяет трем основным критериям. Во-первых, организм должен существенно изменить свою среду обитания. Во-вторых, модификации должны оказывать воздействие на давление отбора конкретного организма-реципиента. В-третьих, должен существовать эволюционный ответ, по крайней мере, у одного получателя, вызванный изменением окружающей среды.
Возможно этот процесс столь же важен для эволюции, как и естественный отбор. Предполагается, что, когда организм изменяет свою среду, эта модификация вызывает смещение характеров, которые необходимы для естественного отбора. Последствия средообразующей деятельности особенно заметны в ситуациях, когда изменения окружающей среды сохраняются в течение нескольких поколений. Эта ситуация называется экологическим наследованием, когда организмы не только наследуют гены от своих предков, но и измененную окружающую среду.
Средообразующая деятельность бобров
Бобров обычно называют инженерами экосистемы, и они поражают наше воображение своим строительством плотин, каналов и хаток. Бобры строят плотины на ручьях и реках, после чего они возводят свои убежища под названием хатки в искусственно созданном пруду. Они также создают каналы для перемещения строительных материалов, которые сложно транспортировать по суше. Пробелы между ветвями в своих строениях, бобры заполняют грязью и сорняками, пока плотина не наберет достаточно воды, чтобы окружить хатку. Бобровые плотины строятся как защита от хищников, таких как медведи, койоты и волки, а также для обеспечения легкого доступа к пище в зимнее время года. Бобры славятся своим трудолюбием, и работают даже ночью. Животные могут построить серию плотин по всей реке. В процессе строительства своих плотин они удаляют загрязняющие вещества и отложения в водоемах. Однако животные способствуют обезлесению и влияют на структуру корней, почвы и распределение воды.
Другие примеры средообразующей деятельности
Лимонные муравьи представляют собой еще один любопытный случай средообразующей деятельности организмов. Эти насекомые обустраивают свой дом в стволах амазонских деревьев Дуройя хирсута, которые наиболее распространены в Перу. Затем муравьи начинают убивать окружающие деревья, используя муравьиную кислоту, чтобы сохранить только деревья Дуройя. Муравьи являются единственными насекомыми, которые используют муравьиную кислоту в качестве гербицида. Они могут жить на больших полянах, называемых садами дьявола, чье биологическое разнообразие сильно ограничено по сравнению с окрестностями. Таким образом, деятельность муравьев изменяет экосистему леса.
Земляные черви являются еще одним хорошим примером средообразующей деятельности. Эти организмы обитают в почве, и когда они двигаются, то создают сеть туннелей. Такая деятельность смешивает и аэрирует почву, а также обеспечивает минерализацию питательных веществ и их последующее поглощение растительностью. Некоторые виды земляных червей перемещаются на поверхность земли для поиска пищи, так как органическое вещество там более питательно, и при этом они смешивают верхний слой с минеральной почвой. Эта смесь очень плодородна, и фермеры радуются присутствию червей на своих участках. Действия земляных червей также превращают большие куски органического вещества в богатый гумус. Они влияют на химический состав почвы, так как их отходы жизнедеятельности содержат следующие минералы: азот, калий и фосфаты. Изменения в химии почвы способствует повышению физической активности популяции организмов. Новая химическая структура почвы, вызванная действиями червей, также полезна для роста многих растений.
Воздействие на организмы
Организмы могут оказывать существенное влияние на окружающие их районы. Средообразующая деятельность может влиять на естественное давление отбора, которое в свою очередь воздействует на средообразующую деятельность. Одним из хороших примеров этого сценария является птица-кукушка. Эти птицы научились паразитировать на других птицах, откладывая яйца в гнезда других видов. Птица адаптировалась к этому, имея короткое время инкубации яиц. Необходимо, чтобы яйца быстро вылуплялись и птенец выталкивал яйца, принадлежащие другим видам, устраняя конкуренцию за внимание “родителей”. Далее птенец кукушки подражает звукам нескольких птенцов, чтобы “родители” возвращались с достаточным количеством пищи для целого выводка.
