Что такое стандарты туристского обслуживания назовите категории стандартов
Менеджмент в туризме.
12.2. Стандарты туристского обслуживания.
Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристических организаций и защиты прав потребителей туристических услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.
Стандарты туристского обслуживания являются частью государственной системы стандартизации Российской Федерации, определяющей цели и задачи стандартизации в области туризма и гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству.
Целями стандартизации в сфере туристского обслуживания являются обеспечение заявленного уровня качества и безопасности потребления туристического продукта или отдельной туристической услуги, защита интересов потребителей туристических услуг от недобросовестной конкуренции на рынке.
В международной и отечественной практике под стандартом понимается нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон (производителей и потребителей), утвержденный признанным органом и обязательный к применению. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России.
Стандарт как нормативный документ в более широком смысле есть документ, содержащий правила, общие принципы, характеристики, касающиеся определенных видов деятельности, в том числе и туристической, и доступный широкому кругу потребителей.
Стандарт является одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристических услуг, позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов, и потребителей туристических услуг. Стандарт по своей природе предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т. п.
Объект стандартизации – услуга, производственный процесс оказания услуги или ее результат, подлежащие стандартизации. Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. К социально-культурным относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (как то поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, культуры, туризма, образования и т. д.
В создании комплексной туристической услуги (тура) принимают участие и транспортные компании, предприятия питания и другие, услуги которых относятся к сфере материальных услуг.
Существуют находящиеся во взаимосвязи следующие категории стандартов: Государственный стандарт Российской Федерации, который является нормативной базой лицензирования и сертификации – ГОСТ РФ; стандарт отрасли – ОСТ; стандарт предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций) – СТП; стандарт общественных объединений – СТО.
К нормативным документам по стандартизации относятся также общероссийские классификаторы, порядок разработки и применения которых устанавливается Госстандартом России.
При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), и региональные стандарты, правила Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальные стандарты других стран.
Руководство и координацию деятельности по организации стандартизации в сфере туризма осуществляет технический комитет при Госстандарте России.
Непосредственно к сфере туризма имеют отношение следующие нормативные документы, содержащие классификационные признаки: Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства – ОКОНХ; Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции экономической деятельности – ОКДП (ОК 004–93); Общероссийский классификатор услуг населению – ОКУН (ОК 002–93) ; Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКО 16—94).
Документы ОКОНХ и ОКДП используют при идентификации отраслевой принадлежности организации или предпринимателя к сфере туризма. Например, код 90 220 ОКОНХ означает принадлежность к гостиничному хозяйству, код 91 600 – к организациям отдыха и туризма, код 91 620 – к предприятиям туризма, а код 91 517 – к санаторно-курортным учреждениям. Эти коды приводятся в статистических документах туристических фирм и гостиниц.
При определении объектов стандартизации в сфере туризма исходят из того, что в значительной степени качество и надежность туристического продукта определяются технологиями, используемыми туристическими предприятиями. В связи с этим стандартизация должна распространяться на следующие элементы технологии:
1) термины и определения в туризме, необходимые для взаимопонимания и однозначности восприятия понятий, описывающих туристический продукт, условия его реализации, договорные отношения, качество и безопасность, как при международных, так и при национальных путешествиях;
2) классификацию типов туристических организаций и видов их деятельности;
3) способы и методы формирования, продвижения и реализации туристического продукта;
4) способы оценки и минимизации рисков для здоровья и жизни туристов при совершении ими путешествий, действия туристических фирм при возникновении чрезвычайных ситуаций;
5) содержание и формы информации о туристических продуктах, предлагаемых турфирмами, и пути компенсации за непредоставление объявленных услуг;
6) туристические технологии, устанавливающие стандартные требования к формам документов и составу информации в них, а также к другим элементам технологий.
Административные регламенты и стандарты государственных услуг
1. Приказ Министерства культуры РФ от 17 января 2018 г. № 31 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по туризму по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристских судов»
2. Приказ Федерального агентства по туризму от 31.05.2019 № 164-Пр-19 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по выдаче заключений о соответствии качества общественно полезных услуг по организации экскурсионных программ или по оказанию туристско-информационных услуг, оказываемых социально ориентированными некоммерческими организациями, установленным критериям»
3. Приказ Федерального агентства по туризму от 09.01.2019 № 2-Пр-19 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению Единого федерального реестра туроператоров»
4. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 27 июня 2012 г. № 666 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по информированию в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) об угрозе безопасности туристов (экскурсантов) в стране (месте) временного пребывания»
Сенин В.С. Организация международного туризма
Глава 9. Стандарты туристского обслуживания. Лицензирование туристской деятельности. Сертификация, безопасность и качество туристских услуг
Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг являются лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме.
К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты России; правила, нормы, и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей и предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Стандарты туристского обслуживания являются частью государственной системы стандартизации Российской Федерации, определяющей цели и задачи стандартизации в области туризма и гостиничного менеджмента, основные принципы и организацию работ, категории нормативных документов, виды стандартов и основные положения по международному сотрудничеству.
Целями стандартизации в сфере туристского обслуживания являются обеспечение заявленного уровня качества и безопасности потребления тур-продукта или отдельной туристской услуги, защита интересов потребителей туристских услуг от недобросовестной конкуренции на рынке.
В международной и отечественной практике под стандартом понимается нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия, характеризующегося отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон (производителей и потребителей), утвержденный признанным органом и обязательный к применению. Государственные стандарты в сфере туристского обслуживания утверждаются, как правило, Госстандартом России.
Стандарт является одним из эффективных инструментов регулирования рынка туристских услуг, позволяющий воздействовать как на недобросовестных изготовителей, так и на продавцов, и потребителей туристских услуг.
Стандарт по своей природе предназначен для установления минимально необходимых требований, делающих любой продукт или услугу соответствующими своему назначению по формализованным критериям надежности, безопасности, качества и т.п.
Под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. К социально-культурным услугам относятся услуги по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя (поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства), а также медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т. д. С другой стороны, в создании комплексной туристской услуги (тура) принимают участие и транспортные компании, предприятия питания и другие, услуги которых относятся к сфере материальных услуг.
Существуют находящиеся во взаимосвязи следующие категории стандартов:
К нормативным документам по стандартизации относятся также общероссийские классификаторы, порядок разработки и применения которых устанавливается Госстандартом России.
При разработке стандартов учитываются стандарты, принятые Международной организацией стандартов (ИСО), и региональные стандарты, правила Европейской законодательной комиссии ООН и других международных организаций, а также национальные стандарты других стран.
Базу стандартизации, существующей в сфере туризма и гостиничного хозяйства, в настоящее время составляют следующие государственные стандарты:
— ГОСТ 28681. О-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионно-го обслуживания. Основные положения»;
— ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
— ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг»;
— ГОСТР 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
— ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц»;
— ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения»;
— ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качеств услуг (аутентичный тест ИСО 9002-87)»;
— ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
— ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования».
Руководство и координацию деятельности по организации стандартизации в сфере туризма осуществляет технический комитет ТК-199 при Госстандарте России.
Непосредственно к сфере туризма имеют отношение следующие нормативные документы, содержащие классификационные признаки:
Коды классификатора ОКУН применяются при проведении сертификации туристских услуг и услуг гостиниц и указываются в сертификатах соответствия безопасности и качества услуг.
Кроме этого в практике туристской и гостиничной деятельности используются такие нормативные документы, как правила. В первую очередь к ним относятся:
— Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490.
— Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1036.
Кроме того, в международной туристской практике нашли применение следующие классификации:
— Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности (МСОК);
— Стандартная международная классификация видов деятельности в области туризма (СИКТА).
Выдача лицензий осуществляется в соответствии с Федеральными законами «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.
В перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, включены туроператорская и турагентская деятельность, а также деятельность по продаже прав на клубный отдых.
Положения о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95. Положение по продаже прав на клубный отдых находится в стадии разработки. Данным Постановлением предусмотрено, что лицензирование туроператорской и турагентской деятельности осуществляется Минэкономразвития России.
Положениями предусмотрено, однако, и повышение квалификации работников не реже одного раза в 3 года.
Лицензионные требования и условия при осуществлении турагентской деятельности практически одинаковы с туроператорской, за некоторыми исключениями: отсутствуют требования к количеству работников; наличие профессионального образования и опыта работы в туризме не менее 3 лет требуется только у 20% работников.
Таким образом, вместо одной лицензии на осуществление международной туристской деятельности, выдаваемой турфирмам ранее, в зависимости от направления их деятельности в турбизнесе, могут потребоваться и все три.
Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУП) ОК-002-93 (в редакции 1999 г.) относит к туристской деятельности «Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов» (раздел 060000), выделяя при этом «услуги туроператора по организации внутреннего туризма» (подраздел 061100), «выездного туризма» (061200) и «въездного туризма» (061300), а также «услуги турагента» (061400) и «отдельные услуги туроператора и турагента» (061500) опять-таки по организации путешествия (отдыха). При этом огромное разнообразие видов туризма, организуемое туроператором, в ОКУНе сводится к пяти турам: оздоровительному, познавательному, профессионально-деловому, спортивному и религиозному, а все остальное названо «прочие туры».
Услуги турагента в ОКУН не расшифровываются, они просто обозначены.
