Что такое срок реализации товара
Что такое срок реализации товара
VI. Сроки службы и сроки годности
(пункты 1, 2, 4, 5 статьи 5 Закона «О защите
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.
На товары (работы), предназначенные для длительного использования, не включенные в указанный перечень, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы.
Изготовитель (исполнитель) должен быть заинтересован в установлении сроков службы на товары (работы), не включенные в указанный перечень, поскольку если он не установит такой срок, то в соответствии с пунктом 3 статьи 14, пунктом 5 статьи 19 и пунктом 4 статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы), и за наличие в товаре (работе) существенных недостатков, изготовитель (исполнитель) будет нести ответственность в течение десяти лет со дня передачи товара (принятия выполненной работы) потребителю, а если день передачи товара установить невозможно, с даты изготовления товара.
Перечень товаров (работ), на которые изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности, утверждается Правительством Российской Федерации.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 25, ст. 2942.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона «О защите прав потребителей» продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается.
Обязанность по установлению сроков службы на товары, вошедшие в перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, лежит на изготовителях, в том числе иностранных, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации и зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В соответствии со статьей 5 Закона «О защите прав потребителей» указанные изготовители обязаны устанавливать сроки службы на товары, вошедшие в перечень, со дня вступления в силу данного перечня. Срок службы начинает течь со дня продажи. На продавце лежит обязанность по доведению до потребителя информации об установленных изготовителями сроках службы. В связи с этим продавец должен обеспечить получение такой информации от указанных выше изготовителей или от организаций, продающих ему товары таких изготовителей.
В случаях, когда иностранный изготовитель находится за пределами юрисдикции Российской Федерации и товар такого изготовителя, включенный в перечень, не сопровожден информацией о сроке службы, продавец вправе реализовывать такой товар потребителям без информации о них. Однако продавец должен иметь в виду, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 1097) и Законом «О защите прав потребителей» (пункт 3 статьи 14) ответственность за вред, причиненный недостатками такого товара, наступает независимо от времени его причинения.
В отношении сроков годности действует запрет на продажу товаров без информации об указанных сроках на все товары, включая импортные. Данное требование обусловлено тем, что товар по истечении срока годности считается непригодным для использования по назначению, а срок годности начинает течь в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» со дня изготовления. Таким образом, в момент продажи товар, на который отсутствует информация о сроках годности, уже может быть непригодным для использования по назначению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 472 Гражданского кодекса Российской Федерации товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Если товар вошел в перечень товаров, на которые должны быть установлены сроки годности, то независимо от того, где такой товар произведен, продавец не просто должен довести имеющуюся информацию о сроке годности до потребителя, но и передать товар до окончания срока годности.
Домашняя правовая энциклопедия. Права потребителей. Срок хранения и срок реализации
Срок хранения и срок реализации
Срок хранения исчисляют от даты изготовления продукта и обозначают на упаковке или потребительской таре следующим образом: «Срок хранения до (дата)», «Срок хранения в течение (дней, месяцев или лет)».
Срок хранения действует для пищевых продуктов, на которые не требуется устанавливать срок годности.
Неизменность всех качественных характеристик товара во многом зависит не только от верного установления срока, в течение которого товар считается пригодным к использованию по назначению, но и от условий хранения. Только совокупность этих двух показателей является гарантией соответствия товара установленным требованиям.
Соблюдение условий хранения в течение срока годности необходимо не только для отдельных видов пищевых продуктов, но и для непродовольственных товаров.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Домашняя правовая энциклопедия
Доступно в App Store
Доступно в Google Play
Вы можете написать письмо в редакцию Домашней правовой энциклопедии, заполнив форму с обращением на нашем сайте или отправить Ваш запрос по электронной почте на адрес dpe@garant.ru.
См. вступительное слово Советника Президента Российской Федерации, сопредседателя Ассоциации юристов России, члена-корреспондента Российской академии наук В. Ф. Яковлева к книжному изданию Домашней правовой энциклопедии.
Домашняя правовая энциклопедия дает ответы на вопросы, которые могут возникнуть в жизни любого человека, гражданина России или же проживающего в России.
