Что такое стандарт государственной услуги
Что такое стандарт государственной услуги
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, единому стандарту
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
8) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
1) заявитель (состав (перечень) заявителей);
2) способ (способы) направления запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
3) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядок получения заявителем сведений, в том числе в электронной форме, о ходе рассмотрения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
5) порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в исправлении таких опечаток и ошибок;
6) порядок выдачи дубликата документа, выданного по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче этого дубликата;
7) порядок оставления запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги без рассмотрения;
8) форма запроса о предоставлении соответствующей услуги, форма документа, являющегося результатом предоставления соответствующей услуги, форма заявления об исправлении технических ошибок в данном документе, форма заявления о выдаче дубликата данного документа, форма заявления об оставлении запроса без рассмотрения, если иное не предусмотрено федеральным законом;
9) способ (способы) направления заявителю документов (информации), являющихся результатом предоставления соответствующей государственной или муниципальной услуги.
(часть 2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 472-ФЗ)
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
ГАРАНТ:
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 471-ФЗ в пункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
ГАРАНТ:
См. Концепцию развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в пункт 7 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8, вступающим в силу с 1 июля 2011 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в пункт 9 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, единому стандарту
Информация об изменениях:
Статья 14. Требования к стандарту предоставления государственной или муниципальной услуги, единому стандарту
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
1. Стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает:
1) наименование государственной или муниципальной услуги;
2) наименование органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу;
3) результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
4) срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
5) правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ в пункт 6 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2011 г.
6) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
7) исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
Информация об изменениях:
8) исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
9) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
10) максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата предоставления государственной или муниципальной услуги;
11) срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ в пункт 12 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2016 г.
12) требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги, в том числе к обеспечению доступности для инвалидов указанных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
13) показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
ГАРАНТ:
См. Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. N 1284
14) иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Информация об изменениях:
1) заявитель (состав (перечень) заявителей);
2) способ (способы) направления запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
3) размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) порядок получения заявителем сведений, в том числе в электронной форме, о ходе рассмотрения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
5) порядок исправления допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в исправлении таких опечаток и ошибок;
6) порядок выдачи дубликата документа, выданного по результатам предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче этого дубликата;
7) порядок оставления запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги без рассмотрения;
8) форма запроса о предоставлении соответствующей услуги, форма документа, являющегося результатом предоставления соответствующей услуги, форма заявления об исправлении технических ошибок в данном документе, форма заявления о выдаче дубликата данного документа, форма заявления об оставлении запроса без рассмотрения, если иное не предусмотрено федеральным законом;
9) способ (способы) направления заявителю документов (информации), являющихся результатом предоставления соответствующей государственной или муниципальной услуги.
Стандарты государственных и муниципальных услуг
«Руководитель бюджетной организации», 2012, N 5
Применение стандартов государственных и муниципальных услуг является на сегодняшний день достаточно широкой практикой в деятельности бюджетных учреждений, выполняющих государственные и муниципальные задания. В данной статье проводится теоретический анализ и рассматриваются отдельные практические вопросы применения таких стандартов.
Что такое стандарт государственной (муниципальной) услуги?
Часть 1 ст. 1 Закона N 210-ФЗ.
Часть 3 ст. 1 Закона N 210-ФЗ.
Таким образом, какое-то единое определение рассматриваемого понятия в федеральном законодательстве применительно к любым государственным или муниципальным услугам на сегодняшний день отсутствует. Вместе с тем можно сделать вывод, что в общем смысле стандарт государственной или муниципальной услуги является документом, в котором сформулированы определенные требования к оказанию той или иной услуги.
Также следует отметить, что на региональном и муниципальном уровне нередко используется понятие «стандарт качества государственной (муниципальной) услуги». Такие стандарты, как правило, создавались во многих регионах и муниципальных образованиях в рамках программ реформирования общественных финансов. Правила их создания готовились различными консультационно-экспертными группами, эти правила имеют некоторое разнообразие, однако в целом стандарты также предъявляют определенный набор требований к тому, как должна оказываться та или иная услуга. Например, стандарт качества предоставления муниципальной услуги «информирование населения о деятельности органов местного самоуправления, социально-экономической, общественно-политической жизни городского поселения «Город Амурск» включает в себя следующие разделы:
Пункт 1.3.2 Положения о порядке разработки, утверждения и применения стандартов качества муниципальных услуг (работ) города Рязани, утвержденного Постановлением Администрации г. Рязани от 14.10.2011 N 4449.
Обязательно ли применение стандартов государственных и муниципальных услуг с точки зрения действующего законодательства?
Часть 1 и п. 2 ч. 2 ст. 12 Закона N 210-ФЗ.
Части 1 и 3 ст. 1 Закона N 210-ФЗ.
Статья 6 Закона N 195-ФЗ.
Пункт 3 Постановления Главы г. Ангарска от 10.07.2009 N 983-г «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения стандартов качества муниципальных услуг города Ангарска».
Зачем нужны стандарты государственных и муниципальных услуг?
Стандарты государственных и муниципальных услуг (стандарты качества услуг) могут выполнять сразу несколько функций, важных для обеспечения необходимых условий государственного и муниципального управления.
Во-первых, наличие стандартов позволяет четко определять необходимый уровень оказания одной и той же услуги в различных учреждениях муниципалитета или региона.
Во-вторых, стандарт оказания услуги может быть удобным элементом при формировании государственных и муниципальных заданий и основой для определения нормативов финансирования государственных и муниципальных услуг по этим заданиям.
Собственно, при наличии стандарта, определяющего объем, качество, порядок и условия оказания услуги, в задание могут входить определенное количество установленных единиц услуги (например, койко-дней) и ссылка на существующий стандарт. Также стандарт позволяет рассчитывать стоимость оказания услуги по этому стандарту, то есть выходить на обоснованный норматив финансирования единицы услуги. Для этого стандарт опять же должен быть четким и конкретным.
В-третьих, стандарт оказания услуги может выступать в роли важного функционального элемента для осуществления контроля за оказанием государственных и муниципальных услуг.
Стандарт в данном случае является измеримым эталоном для сравнения фактической ситуации с тем, что требуется от поставщика услуги.
Наконец, хотя это уже и не относится исключительно к государственным и муниципальным учреждениям, наличие стандарта оказания той или иной государственной или муниципальной услуги является необходимым условием для закупки этой услуги у негосударственных (немуниципальных) поставщиков, например у коммерческих организаций через механизм государственного или муниципального заказа.
Здесь стандарт представляет определенный набор требований заказчика к тому, что должен обеспечить исполнитель, претендующий на оказание государственной или муниципальной услуги за счет бюджетных средств. И, кроме того, четкий и конкретный стандарт опять же выступает здесь в качестве содержательной основы для определения стоимости закупаемых услуг, например начальной цены контракта.
Компонент II: Стандарты государственных услуг
Некоторые общие принципы, которыми в идеале должно регулироваться оказание услуг российским государством своим гражданам:
Ситуация усугубляется отсутствием или, возможно, острой нехваткой четких законодательных стандартов государственных услуг. Не существует общепринятых стандартов качества и доступности государственных услуг, применимых в масштабах всей страны, включая федеральную и местную власти, граждан и группы граждан. Граждане и организации плохо осведомлены о своих правах в этой области. Чиновники не несут ответственности за неоказание услуг, равно как и за нарушение сроков их оказания и доступности, за низкое качество или чрезмерное усложнение процесса оказания услуг. Неспособность граждан и групп граждан выступить против чрезмерных административных требований или трудностей в сфере государственных услуг или против низкого качества услуг также создает почву для коррупции, неправомерно высоких административных сборов, нарушения прав человека, многочисленных расходов, тяжким бременем ложащихся на граждан и организации.
Однако повышение стандартов государственных услуг требует времени, особенно когда культура государственной службы ориентирована не на удовлетворение потребностей граждан, а на выполнение правил, как это происходит в Российской Федерации. Чтобы решить эту глубоко укоренившуюся проблему государственной администрации страны, Правительство Российской Федерации под эгидой Минэкономразвития России разработало проект концепции федерального закона «О стандартах государственных услуг». В проекте намечены концептуальные рамки, в которых будет создаваться федеральный закон о стандартах государственных услуг. Принять участие в обсуждении проекта концепции приглашены научные учреждения, международные донорские организации, представители бизнес-сообщества.
Прежде чем будут сформулированы и введены в действие стандарты государственных услуг, необходимо провести функциональный анализ в целях определения тех функций и услуг, которые могут быть: (i) выделены в состав государственных предприятий; (ii) приватизированы; (iii) переданы в регионы или муниципалитеты; (iv) переданы саморегулирующимся организациям; (v) предложены для аутсорсинга или тестирования в условиях рынка посредством объявления внешних тендеров; (vi) включены в состав некоммерческих организаций или государственных/частных товариществ; либо (vii) просто упразднены. Этот процесс уже начался на уровне отдельных министерств.
Однако в этом направлении предстоит еще очень большая работа. После того как при помощи функционального анализа будет установлено, какие учреждения будут оказывать те или иные услуги и на каком административном уровне (федеральном, региональном, муниципальном), предстоит решить, где необходимо осуществить перестройку в целях сокращения риска неправомерных действий (принуждения, давления, отказа в услугах, коррупции) и какие услуги могут быть реструктурированы для оказания их в электронной форме, что повысит эффективность и внутреннюю прозрачность, уменьшит коррупцию и снизит операционные затраты.
Для повышения стандартов государственных услуг следует прояснить ряд вопросов по каждой услуге, включая сроки оказания услуги; полную, конкретную и достоверную информацию о документах, которые должен представить гражданин для получения соответствующей услуги (общая стоимость, скидки для льготных категорий граждан); права и обязанности гражданина, получающего услугу.
Кроме правового компонента, который в достаточной степени отражен в законе о стандартах, оказание государственных услуг также связано с управленческими и финансовыми аспектами, которые необходимо учитывать при разработке стандартов. В этой области работа только началась. Не проводился также и анализ базовых бизнес-/административных процессов оказания услуг (описание необходимых операций, последовательность операций, процессы принятия решений, время выполнения операций и т.п.). Только на основе (а) законодательства; (б) реестра государственных услуг; (в) анализа бизнес-процессов; и (г) оценки затрат и наличия финансовых средств может быть разработан план создания стандартов государственных услуг.