Что такое средства художественной выразительности в литературе 3 класс
Памятка «Средства художественной выразительности»
Памятка для детей для работы на уроках литературного чтения (3-4 класс). Раскрывает такие понятия, как эпитет, сравнение и олицетворение (с примерами). Памятку лучше вклеить в рабочую тетрадь по чтению.
Просмотр содержимого документа
«Памятка «Средства художественной выразительности»»
Средства художественной выразительности
Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.
Средства художественной выразительности
Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.
Средства художественной выразительности
Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.
Средства художественной выразительности
Эпитет – образное определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается обычно именем прилагательным.
Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.
Например: снегири, будто красные яблоки на ветке; облако, как огромный воздушный змей; лес, словно терем расписной.
Презентация по литературному чтению на тему «Выразительные средства речи»(3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Тема урока «Средства художественной выразительности»
Описание слайда:
Описание слайда:
Если в мире есть вещи,
достойные названия “чудо”,
то слово, бесспорно,
первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский
Описание слайда:
Описание слайда:
Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься, для того чтобы придать тексту авторское своеобразие, донести самые тонкие моменты мыслей или образов. Риторические фигуры помогают выразить свое отношение к предмету.
Мы, действительно, очень часто не замечаем выразительности «обычных» слов. Например, мы «не слышим» изначальный смысл и выразительность выражений «время идет», «семейные узы», «нос корабля».
Чтение с пометами
Что уже знаете – зелёный цвет
Что нового узнали – красный цвет
Описание слайда:
Слова – средства художественной выразительности.
Эпитет
Сравнение
Олицетворение
Метафора
Описание слайда:
Эпитет – образное, красочное определение предмета или действия. Чаще всего выражено прилагательным.
Вся комната янтарным блеском
Озарена…
Описание слайда:
Сравнение – образное выражение, в котором один предмет сравнивают с другим (используются как, как будто, будто, словно, точно…)
Принакрылась снегом
Точно серебром…
Описание слайда:
Олицетворение – перенесение человеческих чувств, мыслей и речи на неодушевлённые предметы и явления.
Зима недаром злится…
Описание слайда:
Лексический повтор – это приём, который заключается в намеренном повторении слов. Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании заметности для читателя. Может означать монотонность и однообразность действия либо использоваться для придания тексту ритма.
«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза»
Описание слайда:
Литературная гостиная
Литературная гостиная
Описание слайда:
Описание слайда:
П. Брейгель младший «Зимний пейзаж»
Описание слайда:
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
Консультация для родителей «Книга и малыш»
Закрепляющие задания для домашней работы по теме «Имя существительное»
Рабочая программа ИЗО 5-8 класс
Рабочая программа индивидуального обучения на дому детей с тяжелой умственной отсталостью 2020-2021 учебный год
Мониторинг детей с тяжелой умственной отсталостью
Самоанализ открытого занятия в подготовительной группе » По дорожкам радуги в школу»
Календарно – тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» 2 класс ВШ 1 отделение 1 полугодие РБ
Приложение к конспекту открытого занятия в подготовительной группе » По дорожкам радуги в школу»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5431795 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока «Выразительные средства речи» (3 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МАОУ СОШ №15 г. Белебея, Республика Башкортостан
Текст. Выразительные средства речи
(урок изучения новой темы в 3 классе)
Цель : Ознакомление младших школьников с выразительными средствами языка.
Задачи:
Ознакомление с приёмами выразительности речи (олицетворение, сравнение, эпитеты).
Способствование развитию внимания, наблюдательности, воображения,
Воспитание сознательного отношения к русскому слову.
Кто, угадай-ка, сегодня хозяйка.
Тряхнула перинки – полетели снежинки? ( Зима ).
— Гостья нашего урока «Зима»!
