Что такое статистика по алгебре 7 класс

Класс: 7

Презентация к уроку

Материальное обеспечение:
мультимедийный проектор, карточки для проведения самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
1. Домашнее задание: п.9, №№ 168, 172, 178 (учебник «Алгебра. 7класс» под редакцией С. А. Теляковского, Москва «Просвещение», 2009 год)

2. Сообщение темы урока.

2.1. Разгадывание кроссворда:

2.2. – Прочитайте слово, образованное первыми буквами разгаданных слов. (Статистика)

– Как вы думаете, чем занимается статистика?
Статистика – это наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных явлениях, происходящих в природе и обществе. (Слайд 2)
Экономическая статистика изучает изменение цен, спроса и предложения на товары, прогнозирует спрос и падение производства и потребления.
Медицинская статистика изучает эффективность различных лекарств и методов лечения, вероятность возникновения некоторого заболевания в зависимости от возраста, пола, наследственности, условий жизни, вредных привычек, прогнозирует распространение эпидемий.
Демографическая статистика изучает рождаемость, численность населения, его состав (возрастной, национальный, профессиональный).
А ещё есть статистика финансовая, налоговая, биологическая, метеорологическая и т.д.
Для обработки информации существуют определённые методы. (Слайд 3)
Раздел математики, посвящённый методам и правилам обработки и анализа статистических данных, называется математической статистикой. (Слайд 4)

2.3. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы будем знакомиться с некоторыми статистическими характеристиками, будем учиться их определять. (Слайд 5).

3. Изучение нового материала.

3.1. – Рассмотрим данные о производстве пшеницы в России в период с 1995 года по 2001 год. (Слайд 6)

1995 г. – 30,1 млн. тонн;
1996 г. – 34,9 млн. тонн;
1997 г. – 44,3 млн. тонн;
1998 г. – 27 млн. тонн;
1999 г. – 31 млн. тонн;
2000 г. – 34,5 млн. тонн;
2001 г. – 47 млн. тонн.

– Как видим, производство пшеницы в разные годы различается. Как вы думаете, почему?
– Да, оно зависит от погодных условий, площади посева, качества семян и других обстоятельств. Поэтому производство пшеницы за 1 год не даёт полного представления об уровне производства пшеницы в стране. Для этой цели лучше использовать среднее значение за ряд лет. По данным таблицы мы можем вычислить среднее производство пшеницы за 7 лет. Как это можно сделать?
(30,1 + 34,9 + 44,3 + 27 + 31 + 34,5 + 47) : 7 = 35,5 (Слайд 7)
– Что мы нашли? (Среднее арифметическое)
– Среднее арифметическое является одной из статистической характеристик ряда чисел. Запишите определение этого понятия в тетрадь. (Слайд 8)
Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на их количество.
– В каком году производство пшеницы было ближе всего к среднему значению? (в 1996 году)

3.2. Выполните задания (слайд 9):

1) Вычислите среднее арифметическое чисел 6, 10, 16 и 20. (6 + 10 + 16 + 20) : 4 = 52 : 4 = 13
2) Все числа равны между собой. Чему рано их среднее арифметическое? (Самому этому числу.)
3) Может ли среднее арифметическое не совпадать ни с одним из чисел данного ряда? (Да)
4) Придумайте три числа, среднее арифметическое которых совпадает со вторым по величине числом.

3.3. В одном из седьмых классов измерили рост мальчиков. Получили такие данные:
155 см, 167 см, 159 см, 168 см, 161 см, 170 см, 162 см, 153 см, 165 см. (Слайд 10) Найдите среднее арифметическое этого ряда чисел.
(155 + 167 + 159 + 168 + 161 + 170 + 162 + 153 + 165) : 9 = 1460 : 9 = 162,(2) = 162
– Какой рост имеет самый высокий мальчик из этого класса? (170 см)
– Самый низкий мальчик? (153 см)
– Найдите разницу в росте ребят?
170 – 153 = 17 (см)
Разность между наибольшим и наименьшим значениями ряда данных называется размахом ряда и также является одной из статистических характеристик. (Слайд 11)
– Запишите определение в тетрадь.

3.4. Петя и Вася поспорили, кто лучше прыгает в длину с места. Чтобы избежать случайности, они решили, что будут прыгать по очереди 5 раз. (Слайд 12) Результаты своих прыжков они записали в таблицу (слайд 13):

Источник

Элементы статистики

Продолжаем изучать элементарные задачи по математике. Сегодня мы поговорим о статистике.

Статистика — это раздел математики в котором изучаются вопросы сбора, измерения и анализа информации, представленной в числовой форме. Происходит слово статистика от латинского слова status (состояние или положение дел).

Так, с помощью статистики мы можем узнать свое положение дел, касающихся финансов. С начала месяца можно вести дневник расходов и по окончании месяца, воспользовавшись статистикой, узнать сколько денег в среднем мы тратили каждый день или какая потраченная сумма была наибольшей в этом месяце либо узнать какую сумму мы тратили наиболее часто.

На основе этой информации можно провести анализ и сделать определенные выводы: следует ли в следующем месяце немного сбавить аппетит, чтобы тратить меньше денег, либо наоборот позволить себе не только хлеб с водой, но и колбасу.

Выборка. Объем. Размах

Что такое выборка? Если говорить простым языком, то это отобранная нами информация для исследования. Например, мы можем сформировать следующую выборку — суммы денег, потраченных в каждый из шести дней. Давайте нарисуем таблицу в которую занесем расходы за шесть дней

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Выборка состоит из n-элементов. Вместо переменной n может стоять любое число. У нас имеется шесть элементов, поэтому переменная n равна 6

Элементы выборки обозначаются с помощью переменных с индексами Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Последний Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 классэлемент является шестым элементом выборки, поэтому вместо n будет стоять число 6.

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Обозначим элементы нашей выборки через переменные Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Количество элементов выборки называют объемом выборки. В нашем случае объем равен шести.

Размахом выборки называют разницу между самым большим и маленьким элементом выборки.

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Среднее арифметическое

Понятие среднего значения часто используется в повседневной жизни.

Речь идет о среднем арифметическом — результате деления суммы элементов выборки на их количество.

Среднее арифметическое — это результат деления суммы элементов выборки на их количество.

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Вернемся к нашему примеру

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Узнаем сколько в среднем мы тратили в каждом из шести дней:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Средняя скорость движения

При изучении задач на движение мы определяли скорость движения следующим образом: делили пройденное расстояние на время. Но тогда подразумевалось, что тело движется с постоянной скоростью, которая не менялась на протяжении всего пути.

В реальности, это происходит довольно редко или не происходит совсем. Тело, как правило, движется с различной скоростью.

Когда мы ездим на автомобиле или велосипеде, наша скорость часто меняется. Когда впереди нас помехи, нам приходиться сбавлять скорость. Когда же трасса свободна, мы ускоряемся. При этом за время нашего ускорения скорость изменяется несколько раз.

Речь идет о средней скорости движения. Чтобы её определить нужно сложить скорости движения, которые были в каждом часе/минуте/секунде и результат разделить на время движения.

Задача 1. Автомобиль первые 3 часа двигался со скоростью 66,2 км/ч, а следующие 2 часа — со скоростью 78,4 км/ч. С какой средней скоростью он ехал?

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Сложим скорости, которые были у автомобиля в каждом часе и разделим на время движения (5ч)

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Значит автомобиль ехал со средней скоростью 71,08 км/ч.

Определять среднюю скорость можно и по другому — сначала найти расстояния, пройденные с одной скоростью, затем сложить эти расстояния и результат разделить на время. На рисунке видно, что первые три часа скорость у автомобиля не менялась. Тогда можно найти расстояние, пройденное за три часа:

Аналогично можно определить расстояние, которое было пройдено со скоростью 78,4 км/ч. В задаче сказано, что с такой скоростью автомобиль двигался 2 часа:

Сложим эти расстояния и результат разделим на 5

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Задача 2. Велосипедист за первый час проехал 12,6 км, а в следующие 2 часа он ехал со скоростью 13,5 км/ч. Определить среднюю скорость велосипедиста.

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Скорость велосипедиста в первый час составляла 12,6 км/ч. Во второй и третий час он ехал со скоростью 13,5. Определим среднюю скорость движения велосипедиста:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Мода и медиана

Модой называют элемент, который встречается в выборке чаще других.

Рассмотрим следующую выборку: шестеро спортсменов, а также время в секундах за которое они пробегают 100 метров

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Элемент 14 встречается в выборке чаще других, поэтому элемент 14 назовем модой.

Рассмотрим еще одну выборку. Тех же спортсменов, а также смартфоны, которые им принадлежат

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Элемент iphone встречается в выборке чаще других, значит элемент iphone является модой. Говоря простым языком, носить iphone модно.

Конечно элементы выборки в этот раз выражены не числами, а другими объектами (смартфонами), но для общего представления о моде этот пример вполне приемлем.

Рассмотрим следующую выборку: семеро спортсменов, а также их рост в сантиметрах:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Упорядочим данные в таблице так, чтобы рост спортсменов шел по возрастанию. Другими словами, построим спортсменов по росту:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Выпишем рост спортсменов отдельно:

В получившейся выборке 7 элементов. Посередине этой выборки располагается элемент 184. Слева и справа от него по три элемента. Такой элемент как 184 называют медианой упорядоченной выборки.

Медианой упорядоченной выборки называют элемент, располагающийся посередине.

Отметим, что данное определение справедливо в случае, если количество элементов упорядоченной выборки является нечётным.

В рассмотренном выше примере, количество элементов упорядоченной выборки было нечётным. Это позволило нам быстро указать медиану

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Но возможны случаи, когда количество элементов выборки чётно.

К примеру, рассмотрим выборку в которой не семеро спортсменов, а шестеро:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Построим этих шестерых спортсменов по росту:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Выпишем рост спортсменов отдельно:

180, 182, 184, 186, 188, 190

В данной выборке не получается указать элемент, который находился бы посередине. Если указать элемент 184 как медиану, то слева от этого элемента будут располагаться два элемента, а справа — три. Если как медиану указать элемент 186, то слева от этого элемента будут располагаться три элемента, а справа — два.

В таких случаях для определения медианы выборки, нужно взять два элемента выборки, находящихся посередине и найти их среднее арифметическое. Полученный результат будет являться медианой.

Вернемся к нашим спортсменам. В упорядоченной выборке 180, 182, 184, 186, 188, 190 посередине располагаются элементы 184 и 186

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Найдем среднее арифметическое элементов 184 и 186

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Элемент 185 является медианой выборки, несмотря на то, что этот элемент не является членом исходной и упорядоченной выборки. Спортсмена с ростом 185 нет среди остальных спортсменов. Рост в 185 см используется в данном случае для статистики, чтобы можно было сказать о том, что срединный рост спортсменов составляет 185 см.

Поэтому более точное определение медианы зависит от количества элементов в выборке.

Если количество элементов упорядоченной выборки нечётно, то медианой выборки называют элемент, располагающийся посередине.

Если количество элементов упорядоченной выборки чётно, то медианой выборки называют среднее арифметическое двух чисел, располагающихся посередине этой выборки.

Медиана и среднее арифметическое по сути являются «близкими родственниками», поскольку и то и другое используют для определения среднего значения. Например, для предыдущей упорядоченной выборки 180, 182, 184, 186, 188, 190 мы определили медиану, равную 185. Этот же результат можно получить путем определения среднего арифметического элементов 180, 182, 184, 186, 188, 190

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Но медиана в некоторых случаях отражает более реальную ситуацию. Например, рассмотрим следующий пример:

Было подсчитано количество имеющихся очков у каждого спортсмена. В результате получилась следующая выборка:

0, 1, 1, 1, 2, 1, 2, 3, 5, 4, 5, 0, 1, 6, 1

Определим среднее арифметическое для данной выборки — получим значение 2,2

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

По данному значению можно сказать, что в среднем у спортсменов 2,2 очка

Теперь определим медиану для этой же выборки. Упорядочим элементы выборки и укажем элемент, находящийся посередине:

В данном примере медиана лучше отражает реальную ситуацию, поскольку половина спортсменов имеет не более одного очка.

Частота

Частота это число, которое показывает сколько раз в выборке встречается тот или иной элемент.

Предположим, что в школе проходят соревнования по подтягиваниям. В соревнованиях участвует 36 школьников. Составим таблицу в которую будем заносить число подтягиваний, а также число участников, которые выполнили столько подтягиваний.

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

По таблице можно узнать сколько человек выполнило 5, 10 или 15 подтягиваний. Так, 5 подтягиваний выполнили четыре человека, 10 подтягиваний выполнили восемь человек, 15 подтягиваний выполнили три человека.

Количество человек, повторяющих одно и то же число подтягиваний в данном случае являются частотой. Поэтому вторую строку таблицы переименуем в название «частота»:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Такие таблицы называют таблицами частот.

Частота обладает следующим свойством: сумма частот равна общему числу данных в выборке.

Это означает, что сумма частот равна общему числу школьников, участвующих в соревнованиях, то есть тридцати шести. Проверим так ли это. Сложим частоты, приведенные в таблице:

4 + 5 + 10 + 8 + 6 + 3 = 36

Относительная частота

Относительная частота это в принципе та же самая частота, которая была рассмотрена ранее, но только выраженная в процентах.

Относительная частота равна отношению частоты на общее число элементов выборки.

Вернемся к нашей таблице:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Пять подтягиваний выполнили 4 человека из 36. Шесть подтягиваний выполнили 5 человек из 36. Восемь подтягиваний выполнили 10 человек из 36 и так далее. Давайте заполним таблицу с помощью таких отношений:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Выполним деление в этих дробях:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Выразим эти частоты в процентах. Для этого умножим их на 100. Умножение на 100 удобно выполнить передвижением запятой на две цифры вправо:

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Теперь можно сказать, что пять подтягиваний выполнили 11% участников, 6 подтягиваний выполнили 14% участников, 8 подтягиваний выполнили 28% участников и так далее.

Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже

42 thoughts on “Элементы статистики”

Спасибо, что вы вернулись.
Будут ли новые уроки?

Источник

Разработка серии уроков по алгебре для 7-го класса по теме «Статистические характеристики»

Разделы: Математика

Урок 1. «Среднее арифметическое, размах и мода»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели:

Оборудование: проектор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Слышали ли вы когда-нибудь такую песню: «Потому что на десять девчонок по статистике девять ребят»? Как вы думаете, что это значит?

Сегодня мы познакомимся с новой наукой – статистикой. Узнаем, что она изучает и как можно применить те знания, которые вы сейчас получите.

III. Актуализация знаний

– Какое число называют средним арифметическим нескольких чисел?

(Средним арифметическим нескольких чисел называют частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых).

Задача: дан ряд чисел 5, 6, 8, 12, 15, 4, 17, 8, 10, 15.

IV. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала

– Ребята, вы начинаете изучать новый предмет: «Элементы статистики и теории вероятностей».

– Где в реальной повседневной жизни мы сталкиваемся с этими науками?

– Вы что-нибудь слышали об этом разделе математики?

– А разве вам не приходилось подсчитывать среднюю скорость движения, средний бал ученика, класса. Подготовку человека к таким проблемам во всем мире осуществляет школьный курс математики, и в частности ее раздел «Математическая статистика».

Статистика – наука, которая занимается получением, обработкой и анализом количественных данных о разнообразных массовых явлениях, происходящих в природе и обществе. Слово «статистика» происходит от латинского слова status, которое означает «состояние, положение вещей». Статистика изучает численность отдельных групп населения страны и ее регионов, производство и потребление разнообразных видов продукции, перевозку грузов и пассажиров различными видами транспорта, природные ресурсы и многое другое. Результаты статистических исследований широко используются для практических и научных выводов. Вам было дано задание: измерить время, затраченное на выполнение домашнего задания по алгебре.

Мы получили следующие результаты: 27, 25, 26, 25, 40, 38, 38, 25 и т.д.

Имея этот ряд данных, можно определить, сколько минут в среднем затратили учащиеся на выполнение домашнего задания.

