Что такое степень сравнения прилагательных в русском языке 6 класс
Степени сравнения прилагательных
Всего получено оценок: 1048.
Всего получено оценок: 1048.
В русском языке качественные прилагательные могут выражаться в меньшей, большей или наивысшей степени. Для грамотного изложения собственных мыслей нужно научиться правильно использовать все степени сравнения прилагательных.
Что такое степени сравнения имен прилагательных?
Степени сравнения прилагательных в русском языке – это лексико-грамматические категории прилагательных, которые указывают на способность признака, называемого прилагательным, проявляться в меньшей, большей или наивысшей степени. Степени сравнения присущи только качественным прилагательным.
Степени сравнения качественных прилагательных изучаются школьниками в 5 классе.
Какие бывают степени сравнения имен прилагательных?
В русском языке выделяют положительную, сравнительную и превосходную степени сравнения прилагательных.
Образование степеней сравнения прилагательных
Как видно из таблицы, формы степеней сравнения прилагательных бывают синтетическими и аналитическими (составными).
Степени сравнения прилагательных в русском языке
Степени сравнения свойственны качественным прилагательным. Степени сравнения прилагательных в русском языке образуются при участии формообразующих суффиксов и с помощью слов «более», «менее», «самый», «всех».
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у него в большей или меньшей степени. В соответствии с этим у прилагательных выделяют две степени сравнения:
По форме каждая степень сравнения может быть простой (состоит из одного слова) и составной (складывается из двух слов).
Формы сравнительной степени прилагательных
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например:
Сегодня летняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
У некоторых прилагательных при образовании простой степени сравнения меняется корень слова, то есть это супплетивные формы.
Прилагательные с приставкой по- свойственны разговорной речи.
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Я теперь скромнее стал в желаньях (С. Есенин).
Дайте мне книгу (какую?) поинтереснее.
Также обратим внимание, что некоторые качественные прилагательные не образуют простой степени сравнения:
слова древнего происхождения:
прилагательные со значением цвета:
названия мастей животных:
слова, образованные путем перехода относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
В некоторых случаях придет на помощь составная сравнительная степень прилагательных.
Образование составной сравнительной степени
Составная сравнительная степень имен прилагательных образуется с использованием начальной формы прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода) и с помощью слов «более», «менее», например:
Составные формы прилагательных имеют более книжный характер по сравнению с простыми.
Образование превосходной степени
Превосходная степень сравнения имен прилагательных показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например:
Ближайшая деревня будет в пятнадцати километрах отсюда.
Мы считаем, что наши доводы самые убедительные.
Рассматриваемая степень сравнения прилагательного также имеет простую и составную форму.
Понаблюдаем, что суффикс -айш- участвует в образовании формы прилагательного с основой на заднеязычные согласные «г», «к», «х»:
Укажем трудные формы прилагательных:
Для усиления превосходной степени иногда используется приставка наи-, которая подчеркивает высокую, до предела степень качества предмета, например:
Составная форма превосходной степени прилагательных
Её роднит с простой составной сравнительной степенью то, что она также складывается из начальной формы прилагательного (единственное число, мужской род, именительный падеж), но её образуют другие слова — «самый», «наиболее», «наименее», например:
Это первый способ образования превосходной степени сравнения. Существует и второй:
сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»), например:
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам.
Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках (Ю. Нагибин).
О самой грустной поре листопада русскими поэтами сложено множество прекрасных стихов.
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Несоблюдение морфологических норм образования сравнительных степеней прилагательных вызывает возникновение подобных речевых ошибок:
С точки зрения морфологической нормы русского языка недопустимо соединять формы простой сравнительной и составной степеней в одну.
Неправильно говорить:
Чтобы усвоить морфологические нормы образования степеней сравнения прилагательных в русском языке, выполним упражнение.
Упражнение
Укажем номера предложений, в которых является правильным первый вариант ответа:
Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»
Степени сравнения имен прилагательных
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Определение прилагательного
Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего имеет непроизводную основу, то есть ни от чего не образовано, или образовано от существительного.
Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».
Какие прилагательные образуют степени сравнения
Для начала давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные в русском языке.
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «какой?»
Отвечают на вопрос «чей?»
Обозначают признак предмета — внешний или внутренний
Указывают на материал, место, время; обозначают отвлеченные понятия
Указывают на принадлежность
грустный, смешной, красивый, белый
зимний, шелковый, южный, городской
мамин, Васин, лисий, медвежий
Степени сравнения есть только у качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, которой может быть выражен в большей или меньшей степени. Этим признаком может быть:
Формы степеней сравнения прилагательных
В русском языке есть три степени сравнения имен прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная. Образуются они с помощью формообразующих суффиксов и слов «более», «менее», «самый» и «всех».
По форме сравнительная и превосходная степени могут быть простыми, то есть состоять из одного слова, или составными — из нескольких слов.
Для удобства мы собрали в одной таблице все, что важно знать о степенях сравнения прилагательных в русском языке.
Примеры степени сравнения
Обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками.
Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.
Мокрый, теплый, высокая, угловатые, умный.
Обозначает признак, который проявляется в одном предмете больше (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью.
Составная сравнительная степень образуется через добавление к начальной форме служебных слов «более» и «менее».
Более мокрый, теплее, выше, менее угловатый, более умный.
Обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него.
Для усиления превосходной степени можно использовать префикс наи-.
Составная превосходная степень образуется через:
— добавление к начальной форме прилагательного служебных слов: самый, наиболее, наименее;
— добавление местоимения «всех» к простой форме сравнительной степени.
Самый мокрый, теплейший, наивысочайший, наиболее угловатый, всех умнее.
Рассмотрим подробнее, как образуются степени сравнения прилагательных.
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Например:
Сегодняшняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним с предложением:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
Ночь из первого предложения была не просто светлая, как у Шукшина, а светлее другой ночи, то есть признак «количество света» у сегодняшней ночи выражен интенсивнее, чем у вчерашней.
У некоторых прилагательных при образовании сравнительной степени происходят корневые чередования согласных:
Прилагательные с приставкой по- чаще используют в разговорной речи.
Существуют и супплетивные формы сравнительной степени. Супплетивные формы — это формы одного и того же слова, которые образуются от разных корней или основ. Так, при образовании простой степени сравнения меняется корень у прилагательных:
Есть еще такие качественные прилагательные, которые не образуют простой степени сравнения. К ним относятся:
1. Слова древнего происхождения:
2. Прилагательные со значением цвета:
3. Названия мастей животных:
4. Слова, которые образованы с помощью перехода из относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Курсы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!
Образование составной сравнительной степени
Составную сравнительную степень имен прилагательных можно образовать от начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) с помощью слов «более», «менее». Примеры:
Составные формы прилагательных чаще встречаются в книгах.
Образование простой превосходной степени
Превосходная степень сравнения прилагательных показывает, что этот предмет превосходит остальные предметы по какому-то признаку. Например:
Трудные формы прилагательных, написание которых нужно запомнить:
Для усиления превосходной степени еще можно использовать приставку наи-, которая подчеркивает высокую степень качества предмета:
Составная форма превосходной степени прилагательных
Составная форма превосходной степени прилагательных похожа на составную сравнительную степень. Она тоже складывается из начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) и вспомогательных слов: «самый», «наиболее», «наименее». Вот так:
Есть еще один способ образования превосходной степени сравнения: сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»). Например:
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам:
Собрали самые распространенные способы образования степеней сравнения на одной картинке, чтобы вам было легче запомнить:
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Если не соблюдать морфологические правила образования сравнительных степеней прилагательных, то можно допустить такие речевые ошибки:
Морфологические нормы русского языка не допускают соединение форм простой и составной степеней сравнения. Поэтому нужно выбрать что-то одно:
Урок русского языка для 6 класса на тему «Степени сравнения имен прилагательных» Урок 1 из двух
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).
§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.
— дать учащимся понятие о степенях сравнения прилагательных, способах их образования и синтаксической роли.
— познакомить с понятием «степени сравнения имен прилагательных»;
— дать понятие о способах образования форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
— познакомить с синтаксической ролью прилагательных в форме сравнительной степени и в форме превосходной степени сравнения;
— научить находить прилагательные в разных формах сравнительной и превосходной степени сравнения в предложениях и в тексте;
— дать представление о правильном образовании простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных;
— научить составлять предложения с прилагательными в разных формах степеней сравнения;
— развивать умение определять синтаксическую функцию прилагательных в разных формах степеней сравнения;
— совершенствовать навыки употребления в речи прилагательных в разных формах степеней сравнения.
— развитие самостоятельности, доказательности, способности к самооценке;
— воспитание любознательности, желания развивать кругозор.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
Качественные имена прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.
Сравнительная степень показывает, что в одном предмете признак проявляется в большей степени, чем в другом: Брат старше сестры на три года.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные по какому-либо признаку.
Волга – крупнейшая река в Европе.
Начальная форма прилагательного – это его положительная степень:
Черный, здоровый, молодой.
Степени сравнения прилагательных
Основа прилагательного + суффиксы:
Полная форма прилагательного + слова «более», «менее»:
смелый – более смелый;
громкий – менее громкий.
Основа прилагательного + суффикс:
Иногда может использоваться приставка наи-:
1. Полная форма прилагательного + слова самый, наиболее, наименее:
смелый – самый смелый, наиболее смелый, наименее смелый.
2. Простая форма сравнительной степени + слова всего, всех:
громкий – громче всех, громче всего.
Не изменяются ни по родам, ни по числам, ни по падежам.
В предложении являются сказуемыми:
Второе слово грамматически изменяется (по падежам, числам и родам).
В предложении обычно бывают сказуемыми и определениями:
В этом году зима более снежная, чем в прошлом.
Домой мы возвращались по более широкой дороге.
Склоняются изменяются по падежам, числам и родам).
Неизменяемыми являются слова наиболее, наименее:
в наиболее недоступном месте.
В предложении обычно бывают определениями или сказуемыми:
Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).
Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.
Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.
Дополнительный дидактический материал
Задание № 1: образуйте от данных прилагательных простую форму сравнительной степени. Чередующиеся согласные подчеркните:
(1) Строгий, (2) молодой, (3) сухой, (4) громкий, (5) твердый, (6) богатый, (7) густой, (8) дорогой, (9) мягкий, (10) чистый.
Задание № 2: образуйте от данных прилагательных простую и составную формы сравнительной и превосходной степени. Запишите по образцу:
Образец: красивый – красѝвее – более красивый – красивейший – самый красивый, краси́вее всех.
(1) Счастливый, (2) глубокий, (3) добрый, (4) интересный.
(1) Счастливый – счастливее – более счастливый – счастливейший – самый счастливый, счастливее всех.
(2) глубокий – глубже – более глубокий – глубочайший – самый глубокий, глубже всех.
(3) добрый – добрее – более добрый – добрейший – самый добрый, добрее всех.
Задание № 3: подчеркните выделенные слова как члены предложения:
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.
(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.
Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:
(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.
(1) Круглее – простая сравнительная степень прилагательного.
(2) меньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(3) белейший – простая превосходная степень прилагательного.
(4) длиннее – простая сравнительная степень прилагательного.
(5) жарче – простая сравнительная степень прилагательного.
(6) наибогатейший – простая превосходная степень прилагательного.
(7) подороже – простая сравнительная степень прилагательного.
(8) чище – простая сравнительная степень прилагательного.
(9) дальше – простая сравнительная степень прилагательного.
(10) наивысочайший – простая превосходная степень прилагательного.
(11) потоньше – простая сравнительная степень прилагательного.
(12) повкуснее – простая сравнительная степень прилагательного.
(13) наихрабрейший – простая превосходная степень прилагательного.
(14) тишайший – простая превосходная степень прилагательного.
(15) низший – простая превосходная степень прилагательного.
Задание № 5: найдите ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; запишите верные варианты; суффиксы выделите:
(1) Красивше, (2) выше, (3) более мягче, (4) мельче, (5) длиньше, (6) светлее, (7) хуже, (8) слаже.
Задание № 6: выпишите качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения:
Домашнее задание: § 57; упражнение № 333 (по заданию).
1 Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др., научный редактор Н. М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Описание материала:
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». (Урок № 1 из двух) (Серия «ФГОС»)» знакомит учащихся с термином «степени сравнения имен прилагательных», учит работать с ним на примере конкретных примеров.
Урок состоит из двух разделов:
1). Теоретический блок (содержит необходимые теоретические сведения о степенях сравнения прилагательных и способах их образования, дает примеры их функционирования в текстах) и
2). Практический блок, в котором учащиеся закрепляют и отрабатывают теоретические положения раздела.
Каждое задание имеет ключ (правильное выполнение упражнения с ответами).
«Дополнительный дидактический материал содержит задания различного характера : образовать от данных прилагательных различные формы степеней сравнения прилагательных (задания №№ 1 и 2); подчеркнуть выделенные слова как члены предложения (задание № 3); определить степень сравнения прилагательных и выполнить их морфемный анализ (задание № 4); найти ошибки в образовании формы сравнительной степени прилагательного; записать верные варианты; суффиксы выделить (задание № 5); выписать качественные прилагательные, от которых нельзя образовать степени сравнения (задание № 6).
Данная методическая разработка позволит учителю подготовить насыщенный урок, а различные типы упражнений позволят школьникам получить прочные знания по изучаемой теме. Каждое упражнение из «Дополнительного дидактического материала» может быть использовано также для создания карточки с индивидуальным заданием, осуществляя, таким образом, дифференцированный подход к обучению.
«Выдержка из материала:
Урок русского языка в 6 классе на тему «Степени сравнения имен прилагательных». Урок № 1 из двух. (Серия «ФГОС»).
§ 57. Степени сравнения имен прилагательных.
Тип урока: комбинированный (урок изучения и закрепления нового материала).
Методы и формы работы: работа с теоретическим материалом из учебника, комментированное письмо на доске и в тетрадях, выполнение дополнительного дидактического материала (задания, см. конспект урока).
Оборудование: учебник, дидактический материал.
II. Закрепление нового материала. Работа с учебником и дополнительным дидактическим материалом.
Упражнение № 330: комментированное письмо на доске и в тетрадях, работа с синонимами (в рамке на стр. 10).Комментарий:Прилагательные «гигантский», «исполинский», «колоссальный» не образуют степеней сравнения.
Упражнение № 332: устный разбор, орфоэпическая работа, письменное выполнение.
Дополнительный дидактический материал
«Задание № 3 : подчеркните выделенные слова как члены предложения:(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8)
В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.Ключ:(1) Добрые слова лучше мягкого пирога. (2) У мрачного и веселье скучнее, у весёлого и скука веселее. (3) Худой мир лучше доброй ссоры. (4) Правда светлее золота. (Пословицы).(5) Богатейшая когда-то земля этого края покрылась оврагами. (6) Он выбрал самое простое решение. (7) Боровицкая башня – одна из самых известных башен Московского Кремля. (8) В наистрашнейшую грозу отправился он ночью в дорогу. (9) Это спектакль интереснее всех.
«Задание № 4: определите степень сравнения прилагательных и выполните их морфемный анализ:(1) Круглее, (2) меньше, (3) белейший, (4) длиннее, (5) жарче, (6) наибогатейший, (7) подороже, (8) чище, (9) дальше, (10) наивысочайший, (11) потоньше, (12) повкуснее, (13) наихрабрейший, (14) тишайший, (15) низший.