Что такое стандарт baba
BABOK Guide – свод знаний по бизнес-аналитике
BABOK (Business Analysis Body of Knowledge) – свод знаний по бизнес-аналитике, составляемый Международным институтом бизнес-анализа IIBA. Первая версия была издана в 2006 году, а сейчас доступно новое издание 3.0, последнее дополнение к которому было выпущено в декабре 2017 года.
Необходимость в таком документе определилась значительным развитием профессиональной области, связанной с анализом бизнеса компаний на разных этапах ее деятельности. Для новой специальности нужны стандарты, определяющие содержание работ, термины, лучшие практики. В Babok Guide описаны области знаний анализа бизнеса, смежные с ним виды деятельности. Перечислены навыки сотрудников, необходимые для эффективного решения, возникающих задач.
Эксперты IIBA анализируют все новые наработки в своей сфере, обсуждают их друг с другом и с профессиональным сообществом. Таким образом, составление стандарта происходит в дискуссионном режиме. Авторы не теоретизируют на пустом месте, а изучают развитие профессии в режиме реального времени, происходит продуктивное общение в профессиональной среде. Успешные практики фиксируются, ошибочные – критикуются и отсеиваются.
Основные цели руководства BABOK
С точки зрения авторов, главная цель BABOK – дать определение довольно молодой профессии через согласованную терминологию в описании деятельности бизнес-аналитиков, через раскрытие решаемых задач.
Это важно для людей, желающих работать в этом направлении.
Согласно своду знаний, специалист по бизнес-анализу выполняет роль посредника между заинтересованными сторонами. Для этого он исследует состояние компании и ее возможности, рекомендует решения, которые позволят организации достичь поставленных целей. Так же формируются требования к изменениям процессов, корпоративных политик и информационных систем.
Если же говорить об интересах собственно работодателей, то набор лучших практик предназначен для стандартизации должностных обязанностей штатного аналитика или договорных обязательств нанятого эксперта. Руководитель компании должен четко понимать, каким образом выстраивается работа по осуществлению бизнес-анализа и каких результатов от нее следует ожидать.
Это особенно актуально, если учесть, что нередко путаются роли бизнес-аналитика и менеджера проектов. На самом деле это все-таки лишь смежные профессии, хотя желательно, чтобы менеджер был силен в основах аналитики, а бизнес-аналитик понимал основы менеджмента и мог на начальном этапе сопровождать внедрение своих идей. Не следует полностью смешивать эти специализации. В конечном счете аналитик сосредотачивается на описании текущего положения фирмы и на разработке предложений для улучшения бизнеса. Задача менеджера – собственно управление реализацией этих решений.
Так же ВАВОК полезен для учебных заведений для разработки образовательных программ.
Разделы BABOK GUIDE 3.0: Введение в бизнес-анализ
В версии 3.0 руководство делится на одиннадцать разделов. Первый из них – введение. Там определяются цели, о которых было сказано выше, и даются развернутые определения основным понятиям – что такое бизнес-анализ и кто им занимается.
Второй раздел посвящен вводу терминов и описанию концепций, без которых невозможно понимание предлагаемого свода знаний. В частности, выделяются шесть главных концепций:
Третья часть посвящена мониторингу и планированию процесса анализа. В ней рассказывается, как стоит организовывать и координировать взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами.
В четвертом разделе говорится о выявлении информации, которую предстоит анализировать, и о взаимодействии с источниками этих сведений.
Пятый касается управления требованиями – то есть условиями или характеристиками, необходимыми для ликвидации проблемы или достижения цели. Рассматриваются вопросы актуальности требований, расстановки приоритетов между ними, их утверждения.
Речь в шестой части идет об анализе стратегии – как уже существующей, так и предлагаемой.
Седьмой раздел посвящается более предметному анализу требований. Речь идет об их моделировании, верификации, проектировании их архитектуры.
Восьмой посвящен оценке, то есть определению качества возможных решений. В частности, вводится понятие производительности – то есть потенциальной результативности предлагаемой реформы.
Девятая глава устанавливает необходимые профессиональные и личные качества непосредственно бизнес-аналитика. Среди них – аналитическое мышление, определенные поведенческие привычки, знания в сфере бизнеса, навыки успешной коммуникации, знание приемов взаимодействия с людьми, владение рядом инструментов и технологий.