Средообразующая деятельность организмов может использоваться, чтобы помочь описать, как изменения, осуществляемые одной особью, могут влиять на эволюционный путь последующих поколений. Этот процесс также затрагивает те виды, которые непосредственно взаимодействуют с изменяющим среду обитания организмом. Исследования показали, что существа, находящиеся в измененной окружающей среде, могут переопределять внешние источники естественного отбора для создания других эволюционных путей. Эти пути могут привести к непредвиденным последствиям. Популяции, которые наследуют модифицированные среды обитания, могут либо продолжать развиваться, либо адаптироваться аналогично их предкам, не проявлять какой-либо заметной эволюционной реакции на естественный отбор в течение нескольких поколений или внезапно реагировать на новый измененный отбор.
Средообразующая деятельность организмов
Живые организмы не только испытывают влияния со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют на среду своего обитания. В результате жизнедеятельности физические и химические свойства среды (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности) могут заметно меняться.
Наиболее простым способом влияния жизни на среду является механическое воздействие. Строя норы, прокладывая ходы, животные сильно изменяют свойства грунта. Почва изменяется и под действием корней высших растений: она укрепляется, становясь менее подверженной разрушению потоками воды или ветром.
Живущие в толще воды мелкие рачки, личинки насекомых, моллюски, многие виды рыб имеют своеобразный тип питания, который называется фильтрацией. Пропуская через себя воду, эти животные непрерывно отцеживают из нее пищевые частицы, содержащиеся в твердых взвесях. Эту деятельность можно сравнить с работой гигантского фильтра, ведущего постоянную очистку природных вод.
Механическое воздействие, однако, гораздо слабее по сравнению с воздействием организмов на физико-химические свойства среды. Наибольшая роль здесь принадлежит зеленым растениям, формирующим химический состав атмосферы. Фотосинтез — главный механизм поставки кислорода в атмосферу, тем самым он обеспечивает жизнь огромному количеству организмов, включая и человека.
|
Поглощая и испаряя воду, растения оказывают влияние на водный режим их местообитаний. Наличие растительности способствует постоянному увлажнению воздуха. Растительный покров смягчает суточные колебания температуры у поверхности земли (под пологом леса или травы), а также колебания влажности и порывы ветра, воздействует на структуру и химический состав почв. Все это создает определенный, комфортный микроклимат, оказывающий благотворное воздействие на обитающие здесь организмы.
Во многом благодаря деятельности живых существ контролируется образование таких газов, как азот, оксид углерода, аммиак. Живое вещество изменяет и физические свойства среды, ее термические, электрические и механические характеристики.
Организмы способны перемещать огромные массы различных веществ. По законам физики неживое вещество перемещается на Земле только сверху вниз. Это определяется силой земного притяжения. Сверху вниз движутся реки, ледники, лавины, осыпи. Живые организмы могут осуществлять обратные перемещения — снизу вверх. Стаи морских рыб мигрируют на нерест вверх по рекам, перемещая против течения большие количества живого органического вещества.
Птицы, питающиеся морскими животными, вместе с экскрементами возвращают на сушу те химические элементы, которые реки выносят с суши в море. Растения поднимают снизу вверх из почвенного раствора в корни, стебли и листья огромные массы воды и растворенные в ней вещества.
Живые организмы оказываются, таким образом, важнейшим звеном в глобальном переносе химических элементов — постоянно происходящем в биосфере круговороте веществ.
Организмы оказывают решающее влияние на состав и плодородие почв. Благодаря их деятельности, в частности в результате переработки организмами мертвых корней, опавших листьев, иных омертвевших тканей, в почве образуется гумус — легкое пористое вещество бурого или коричневого цвета, содержащее основные элементы питания растений. В образовании гумуса участвует множество живых организмов: бактерий, грибов, простейших, клещей, многоножек, дождевых червей, насекомых и их личинок, пауков, моллюсков, кротов и др. В процессе жизнедеятельности они преобразуют в гумус животные и растительные остатки, перемешивают его с минеральными частицами, формируя тем самым почвенную структуру.
Презентация «Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Биосфера. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Учитель биологии Бояринцева С.В.
Задачи урока: Формировать понятия: биосфера, среды жизни; изучить влияние живых организмов на формирование биосферы; выявить функции живых веществ, закономерности развития биосферы.
В.И.Вернадский. Тем не менее, заслуга создания целостного учения о биосфере принадлежит русскому ученому В.И.Вернадскому, так как именно он развил представление о живом веществе как огромной геологической (биогеохимической) силе, преобразующей свою среду обитания. (1863-1945)
Биосфера — продукт эволюции Земли. Живое вещество играет огромную роль в развитии нашей планеты. К такому выводу пришел русский ученый В. И. Вернадский, исследовав состав и эволюцию земной коры. Биосферу можно сравнить с огромной машиной, работа которой зависит от одного решающего фактора — энергии: не будь ее, все немедленно остановилось бы. В биосфере роль основного источника энергии играет солнечное излучение. Между организмами и окружающей их неживой природой происходит непрерывный обмен веществ, и поэтому разные участки суши и моря отличаются друг от друга по физическим и химическим показателям.
Биосфера — продукт эволюции Земли. Ученые считают, что на Земле обитает около 2 млн видов живых организмов; каждый вид объединяет миллионы и миллиарды особей, определенным образом распределенных в пространстве. Каждый вид по-своему взаимодействует с окружающей средой. Деятельность живых организмов создает удивительное разнообразие окружающей нас природы. Это разнообразие служит гарантией сохранения жизни на Земле.
Четыре основных среды обитания: 1) водная среда; 2) наземно-воздушная среда; 3) почва; 4) среда, образуемая самими живыми организмами.
Наземно-воздушная среда Освоенна в ходе эволюции позже водной, более сложна и разнообразна, и ее населяют более высокоорганизованные живые организмы. Наиболее важным фактором жизни обитающих здесь организмов являются свойства и состав окружающих их воздушных масс.
Почва. это верхний слой суши, преобразованной в результате жизнедеятельности живых существ. Это важный и очень сложный компонент биосферы, тесно связанный с другими ее частями. Жизнь почвы необычайно богата. Некоторые организмы проводят в почве всю жизнь, другие — часть жизни.
Среда, образуемая самими живыми организмами. Тела многих организмов служат жизненной средой для других организмов. Очевидно, что условия жизни внутри другого организма характеризуются большим постоянством по сравнению с условиями внешней среды.
Средообразующая деятельность организмов. Живые организмы не только испытывают влияния со стороны окружающей их среды, но и сами активно влияют на среду своего обитания. В результате жизнедеятельности физические и химические свойства среды (газовый состав воздуха и воды, структура и свойства почвы и даже климат местности) могут заметно меняться.
Механическое воздействие. Строя норы, прокладывая ходы, животные сильно изменяют свойства грунта.
Механическое воздействие. Почва изменяется и под действием корней высших растений: она укрепляется, становясь менее подверженной разрушению потоками воды или ветром.
Механическое воздействие. Стада животных вытаптывают землю на пастбищах.
Механическое воздействие. Средообразующая деятельность бобров состоит в строительстве плотин, образовании ряда запруд и в зарегулировании стоков рек, которые становятся более устойчивыми. Водоемы бобров имеющие значительные площади засе-ляются различными животны-ми – птицами, околоводными позвоночными, рыбой и т.п.что существенно обогащают фауну.
Фильтрация. Живущие в толще воды мелкие рачки, личинки насекомых, моллюски, многие виды рыб имеют своеобразный тип питания, который называется фильтрацией. Пропуская через себя воду, эти животные непрерывно отцеживают из нее пищевые частицы, содержащиеся в твердых взвесях. Эту деятельность можно сравнить с работой гигантского фильтра, ведущего постоянную очистку природных вод.
Фильтрация. Одна перловица длиной 5—6 см при температуре 20 °С очищает до 16 л воды в сутки. Один квадратный метр морского мелководья, густо заселенный моллюсками мидиями, за сутки может очистить до 280 м3 воды.
Изменение физико-химических свойства среды. Наибольшая роль здесь принадлежит зеленым растениям, формирующим химический состав атмосферы. Фотосинтез — главный механизм поставки кислорода в атмосферу, тем самым он обеспечивает жизнь огромному количеству организмов, включая и человека.
Изменение физико-химических свойства среды. Наличие растительности способствует постоянному увлажнению воздуха. Растительный покров смягчает суточные колебания температуры поверхности земли (под пологом леса или травы), а также колебания влажности и порывы ветра, оказывает воздействие на структуру и химический состав почв. Все это создает определенный, комфортный микроклимат, оказывающий благотворное воздействие на обитающие здесь организмы.
Перемещение масс живыми организмами. Стаи морских рыб мигрируют на нерест вверх по рекам, перемещая против течения большие количества живого органического вещества.
Перемещение масс живыми организмами. Птицы, питающиеся морскими животными, месте с экскрементами возвращают на сушу те химические элементы, которые реки выносят с суши в море.
Перемещение масс живыми организмами. Растения поднимают снизу вверх из почвенного раствора в корни, стебли и листья огромные массы воды и растворенные в ней вещества.
Самостоятельная работа с учебником. Среда обитания Особенности среды Приспособлен-ность животных Приспособлен-ность растений
Домашнее задание: § 6.1, 6,2, отв. на вопр. Творческое задание: Написать минисочинение на тему «Что могло бы произойти с биосферой, если бы в один миг исчезли все живые организмы» 2) Презентация «Среда обитания»
Средообразующая деятельность живых организмов
Разделы: Экология
Метод: исследовательский, частично-поисковый
Технология: проблемного обучения
Учащиеся трех групп рассаживаются за рабочие столы, проверяют наличие необходимой химической посуды и реактивов для завершения эксперимента, открывают тетради.
Ход урока
Полученные ЗУН помогут оценить найти практическое применение средообразующей деятельности живых организмов.
Для выяснения причин изучим материал, построим логическую схему и определим результаты экспериментов.
Какие среды жизни вы знаете?
Как окружающая среда влияет на живые организмы?
Могут ли живые организмы оказывать влияние на окружающую среду?
/По итогам обсуждения учащиеся должны сделать следующий вывод: живые организмы оказывают влияние на окружающую среду/.
Усвоение новых знаний
Для построения логической схемы на доске каждой из трех групп учитель раздает материалы из различных учебников и литературных источников с информацией: в какой среде и как живые организмы образуют среду.
/Класс разделен на 3 группы, каждая группа работает с определенной литературой по определенному вопросу./
Задание 1 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в водной среде, ключевые организмы в водной среде и достроить логическую схему на доске.
Задание 2 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в почве, ключевые организмы в почве и достроить логическую схему на доске.
Задание 3 группе: изучить средообразующую деятельность живых организмов в наземно-воздушной среде и достроить логическую схему на доске.
Каждая группа работает с материалом, достраивает схему, выбирая нужные фразы со стола учителя, делает сообщение, а весь класс записывает схему. Учитель корректирует сообщения, объясняет новые слова.
Закрепление новых знаний
Каждая из трех исследовательских групп завершает поставленный эксперимент и задает вопросы другим группам.
Далее проводится самостоятельная работа. Задания (тест и задача) приведены в Приложении №2.
Подведение итогов занятия
Учитель просит ответить на проблемный вопрос:“ Почему при развитии научно-технического прогресса снижается средообразующая деятельность живых организмов, в то время как необходимо ее увеличение для решения экологических проблем?” и подводит итоги урока.
8. Домашнее задание
Базовый уровень: Учебник, § 4.2. Оформить результаты практических работ.
Повышенный уровень: Учебник, § 4.2. Составить два проблемных вопроса к классу.
Углубленный уровень: Учебник, § 4.2. Доказать,что средообразующая деятельность организмов имеет большое практическое значение, привести примеры.
Приложение №1
Эксперимент по средообразующей деятельности геобионтов
Оборудование: аптечные весы, плодородная почва (“живая”), кусочки льняной ткани или бумаги, красные калифорнийские червячки (ККЧ), пустой цветочный горшок.
Порядок проведения: в пустой цветочный горшок емкостью два литра помещают плодородную почву (влажность почвы не менее 80%, т.е. если зажать в кулак, то отжимается 2-3 капли воды). В почву помещают 50 штук ККЧ. Вырезают 2 квадрата из ткани или бумаги размером 5х5 см, взвешивают на аптечных весах и определяют вес 1 см 2 ткани (бумаги). Один кусочек ткани (бумаги) после измельчения помещают в центр почвы и прикрывают слоем почвы.
Через 10 дней достают остатки ткани, высушивают, взвешивают (либо замеряют площадь) и рассчитывают в граммах переработанную геобионтами (микроорганизмами и ККЧ) ткань.
Делают вывод о средообразующей деятельности геобионтов.
Эксперимент по средообразующей деятельности растений
Порядок проведения: растения в одном цветочном горшке и почву в другом накрывают стеклянными банками на 1 сутки. Через сутки тлеющую лучину помещают под банку, накрывавшую растения, и под банку, накрывающую поверхность почвы. Наблюдают, что произойдет с тлеющей лучиной и делают вывод о средообразующей деятельности растений.
Одновременно определяют содержание СО2 в помещении и под банками.
В шприц набирают 10 мл10% раствора Na2CO3 с 4-мя каплями фенолфталеина и 140 см 3 воздуха (из помещения, 1-й банки, либо из второй банки).
Встряхивают в течение 5 минут и выливают раствор в коническую колбу. Набирают в пипетку раствор НСl (1:5) и по каплям доливают в коническую колбу, перемешивая до полного обесцвечивания раствора, т.е. раствор Na2CO3 титруют раствором HCl. Записывают объем HCl, пошедший на титрование (V1). Затем в коническую колбу наливают 10 мл 10% Na2CO3, добавляют 4 капли фенолфталеина и титруют раствором HCl (1:5) до обесцвечивания раствора. Замеряют объем раствора HCl, пошедшего на титрование (V2).
Далее производят расчет.
а) Определяет объем HCl (V3), пошедший на титрование СО2, находящегося в 140 см 3 воздуха:
б) вычисляют массу (m) СО2 в мг в 140 см 3 воздуха:
в) вычисляют концентрацию (с1) СО2 в воздухе:
г) вычисляют процентное содержание СО2 (с2):
(Для сведения: допустимая концентрация СО2 в жилых помещениях 0,05%).
Получив процентное содержание СО2 в жилом помещении, в банках, накрывших растение и слой почвы, делают вывод о средообразующей деятельности растений.
Эксперимент по средообразующей деятельности фильтраторов
Оборудование: аквариум с дафниями и моллюсками, трубочка с грушей для посадки дафний, два стаканчика, пипетки, пробирки.
Реактивы: 30% раствор H2SO4, 0,01 Н раствор KMnO4
Порядок проведения: в два стаканчика наливают одинаковый объем отстоянной не хлорированной воды (артезианской, колодезной, родниковой). Пипеткой в оба стакана добавляют по 3-4 капли свекольного сока (имитатор органического загрязнения воды). Трубочкой с грушей делают посадку дафний в один из стаканчиков (примерно 10 штук). Если есть моллюски, можно их тоже посадить в стаканчик. В течение недели наблюдают изменение окраски воды в стаканчике.
Через неделю определяют значение окисляемости (содержание органических загрязнений) для воды в обоих стаканчиках следующим образом: к 10 мл отфильтрованной исследуемой воды добавляют 0,5 мл 30% серной кислоты и 1 мл 0,01 Н раствора перманганата калия; через 20 минут по окраске раствора определяют окисляемость.
Окраска раствора | Окисляемость, мл кислорода/л |
Ярко-розовая Делают вывод о степени биологического очищения воды. Приложение №2 (Самостоятельная работа)Предложите свой вариант решения проблемы листового опада, собираемого с загрязненных магистралей. а. регулирования пищеварения Средообразующая деятельность организмовУрок 46. Введение в общую биологию и экологию 9 класс ФГОСВ данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикамЧтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге. Получите невероятные возможностиКонспект урока «Средообразующая деятельность организмов»Каждая среда обитания имеет свои особенности. Организмы, которые населяют их сумели каким-то образом к ним приспособиться. Плотный шёрстный покров, наличие слоя подкожного жира до 10 см толщиной, помогает выживать белому медведю в условиях постоянного холода. Удивительно, что медведи склонны скорее к перегреву, нежели чем к замерзанию. Они могут выдерживать отрицательную температуру до 80 градусов, тогда как тёплая погода отрицательно влияет на медведя. На подошвах ног белого медведя имеется жёсткая шерсть, чтобы не скользить по льду. Между пальцами есть плавательная перепонка. Крупные когти рассчитаны на то, чтобы удержать в лапах даже очень сильных животных, например, моржа. Гадюка обыкновенная, так же, как и другие змеи и ящерицы во время зимних холодов прячутся в норах и впадают в спячку. А вот древесная лягушка, которая обитает преимущественно на Аляске, не избегает холодов и не борется с ними. Когда температура воздуха опускается ниже нуля она замерзает, но не умирает. Дело в том, что ещё до прихода зимы её печень запасается глюкозой. И когда лягушка начинает замерзать, печень выпускает в кровоток большое количество глюкозы, часть которой поступает в клетки тела лягушки и играет роль своеобразного антифриза, предотвращая их замерзание. Карликовость тундровых растений помогает организмам использовать тепло приземного слоя и избегать влияния низких температур воздуха. Активность в утренние, вечерние и ночные часы животных пустынь, позволяет им существовать в крайних условиях засухи. Широкий клюв, лебедей, гусей и уток, имеет многочисленные пластинки, которые образуют цедилку. При помощи такого клюва гусеобразные птицы, за счёт быстрого движения челюстей промывают ил, вода вытекает, а во рту остаются моллюски, черви и личинки. Летающие птицы приобрели определённые адаптации к полёту. В отличие от нелетающих птиц их перья имеют микроскопические крючки, которые сохраняют перо целостным и предоставляют ему необходимую для полёта прочность. Абсолютно каждое животное и растение планеты приспособилось к определённым условиям обитания. Среда влияет на животных или растения, а они в сою очередь каким-то образом влияют на среду. Механическое воздействие организмов на среду При строительстве нор, прокладки ходов, животные изменяют свойства грунта. Сложные кладовые конструкции строит хомяк обыкновенный. Самцы и самки строят норы по-разному. Самец строит входной туннель, жилую камеру, «уборную» и конечно же кладовые камеры, которая примыкает к жилой камере. В отличие от самца, самка строит несколько входных туннелей (до 8). Это объясняется заботой о потомстве. Так вертикальные шахты служат её детёнышам укрытием для бегства. Также ходы действуют и как ловчие ямы для всякой мелкой живности. Бобры строят настоящие плотины. Для чего они это делают? Дело в том они ведут полуводный образ жизни. А для благополучной жизни им важен постоянный уровень воды. Однако часто из-за засухи уровень воды в водоёме снижается, тогда бобры строят плотины, которые поднимают уровень. Живут бобры в норах, которые роют сами или в хатках. Если позволяют условия – высокие берега, плотный грунт, то семья речных бобров селится в норе. Хатка также строиться из различных крупных веток, веток поменьше, травы, глины и ила. Вход в хатку расположен снизу, поэтому бобры выходят сразу в воду. В просторной хатке спальня находится на самом верхнем ярусе, а «столовая» на самом нижнем. Таким образом деятельность животных может иногда определять особенности ландшафта. Во время строительства своих нор животные выбрасывают наружу почву, за счёт чего формируется микрорельеф, который перераспределяет осадки и изменяет растительный состав. Дождевые черви разрыхляют и перемешивают слои почвы, затягивают вглубь растительные остатки, таким образом они улучшают условия для прорастания корней растений. Выделения из их кишечников представляют прочные органоминеральные комочки. Большое их количество в почве резко улучшает её структуру и повышает плодородие. При высокой численности дождевые черви за год могут образовывать до 120 т таких комочков на 1 га. Необыкновенные башни-термитники строят общественные насекомые ─ термиты. В строительстве башен участвуют миллионы крошечных насекомых. Её высота может достигать 9 метров. При строительстве они использовали землю, слюну и собственный помет. Эти насекомые обитают в тёплых странах, главным образом в тропических. Термиты стараются не контактировать с воздухом, так как их кутикула очень тонка и не удерживает влагу. Если им необходимо пересечь открытое пространство, они строят туннели-убежища из спрессованной земли и экскрементов. Термиты вместе с дождевыми червями и муравьями играют важнейшую роль в циркуляции почвенного вещества. Они способны увеличивать урожайность культур в регионах с сухим и жарким климатом (так, например, в Австралии они увеличивают урожай пшеницы на 36 %), где отсутствуют дождевые черви. Как на суше, так и в воде происходят свои изменения за счёт её обитателей. Как вы думаете почему вода остаётся прозрачной? Потому что ее населяют фильтрующие животные. Даже самые маленькие рачки, такие как дафнии способны отфильтровывать воду со скоростью от 1 до 10 мл в сутки. Зачем они это делают? Дело в том, что дафнии питаются путём фильтрации. Своими грудными ножками они создают токи воды, за счёт чего бактерии и одноклеточные водоросли, которыми дафния питается, попадают на веера фильтрующих щетинок. Суточное потребление пищи взрослой особи может достигать 600 % от веса её тела. Постоянную очистку природных вод также осуществляют пластинчатожаберные моллюски, такие, как устрицы и мидии в морях. Своими ресничками они подгоняют воду к ротовому отверстию и сортируют взвесь. При этом частицы, непригодные в пищу, формируются в комочки и осаждаются на дно. А в пресных водах обитают двустворчатые моллюски перловица, беззубки. Их дыхание и питание так же происходят путём фильтрации воды. Благодаря чему в жаберную полость перловицы поступает вода, которая несёт с собой растворенный кислород и различные органические вещества – питательные микроорганизмы и гниющие частицы растений. Перловица длиной 5-6 см при температуре 20 °С очищает до 16 л воды в сутки. Речные дрейссены ведут практически неподвижный образ жизни. Так же являются активными фильтраторами. Если их поселения многочисленны, то они начинают конкурировать за пищу с другими пресноводными двустворчатыми моллюсками. Дрейссены выделяют фекалии, который содержат биогенные элементы (азот и фосфор), приводящие к вспышкам роста донных водорослей. Толстолобик… процеживает воду через жаберный аппарат. Это крупная стайная рыба семейства карповых. Таким образом в результате деятельности фильтраторов, происходит биологическое самоочищение водоёмов. Способность организмов изменять среду обитания применяется в хозяйственной практике. Для очистки воды на водоочистительных станциях строят специальные ёмкости, где содержат мелких фильтраторов. Предприятия по переработке органических отходов, которые производят удобрения для внесения их в истощённые почвы, используют почвообразующую деятельность дождевых червей. Более значимым воздействием организмов на среду является физико-химическое. Такими способностями обладают чаще растения, чем животные. Растения способны формировать химический состав атмосферы. Они формируют газовый состав воздуха. Примерно 510 тонн кислорода за год выделяется растениями за счёт процесса фотосинтеза. Например, с 1 гектара кукурузного поля, происходит выделение 15 тонн свободного кислорода за год. Этого достаточно для того, чтобы 30 человек могли свободно дышать. Благодаря поглощению и испарению воды, растения оказывают влияние на водный режим их местообитаний. Растительность лесов способна снижать проникновение на земную поверхность солнечной радиации. Так как солнечная энергия поглощается растениями при фотосинтезе, а часть отражается от кроны деревьев. Высокие травы, и листья деревьев создают влажный микроклимат, способный защитить землю от палящего солнца и иссушающих ветров. Человек использует это в своих целях. Для защиты полей от иссушающих ветров и очистки воздуха в степных районах сажают лесополосы. А для очистки воздуха в городах создают парки и сады. Корни деревьев скрепляют почву, удерживают её от сползания, а также не дают образоваться оврагам. Почва леса содержит множество полезных организмов, которые являются фильтром, очищающим воду от химических и бактериологических загрязнений. Гумус – это аморфный, обычно тёмноокрашенный материал биологического происхождения. В состав гумуса входят соединения, которые с трудом разлагаются микроорганизмами,-прежде всего это лигнин, а также жиры, воски, углеводы и белковые компоненты. То есть гумус содержит необходимые для растений питательные компоненты. Из-за ходов муравьёв в глубь почвы проникают микробы и простейшие. Таким образом живые организмы оказывают значительное влияние на состав и плодородие почв. Предотвращают их истощение, способствуют улучшению её химических свойств. Живые организмы также способны изменять и физические свойства среды. По законам физики неживое вещество перемещается на Земле только с верху вниз. Например, сверху вниз движутся реки, ледники, лавины, осыпи. Это определяется силой земного притяжения. Но вот живые организмы могут осуществлять обратное перемещение – снизу-вверх. Примером таких перемещений могут быть лососёвые рыбы. Они обитают в Атлантическом и Тихом океанах, а также в пресных водах Северного полушария, в средних и северных широтах. Нерест эти рыбы осуществляют в пресных проточных водоёмах с каменистым дном – реках и ручьях. Это вполне закономерно, поскольку предки лососеобразных были пресноводными. Этот непростой путь лососи преодолевают против течения реки. Тем самым происходит перемещение большого количества органического вещества с океан в реки. Реки своим течением выносят с суши в моря важные химические элементы, а птицы, например, такие как тёмная крачка и странствующий альбатрос, питаются морскими животными и возвращают эти химические вещества обратно на сушу. Растения за счёт большого давления в 30 атмосфер способны поднимать воду и минеральные вещества снизу-вверх по сосудам ксилемы на большие высоты. Таким образом, как животные, так и растения оказываются важнейшим звеном в круговороте химических элементов биосферы.
|