Что такое средства художественного чтения

Особенности искусства художественного чтения

Понятие « в ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е» имеет несколько значений:

— чтение вслух с сохранением правильной интонации (словарь

— искусство творческого воплощения литературных произведений в художественно организованной устной речи (Г. Артоболевский);

— самостоятельный вид искусства, суть которого состоит в творческом воплощении литературного произведения в действенно звучащем слове

— исполнительское искусство, материалом которого является литературное произведение (М. Германова);

— публичное исполнение литературного произведения (БСЭ).

Воплотить произведение в слове – значит вызвать в воображении слушателей изображенную автором жизнь во всей ее полноте и многообразии, раскрыть отношение художника к изображаемому, передать особенности художественной формы, стиля автора.

Понятие выразительности исторически истолковывалось как выявление глубинных смыслов и скрытых элементов. Современный французский исследователь театра П. Пави отмечает: «. выразительность – не более чем вторичный процесс «извлечения» уже готовых смыслов, которые уже существуют в тексте».

Театральное искусство – искусство синтетическое. «Жить» в пьесе и воздействовать на публику актеру помогают декорация, свет, реквизит, грим, костюмы. А в искусстве художественного чтения нет никаких дополнительных выразительных средств, кроме тех, которыми располагает сам исполнитель (его голос, интонация, мимика, жест).

Актер перевоплощается в образ персонажа, действует от его лица, живет его жизнью. Чтец не перевоплощается в образы персонажей. Он рассказывает о них, о том, как они живут, действуют, думают, говорят, выявляя одновременно

собственное к ним отношение; рассказывает так, как будто сам является свидетелем тех событий, о которых повествует автор. При этом чтец в воображении слушателей вызывает не только образы персонажей, но и

окружающую их обстановку, их быт, условия их жизни и т. д. Журавлев Д.Н.

пишет: «Чтец одновременно и автор, и декоратор, и осветитель, и гример, и

Задача воплотить произведение в слове требует от чтеца тщательного анализа текста, уяснения мыслей и намерений автора, его отношения к людям, фактам и событиям, о которых он рассказывает, той идеи, которую он утверждает.

Каждый исполнитель по-своему трактует образы героев, мысли и намерения автора, по – своему «видит» изображенную им жизнь, по-своему определяет смысл ее явлений и ту идею, которая в них раскрывается. Разнообразие трактовки обусловлено личными индивидуальными особенностями каждого исполнителя: его жизненным опытом, пониманием данного автора, теми оттенками чувств, переживаний, которые вызывают у него изображенные в произведении люди и события. Эти личные впечатления, мысли и чувства, обусловливая своеобразие трактовки, определяют творческое намерение чтеца, т. е. ч т о и с к а к о й ц е л ь ю он хочет раскрыть слушателям, читая данное произведение.

Конечная цель чтецав соответствии со своей трактовкой раскрыть слушающим идейно-художественную сущность произведения, заставить их увидеть, прочувствовать и оценить изображенные в нем явления так, как видит, переживает и оценивает их он – исполнитель.

Осуществление намеченной цели создает словесное действие, которое является «собственно художественным чтением» (В.Н. Аксенов).

К.С. Станиславский утверждал: «Активность, подлинное, продуктивное, целесообразное действие – самое главное в творчестве, стало быть и в речи! Говорить – значит действовать. Эту-то активность дает нам задача: внедрять в других свои видения. Неважно – увидит другой или нет. Об этом позаботятся матушка – природа и батюшка – подсознание. Ваше дело хотеть внедрять, а хотения порождают действия».

Через художественное (выразительное) чтение читатель лучше понимает суть произведения, его своеобразие, лучше чувствует героев, настроение произведения.

Выразительное чтение является могучим средством проникновения в текст художественного произведения. Методист М.А. Рыбникова утверждает, что основной метод проникновения слова в сознание – метод выразительного чтения.

Что такое средства художественного чтения. Смотреть фото Что такое средства художественного чтения. Смотреть картинку Что такое средства художественного чтения. Картинка про Что такое средства художественного чтения. Фото Что такое средства художественного чтения

Великий реформатор русского театра К.С. Станиславский в работах «Моя жизнь в искусстве» и «Работа актера над ролью» четко сформулировал правила работы с текстом, образом, ролью, которые стали известны под названием системы Станиславского.

Методист В.В. Голубков из этой системы предлагает позаимствовать принципы работы над текстом:

— изучение текста, максимальное вживание в его идейно-художественное содержание;

— общественная направленность, действенность выразительного чтения;

— хорошее понимание «задач», которые следует поставить перед слушателем при чтении текста.

Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. Обучение школьников выразительному чтению строится с учетом законов художественного чтения – искусства творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове. Выразительное чтение в школе преследует прежде всего воспитательные цели:- формирование духовно богатой, всесторонне развитой, творческой личности учащегося. Содержание и методы обучения выразительному чтению усложняются от класса к классу в соответствии с возрастом учащихся и программой по литературе, но соблюдение законов искусства необходимо на всех ступенях обучения.

Выразительной чтение имеет две стороны:

проникновение в смысл исполняемого произведения,

»передачу исполнительского проникновения слушателям» (С. Кочарян).

В работе по выразительному чтению на уроке основное место и время зани –

мает проникновение в художественное произведение, творческое освоение текста. Важно зародить у ученика желание донести до слушателя свои мысли и чувства.

Чтение вслух обращено к слушателям. Для восприятия чтения необходимо, чтобы слушатели понимали то, что им читают. Понимание обусловлено наличием определенных знаний, определенного опыта. Поэтому учитель обязансчитаться с возрастом и развитием своих учеников.

Различают два вида понимания: непосредственное и опосредованное. Непосредственное понимание возникает сразу и сливается с восприятием. Это понимание возникает при первом знакомстве с произведением. Опосредованное понимание создается постепенно в процессе постижения произведения.

Для выразительного чтения в школе непосредственное восприятие, возникающее при первом знакомстве произведения, чрезвычайно важно, так как здесь решается вопрос: нравится или не нравится произведение. Именно первыевпечатления – »семена» будущего творчества (К. С. Станиславский). Поэтому при первом чтении произведения учителю рекомендуется читать либо самому, либо дать учащимся послушать чтение мастера в записи, либо разрешить прочитать специально для этого хорошо подготовленному ученику. Но может быть неправильным и восприятие слушателя. Поэтому первое чтение обычно предваряется беседой или лекцией учителя.

На уроках литературы применяется выразительное чтение трех видов:

— выразительное чтение учителя,

— выразительное чтение учащихся,

— чтение мастеров звучащего слова в грамзаписи.

Методология художественного чтения едина для всех. Она требует естест-

венности, простоты и действенности от любого чтеца. Но методика обучения для каждого возраста особая.

Обучение выразительному чтению начинается с первого класса. Уже в начальной школе перед учащимися ставятся основные задачи выразительногочтения:

— учащиеся должны хорошо понимать, что им следует передать слушающим,

читая текст произведения;

— у учащихся должно быть живое и верное отношение ко всему, о чем

говорится в произведении;

— учащиеся должны читать текст произведения с осознанным желанием

передать конкретное содержание: факты, события, картины природы, передать так, чтобы слушающие их правильно поняли и оценили.

В соответствии с возрастом детей решение этих задач в начальных классах достигается путем практической работы без опоры на какие-либо теоретические знания.

Сведения теоретического характера учащиеся получают в 1У – У1 классах.

Восприимчивость, впечатлительность, конкретность мышления учащихся 1У – У1 классов создают прекрасную базу для развития воссоздающего и творческого воображения. Ребята легко включаются в рассказ.

Непосредственность, доверчивость и эмоциональность учащихся позволяет легко вовлекать их в переживание перипетий судьбы героя.

Развитие волевых качеств, желание действовать, влиять на окружающих создает благоприятные условия для развития умения действовать словом в процессе общения со слушателем.

В средних классах анализ литературного произведения проводится чаще всего »вслед за автором» (т.к. для учащихся главным при восприятии литературного произведения является сюжет, реальные события и эпизоды), и этот путь наиболее удобен для обучения выразительному чтению.

В методике выразительного чтения должен быть соблюден один из важнейших принципов дидактики – принцип постепенного накапливания знаний, умений и навыков (например, в У классе у школьников вырабатывается навык рассказа-повествования о последовательно происходящих событиях сказки, в У1 классе школьники знакомятся с особенностями чтения басни, в У11 классе учатся передавать многокрасочность и сложность композиции описания степи в повести Н.В. Гоголя »Тарас Бульба», в У111 классе, читая по ролям драматическое произведение, учащиеся выявляют характерные особенности героя и т.д.)

В каждом отдельном случае преподаватель должен уметь отобрать элементы речевой выразительности, которые наиболее ярко характеризуют одну из важнейших сторон произведения и в то же время доступны пониманию учащихся данного возраста.

Подготовка и исполнение литературного произведения

Воплощение литературного произведения в звучащем слове – искусство нелегкое. «Прочесть как следует произведение лирическое, – говорил

Дата добавления: 2014-11-13 ; просмотров: 263 ; Нарушение авторских прав

Источник

Реферат на тему: ”Искусство художественного чтения ”

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Искусство художественного чтения ”

ГБОУ СОШ №572 Структурное подразделение: Дошкольное (8)

Учитель-логопед: Гурина А. Е.

Сила звучащего слова.

Этапы становления и развития искусства художественного чтения.

Выразительные средства искусства художественного чтения.

Значение искусства художественного чтения.

Сила звучащего слова.

Слову дано высокое право из случайности создавать необычайность, необычайное делать неслучайным.

Художественное чтение – это своеобразное искусство творческого воплощения литературного произведения в действенном звучащем слове.

Филологи иногда называют художественное чтение «звучащим литературоведением». В этом – свидетельство признания за живым словом ценности не только художественного порядка. Слово – выражение мысли. Оснащенная эмоциональным отношением, подкрепленная «подтекстом», мысль в устной речи обретает объем, ей сообщается дополнительная сила воздействия. Значит, художественное чтение можно рассматривать как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на сознание, и на чувства. Если речь действует только на способность логического восприятия, не затрагивая чувственной сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Мастерство художественного чтения и состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и образной, которые органически взаимосвязаны. А важнейшим условием искусства художественного чтения является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное – неспособна воздействовать на чувства и через них на разум. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Когда мы читаем или слушаем литературное произведение, образы в нашем воображении возникают непроизвольно, без особого усилия с нашей стороны. При этом они бывают в разной степени четкими и точными. Чтец или рассказчик сознательно стремится вызвать в воображении слушателей конкретные и яркие образы, или, как их часто называют, видения. Это возможно лишь при условии, если сам говорящий или читающий ясно и со всеми подробностями видит то, о чем повествует. Поэтому сообщаемое должно быть не только занимательным, интересным, но и ценным в воспитательном отношении, доступным для понимания чтеца, рассказчика и слушателя. Только при этом условии достигается яркое, живое, конкретное представление о содержании читаемого произведения.

Для того чтобы проникнуть в отобранное для исполнения произведение, необходимо внимательно вчитаться в то, что написал автор, проникнуть в его

мир мыслей, образов, понять его отношение к изображаемой им жизни, свериться с его мировоззрением, выявить его особенности языка и стиля, не пропустить ни одной авторской интонации. Все это и представляет собой длительный и сложный творческий процесс последовательного воссоздания в воображении всего, о чем говорится в предложении. Такая предварительная работа приводит чтеца к определенной интерпретации произведения, его творческой трактовке, в соответствии с которой это произведение воплощается в звучащее слово.

Воплощение произведения в звучащем слове требует точного знания, что именно и для чего (с какой целью) читающий хочет донести до слушателя, то есть, как, в каком направлении воздействовать на него: какие ответные мысли и чувства пробудить, что заставить «увидеть», какие вызвать оценки, к каким выводам привести. Намерения читающего определяют конкретные исполнительские задачи, которые он перед собой ставит. Выполнение поставленных задач создает главную связь (общение) читающего со слушающим, мобилизует их внимание. Оно возможно лишь тогда. Когда читающий стремится воздействовать на слушающих, направляет на них определенный волевой посыл, иначе говоря, когда он действует словом, а не проговаривает текст. Действовать словом – значит точно знать, для чего, с какой целью говорить. Необходимо, произнося слова текста, стремиться передать освоенное и конкретное содержание (мысли, образы, оценки и намерения автора), чтобы слушающие поняли и определенным образом оценили то, о чем говорится в тексте, то есть необходимо, чтобы читающий подлинно и целеустремленно общался с аудиторией. Это очень важный прием активизации, который, с одной стороны, повышает осмысленность выразительность речи, а с другой – обостряет внимание слушающих и тем самым содействует запоминанию.

2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ

Искусство художественного чтения имеет долгий путь развития. Оно определялось характером литературных произведений, уровнем развития профессионального искусства и теми задачами, которые ставило общество.

Рассказчики были уважаемы и популярны у всех народов задолго до зарождения письменности. У древних греков декламация пользовалась особым почетом. Это искусство имело даже государственное значение. Обучали декламации лишь особо одаренных юношей. Текст не просто читался, а декламировался сперва учителем, потом учеником. Обращалось внимание не только на правильность произношения, но и на гармонию и ритм. Обучение декламации органически соединялось с обучением музыки. Обычно и музыке и декламации обучал один и тот же педагог. А такими педагогами являлись известные древнегреческие чтецы: Неоптоль, Аристодем, Ахиас. Строжайшее выполнение свода правил чтения не ограничивалось годами ученичества: специальные судьи (ребдофоры) сурово следили за тем, чтобы чтец не смел нарушать раз и навсегда установленных правил декламации. Этот суровый свод правил был прогрессивным для своего времени. Создавалась культура звучащего слова.

Воинствующая церковь средневековья грубо уничтожила культуру древнегреческой декламации. Но в эпоху Возрождения в странах Западной Европы попытались реконструировать древнегреческое искусство декламации. Классицизм создал свои правила, близкие к тому, что было у древних эллинов, но заново переосмысленные. Чтец не выражал чувств, а изображал их при помощи обязательных внешних приемов: приподнятостью текстовещания и канонических жестов, символизирующих чувства.

В дальнейшем время резко изменило требования к искусству живого слова, и в первой половине девятнадцатого века началась борьба с ложноклассической декламацией. Одним из первых бросил вызов ее омертвевшим канонам великий французский трагик Тельма. Вскоре в Германии, Франции, Северной Америке Художественное чтение стало неотъемлемой частью воспитания и образования юношества.

На Руси обучение устной речи и, в частности, произнесение литературных текстов входило в педагогический процесс с первых лет существования школы. Задолго до возникновения на Руси письменности и книжной литературы у восточных славян была богатая и разнообразная устная поэзия. Сказки, поговорки, пословицы, лирические и обрядовые песни исполнялись не профессионалами. Профессиональные исполнители – скоморохи, певцы-гусляры, сказочники выделились ко времени образования раннего феодального государства. С появлением письменной литературы фольклор продолжал развиваться с письменной литературой «Художественное творчество выделилось среди прочих видов творчества в устной поэзии в целом стояла более высоко, чем письменность». 2 Такие жанры, как проповедь, прежде всего, были рассчитаны на устное произнесение. Но и поучения, и жития, и псалмы, читались вслух и не только в церкви, но и в семьях.

Семнадцатый век в истории русской культуры характеризуется ослаблением церковного влияния и усилением «мирских» элементов. Отмечается значительный прогресс в педагогике, причем особое внимание обращалось на культуру устной речи. Наиболее интересны в этом смысле высказывания двух выдающихся писателей и педагогов – Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого. Но еще до них в русской школе были разработаны определенные правила чтения. Читать рекомендовалось «ясно, чисто, звонко», достаточно громко, произносить по стихам, добирая на паузах воздух, перед чтением вдох. Такие правила даны в наставлениях («указах») к чтению псалтырей. Как видим, правила по технике речи разумные и близкие тем, которых придерживаются и теперь. Епифаний Славинецкий в своем сочинении «Гражданство обычаев детских» указывает, что говорить следует приятным, некрикливым голосом, но и не тихо, чтобы не заставлять собеседника напряженно вслушиваться. Речь должна быть и не очень быстрой, «дабы разума не предваряла». 3 Симеона Полоцкого вправе можно считать зачинателем художественного светского чтения на Руси. Полоцкий придает большое значение устной речи в образовании и воспитании детей. Он рекомендует воспитателем уже в первые семь лет жизни ребенка обращать внимание на развитие у него правильной, чистой речи. Этому «Рифмологион», который автор предназначал «юным в науку дати, да же возумеют чинно глаголати». 4

Девятнадцатый век принес значительные изменения в области образования. Шла борьба за русскую школу художественного слова, первые суждения о роли чтеца и его назначения в обществе. Самое большое влияние на развитие в России искусства звучащего слова оказали в 30-е годы прошлого столетия А. С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Они являлись основоположниками публичных чтений, славились как одаренные теоретические обобщения в искусстве живого слова. Пушкин, определив основной закон драматического искусства как «истину страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах», сам в своих авторских чтениях старался следовать этому закону. «Пушкин стихи свои читал как бы нараспев, как бы желая передать своему слушателю всю музыкальность их». 5 Эта традиция полунапевного исполнения поэтами своих стихов была воспринята последующими поколениями поэтов. Авторские чтения А. С. Пушкина указывали путь дальнейшего развития искусства звучащего слова. Н. В. Гоголь был единодушно признан высокоталантливым чтецом. В 1843 году в письме «Чтение русских поэтов перед публикой» Гоголь впервые дал характеристику особенностей русского живого слова: «Мы как-то охотнее готовы действовать сообща, даже и читать… Искусные чтецы должны создаться у нас: среди нас мало речистых говорунов, способных щеголять в палатах и парламентах, но много есть людей, способных всякому сочувствовать». Понятие «сочувствовать» Гоголь связывает с необходимостью для чтеца прожить мысли и чувства автора, как свои собственные, добиться в чтении такой естественности и правды, чтобы вызвать встречное движение души слушателей. И в каждом слушателе публичных чтений Гоголь предполагал непосредственного собеседника и живого соучастника.

Что должен делать чтец, готовясь к публичному чтению произведения, как разделить искренне с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу? В решении этого вопроса вся суть методики художественного чтения.

Выучивание наизусть рассматривается, прежде всего, как средство развития речи. Буслаев, известный русский филолог и искусствовед, рекомендует начинать освоение текста под руководством педагога, чтобы оно основывалось на глубоком понимании произведения в целом и каждой фразы. По мнению Буслаева, педагог должен руководить ребенком, как учить на память, должен вместе с ним заучивать наизусть и тем препятствовать, чтобы ребенок не впал в мертвящий механизм; педагог «должен выучить читать с толком и смыслом, а чувство придет само собой». Рекомендуется совершенно правильный путь: от понимания к чувству.

Вторая половина 60-х годов – время большого общественного движения в России, когда все социальные вопросы были поставлены очень остро. Одним из важнейших был вопрос о воспитании. Ведущей идеей, которая разделялась педагогами и писателями этого периода, была идея воспитания человека в широком понимании этого слова. Определяющее значение в педагогике и методике в эти годы принадлежало К. Д. Ушинскому и многим другим методистам, которые придавали большое значение чтению, но в их статьях не освещался чтецкий опыт, не давались необходимые методические указания. Считая народность основой воспитания, они уделяли внимание изучению родного языка и особое значение придавали развитию у ребенка «дара слова».

В 80-е годы появились пособия, которые говорили о законах самого искусства. Авторами книг, в которых освещались эти законы, били В. П. Острогорский, П. Д. Боборыкин, Д. Д. Семенов и Д. Д. Коровяков. Они впервые ставят вопрос о необходимости специальной подготовки педагога как чтеца – мастера. Пособия по искусству чтения направляются в адрес и педагогов и артистов. В 1882 году вышла книга П. Д. Боборыкина «Искусство чтения», прочитанная в пользу слушательниц педагогических курсов. Автор подчеркивает контраст между общим развитием ребенка и его умением читать. Он указывает на необходимость исследовать педагогическую сторону этого вопроса как самостоятельную, то есть создать методику чтения, опирающуюся на законы профессионального искусства. Боборыкиным освещаются вопросы о роли педагога, об индивидуальном подходе к детям, о соответствии материала личным качеством исполнителя. Большое влияние на развитие методики чтения оказали работы В. П. Острогорского. Он обратил особое внимание на эмоциональную сторону восприятия художественного произведения и на эстетическое воспитание. В своих работах он предлагает особую систему обучения чтению: техника речи, логика речи, а затем работа над эмоционально- образной выразительности. Такая последовательность соблюдается большинством авторов, в том числе и современных. Но самым солидным трудом в этот период нужно признать книгу Д. Д. Коровякова «Искусство и этюды выразительного чтения». Эта книга адресована только педагогам. Д. Д. Коровяков рекомендует собственное раскрытие теоретических основ и идеалов русского чтения. Он обстоятельно и большей частью верно трактует вопросы орфоэпии, дикции и логики речи. Рассмотрев попытки современных ему авторов установить твердое соответствие между логическими ударениями и грамматическими категориями, Коровяков приходит к выводу, что «стремление определить место ударений грамматическим путем ни к каким результатам не приводит». 6 Совершенно правильно говорит Коровяков об относительности пауз и о логической перспективе. «Паузы на знаках препинания, как и все прочие приемы логического тонирования, подчиняются общему, главному закону логической перспективы, по которому все наиболее важное тонируется с большей значительностью всех приемов, и все менее важное вызывает применение, в постепенном соотношении и строго параллельном направлении». 7