В десятом разделе подробно рассматриваются многочисленные существующие методы анализа.
Наконец, в одиннадцатой главе рассказывается о возможностях использования анализа бизнеса в нескольких смежных областях.
Со знакомства с руководством начинается освоение тонкостей бизнес-аналитики. В дальнейшем каждый работник этой области обязан регулярно знакомиться с выпускаемыми обновлениями, проверять, насколько его повседневная деятельность соотносится с описанными концепциями и методиками. Это руководство – не догма, более того, перспективные новые находки могут быть учтены при составлении следующей версии. Но умение ориентироваться в этом своде необходимо даже при самом оригинальном подходе к работе. Иными словами, BABOK необязательно в точности выполнять, но его нужно знать.
BABOK изучается в основном в рамках дополнительного и бизнес-образования.
Необходимые знания можно получить, например, в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе второго высшего образования, и на программах профессиональной переподготовки.
50 методов BABOK 3.0
50 оттенков методов BABOK 3.0
Одной из самых интересных и полезных частей стандарта BABOK (Business Analysis Body of Knowledge, Свода знаний по бизнес-анализу) является раздел, посвященный техникам (методам) бизнес анализа.
Актуальная версия стандарта BABOK (на момент создания статьи это версия 3.0, которая вышла в апреле 2015 года) включает в себя 50 техник (методов), которые следует применять при выполнении работ по бизнес-анализу. По сравнению с версией стандарта 2.0 добавилось 16 новых техник.
Ниже представлен скриншот из оригинальной версии стандарта, на английском, с перечнем методов:
Первые 25 методов стандарта BABOK 3.0
Методы BABOK 3.0 (с 26 по 50)
А вот перечень методов, с переводом каждого на русский язык:
10.1 Acceptance and Evaluation Criteria (“Критерии приемки и оценки”)
10.2 Backlog Management (“Управление бэклогом”)
10.3 Balanced Scorecard (“Сбалансированная система показателей”)
10.4 Benchmarking and Market Analysis (“Бенчмаркинг и Анализ рынка”)
10.5 Brainstorming (“Мозговой штурм”)
10.6 Business Capability Analysis (“Анализ бизнес-возможностей”)
10.7 Business Cases (“Бизнес-кейсы”)
10.8 Business Model Canvas (“Бизнес-модель «Канвас»)
10.9 Business Rules Analysis (“Анализ бизнес-правил”)
10.11 Concept Modelling (“Концептуальное моделирование”)
10.12 Data Dictionary (“Словарь данных”)
10.13 Data Flow Diagrams (“Диаграммы потоков данных”)
10.14 Data Mining (“Интеллектуальный анализ данных”)
10.15 Data Modelling (“Моделирование данных”)
10.16 Decision Analysis (“Анализ принятия решений”)
10.17 Decision Modelling (“Моделирование принятия решений”)
10.18 Document Analysis (“Анализ документов”)
10.19 Estimation (“Оценка”)
10.20 Financial Analysis (“Финансовый анализ”)
10.21 Focus Groups (“Фокус-группы”)
10.22 Functional Decomposition (“Функциональная декомпозиция”)
10.23 Glossary (“Глоссарий”)
10.24 Interface Analysis (“Анализ интерфейсов”)
10.26 Item Tracking (“Отслеживание вопросов/элементов”)
10.28 Metrics and Key Performance Indicators (KPIs) (“Метрики и ключевые показатели эффективности (КПЭ)”)
10.29 Mind Mapping (“Интеллект-карта”)
10.30 Non-Functional Requirements Analysis (“Анализ нефункциональных требований”)
10.31 Observation (“Наблюдение”)
10.32 Organizational Modelling (“Организационное моделирование”)
10.33 Prioritization (“Приоритезация”)
10.34 Process Analysis (“Анализ процессов”)
10.35 Process Modelling (“Моделирование процессов”)
10.37 Reviews (“Рецензирование”)
10.38 Risk Analysis and Management (“Анализ и управление рисками”)
10.39 Roles and Permissions Matrix (“Матрица ролей и прав доступа”)
10.40 Root Cause Analysis (“Анализ основных причин”)
10.41 Scope Modelling (“Моделирование границ\объема”)
10.42 Sequence Diagrams (“Диаграммы последовательности”)
10.43 Stakeholder List, Map, or Personas (“Список заинтересованных сторон, карта заинтересованных сторон или действующие лица”)
10.44 State Modelling (“Моделирование состояний”)
10.45 Survey or Questionnaire (“Опросы или Анкетирование”)
10.46 SWOT Analysis (“SWOT-Анализ”)
10.47 Use Cases and Scenarios (“Сценарий использования и Сценарии”)
10.48 User Stories (“Пользовательские истории”)
10.49 Vendor Assessment (“Оценка поставщика”)
10.50 Workshops (“Воркшопы”)
Многие из вышеперечисленных методов использовались мной в ходе выполненных проектов и накопился определенный опыт их применения. Наиболее интересные методы я опишу в отдельных статьях. Для начала разберем метод 10.27 – “Извлеченные уроки” (Lessons Learned)
По мере готовности новых статей сюда будут выкладываться новые ссылки на статьи.
Удачи в изучении и применении стандарта BABOK!
Подписка на рассылку
Тренинг «Моделирование в BPMN 2.0»
BABOK v3: бизнес-анализ для управления изменениями
Последние версии всех популярных стандартов, связанных с управлением организациями, включают знания и требования к управлению изменениями. Стандарту BABOK v3 удалось наиболее полно и структурировано изложить материал по теме планируемых организационных преобразований. Во многом это связано со спецификой стандарта, предназначенного для бизнес-аналитиков. И несмотря на то, что стандарт пользуется наибольшей популярностью в среде IT-специалистов, знакомство с последней его версией будет полезно всем, кто хочет эффективно управлять организацией.
Что такое BABOK
BABOK — это свод знаний, вбирающий в себя информацию относительно бизнес-анализа. Под последним понимается разноплановая деятельность в рамках организации, которая помогает анализировать и принимать решения, приносящие пользу заинтересованным лицам. Наряду с осмыслением проблем компании, анализом потребностей, разработкой стратегий и помощью во взаимодействии заинтересованных лиц перед бизнес-аналитиками стоит задача внедрения изменений. Именно с этой точки зрения мы и рассмотрим руководство BABOK третьей версии.
Авторы BABOK стараются объединить существующие точки зрения на задачи, стоящие перед бизнес-аналитиками, к которым относятся:
Уже приведенный перечень задач представляет некий алгоритм действий, которые осуществляются в рамках инициатив на разном уровне:
Изменения и BABOK
Важно отметить, что BABOK, являясь стандартом, динамично меняется с учетом новых знаний и опыта бизнеса-аналитиков. Причем, даже в самых своих основах. Так, в третьей версии дано новое определение бизнес-анализа. Ранее акцент делался на работе по анализу и выработке рекомендаций для достижения целей и установления связей между заинтересованными лицами.
Rick Strempler еще до выхода последней версии стандарта в статье «BABOK version 3: what business analysts can expect», отмечает, что при рассмотрении ключевых концептов бизнес-аналитики много внимания уделяют выявлению проблем, возможностей (Needs) и принятию решений (Solutions), пренебрегая другими концепциями. Теперь акцент сделан на проведении изменений, отражающих динамику происходящих процессов. Само понятие «change» рассматривается как преобразующее действие в ответ на потребность. В третьей версии стандарта бизнес-анализ — это деятельность, позволяющая внедрять изменения в компании путем определения потребностей и рекомендации решений, которые обеспечивают ценность для заинтересованных лиц.
В общем, мы коснулись двух изменений: обновления самого стандарта и акцент на изменениях в работе бизнес-аналитика.
Что учитывает управляющий изменениями (концептуальная модель)
Для того, чтобы достигать поставленных целей, удовлетворять потребности заинтересованных лиц, необходимо проводить изменения. Инициативы в этом направлении рассматриваются как улучшения организации и являются преднамеренными, контролируются через деятельность бизнес-аналитика.
Основой для понимания центральных идей стандарта являются шесть концептов (понятий). Это те направления, которые необходимо учитывать аналитику для достижения желаемого результата.
В руководстве приведена таблица, раскрывающая суть каждого понятия этой концептуальной модели. Опираясь на нее, я опишу концепты и их взаимосвязи (как они указаны в таблице, но без дословного перевода).
Заинтересованные стороны (Stakeholder) — группа или человек с учетом их:
Потребности (Needs) — проблемы и возможности, которые:
Ценность (Value) — потенциальная или реализованная стоимость, значимость или полезность чего-либо:
Решение (Solution) — выбор способа действовать, который:
Контекст (Context) — любые обстоятельства окружающей среды, которые:
Наряду с перечисленными концептами введено понятие «изменения», и, как мы видим, на рисунке ему отводится верхнее место (собственно, все и начинается с «change»).
Под “изменением” понимается акт трансформации деятельности предприятия для повышения производительности. При этом «изменения» рассматриваются в системной взаимосвязи с другими концептами (на рисунке это показано в виде линий между понятиями). Руководство BABOK обращает внимание на то, что зависимости так же важны, как сами концепты.
Собственно для того, чтобы эффективно управлять изменениями необходимо обращать внимание на все элементы и взаимосвязи концептуальной модели (круговую поруку). Например, чтобы достичь ценности, необходимо разработать решение по изменению. Эффективное решение требует понимания контекста, в котором оно будет реализовываться. Ценность существует не сама по себе, а призвана удовлетворять потребности. Чтобы выявить потребности следует разобраться с заинтересованными лицами.
Действия по управлению изменениями
В процессе управления изменениями бизнес-аналитик готовит предприятие и заинтересованные стороны к инициированию изменений для удовлетворения бизнес-потребностей наиболее эффективным способом. Бизнес-анализ относится не только к изменениям, осуществляемым проектным образом, но в том числе и к эволюционной трансформации организации.
BABOK выделяет следующие стадии анализа:
При этом не стоит рассматривать все этапы по переходу из одного состояния в другое, как запланированные. Стандарт предоставляет возможности выбора для бизнес-аналитика исходя из конкретного контекста и задач. Некоторые этапы могут быть структурированы заранее, другие — без предварительной организации.
Деятельность бизнес-аналитика заключается в содействии перехода от потенциальной ценности до ее превращения в реальную. Достигается это путем эффективного применения потенциала предприятия. Для чего и необходимо производить изменения.
Как видно из рисунка, работа разделяется на три части.
I-я: Стратегический анализ представляет собой непрерывный процесс по отслеживанию потребностей и текущей ситуации в их изменении. Познакомившись с этой информацией и возможными решениями, заинтересованные стороны определяются с тем, стоит ли удовлетворять озвученные потребности. Полученная в результате стратегия может представлять собой стратегический план, концепцию, дорожную карту и т.д.
II-я: Чтобы эффективно управлять процессом изменений, необходимо перейти от общих, абстрактных желаний, жалоб, запросов к конкретным показателям и задачам. Для этого вводится понятие «требования», представляющее собой практическое отражение потребностей. Требования помогают понять те виды ценностей, которые будет возможно достичь для заинтересованных сторон. Помощником для бизнес-аналитика станет вопрос «Почему требование необходимо?». Все требования должны быть взаимосвязаны и соответствовать друг другу (стандарт выделяет требования бизнеса, заинтересованных лиц и решения).
Процесс выявления, анализа требований и формулирования возможных решений является итерационным. Таким образом, проводятся мероприятия от исследования потребностей и описания начальной концепции до рекомендаций конкретного решения в следующей потребности: описывается набор требований; требования проверяются на непротиворечивость; они утверждаются, гарантируя ценность для бизнеса; структурируются для поддержания общей бизнес-цели; проводится анализ компромиссных решений и рекомендации по проекту.
III-я: Оценка решения происходит как на этапе обоснования проекта, так и в процессе его реализации или по завершению. Это позволяет рекомендовать действия по устранению ограничений, преодолению трудностей и в работе с рисками.
Широкие возможности и учет особенностей конкретной инициативы
Принятие решения невозможно безотносительно к конкретной ситуации. Одной из составляющих контекста являются особенности, индивидуальность организации и заинтересованных лиц (в т.ч. убеждения, культура, стереотипы, стандарты компании и пр.). Бизнес-аналитик при выборе способов работы, конкретных методик, разработке решений опирается не только на методологии, но и специфику компании и личный опыт. Например, в одних компаниях процесс бизнес-анализа может быть формализован, стандартизирован, подписан ключевыми заинтересованными лицами (повышая обязательства всех сторон), а в других носить менее формальный характер.
Подходы к планированию варьируются от прогнозных (сводящих к минимуму неопределенность и максимизирующими контроль) до адаптивных (рассчитанных на короткие итерации). Выбор того или иного подхода зависит, как от возможности определить будущее заранее, так и отношения заинтересованных лиц к неопределенности и контролю.
BABOK нацелен на то, чтобы предоставить бизнес-аналитику широкие возможности проявлять гибкость в работе. Так, если стандарт ИСО 9001 опирается на процессный подход, то рассматриваемое руководство BABOK считает, что специалист может воспользоваться любой методологией, позволяющей удовлетворить бизнес-потребности с учетом конкретной ситуации. Для достижения лучшего результата бизнес-аналитикам рекомендуется изменять или создавать новые методы.
На практике при реализации проектов, усилиях по определению целей может использоваться больше чем один из взглядов (перспектив). Скорее всего они будут пересекаться и дополнять друг друга в зависимости от сложности инициатив. Например, может потребоваться оптимизация бизнес-процессов, осуществляемая с помощью гибких методик, для автоматизации (ИТ) системы.
Управление изменениями с помощью непрерывного обучения
Стандарт BABOK описывает область знаний по планированию и мониторингу бизнес-анализа. Это призвано координировать и организовывать деятельность бизнес-аналитиков вместе с заинтересованными сторонами, что достигается путем анализа деятельности и внесения изменений. Выявляя возможности повышения производительности бизнес-аналитика, обеспечивается непрерывное обучение, используются возможности совершенствования деятельности всех участников процесса изменений.
С этой целью вводятся показатели эффективности, позволяющие отслеживать улучшения в работе путем определения профилактических, коррекционных или развивающих действий на всех этапах изменений. Важно отметить, что эффективность аналитической деятельности зависит от конкретной ситуации с учетом реализуемой инициативы и особенностей организации. Выбранные показатели эффективности призваны поощрять одни модели поведения и могут мешать другим.
Работа по оценке эффективности может документироваться или быть неформальной, показатели количественные и качественные – главное, чтобы она позволяла бизнес-аналитику определить проблемы и способы повышения эффективности. Выявив потенциальные точки улучшения, бизнес-аналитик руководствуется ими в работе над новыми задачами.
В работе по оценке ценности аналитической работы могут принимать участие все заинтересованные лица, бизнес-аналитик всегда открыт для обратной связи.
Выводы
Деятельность бизнес-аналитика приводит к организационным изменениям, и на нем лежит ответственность за определение того, какие будут предложены изменения и способ, обеспечивающий адекватный анализ этих преобразований. На мой взгляд, в руководство BABOK третьей версии включен ряд важных подходов, повышающих эффективность управления изменениями. Стандарт:
Сделал акцент на роли бизнес-аналитика в управлении изменениями. При реализации инициатив не стоит зацикливаться на технических аспектах проекта.
Предоставляет широкие возможности для поиска результативных и эффективных решений в любой ситуации. Таким образом, бизнес-аналитик имеет разносторонний набор перспектив будущего и инструментов для управления, что дает возможность ему, как субъекту проявить свободу воли.
Рассматривает управление изменениями всесторонне, а не только в границах перехода от «как есть» к «как должно быть». В частности, с учетом тех ценностей, которые призваны привнести изменения (а не изменения ради изменений), разных заинтересованных сторон, сил влияющих на процесс и все это в динамике складывающейся ситуации (а не статической картинки).
Процесс управления рассматривается динамично. Контроль осуществляется через требования (показатели), позволяющие отслеживать действия и результаты по достижению поставленных целей. И наряду со статичными требованиями, которым должно удовлетворять решение и которые описывают потребности, выделяются переходные. Такие требования носят временный характер и позволяют осуществлять планомерный переход из одного состояния в другое, утрачивая свою актуальность после достижения промежуточных целей. Они используются для обеспечения непрерывности бизнеса, обучения, преобразования данных.
Ведет к развитию компании путем организации непрерывного обучения. Бизнес-аналитик с помощью заинтересованных лиц оценивает эффективность бизнес-анализа, выявляет причины отклонения от ожиданий и находит способы улучшить результаты в будущем.
Что такое BABOK и зачем он нужен: практика бизнес-анализа
Продолжая разговор про практический бизнес-анализ, сегодня рассмотрим, что такое BABOK, как появился этот свод знаний и чем именно он полезен бизнес-аналитику, а также руководителю. Читайте в нашей статье краткий ликбез по Business Analysis Body of Knowledge: назначение, основное содержание и особенности сертификации.
Что такое BABOK и зачем он нужен бизнес-аналитику
BABOK – это акроним от Business Analysis Body of Knowledge, руководство к своду знаний по бизнес-анализу от Международного института IIBA (International Institute of Business Analysis) [1]. Примечательно, что само руководство позиционируется не как профессиональный стандарт бизнес-аналитика, а как набор общепринятых практик бизнес-анализа. Однако, с прикладной точки зрения этот документ можно рассматривать именно как профессиональный стандарт или фреймворк профессиональной деятельности бизнес-аналитика, который описывает входящие в нее области знаний, базовые компетенции, методы, техники, подходы и практики. Тем более, что, помимо этих основных понятий, как и любой предметный свод знаний, БАБОК пытается определить профильную специальность с помощью согласованной терминологии и решаемых на практике задач.
Первая версия BABOK была издана в 2005 году, а последняя (3.0) – в 2015 [2]. При том, что BABOK считается руководством, он НЕ является пошаговой методологией или учебником по отдельным техникам. Он включает ссылки на различные методы, инструменты, практики и подходы, но не детализирует их, предполагая у своего читателя наличие опыта работы со всеми этими средствами. Тем не менее, такое масштабное в целом, пусть и краткое описание в отдельности, описание большинства практических задач и способов их решения позволяет бизнес-аналитику структурировать и систематизировать уже имеющиеся компетенции, а также освоить несколько новых инструментов и по-другому взглянуть на знакомые вещи. Бонусом к этому идет почти 20%-ое повышение зарплаты, которое получают сертифицированные IIBA специалисты по BABOK, согласно ежегодному отчету IIBA. О процессе сертификации мы поговорим далее, а пока подчеркнем, что БАБОК предназначен для опытных профессионалов по бизнес-анализу и не подходит в качестве введения в специальность для новичков.
Кому еще пригодится БАБОК и каким образом
Итак, систематизация знаний и умений, описанных в данном руководстве, позволяет получить целостную картину о профессиональной деятельности бизнес-аналитика. Поэтому BABOK также полезен преподавателям и специалистам, которые разрабатывают курсы повышения квалификации и программы обучения по системному и бизнес-анализу в ВУЗах и специализированных учебных центрах [3]. Также стоит упомянуть косвенную пользу от BABOK, которую он приносит менеджерам и рекрутерам, выступая в качестве профессионального маркера, который отмечает состоявшегося бизнес-аналитика. Как мы уже отметили выше, IIBA проводит сертификацию по данному своду знаний через сдачу экзаменов в виде онлайн-тестирования на английском языке. Далее мы рассмотрим, какие профессиональные уровни бизнес-аналитика выделяет IIBA.
ECBA, CCBA, CBAP: 3 вида профессиональных сертификатов IIBA по BABOK
На сегодняшний день IIBA выделяет 3 уровня профессиональных компетенций бизнес-аналитика по руководству BABOK, в зависимости от практического опыта кандидатов [4]:
Сертификат ECBA действует бессрочно, CCBA и CBAP действительны 3 года, по истечении которых необходима ресертификация в виде повторной сдачи экзамена. Количество и качество экзаменационных вопросов также зависит от уровня сертификации. Например, тесты CCBA и CBAP содержат по 130 и 120 вопросов соответственно. Причем большая часть из них представлена в виде case-study, когда к одной бизнес-ситуации, описанной достаточно подробно, задается несколько вопросов. ECBA не включает таких кейсов и состоит всего из 50 вопросов. Время, отведенное на решение задач и цена экзамена также зависят от уровня. Более детально о процессе сертификации мы поговорим в отдельной статье, а сейчас рассмотрим краткое содержание BABOK.