Что такое стереотипы общения какие стереотипы вы знаете
Стереотипы: понятие, виды, примеры, какие бывают в жизни человека
Различные предрассудки зачастую управляют коллективным сознанием и мировосприятием отдельных личностей. Они могут быть глобальными или локальными, но в обоих случаях являются иллюзией, которая далеко не всегда оказывается истиной. В этой статье я приведу примеры самых распространенных стереотипов и расскажу, как они влияют на жизнь человека.
Что это такое
Стереотипизацию начали рассматривать в 20-х годах ХХ века. Стереотипное мышление характеризуется как узкая парадигма, которая хранится в голове для экономии усилий, требуемых при восприятии тех или иных сложных ситуаций, явлений. Исследователи выделили две причины формирования таких шаблонов: экономичность разума и стремление сохранить ценности конкретной группы.
У такого рода стандартизации есть следующие характерные черты:
Проще говоря, люди используют стереотипы, чтобы не утруждать себя дополнительными размышлениями. Когда же им удается отыскать подтверждение своим мыслям в поведении окружающих, они еще сильнее убеждаются в истинности собственных или коллективных умозаключений. Стереотипизация является определенной заменой мыслительной деятельности.
В той или иной степени каждый из нас подвержен подобным убеждениям с той лишь разницей, что некоторые действительно свято верят в такие «постулаты», а кто-то способен ставить их под сомнение.
Различного рода предрассудки влияют на мировосприятие личности, ее поведение и потворствуют искаженному видению действительности. Шаблоны могут быть навязаны социумом или возникнуть на основе личных наблюдений. Первые более вредоносны, так как навязывают индивиду неверный образ мышления и не дают ему анализировать ситуацию объективно и самостоятельно.
Но все же без стереотипизации общество не могло бы существовать. Она позволяет сознанию выстраивать важные закономерности:
Зная это, нам не нужно каждый раз убеждаться в своих предположениях на практике. Однако есть такие стереотипы, которые воздействуют на сознание и подсознание человека, мешая ему жить.
Следует научиться различать предрассудки от реального положения дел. Одно и то же понятие может быть продиктовано внутренними побуждениями личности или навязано ей социумом. Во втором случае индивид ощущает конфликт между своими интересами и тем, что требует от него общественное мнение. Стремление следовать шаблонизации, навязываемой извне, искажает видение реального.
Часто мы судим об окружающих не по их деяниям, а по тому, что говорят о них другие. Например, человек, который изредка посещает церковь, может присваивать себе все черты настоящего христианина, хотя по факту это вовсе не так.
Отличие стереотипов от предрассудков
Эти понятия похожи, но обладают некоторыми различиями. Первый термин представляет собой определенное обобщение и зачастую имеет коллективный характер, то есть существует у группы. Второе определение характеризуется более личными проявлениями и формируется на основе опыта конкретного индивида.
Эффект стереотипизации
Это процесс возникновения устойчивого убеждения или образа, когда исходя из собственной или общественной практики человек закрепляет в сознании какую-либо картинку мира.
Встречаясь с неизвестным ранее явлением, мозг начинает анализировать ситуацию и искать в ней что-то знакомое. Полученные установки сопоставляют новый объект с похожей группой, что позволяет быстрее классифицировать данные и при надобности доставать их из памяти.
Особенности стереотипного мышления
Мыслить шаблонами, значит – не логически обосновывать информацию, получая различный опыт, а сравнивать происходящее с тем, что уже отложилось в сознании. Таким образом, мир становится более безопасным для разума, так как подчинен определенному порядку.
Стереотипы общения
Всю жизнь человека окружают другие люди, постоянно он находится в коммуникативных связях с обществом. Поэтому, зачастую, совершая тот или иной поступок, мы оглядываемся на общество, пусть даже и неосознанно, надеясь на нег, и опасаясь осуждений с его стороны. Этим мы, сами того не замечая, устанавливаем для себя некие рамки, ограничиваем свои желания, поступки. Ведь все время опасаемся критики общества, нашего окружения. Не задумываясь о том, что сложившееся стереотипы управляют нашей жизнью и нашими решениями.