– Что для этого нужно сделать? (сложить все числа и разделить полученную сумму на их количество).

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Число 28, полученное в результате, называют средним арифметическим рассматриваемого ряда. Обозначение: Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс.

Мы вычислили, что на выполнение домашнего задания по алгебре учащиеся затратили в среднем 28 минут. Проводя аналогичные наблюдения, можно проследить, какова была средняя затрата времени на выполнение в какой-либо день домашнего задания по алгебре и русскому языку.

Заметим, что иногда вычисление среднего арифметического не дает полезной информации, так как время, затраченное некоторыми учащимися, значительно отличается от среднего арифметического.

Наибольший расход времени равен 40 минут, а наименьший расход времени равен 18 минут. Разность между наибольшим и наименьшим значением называется размахом ряда.

Размах ряда находят тогда, когда хотят определить, как велик разброс данных в ряду.

-Ребята, нас могут интересовать не только среднее арифметическое и размах, но и другие показатели.

Например, интересно знать, какое число встречается в ряду данных чаще всего.

Таким числом является число 25. Число, наиболее часто встречающееся в данном ряду, называется модой чисел.

Ряд может иметь две моды, а может не иметь моды. Например, 47, 46, 50, 52, 47, 49, 52, 55 – имеет две моды: 47 и 52.

69, 68, 66, 70, 67, 71, 74, 63, 73, 72 – этот ряд не имеет моды.

– Ребята, где еще можно встретить понятие моды ряда чисел?

– Данные о размерах мужских сорочек, проданных в определенный день в универмаге. Здесь мода – размер пользующихся спросом, мода – цены на товар распространенный на рынке и т.п.

V. Закрепление изученного материала

При выставлении оценок учитель также вычисляет среднее арифметическое ваших текущих оценок.

Сейчас вы получите выписку ваших оценок по алгебре за I четверть.

Вы должны вычислить среднее арифметическое, моду и размах.

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке.

«В среднем в день ребёнок улыбается 400 раз, взрослый — 17. Теперь все улыбнулись, чтобы испортить статистику»

VIII. Рефлексия

Раздать карточки для рефлексии.

VII. Постановка домашнего задания п. 9, 168 (а, б), 172, 178

Урок 2. «Медиана как статистическая характеристика»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цели:

Оборудование: проектор

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Сообщение темы и целей урока

Сегодня на уроке мы повторим алгоритм нахождения среднего арифметического, размаха и моды, и узнаем, как находится еще одна характеристика – медиана.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Фронтальный опрос.

а) Дан ряд чисел: 3, 5, 1, 7, 9. Найти среднее арифметическое, размах и моду.
б) Дан ряд чисел: 1, 2, 2, 5, 5. Найти среднее арифметическое, размах и моду.

V. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала

Задача. В небольшой фирме 10 сотрудников: 7 рабочих, мастер, бухгалтер, директор. Зарплата у рабочих: 2000, у мастера 4000, у бухгалтера 16000, у директора 40000. Найдите чему будет равна средняя зарплата на этом предприятии?

Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть фото Что такое статистика по алгебре 7 класс. Смотреть картинку Что такое статистика по алгебре 7 класс. Картинка про Что такое статистика по алгебре 7 класс. Фото Что такое статистика по алгебре 7 класс

Но достаточно ли этой характеристики работнику, который устраивается работать рабочим? (Нет)

В этом случае используют другую статистическую характеристику – медиану.

Запишем алгоритм нахождения медианы набора чисел:

Медиану используют вместо средней арифметической, когда крайние варианты упорядоченного ряда (наименьшая и наибольшая) по сравнению с остальными оказываются чрезмерно большими или чрезмерно малыми.

VI. Закрепление изученного материала

Задача 2. В таблице приведена информация о длине основных рек, протекающих по территории округа Домодедово Московской области.

РекаДлина, км
Пахра900
Рожайка51
Битца24
Гнилуша31
Северка98
Конопелька13

а) Найдите среднюю длину рек (среднее арифметическое);
б) Найдите длину рек в среднем (медиану данных);
в) По вашему мнению, какая из этих характеристик – среднее арифметическое или медиана – лучше описывает длину рек, протекающих в Домодедовском районе? Ответ объясните.

Ответ: а) 186 км, б) 41 км, в) медиана, т.к. данные содержат значения сильно отличающиеся от всех прочих.

Итак, для характеристики статистической информации используют среднее арифметическое и медиану. Во многих случаях одна из характеристик может не иметь никакого содержательного смысла.

VI. Подведение итогов урока

У статистиков есть шутка: средняя глубина озера 0,5 м, а корова все-таки утонула. Как вы понимаете эту фразу?

Выставление оценок за работу на уроке.

VIII. Рефлексия

Раздать карточки для рефлексии.

VII. Постановка домашнего задания п.10, 187, 190, 193

Урок 3. «Статистические характеристики»

Тип урока: закрепление изученного.

Цели:

Оборудование: карточки для выполнения проверочной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации материала

III. Сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения

Сегодня на уроке мы продолжим находить основные статистические характеристики числовых рядов.

IV. Воспроизведение изученного и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений

1. Фронтальный опрос

В таблице приведены расходы учащегося 7 класса за 4 дня:

ДеньПонедельникВторникСредаЧетверг
Расходы100755075

Определить какая статистическая характеристика находится в каждом задании:

б) 50, 75, 75, 100;
(75+75):2 = 75;
___=75 р.

в) 100, 75, 50, 75;
___=75 р.

3. Решение заданий повышенной сложности

V. Проверочная работа

Выдаются карточки с заданием. Эти карточки подписываются учащимися. Задания выполняются на этих карточках в течение 3-5 минут.

Ребята меняются карточками. И по готовым ответам на доске проверяют работы друг друга и выставляют отметки согласно предложенным критериям.

Оценка: «5» – всё верно; «4» – 3 задания выполнены верно; «3» – 2 задания выполнены верно; «2» – выполнено верно менее двух зданий.

Работы сдаются учителю для просмотра и анализа усвоения материала.

VI. Подведение итогов урока

Выставление оценок за урок.

VII. Рефлексия

Раздать карточки для рефлексии.

VIII. Постановка домашнего задания №182, №183, №193

Провести сбор информации на тему: «Размер обуви учеников 7 класса», «Рост учеников 7 класса», «Количество детей в семье учеников 7 класса» (в трех экземплярах)

Урок 4. «Статистические характеристики нашего класса»

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Цели:

Оборудование: таблицы для заполнения данных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

– На перемене я собрала ответы на все ваши вопросы. Все готовы приступить к групповому исследованию. Начинаем заключительный урок по теме “Статистические характеристики”.

III. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

IV. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий

Сегодня на уроке мы проведем с вами статистическое исследование.

Запишем основные этапы статистического исследования:

Рассмотрим следующую задачу:

В женском обувном магазине провели статистические исследования и составили соответствующую таблицу по цене обуви и количества продаж:

Цена (руб.)50012001500180020002500
Количество89141531

Первый и второй этап статистического исследования уже пройдены: данные собраны и систематизированы. Осталось произвести анализ данных.

Для данных показателей надо найти статистические характеристики и объяснить их значение. После ученики должны ответить на следующие вопросы:

По каким параметрам еще можно провести статистические исследования в обувном магазине?

V. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

Проведем собственное статистическое исследование. У вас было домашнее задание: принести данные о своем росте, размере обуви и количестве детей в семье.

Сейчас каждый ряд получит свое задание :

Так как статистическое исследование состоит из трех этапов, а первый этап – сбор данных мы уже провели, то вы можете переходить ко второму этапу – систематизации данных. Для этого данные занесите в таблицы.

После того как вы провели систематизацию данных, можно переходить к следующему этапу – анализу данных. Найдите статистические характеристики: среднее арифметическую, моду, медиану и размах ряда. Сделайте выводы.

VI. Подведение итогов урока

Вы все отлично справились с заданием. Выставление оценок за работу на уроке.

VII. Постановка домашнего задания

Провести исследование на тему: «Рост учащихся 8 класса».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *