Что такое стандартизация лекарственных препаратов

Что такое стандартизация лекарственных препаратов

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дата введения 2000-03-01

1. РАЗРАБОТАН Научным центром экспертизы и государственного контроля лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2. ВНЕСЕН Департаментом государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники.

4. В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Российской Федерации «О лекарственных средствах»*.

5. ВВЕДЕН ВЗАМЕН ОСТ 42-506-96 «Порядок разработки, согласования и утверждения нормативной документации на лекарственные средства и лекарственное растительное сырье».

1. ВВЕДЕНИЕ

1.1. Общие положения и нормативные ссылки

Отраслевой стандарт 91500.05.001-00 «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения» (далее по тексту ОСТ) разработан Научным центром экспертизы и государственного контроля лекарственных средств Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Основанием для разработки данного стандарта является Федеральный закон «О лекарственных средствах».

ОСТ «Стандарты качества лекарственных средств. Основные положения» разработан с учетом принципов, правил и требований, установленных в стандартах Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.5-92), приказом Минздрава России от 08.12.98 N 354 «О порядке рассмотрения и утверждения проектов нормативных документов по стандартизации в здравоохранении»* и практического опыта отечественной и международной стандартизации в области здравоохранения.

ОСТ 91500.05.001-00 согласно «Основным положениям стандартизации в здравоохранении» относится к группе 05 «Требования к лекарственному обеспечению».

1.2. Цели и задачи, область применения

Настоящий стандарт устанавливает категории, а также единый порядок разработки, изложения, оформления, экспертизы, согласования, утверждения и обозначения стандартов качества лекарственных средств.

Положения настоящего стандарта являются обязательными для организаций-разработчиков и предприятий-производителей лекарственных средств независимо от их ведомственной принадлежности, юридического статуса и форм собственности, а также для организаций и учреждений, осуществляющих экспертизу стандартов качества лекарственных средств.

Настоящий стандарт не распространяется:

— на кровь и ее компоненты, используемые в трансфузиологии;

— на сырье животного происхождения, используемое только для приготовления продуктов, подлежащих дальнейшей промышленной переработке для приготовления лекарственных средств;

— на лекарственные средства зарубежного производства;

— на лекарственные средства, изготавливаемые в аптечных учреждениях.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. Стандарты качества лекарственных средств, устанавливающие требования к лекарственным средствам, подразделяются на следующие категории:

— Государственные стандарты качества лекарственных средств (ГСКЛС);

— Фармакопейная статья предприятия (ФСП) на лекарственное средство конкретного предприятия.

3.1.1. К Государственным стандартам качества лекарственных средств относятся:

3.2. Стандарты качества лекарственных средств должны обеспечивать разработку качественного, эффективного и безопасного лекарственного средства.

3.3. Стандарты качества лекарственных средств должны своевременно пересматриваться с учетом новых достижений медицинской, фармацевтической и других наук и требований ведущих зарубежных фармакопей (рекомендаций ведущих международных организаций в области фармацевтической науки).

3.4. Требования Государственных стандартов качества лекарственных средств являются обязательными для всех предприятий и организаций, занятых в сфере обращения лекарственных средств.

3.5. Общая фармакопейная статья включает в себя перечень нормируемых показателей или методов испытания для конкретной лекарственной формы, описание физических, физико-химических, химических, биохимических, биологических, микробиологических методов анализа лекарственных средств, требования к используемым реактивам, титрованным растворам, индикаторам.

3.6. Фармакопейная статья разрабатывается на лекарственное средство под МНН (для монокомпонентных лекарственных средств) и содержит обязательный перечень показателей и методов контроля качества (с учетом его лекарственной формы), соответствующих требованиям ведущих зарубежных фармакопей.

Разработка фармакопейной статьи на оригинальное (патентованное) лекарственное средство в течение срока действия патентной защиты и включение ее в Государственную Фармакопею возможна лишь по согласованию с разработчиком лекарственного средства, либо осуществляется после окончания срока действия патента.

3.8. Общие фармакопейные статьи и фармакопейные статьи составляют Государственную Фармакопею.

3.9. Государственная Фармакопея издается Минздравом России и подлежит переизданию каждые 5 лет.

3.10.Фармакопейная статья предприятия содержит перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства производства конкретного предприятия и разрабатывается с учетом требований Государственной фармакопеи, общих фармакопейных статей и настоящего стандарта.

Показатели качества, содержащиеся в ФСП, должны быть не ниже требований, изложенных в Государственной Фармакопее.

3.11.Срок действия фармакопейной статьи предприятия устанавливается при ее утверждении с учетом уровня технологического процесса конкретного производства лекарственного средства, но не более 5 лет.

3.12. Ответственность за содержание и технико-экономическую обоснованность проектов стандартов качества лекарственных средств и изменений к ним, за соответствие их норм, показателей и требований современному уровню развития науки, техники и производства, за организацию их своевременного пересмотра несут руководители предприятий-производителей и организаций-разработчиков лекарственных средств.

3.13. Фармакопейная статья предприятия, созданная организацией-разработчиком или предприятием-производителем применительно к своему производству, является объектом их авторского права.

3.16. Ведение реестра стандартов качества лекарственных средств и изменений к ним, а также обеспечение заинтересованных организаций Государственной фармакопеей, общими фармакопейными статьями и фармакопейными статьями осуществляет Минздрав России или организация, уполномоченная им.

Источник

Что такое стандартизация лекарственных препаратов

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 августа 2002 года

[О стандартизации в сфере обращения лекарственных средств]

Динамичные изменения, происходящие на фармацевтическом рынке, и в организации медицинской помощи оказывают влияние на сферу лекарственного обращения страны. При этом:

— организация большого количества оптовых структур негосударственной организационно-правовой формы и увеличение аптечных учреждений;

— усиление процесса формирования аптечных сетей;

— значительные изменения в управлении сферой обеспечения лекарственными средствами.

Анализ принятых в ходе реформирования системы лекарственного обеспечения мер показал, что наряду с разрушением административно-командной системы управления фармацевтической деятельностью и разграничением полномочий в области лекарственного обеспечения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации в значительной степени была потеряна управляемость системой и нарушены межрегиональные связи.

Поэтому разработка федеральных нормативов, требований, стандартов, классификаторов становится одной из важнейших функций Минздрава России.

Основными объектами стандартизации в сфере обращения лекарственных средств являются:

— Организация контроля производства и контроля качества выпускаемой продукции.

— Процесс организации обеспечения лекарственными средствами на федеральном и региональном уровнях.

