Что такое срок репатриации
Что такое срок репатриации
к Инструкции Банка России
от 16 августа 2017 года N 181-И
«О порядке представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным
банкам подтверждающих документов
и информации при осуществлении
валютных операций, о единых
формах учета и отчетности
по валютным операциям, порядке
и сроках их представления»
ОБ ОЖИДАЕМЫХ СРОКАХ
РЕПАТРИАЦИИ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ И (ИЛИ) ВАЛЮТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ДОГОВОРУ, ПРИНЯТОМУ НА УЧЕТ УПОЛНОМОЧЕННЫМ
БАНКОМ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ РЕЗИДЕНТАМИ,
В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЯМИ 1.1 И 1.2 СТАТЬИ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА «О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ»
Список изменяющих документов
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. При осуществлении резидентом авансовых платежей в пользу нерезидента по импортному контракту:
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к сроку (срокам) исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого резидентом авансового платежа к нему (к ним) прибавляется срок (прибавляются сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) условиями поставки товаров, предусмотренных договором, необходим (необходимы) для ввоза товаров на территорию Российской Федерации (оформления таможенных деклараций) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии в соответствии с законодательством о таможенном регулировании требования о таможенном декларировании товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации указывается также срок (сроки) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
1.2. При передаче резидентом нерезиденту товаров, выполнении резидентом работ, оказании резидентом услуг, передаче резидентом информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на условиях отсрочки платежа нерезидента по экспортному контракту:
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к предусмотренному условиями договора сроку (срокам) получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, прибавляется срок (сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для вывоза товаров с территории Российской Федерации (оформления таможенных деклараций), и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение резидентом обязательств путем передачи нерезиденту товаров (при отсутствии установленного в соответствии с законодательством о таможенном регулировании требования о таможенном декларировании товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, и (или) сроки осуществления кредитными организациями перевода денежных средств.
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. 1.3 введен Указанием Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
2. Ожидаемый срок репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации не может превышать дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в графе 6 пункта 3 ведомости банковского контроля по контракту (графе 6 подпункта 3.1 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля по кредитному договору).
(в ред. Указания Банка России от 05.07.2018 N 4855-У)
Законодательное определение репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ
О том, что такое репатриация иностранной валюты и валюты РФ для резидентов РФ, написано в ст. 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Упомянутая репатриация предусматривает два аспекта:
Требование о репатриации денежных средств — одна из основных возможностей госрегулирования валютного обращения, позволяющая ограничить отток денежных средств из страны. Поэтому в сфере репатриации валют действует комплекс ограничительных мер и контрольных процедур, установленный законодательством.
О правилах совершения валютных операций подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Получите бесплатный демодоступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности валютного обращения в РФ.
Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки
Помимо того, что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.
Подробнее о структуре системы валютного контроля в РФ читайте: «ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле».
Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:
Обязанность по возврату не закрытых поставками платежей
Эта обязанность, налагаемая на резидентов-импортеров, закрывает второй возможный путь вывода валют из РФ. Смысл этой меры в том, чтобы лишить участников внешнеэкономической деятельности возможности заключать подложные договоры, по которым из РФ будут выводиться деньги на зарубежные счета без реальных поставок соответствующих товаров в РФ.
В данном случае в качестве контрольных моментов:
Тенденции законодательства в сфере контроля и регулирования репатриации валют
Как уже разъяснялось выше, обязательная репатриация валютной выручки — это способ защиты финансовой системы государства от утекания денег за рубеж. В 2021 году наблюдаются тенденции послабления в сфере валютного регулирования. В статью 19 закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ внесены поправки, отражающие курс на поэтапную отмену репатриации. Изменения касаются величины доли средств, которую участники ВЭД вправе «оставить» за рубежом — теперь она выросла до 30%. Предыдущаяцифра составляла 10%. В будущем планируется еще большее увеличение этого лимита — до 100% к 2024 году. Правда, мера действует лишь при соблюдении следующих условий:
Также российским организациям теперь предоставляется право не получать от иностранных партнеров денежные средства, а вместо этого проводить зачет встречных обязательств. Взаимозачет не попадает под требование репатриации. Эта мера значительно снижает риск нарушения валютного контроля. Перечень товаров и услуг, в отношении которых действует поправка, определен законодательно.
Итоги
Один из основных способов ограничить отток капиталов из страны — это репатриация иностранной валюты. Судя по принимаемым законам и рассматриваемым законопроектам, существует приоритетная тенденция по дальнейшей либерализации валютного законодательства РФ в данном вопросе.
Что такое репатриация средств. Объясняем простыми словами
Репатриация средств — это возврат денег из других государств на родину.
Под разными законными и незаконными предлогами деньги граждан могут выводиться за границу, после чего назад эти средства по каким-то причинам не возвращаются. В связи с этим государство вводит требования, которые заставляют возвращать выведенный капитал из-за рубежа. Это требование распространяется в отношении как иностранной, так и российской валюты.
Чаще всего речь идёт о репатриации валютной выручки компаний-экспортёров. Эти деньги, согласно закону о валютном регулировании, нужно вернуть с зарубежных счетов в сроки, закреплённые внешнеторговыми контрактами или договорами займа с нерезидентом.
Пример употребления на «Секрете»
«…теперь если российские экспортёры будут получать страховую выплату в рублях или иностранной валюте, то это будет считаться исполнением их обязанности по репатриации валютной выручки».
Наказание
Можно выделить три основных сценария наступления ответственности:
Если сумма неполученных денег превышает 100 млн рублей, то применяется штраф в размере от 75% до 100% этой суммы. Кроме того, такое нарушение грозит дисквалификацией должностных лиц до трёх лет.
Если сумма меньше 100 млн рублей, то ответственность существенно снижается и размер штрафа зависит от того, в какой валюте выражено обязательство и осуществляются платежи:
Но самый большой риск при несоблюдении требования о репатриации — уголовная ответственность, в том числе по статье УК о валютных операциях по подложным документам. К ней привлекают, когда размер невозвращённых денег оказывается больше 9 млн рублей. По этой статье расследуется, например, уголовное дело против основателя автодилера «Рольф» Сергея Петрова.
Практика
Российский Минфин последовательно выступает за ослабление валютного контроля, объясняя это в первую очередь необходимостью облегчить жизнь подсанкционному бизнесу. Юрлица, которые попали под ограничительные меры, лишились возможности добросовестно исполнять требования валютного законодательства.
Основным антагонистом Минфина в этом вопросе выступал Центробанк, по убеждению которого требование об обязательной репатриации валютной выручки необходимо для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Однако в конечном итоге регулятор поддержал курс на либерализацию валютного контроля.
Что изменилось на практике за последние годы:
До марта 2018 года контроль за соблюдением требования репатриации осуществлялся при помощи паспорта сделки. Это требование больше не актуально: вместо паспорта сделки нужно ставить внешнеэкономический контракт на специальный учёт.
Требования о репатриации валютной выручки распространились на договоры займа, заключаемые между резидентами и нерезидентами. Валютных резидентов фактически освободили от обязанности получать на свои счета в российских банках денежные средства от нерезидентов по внешнеторговым контрактам, в рамках которых резиденты выступали поставщиками товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности.
Тех, кто даёт в долг, обязали указывать в договоре срок возврата займа. Если его не указать, банк не примет договор на обслуживание и не проведёт операцию. Если же деньги не возвращают вовремя, банк должен будет сообщить об этом в ЦБ, поэтому резидент рискует нарваться на штраф.
Отменилась репатриация рублёвой выручки по несырьевому экспорту и начали поэтапно отменять репатриацию рублёвой выручки по некоторым сырьевым товарам. С 2020 года валютные резиденты РФ могут оставлять за границей 10% цены договора; с 2021-го — 30%; с 2022-го — 50%; с 2023-го — 70%; с 2024-го — 100%.