Энциклопедия основана на действующем российском законодательстве, написана понятным языком и излагает содержание важнейших законов и других документов, регулирующих нашу жизнь. Материал структурирован таким образом, чтобы максимально облегчить нахождение нужной информации.
При подготовке Домашней правовой энциклопедии использованы авторские материалы, предоставленные: Полонским П. Б., Алимовой Н. А., Байбородиным А., Беляниновой Ю. В., Букаевой Н. Н., Васильчиковой Н. В., Гаврюшенко П. И., Гатиным А. М., Гречушкиной Е. А., Карповичем В. Д., Касьяновой О. В., Климаковым Л. Л., Колоколовым Г. Р., Новиковым Д. А., Петровым М. И., Пономаревой Н. Г., Поплавской Г.П., Прудниковым А. С., Рафиковой О. Ю., Селяниным А. В., Суховеенко Ю. В., Фомичевым С. С., Щиголевым Ю. В., Якубенко Н. О., Янович Е. Ю.
Над обновлениями Домашней правовой энциклопедии работали: Амирова Л. В., Бадалян Ю. В., Васильев А. С., Воронова Е. В., Демченко Д. М., Дроздова А. В., Иванов А. В., Кошелев С. В., Мазухина А. С., Прибыткова М. В., Рижская М. П., Родюшкин С. П.
ГИБДД, ГАИ- Государственная инспекция безопасности дорожного движения
Как не запутаться с датами на упаковке?
На что обратить внимание, чтобы не купить в магазине просроченный или некондиционный товар
Употребление свежих и качественных продуктов – важный залог здорового питания. Дата изготовления, срок годности – выясняем, что еще важно для того, чтобы не купить в магазине негодный товар, и чем отличаются срок хранения и срок реализации.
По статистике девять из десяти покупателей при выборе продуктов в первую очередь ориентируются на дату изготовления и срок годности. Производитель обычно указывает две даты: изготовления продукта и его упаковки. На напитках и уксусе вместо даты изготовления и упаковывания используют дату розлива, а на лотках с яйцами – дату сортировки. Также только дату изготовления указывают в том случае, если производство продукта не останавливается после расфасовки или бутилирования. Речь идет, например, о процессахстерилизации, охлаждении и созревания продукта.
Даты обозначают число, месяц и год, а для продуктов, срок годности которых исчисляется часами, дополнительно указывается точное время изготовления. Часто даты наносят на упаковку продукта, а на этикетке размещается только ссылка на неё: «Дата изготовления: см. на упаковке».
Чем отличаются срок годности от срок хранения и срок реализации
Срок хранения – это период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению.
Основное отличие срока хранения и срока годности состоит в том, что после завершения срока хранения продукт может изменить некоторые свои качества, но остается годным для употребления в пищу. Например, мед и варенье засахарятся, вино – поменяет оттенок. Но при этом их всё еще можно употреблять. А есть продукты с завершенным сроком годности уже может быть опасно для здоровья.
Иногда на упаковках продуктов можно встретить и указание срока реализации. Он устанавливается с учётом периода хранения продукта и использования по назначению в домашних условиях и исчисляется с момента изготовления.
Перед покупкой продуктов питания внимательно изучайте не только дату изготовления продукта, но и его срок годности, хранения и реализации.
Гарантийный срок, срок годности, срок службы
При возникновении спора о том, является ли товар качественным, очень важно уяснить понятия таких терминов, как «гарантийный срок», «срок годности» и «срок службы» товара, так как именно эти понятия будут являться определяющими при предъявлении требований потребителей. Данные сроки регламентированы ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей».
На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары изготовитель обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (например, по истечении срока хранения мёд может потемнеть или засахариться, однако он все еще безопасен. А вот если истек срок годности, то от употребления такого лакомства следует воздержаться).
Непригодным к использованию следует считать товар, во-первых, утративший свои потребительские свойства, во-вторых, представляющий опасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды.
В Законе «О защите прав потребителей» указываются лишь некоторые группы товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности. Подробный Перечень таких товаров утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720.
Необходимо обратить внимание, что обязанность по установлению срока годности лежит на изготовителе, однако следить за тем, чтобы товаров с истекшим сроком годности не было в продаже должен продавец.
Правила доведения до потребителя информации о сроке годности товара изложены в ГОСТ 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Срок годности исчисляют с даты изготовления. Срок годности устанавливает изготовитель пищевых продуктов с указанием установленных условий хранения.
Если срок годности пищевого продукта указывают после слов «годен до» или «использовать до», то его окончание обозначают датой: день, месяц и год – если срок годности не превышает три месяца; месяц и год – если срок годности превышает три месяца.
При сроке годности, превышающем три месяца, срок годности продолжается до первого числа указанного месяца.
Допускается при сроке годности, превышающем три месяца, проставлять день, месяц и год. При этом срок годности продолжается до дня, указанного на потребительской таре.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 дает определения срока хранения и срока реализации пищевых продуктов. Срок хранения – период, в течение которого пищевой продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в нормативном или техническом документе. Истечение срока хранения не означает, что продукт не пригоден для использования по назначению. Установление данного срока является правом изготовителя.
Срок реализации – период, в течение которого пищевой продукт может предлагаться потребителю. Этот срок также устанавливает изготовитель.
Изготовитель обязан помещать информацию о сроке годности всегда и в отношении всех товаров, указанных в перечне, приведенном в Приложении №1, в том числе и в отношении импортных товаров. Продавец, в свою очередь, обязан передать потребителю товар с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором. Иначе использование товара по назначению теряет свой смысл. Например, пачку творога можно употребить в пищу в день покупки, а стограммовую пачку чая используют обычно в течение довольно длительного времени, поэтому такой товар должен быть снят с продажи заблаговременно до истечения срока годности.
Что касается предприятий общественного питания, то на все блюда должны быть установлены сроки годности, по истечении которых товары не реализуются.
Второй вид срока, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей» – это срок службы. Он определяется как период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Обязанность по установлению срока службы лежит на изготовителе товаров длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Перечень таких товаров также утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.07.1997 г. № 720.
Изготовитель обязан обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.
Третий вид срока по Закону «О защите прав потребителей» – это гарантийный срок, который определяется как период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка, изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей.
Гарантийный срок также можно определить как срок, в течение которого покупатель, установив скрытые недостатки товара, может предъявить соответствующие претензии продавцу, и срок, в течение которого изготовитель обеспечивает стабильность качественных показателей изделия.
Гарантийный срок, как и все сроки, устанавливаемые законами или сделками, в соответствии со статьей 190 ГК РФ определяется календарной датой или истечением определенного периода времени (год, месяц, неделя, день или час в зависимости от вида товара, работы или услуги).
В отличие от срока службы и срока годности, гарантийный срок не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение – установить период обнаружения недостатков товаров, за которые виновное лицо несет ответственность.
Важно отметить, что установление гарантийного срока не является обязательным и он может устанавливаться либо не устанавливаться на любые товары (услуги), таким образом, являясь средством конкурентной борьбы на рынке. Потребитель скорее выберет товар, на который установлена гарантия, чем товар без нее. Кроме того, если на какой-либо товар производитель установил гарантийный срок, продавец не имеет права сокращать его или не устанавливать вовсе.
В случае обнаружения недостатков в товаре, потребитель имеет право предъявить определенные требования, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей, как продавцу, так и изготовителю товара, либо исполнителю услуги.
Практика показывает, что чаще всего потребители предъявляют свои требования именно к продавцу, что обусловлено его более близкой территориальной расположенностью.
Следует отметить, что в случае устранения недостатков товара (работы, услуги) силами продавца (изготовителя, исполнителя), гарантийный срок, установленный на данный товар (работу, услугу) продлевается на период, в течение которого товар не использовался.
Защита прав потребителей при продаже товаров
Андрей Ларин рекомендует:
Правовая энциклопедия
Качественные и количественные характеристики пищевых товаров
Одним из важнейших является право потребителя на получение товаров, результатов работ и услуг надлежащего качества. Закон о защите прав потребителей дополнительно к традиционным формам определения качества продукции (договор, стандарты) ввел новый критерий — информацию о продукции.
Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования.
Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
Качество пищевых продуктов — это совокупность характеристик пищевых продуктов, способных удовлетворять потребности человека в пище при обычных условиях их использования.
Безопасность пищевых продуктов — это состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются недоброкачественными и опасными и не подлежат реализации, они утилизируются или уничтожаются.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, занимающиеся изготовлением, оборотом и розничной продажей пищевых продуктов, материалов и изделий (в том числе в сфере общественного питания), обязаны предоставлять потребителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности своей продукции и ее соответствии требованиям нормативных документов.Новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в РФ или впервые ввозимые на территорию РФ, подлежат государственной регистрации.
Предназначенные для реализации пищевые продукты должны:
Пищевая ценность продуктов для детского питания должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста. Продукты детского питания должны быть безопасными для здоровья ребенка.
К продуктам для диетического питания также применяются требования безопасности здоровья человека. Эти продукты должны подходить для лечебного и профилактического питания в соответствии с установленными требованиями.
Изготовитель пищевых продуктов, материалов и изделий обязан соблюдать требования санитарных и ветеринарных правил и норм и изготавливать продукцию в соответствии с техническими документами.
При изготовлении продуктов для детского и диетического питания не допускается использовать продовольственное сырье, изготовленное с использованием кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных препаратов), отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов, а также опасных для здоровья человека веществ и соединений.
Если при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий допущено нарушение, приведшее к утрате товаром соответствующего качества и приобретению им опасных свойств, продавец обязан снять его с реализации, обеспечить его отзыв от потребителей, направить на экспертизу и организовать утилизацию или уничтожение этого товара.
ИП и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также оказание услуг в сфере общественного питания несут гражданско-правовую ответственность за нарушение обязательств, а также за причинение вреда.
Сроки годности, хранения, реализации товаров
Срок годности — это период времени, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению, он является одним из показателей качества товара.
Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности на:
Срок годности товара определяется временным периодом, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Срок реализации — это дата, до которой пищевой продукт не теряет своих потребительских характеристик и может предлагаться потребителю для использования по назначению. Срок реализации пищевых продуктов устанавливают с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. Исчисляют срок реализации от даты изготовления на упаковке или потребительской таре продукта питания, указывают следующее: «реализовать до (дата)» или «реализовать в течение (часов, дней, месяцев или лет)». В последнем случае должна быть указана дата изготовления.
Обязанности продавца
Продавцом товара является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.
Прежде всего, продавец обязан иметь лицензию на право торговой деятельности, если такой порядок установлен на данной территории. Лицензия должна быть предъявлена потребителю по первому его требованию.
Продавец обязан иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридического адреса. Эти сведения помогают потребителю иметь представление о продавце.В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания продавец должен предупредить покупателей об этом.
При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией продавец заблаговременно обязан известить об этом покупателей специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
Торговый зал и складские помещения продавец обязан содержать в соответствии с техническими, санитарными, противопожарными и другими требованиями, установленными для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии.Средства измерений должны проходить обязательную поверку в органах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Положительные результаты удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже при требовании покупателя. Необходимо, чтобы витрины отвечали санитарным и эстетическим требованиям.
К моменту открытия торговая точка должна быть подготовлена к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.Цены товаров обязательно должны быть указаны в рублях и только в случае необходимости дополнительно могут быть указаны в иностранной валюте.
На ценниках продавцам рекомендуется указывать следующие реквизиты:
1) на продовольственные товары:
2) на непродовольственные товары:
На каждый товар предприятие торговли должно иметь:
Продавец несет ответственность за соответствие товара требованиям этих документов.
Пищевые продукты непромышленного изготовления, реализуемые на продовольственных рынках, можно продавать только после проведения санитарной экспертизы, в результате которой нужно получить ветеринарное свидетельство (справку) установленного образца. Этот документ предъявляют покупателю по его требованию.
Если товар, проданный дистанционным способом, окажется ненадлежащего качества, покупатель вправе по своему выбору потребовать:
Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Правилами продажи отдельных видов товаров разрешается продажа товаров по месту нахождения покупателя, т.е. вне стационарных мест торговли.
Осуществляя разносную торговлю или продавая товары в розницу, продавец должен предоставить покупателю информацию о товаре и о себе.
Представитель торгового предприятия обязан иметь личную карточку со своей фотографией, на которой должны быть указаны:
Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме: на товарном ярлыке, чеке или иным способом.