Что такое статус служащего
Государственные служащие: виды, порядок назначения и денежное довольствие
В своей предыдущей статье, я писала про муниципальных служащих Подробнее ➤
Сейчас я хотела бы рассказать о том, кто такие госслужащие и чем они отличаются от муниципальных служащих.
Государственные служащие
Что такое государственная служба, кто относится к госслужащим?
Государственная служба — это исполнение государственных функций в рамках действующего законодательства. Государственная служба Российской Федерации подразделяется на гражданскую и военную.
Рассмотрим, кто такие госслужащие, кто к ним относится, определим список профессий государственных служащих. Сотрудники, работающие в федеральных и региональных органах власти, выполняющие государственные функции в разных сферах относятся к госслужащим. Выплата заработной платы таким сотрудникам производится из федерального или регионального бюджета. Военнослужащим выплачивают заработную плату из бюджета Министерства обороны.
Кто является госслужащим в России?
Статья 10. Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» дает четкое определение государственным служащим.
К госслужащим относятся сотрудники, которые работают в:
Должности государственной гражданской службы создают на основании указов Президента РФ, федерального законодательства, актов субъектов РФ.
Все должности государственных служащих условно подразделяют на пять основных групп:
Сюда входят как высшие руководители государства, так и их помощники. Им присваивают чины действительных государственных советников.
К госслужащим относятся те специалисты, которые работают в госорганах федерального или регионального уровня. Заработную плату им выплачивают из федерального или регионального бюджета. Госслужащие могут быть военные и гражданские.
Так, по закону к гражданским госслужащим относят:
Ограничения Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения.
На госслужбу не могут приниматься субъекты:
Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.
Работодатель
Особенности статуса
Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.
Классификация
Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:
Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.
Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.
Особенности должностей
По категориям выделяют:
Должности служащих разделены на следующие группы:
Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:
Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.
Спорные моменты
Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:
В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.
Проверка уровня знаний и квалификации
Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих. Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.
Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.
Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.
Исключения
Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:
Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.
Этапы проверки
Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.
Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы
Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.
Гарантии для госслужащих
Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:
Обязанности
Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:
Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.
Денежное довольствие
Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.
Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.
При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:
Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.
В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.
Повышение зарплат госслужащим
Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.
В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.
Заключение
В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.
Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.
Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.
Правовое положение (статус) государственного служащего
В широком понимании, с учётом различных признаков, можно сформулировать следующее определение государственного служащего: государственным служащим является гражданин РФ, занимающий в установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации порядке включённую в штат должность в структуре государственной администрации (исполнительной, законодательной и судебной власти), имеющий классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, заключивший с государственным органом служебный контракт (принявший присягу на верность РФ), осуществляющий от имени государства предоставленные ему функции и полномочия (в том числе и государственно-властные), получающий денежное содержание (заработную плату) и имеющий гарантированный государством социально-правовой статус.
Государственный служащий имеет определённое правовое положение (статус). Для него определены особые условия поступления на государственную службу, прохождения и прекращения службы.
ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает следующие элементы правового статуса гражданского служащего:
— основные права и основные обязанности;
— ограничения и запреты, связанные с гражданской службой;
— требования к служебному поведению гражданского служащего;
— порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе;
— необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Непременными условиями и факторами, влияющими на правовой статус гражданских служащих, являются:
— поступление на гражданскую службу;
— заключение служебного контракта;
— испытание при поступлении на гражданскую службу;
— изменение существенных условий служебного контракта;
— отстранение от занимаемой должности гражданской службы;
— основания и последствия прекращения служебного контракта;
— персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела;
— служебное время и время отдыха;
— прохождение гражданской службы;
— аттестация гражданских служащих;
— оплата труда гражданского служащего;
— государственные гарантии на гражданской службе;
— поощрения и награждения гражданского служащего;
— дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания;
— формирование кадрового состава гражданской службы;
— рассмотрение индивидуального служебного спора.
Правовой статус государственных служащих зависит от условий, в которых проходит государственная служба.
Статья 14 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает основные права гражданского служащего.
Гражданский служащий имеет право на:
1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом;
5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
9) защиту сведений о гражданском служащем;
10) должностной рост на конкурсной основе;
11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке установленном настоящим ФЗ и другими ФЗ;
12) членство в профессиональном союзе;
13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим ФЗ и другими ФЗ;
14) проведение по его заявлению служебной проверки;
15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
16) медицинское страхование в соответствии с настоящим ФЗ и ФЗ о медицинском страховании государственных служащих РФ;
17) государственную защиту своих жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ.
Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечёт за собой конфликт интересов.
Обязанности государственного служащего характеризуют сущность его служебной деятельности. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственными служащими своих обязанностей влечёт за собой соответствующую ответственность.
Статья 15 ФЗ предусматривает следующие основные обязанности гражданского служащего:
1) соблюдать Конституцию РФ, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую ФЗ тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные ФЗ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера;
10) сообщать о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим ФЗ и другими ФЗ;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с ФЗ.
Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке предусмотренных ФЗ.
Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 ФЗ).
Гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном ФЗ порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую ФЗ тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или её прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сёстры, а также братья, сёстры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчинённостью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Правовой статус государственного гражданского служащего: понятие, содержание
Общее понятие о правовом статусе
Законодательство и юридическая наука часто применяют термин «правовой статус». Этим понятием оперируют для описания положения некоторого субъекта правоотношения, будь то коллективной субъект (предприятие, общественная организация, государственный орган и пр.) или индивидуальный.
Статус (от латинского «status» – состояние, положение) есть многозначный термин, под которым в общем смысле понимаются значения параметров субъекта или объекта, его положение, состояние в некой системе.
Правовой статус есть совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, их положение, определенное правовыми нормами.
В юридической литературе могут встречаться различные позиции на тему равнозначности понятий «статус» и «положение» в праве и составных элементов правового статуса.
В данной статье термины «правовой статус» и «правовое положение» признаются равнозначными и используются в качестве синонимов.
Независимо от практикуемого подхода любой из них подразумевает такие неотъемлемые составляющие структуры правового статуса как:
Данные элементы правового положения человека и гражданина в обществе установлены и закреплены (а также определены гарантии их реализации) в Конституции Российской Федерации и некоторых других правовых актах, в том числе, международных.
Правовой статус государственного гражданского служащего
В федеральном законе, регламентирующем государственную гражданскую службу в России, не содержится точного разъяснения понятия «правовой статус» в контексте данного правового акта. Однако анализ закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (глава 3) позволяет определить такие составляющие правового статуса государственных служащих как: права, обязанности, запреты, ограничения.
Права и обязанности государственных гражданских служащих представляют собой особые, определенные, закрепленные и гарантированные государством варианты допустимого поведения в сфере государственно-служебных отношений.
Существующие права и обязанности государственных гражданских служащих можно разделить на две группы:
Права государственных гражданских служащих
Субъективные права государственных гражданских служащих есть закрепленные юридически варианты допустимого поведения, целью которого является удовлетворение собственных интересов служащих, достижение ими определенных благ и ценностей.
Субъективное право подразумевает возможность выбирать и совершать конкретные действия, а также возможность ожидать (требовать) конкретных действий (или воздержания от них) от иных лиц (лица).
Понятия «право» и «свобода» в основе своей имеют общую суть – возможность индивидуального выбора, но и различаются в итоге. «Свобода» подразумевает более широкие границы выбора или можно сказать, что границ тут нет вовсе: «свобода» не регламентирует некий точный конкретный результат в том или ином вопросе. Свобода выбора религии, свобода мысли, свобода совести и пр. – довольно абстрактные и многогранные понятия.
В свою очередь, термин «право» устанавливает, описывает конкретные действия (право на обращение в государственные органы, право на участие в делах государства и пр.).
Указанное различие сложилось исторически и не является четко определенным.
Статья 14 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит в себе базовые права общего характера для государственных гражданских служащих:
Сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, защищаемую государством, разглашение которой способно негативно повлиять на сохранение безопасности страны.
К сведениям, составляющим государственную тайну, относятся данные из таких сфер функционирования государства как: военная, разведывательная, экономическая, внешнеполитическая, оперативно-розыскная. Вопрос защиты государственной тайны регулируется Законом РФ «О государственной тайне» (№ 5485-1 от 21.07.1993 г.) и постановлением Правительства РФ «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (№ 63 от 06.02.2010 г.);
Индивидуальным служебным спором называют неурегулированные разногласия между представителем нанимателя и государственным служащим (уже существующим, только поступающим на службу или ранее служившим) относительно применения правовых норм гражданской службы, положений служебного контракта.
Рассмотрение индивидуальных служебных споров осуществляет соответствующий орган по заявлению. Процедура подобных разбирательств разъяснена Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в главе 16;
Несомненно, такая важнейшая категория как «право» должна подкрепляться государственными гарантиями. Принцип гарантированности законных прав и свобод граждан – крайне важная черта современного государства.
Гарантии прав и свобод в отношении государственных служащих представляют собой систему отношений в обществе, которые возникают как результат действий государства (его органов и уполномоченных должностных лиц), направленных на предоставление и поддержку реализации прав и свобод служащих посредством применения соответствующих норм права.
Гарантии могут быть духовными, экономическими, социальными, политическими, юридическими. Последние имеют особую значимость, поскольку юридический инструментарий предназначен для конкретизации правовых категорий, закрепления процедур реализации прав и свобод личности, их гарантии и защиты.