Что такое стандартизированный тест как стандартизируются тесты
Стандартизированные тесты
Смотреть что такое «Стандартизированные тесты» в других словарях:
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — англ. tests, achievement; нем. Leistungstest. Стандартизированные тесты, конструируемые на учебном материале, предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками. Создаются применительно к конкретным уровням обучения и… … Энциклопедия социологии
ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ — англ. tests, achievement; нем. Leistungstest. Стандартизированные тесты, конструируемые на учебном материале, предназначенные для оценки уровня овладения учебными знаниями и навыками. Создаются применительно к конкретным уровням обучения и… … Толковый словарь по социологии
тесты Стандартизированные — – тесты, измеряющие индивидуальные показатели по сравнению с популяцией, обладающей сходными характеристиками [60, c. 699] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ТЕСТЫ — Достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить результативность познавательной деятельности, т.е. оценить степень и качество достижения каждым… … Словарь бизнес-терминов
ТЕСТЫ — (англ. lest испытание, проба), стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально психол. свойств личности, а также знаний, умений и навыков; один из осн. методов пси хол. диагностики. Т.… … Российская педагогическая энциклопедия
Тесты — (англ. test проба, испытание, исследование) 1. в психологии и педагогике стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.… … Педагогический терминологический словарь
тесты психологические — (англ. test испытание, проба) стандартизированные задания, используемые для измерения и оценки индивидуально психологических особенностей личности. В дефектологической практике подобные задания использовались еще в первой половине XIX в. Ж.… … Дефектология. Словарь-справочник
Бланковые (типа «карандаш—бумага») тесты интеллекта (pencil-and-paper intelligence tests) — Б. т. и., в отличие от их индивидуально проводимых аналогов, экономичны с т. зр. временных и денежных затрат, поскольку они могут проводиться в группах. Кроме того, групповые тесты интеллекта могут быть быстро и объективно обработаны, позволяя т … Психологическая энциклопедия
Стандартизация теста (test standardization) — С. т. это установление унифицированных процедур для а) его проведения и б) подсчета получаемых с его помощью показателей. Первые стандартизированные тесты появились в начале XX столетия, когда Э. Л. Торндайк, занимающийся эксперим. психологией,… … Психологическая энциклопедия
Пол и интеллект — Пьер и Мария Кюри супружеская пара, нобелевские лауреаты Пол и интеллект гипотеза о прямой связи интеллектуальных способностей и особенностей мышления человека с биологическим полом. За время своего существования гипотеза не получила достоверных… … Википедия
Что такое стандартизированный тест как стандартизируются тесты
Рейтинг:
Составьте план изучения разных продуктов деятельности ребенка.
ОТВЕТ. Чтобы узнать особенности воображения детей, изучают рисунки, постройки, аппликационные работы. В отдельных случаях анализируют рассказы детей.
ЗАДАНИЕ 61. Подберите продукты деятельности детей 4 лет. Составьте план этой работы. Дайте письменное описание сведений о ребенке, чью деятельность проанализируйте. Примените методы исследования для подтверждения сведений, полученных на основе анализа продуктов деятельности детей.
ЗАДАЧА 62. На практике исследования применяют тесты, но область их применения ограничена.
В чем трудности применения теста как метода исследования?
ОТВЕТ. Тест — это система специально подобранных заданий, выполнение которых может служить показателем совершенства некоторых психических функций ребенка. Тесты помогают выявить уровень развития способностей, навыков, умений, охарактеризовать некоторые качества личности дошкольника.
Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа: выбор теста (определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста); его проведение (определяется инструкцией к тесту); интерпретация результатов (определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования).
Диагностическаяценность теста зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психического факта, который был положен в основу теста.
Трудности задания теста привели к тому, что в настоящее время с их помощью осуществляется не столько изучение законов психического развития ребенка, сколько психологическая диагностика.
Основные задачи психологической диагностики — классификация детей по психическим и психофизиологическим признакам, изучение индивидуальных особенностей детей по уровню достижения в различных областях их деятельности и т.д.
Применение стандартизированных тестов в определенных условиях и определенной группе детей требуется точного воспроизведения диагностических материалов и полного соблюдения инструкции.
ЗАДАЧА 63. Можно ли применять тесты, чтобы выявить уровень умственного развития ребенка?
ОТВЕТ. Нельзя, так как тесты позволяют установить соответствие развития ребенка средней возрастной норме.
ЗАДАЧА 64. Тест может быть стандартизированным и нестандартизированным.
Как стандартизируются тесты?
ОТВЕТ. Эмпирически подобранный набор заданий предъявляется известному количеству детей одного возраста. Затем отбирают задания, выполняемые в данном возрасте на среднем уровне. Такие задания размножаются, по каждому из них создается серия однородных задач. Устанавливается простая, объективная и однозначная оценка.
Далее на основе репрезентативной (а если она затруднена, то случайной) выборки подбирается стандартизированная группа из детей соответствующего возраста. С этой группой детей и проводится опытная проверка теста.
Требования к тестам:
1. Единообразие требований ко всем условиям тестирования и инструкциям по его проведению и обработке результатов:
— ко всем (не в выгодных условиях);
— уравниваются ситуативные факторы (без стандартизации
невозможно сопоставить индивидуальные результаты);
— инструкция зачитывается (не своими словами);
— после чего никому не дают персональных пояснений, индивидуальных комментариев.
ЗАДАЧА 65. Почему иногда тесты называют методом стандартизированных испытаний?
ОТВЕТ. Перед тем как применять тест, его проверяют и устанавливают возрастные нормы (стандартизация теста) После стандартизации теста дети выполняют точно те же задания и в точно тех же условиях, что и дети, на чьих показаниях выводилась норма (стандарт). Поэтому метод тестов называют иногда методом стандартизированных испытаний.
ЗАДАЧА 66. После проведения теста «Графический диктант», характеризующего подготовленность к школе, ребенок успешно выполнил задание. Получил энное количество баллов.
Достаточно это или нет?
Хорошо ли прошло это испытание?
Стандартизация теста и интерпретация результатов тестирования
Педагогические науки
Похожие материалы
Стандартизацией теста называется комплекс взаимосвязанных между собой процедур, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия, и подразумевает единообразный подход к процедуре проведения и оценивания результатов выполнения испытуемыми заданий.
Определим перечень рекомендаций по организации и проведению контрольного мероприятия в форме тестирования испытуемых:
Норма теста — это некий условно сформированный уровень, который можно принять за средний, отражающий развитие некоторой, возможно большой, совокупности людей, условно похожих на данного испытуемого по определенному ряду выявленных, в ходе дополнительного исследования, социально-демографических характеристик. В большинстве случаев тестовый показатель индивидуума мы можем выявить на основе сравнения с оценками, полученными по данному тесту другими людьми. Норма теста обычно будет, определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определённого возраста и пола, с последующим усреднением полученных оценок с их последующим дифференцированием по группам: разделением по возрасту, полу, социальному положению, уровню урбанизации, психофизическим показателям и ряду многих других показателей необходимых в контексте именно данной дифференциации. При этом, данная группа людей будет, называется выборкой стандартизации и станет служить показателем для установления норм. Всякая норма, как правило, со временем может, изменяется коррелируя вместе с естественными или другими взаимосвязанными с ней изменениями, поэтому есть правило, согласно которому нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться, как минимум один раз в пять лет. Система подсчета баллов, на основе норм, должна быть предварительно разработана и применена ко всем ответам испытуемых без исключения;
8. Проверка тестовых работ должна быть строго регламентирована, а именно проверяющим даются эталоны правильных ответов и стандартизованные критерии оценок;
9. Стандартизация теста так же заключается в приведении процедуры оценок к общепринятым в учебной среде нормативам;
10. Тест должен быть обязательно социокультурно адаптирован т.е необходимо соблюдать соответствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложившимся в том или ином обществе, где данный тест используется, если он заимствован в другой стране;
11. Для полного обеспечения единообразия условий проведения теста, разработчик описывает подробные указания по проведению каждого вновь разработанного теста;
12. Учет «внешних факторов». Например, зачитывая вслух инструкцию или задание, нужно принимать во внимание тон голоса, скорость речи, интонацию, паузы и выражение лица;
13. Тест должен сопровождаться руководством для пользователя, в котором описываются:
Таким образом, если тесты стандартизированы, то мы можем сказать, что возможно провести сравнение показателей, полученные одним испытуемым, с таковыми в генеральной совокупности или соответствующих группах. Тем самым достигается адекватная интерпретация показателя отдельного испытуемого.
Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1).
При разработке теста, безусловно, необходимо стремиться к тому, чтобы его задания как можно точнее могли измерять проверяемое свойство. Например, если в результате проведенного обследования почти все испытуемые получили примерно одинаковые результаты, то это может означать только то, что тест проводит измерения очень грубо и неточно, без особых градаций различающих особенности испытуемых. Чем большее количество градаций результатов можно получить при помощи теста, тем выше будет его разрешающая способность. Мера тонкости измерения (или степень диффиренцируемости результатов) теста называется дискриминативностью.
Дискриминативность теста измеряется показателем дельта Фергюсона:
где N — количество испытуемых, n — количество заданий, fi — частота встречаемости каждого показателя. Наименьшая дискриминативность теста определена при δ = 0, наибольшая при δ = 1.
Рассмотрим простейший пример расчета индекса дискриминативности заданий.
Проводится тестирование по теме «Информационные процессы». В тестировании принимают участие 7 человек, количество заданий — 4.
Цель задания: овладение навыком расчета индекса дискриминативности.
Оснащение: микрокалькулятор или компьютер, таблица первичных данных (табл. 1).
Испытуемый | Результат (в баллах) |
Испытуемый 1 | 2 |
Испытуемый 2 | 1 |
Испытуемый 3 | 0 |
Испытуемый 4 | 3 |
Испытуемый 5 | 2 |
Испытуемый 6 | 1 |
Испытуемый 7 | 4 |
На основании таблицы первичных данных получим таблицу частот встречаемости каждого показателя (табл. 2).
Баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
fi | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Вычислим квадраты частот (табл. 3):
Баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | \sum f_i^2 |
fi | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |
fi 2 | 1 | 4 | 4 | 1 | 1 | 11 |
Произведем вычисления показателем дельта Фергюсона, где n=4 (количество заданий), N=7 (количество испытуемых), N 2 =49 (рис. 4).
На основании проведенного вычисления сделаем вывод: δ = 0,97 данный показатель указывает на высокую дискриминативность теста «Информационные процессы», так как наибольшая дискриминативность при δ = 1. Показатель δ = 0,97 приближается к единице.
Дискриминативность или дифференцирующая способность как показатель отражает общую способность созданного исследователем теста отделять испытуемых с высоким общим баллом по тесту от тех, кто получает низкий балл и позволяет проверить качество созданных заданий в тесте.
Для проверки качества отдельных заданий будем использовать метод крайних групп. Данный метод позволяет определить может ли задание дифференцировать учащихся. Задания, на которое одинаково хорошо могут ответить испытуемые, как с высокими, так и с низкими способностями, не обладает хорошей дифференцирующей способностью. Таким образом, цель использования на практике данного метода выражается в удалении некачественных заданий.
Для определения дифференцирующей способности задания будем использовать формулу метода крайних групп (рис. 6).
от количества испытуемых, Nnmax — количество испытуемых в группе худших верно выполнивших задание, Nnmax — количество испытуемых в группе лучших верно выполнивших задание.
Рассмотрим простейший пример расчета показателя дифференцирующей способности по методу крайних групп.
Было проведено тестирование в группе из 30 испытуемых. Количество заданий — 10. Полученные результаты приведены в таблице частот встречаемости показателей (табл. 4). Цель исследования: необходимо проверить качество задания № 1.
Баллы | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
fi | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 |
Проведем вычисления основных индексов, которые нам понадобятся в основной формуле. Определим 27% от количества испытуемых для создания крайних групп. Примерно получим 8 испытуемых (округлим результаты). Таким образом, мы возьмем 8 человек набравших малое количеств баллов (в нашем примере 0,1,2,3 балла) — так сформирована слабая группа и 8 человек набравших наибольшее количество баллов (в нашем примере — 9,10 баллов) — так сформируем сильную группу. Теперь проверим, как эти испытуемые отвечали на задание № 1 (табл. 5).
Испытуемый | 1 | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Результат | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Группа | Слабая | Сильная |
Приведем данные для подстановки в формулу метода крайних групп:
Подставим данные и получим следующий результат:
На основе полученных данных мы можем сделать вывод: задание №1 в тесте является эффективным, так как показатель находится в диапазоне от 0.3 до 1.
Таким образом, стандартизация теста является целенаправленным процессом позволяющим определить условия для качественного прохождения испытаний теста и сделать тест психологически комфортным при прохождении для испытуемых. Стандартизация теста наиболее важна и в тех случаях, когда осуществляется сравнение показателей обследуемых. При этом важна выработка нормы, или нормативных показателей. Для получения стандартных норм нужно тщательно отобрать большее количество испытуемых в соответствии с ясно обозначенным критерием. Интерпретация результатов тестирования будет иметь значимых характер только в том случае если сам тест был создан качественно, одним из показателей данной характеристики может является и дискриминативность как теста в целом так и каждого задания в отдельности.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Стандартизированные тесты
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:11, курсовая работа
Краткое описание
Цель курсовой работы – изучение стандартизированных тестов как средство проверки знаний учащихся.
Задачи:
1. Определить понятие «тест», его классификацию и границы использования тестов в разных областях;
2. Ознакомиться со стандартизированными тестами и их общими принципами и требованиями;
3. Показать разновидность тестов и методику их использования в школьном курсе химии.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Тесты как средства оценивания результатов обучения и их классификация. 4
Определение понятия «тест», классификация их, границы использования тестов в разных областях. 4
Стандартизированные тесты, общие принципы и требования. 9
Глава 2. Разновидности тестов и методика их использования в школьном курсе химии. 12
2.1. Открытые тесты, спецификация, требования и примеры их использования в школьном курсе химии. 13
2.2. Закрытые тесты, спецификация, требования и примеры их использования в школьном курсе химии…………………………………………14 Выводы. 17
Литература……………………………………………………………………18
Вложенные файлы: 1 файл
Тимох курсовая Ивановой Саргы.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»
Кафедра методики преподавания биологии, химии и географии
(курсовая работа по дисциплине «Теория и методика обучения химии»)
Выполнила: студентка 3 курса
Иванова Саргылана Александровна
Руководитель: Егорова К.Е
Профессор, доктор пед. наук
зав. кафедры МПБХиГ
Стандартизированные тесты — это официально зарегистрированные тесты, составленные коллективом специалистов и проверенные на большом числе испытуемых. В процессе подготовки и применения стандартизированных тестов предполагается статистическая обработка результатов тестирования [1].
С 2009 года единый государственный экзамен является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы [2]. В связи с этим стандартизированные тесты являются основным средством проверки знаний и поэтому изучение метода стандартизированных тестов, становится актуальным.
Цель курсовой работы – изучение стандартизированных тестов как средство проверки знаний учащихся.
1. Определить понятие «тест», его классификацию и границы использования тестов в разных областях;
2. Ознакомиться со стандартизированными тестами и их общими принципами и требованиями;
3. Показать разновидность тестов и методику их использования в школьном курсе химии.
Глава 1. Тесты как средства оценивания результатов обучения и их классификация
1.1.Определение понятия «тест», классификация их, границы использования тестов в разных областях
Прежде чем раскрыть историю возникновения тестов как средств оценивания результатов обучения определим, что же такое тест.
Мы воспользуемся определением, авторство которого принадлежит достаточно большой группе специалистов из различных регионов России, которые в 1997 – 1998гг. принимали участие в работах по согласованию понятийного аппарата тестологии.
Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения [3].
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основано на мощной теории и подтверждено многочисленными эмпирическими исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.
. Проникновению точных измерительных методов в такие «неточные» сферы, как психология и педагогика, способствовало быстрое развитие естествознания, возникновение и распространение теорий объяснявших процесс развития человека как изменяющийся и усложняющийся во времени. Одним из первых ученых, попытавшихся измерить различия между людьми в области элементарных психических процессов, был англичанин Френсис Гальтон (1882-1911) двоюродный брата Ч. Дарвина [4].
Важным вкладом Ф. Гальтона в развитии теории тестов было определение 3-х основных принципов:
Эти принципы используются и по сей день – на основе проведения серий испытаний различного вида нормы для оценки результатов тестирования, все современные тесты построены к основе статистической теории измерения, а идея эталона оценки лежит в основе определения тестов как стандартизированного инструмента.
Дж. Кеттелл, поставил задачу описать образ цельной личности посредством возможно меньшего числа экспериментов. С этой целью он предложил в 1890г. нескольким лабораториям произвести в одинаковых условиях 10 основных экспериментов. На этой основе в последствии им были разработаны наборы заданий, которые он называл «Умственными тестами» и использовал для определения «интеллектуальной физиономии» индивида. Таких тестов Дж. Кеттеллом было разработано 50.
Дж. Кеттелл считал тест средством для проведения научного эксперимента. Таким требованием он определял:
— одинаковые условия для всех испытуемых;
— ограничение времени тестирования приблизительно одним часом;
— в лаборатории, где проводятся эксперименты, не должно быть зрителей;
— оборудование должно быть хорошим и располагать людей к тестированию;
— одинаковые инструкции и четкие понимание испытуемым, что нужно делать;
— результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.
Все эти идеи, выдвинутые Дж. Кеттеллом, в настоящее время составляют основу для современной тестологи. Одинаковость условий для всех испытуемых, одинаковые инструкции и четкое их понимание испытуемыми – фундаментальные принципы, положения в основу стандартизации процедуры проведения тестирование.
Тесты не являются универсальным средством, границы использования тестирования достаточно хорошо известны, и это знание дает уверенность в том, что профессионально подготовленный и использованный тестовый инструмент даст качественную и надежную информацию, соответствующему реальному положению дел [3].
Основными отличиями тестов от прочих способов выявления индивидуальных различий, таких как наблюдение, анализ документов или продуктов деятельности и др. являются их формализованность и более высокая степень объективности проводимого с их помощью оценивания, которая обеспечивается за счет стандартизации вопросов и ответов, особой процедуры проведения тестирования и способов обработки результатов. Практически все современные тесты создаются на основе математической теории оценки качества заданий и параметров личности [4].
Тесты как инструмент оценивания имеют значительные отличия от контрольных работ. Во-первых, тесты – значительно более качественный и объективный способ оценивания и, во-вторых, что наиболее важно и принципиально, показатели тестов ориентированы на измерение степени, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и пр., а не на констатацию наличия у учащихся определенной совокупности формально усвоенных знаний. Стандартизированная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам со средним уровнем достижений учащихся в классе и уровнями достижений каждого из них [3].
Для того, чтобы дать наиболее полную характеристику тестов и определить их место, значение, взаимосвязи в общей системе тестовых методик, необходимо дать представление о существующих на данный момент видах тестов. Классификация тестов приведены на схеме 1 (Баев С.Г. 1998.)
Стандартизированные тесты существуют почти по каждому предмету, от истории родного края до физической культуры и от счета до физики. Исчерпывающее введение к тестам достижений по различным областям знаний дается в работе Дж. Гербериха, Х. Грина и А.Йоргенсена. «В Ежегодниках по умственным измерениям» этот тип тестов так же обсуждается достаточно подробно в связи с изучаемыми учебными предметами [5].
Схема 1по Баеву С.Г.
1.2.Стандартизированные тесты, общие принципы и требования
Как показано на схеме 1: по процедуре могут быть выделены стандартизированные и нестандартизированные тесты. Стандартизация психологами понимается в двух аспектах:
Стандартизация теста – комплекс процедур и мероприятий, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия (Майоров, 2000).
Три основные принципы Ф. Гальтона:
1.Применении серии одинаковых испытаний к большому количеству испытуемых.
2.Статистическая обработка результатов.
3.Выделение эталонов оценки
Необходимо сделать еще одно замечание: правила и требования к составлению заданий и их качеству остаются едиными для любых, в том числе и ненормированных и нестандартизированных тестов. Конечно, надежные результаты дает применение стандартизированных тестов. Результаты, полученные с помощью нестандартизированных тестов, малонадежны и требуют подтверждения [1].
Стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Если показатели, полученные разными индивидами, должны быть сравнимыми, то очевидно, условия тестирования должны быть одинаковыми для всех. Такое требование есть лишь конкретное применение требования контролируемости условий любого научного наблюдения. В тестовой ситуации единственной независимой переменной обычно является тестируемый индивид [6].
Чтобы обеспечить единообразие условий тестирования, создатель теста дает подробные указания по проведению каждого вновь разработанного теста. Формулирование таких указаний составляют основную часть стандартизации нового теста. Такая стандартизация включает точные указания относительно используемых материалов, временных ограничений, устных инструкций испытуемому, предварительного показа заданий, способов трактовки вопросов со стороны испытуемого и другие детали проведения теста. На выполнение некоторых тестов влияют другие, более тонкие факторы. Поэтому, давая инструкцию или читая задание устно, следует принимать в расчет скорость речи, тон голоса, модуляцию, паузы и выражение лица. В тесте на выявление нелепостей, например, правильный ответ может быть подсказан улыбкой экспериментатора или паузой после произнесения критического слова [6].
Другим важным этапом в стандартизации теста является определение норм. Психологически тесты не имеют заранее определенных стандартов успешности или неудачи, индивидуальные показатели оцениваются в сравнении с показателями, полученными другими. Сам термин «норма» уже указывает на нормальное, или среднее выполнение. Поэтому, если обычные 8-ми летние дети правильно решают 12 задач из 50 в тесте на типичное арифметическое рассуждение, значит, норма для 8-летнего в этом тесте соответствует показателю 12. Такой показатель принято называть первичным (необратимым, сырым) показателем. Он может выражаться числом правильно решенных заданий, временем, необходимым для их выполнения, числом ошибок и другими объективными единицами измерения, соответствующими содержанию теста. Такой первичный показатель ни о чем не говорит до тех пор, пока не оценивается в соответствующей системе норм [7].