Что такое статья учебника литературы
Оформление списка литературы по ГОСТу
Законодательная база
Для публикации научной статьи с результатами выполненного оригинального исследования, мнением или другим содержанием, в журналах, сборниках конференций и других изданиях статья должна содержать список литературы, оформленный в соответствии с ГОСТами.
Согласно требованиям ВАК, курсовые, дипломные, диссертационные и другие работы должны иметь перечень использованных источников, составленный с соблюдением положений ГОСТов.
Говоря о ГОСТах, подразумеваются следующие документы:
Полные тексты приведенных документов можно получить на сайте Агентства по метрологии и техническому регулированию Российской Федерации по адресу: http://protect.gost.ru/.
Чем список использованной литературы отличается от библиографического списка и библиографического определения?
Для ответа на данный вопрос разберем определение каждого из перечисленных терминов.
Список литературы представляет собой обязательную часть научной работы любого уровня. Он состоит из процитированных в труде, просмотренных, проанализированных и изученных материалов, которые имеют прямое отношение к обсуждаемой теме.
Библиографический список содержит библиографическое описание всех просмотренных и примененных источников. Таким образом, он может содержать источники, на которые нет цитат в тексте работы.
Библиографическая ссылка или описание представляет собой сгруппированные сведения об определенном документе, которые размещаются в определенной последовательности на основании установленного стандарта. Это обязательная характеристика документа для его быстрого поиска.
Таким образом, разобранные понятия кардинально отличаются друг от друга. Главное отличие списка использованной литературы от библиографического заключается в том, что он содержит только те источники, которые были фактически использованы и на которые в работе приведены прямые цитаты.
Структура списка литературы
Диссертационный совет и прочие комиссии, принимающие к рассмотрению научные работы, требуют оформлять литературу согласно стандартной структуре.
В каком порядке размещаются источники
Автор самостоятельно выбирает вид размещения источников в зависимости от типа, характеристик и целевого предназначения написанной работы. Сегодня используются следующие типы расположения: в алфавитном порядке, по порядку упоминания того или иного источника в тексте, систематический, по видам использованных источников, в хронологическом порядке, по главам.
Официальные документы в списке литературы к научной работе
Описания документов всегда приводятся в строгом порядке: Конституция, кодексы, законы, Указы Президента, постановления Правительства, прочие официальные документы. Внутри категорий источники указываются по хронологии.
Правила оформления списка литературы в статье
Примеры оформления
Чтобы максимально глубоко рассмотреть вопрос, приведем примеры правильного оформления.
Законодательные документы
Нормативно-технические документы
Патенты
Книги
Издания в нескольких томах
Неопубликованные документы
Диссертационные авторефераты
Электронные ресурсы
Название статьи в списке литературы из книги
Статья из сборника
Рецензия
Анализ раздела учебника литературы
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Раздел начинается с биографии писателя, изложенной простым, доступным языком. Указаны основные сведения и даты, связанные с творчеством А.И.Куприна, отмечены, что немаловажно, автобиографические произведения.
Критический материал о произведениях недостаточен. Например, в статье про «Олесю» ни слова не сказано о противостоянии Олеси и Мануйлихи и местных жителей. Не помешала бы информация о тяготении автора к традициям русской классики, об общности Ивана Тимофеевича и тургеневского «русского человека на рандеву». Уделяя достаточно внимания внешности девушки, красоте полесской природы, авторы не делают вывода о том, как это перекликается с натурой Олеси, помогает понять Ивана Тимофеевича, отсылает читателей к произведениям И.С.Тургенева.
Переходя к анализу «Поединка», авторы сообщают, что повесть сделала А.И.Куприна известным, но не объясняют, почему. Если автора прославило изображение духовного роста героя, то почему не дали герою «вырасти»? Почему нелепо погиб хороший сын любящей матери?! Авторы учебника никак не комментируют неожиданно печальный и непонятный читателю-подростку финал.
Критический материал о «Штабс-капитане Рыбникове» тоже вряд ли будет интересен одиннадцатиклассникам. Они не увидят в рассказе логики, их не заинтересует «скрытый психологизм».
Рассуждения учебника о любви нельзя назвать понятными и интересными, в них нет элементов дискуссии, полемики, они даются как законченное мнение, что снижает интерес школьников к курсу литературы. Заявлено, что женская любовь у Куприна – жертвенная, но как это соотносится с «Гранатовым браслетом»? И приведенное в учебнике высказывание К.Г. Паустовского о любви у Куприна останется непонятным. Критическая статья о «Гранатовом браслете» начинается с пересказа реальной истории, ставшей основой рассказа. Это позволяет школьнику сравнить реальность с вымыслом, уделить большее внимание трагическому финалу произведения. Пересказывая текст, авторы прибегают к анализу мотивов, что может помочь детям быть внимательнее к тексту произведения, видеть не только события, но и элементы поэтики. Авторы заканчивают статью о «Гранатовом браслете» отзывом о нем К.Г.Паустовского. Это высказывание может быть полезным для домашнего сочинения, но запомнить его и привести на экзамене школьники не смогут.
Задание 2 предлагает поделиться впечатлением, которое создалось после изучения раздела. Но с кем делиться и в какой форме? Если с учителем, то выслушать 25 человек на уроке невозможно. Если друг с другом, то это неудачная форма работы в парах.
Далее авторы спрашивают учеников, какие сцены повести произвели на них наибольшее впечатление. Такой вопрос можно задать про что угодно, дети уже привыкли к нему и формально перечисляют вспомнившиеся сцены.
Вторая часть задания 4 посвящена роли пейзажа в понимании состояния героя. Задание весьма трудоемкое и не очень интересное. Такое можно поручить индивидуально дотошному ученику, выбравшему литературу в качестве экзамена ЕГЭ. Но задать классу, 80 % учеников не сделают.
Задание 5 предлагает проделать оценить пейзаж в «Олесе». Повесть меньше объемом, описания природы в ней легче найти и соотнести с последующими сценами. Но в целом задание больше похоже на подготовку доклада.
Задание 6 предлагает соотнести Желткова с типом «маленького человека» в русской литературе. Это задание тоже предполагает наличие определенного литературного багажа. Школьник должен сделать небольшое исследование, чтобы грамотно и корректно ответить на поставленный вопрос. Либо предшествующую работу должен проделать учитель, выкроив на уроках время для повторения произведений с «маленьким человеком».
В задании 7 вопрос о «пробуждении души» княгини Веры некорректен. Разве она была бездушная?! Здесь, скорее, нужно говорить о большой любви, за которую не жалко отдать жизнь, но к которой она оказалась не готова…
В задании 8 ученик должен сказать, в чем, на его взгляд, достоинство прозы А.И.Куприна. Это очень трудный вопрос даже для выпускного класса. Ученик может сказать, что произведения Куприна легко читаются (но вряд ли прочитал полностью «Олесю» и «Поединок»), что они интересны, но другие достоинства прозы юные литературоведы вряд ли выявят. Или опять послушно повторят вслед за учителем…
В задании 9 ученик должен прокомментировать высказывание А.И.Куприна о любви и соотнести его с произведениями писателя. Это станет хорошим подспорьем при написании сочинения и позволит ученику порассуждать, как он понимает любовь. Это задание интересно и полезно.
Также радует, что авторы учебника сами не отвечают в своих критических статьях на поставленные вопросы, иначе ученикам было бы совершенно неинтересно выполнять задания.
Далее учебник предлагает темы сочинений, ниже – темы рефератов и докладов. Отрадно, что тем много, что они охватывают творчество писателя с различных сторон. Но темы сочинений явно не соответствуют возрасту, жизненному и читательскому опыту учеников, не побуждают найти и высказать свою точку зрения, требуют помощи со стороны учителя или поиска информации в Интернете. Реально учитель получит сочинения по теме №1 (ученики расскажут о женской героине Куприна на примере Олеси или княгини Веры) или по теме №6, где львиную долю текста будет занимать пересказ «Гранатового браслета».
Темы докладов требуют значительной подготовки, больших трудовых и временных ресурсов и оправдают себя только в том случае, если ученик уже в сентябре, когда изучается данный материал, выбрал литературу в качестве выпускного экзамена. Вряд ли темы докладов вызовут желание поработать с ними.
Таким образом, задания к разделу не соответствуют требованиям ФГОС, не пробуждают в учениках мыслительную деятельность, желание больше узнать, самостоятельно поработать с темой и пр. Задания не отличаются принципиально от заданий др. разделов. Нет вопросов, на которые среднестатистический ученик ответил бы сам, без предварительной подготовки со стороны учителя, без поиска информации в Интернете. Создается ощущение, что авторы учебника формально подошли к составлению заданий. Но можно отметить, что полные ответы на вопросы заданий помогут ученикам лучше подготовиться к классному сочинению.
Материал раздела заканчивается рекомендуемой литературой. Надеюсь, что эти книги рассчитаны на школьников, доступны в нахождении и понимании.
Анализ раздела учебника, посвященного жизни и творчеству А.И.Куприна.
Данный раздел учебника посвящен жизни и творчеству русского писателя первой трети XX века А.И.Куприна.
Раздел начинается с биографии писателя. Материалы изложены простым, доступным языком. Начинаются они с хронологической справки; годы важных событий жизни писателя выделены графически. Это удобно для ученика – он может легко найти интересующую его дату, соотнести биографические сведения с изучаемым произведением, с историческими событиями начала XX века в нашей стране и в мире, может в любой момент иметь конспект биографии писателя у себя перед глазами.
В хронологии не указаны сведения о семье писателя, его матери и сестрах, а позднее – о женах и дочерях, но эта информация не является главной. Зато указаны даты, связанные с творчеством А.И.Куприна, и это правильно.
Мне понравилось, что в очерке жизни и творчества писателя указаны его автобиографические произведения, а значит, желающие ученики смогут больше узнать о данном периоде жизни А.И.Куприна.
Это можно проиллюстрировать следующим примером. При рассказе об армейской службе писателя упоминается частично биографический его рассказ «Куст сирени». Это произведение изучалось в 8 классе, и ученики, конечно, вспомнят, как Николай Алмазов сдавал экзамены и как важно ему и его жене выбраться из гарнизонной скуки, иметь надежду на перспективы и смену обстановки. Заодно ученик сможет соотнести характер героя, его нерешительность, с характером автора, росшего без отца, во Вдовьем доме, воспитанного матерью и сестрами. Что еще раз говорит о правильности позиции авторов учебника, упоминающих в биографическом материале названия автобиографических рассказов.
В очерк жизни и творчества писателя авторы учебника включают критический материал о тех произведениях, которые изучаются в данном курсе. И стоит сказать, что эти сведения недостаточны. Например, критическая статья про повесть «Олеся» вряд ли вызовет желание прочитать немалое по объему произведение. Ни слова не сказано о противостоянии загадочных Олеси и Мануйлихи, с их умом, богатой образной речью и пр., и неграмотных, темных местных жителей. Было бы полезно сопоставить сцену гадания Олеси и обучения Ярмолы грамоте. Для автора было важно, что героиня живет в изоляции, что ей очень нужна помощь героя, хотя она помощи не просит. Но, увы, в учебнике про это ничего нет.
Не помешала бы и информация о тяготении автора к традициям русской классики, к очевидной общности героя «Олеси» Ивана Тимофеевича и тургеневского «русского человека на рандеву».
Авторы учебника уделяют достаточно внимания внешности девушки, красоте полесской природы, но не делают вывода о том, как описание пейзажа перекликается с натурой Олеси, помогает понять Ивана Тимофеевича, отсылает читателей к произведениям И.С.Тургенева.
Если бы авторы учебника до конца проследили линию противостояния героинь повести и местных жителей, стало бы понятно, почему Олеся не надеется на помощь героя, хотя и любит его. А в этом случае многие важные сцены повести выпадают из поля зрения авторов учебника.
Далее авторы учебника переходят к анализу повести «Поединок». Они сообщают, что это произведение сделало А.И.Куприна известным. Но, к сожалению, статья не дает представления о том, что в этом произведении примечательного и чем оно могло прославить автора. Создается ощущение, что автора прославило изображение духовного роста героя, но в таком случае непонятно, почему автор не дал герою «вырасти», почему привел его к трагической гибели.
Не разъяснен и следующий момент. Мы привыкли, что на дуэли погибает более слабый герой (не Онегин, а Ленский, не Печорин, а Грушницкий). И если симпатии читателя явно на стороне Ромашова, почему теперь его любящая мать получит известие о его гибели?! Авторы учебника никак не комментируют неожиданно печальный и непонятный читателю-подростку финал повести.
Критический материал о рассказе «Штабс-капитан Рыбников» тоже вряд ли будет интересен одиннадцатиклассникам. Они не увидят в рассказе логики, их не заинтересует «скрытый психологизм», им не захочется изучать произведение.
Было бы очень хорошо, если бы знакомство с творчеством писателя авторы учебника начали с повторения знакомых школьникам произведений. Это рассказы «Слон», «Скворцы», «Чудесный доктор», «Тапер», «Белый пудель» и др., знакомые школьникам. Тогда бы, во-первых, ученики освежили бы в памяти содержание и тематику уже забытых ими произведений, во-вторых, обогатили бы копилку произведений для подготовки к декабрьскому экзамену по литературе и к ЕГЭ (ведь перечисленные произведения очень помогли бы для раскрытия многих тем и направлений). Школьники увидели бы, что А.И.Куприн – не новый для них писатель, к тому же вполне доступный для понимания. Это вдохновило бы их на изучение новых произведений писателя.
А перед изучением темы любви у А.И.Куприна очень хорошо было бы повторить рассказ «Куст сирени». Иначе материал учебника о теме любви не становится достаточно понятным. Ученик понимает из учебника, что женская любовь у Куприна – жертвенная, но как это соотносится с изучаемым далее рассказом «Гранатовый браслет»? А вот с рассказом «Куст сирени» соотносится хорошо. Верочка живет жизнью своего мужа, она во всем ему помогает, она разрешила ему самому закончить чертеж, но он испортил работу. Отчаялся. Если бы не упорство Верочки, не ее самоотверженная любовь, экзамен был бы провален, а с мечтами на будущее пришлось бы распрощаться. Вот от этого произведения и надо «перекидывать мостик» к «Гранатовому браслету». Тогда школьники смогут обогатить свои знания, сопоставив жертвенную любовь замужней женщины из рассказа «Куст сирени» с самопожертвованием бедного телеграфиста из «Гранатового браслета». А иначе школьники начнут искать жертвенную женскую любовь в «Гранатовом браслете» и решат, что речь идет об Анне, которая терпит старого, некрасивого мужа, заводит интрижки, но мужу не изменяет. И приведенное в учебнике высказывание К.Г. Паустовского о теме любви у Куприна тем более останется непонятным.
Мне понравилось, что авторы учебника попытались создать целостное представление о личности писателя, приводят высказывания его современников, проводят параллели между характерами автора и героев.
Критическая статья о «Гранатовом браслете» выделена в отдельную статью. Она начинается с пересказа реальной истории, события которой легли в основу рассказа. Это позволяет школьнику сравнить реальный сюжет с тем, что вышел из-под пера писателя. В этом случае есть возможность уделить большее внимание трагическому финалу произведения, порассуждать о том, почему писатель заставил телеграфиста принести себя в жертву спокойствию любимой женщины.
Пересказывая текст произведения, авторы учебника выходят за рамки фабулы, прибегают к анализу мотивов, особенно отмечают мотив увядания. Это может помочь детям быть внимательнее к тексту произведения, видеть не только события, но и элементы поэтики.
Авторы учебника исследуют в статье тему любви. Их рассуждения нельзя назвать очень понятными и интересными, к тому же в них нет элементов дискуссии, полемики, они даются как законченное мнение, что снижает интерес школьников к учебному пособию по изучению литературы.
Авторы учебника заканчивают статью о «Гранатовом браслете» отзывом К.Г.Паустовского об этом произведении. Это высказывание может быть полезным для домашнего сочинения, но запомнить его и привести на экзамене школьники вряд ли смогут.
Я проанализировала материал учебника, приведенный в разделе об А.И.Куприне. Перехожу к анализу заданий.
Добавлю, что данный раздел учебника рассчитан на 6 часов. Из них 4 тематические, 2 лекционные.
Задание 1 предлагает выделить основные вехи жизненного и творческого пути писателя. Мне кажется, авторы учебника уже сделали это за школьников в начале раздела, когда составили хронологическую канву жизни и творчества А.И..Куприна. Школьнику остается только открыть начало раздела и посмотреть ее. Нужно ли говорить, что такое задание неинтересно школьнику, рассчитано на механическое воспроизведение материала, не побуждает учеников к самостоятельному поиску информации.
Задание 2 предлагает поделиться впечатлением, которое создалось после изучения раздела. Но с кем ученик должен делиться, и в какой форме? Если с учителем, то выслушать 25 человек на уроке невозможно. Если друг с другом, то почему учебник не предупреждает, что это парная форма работы?
Задание 3 предлагает порассуждать о том, почему повесть А.И.Куприна называется «Поединок». Здесь тоже не все понятно. В идеале ребенок должен сначала обратиться к своему личному и читательскому опыту, вспомнить, что знает о дуэлях и поединках. Затем хорошо было бы под чутким руководством учителя вспомнить и перечислить произведения русской и зарубежной литературы, в которых герои выясняют отношения с помощью дуэли. Желательно добиться, чтобы каждый ученик, желательно в письменной форме, сформировал свое отношение к поединкам, понял, что это не только способ отстоять свою честь, но и крайне опасная, нежелательная форма решения конфликтов. Нелишне вспомнить, что из-за дуэлей русская литература потеряла двух великих своих представителей – А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. История уже, скорее всего, не расскажет, кто из дуэлянтов был прав и кто виноват, но повлиять на результаты дуэлей не сможет никто…
Затем обратимся к произведению А.И.Куприна. Поставим перед учениками проблемный вопрос: почему произведение названо в честь события, которое по объему повествования занимает малую часть повести?
При обсуждении ответа на вопрос учебника необходима дискуссия, обсуждение, споры учеников. Если авторы учебника это предполагают, то это задание должно быть сформулировано более конкретно.
Далее авторы учебника спрашивают учеников, какие сцены повести произвели на них наибольшее впечатление. Но такой вопрос можно задать про любое произведение, дети уже привыкли к нему и начинают подходить к заданию формально, просто перечисляют сцены, которые вспомнили. Задания должны нацеливать на поиск и пересказ конкретных сцен, при этом должны преследоваться конкретные цели и задачи.
Задание 4 предлагает проследить за духовной эволюцией Ромашова в повести «Поединок». Но возникает резонный вопрос: что знает ученик 11 класса о духовной эволюции? Я надеюсь, что на уроках, посвященных повести, учитель обратит на это внимание: да, Ромашов становится взрослее, серьезнее, самостоятельнее, он начинает лучше понимать подчиненных хотя бы в лице Хлебникова… Но юноше или девушке трудно будет разглядеть в этом духовную эволюцию! Здесь нужен тонкий психолог, которым был автор произведения, когда на примере своего героя разбирался в СОБСТВЕННОЙ душе! Можно надеяться, что школьник отметит точки нравственного и духовного роста Ромашова вслед за учителем, но душа героя будет ему неинтересна, потому что и сам Ромашов не будет ему интересен: герой повести – НЕ ГЕРОЙ для современных подростков. Никто из них не захочет признаться, что в нем может жить такой же Ромашов, которого надо спасти, пока он не погиб на горе своей матери…
Вторая часть задания 4 посвящена роли пейзажа в понимании состояния героя. Это тоже задание скорее для учителя, чем для ученика. Ученику тем самым предлагается перелистать повесть, отметить описания природы, соотнести их с тем, что чувствует в тот момент Ромашов. Задание весьма трудоемкое и не очень интересное. Такое можно поручить в качестве индивидуального задания дотошному ученику, выбравшему литературу в качестве экзамена ЕГЭ. Но если дать такое задание всему классу, надо полагать, что 80 % учеников его не сделают. И будут в какой-то степени правы…
Задание 5 предлагает проделать подобную работу с материалом повести «Олеся». Это задание проще, чем предыдущее: повесть меньше по объему, описания природы в ней легче найти, легче соотнести их с последующими сценами. Но в целом задание больше похоже на подготовку доклада, чем на ответ на поставленный вопрос.
Задание 6 предлагает соотнести Желткова с типом «маленького человека», созданным русской литературой. Это задание тоже, как и вопрос про поединок, предполагает наличие у школьника определенного литературного багажа. Школьник должен сделать небольшое исследование, чтобы грамотно и корректно ответить на поставленный вопрос. Либо большую предшествующую работу должен проделать учитель, выкроив на уроках время для повторения произведений с героем – «маленьким человеком».
В задании 7 вопрос о «пробуждении души» княгини Веры поставлен, на мой взгляд, некорректно. Разве ее можно назвать черствой, бездушной?! Здесь другое: княгиня Вера помнит, что она замужем, а значит, всякие отношения с другими мужчинами для нее неприемлемы. Княгиня, в отличие от своей сестры так понимает верность (может быть, потому она и ВЕРА, что очень ВЕРная?). Здесь, скорее, нужно вести речь о большой любви. Вера оказалась не готова к любви, за которую не жалко отдать и жизнь, она не думала, что так бывает…
В задании 8 ученик должен сказать, в чем, на его взгляд, достоинство прозы А.И.Куприна. на мой взгляд, это очень трудный вопрос даже для ученика выпускного класса. Кто-то может сказать, что произведения Куприна легко читаются (но вряд ли отвечающий прочитал полностью «Олесю» и «Поединок»), кто-то скажет, что произведения Куприна интересны (по сравнению с пьесой «На дне», да), но другие достоинства прозы писателя наши юные литературоведы вряд ли выявят. Или опять послушно повторят вслед за учителем…
В задании 9 ученик должен прокомментировать высказывание А.И.Куприна о любви и соотнести его с произведениями писателя. Это станет хорошим подспорьем при написании сочинения и позволит ученику порассуждать о любви как он ее понимает. Это задание интересно и полезно.
Также радует, что авторы учебника сами не отвечают в своих критических статьях на поставленные вопросы, иначе ученикам было бы совершенно неинтересно выполнять задания: в лучшем случае они бы находили соответствующую информацию в соответствующем абзаце.
Далее учебник предлагает темы сочинений, ниже – темы рефератов и докладов. Отрадно, что тем много, что они охватывают творчество писателя с различных сторон. Но, к сожалению, темы сочинений не соответствуют возрасту, жизненному и читательскому опыту учеников, не побуждают найти и высказать свою точку зрения, требуют помощи со стороны учителя или поиска информации в Интернете. Реально на выходе учитель получит сочинения по теме №1 (ученики расскажут о женской героине Куприна на примере Олеси или княгини Веры) или по теме №6, где львиную долю текста будет занимать содержание «Гранатового браслета».
Что может написать одиннадцатиклассник, например, в теме № 2, про приемы создания образа героя в реалистической прозе А.И.Куприна. как вообще он сможет понять эту тему? Понятно, что, создавая своего героя, автор берет за основу реальную личность. В случае с Куприным этой реальной личностью наверняка был он сам. Но что добавил автор? Героизировал свою личность? В случае с Ромашовым не похоже. В случае с Иваном Тимофеевичем тоже. А в случае с Олесей? Можем ли мы сказать, как автор создал этот образ, чем руководствовался? Или могут ли ученики так хорошо знать биографию писателя, что определенно увидят, где заканчивается автобиографическое начало и начинается художественный образ?!
А что уникального в нравственном идеале Куприна? (тема №3). Понятно, что писателю импонируют люди честные, храбрые, искренние, смелые… А у кого из русских классиков по-другому? Или Чичиков был идеалом для Н.В.Гоголя?
Не все понятно и в теме №4 («Смелость и отвага как личные качества человека на страницах прозы А.И.Куприна»). Во-первых, с таким же успехом, если не с большим, можно говорить о смелости и отваге героев А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя («Тарас Бульба») и др. Во-вторых, легко ли ученику 11 класса увидеть смелость и отвагу в поступках Желткова, который больше ждет, чем действует, или Ромашова, который не может заставить себя не ходить к Николаевым и не может избежать преследований Раисы?
Не меньшую трудность вызовет у ученика и работа по теме №5. Его жизненного и читательского опыта просто не хватит, чтобы показать, как картины природы связаны в произведениях Куприна с поступками героя. Это в «Сказке о рыбаке и рыбке» море все больше хмурится с каждой новой просьбой Старика. Здесь в лучшем случае ученик перепишет те предложения текста, где описывается природа, и перечислит, что после этого происходит. Но ждать здесь хороших работ было бы наивно.
Темы докладов требуют значительной подготовки, больших трудовых и временных ресурсов и оправдают себя только в том случае, если ученик уже в сентябре, когда изучается данный учебника, выбрал литературу в качестве выпускного экзамена. Вряд ли темы докладов вызовут желание поработать с ними.
Таким образом, задания к разделу не соответствуют требованиям ФГОС, не пробуждают в учениках мыслительную деятельность, желание больше узнать, самостоятельно поработать с темой и пр. Задания не отличаются принципиально от заданий др. разделов. Нет вопросов, на которые среднестатистический ученик ответил бы сам, без предварительной подготовки со стороны учителя, без поиска информации в Интернете. Создается ощущение, что авторы учебника формально подошли к составлению заданий. Но можно отметить, что полные ответы на вопросы заданий помогут ученикам лучше подготовиться к классному сочинению.
Материал раздела заканчивается рекомендуемой литературой. У меня не было возможности подробно с ней познакомиться, но надеюсь, что эти книги рассчитаны на школьников, доступны в нахождении и понимании.