— Изготовление лекарственных средств аптечными учреждениями.

— Деятельность аптечных учреждений.

— Процессы, происходящие в товаропроводящей сети.

— Информация о лекарственных средствах для потребителей.

— Лекарственное обеспечение в системе лечебно-профилактических учреждений.

— Рациональное использование лекарственных средств.

В настоящее время в составе Экспертного Совета по рассмотрению проектов нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении работает профильная комиссия «Лекарственное обеспечение и диетическое питание».

На сегодняшний день введены в действие:

— ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)»;

Находятся на стадии утверждения в Минюсте России или подготовлены окончательные варианты проектов:

— ОСТ «Правила формирования перечней лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача»;

— ОСТ «Государственный реестр лекарственных средств. Общие требования»;

— ОСТ «Правила формирования Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств»;

— ОСТ «Инструкция на лекарственный препарат»;

— ОСТ «Паспорт лекарственного средства. Общие требования»;

— ОСТ «Фармакоэкономические исследования. Общие требования»;

— ОСТ «Лекарственные средства. Порядок установления сроков годности».

Разработан проект ОСТа «Правила розничной торговли в аптечных организациях».

Следует отметить, что для планомерной работы по созданию системы нормативных документов в сфере лекарственного обеспечения и внедрению нормативов в практику необходимы:

— координация и гармонизация с работами по стандартизации в сфере обращения лекарственных средств и в здравоохранении в целом;

— финансирование разработки стандартов;

— участие специализированных научных учреждений и широкой фармацевтической и медицинской общественности;

— включение в программы дипломного и последипломного образования изучение принципов стандартизации и применения действующих стандартов.

В целях дальнейшей стандартизации сферы обращения лекарственных средств

1. Принять к сведению информацию Управления организации фармацевтической деятельности обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями по стандартизации в сфере обращения лекарственных средств.

2. Управлению организации фармацевтической деятельности обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями (Подгорбунских Н.И.) совместно с Департаментом государственного контроля качества лекарственных средств и медицинской техники (Акимочкин В.Е.):

2.1. Обеспечить постоянный контроль за выполнением стандартов в сфере обращения лекарственных средств;

2.2. В срок до 01.12.2002 подготовить к утверждению ОСТ «Правила формирования Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств»;

2.3. В срок до 01.03.2003 подготовить к утверждению ОСТ «Правила розничной торговли в аптечных организациях»;

2.4. В срок до 31.09.2002 разработать план проведения научно-практических конференций по применению стандартов в практике во всех федеральных округах в течение 2002-2003 годов;

2.5. Совместно с Фармацевтической инспекцией в срок до 30.03.2003 подготовить предложения по комплексному развитию стандартизации в сфере обращения лекарственных средств.

3. Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (Ткаченко С.Б.) при планировании научных исследований на 2003 год и последующие годы предусмотреть включение тематики по разработке отраслевых стандартов в сфере обращения лекарственных средств.

4. Департаменту образовательных медицинских учреждений и кадровой политики (Володин Н.Н.) в срок до 01.03.2003 включить в план обучения специалистов высшего и последипломного образования основные принципы и положения стандартизации в сфере обращения лекарственных средств.

5. Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (Путин М.Е.) обеспечить финансирование работ по стандартизации в сфере обращения лекарственных средств из внебюджетных источников на 2003 год и последующие годы.

6. Департаменту государственного контроля лекарственных средств и медицинской техники согласовать с Минпромнауки России создание совместной рабочей группы по разработке стандартов по производству и качеству лекарственных средств.

7. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Министра А.В. Катлинского.

Председательствующий на коллегии
А.И.Вялков

Источник

Что такое стандартизация лекарственных препаратов

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Good manufacturing practice for medicinal products (GMP)

____________________________________________________________________
Текст Сравнения ГОСТ Р 52249-2009 с ГОСТ Р 52249-2004 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

Дата введения 2010-01-01

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Ассоциацией инженеров по контролю микрозагрязнений (АСИНКОМ) на основе собственного аутентичного перевода Правил, указанных в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 458 «Производство и контроль качества лекарственных средств»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 мая 2009 г. N 159-ст

4 Настоящий стандарт идентичен Правилам производства лекарственных средств для человека и животных Европейского Союза (ЕС Guide to Good Manufacturing Practice for Medicinal Products for Human and Veterinary Use) по состоянию на 31.01.2009 г., за исключением приложения 20.

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, указанные в разделе «Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов национальным стандартам»

Настоящий стандарт является идентичным переводом правил GMP Европейского Союза (GMP ЕС) «Good Manufacturing Practice for Medicinal Products for Human and Veterinary Use» по состоянию на 31 января 2009 г.

Впервые правила GMP ЕС были приняты в России в 2004 г. в качестве ГОСТ Р 52249-2004 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств», который соответствовал правилам GMP ЕС 2003 г. За истекшее время в правила GMP ЕС внесены следующие существенные изменения и дополнения:

— добавлены новые требования в основной текст;

— внесены изменения в:

— приложение 1 Производство стерильных лекарственных средств;

— приложение 3 Производство радиофармацевтических препаратов;

— приложение 7 Производство лекарственных средств из растительного сырья;

— приложение 13 Производство лекарственных средств для исследований;

— введены два новых приложения:

— приложение 19 Контрольные и архивные образцы;

— приложение 20 Анализ рисков для качества;

— внесен ряд других изменений.

Также была изменена структура данного стандарта. В ГОСТ Р 52249-2004 приложение 18 содержало «Руководство по производству активных фармацевтических субстанций (АФС)», что соответствовало Правилам GMP ЕС на 2003 г. В новой редакции правил GMP ЕС требования к производству АФС перенесены из приложения в основную часть, которая содержит теперь две части:

— часть I Основные требования и

— часть II Основные требования к активным фармацевтическим субстанциям (АФС), используемым в качестве исходных материалов.

Приложение 18 отсутствует, хотя сохранен его номер. Такой порядок структуры стандарта сохранен и в ГОСТ Р 52249-2009.

В последнюю редакцию правил GMP ЕС введено приложение 20 об анализе рисков, являющееся текстом руководства ICH Q9 «Анализ рисков для качества» (Quality Risk Management). Этот текст изложен неконкретно и непригоден к практическому применению. В связи с этим приложение 20 в текст нового стандарта не включено, о чем указано в сносках в тексте стандарта, выделенных курсивом.

По тексту стандарта опущены ссылки на Директивы ЕС, содержащиеся в оригинале правил GMP ЕС.

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к производству и контролю качества лекарственных средств для человека и животных.

Стандарт распространяется на все виды лекарственных средств и устанавливает общие требования к их производству и контролю качества, а также специальные требования к производству активных фармацевтических субстанций (часть II) и отдельных видов лекарственных средств (приложения 1-19).

Стандарт не устанавливает требований к обеспечению промышленной безопасности, пожарной безопасности, взрывобезопасности, химической безопасности и безопасности других видов при производстве лекарственных средств.

Часть I

1 Организация работы по обеспечению качества

Производитель лекарственных средств должен организовать их производство так, чтобы лекарственные средства гарантированно соответствовали своему назначению и предъявляемым к ним требованиям и не создавали риска для потребителей из-за нарушения условий безопасности, качества или эффективности. Ответственность за выполнение этих требований несут руководители и все работники предприятия-производителя, а также поставщики и дистрибьюторы.

Для достижения этой цели на предприятии-производителе на основе настоящего стандарта (правил GMP) должна быть создана система обеспечения качества, включающая в себя организацию работы по GMP, контроль качества и систему анализа рисков.

Должны быть документально оформлены в полном объеме требования к системе обеспечения качества и организован контроль эффективности ее функционирования. Все звенья этой системы следует укомплектовать квалифицированным персоналом, обеспечить необходимыми помещениями, оборудованием и пр. Ответственность за функционирование системы возлагается, в первую очередь, на руководителей и уполномоченных лиц.

Основные принципы обеспечения качества, правил GMP, контроля качества и системы анализа рисков взаимосвязаны и имеют первостепенное значение в организации производства лекарственных средств.

Обеспечение качества (управление качеством)

1.1 Обеспечение качества (управление качеством) является комплексной задачей, решение которой требует реализации всех мер, направленных на достижение установленных требований к качеству лекарственных средств. Обеспечение качества основывается на выполнении требований настоящего стандарта и других нормативных документов.

Система обеспечения качества (система качества) при производстве лекарственных средств должна гарантировать следующее:

I Лекарственные средства разработаны с учетом требований настоящего стандарта (правил GMP).

II На все производственные и контрольные операции разработана документация, соответствующая требованиям настоящего стандарта.

III Ответственность и обязанности всех работников четко определены.

IV Предусмотрены меры, обеспечивающие производство, поставку и использование исходных и упаковочных материалов, соответствующих установленным требованиям.

V Контроль промежуточной продукции и технологического процесса (внутрипроизводственный контроль), аттестация (испытания) процессов и оборудования проводятся в необходимом объеме.

VI Производство и контроль готовой продукции выполняются по утвержденным инструкциям (методикам).

VII Реализация лекарственных средств до выдачи уполномоченным лицом разрешения на выпуск не допускается. Уполномоченное лицо должно подтвердить, что каждая серия продукции произведена и проверена в соответствии с требованиями, установленными при государственной регистрации лекарственного средства.

VIII Существующая система мер обеспечивает качество лекарственных средств при их хранении, отгрузке и последующем обращении в течение всего срока годности.

IX Порядок проведения самоинспекции и/или аудита качества позволяет регулярно оценивать эффективность системы обеспечения качества.

Требования к производству и контролю качества лекарственных средств (GMP)

1.2 Настоящий стандарт направлен на обеспечение качества, т.е. обеспечение гарантии того, что производство и контроль качества продукции постоянно соответствуют требованиям, установленным при государственной регистрации, нормативной документации, стандартам качества, и продукция соответствует своему назначению.

Основные требования GMP:

I Все производственные процессы должны быть четко регламентированы и должны периодически пересматриваться с учетом накопленного опыта. Следует контролировать стабильность производства лекарственных средств с заданным качеством в соответствии со спецификациями на них.

II Следует проводить аттестацию (испытания) критических стадий процессов производства, в том числе при внесении существенных изменений в технологический процесс.

III Следует обеспечить все необходимые условия для выполнения требований настоящего стандарта, в т.ч. включая наличие:

— обученного и аттестованного персонала;

— необходимых помещений и площадей;

— соответствующего оборудования и системы обслуживания;

— материалов, средств упаковки и маркировки, удовлетворяющих установленным требованиям;

— утвержденных инструкций и методик;

— требуемых условий хранения и транспортирования.

IV Инструкции и методики должны быть конкретными, изложены ясно и однозначно в письменной форме.

V Персонал должен быть обучен правильному выполнению инструкций.

VI В процессе производства следует составлять протоколы (заполняемые рукописным способом и/или с применением технических средств), документально подтверждающие фактическое проведение предусмотренных инструкциями технологических стадий и получение продукции требуемого качества в количестве, соответствующем установленным нормам. Все отклонения необходимо расследовать и протоколировать в полном объеме.

VII Протоколы на серию продукции, в т.ч. на документацию по реализации продукции, должны давать возможность прослеживать изготовление каждой серии и храниться в полном объеме в доступной форме.

VIII Порядок реализации (оптовой продажи) продукции должен сводить к минимуму любой риск для ее качества.

IX Следует организовать систему отзыва любой серии продукции из продажи или поставки.

X Рекламации на качество продукции следует тщательно рассматривать, а причины ухудшения качества расследовать с принятием соответствующих мер по их предотвращению.

1.3 Контроль качества является частью настоящего стандарта (правил GMP) и включает в себя отбор проб, проведение испытаний (анализов) и оформление соответствующей документации. Инструкции по организации, документированию и выдаче разрешения на выпуск продукции должны включать в себя проведение всех необходимых испытаний и запрещать использование исходного сырья и материалов и реализацию готовой продукции до подтверждения соответствия качества установленным требованиям.

Основные требования к контролю качества:

I Наличие необходимых помещений и оборудования, обученного персонала, утвержденных методик по отбору проб, проверке и проведению испытаний исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, контролю окружающей среды в соответствии с требованиями настоящего стандарта (правил GMP).

II Проведение отбора проб исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции аттестованным персоналом в соответствии с методиками, утвержденными отделом контроля качества.

III Проведение испытаний аттестованными методами.

IV Составление протоколов (заполняемых рукописным способом и/или с применением технических средств), подтверждающих фактическое проведение всех необходимых отборов проб, проверок и испытаний, а также регистрацию любых отклонений и расследований в полном объеме.

Источник

Стандартизация лекарственных средств

Определение, задачи, принципы, направления стандартизации лекарственных препаратов, методика определения качества фармацевтических средств. Сущность государственных, международных фармакопей. Порядок представления стандартов на экспертизу, их утверждение.

РубрикаМедицина
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления28.11.2016
Размер файла40,7 K

Что такое стандартизация лекарственных препаратов. Смотреть фото Что такое стандартизация лекарственных препаратов. Смотреть картинку Что такое стандартизация лекарственных препаратов. Картинка про Что такое стандартизация лекарственных препаратов. Фото Что такое стандартизация лекарственных препаратов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии

Стандартизация лекарственных средств

стандартизация лекарственный фармакопея фармацевтический

1. Стандартизация лекарственных средств

1.1 Определение, задачи, принципы, направления стандартизации лекарственных средств

1.2 Законодательные документы стандартизации и показателей лекарственных средств

2. Стандарты качества лекарственных средств

2.1 Государственные стандарты качества

2.2 Государственные фармакопеи

2.3 Международная фармакопея

2.4 Национальные руководства и региональные фармакопеи

3. Порядок представления стандартов на экспертизу, согласование и утверждение

Государственная система стандартизации в нашей стране начала функционировать с 1968г. Она рассматривается не только как важнейшая экономическая, но социальная и политическая задача. За истекшие годы в соответствии с постановлениями правительства был принят целый ряд программ, позволивших на основе совершенствования стандартов повысить качество продукции и услуг в различных отраслях народного хозяйства [7].

Разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере здравоохранения, осуществляется в соответствии с «Основными положениями стандартизации в здравоохранении», утвержденными Минздравом Российской Федерации, Госстандартом России и Федеральным фондом ОМС в январе 1998 г [8,10,17].

Целью стандартизации в здравоохранении является повышение качества профилактических и лечебно-диагностических мероприятий, решение задач сохранения и улучшения здоровья населения. Основные направления развития стандартизации в здравоохранении: стандартизация медицинских услуг, стандартизация лекарственного обеспечения, регламентация требований к условиям оказания медицинской помощи, стандартизация профессиональной деятельности, стандартизация информационного обеспечения [10,17].

После регистрации ЛС проходит Государственный контроль качества.

В связи с выше изложенным, целью курсовой работы явилось изучение нормативно-технической документации, регламентирующих качество ЛС.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить задачи, принципы и направления стандартизации лекарственных средств.

2. Изучить состав и структуру нормативно-технической документации (документов стандартизации и контроля качества ЛС).

1. Стандартизация лекарственных средств

1.1 Определение, задачи, принципы, направления стандартизации лекарственных средств

Система стандартизации в здравоохранении направлена на совершенствование управления отраслью, обеспечение ее целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, лицензированию и сертификации. Это, в свою очередь, должно привести к повышению качества медицинской помощи, рациональному использованию финансовых, материальных, трудовых, информационных ресурсов, оптимизации лечебно-диагностического процесса, интеграции отечественного здравоохранения в мировую медицинскую практику [10,16,17].

Развитие системы стандартизации в здравоохранении обусловлено объективной необходимостью обобщения и унификации новых позитивных результатов исследований и разработок в форме нормативно-технической документации для создания, в конечном счете, условий для многократного эффективного применения их в сфере оказания медицинской помощи. Эта система создает необходимую нормативную базу для развития доказательной

медицины. Анализ существующих в здравоохранении проблем позволяет установить следующие причины, определяющие приоритетность работ по стандартизации:

* отсутствие единых подходов к формированию нормативной базы отрасли;

* необходимость повышения эффективности использования ресурсов

здравоохранения на фоне растущей стоимости медицинских товаров и услуг;

* неуклонный рост числа новых медицинских технологий, который усложняет процесс выбора врачом оптимального способа профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных [10,16,17].

С учетом возросшей необходимости системного решения этих проблем

в 1997 г. было принято совместное решение коллегии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по стандартизации и сертификации и Совета исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) «Об основных положениях стандартизации в здравоохранении», которое положило начало созданию современной системы стандартизации в здравоохранении Российской Федерации [10].

В настоящее время основным нормативным документом РФ в области стандартизации является Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Под стандартизацией в здравоохранении понимают деятельность, направленную на совершенствование управления отраслью, повышение качества медицинской помощи и эффективности использования ресурсов путем разработки и установления нормативов, правил, требований, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг.

Осуществление этой деятельности предусматривает последовательное решение целого комплекса задач:

* создание единой системы оценки показателей качества и экономических характеристик медицинских услуг, установление научно-обоснованных требований к их номенклатуре и объему;

* установление требований к условиям оказания медицинской помощи,

а также технологической совместимости и взаимозаменяемости процессов,

оборудования, материалов, лекарственных средств и других компонентов, применяемых при оказании медицинской помощи;

* нормативное обеспечение метрологического контроля в здравоохранении;

* установление единых требований к аккредитации медицинских учреждений, сертификации специалистов;

* создание и информационная поддержка систем классификации, кодирования и каталогизации в здравоохранении и др.

Действующая в здравоохранении Российской Федерации система стандартизации базируется на следующих основных принципах:

* Принцип актуальности: соответствие требованиям законодательства и нормативным правовым актам РФ, международным нормам и современным

* Принцип согласия (консенсуальности): все субъекты-участники процесса стандартизации должны стремиться к единообразию формы и содержания нормативных документов,

* Принцип единообразия: в системе здравоохранения должен быть установлен единый порядок разработки, согласования и использования нормативных документов по стандартизации,

* Принцип целесообразности: требования должны быть целесообразными как с научной, так и с практической точек зрения и соответствовать федеральному и международному законодательству, современным достижениям науки и техники,

* Принцип комплексности и проверяемости: требования, предъявляемые к различным объектам стандартизации, должны согласовываться между собой и быть проверяемыми объективными методами.

Основными направлениями развития системы стандартизации в современных условиях здравоохранения являются следующие:

* стандартизация в области ресурсов здравоохранения;

* стандартизация в области технологий в здравоохранении;

* стандартизация в области результатов применения технологий.

Систему стандартизации в здравоохранении Российской Федерации регламентирует отраслевой стандарт “Система стандартизации в здравоохранении основные положения” (ОСТ 91500.01.0007-2001), утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.06. 2001 года № 181 [8,10,14,16].

*технологии выполнения медицинских услуг;

* качество медицинских услуг;

* системы жизнеобеспечения в экстремальных ситуациях [10,17].

1.2 Законодательные документы стандартизации и показателей лекарственных средств

В основе процесса стандартизации лежит понятие «стандарт».

В Российской Федерации установлены следующие категории НД: Государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты (РСТ) и технические условия (ТУ). Стандартами на ЛС являются ФС, ТУ, регламентирующие их качество, а также производственные регламенты, нормирующие их технологию [1,7,10,16].

Основным документом, нормирующим качество выпускаемых в нашей стране лекарств, является Государственная фармакопея (ГФ). Нормативными документами, отражающими дополнительные технические требования к производству, контролю, хранению, маркировке, упаковке, транспортировке ЛС, являются государственные отраслевые стандарты (Например, ГОСТ Р 52249-2009) [7,8,10]. Целью создания отраслевого стандарта является установление категорий и единого порядка разработки, изложения, оформления, экспертизы, согласования, обозначения и утверждения стандартов качества ЛС. Требования данного стандарта являются обязательными для организаций-разработчиков, предприятий-изготовителей ЛС, организаций и учреждений, осуществляющих экспертизу стандартов качества отечественных ЛС, независимо от ведомственной принадлежности, юридического статуса и форм собственности. Изложенные в стандарте правила не распространяется:

— на кровь и ее компоненты, используемые в трансфузиологии;

— на сырье животного происхождения, используемое только для приготовления продуктов, подлежащих дальнейшей промышленной переработке для приготовления лекарственных средств;

— на ЛС зарубежного производства;

— на ЛС, изготавливаемых в аптечных учреждениях [14,16].

2. Стандарты качества лекарственных средств

Стандарты качества, устанавливающие требования к ЛС, подразделяются на следующие категории:

— государственные стандарты качества лекарственных средств (ГСКЛС);

— фармакопейная статья предприятия (ФСП) на лекарственное средство конкретного предприятия.

К государственным стандартам качества лекарственных средств относятся:

Содержание указанных стандартов отличается друг от друга [7,8,10,14,17].

2.1 Государственные стандарты качества

ОФС содержит основные общие требования к лекарственной форме или описание стандартных методов контроля ЛС. ОФС включает перечень нормируемых показателей и методов испытаний конкретной ЛФ или описание методов анализа ЛС, требования к реактивам, титрованным растворам, индикаторам [8,10].

ФС содержит обязательный перечень показателей и методов контроля качества лекарственного средства (с учетом его лекарственной формы), соответствующих требованиям ведущих зарубежных фармакопей.

Организацией-держателем подлинников ОФС, ФС, ФСП является Минздрав РФ. Держателем подлинников ФСП является также соответствующее предприятие-производитель или организация-разработчик.

ОФС, ФС и ФСП должны иметь установленные ОСТом единые формы титульного листа и последнего листа для каждой категории стандартов. Их содержание излагается с помощью терминов, понятий, методов, норм, предусмотренных Федеральным законом «О лекарственных средствах», ГФ и отраслевыми стандартами [14].

ФС или ФСП на индивидуальное лекарственное вещество (субстанцию) состоит из последовательно изложенных разделов [14]:

1. Название субстанции на русском языке и химическое название в соответствии с правилами ИЮПАК указываются в следующей последовательности:

2. В центре и ниже должна быть расположена структурная формула, изображенная в соответствии с правилами ИЮПАК.

4. Относительная молекулярная масса должна быть указана по последним международным атомным массам и дана до второго знака после запятой для относительной молекулярной массы, не превышающей 400, и до первого знака после запятой для относительной молекулярной массы свыше 400. Содержание основного действующего вещества указывается в процентах или в единицах действия.

5. В зависимости от содержания текст стандарта качества должен быть разбит на разделы и, при необходимости, иметь вводную часть. Состав разделов и их содержание должны определяться в соответствии с особенностями физико-химических свойств или природы лекарственного средства.

Все разделы, как правило, оформляются в соответствии с требованиями действующей Государственной Фармакопеи. Отклонения от этих требований отражаются в пояснительной записке.

6. Заголовки разделов помещаются с красной строки и выделяются полужирным шрифтом или подчеркиванием.

7. Отдельные разделы могут объединяться, в случае необходимости могут вводиться другие разделы (приготовление, построение калибровочного графика, приготовление эталонного раствора и др.).

8. В текстовой части стандартов требования к качеству лекарственных средств излагают в повелительной форме.

Методы измерения (контроля) должны излагаться в третьем лице множественного числа. Раздел «Описание» излагают в повествовательной форме.

9. В разделе «Описание» устанавливаются показатели внешнего вида лекарственного средства (физическое состояние, цвет, запах), возможные изменения при хранении на воздухе, на свету (указание на гигроскопичность, отношение к действию света и воздуха). Для лекарственных средств ядовитых и сильнодействующих запах не указывается.

10. В разделе «Подлинность» указываются характеристики УФ и ИК спектров поглощения и др., и при необходимости 2-3 реакции, наиболее специфичные для данного препарата.

11. В разделе «Растворимость» указываются показатели растворимости в воде, спирте 95%, хлороформе и эфире (в случае, если субстанция в эфире практически не растворима, эфир из перечня растворителей исключают). При необходимости указывают другие растворители. Описательные термины растворимости и значения терминов приводятся в соответствии с общей статьей Государственной Фармакопеи «Растворимость». В тех случаях, когда установлена точная растворимость лекарственного средства, приводятся соотношения массы растворенного вещества и объема растворителя.

12. Температурные пределы перегонки, плавления или затвердевания, а также плотность, удельное вращение, удельный показатель поглощения, показатель преломления и др. физические константы даются в виде отдельных разделов, в которых указываются верхние и нижние пределы этих нормативных показателей.

13. Прозрачность и цветность растворов приводится для определенной концентрации; в случае окрашенных растворов указывается номер эталона цветности и буквы шкалы или соответствующие характеристики спектров поглощения этих растворов.

14. При установлении пределов кислотности и щелочности растворов с помощью индикаторов пользуются растворами кислот или щелочей концентрацией от 0,01 М до 0,1 М, рН определяют потенциометрически.

15. В разделе «Посторонние (специфические) примеси» приводится методика обнаружения и допустимые нормы в отношении соединений технологического характера или образующихся впоследствии при хранении. При использовании для этих целей хроматографических методов следует указывать вид сорбента, состав фаз, количество хроматографируемого испытуемого вещества, количество стандартного образца (свидетеля), время хроматографирования, реактив, применяемый для проявления, а также все другие условия, определяющие процесс хроматографии.

16. В разделе «Остаточные органические растворители» должны быть указаны эталоны цветности, нормирующие допустимое количество органических примесей, или другие современные методы, например, хроматографические. Контроль остаточных количеств растворителей вводится в случае использования токсичных растворителей в технологии изготовления лекарственного средства, а также в случае использования органических растворителей на последней стадии получения лекарственного средства.

17. В разделах «Хлориды», «Сульфаты» и др. указываются допустимые пределы этих примесей, связанных с технологией производства.

18. В разделах «Потеря в массе при высушивании» и «Вода» указываются навеска препарата, методика определения конца титрования по К. Фишеру, условия сушки и нормы потери в массе при высушивании или содержание влаги.

19. В разделе «Сульфатная зола и тяжелые металлы» указывается навеска препарата и допустимые пределы примесей сульфатной золы и тяжелых металлов.

20. В разделе «Мышьяк» указываются допустимые пределы примесей мышьяка или требования к его отсутствию.

21. В разделах «Токсичность», «Пирогенность», «Содержание веществ гистаминоподобного действия» указываются тест-дозы, способы введения и срок наблюдения для испытуемых лекарственных средств.

22. Раздел «Стерильность» вводится в случае, когда нельзя стерилизовать лекарственную форму. В разделе «Микробиологическая чистота» описывается метод определения микроорганизмов и их допустимые пределы.

23. В разделе «Количественное определение» дается описание метода количественного определения основного вещества, содержащегося в препарате. В данном разделе дается также процентное содержание основного вещества или активность в единицах действия в миллиграмме (ЕД/мг) при пересчете на активное вещество.

24. В разделе «Упаковка» указывают первичную упаковку (индивидуальную тару: банки, ампулы, флаконы, пакеты и т.п.), количество единиц продукции в первичной упаковке (например: количество таблеток во флаконе), вторичную (потребительскую упаковку) и количество первичных упаковок в ней, способы герметизации и пр. На групповую и транспортную упаковку (тару) дается ссылка на соответствующие нормативные документы. Упаковка должна обеспечить сохранность лекарственного средства в течение установленного срока годности.

25. Раздел «Маркировка» оформляется в соответствии с требованиями методических указаний по графическому оформлению лекарственных средств.

26. В разделе «Транспортирование» приводится ссылка на действующий стандарт. При необходимости указываются требования, связанные с особенностями погрузки и выгрузки продукции, и требования к обращению с продукцией после транспортирования (например, необходимости выдержки при комнатной температуре после транспортирования при отрицательных температурах и т.п.).

27. В разделе «Хранение» следует указывать условия хранения продукции, обеспечивающие сохранность ее качества и товарного вида, и при необходимости требования по защите продукции от влияния внешней среды (влаги, солнечного света, температурного режима) и особенности хранения для лекарственных средств, отнесенных к ядовитым, сильнодействующим, психотропным, наркотическим средствам и их прекурсорам (согласно соответствующим действующим спискам).

28. В разделе «Срок годности» указывается время, в течение которого лекарственное средство может быть использовано.

29. В разделе «Фармакологическое (биологическое) действие» указывают фармакологическую группу препарата.

Например: Анальгин таблетки 0,5 г или Анальгин раствор для инъекций 25% 1 мл. Отдельные разделы могут совмещаться или отсутствовать, а в случае необходимости могут вводиться другие: кислотное число, число омыления, йодное число, эфирное число, вязкость, плотность, номинальный объем, средняя масса и однородность по массе, однородность дозирования, растворение или распадаемость, зола и др. Свои специфические особенности имеет построение стандартов качества на лекарственное растительное сырье.

2.2 Государственные фармакопеи

Принципиальным отличием ГФ IX и ГФ X является переход на новую международную терминологию ЛВ, а также существенное обновление (на 30%) ее номенклатуры. В ГФ X значительно повышены требования к качеству ЛС, расширена область применения физико-химических методов.

После выхода в свет ГФ X произошло существенное изменение номенклатуры ЛС, повысились требования к их качеству, разработаны новые высокоэффективные способы фармакопейного анализа. Число исключенных из номенклатуры устаревших, малоэффективных, недостаточно безвредных ЛС составило около 1000 наименований. Все это потребовало от Фармакопейного комитета внесения соответствующих дополнений и изменений в НД, создания новых ФС [9].

Выпуск 1 приказом по МЗ СССР введен в действие с 1 января 1988 г. С этого времени потеряла силу вся ранее действующая НД, в том числе соответствующие статьи ГФ X, замененные на статьи выпуска 1 ГФ XI. Остальные материалы, содержащиеся в ГФ X (с учетом вносимых в них в установленном порядке изменений), сохраняют силу до выхода в свет соответствующих выпусков и статей ГФ XI [2].

Выпуск 1 ГФ XI включает 54 общие статьи на физические, физико-химические, химические методы анализа и методы анализа лекарственного растительного сырья. Во «Введении» к выпуску указаны все изменения, которые внесены в общие фармакопейные статьи, по сравнению с ГФ X. Имеются разделы, содержащие правила пользования фармакопейными статьями, единицы измерения и сокращения, принятые в ГФ XI. Впервые дополнительно введено 10 статей и разделов на такие методы анализа, как газовая хроматография (ГХ), высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ), метод определения степени белизны порошкообразных лекарственных средств, метод фазовой растворимости, ЯМР-спектроскопия, радиоактивность, электрофорез, эмиссионная и атомно-абсорбционная пламенная спектрометрия, люминесцентная микроскопия и определение примесей химических элементов в радиофармацевтических препаратах. Большинство остальных статей на общие методы анализа дополнены или подвергнуты переработке в соответствии с современными достижениями в области фармацевтического анализа [2].

Во второй раздел выпуска 2 ГФ XI включены 83 частные статьи на ЛРС. Отобраны те его виды, которые используются в медицинской промышленности в качестве исходного сырья для получения ЛС, а также в аптеках для приготовления настоев и отваров. Расширена по сравнению с ГФ X номенклатура лекарственных растений, разрешенных к применению в медицине. Во многие статьи впервые включены методики идентификации и количественного определения содержащихся в ЛРС действующих веществ. Это позволяет дать объективную оценку их качества [3].

После введения в действие выпуска 1 и 2 ГФ XI Фармакопейным комитетом проводится систематическая работа по пересмотру ФС на JIC, выпускаемые в РФ. При этом в них вносятся изменения, направленные на повышение доброкачественности ЛВ, на использование более объективных методов анализа,

Все указанные изменения предварительно обосновываются глубокими исследованиями, проводимыми в Научно-исследовательском институте стандартов качества лекарственных средств и других научно-исследовательских институтах и учебных фармацевтических вузах. Разработанные и утвержденные новые ОФС и ФС являются основой создания ГФ XII.

XII издание Государственной Фармакопеи Российской Федерации включает 5 частей. В первой части описаны общие положения, методы анализа, требования, предъявляемые к фармацевтическим субстанциям, и фармакопейные статьи на субстанции [4]. Последующие части посвящены:

— продолжению описания физических, физико-химических и химических методов анализа. В эту часть вошли статьи «Статистическая обработка результатов химического эксперимента и биологических испытаний», «Валидация аналитических методик», а также фармако-технологические и другие испытания;

— описанию общих требований к лекарственным формам, перечень которых по сравнению с ГФ ХI расширен;

— лекарственному растительному сырью и препаратам на его основе: методам анализа и предъявляемым требованиям.

Впервые в Государственную фармакопею включены стандарты качества на гомеопатические лекарственные препараты, которым посвящена одна из частей [4,5].

В ГФ ХII издания включены новые ОФС: хроматография, сверхкритическая флюидная хроматография, хиральная хроматография, электропроводность, капиллярный электрофорез, спектрометрия в ближней инфракрасной области, автоматический элементный анализ, определение распределения частиц по размеру методом лазерной дифракции света, оптическая микроскопия, потеря в массе при высушивании, определение воды, определение аминного азота методами формольного титрования и йодометрического титрования, определение сахаров спектрофотометрическим методом, спектрофотометрическое определение фосфора, определение фтора, определение кислото-нейтрализующей способности, перекисное число, гидроксильное число, анизидиновое число, алюминий, фосфаты, ртуть, селен, валидация аналитических методик, растворение, распадаемость суппозиториев и вагинальных таблеток, однородность дозирования, однородность массы дозированных лекарственных форм, прочность таблеток на раздавливание, степень сыпучести порошков, извлекаемый объем лекарственных форм для парентерального применения (всего 31). Остальные ОФС переработаны и дополнены с учетом современных требований, научных и практических достижений в области фармацевтического анализа [4,5].

С 1 января 2016 года приказом № 771 от 29.10.2015г введены в действие общие фармакопейные статьи и фармакопейные статьи, включенные в Государственную фармакопею ХIII издания. Целью создания данного нормативного документа явилась нормирование качества ЛС, находящихся в обращении на отечественном рынке. Новая редакция Фармакопеи пересматривает большинство статей, которые входят в три (10-е, 11-е, 12-е) издания [6,15].

Так, например, впервые в практику отечественного анализа введена статья «Определение коэффициента водопоглощения и расходного коэффициента лекарственного растительного сырья», которая необходима для производителей [6,15].

2.3 Международная фармакопея

Идея создания Международной фармакопеи вызвана необходимостью унификации номенклатуры и требований к качеству ЛС во всех странах мира [8].

Построение фармакопейных статей на ЛС в Международной фармакопее мало отличается от ГФ X. Большинство физических, химических и физико-химических методов анализа, рекомендованных вторым изданием Международной фармакопеи, используется также в ГФ X [11,12,13].

В 1979 г. вышел в свет первый том третьего издания Международной фармакопеи, названный «Основные методы анализа». Он состоит из «Предисловия», «Общих замечаний», пяти разделов, включающих описания физических, физико-химических, химических, биологических, фармакогностических методов анализа и «Приложения» [11].

В 1981 г. вышел в свет второй том третьего издания Международной фармакопеи, который в 1983 г. выпущен на русском языке. Он содержит спецификации (статьи) для контроля качества 126 ЛС, которые, по мнению экспертов ВОЗ и других специалистов, наиболее широко применяются в медицинской практике. Построение статей во втором томе третьего издания несколько отличается от ГФ X и от второго издания Международной фармакопеи. После латинского и русского названий ЛВ приводятся его брутто-формула, относительная молекулярная масса, структурная формула, химическое наименование и синонимы. Затем следуют описание внешнего вида, сведения о растворимости, применении в медицине, хранении ЛС и в случае необходимости дополнительная информация о нем, излагаются требования к количественному содержанию ЛВ и только после этого приводятся способы оценки подлинности, чистоты и количественного определения. В качестве приложения во втором томе имеется список реактивов, испытательных растворов и титрованных растворов, а также международных химических стандартных образцов [12].

По сравнению со вторым изданием Международной фармакопеи в третье издание впервые введены новые статьи на такие физические методы, как установление фазовой растворимости; химические методы: комплексонометрическое и нитритометрическое титрование; физико-химические методы: атомная абсорбционная спектрофотометрия, ионнообменная хроматография, ВЭЖХ, ГЖХ, электрофорез. Значительно расширены статьи: турбидиметрия и нефелометрия; спектрофотометрия в видимой и ультрафиолетовой областях; определение воды методом Фишера. Указанные дополнения свидетельствуют о перспективах этих методов в фармацевтическом анализе. В третьем издании Международной фармакопеи отражены новые требования к точности измерений температуры и рН, даны нормы отклонений, допустимых при их количественном определении, в отдельную статью выделены единицы измерения, соответствующие принятой новой международной системе [11,12].

Третий том третьего издания Международной фармакопеи «Спецификации для контроля качества фармацевтических препаратов» выпущен ВОЗ в 1988 г. В 1990 г. вышло в свет его издание на русском языке. Оно является продолжением и содержит спецификации для контроля качества остальных 157 субстанций, которые вошли в «Примерный список основных лекарственных средств». Данный список был составлен специалистами ВОЗ на основе экспертной оценки номенклатуры ЛС, применяемых в большинстве стран мира [13].

В 1995 г. опубликован на русском языке четвертый том третьего издания Международной фармакопеи «Спецификации для контроля качества фармацевтических препаратов, вспомогательных веществ и дозированных лекарственных форм». Этот том состоит из нескольких разделов, дополняющих содержание трех предыдущих томов. В раздел «Испытания, методы и общие требования» включены общие статьи, в которых рассмотрены испытания на стерильность, методы стерилизации, атомно-эмиссионная и атомно-адсорбционная спектроскопия, гидроксильное число. В этом же разделе приведены общие требования к таким дозированным ЛФ, как таблетки, капсулы, парентеральные препараты, полутвердые ЛФ для местного применения, а также требования к однородности количества и массы ЛВ в ЛП, содержащих одну дозу, и испытания на распадаемость таблеток и капсул. Следующий раздел включает требования к 25 субстанциям, Некоторые из них ранее не входили ни в одну из национальных или международных фармакопей. Новым для МФ является включение в четвертый том спецификации на 65 вспомогательных веществ, а также на 39 дозированных ЛФ, в т.ч. капсул, таблеток, растворов и порошков для инъекций. Приведен также список реактивов, испытательных и титрованных растворов [7,9].

2.4 Национальные и региональные фармакопеи

Систематически через 5-8 лет осуществляют выпуск национальных фармакопей такие крупные государства, как США, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Италия, Швейцария и некоторые др. Первый опыт создания региональной фармакопеи осуществили Скандинавские страны (Норвегия, Финляндия, Дания и Швеция) [8,10,17].

Региональные фармакопеи способствуют унификации номенклатуры и требований к качеству ЛС, получаемых в различных странах региона.

В 1976 г выпущен третий том Европейской фармакопеи. В нем опубликованы более 300 частных статей на ЛС. Уже само их число свидетельствует о том, что региональная фармакопея не охватывает всей номенклатуры ЛС, применяемых в этих странах. Однако, она оказывает влияние на специфику национальных фармакопей, используемые в них методы исследования, критерии оценки, причем главенствующая роль при арбитражной и других видах оценки качества препаратов принадлежит Европейской фармакопее, являющейся изданием Европейского Директората по повышению качества лекарственных средств [10,20].

Выпущенная в 1988 г Британская фармакопея включает два тома. Первый из них содержит введение, предисловие, общие положения, состав Британской и Европейской фармакопейных комиссий. Здесь изложены требования к индивидуальным ЛВ. Во втором томе приведены требования к ЛФ как заводского, так и индивидуального изготовления, а также к иммунологическим средствам и препаратам, изготовленным из крови. Сюда включены общие и частные статьи на ЛФ, в том числе суппозитории, пасты и др. В частных статьях указаны состав, соотношение компонентов, описаны методики контроля каждого из них. Для идентификации использована ИК-спектрофотометрия с выделением характерных полос поглощения [21].

Фармакопея США XXII издания (1990 г) включала 2958 частных статей на ЛС, в том числе 1015 на индивидуальные ЛВ и 1943 на лекарственные формы, суммарные препараты и растительное сырье. Структура фармакопейной статьи сходна с Международной фармакопеей: название ЛС (на английском языке), графическая и структурная формулы, молекулярная масса, рациональное химическое название. Затем указаны содержание ЛВ (в %), упаковка и правила хранения, рекомендуемый стандартный образец, способы идентификации ЛС, его температура плавления, потеря в массе при высушивании, остаток после прокаливания, испытания на присутствие примесей, количественное определение. В фармакопейных статьях отсутствует описание физических свойств ЛС. Они изложены во второй части фармакопеи в разделе «Описание и растворимость». Там же приведены общие испытания и методы, используемые для количественного определения, общие правила проведения и критерии испытаний и определений, аппаратура для их выполнения, микробиологические, биологические, физические и химические тесты, испытания на подлинность, чистоту, химические методы количественного определения. В разделе «Физические тесты и определения» описаны методы установления подлинности и количественного определения с помощью спектрофотометрии в УФ- и ИК-области, масс-спектрометрии, поляриметрии, дифракции рентгеновских лучей, термического анализа, рН-метрии, полярографии, ЯМР-спектроскопии, хроматографии и др. [18].

В приложениях к Фармакопее США имеется обширный справочный материал, представленный в виде таблиц, включающие сведения о растворимости, реагентах, буферных растворах, титрантах, индикаторах, атомных и молекулярных массах, а также алкоголеметрические таблицы [18,19].

Хотя Фармакопея и Национальный формуляр США готовятся и издаются неправительственными организациями, они имеют официальную юридическую силу и статус государственного стандарта на ЛС. Федеральные законы, принятые в США, требуют, чтобы все ЛС отвечали требованиям Фармакопеи по стандартам эффективности, качества и чистоты, упаковке и маркировке. В США имеется Конвенция Фармакопеи, которая выполняет примерно те же функции, что и Фармакопейный комитет в России. В состав Конвенции входят представители медицинских и фармацевтических высших учебных заведений, научных учреждений, медицинских и фармацевтических ассоциаций, химических обществ, других научных и торговых ассоциаций, различных федеральных бюро и департаментов [7,18,19].

3. Порядок представления стандартов на экспертизу, согласование и утверждение

Государственная фармакопея РФ утверждается министром здравоохранения РФ, а ОФС, ФС и ФСП утверждает руководитель Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники [14,17].

Проект стандарта качества ЛС, составленный в соответствии с ОСТом, подписанный руководителем предприятия-производителя (разработчика), представляется на утверждение вместе со следующей документацией: сопроводительным письмом; пояснительной запиской; таблицей аналитических данных (не менее чем на 5 сериях), подтверждающих числовые показатели, приведенные в стандарте; таблицей аналитических данных, подтверждающих срок годности ЛП; выпиской из протокола Номенклатурной комиссии Научного центра экспертизы и госконтроля ЛС; проектом инструкции по применению ЛП (представляемого впервые); патентным формуляром и справкой о патентной чистоте ЛП; таблицей сравнения показателей, приведенных в проекте стандарта, с аналогичными показателями отечественной и зарубежных фармакопей; образцом ЛП в упаковке с маркировкой; справкой о метрологическом обеспечении контроля качества ЛП [8,10,17].

Пояснительная записка к проекту стандарта качества лекарственного средства (СКЛС) должна содержать следующие сведения:

— наименование предприятия-производителя (разработчика) ЛС;

— краткое описание синтеза (технологии) получения ЛП;

— подробное обоснование и описание методов исследования, показателей и норм, приведенных в проекте, с помощью которых анализировался данный ЛП или ЛВ;

— число образцов, на которых разрабатывался проект СКЛС и по какой технологической документации;

— подробное обоснование каждого случая отклонения от общих требований ГФ;

— сравнительные данные об оценке качества ЛС по сравнению с аналогичными зарубежными ЛС (указать, где описано);

— указание о том, что ЛС является новым или оригинальным либо не относится к таковым.

Экспертиза проекта СКЛС проводится Научным центром экспертизы и государственного контроля лекарственных средств и Фармакопейным Государственным комитетом. При экспертизе проверяется научно-технический уровень проекта СКЛС и его соответствие современным требованиям, предъявляемым к НД на ЛС. В частности, проверке подлежат: соответствие показателей и норм качества ЛС требованиям ГФ и стандартов; обоснованность перечня показателей, оптимальности значений норм качества и срока годности ЛС; точность и однозначность употребляемых терминов, определений, химической номенклатуры и единиц физических величин [16,17].

Лекарственные средства являются специфическими продуктами производства, качество которых потребитель не может оценить самостоятельно. К одной из основных задач государства в области охраны здоровья граждан относится гарантия качества как производимых на территории РФ лекарственных средств, так и ввозимых из-за рубежа. Решение этой и других задач в данной области невозможно без соответствующего и своевременного нормативно-технического обеспечения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *