Что такое стендап в журналистике
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Прицепить петлю и отсинхронить: на каком языке говорят телевизионщики?
«Нацепим петлю, отойдем к дороге и отсинхроним»: смысл этой фразы понятен, пожалуй, только тем, кто работает на телевидении. У людей, которые снимают и показывают новости, есть свой язык, который может напугать обычного человека. Например фраза «выстави героя так, чтобы задник был размыт», звучит весьма сомнительно. На самом же деле, ни журналисты теленовостей, ни операторы, ни другие профессионалы с этой «тэвешной кухни» не хотят никого напугать или обидеть. Просто они такие и работ а у них такая. Во всемирный день телевидения, который отмечается в субботу, 21 ноября, ИА «Амител» составило словарь телевизионщиков, чтобы ликвидировать проблемы коммуникации.
Фото Владимира Савченко
Мы поехали на три буквы: БПС. Расшифровка у этой аббревиатуры простая: большой политический сюжет. Этот формат используют в итоговой программе. Для обычного выпуска новостей он слишком большой. Хронометраж БПС от 5-ти минут и больше. Когда как обычный сюжет длится примерно 2,5 минуты.
БЗ — сокращенно «без закадра». Небольшая новость, которую читает ведущий новостей. В ней должны быть только факты и никакой тебе лирики или авторской позиции. Короткий формат, когда необходимо сообщить что-то срочное и важное. Также бэзэшку используют, если информации не хватает на сюжет, а проигнорировать новость нельзя. В некоторых студиях БэЗэ также называют картинкой или инсертом.
К джинсовой ткани этот термин не имеет никакого отношения. Так обычно называют скрытую рекламу, которая выходит без подписи «на правах рекламы».
Это естественный звук, который «пишется» камерой во время съемок. Гул болельщиков на стадионе или шум в школьной столовой. Часто операторы ругаются на своих журналистов, которые забывают, что разговоры на отстраненные темы портят интершум. И получается производственный брак.
«Вот у тебя вчера кирпич в эфир вышел!» — такая фраза может быть воспринята как оскорбление. Кирпич — большой, тяжелый, занудный и не интересный сюжет. Так что автор, естественно, не обрадуется такому отзыву о своем творчестве.
Лайв — это один из инструментов, который может использовать журналист для написания своего сюжета. Живой фрагмент, который украсит любой ТВ-продукт. Лайвом может быть десять секунд видео с рок-концерта. Ну или им могла бы стать знаменитая фраза Юрия Гагарина «Поехали!».
Мохнаткой называют насадку для микрофона. Свое название она получила за внешний вид. Съемочная группа использует «мохнатое приспособление» во время съемок на улице, когда записи звука может помешать сильный ветер.
Это особый вид построения сюжета. Журналист находится в кадре, на месте комментирует происходящие вокруг него действия.
Так обычно ставит задачу журналист перед оператором. «Набрать картинки на инсерт или сюжет». То есть снять видео на 30 секунд или две минуты.
Напиханкой называется сюжет, в котором очень много различных, иногда «разношерстных» эпизодов на одну тему.
Напузник, он же набрюшник он же титр. Надпись, которая появляется внизу экрана. Титр представляет человека в кадре: имя, фамилия, должность. Также есть геотитр: указание района, города¸ страны, которую в тот самый момент показывают на экране.
Паркетом журналисты называют съемку официальных мероприятий. Главными героями таких сюжетов являются высокопоставленные люди.
Петля или петличка
Микрофон, который «цепляют» на одежду ведущего или комментатора.
Такими словами журналисты говорят про неинтересную и не самую важную съемку, на которую приходится ехать.
«Поливай все подряд» — эта фраза означит, что оператор должен снимать все, что происходит. Так обычно поступают, когда съемочная группа «вваливается» в кабинет какого-нибудь чиновника без предупреждения. Или во время ЧС, когда некогда «выставлять» план, а необходимо набрать как можно больше картинки и ничего не упустить.
Прямиться — это значит вести прямое включение с места событий. Есть такое понятие, как псевдо включение. Последнее пишут заранее, а журналист только делает вид, что событие происходит именно «в эти минуты».
Стендапом называют появление журналиста в кадре, который сообщает информацию по теме сюжета.
Это тоже телевизионный жаргон. Синхроном принято называть говорящего в кадре человека, который дает комментарии по теме. Это одновременный или синхронный показ лилица со звуком голоса эксперта. Если совсем просто, то СНХ — это маленький кусочек интервью, который длится в эфире примерно 20 секунд.
Тракт или трактоваться
Все очень просто, коротко и понятно. Трактоваться это пробовать себя на роль ведущего.
Удочкой называют микрофон на длинной палке. Используется во время пресс-подходов, когда журналистов слишком много и нет возможности близко подойти к спикеру.
Ухо или наушник, через который ведущему передается информация. Например, «осталось две минуты времени» или «пора прощаться».
Хрипушка, хрипун, нахрипеть
Сообщение, которое передается по телефону. Фраза «нахрипеть на вечерний выпуск» значит, что журналист сообщит важную информацию по телефону. «Записать хрипун» то же самое, что и записать разговор с экспертом. Свое название получило за плохое качество звука.
Стендап в информационном репортаже
Стендап — вербальный репортёрский прием, когда журналист работает непосредственно в кадре, часто — на месте освещаемого события.
— «мостик» (переход от одного фрагмента к другому);
— финальный, когда журналист подводит итоги и представляет себя и съёмочную группу.
Стендап применяют ради достижения ряда задач:
— превратить репортёра в узнаваемого телеперсонажа;
— показать, что корреспондент находится непосредственно на месте, откуда ведётся трансляция;
— резюмировать информацию и/или спрогнозировать события;
— сконцентрировать зрительское внимание на наиболее важной информации;
— смоделировать плавный переход от одной части сюжета к другой;
— скомпенсировать дефицит видеоряда.
Шеф-редактор Службы информационного вещания телеканала «Культура» Андрей Райкин говорил (может будет полезно упомянуть, мне кажется Гринфельд такое любит, но т.к. не обязательно просто копирую цитату): Стенд-ап — это часть смысловой конструкции сюжета. Появляясь в кадре, журналист становится таким же действующим лицом, как и другие персонажи. Если корреспондентом верно найдена своя роль — на него интересно смотреть, и такой стенд-ап запоминается. Если же все то же самое, что корреспондент сказал мне в кадре, он мог бы спокойно сказать за кадром и смысл сюжета от этого не изменится, — такой стенд-ап никому не нужен. У нас работала корреспондентом Галина Мишта — музыковед по образованию и репортёр по призванию. Она как-то сделала чудесный стенд-ап из оркестровой ямы в Большом театре: подошла к дирижерскому пульту, взяла ноты и стала объяснять, что означают значки, сделанные на партитуре. Речь шла о том, что эти рукописные обозначения — попытка дирижера очистить музыку от множественных редакторских наслоений и приблизить её к тому, что писал Мусоргский. Это было необычайно интересно и понятно даже людям, далеким от «тонких сфер». В данном случае репортёр, обладающий знаниями эксперта, стал участником события. В оркестровую яму, кстати говоря, пустят далеко не каждого.
Основные требования к стендапу:
— продолжительность не более 10-20 секунд (впрочем, бывают многочисленные исключения, например, в репортажных сюжетах, прямых и псевдопрямых включениях и т.п.);
— фон за журналистом должен иметь отношение к теме сюжета;
— обычно в стендапе используется средний план, чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон;
— стендап как правило не используется в начале сюжета, если это не общение в эфире ведущего и корреспондента;
— текст стендапа должен содержать минимум субъективных оценок, даже если журналист позволяет себе комментарии;
— должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем;
— внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета;
— текст стендапа должен отделяться от закадрового текста,
— поведение в кадре должно быть в достаточной мере раскованным, естественным.
В зависимости от положения репортера:
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон.
В зависимости от типа микрофона:
— со шнуровым микрофоном в руках;
— с радиомикрофоном в руках;
— со свободными руками (на «пушку» или с «петличкой»).
Особенности речи в стендапе
Так называемый информационный стиль:
— энергичная подача («я хочу это вам рассказать»);
— четкая дикция на передних зубах;
— минимум пауз, темп речи – 15-20 акцентов за 10 секунд.
— постарайтесь выглядеть хорошо; сбившийся на сторону галстук только отвлекает внимание от того, что вы говорите;
— будьте свободным, не напрягайтесь;
— говорите в темпе, не растягивайте и не спешите;
— будьте внимательны к тексту: у вас не будет возможности исправить его позже;
— в начале и конце сделайте 5-секундные паузы, чтобы облегчить монтаж;
— запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать;
— если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап;
— объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно;
— разговаривайте с аудиторей, а не «говорите» ей;
— будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.
— не выучивайте текст стандапа наизусть;
— не ставьте знаки препинания кивком головы;
— не привязывайте текст к конкретной дате или времени;
— не делайте стендап на фоне группы людей, которые должны делать вид, будто вас нет;
— не говорите полушепотом, например, в комнате, где идет собрание;
— не думайте о микрофоне в кадре;
— не надевайте солнцезащитные очки;
— не делайте стендап в головном уборе даже в мороз (спорная рекомендация).
Школа журналистики
Лучшие онлайн-курсы на русском языке
Стендап и синхрон. Практика
Термином «стендап» называют работу корреспондента в кадре. Журналист находится непосредственно на месте события и передает информацию.
Согласитесь, есть большая разница в восприятии информации зрителем, если за спиной корреспондента можно увидеть разбившийся вертолет и работу пожарной службы, в сравнении с диктором, просто читающим с телесуфлера скудные данные о чрезвычайном происшествии.
Стендап используется во многих самых разных ситуациях. Например, редакция работает с информацией «В сезоне весна-лето 2021 года актуально сочетание платья из шифона и белой спортивной обуви. Данная тенденция впервые появилась на подиуме в Париже в 1965 году». Видеоряда той давней коллекции в наличии нет. В этом случае допускается снять сюжет со стендапом, например, у здания в Париже, где несколько десятилетий назад прошел легендарный показ или в российском доме моды, где тоже представлены подходящие коллекции.
В некоторых случаях стендап предпочтительно снимать при движении камеры или изменении фокусного расстояния объектива. Если оператор и журналист успешно работают вместе, то стендап получится эффектным и позволит сделать сюжет более наглядным.
Стендап может открывать сюжет, вписаться в середину материала, построенного на закадровом тексте, или же заканчиваться им. Идеально, если так называемый начальный стендап выполняет две основные функции: снабжает аудиторию небольшой информацией о происшествии и демонстрирует присутствие репортера в центре события.
Обычно называют имена и фамилии корреспондента и оператора, в некоторых случаях упоминается название программы или место, где происходит съемка. Стендап, вплетенный в середину репортажа, обычно выполняет роль связующего звена между фрагментами, построенными на закадровом тексте.
Теперь давайте поговорим о синхроне. Для журналиста, который давно работает в печатном/интерет-издании, на телевидении, интервью не является слишком сложным жанром. Синхроном называется небольшое интервью в видеосюжете. Название происходит от необходимости синхронизации видео- и аудиоматериала. Раньше видеоизображение человека и его голос записывали на разные устройства. Сейчас, в большинстве случаев, тоже звук записывают на отдельное звукозаписывающее устройство. Потом аудио и видео сводится в один файл, синхронизируется. Отсюда и название «синхрон».
Для короткого репортажа приемлемо использование целого фрагмента сказанного интервьюируемым. На практике же часто бывают ситуации, когда человек озвучивает принципиально важные моменты раздельно — в начале своего выступления, затем в середине и, например, в конце. В подобных случаях на помощь приходит монтажное редактирование. Всё лишнее уберут, всё важное оставят.
Практическое упражнение
Мы предлагаем вам поупражняться. Такое задание мы даем на наших курсах по подготовке к журфаку. Запишите видео с вашим участием. Например, расскажите о каком-то интересном месте в вашего городе, населенном пункте. По этой ссылке можно посмотреть как с этим заданием справлялись наши молодые студентки.
Записать звук (например, когда берете интервью или записываете подводку к видео) можно с помощью любого бесплатного приложения «диктофон». Если у вас на телефоне он не установлен, найдите его в Play Market или App Store, установите и попробуйте что-нибудь записать.
Итак, мы предлагаем вам записать короткое видео (несколько минут), в котором рассказать об интересном месте в вашем городе, в вашем населенном пункте. Это будет больше похоже на видео блогера, но зато в нём будут все журналистские составляющие телесюжета. Алгоритм действий:
1. Стендап-подводка. Находясь в выбранном месте, запишите видео со своего смартфона, просто держа его в руке. Представьтесь и скажите, что хотите рассказать об интересном месте.
2. Поснимайте выбранное место с разных ракурсов.
3. Напишите короткий закадровый текст, озвучьте его и запишите с помощью приложения-диктофона.
4. В программе InShot или любом другом видеоредакторе сведите всё в одно видео.
5. А если хотите, чтобы было совсем круто, то добавьте синхрон. Спросите об этом месте прохожего или попросите сказать пару слов друга/подругу.
Елена Гуляева, Алексей Родионов
⇒ Онлайн-курс «Основы журналистики» для всех желающих
⇒ Онлайн-курс «Будущий профессионал» для поступающих на журфак
⇒ Лучшая группа по журналистике во ВКонтакте по этой ссылке
⇒ Лучший аккаунт по журналистике в Инстаграме по этой ссылке
Здесь есть всё, чтобы стать профессионалом!
________________________________
Что такое стендап в журналистике
ЧТО ТАКОЕ СТЕНДАП И ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН?
Когда смотришь любую программу по телевизору и видишь журналиста на месте события, который бойко рассказывает о подробностях происходящего, создается впечатление легкости этого процесса. Со стороны кажется всё просто: встал и сказал! Но это обманчивое впечатление.
Стендап — это серьезная проверка, можно сказать, профессиональное испытание для журналиста. Если корреспондент способен справиться с самим собой в кадре, значит он может делать новости и быть рассказчиком своей истории.
Стендапы чаще всего делают для того, чтобы показать необычное место и одновременно рассказать о нём, заострить зрительское внимание на наиболее важной и свежей информации, создать плавный переход от одной части сюжета к другой, продемонстрировать сильные эмоции, подытожить и закрепить ранее изложенные факты, сделать возможный прогноз. В журналистике существует три вида стендапов – начальный, «мостик» (переход от одного фрагмента к другому) и финальный, когда журналист подводит итоги и представляет себя и съёмочную группу.
Перед началом записи стендапа очень важно правильно выбрать фон, ведь он должен быть «говорящим» и полностью соответсвовать мысли журналиста. Позади корреспондента должна быть перспектива, можно использовать такой операторский прием, как смена фокуса. Обычно в съёмке стендапа журналист в кадре расположен не строго по центру, а немного в углу экрана – правом или левом, но это не обязательное требование, тут всё зависит от профессионализма и фантазии оператора. Стендап не надо понимать буквально: будто бы журналист обязательно должен стоять в кадре «по струнке» — он может быть и в действии. Можно, например, пройтись вдоль какой-нибудь интересной местности или продемонстрировать интересные экспонаты.
На факультете журналистики в ЮУрГУ попробовать себя в роли настоящего корреспондента можно с первого курса, как, например, это сделала студентка 3-го курса Ольга Маякова. Журналистикой Оля занимается с 9-го класса. Первым местом её работы стал рекламно-развлекательный журнал «Слон» в её родном Магнитогорске, в нём она работала корреспондентом. Сразу после того, как она поступила в ЮУрГУ, уже 1 сентября девушка пришла на ЮУрГУ-ТВ, где и работает до сих пор. С самого начала карьеры Олю больше всего привлекло телевидение. Говорит, что когда-то она хотела стать режиссером, а журналист, как известно, очень часто выступает режиссером жизни. И на телевидении эта аксиома воплощается ярче всего. Специально для студентов и группы кафедры журналистики Оля делится некоторыми секретами качественного стендапа. Вот что она советует:
1) Стендап не должен быть большим по времени, длится он может 10-20 секунд;
2) Оператор должен четко следить за расположением журналиста в кадре. Для стендапа используются не общие и крупные, а средние планы для создания нужной атмосферы и доверительного общения со зрителем;
3) Если вы работаете в жанре репортажа, то стендап лучше ставить в начало материала, потому что журналист представляет место действия. Завершить сюжет также можно стендапом, но он должен быть ярким и оправданным.
4) Для того, чтобы стендап был оправданным, лучше всего правильно выделять и обыгрывать детали или интересные моменты, образы.
5) Для того, чтобы справиться со своими эмоциями перед камерой, как говорят телевизионщики – нужно научиться «пробивать стекло», то есть преодолеть барьер между собой и аудиторией, можно просто представить, будто бы вы рассказываете обычную историю своему приятелю.
6) Применение образа — это хорошо, но заигрываться не стоит, не стоит создавать из стендапа целое шоу, нужно уметь чувствовать чёткую грань между адекватным стендапом и переигранностью.
7) Следует избегать движений-паразитов. Не нужно встряхивать прической, теребить что-то пальцами, раскачиваться, переминаться с ноги на ногу.
8) Не во всех жанрах журналистики рекомендуется использовать стендап – думайте, прежде чем добавлять в свой материал «себя в кадре», иногда это может смотреться не совсем уместно, например, в корреспонденции или обычном сухом информационном отчёте.
9) Перед записью стендапа старайтесь четко объяснить оператору, что вы хотите получить в итоге. Со своей стороны он может подсказать что-то новое и полезное.
10) И самое главное – импровизируйте! Заученный текст – это не залог качественного стендапа.
Сайт Михаила Кожаева
Одна жизнь — тысяча возможностей
Понятия тележурналистики человеческим языком
Волею – не судеб, но собственной – я оказался на телевидении. В этом чудесном месте, где из лоскутков действительности мастера сшивают разноцветную ленту ярких событий. И есть в этом искусстве некая доля волшебства. Иначе как объяснить, что различные видеоблюда подаются с улицы прямо на экран телевизора! Как бы мало времени ни отделяло событие от его отображения. И как бы ни опаздывали корреспондент, редактор и монтажёр – всё всегда будет сделано в срок!
По крайней мере, так бывает на «Первом Тульском» – ведущем телеканале тульского региона. И магия этого непреложного движения большой телемашины точно в срок начинается, пожалуй, с особого языка. Который недоступен для понимания простого смертного. Действительно, что значат все эти «ВВК», «досъёмы», «хрипы» и «пушки»? Попробую объяснить эти понятия и аббревиатуры простым человеческим языком.
ВС и ВВК
Любой новостной корреспондент должен в первую очередь уяснить разницу между ВС и ВВК.
ВС – это ВидеоСюжет. То есть полноценный сюжет хронометражом 2-3 минуты, в котором подробно раскрывается смысл и подробности события. При этом в видеосюжете обязательно должно быть 2 синхрона (об этом ниже), а видеоряд – максимально подробным.
ВВК – это «Ведущий Вне Кадра». Это формат, меньший, чем сюжет. Его суть – кратко, но ясно изложить суть события. Длиться ВВК может 40-60 секунд. При этом синхрон (смотрите ниже) может быть 1 или его вообще может не быть – просто картинки (видеокартинки, разумеется), подогнанные под текст новости.
Вот иллюстрации. Посмотрите сюжет на 2 минуты. Его структура следующая: Начальная закадровая начитка корреспондетка (до 19 сек) + синхрон (до 33 сек) + корр/ЗК (значение см. ниже, до 49 сек) + снихрон (до 1 мин 08 сек) + корр (до 1:22) + синхрон (до 1:38) + корр.
А вот — ВВК на 1 минуту (2:48 — 3:53). Как видите, тут есть видеоряд с основной информацией, а также синхрон с комментарием по сути новости.
Синхрон
Он же СНХ или СИНХ. Это интервью, в котором герой в течение 15-25 секунд рассказывает о своих впечатлениях об описываемом мероприятии или событии. В приведённом выше примере синхронов было целых три. В первом молодой папа сообщил о том, как это удобно, что открылась амбулатория рядом с домом, ведь раньше приходилось ехать с ребёнком за 10 км. Во втором синхроне главврач делится своим удивлением, что так быстро возвели корпус. А в третьем пациенте радуется, что здесь есть дневной стационар, так как ей нужно проходить его дважды в год.
Если бы материал собирался для ВВК (см. выше), то из синхронов было бы выбрано интервью с главврачом, а закадровый текст «подгонялся» под её сообщение. Ниже начало просмотра установлено именно на таймкоде (см. ниже) этого синхрона (0:48 — 1:08).
ЗК (закадр) / Корр.
В сюжете перемежаются синхроны и закадровый текст. Собственно, ЗК – это «За Кадром». Проще говоря – ЗаКадровый текст, который корреспондент начитывает как звук, а монтажёр накладывает на него видеоряд из материалов, снятых оператором. Некоторые редакторы вместо «закадра» используют простое сокращение «корр.» — то, что начитывает корреспондент. Это синонимы.
Итак, новостной сюжет обязательно должен состоять из закадровых текстов и синхронов. Но есть варианты «сверх» этого минимума, которые являются украшением ролика. Самый эффектный из них – это лайф. Если в синхроне говорит статичный по позе интервьюер, если в закадре «вещает» корреспондент, а в видеоряде бегут картинки, то лайф – это событие, в котором герой сам совершает определённые динамичные действия и сам что-то говорит. Хороший лайф – это отличный вариант для начала сюжета. Посмотрите, например, следующий сюжет, в котором первые 10 секунд – это лайф.
Подводка
Вышеприведённый сюжет стал первым, в котором я принял участие – правда, как стажёр. Честно сказать, я не понимал большей части происходящего. И многое встало на свои места только в процессе работы. Так, например, началом того самого сюжета стал лайф. И когда я увидел в штамповом тексте указание «подводка», то я подумал, что это одно и то же. Конечно, это не так.
Подводка – это тот текст, который читает диктор в эфире новостей, подводя зрителя к сюжету корреспондента. Соответственно, первый закадр сюжета (теперь вы знаете, что это такое) появится только после подводки. В подводке должна быть подана, с одной стороны, вся необходимая информация по существу предстоящего сюжета, а с другой – должна быть некая изюминка, магнит, чтобы зритель не переключил канал (1:37 – 2:03 в нижеследующей записи).
Таймкод
Теперь вы имеете схематичное представление, как происходит подготовка сюжета. 1) Корреспондент с оператором выезжают на место съёмки. Снимают всё имеющее отношение к событию, а также, конечно, синхроны – интервью с героями ролика. 2) Корреспондент пишет текст сюжета с расписанием порядка видеоряда и синхронов, а редактор правит и утверждает текст. 3) Корреспондент сам или его опытный коллега (в случае новичков, как я) начитывает текст в формате аудио. 4) Монтажёр монтирует сюжет на основе аудиотекста и видеоряда.
Соответственно, монтажёр ждёт от корреспондента, что тот укажет ему: мы берём столько-то синхронов. Файлы – такие-то. Пишет на распечатанном тексте номер файла с временными рамками, например: файл 4293, с 00:38 по 00:57. Вот эти хронометрические рамки и есть таймкод. По ним монтажёр «режет» синхроны и вставляет их в сюжет. Предоставлять монтажёру текст сюжета без таймкода – откровенный моветон (если только ты не с колёс). А не указать номер файла – значит, в отдельном корреспондентском котле в монтажёрском представлении об аде.
На вопрос «какая рыба» нормальный человек ответит: карп, или треска, или окунь. Не вздумайте отвечать так редактору телевещания, поскольку он спрашивает о времени. Рыба – это предварительный хронометраж сюжета, который получен в результате сложения длительности начитки и синхронов. Например: начитанный текст сюжета составляет 1:30 + синхрон 0:20 + синхрон 0:25 = 2 минуты 15 секунд. Это и есть «рыба» сюжета. То есть основной хронометраж, который может измениться, если монтажёр добавит каких-нибудь спецэффектов или, наоборот, что-нибудь сократит. Но в любом случае редактора интересует именно порядок хронометража. Ничего страшного, если сюжет составит не 2:15, а 2:10 или 2:20. Редактор понимает: будет 2:15 плюс-минус 10 секунд. Другое дело, если сюжет тянет только на 1 мин 30 сек – тогда придётся в новостной блок добавлять ещё ВВК, а где его взять и т.д. Теперь вы понимаете, почему вас зажарят, если вы ответите «карп» на вопрос «какая рыба»?
Хрип – это та сама аудиозапись на фоне фотографии человека, когда он по телефону комментирует совершившееся событие. «Хрип» записывают тогда, когда нет возможности получить видеокомментарий (например, человек в другом городе или стране). А также – если человек в иных условиях не согласился бы на интервью или не подозревает, что телефонный разговор записывают. См. с 1:56:
Пушка
Обычно интервью записываются с помощью микрофона. Он подключается к камере с помощью кабеля или через радиосигнал. Но бывают случаи, когда такой возможности нет. В этом случае звук записывается с «пушки» – уловителя аудио, который стоит на камере и записывает все звуки – как речь интервьюера, так и все сопутствующие шумы. «Писать на пушку» – значит, не иметь полноценного синхрона и «выкручиваться», как позволяют обстоятельства.
Досъём
Термин из операторской практики, который до корреспондентов доходит по мере работы с коллегами. Досъём означает, что для полноценного сюжета необходимо съездить и буквально «доснять» материал. Например, синхрон с одним героем был снят, а второго не было на месте. Значит, значит приехать туда и снять организатора / официальное лицо / знаменитость и т.д.
Операторский глоссарий – это вообще отдельная песня, поскольку без компетентных пояснений невозможно понять, что такое «внешняки» или «проходки». Впрочем, если у вас будут соответствующие вопросы – спрашивайте!
В качестве бонуса, конечно, — ляпы ведущих в прямом эфире!