Стереотипы – это некая дань личности обществу. Это некий шаблон поведения. Многие создают свои личные стереотипы после того, как потерпели неоднократные неудачи в каком-то деле. Но также и общество создает стереотипы общения.
На протяжении определенного промежутка времени происходит формирование стереотипов. Люди общаются и делятся своим опытом, вскоре находят себе единомышленников. Затем их шаблон поведения может стать действительно социальным спустя какое-то время. Стереотипы не изучаются в школах, о них не написано в книгах, но в жизни мы их активно используем как установки предков, которые прочно засели в наших умах.
Как возникает шаблон общения?
Стереотип в общении возникает при познании друг друга, что в социальной психологии имеет специфический смысл. Как правило, и современные, и устоявшиеся стереотипы, возникают на основе прошлого опыта, вызванного создавать человеком какие-либо выводы, не смотря на ограниченность информации. Часто стереотипы возникают касательно групповой принадлежности личности, к примеру, ее принадлежности к какой-то профессии. Вследствие этого, профессиональные ярко выраженные черты у встреченного в прошлом человека, представителя этой профессии, рассматриваются как черты, которые присущи всякому представителю этой профессии.
Стереотипы передаются из поколения в поколение, они настолько устойчивы, что порою воспринимаются как данность, как биологический факт, как реальность.
Стереотипы в общении делятся на две категории:
Под первой категорией понимают представления о том или ином народе, что обусловлено международной, внутриполитической или же исторической ситуацией. Эти стереотипы изменяются или прекращают свое существование в зависимости от стабильности общества, от событий, которые влияют на формирование взглядов у большинства населения. В изучении таких стереотипов заинтересованы, в первую очередь, историки, и те, кто интересуется социально-политическими процессами общества.
Глубинные же стереотипы являются неизменными. Они, в сравнении с поверхностными, не изменяются в течении определенного промежутка времени. Они устойчивы и представляют наибольший интерес в исследовании особенностей национального характера. Социальные стереотипы можно определить как негативный феномен, который препятствует адекватному, не искаженному, взаимопониманию.
Причины возникновения как стереотипов в общении, так и в целом, разнообразные. Но самой главной причиной является защитная реакция, которую вырабатывает человеческое сознание для того, чтобы предотвратить перегрузку мозга от информации, объем которой все время увеличивается. Не было бы этой защиты, сознание запуталось бы от непрерывного вытеснения оценочных суждений.
Стереотипы – составная часть массовой культуры. Они формируются на основе :
Самым распространенным примером стереотипов общения является «Блондинки глупые».
Важно отметить, что стереотип всегда представляет информацию в наиболее понятной и легкой форме, но, в свою очередь, эта информация способна дезориентировать человека, если будет расходиться с его действительностью. Решать только вам, верить ли в мнение большинства, в стереотипы или же придерживаться своего индивидуального отношения к кому-либо или чему-либо.
Насколько велика роль стереотипизации в профессиональном общении?
Контрольные вопросы и задания
1. Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции профессионального общения.
Перцептивной стороной общения условно назван процесс восприятия одним человеком другого, эта сторона выступает как обязательная составная часть общения. Восприятие других людей зависит не только от личностных, но и от социокультурных факторов. В профессиональном общении перцептивная функция выступает в роли регулятора, а выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие-оценку основных ее элементов, а именно: партнеров по взаимодействию, самого себя, ситуативного контекста общения в целом
Какова роль первого впечатления в профессиональном общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатления?
Какие существуют механизмы взаимопонимания в профессиональном общении?
Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.
Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации.
Предрассудки и предубеждения (в основе предрассудков лежит предубеждение, т. е. необоснованное негативное представление о других людях, очень устойчивы)
Эффект первичности (проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше)
Эффект новизны(действует в ситуациях восприятия знакомого человека и более новая информация оказывается наиболее значимой) Фактор превосходства(большинство людей склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них достоинству; имея дело с человеком, которого он сам в чем-то превосходит, наоборот, старается недооценить его, порой даже принизить его возможности; оценивается человек по внешним атрибутам и манере поведения)
Фактор статуса (во многих случаях оценка личностных качеств человека зависит от его социального статуса)
Фактор «отношение к нам» (зачастую в практике общения люди неправильно оценивают тех людей, которые к ним относятся плохо; чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека, и наоборот, чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными)
Проекция (неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой; также мы приписываем другим людям те собственные качества и характеристики, обладателями которых быть не слишком приятно)
Фактор привлекательности (так называемый стереотип привлекательности: что красиво — то хорошо)
Что такое «эффект ореола» и «каузальная атрибуция»?