Теория чтения в 90-е годы девятнадцатого столетия делает значительный шаг вперед. Ведущим методистом для данного периода следует признать Ю. Э. Озаровского. В своей основной книге «Музыка живого слова» он дает «основы русского художественного чтения», опираясь на теоретическое наследие и свой большой опыт преподавания. Озаровский говорит о приемах развития воображения, считая, что педагог должен «направлять художественное воображение обучающегося» в сторону содержания подготавливаемого для чтения произведения, воспроизвести условия работы автора, его душевное состояние, окружающую обстановку. Большое значение он придает способности чтеца принимать живейшее участие во всем том, что происходит на страницах исполняемого произведения. «Я» чтеца, по его мнению, должно не заслонять «я» автора, а сливаться с ним. В книге Озаровского вводится понятие «лика» чтеца. Художественное чтение характеризуется как творчество, успех которого определяется любовью к произведению. Также автор говорит и о том, как вести литературно- декламационный анализ, чтобы звуковое воплощение текста стало творчеством. Он советует вначале вчитаться в текст, воссоздать общий психологический характер произведения, по возможности кратко сформулировать его и ввести этот психологический оттенок в чтение. Далее, в зависимости от характера текста, исполнительский анализ пойдет по тому или иному плану. В книге приводятся планы анализа литературных произведений различных родов и видов. Назвав свою основную работу «Музыкой живого слова», Озаровский отразил не только свою точку зрения, но и веяние времени. Безоговорочно сближая речь с музыкой, он пишет: «Мы должны будем признать в декламационном исполнении наличие главнейших музыкальных элементов. Ибо, не говоря о звуках фонетических, все голосовые звуки речи представляют собой периодические изменения тона по высоте, силе и длительности в присутствии пауз, сообщающих течению речи определенную ритмику». Озаровский различает музыку мысли, куда он относит логическую мелодию, и музыку чувства – тембр. Чрезвычайно важно наблюдение Озаровского над акцентуацией. Он устанавливает «логическую иерархию», то есть различной силы акценты на словах во фразе. Не менее интересно наблюдение Озаровского над связью тембра с мимикой. Он утверждает, что тембр рождается в мимике. Мы хорошо теперь знаем, что сама мимика должна порождаться искренним переживанием, иначе она превращается в гримасу. Таким образом, Ю. Э. Озаровский ставит развитие чтецкого мастерства в зависимость от общего и эстетического развития, близко подходя к мысли о необходимости гармонического, всестороннего развития, хотя и не формулирует этого положения.

В 20-30-е годы двадцатого века художественное чтение развилось как самостоятельный вид искусства. 14 октября 1924 года можно считать днем рождения профессионального искусства художественного чтения: именно в этот день московский актер Александр Закушняк пригласил публику на свои «Вечера интимного чтения». На них он как бы рассказывал текст, но, по нашей терминологии; это было художественное чтение прозы, поскольку текст не свободно пересказывался артистом, а воспроизводился им буквально. Совершенно иным было искусство В. Н. Яхонтова. Яхонтов выступал обычно со специально составленными композициями, в которые включал, кроме стихов и художественной прозы, газетные статьи и документы. Весь этот разнообразный материал превращался в художественный единый сплав. Третьим мастером, сыгравшим большую роль в развитии художественного чтения, был В. К. Сережников – продолжатель искусства декламации, создавший в соответствии с веянием времени новую ее форму – декламацию коллективную, хоровую.

В 50-70-е годы нашего столетия профессиональное искусство звучащего слова приобрело широчайший размах. Стали обычными вечера художественного чтения. Радио и телевидение открыли перед чтецами миллионную аудиторию. Важнейшим началом было положительное решение вопроса о применении в чтецком искусстве положений системы Станиславского. Таким образом, искусство, уходящее корнями в далекие времена, оказалось вдруг самым молодым. Нынешний день искусства живого слова – это поиски, споры, разведка, новых путей, эксперименты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *