Что такое средство выразительности в литературе 5 класс примеры
Средства речевой выразительности в русском языке.
Средства речевой выразительности – это один из важнейших факторов, благодаря которому русский язык славится своим богатством и красотой, которая не раз была воспета в стихах и бессмертных произведениях русских классиков-литераторов. По сей день русский язык является одним из наиболее сложных для изучения. Этому способствует огромное количество средств выразительности, которые присутствуют в нашем языке, делают его богатым и многогранным. На сегодняшний день нет чёткой классификации средств выразительности, но всё же можно выделить два условных вида: стилистические фигуры и тропы.
Стилистические фигуры – это речевые обороты, которые использует автор для того, чтобы достигнуть максимальной выразительности, а значит, лучше донести до читателя или слушателя необходимую информацию или смысл, а также придать тексту эмоциональную и художественную окраску. К стилистическим фигурам относятся такие средства выразительности, как антитеза, параллелизм, анафора, градация, инверсия, эпифора и другие.
Тропы – это речевые обороты или слова, которые используются автором в непрямом, иносказательном значении. Эти средства художественной выразительности – неотъемлемая часть любого художественного произведения. К тропам относятся метафоры, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии и пр.
Наиболее часто встречающиеся средства выразительности.
Как мы уже говорили, существует очень большое количество средств лексической выразительности в русском языке, поэтому в данной статье рассмотрим те из них, которые чаще всего можно встретить не только в литературных произведениях, но и в повседневной жизни каждого из нас.
— речевым оборотом, в котором присутствуют союзы «будто», «словно», «как», «подобно» (Кожа ее рук была грубой, как подошва сапога).
Кроме вышеперечисленных, существуют следующие средства выразительности, которые мы рассмотрим в следующей статье:
Изобразительно-выразительные средства языка
Всего получено оценок: 417.
Всего получено оценок: 417.
Лексические средства выразительности являются основными. Они включают в себя различные тропы. Данная статья проиллюстрирует изобразительные средства в литературе с примерами.
Определение
Изобразительно-выразительные средства языка (тропы) – это слова и выражения, которые используются в переносном значении.
Образность – основной признак изобразительно-выразительных средств.
В переводе с греческого троп – образ.
В список изобразительно-выразительных средств русского языка входят эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гиперболы, гротеск, литоты, перифразы, аллегории, ирония, аллюзии, реминисценции.
Функции
Тропы предназначены для того, чтобы усилить образность языка, художественную выразительность речи.
Изобразительно-выразительные средства являются основным лексическим средством выразительности.
Краткая информация о каждом тропе
Что мы узнали?
Изобразительно-выразительные средства – это слова и выражения, которые используются в переносном значении. В основе тропов лежит образность, которая помогает усилить выразительность высказывания. Изобразительно-выразительными средствами являются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гиперболы, гротеск, литоты, перифразы, аллегории, ирония, аллюзии, реминисценции.
Риторические приемы применяли ещё древнегреческие ораторы, а Аристотель и его ученики классифицировали их по ряду признаков.
Разновидности тропов
Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.
Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.
Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.
Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.
В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.
Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.
Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. | Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос. |
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. | Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце. |
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. | Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья. |
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. | Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение). |
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. | Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин. |
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. | Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом. |
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. | Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике. |
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. | Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок. |
Синтаксические средства выразительности
Эти приёмы называют стилистическими или риторическими фигурами. Они призваны сделать изложение более ярким, насыщенным и придать ему образность. Благодаря специальным конструкциям повествование приобретает нужную эмоциональную окраску. Так писателю или поэту легче донести до читателя творческий замысел.
Античные ораторы воспринимали фигуры, как украшение, несвойственное повседневной речи. Современные филологи склоняются к тому, что стилистические средства — часть языка, без них невозможно представить себе даже повседневное общение, а не только литературные произведения.
Теоретически фигуры и тропы в русском языке — это разные категории, но не всегда удаётся их разграничить. Бывает так, что по некоторым признаками средство может быть отнесено к обеим категориям.
Упрощённо можно разделить так: троп — одно слово, фигура — словосочетание, но есть много исключений.
Поскольку существует несколько грамматических школ, различаются и способы классификации фигур. За основу можно брать ту, что больше нравится — это не будет нарушением языковых норм.
Классический способ группировки предполагает разделение на такие группы:
Средства делятся внутри каждой группы.
Фигуры слова
Отличие этого синтаксического средства — в неизменности конструкции.
Фраза используется в одном виде.
Если изменить, убрать или добавить любое слово, контекстный смысл будет искажён или утрачен.
Список часто употребляемых фигур:
Сложные риторические приемы
Чтобы применять некоторые фигуры, нужно быть настоящим мастером пера. Многие русские писатели и журналисты в совершенстве освоили такие конструкции, поэтому их произведения вызывают всю гамму эмоций. Сложные стилистические приёмы:
Редкие конструкции
Отличие этих приёмов в том, что с их помощью лучше всего удаётся сделать высказывание пафосным, торжественным или подчеркнуть официоз.
Иногда применяют с целью окраски высказывания в насмешливый оттенок.
Стилистические средства:
Речевые схемы
Речевые схемы, или фигуры мысли, образуют отдельную группу синтаксических средств художественной выразительности.
Они делятся на положительные, используемые с целью достичь нужного эффекта, и отрицательные, которые делают речь неблагозвучной, алогичной или наделяют её другими недостатками.
Виды синтаксических средств:
Пример риторического вопроса: «Петя, зачем же ты разбил вазу?». Восклицание: «Какое прекрасное лето!». Обращение: «О, родина, о, Русь моя!».
Примеры употребления оксюморона: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь, плохой хороший человек.
Следует различать оксюморон и стилистические конструкции, подчёркивающие свойства, нехарактерные для объекта.
Например: сладостные мучения (для кого-то они могут быть такими), горький мёд (когда в продукте есть привкус горечи). По некоторым классификациям к фигурам мысли относят также умолчание (апосиопезу).
Некоторые нюансы
Не до конца понимая, с какой целью можно употреблять ту или иную конструкцию, лучше избегать повторов, на которых основано большинство образных средств. Также важно учитывать, что впечатление во многом зависит от роли части речи, которая может быть основной или вспомогательной. Имеет значение и фонетическое окружение.
Кроме синтаксических и лексических средств, существуют морфологические. Это ряд приёмов, основанных на частом употреблении глаголов, прилагательных, существительных или других частей речи. Задачи могут быть разными: передать динамичность, подчеркнуть звуки природы, сделать описание более насыщенным, акцентировать внимание читателя на тревожности, спокойствии, безмятежности и так далее. Умение разбираться в средствах художественной выразительности и применять их по назначению поможет сделать устную и письменную речь богатой, яркой и содержательной.
Памятка для 5-6 класса Изобразительно-выразительные средства языка
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Изобразительно-выразительные средства художественной речи
Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного из них.
Как град посыпалась картечь (А.Пушкин).
И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы. (И.Бунин).
Антитеза – оборот, в котором сочетаются резко противоположные контрастные понятия и представления:
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог. ( Г.Державин).
Данный оборот позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству (скрытое сравнение):
Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И.Бунин).
Анафора – повторение начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку:
Стонет он по тюрьмам и острогам…(Н.Некрасов).
Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.
Здесь даже камни плачут. Цветы говорят: «Прощай!» (С.Есенин).
Эпифора – повторение заключительных слов:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.
Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задается не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств.
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Мечты, мечты! Где ваша сладость!(А.Пушкин). Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики:
И курганов зеленеет убегающая цепь (А.Фет).
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придает последней большую выразительность.
Литота – преуменьшение какого- либо предмета или явления. Иногда называют литоту обратной гиперболой.
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах…. А сам с ноготок! (А. Некрасов).
Изобразительно-выразительные средства художественной речи
Эпитет – образное определение, обычно выраженное прилагательным: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, горячий снег, грустная радость.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений по сходству, используемое для пояснения одного из них.
Как град посыпалась картечь (А.Пушкин).
И, как ребенок после сна,
Дрожит звезда в огне денницы. (И.Бунин).
Антитеза – оборот, в котором сочетаются резко противоположные контрастные понятия и представления:
Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог. ( Г.Державин).
Данный оборот позволяет лучше выделить значения слов, усилить образность и яркость художественной речи.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству (скрытое сравнение):
Пустых небес прозрачное стекло; багровый костер заката; лунный серп; густеет облаков волнистое руно. (И.Бунин).
Анафора – повторение начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку:
Стонет он по тюрьмам и острогам…(Н.Некрасов).
Олицетворение – частный вид метафоры, перенос свойств живого явления на неживое, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.
Здесь даже камни плачут. Цветы говорят: «Прощай!» (С.Есенин).
Эпифора – повторение заключительных слов:
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня! (А.Блок).
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания.
не видел тебя целую вечность; слезы в три ручья; сто раз тебе повторять.
Риторический вопрос может выражать вопросительное содержание, но задается не с целью дать или получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя.
Риторическое восклицание усиливает в тексте выражение чувств.
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения.
Мечты, мечты! Где ваша сладость!(А.Пушкин). Знакомые тучи! Как вы живете? Кому вы намерены нынче грозить? (М.Светлов).
Простят ли чистые герои? Мы их завет не сберегли. (З.Гиппиус).
Инверсия – расположение слов в предложении или фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики:
И курганов зеленеет убегающая цепь (А.Фет).
Инверсия помогает автору резко изменить интонацию, разрушить обыденный, традиционный вид фразы, что придает последней большую выразительность.
Литота – преуменьшение какого- либо предмета или явления. Иногда называют литоту обратной гиперболой.
В больших сапогах, в полушубке овчинном
В больших рукавицах…. А сам с ноготок! (А. Некрасов).
Что такое средство выразительности в литературе 5 класс примеры
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Тропы | Значение термина | Пример | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад, Где льва сразив, почил орел России мощной На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метафора | Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль, И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Перифраз | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Фигура | Значение термина | Пример | ||
Анафора (или единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. (О. Высотская) Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… | ||
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. | Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. | Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. | |||
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. | |||
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) | ||
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. | Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А. Блок.) |
Изобразительные возможности лексики
Термины | Значение | Примеры |
Желать — хотеть, иметь охоту, стремиться, меч-тать, жаждать, алкать | ||
Омонимы | Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения. | Колено — сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц |
Омографы | Разные слова, совпавшие по написанию, но не по произношению. | За́мок (дворец) – замо́к (на двери), му́ка (мучение) – мука́ (продукт) |
Паронимы | Близкие по звучанию, но различные по значению слова. | Геройский — героический, двойной — двойственный, действенный — действительный |
Слова в переносном значении | В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное — образное, стилистически окрашенное. | Меч правосудия, море света |
Диалектизмы | Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности. | Драники, шанежки, буряки |
Жаргонизмы | Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону — разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий. | Голова — арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква… |
Профессионализмы | Слова, употребляющиеся людьми одной профессии. | Камбуз, боцман, акварель, мольберт |
Термины | Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и прочие. | Грамматика, хирургический, оптика |
Книжная лексика | Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску. | Бессмертие, стимул, превалировать… |
Просторечная лексика | Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера. | Изрядный — отличный, рачительный — заботливый, чужестранец — иностранец |
Заимствованные | Слова, перенесённые из слова других языков. | Парламент, сенат, депутат, консенсус |
Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц. | Кривить душой — лицемерить, бить баклуши — бездельничать, на скорую руку — быстро |
Экспрессивно-эмоциональная лексика
Разговорная | Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные. | Грязнуля, крикун, бородач |
Эмоционально окрашенные слова | Оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок. |
Изобразительные возможности морфологии
Сколько Плюшкиных развелось!
Прихожу я вчера в школу и вижу объявление: «Карантин». Ох и обрадовался я!
Со мной произошла преудивительнейшая история!
Я получил неприятное сообщение.
Испо льзование междометий, звукоподражательных слов.
Звуковые средства выразительности
Средство | Значение термина | Пример |
Аллитерация | Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков. | |
Парцелляция — стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. | ||
Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | ||
Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. |