До этого экспортёры были обязаны полностью зачислять как рублёвую, так и валютную выручку на свои счета в российских банках. Теперь же тем, кто заключает сделки с заграничными партнёрами, больше не нужно переводить вырученные от сделок с зарубежными покупателями деньги на счета в российских банках — её можно зачислять в зарубежный банк.
Например, компания, которая продаёт одежду за рубеж, раньше была обязана переводить всю свою выручку в российский банк. Если она опаздывала в зачислении на один день, ей приходил штраф в размере от 5 до 30%. Сейчас компания может сама выбрать, где хранить деньги без риска быть наказанной.
Снижены штрафы за невыполнение требования о репатриации по экспортным и импортным контрактам.
Введён льготный период в 45 дней: у компании есть полтора месяца, чтобы добиться от контрагентов перевода денег, прежде чем ей выпишут штраф. Раньше штрафовали, если выручка пришла в банк с опозданием хотя бы на один день.
Смягчилась ответственность за несвоевременное представление подтверждающих документов, справок о подтверждающих документах и информации по валютным операциям — ответственность наступит только при просрочке более 90 дней.
Для современной России может прозвучать дико, но до середины 2000-х годов в законодательстве РФ была норма, предусматривавшая обязательную продажу валютной выручки.
Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента, был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Часть выручки, подлежащая непременной реализации, выражается в процентах, определяемых Центробанком.
С марта 2006 года эти проценты равняются нулю, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать её часть, а может перевести полную сумму на свой валютный счёт. До этого резиденты РФ должны были продавать 25% (а чуть позже — 10%) от дохода в иностранной валюте. Несмотря на давно реализованное послабление, фраза об «обязательной продаже» исчезла из федерального закона только в апреле 2018 года.
Критика
Министр финансов Антон Силуанов называл суммы штрафов за нарушение требований валютного законодательства «сумасшествием».
В министерстве настаивают на том, что требование о репатриации иностранной валюты «не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала из России и стабильности валютного курса». Например, у строительных и инжиниринговых компаний могут возникать сложности с репатриацией из-за длительного процесса конвертации средств в местной валюте государства, где реализуется проект, в рубли или доллары.
Начиная с 2014 года многие из компаний сталкиваются с проблемами, связанными с непоставками из-за рубежа предоплаченных товаров или с неполучением от нерезидентов денежных средств за поставленные товары или оказанные услуги.
На практике это приводит к многочисленным спорам с органами валютного контроля, которые обвиняют резидентов в нерепатриации валютной выручки. Штрафы за это правонарушение могут быть сопоставимы с размером недополученных от иностранного контрагента денежных средств.
При этом компании-резиденты всякий раз вынуждены доказывать, что незачисление денежных средств на их счета в российских банках произошло из-за объективно непреодолимых либо непредвиденных препятствий, находящихся вне их контроля.
Из-за этого российским компаниям приходится собирать доказательства для подтверждения своей невиновности — например, инициировать судебные разбирательства со своими иностранными контрагентами или получать в торгово-промышленных палатах сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах.
В развитых странах ОЭСР валютные ограничения (репатриация и ограниченный режим использования зарубежных счетов) не применяются.
Репатриация денежных средств из-за рубежа. Суть проблемы и рекомендации для участников ВЭД
Одной из проблем, с которой зачастую сталкиваются российские участники ВЭД при закупке товаров из-за рубежа на условиях предоплаты, а также в ряде других случаев, – это репатриация денежных средств из-за рубежа, а также ответственность перед государством за ее неосуществление.
Настоящая статья посвящена основным вопросам, которые участникам ВЭД следует знать, сталкиваясь со сложностями, связанными с репатриацией денежных средств в России.
Что такое репатриация?
Понятие репатриации валютной выручки определено Законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и фактически означает возврат денежных средств в Россию.
Экспортеры обязаны получить выручку по договорам ВЭД (как за поставленный товар, так и за оказанные услуги).
Импортерам должны поставить товар / оказать услуги на сумму оплаченных денежных средств, а если товар не поставлен / услуги не оказаны, деньги следует вернуть в РФ.
Чем грозит нарушение данного требования участникам ВЭД?
Участники ВЭД, впервые нарушившие требования о репатриации, бывают шокированы размером санкций со стороны органов валютного контроля. Если говорить об импорте, то в случае нарушения, импортер не только теряет денежные средства, уплаченные за товар, но и обязан заплатить крупный штраф!
До июля 2020 г. штраф за нарушение репатриации составлял от 75% до 100% от суммы денежных средств, уплаченных поставщику. Даже Минфин называл эти меры «драконовскими».
Теперь размеры штрафов снижены до 3-10% по внешнеторговым договорам в рублях, 5-30% в иностранной валюте, но это всё равно немало. Зачастую задержки в поставках или невозможность вернуть денежные средства происходят по вине иностранного контрагента, а российская сторона повлиять на это не может.
Пример. Если импортер перевел в качестве аванса своему иностранному поставщику 100 тысяч евро, а тот в свою очередь не исполнил свою обязанность по поставке товара и не вернул деньги, импортеру может грозить штраф до 30 тысяч евро!
Как обезопасить себя от ответственности?
Важно знать, что контролирующие органы и суды принимают во внимание меры, которые предпринимает российская сторона контракта (резидент) для исполнения своей обязанности по репатриации.
При заключении контракта, особенно на крупные суммы, можно предусмотреть следующие меры защиты:
Что делать, если произошел форс-мажор, и Ваш иностранный партнер не поставил товар и не вернул деньги?
Чтобы избежать штрафа, необходимо представить суду (или госоргану, рассматривающему дело) доказательства своей невиновности. Среди них подтверждение того, что участник ВЭД сделал всё от него зависящее, чтобы соблюсти установленные законом обязанности.
Важно! Главное в ситуации с репатриацией – начать масштабную работу по принуждению контрагента к исполнению своих обязательств.
При этом учитывать следующее:
Во-первых, не стоит дожидаться фактического возбуждения дела об административном правонарушении по репатриации денежных средств.
Необходимо заранее подготовить доказательства принятия мер к проверке поставщика до заключения контракта.
В ходе исполнения контракта контрагенту следует направлять уведомления о приближающихся сроках исполнения обязательств по оплате или поставке товара.
Вся переписка должна сохраниться!
Если партнер не выходит на связь и не подписывает дополнительные соглашения, можно направить официальный запрос в Торгово-промышленную палату страны поставщика с просьбой об оказании содействия в поиске организации и урегулировании ситуации.
После направления запроса необходимо сохранить подтверждение отправки.
Во-вторых, участникам ВЭД желательно иметь сотрудника, который ведет учет документов валютного контроля и четко знает сроки репатриации, указанные в банке.
Недостаточное внимание к документообороту с банком – частая ошибка импортеров и экспортеров.
Банк – это агент валютного контроля. Банки отправляют информацию о нарушениях АВТОМАТИЧЕСКИ в ФТС и ФНС.
Некоторые участники ВЭД полагают, что банк заранее предупредит о приближающемся нарушении. Да, в некоторых банках есть подобная услуга, в основном достаточно дорогостоящая, и не везде есть такая «забота» о клиентах.
Поэтому ДО ИСТЕЧЕНИЯ срока исполнения контрагентом своих обязательств необходимо подать в банк корректирующие сведения и дополнительное соглашение о продлении срока поставки и срока возврата денежных средств. Если, к примеру, срок возврата аванса истекает 31.03.2021 г., дата дополнительного соглашения должна быть не позднее этой даты. Ожидаемые сроки изначально указываются участниками ВЭД при проведении авансового платежа.
В Инструкции ЦБ предусмотрены жесткие временные рамки по предоставлению документов в банк!
Следует отметить, что иногда длительный срок поставки (свыше 180 дней) может привлечь внимание Росфинмониторинга. Но всё же это бывает редко, в основном касается недобросовестных участников ВЭД, которые «годами» продлевают сроки в банке.
В-третьих, при нарушении срока поставки необходимо незамедлительно направить официальную претензию поставщику.
Наконец, при игнорировании требований, указанных в претензии, инициировать судебное разбирательство с поставщиком.
При введении ограничительных мер (в частности из-за COVID-19) можно также обратиться за сертификатом о форс-мажоре в Торгово-промышленную палату иностранного государства.
Совокупность мер, предпринятых резидентом, может стать решающим аргументом для контролирующих органов при принятии решения об освобождении бизнеса от ответственности за неисполнение обязательств по репатриации валюты.
Судебная практика в спорах о штрафах по репатриации, как правило, исходит из того, принял ли участник ВЭД «все зависящие от него меры» по своевременному получению средств.
В каждом конкретном случае решение будут принимать с учетом ВСЕХ обстоятельств.
Валютное законодательство в России очень запутанное, имеет много нюансов и «подводных камней». Штрафы за данные нарушения значительным образом пополняют бюджет, поэтому доказать свою невиновность без грамотных юристов и экспертов по валютному контролю достаточно сложно.
При неисполнении иностранным партнером своих обязательств по контракту, в случаях нарушения валютного законодательства и необходимостью консультаций по любым вопросам валютного контроля Вы всегда можете обратиться к компетентным юристам и экспертам за помощью по защите своих прав и законных интересов.
Более подробно о секретах внешнеэкономической деятельности, вы узнаете в наших соцсетях Instagram, Facebook и ВКонтакте, а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.
Юлия Клементьева
Эксперт по валютному контролю
Партнёр Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»
Информация об изменениях:
Приложение 3
к Инструкции Банка России
от 16 августа 2017 года N 181-И
«О порядке представления резидентами
и нерезидентами уполномоченным банкам
подтверждающих документов и информации
при осуществлении валютных операций,
о единых формах учета и отчетности
по валютным операциям, порядке
и сроках их представления»
С изменениями и дополнениями от:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
1.1. При осуществлении резидентом авансовых платежей в пользу нерезидента по импортному контракту:
при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к сроку (срокам) исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого резидентом авансового платежа к нему (к ним) прибавляется срок (прибавляются сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) условиями поставки товаров, предусмотренных договором, необходим (необходимы) для ввоза товаров на территорию Российской Федерации (оформления таможенных деклараций) и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии в соответствии с законодательством о таможенном регулировании требования о таможенном декларировании товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации указывается также срок (сроки) возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Информация об изменениях:
1.2. При передаче резидентом нерезиденту товаров, выполнении резидентом работ, оказании резидентом услуг, передаче резидентом информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на условиях отсрочки платежа нерезидента по экспортному контракту:
при определении ожидаемого срока репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации к предусмотренному условиями договора сроку (срокам) получения от нерезидента денежных средств в счет предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты переданных нерезиденту товаров, выполненных для него работ, оказанных ему услуг, переданных ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, прибавляется срок (сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для вывоза товаров с территории Российской Федерации (оформления таможенных деклараций), и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение резидентом обязательств путем передачи нерезиденту товаров (при отсутствии установленного в соответствии с законодательством о таможенном регулировании требования о таможенном декларировании товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, и (или) сроки осуществления кредитными организациями перевода денежных средств.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
2. Ожидаемый срок репатриации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации не может превышать дату завершения исполнения обязательств по договору, указанную в графе 6 пункта 3 ведомости банковского контроля по контракту (графе 6 подпункта 3.1 пункта 3 раздела I ведомости банковского контроля по кредитному договору).