-Ребята, я очень люблю зиму. Люблю смотреть, как искрится и переливается снег на солнце, а при лунном свете и в свете фонарей, он приобретает голубоватый оттенок. Люблю свежий морозный воздух. Очень люблю смотреть на деревья, покрытые инеем.
– А кто из вас тоже любит зиму и почему? ( Ответы детей ).
– Что такое творчество?
– Кто такие исследователи? ( Ответы детей).
– Если исследователи открывают тайны, значит и нам предстоит сегодня открывать тайны. Девиз нашей работы : «Открываю тайны». А поможет нам в работе вот такая модель.
-Сегодня на уроке мы с вами будем работать с текстом.
Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.
Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.
Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.
И все-таки снежинки одна за другой достигали земли.
А) Чтение текста учителем.
-Что мы прочитали? (Текст).
* 2 координата «Тема текста»
-О чем говорится в этом тексте? (О снежинках)
-Значит тема текста? (Снежинки).
* 3 координата «Главная мысль»
-Что такое главная мысль текста? ( К чему призывает автор, ради чего он написан.Показывает красоту снежинок ).
— Нам нужно составить план текста.
-Сколько в тексте частей? Как определили?
-Прежде чем озаглавить части, давайте над каждой частью поработаем.
-Прочитайте 1 часть.
-О чем вы узнали из первой части? ( О рождении снежинок)
— Где родились снежинки? (В снежном облаке)
*Снежинки из облака
-В тексе встречаются такие слова: все, одна, другая, третья, что означают эти слова? ( Это снежинки )
-На что были похожи снежинки? ( На сестер, звёздочку, цветок,камушек. )
-Когда автор сравнивает предмет с каким то другим, такой приём называется СРАВНЕНИЕ.
— Давайте озаглавим часть.
В) Работа над 3 частью.
-Что узнали из этой части? ( Снежинки выросли и полетели )
Г) Работа над 4 частью.
-О чём говорится в 4 части? ( О ветре )
-Какие действия выполнял ветер?
-Кто ещё может выполнять такие действия? Кому присуще такие действия? ( Люди, животные )
-Если автор наделяет предмет свойствами, качествами живого существа
,то он использует прием ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.
-С какой целью автор использует приём олицетворения, сравнения?
*7 координата «Типы текста»
-К какому типу относится этот текст? ( Описание )
— Выписать из первой части слова с безударной гласной в корне.
-Найти грамматическую основу в 3 части первого предложения .
3 задание (по вариантам)
-Разобрать по составу:
— Ребята, кто из вас сегодня действительно был исследователем?
-Какие тайны русского языка вы открыли?
а)2 или несколько предложений связанных по смыслу
б)2 или несколько слов связанных по смыслу
б) То, о чём говорится в книге
в) То, о чём говорится в тексте
3)Что относится к выразительным средствам :
4)Укажите, где даны все типы речи :
а) Описание, заглавие, рассказ
б) Описание, рассуждение, повествование
-Ребята, я хочу подарить вам снежинки и прочитать мое любимое стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».
1.Энциклопедия «Всем обо всем»
Творческий лист: «Я – исследователь»
Все они были похожи друг на друга, как сестры, но у каждой был свой наряд. Одна была совсем как звездочка с шестью лучами. Другая напоминала цветок с шестью лепестками. А третья сверкала, как драгоценный камешек.
Выросли снежинки и полетели к земле белой стаей. Их было так много, что никто не мог сосчитать.
Земля уже была близко, но ветер не давал снежинкам спокойно опуститься. Он кружил их в воздухе, подбрасывал, заставлял плясать под свою дикую музыку.
И все-таки снежинки одна за другой достигали земли.
3.Главная мысль текста_________________________________________
5.Озаглавь части текста__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Выполни грамматические задания
— Выписать из первой части слова с безударной гласной в корне.
-Найти грамматическую основу в 3 части первого предложения .
-Разобрать по составу: звёздочки, камушки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1293457
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Риторические приемы применяли ещё древнегреческие ораторы, а Аристотель и его ученики классифицировали их по ряду признаков.
Разновидности тропов
Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.
Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.
Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.
Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.
В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.
Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.
Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. | Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос. |
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. | Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце. |
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. | Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья. |
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. | Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение). |
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. | Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин. |
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. | Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом. |
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. | Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике. |
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. | Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок. |
Синтаксические средства выразительности
Эти приёмы называют стилистическими или риторическими фигурами. Они призваны сделать изложение более ярким, насыщенным и придать ему образность. Благодаря специальным конструкциям повествование приобретает нужную эмоциональную окраску. Так писателю или поэту легче донести до читателя творческий замысел.
Античные ораторы воспринимали фигуры, как украшение, несвойственное повседневной речи. Современные филологи склоняются к тому, что стилистические средства — часть языка, без них невозможно представить себе даже повседневное общение, а не только литературные произведения.
Теоретически фигуры и тропы в русском языке — это разные категории, но не всегда удаётся их разграничить. Бывает так, что по некоторым признаками средство может быть отнесено к обеим категориям.
Упрощённо можно разделить так: троп — одно слово, фигура — словосочетание, но есть много исключений.
Поскольку существует несколько грамматических школ, различаются и способы классификации фигур. За основу можно брать ту, что больше нравится — это не будет нарушением языковых норм.
Классический способ группировки предполагает разделение на такие группы:
Средства делятся внутри каждой группы.
Фигуры слова
Отличие этого синтаксического средства — в неизменности конструкции.
Фраза используется в одном виде.
Если изменить, убрать или добавить любое слово, контекстный смысл будет искажён или утрачен.
Список часто употребляемых фигур:
Сложные риторические приемы
Чтобы применять некоторые фигуры, нужно быть настоящим мастером пера. Многие русские писатели и журналисты в совершенстве освоили такие конструкции, поэтому их произведения вызывают всю гамму эмоций. Сложные стилистические приёмы:
Редкие конструкции
Отличие этих приёмов в том, что с их помощью лучше всего удаётся сделать высказывание пафосным, торжественным или подчеркнуть официоз.
Иногда применяют с целью окраски высказывания в насмешливый оттенок.
Стилистические средства:
Речевые схемы
Речевые схемы, или фигуры мысли, образуют отдельную группу синтаксических средств художественной выразительности.
Они делятся на положительные, используемые с целью достичь нужного эффекта, и отрицательные, которые делают речь неблагозвучной, алогичной или наделяют её другими недостатками.
Виды синтаксических средств:
Пример риторического вопроса: «Петя, зачем же ты разбил вазу?». Восклицание: «Какое прекрасное лето!». Обращение: «О, родина, о, Русь моя!».
Примеры употребления оксюморона: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь, плохой хороший человек.
Следует различать оксюморон и стилистические конструкции, подчёркивающие свойства, нехарактерные для объекта.
Например: сладостные мучения (для кого-то они могут быть такими), горький мёд (когда в продукте есть привкус горечи). По некоторым классификациям к фигурам мысли относят также умолчание (апосиопезу).
Некоторые нюансы
Не до конца понимая, с какой целью можно употреблять ту или иную конструкцию, лучше избегать повторов, на которых основано большинство образных средств. Также важно учитывать, что впечатление во многом зависит от роли части речи, которая может быть основной или вспомогательной. Имеет значение и фонетическое окружение.
Кроме синтаксических и лексических средств, существуют морфологические. Это ряд приёмов, основанных на частом употреблении глаголов, прилагательных, существительных или других частей речи. Задачи могут быть разными: передать динамичность, подчеркнуть звуки природы, сделать описание более насыщенным, акцентировать внимание читателя на тревожности, спокойствии, безмятежности и так далее. Умение разбираться в средствах художественной выразительности и применять их по назначению поможет сделать устную и письменную речь богатой, яркой и содержательной.