«Эффект ореола» (тенденция переносить благоприятное (и нет) впечатление об одном качестве на все другие его качества, ярко проявляется при формировании первого впечатления, мешает видеть действительные черты)
Казуальная атрибуция(приписывание другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует; осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации; существует целая система способов атрибуции)
Что такое стереотипы общения? Какие стереотипы вы знаете?
Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Эталоны и стереотипы человек усваивает с детства. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации. Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические, или национальные, стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других.
Насколько велика роль стереотипизации в профессиональном общении?
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. Этот упрощенный подход, который хотя и не способствует точности построения образа другого, часто заставляет заменить его штампом. Тем не менее, в определенном смысле такой подход необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания, сэкономить время. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Во втором случае, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
Стереотипы поведения
Стереотипы поведения – это поведенческие штампы, упрощённые стандарты поведения, шаблонное, порой искажённое представление о ценностях, идеалах, моральных нормах, людях. В некоторой мере данный феномен является базисом существования социума, накопленный опыт поколений, способствующий ориентированию в бытие. Часто стереотипное поведение оправдано и необходимо, поскольку люди, существуя в социуме, должны адекватно себя вести, например, не вредить окружающим людям, уступать место в транспорте пожилым лицам, заботиться об отпрысках. Именно такое поведение одобряется обществом. Человек не выделяется из толпы таких же граждан, не создаёт неудобств системе. Помимо того стереотипное мышление способствует формированию автоматизма действий, делает возможным мгновенное корректное реагирование на типичную ситуацию в условиях недостатка времени или информации.
Как возникают
Стереотипами именуется привычное отношение индивида к определённому явлению, сформировавшееся из-за влияния социальных обстоятельств и предыдущего опыта.
Они относятся к мыслительным процессам и поведенческому паттерну человека. Рассматриваемое понятие подразумевает собой закреплённую мыслительную конструкцию, машинальное интеллектуальное реагирование на что-либо. Оценки и суждения порождаются именно стереотипами, которые обусловлены тем, что человек воспринимает.
Шаблоны поведения в большинстве случаев определяют человеческие суждения, оценивание происходящего и отношение к окружающей реальности. Именно благодаря таким стандартам человек знает, что нужно делать в той либо иной ситуации, кто прав, какие поступки причисляются к категории хороших, а какие к плохим. Однако знание ещё не означает, что так оно будет в реальности.
Стереотипы поведения личности считаются продуктом естественных психологических процессов, неизбежно приводящих к их выработке и сохранению.
Формирование стереотипов поведения основывается, прежде всего, на личном опыте индивидов и установленных определённым социумом нормах. Разные общности, такие как нация или профессиональная группа производят шаблоны, устойчивые трактовки определённых явлений, привычные объяснения вещей. Стереотипизация представляет собой значимый и необходимый механизм социального познания мироздания. Он способствует быстрой и до определённой степени достаточно надёжной классификации, упрощению понимания социального окружения субъекта. Стереотипизация позволяет делать людей и ситуации более понятными и предсказуемыми.
Установки и стереотипы поведения также выполняют некоторые когнитивные функции, например, функцию упрощения, схематизации, выработки и сохранения группового мировоззрения.
Таким образом, шаблонность поведенческого реагирования представляет собой стандартную поведенческую модель, возникающую в определённых обстоятельствах. Основывается такая модель на опыте, порождённом прошлыми схожими обстоятельствами или обстановкой. Стереотипы поведения также можно назвать привычками, возникающими в условиях, когда человек не пытается проанализировать ситуацию для принятия какого-либо решения, а действует автоматически, руководствуясь прошлом опытом. Это свидетельствует о тесной связи шаблонов с рефлексами. Можно даже заключить, что поведенческие стереотипы являются вариациями условного рефлекса.
Проще говоря, социальные установки и стереотипы поведения являются желанием всё классифицировать, категоризировать, схематизировать и обобщить собственный и сторонний опыт, а также представления. Важный элемент стереотипного поведения – это оценочная составляющая. Установки считаются более простой формой стереотипов. Чаще всего шаблоны, установки и предрассудки формирует человеческое окружение.
Таким образом, шаблонами называется то, что делает человеческую жизнь проще и более предсказуемой.
На стадии раннего созревания социальные установки и стандарты полезны, поскольку упрощают мыслительную деятельность – нужно меньше временного ресурса и энергии для раздумий над чем-либо.
Однако в дальнейшем они несут вред, так как превращают мышление индивидов в шаблонное, лишённое креативности. Это препятствует дальнейшему развитию человека и достижению им успешности.
Стереотипы поведения в общении
Человека на протяжении всего его существования окружают другие индивиды. Он постоянно пребывает в коммуникативном взаимодействии с социумом. Стандарты характеризуются устойчивостью, передаваясь от поколения к поколению. Поэтому часто они воспринимаются в качестве данности, реальности, биологического факта.
Стереотипы поведения в коммуникациях подразделяются на две группы: поверхностные шаблоны и глубинные.
Под поверхностными предрассудками подразумеваются представления о народе, что определяется международной или исторической ситуацией, а также внутриполитическими условиями. Такие шаблоны исчезают или изменяются в зависимости от происходящих событий, условий, влияющих на формирование мировоззрения у большинства граждан и стабильности социума.
Глубинные стандарты характеризуются устойчивостью, они неизменны в течение определённого временного интервала.
Социальные стереотипы поведения порой выступают в роли негативных факторов, препятствующих, адекватному, неискажённому взаимопониманию. При этом они препятствуют общению двояко. Поскольку смысл передающейся информации может быть искажён отправителем вследствие воздействия его стереотипа или получателем послания.
Таким образом, стереотипы представляют собой константное, зачастую упрощённое суждение относительно окружения или обстоятельств. Нередко он позволяет оценивать людей в соответствии с ассоциациями.
Причин возникновения стереотипов поведения во взаимодействии много. Но, как правило, результатом срабатывания защитной реакции, вырабатываемой мозгом для предохранения от переизбытка информации, объём которой постоянно увеличивается, становится сложившийся стереотип поведения в коммуникациях. При отсутствии такого механизма защиты, подсознание бы запуталось от бесконечного вытеснения оценочных представлений.
Стереотипы поведения людей являются составляющей частью общественной культуры. Они вырабатываются на основе:
– возраста, например, стереотипы поведения пожилых, выражаемые в отношении к ним и негативных суждениях (все пожилые лица одинокие, немощные, бедные, страдают слабоумием);
– гендера (все мужчины хотят от противоположного пола только интим, все блондинки дуры, красивые женщины легкомысленны, женщинам от мужчин нужны только деньги);
– расы (корейцы, китайцы, японцы между собой внешностью не отличаются);
– религии (все последователи ислама террористы);
– национальности (евреи все скупердяи).
Следует отметить, что шаблон всегда предоставляет информацию в максимально упрощённой и понятной форме, что нередко приводит к дезориентации людей, если информация расходится с действительностью.
Примеры
Случается так, что разнообразные предрассудки, социальные установки управляют коллективным восприятием и разумом отдельных индивидов. Они бывают локальными и глобальными, однако всегда представляют собой иллюзию, далеко не всегда являющуюся истиной.
При этом стереотипизация всё же является необходимым механизмом, без которого социуму было бы сложно существовать. Она помогает мозгу прослеживать важные закономерности. Важные стереотипы поведения примеры имеют такие: зимой холодно, огонь обжигает, дождь может намочить. Владея этой информацией, человеку нет необходимости, постоянно убеждаться на практике в своих гипотезах.
Однако существует множество стереотипов, препятствующих нормальному существованию человека, его развитию, успешности. Следования поведенческим стереотипам, навязанным извне, приводит к искажению реальности.
Среди примеров популярных шаблонов, навязанных социумом, можно выделить следующие:
– мужчины никогда не плачут;
– женщина добиться успешности самостоятельно без «блата» не может;
– женщина на корабле – быть беде;
– качество продукции обусловлено стоимостью, чем выше цена, тем качественнее товар;
– все дочери Евы мечтают о замужестве или о принце на белом коне;
– мужчины полигамны, а женщины по природе моногамны;
– все цыгане мошенники;
– мужчины должны зарабатывать больше, нежели их супруги;
– все мужья изменщики;
– место женщины на кухне;
– блондинка за рулём, словно макака с гранатой;
– все мужчины хотят сына;
– все белорусы любят картофель;
– послушные малыши – хорошие дети.
Стереотипы встречаются не только в обыденной сфере, но также и в профессиональной области, например, юрист, должен разбираться в любой области законодательства, врач – уметь лечить любые заболевания независимо от профиля деятельности, а психологи – читать мысли.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Стереотипы – что это в психологии (роль и виды). Как избавиться от стереотипов
Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.
Что такое стереотип
Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».
Социальная установка включает 3 компонента:
Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.
Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.
У стереотипов есть свои плюсы и минусы:
У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.
Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю Я-концепцию личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.
Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.
Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.
Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.
Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны страхи, предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.
Особенности стереотипного восприятия
Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:
Виды и формы стереотипов
Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.
Единой классификации стереотипов нет:
Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:
Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему восприятию тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.
Как избавиться от стереотипов
Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.
Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:
С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?
Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на манипуляции и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.
Найти источник
Кто формирует стереотипы? Лидеры общества, кумиры общества, культурное наследие (исторический опыт). Соответственно, чтобы ослабить влияние стереотипа, нужно подробнее познакомиться с его источниками. Откуда произрастают ваши стереотипы?
Стереотипам пропитана вся наша жизнь, ведь это и нормы этикета, и правила досуга, и нормы поведения в обществе, и требования к работе. Решите, какие именно стереотипы вы хотите в себе ослабить.
Что говорят о вас?
Найдите список стереотипов о русских. Самое банальное – распивание крепких напитков в шапке-ушанке, с медведем рядом и балалайкой в руках. Вы каждый день так делаете? Вы хотя бы раз так делали? Сомневаюсь. Так не возникли ли у вас теперь сомнения об адекватности хранящихся в вашем мозге стереотипов?
Кстати, чтобы усомниться в каких-то стереотипах, достаточно применить их к хорошо знакомым и близким вам людям или самому себе. Особенно актуально для гендерных стереотипов.
Сотрудничество
Расширить знания об объекте стереотипа можно через совместную деятельность, достижение общей цели, получение эмоций, открытость и общительность. Замкнутость и неопределенность, слабо развитое самопознание и неустойчивый внутренний мир негативно сказываются на ослаблении стереотипов. Они наоборот закрепляют их. Чтобы дать себе шанс сломать стереотип, нужно позволить себе погрузиться в то, о чем он говорит.
Творческое мышление
По сути нас везде, еще с детского сада, учат усваивать шаблоны. Мы ужасно ленивы в вопросах анализа и поиска информации, мы привыкли верить всему беспрекословно, брать уже переработанные кем-то данные, работать по схемам, жить по инструкциям.
Благо, сейчас признается ценность творческого мышления, и программы обучения перестраиваются на проблемное обучение, цель которого – раскрытие творческого потенциала и индивидуальности личности. Людям «старой закалки» сложнее: придется самим развивать творческие способности, учиться мыслить нестандартно.
Стереотипы и суеверия
Стереотипы очень похожи на предрассудки и суеверия. Соответственно, и избавляться от стереотипов можно теми же способами. Важно понять, что если их не контролировать, то они начнут контролировать вас.
Когда чувствуете влияние какого-то стереотипа, особенно если он вгоняет вас в самокопание, грусть, чувство несостоятельности, страх, тревогу, спрашивайте себя «Почему я так думаю? Как еще можно поступить в этой ситуации? Что я имею?» Возьмите за правило всегда разбираться в причинах.
Не обязательно жить стереотипами (особенно чужими), если они создают неудовлетворительные для вас условия жизни. Что интересно, именно стереотипы в отношении себя («я должен») наносят больший урон личности. Думайте о себе, любите себя, живите своей жизнью, учитесь быть счастливым.
Послесловие
Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:
Примите себя. Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом. Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей. Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.
Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.