Однако, кроме ОКУН, в России действует и такой нормативный документ, как «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» (ОКДП-ОК-004-93), разработанный при участии Минэкономики России. Этот классификатор более или менее гармонизирован с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности (МСОК)» и «Классификацией основных продуктов (КОП)», а также со «Стандартной международной классификацией видов деятельности в области туризма (СИКТА)». Классификация туристских и экскурсионных услуг, оказываемых туроператорами и турагентами по группировке 631 ОКДП «Деятельность в области туризма и экскурсий» представлена на рис. 5.2. Откуда следует, что туристская деятельность и здесь сводится к деятельности по организации путешествий (гораздо более разнообразной) и деятельности по реализации туристских услуг, в которой реализация путевок на выездной туризм номинирована отдельным разделом.
Таким образом, лицензия на туроператорскую деятельность во-первых разрешает туристской фирме организовывать индивидуальные и групповые туристские поездки по всем типам, категориям и видам туризма как внутри страны, так и за рубежом, и, во-вторых, реализовывать туристские услуги как оптовому, так и розничному покупателю.
Таким образом, основополагающие моменты туристской деятельности, приведенные в группировке 631 ОКДП, не нашли отражения в Положениях о лицензировании турагентской и туроператорской деятельности.
Особая проблема заключается и в пересмотре вопросов, связанных с сертификацией туристских услуг. Очевидно, что турагент в сертификации (как обязательной, так и добровольной) туристских услуг не нуждается. Он эти услуги продает, а сертификация услуг осуществляется туроператором.
Обязательная сертификация туристских услуг, организуемых туроператором, весьма сомнительна по нескольким причинам. Во-первых, до сих пор в ГОСТах Р, на соответствие требованиям которых должны проверяться туристские услуги, не устранены многочисленные погрешности в терминах и определениях туристских услуг, оказываемых турагентами и туроператорами. Во-вторых, терминология классификаторов ОК-002-93 (ОКУН) и ОК-004-93 (ОКДП) различается, стандарт «Требования к туроператорской и турагентской деятельности» до сих пор не разработан. По действующему законодательству перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации, устанавливается правительством РФ. В действующем Постановлении от 13 августа 1997 г. № 1013 обязательной сертификации подлежат «Туристские и экскурсионные услуги», включающие в себя услуги, названные в старом ОКУНе (в редакции от 1993 г.). «Правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц» Госстандарт России отменил с 1 сентября 2000 г., а новые до сих пор не разработаны.
В настоящее время постановлением Госстандарта России от 8 октября 2001 г. № 86 из «Номенклатуры продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» все виды туристских услуг и услуг средств размещения исключены.
Известны попытки разработки законопроекта «Об основах регулирования рынка в сфере клубного отдыха», который в настоящее время активно обсуждается заинтересованными структурами. Однако, когда закон будет принят, неизвестно.
В настоящее время ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения» относит клубы с проживанием (клубы отдыха) к коллективным средствам размещения. Это единственное упоминание «клубов отдыха» в государственных стандартах Российской Федерации.
Известно, что права на клубный отдых могут быть реализованы как на первичном рынке продаж (самими клубами отдыха или аффелированными ими фирмами) или на вторичном рынке продаж (самими владельцами тайм-шер-сертификатов) при их перепродаже через клубы отдыха или специализированные организации, так называемые туристские биржи. На что и кому будет выдаваться лицензия по продаже прав на клубный отдых, неизвестно. В большой степени не осмыслены и проблемы обязательной сертификации услуг клубного отдыха. Недобросовестная практика продаж и перепродаж прав на клубный отдых в последнее время переместилась из Европы в Россию в связи с введением в странах ЕС Директивы 94/47/ЕС от 24 октября 1994 г. «По защите покупателей в отношении некоторых контрактов, касающихся приобретения права использования недвижимой собственности в режиме разделенного времени» (Приложение 7).
Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование деятельности по продаже прав на клубный отдых. Однако положение о лицензировании данного вида деятельности до сих пор не принято. Ассоциация российских компаний, действующих на рынке клубного отдыха, впервые в России разработала два стандарта: СТО «Регламент предоставления услуг клубов с проживанием» и СТО «Классификация средств размещения клубов с проживанием».
Таким образом, объем импорта туристских услуг в 3 раза превышал объем экспорта. Иностранные гостиничные инвесторы явно не заинтересованы в открытии своих клубов на территории России и не только из-за отсутствия соответствующего законодательства. Иначе как можно объяснить тот факт, что финансовые результаты деятельности гостиничных предприятий всех форм собственности (государственные, муниципальные, частные, смешанные российские) за 1999 г. оказались положительными, за исключением предприятий, находящихся в иностранной собственности, принесших убыток.
Очевидно, что не только иностранные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в развитие туризма в России, но и отечественные гостиничные инвесторы также не проявляют интерес к развитию клубного сектора туристской индустрии.
Нельзя сказать, что законодательная власть вкупе с исполнительной не принимает участия в создании законодательной и нормативной базы по клубному отдыху. Так, в 1998 г., как уже упоминалось, был принят государственный стандарт по средствам размещения в туризме, где среди коллективных средств размещения впервые названы и «клубы с проживанием».
Это произошло вследствие того, что при составлении стандарта были использованы «Рекомендации по статистике туризма», разработанные ВТО, а также учтена «Стандартная международная классификация видов деятельности в туризме» (СИКТА), гармонизированная с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности» (МСОК).
Сертификация туристских услуг и услуг гостиниц является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя. В условиях рыночной экономики в рамках индустрии туризма потребитель (турист) является ключевой фигурой при реализации требований стандартов на предоставляемое ему качество туристских услуг, в зависимости от которого и находится цена на реализуемый туристу турпродукт. Индустрия туризма введением стандартов на туристское обслуживание, применение сертификации услуг определяет способы и критерии оценки качества своей деятельности и позволяет создать у потребителей уверенность в том, что удобства или услуги предоставляются туристу и экскурсанту в рамках четко определенных норм и правил.
Правовые основы сертификации туристских услуг и услуг гостиниц, права, обязанности и ответственность участников сертификации определяются Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. с последующими изменениями, а также рядом других нормативных документов, в том числе законодательством о защите прав потребителей.
Под сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию путешественников, принятых в стране пребывания.
Правительство РФ постановлением от 29 апреля 2002 г. № 287 внесло изменения в Перечень товаров, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, ранее утвержденный постановлением от 13 августа 1997 г. № 1013. Из нового Перечня туристские и экскурсионные услуги, а также услуги гостиниц и прочих мест проживания исключены.
В последнее время Госстандартом России приняты следующие документы по сертификации:
— «Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Госстандарта от 30 декабря 1999 г. № 72;
— «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Госстандарта от 10 мая 2000 г. № 26.
— ГОСТ Р ИСУ/МЭК-65-2000 «Общие требования по сертификации продукции».
Указанные документы применяются и для сертификации туристских услуг и услуг средств размещения.
В системе сертификации ранее было предусмотрено использование четырех схем сертификации: оценка мастерства исполнителя (для экскурсий, походов выходного дня); оценка процесса предоставления услуги (путешествия по маршрутам); аттестация предприятий проживания туристов (гостиниц); сертификация систем качества (только для туристских предприятий, исключая граждан-предпринимателей).
Реклама туристских услуг и услуг гостиниц, подлежащих обязательной сертификации, но не имеющих сертификата соответствия, в соответствии со ст. 7 (п. 4) Закона «О сертификации продукции и услуг» запрещается.
Под добровольной сертификацией туристских услуг и услуг гостиниц понимается подтверждение по инициативе изготовителя, исполнителя или продавца органом по сертификации уровня качества предоставляемых услуг требованиям стандартов (нормативных документов) обслуживания. Участниками сертификации являются Госстандарт России, национальная туристская администрация России, Центральный орган по сертификации туристских услуг (ЦОС), а также региональные органы по сертификации, создаваемые на местах, которые и определяют в совокупности систему сертификации туристских услуг.
Функции органов по сертификации могут выполнять организации, профессионально подготовленные для этих целей, имеющие в своем составе государственных экспертов и аккредитованные по правилам Госстандарта России, т. е. прошедшие государственную регистрацию.
Во Франции для получения лицензии требуется разрешение министерства внутренних дел.
Как показывает практика работы органов Госстандарта России, более 50% туристских фирм нарушают требования государственных стандартов и правила сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. При этом основной причиной правонарушений в большинстве случаев является элементарное незнание действующих в стране правил, норм и предписаний. Сертификаты ряда туристских фирм аннулируются, а аннулирование действия сертификата соответствия влечет за собой прекращение или приостановление действия лицензии. Выборочные проверки показали практически повсеместное несоблюдение турфирмами таких условий выдачи лицензии, как информирование органов лицензирования об изменении юридического и фактического адресов места нахождения фирмы, изменение ее организационно-правовой формы и ряд других изменений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что является объектом стандартизации в туризме?
2. Дайте определение понятию «услуга». Как подразделяются услуги по функциональному назначению?
3. Что такое стандарты туристского обслуживания? Назовите категории стандартов.
4. Назовите другие нормативные документы, регламентирующие туристскую деятельность. Приведите, примеры этих документов.
5. Что понимается под лицензированием туристской деятельности?
6. На основе какого нормативного документа осуществляется лицензирование в туризме?
7. Назовите условия действия и срок действия лицензии.
8. Назовите размер лицензионного сбора для туристских фирм.
9. Какие организации осуществляют лицензирование деятельности турфирм в Москве?
10. Для чего нужна сертификация туристских услуг?
11. Какими нормативными документами определяется правовая основа сертификации?
12. В чем различия обязательной и добровольной сертификации?
13. Что такое безопасность туристской услуги?
14. Чем подтверждается прохождение сертификации?
15. Какими нормативными документами определяется перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации?