Что такое стежок в технологии кратко
Значение слова «стежок»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СТЕЖО’К, жка́, м. (порт.). Отдельная мельчайшая часть шва — расстояние между двумя проколами иглы. Крупные стежки. Мелкие стежки.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
стежо́к
1. портн. отдельная мельчайшая часть шва — расстояние между двумя проколами иглы ◆ Шить сама платье не взялась, а отыскала у казначейши крепостную портниху, уговорила ее работать у них на дому, посадила в свою комнату и следила за каждым её стежком. А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Когда в нашей волшебной мастерской мы положили последний стежок на это платье, самая главная мастерица заплакала от умиления. Е. Л. Шварц, «Золушка», 1946 г. (цитата из НКРЯ) ◆ В левой стороне этой куртки, под боковым карманом, старый шов был распорот и вновь зашит грубыми крупными стежка́ми. Роберт Штильмарк, «Наследник из Калькутты», 1950—1951 г. (цитата из НКРЯ)
2. однократное действие по значению гл. стегать ◆ Когда ученик был доводим до истомы нравственной и едва не до полупомешательства, тогда только учитель отсылал его к печке, где и давал десять ударов розгами, причем внушалось, что ученик каждый раз при незнании урока будет получать это ординарное количество стежков по тому месту, откуда ноги растут. Н. Г. Помяловский, «Очерки бурсы», 1862 г. (цитата из НКРЯ)
3. перен. короткое перемещение; шажок ◆ Стрелка манометра короткими стежка́ми передвигалась по цифрам. В. П. Катаев, «Время, вперед!», 1931—1932 г. (цитата из НКРЯ)
4. перен. длинный узкий след, оставляемый чем-либо ◆ Всё чернее с каждым днём стежки и дорожки, и на вербах серебром светятся серёжки.
Стежок, строчка, шов.
Доброго времени суток, дорогие читатели блога!
Один мудрый человек сказал: «Человечество избавилось бы от половины проблем, если бы люди давали одинаковые определения одним и тем же предметам».
Я уверена, что люди могли бы быстрее отыскивать нужную информацию, понимать и слышать друг друга, помогать друг другу, если бы нужные им предметы, явления и процессы они называли одинаковыми и правильными именами.
Поэтому решила я, нам любителям шитья, тоже негоже, братцы отставать от профессионалов этого дела. Чтобы не выглядеть как мычащая корова: «Нууууууу… как вот это? Как эта штука называется? Что это за фигня?» и т.д. нужно знать азы процессов шитья. Вот этим мы сегодня и займемся.
Стежок.
Стежок образуется в результате переплетения ниток между двумя проколами ткани иглой.
Длина, ширина и частота стежков (для ручных строчек) может быть всевозможнейшей.
Длина стежка (для машинного шва) это длина участка нитки между двумя проколами ткани иглой.
Длина стежка L (для ручного шва) это длина участка нитки a, видимого с лицевой стороны и промежутка между стежками b, там, где участок нити, не виден.
Частота стежков n определяется количеством стежков в 1 см или 5 см.
Есть строчки (смотрите дальше в статье, что такое строчка), где стежки идут под углом к линии строчки, в этом случае длина стежков строчки определяет ширину такой строчки (для строчки зиг-заг).
Строчка.
Повторяющиеся стежки визуально образуют пунктирную линию, которая называется строчка.
Расстояние между двумя строчками называется шириной строчки.
Строчки бывают с разным переплетением ниток и разного назначения. Например, вот такие (на картинке ниже).
Шов образуется при соединении двух или нескольких слоев материала строчкой.
Расстояние от среза детали до строчки (включительно с ней) называется шириной шва.
Ширина шва может быть самой разной. Она зависит от назначения изделия, особенностей модели и свойств ткани, из которой изделие отшивается.
Расстояние от среза детали до линии строчки. называется припуском шва.
Стежки, строчки, швы по способу выполнения бывают:
Сегодня, как видите, небольшой пост об основах основ и если можно так сказать, элементарных частицах, «единицах измерений» процесса шитья.
Ровной вам строчки! С уважением, Милла Сидельникова!
Виды ручных стежков и строчек
Разделы: Технология
Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков и внеклассных мероприятий, обязательного использования ИКТ, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят «поиском истины», стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Виды ручных стежков и строчек» учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Наиболее эффективное усвоение материала учащимися достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно-поисковым методом обучения. Организация работы учащихся на уроке может быть и индивидуальной, и групповой (они сами могут выбирать). Степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться. Способы проверки знаний учащихся могут быть в виде тестов, контрольных вопросов, а также в виде вопросов, которые составили сами учащиеся после изученного материала. Такой способ проверки знаний удачно подходит при групповой работе учащихся. Группа заполняет технологическую карту, выполняет швы, составляет вопросы и задает их другим группам, а для учителя это способ выявить, насколько правильно и глубоко учащиеся усвоили пройденную тему урока.
План урока по технологии в 5 классе
№ урока 9-10 | Дата 05.10.2008. | Четверть 1 |
Тема урока | Виды ручных стежек и строчек. | |
Кол-во часов | 2 | |
Использование ИКТ | Программа Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений. | |
Общеучебные умения и навыки | Ответы на вопросы, восприятие информации закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов. | |
Специальные умения и навыки | Организация рабочего места. Технология выполнения ручных стежек и строчек. Умение выполнять сметочные, копировальные строчки. Приемы работы с инструментами и материалами. | |
Тип урока | Формирование знаний и умений. | |
Триединая дидактическая цель | Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б. Научить самостоятельно оценивать результаты работы. | |
Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности. | ||
Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся | ||
Методы обучения | Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная практическая работа, работа с учебником, упражнения но выполнению приемов работы. | |
Повторяемый материал | Правила ТБ при выполнении ручных работ, при выполнении ВТО. Знать терминологию ручных работ, терминологию ВТО. Кроссворд «Инструменты» | |
Виды и формы контроля знаний | Выполнение тестовых заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, индивидуальная практическая работа. | |
Практическая работа | Выполнение ручных стежков и строчек | |
Домашнее задание | Учебник пар. 4. Практическая работа 5 стр. 24. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек» |
Конспект урока
Цели урока:
Оборудование: ручная игла, нитки, ножницы, напёрсток, ПК, проектор.
Материалы: детали из хлопчатобумажной ткани, нитки, две пуговицы.
Наглядные пособия: стенд с образцами швов.
На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, наметать, заметать, пришить.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Объяснение нового материала.
Детали соединяют между собой вручную с помощью стежков и строчек.
Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.
Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.
Шов – это ниточное соединение деталей.
Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки. Приложение 3
По способу выполнения стежки делятся на ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.
Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения. Приложение 4
При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.
Терминология, применяемая при выполнении ручных работ
Термин | Содержание работы | Область применения | Рисунок |
Сметать | Временно соединить две или несколько деталей, примерно равных по величине. | Сметать части пояса, части оборки, детали изделия. | |
Наметать | Временно соединить две детали, наложенные одна на другую. | Наметать карман на основную деталь. | |
Приметать | Временно соединить мелкую деталь к более крупной. | Приметать пояс к фартуку. | |
Заметать | Временно закрепить подогнутые края детали, складки. | Заметать низ изделия, боковые срезы и складки. | |
Обметать | Обработать срезы петельными стежками с целью предохранения их от осыпания. | Обметать срезы. | |
Подшить | Закрепить подогнутый край изделия постоянными стежками. | Подшить низ изделия. | |
Пришить | Прикрепить фурнитуру, отделку на изделие стежками постоянного назначения. | Пришить кнопки, пуговицы к изделию. | |
IV. Текущий инструктаж.
Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости. Приложение 5
Правильная посадка во время работы заключается в следующем:
При выполнении ручных работ используют следующие инструменты и оборудование. Приложение 6, Приложение 7.
Ручные иглы должны быть острыми, неломкими, хорошо отполированными, с ушком достаточных размеров. Иглы различают по диаметру (толщине) и длине по номерам от № 1 до №12. Иглы подбирают в зависимости от вида изделия и обрабатываемой ткани. Для хлопчатобумажных тканей применяются иглы № 1-3. В соответствии с номером иглы и видом обрабатываемой ткани следует, и подбирать и номер ниток. При изготовлении хлопчатобумажных тканей применяют нитки № 40-80.
Сантиметровая лента представляет собой ленту из прорезиненной ткани, длиной 150 см, с металлическими закрепками на концах, Сантиметровую ленту применяют для снятия мерок на фигуре, при раскрое материала.
Напёрсток предназначается для предохранения пальца от укола при проталкивании иглы в ткань. Его надевают на средний палец правой руки. Величина напёрстка должна точно соответствовать толщине пальца.
Ножницы используют для раскроя тканей, обрезки ниток. Ножницы, применяемые в швейном производстве, имеют восемь номеров.
Булавки могут быть с металлической или стеклянной головкой. Применяют для скалывания деталей изделия, прикалывания бумажных лекал к ткани. Булавки должны быть тонкими, хорошо заостренными и отшлифованными.
Портновский мел применяют для обозначения на материале линий и знаков при раскрое и примерке. Иногда вместо мела пользуются тонкозаточенным сухим мылом.
Колышек – приспособление для удаления намётки при шитье. Колышки изготавливают из дерева, стекла или кости. Его применяют для выправления углов борта, воротника, различных фигурных швов.
Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю.
Правила техники безопасности при выполнении ручных работ.
Опасности в работе:
повреждение пальцев иглой или булавкой;
травма руки ножницами;
травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.
Что нужно делать во время работы:
быть внимательной к работе;
надевать напёрсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец;
вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
Что нужно сделать по окончании работы:
посчитать количество игл и булавок в игольнице;
убрать рабочее место.
Правила техники безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.
Опасности в работе:
возгорание шнура;
ожоги: паром, о подошву утюга и от возгорания шнура;
поражение электрическим током.
Что нужно сделать до начала работы:
проверить целостность шнура и чистоту подошвы утюга;
проверить наличие резинового коврика.
Что нужно делать во время работы:
выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;
включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки, а не за шнур;
ставить утюг на специальную подставку;
следить за тем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;
использовать для увлажнения ткани пульверизатор.
Что нужно сделать по окончании работы:
выключить утюг;
поставить его на специальную подставку.
V. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».
Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ (технические условия)
VI. Заключительная часть.
Вопросы для повторения.
VII. Анализ допущенных отклонений.
Самоконтроль: сравнить качество строчек с образцами; проверить выполнение технических условий.
Оценка работы.
VII. Домашнее задание:
Учеб. № 4;. Практическая работа № 5 стр. №24.
Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек»
Дополнительный материал.
Ножницы.
Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.
На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.
Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.
Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей… Различаются они по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.
Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метром в минуту.
Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам.
Пуговица.
До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.
Утюг.
В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.
В XIV в. Начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.
Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.
Н протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.
Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.
Литература
Технология пошива женского платья
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ШВЕЙНЫХ РАБОТАХ
ВИДЫ СТЕЖКОВ И ШВОВ
Все детали любого швейного изделия соединяются между собой при помощи стежков. Стежок—-это переплетение швейных ниток между двумя проколами иглы. Ряд стежков образует строчку или шов. Стежки и строчки выполняются вручную или при помощи швейных машин.
РУЧНЫЕ СТЕЖКИ И ШВЫ
Копировальные стежки- «силки» (рис. 2) используют для перевода контуров деталей на другой слой ткани, т. е. на парную деталь или на симметричную сторону цельной детали. Они представляют собой те же сметочные стежки, но при прокладывании их нитки не затягиваются, а образуют небольшие петли высотой 1—1,5 см (см. рис. 2). Длина стежка в петле в этом случае составляет 0,3—0,5 см, а расстояние между стежками — 0,5—0,7 см.
После прокладывания силков детали кроя разднигают, силки растягивают и разрезают, как показано на том же рисунке. В результате контур выкройки получается сразу на обеих одинаковых деталях (или симметричных сторонах).
Силки прокладывают штопальными нитками.
Подшивочными потайными стежками (рис. 3) называются стежки, не видимые ни с лицевой, ни с изнаночной стороны изделия. Ими пользуются для прикрепления подогнутого края, например для подшивания низа платья или юбки.
В ручном шве, выполненном потайными стежками, нитка проходит на длине 0,5 см внутри подгиба обрезного края на расстоянии 0,2—0,3 см от линий сгиба, затем выводится наружу, захватывает одну-две нитки основного слоя ткани на половину его толщины так, чтобы стежки не были заметны с лицевой стороны, снова вводится внутрь подгиба на 0,5 см и т. д.
Во время подшивания изделие (или его деталь) должно лежать на столе в таком положении, чтобы нижний край был обращен к работающему.
Потайные прикрепки представляют собой два- три потайных подшивочных стежка, расположенных рядом. Они служат для скрепления внутренних краев обтачек, подбортов и т. п. с основными деталями изделия.
Крестообразные стежки (рис. 4) применяют для подшивания низа изделия или других подогнутых срезов деталей из толстых несыпучих тканей. Этими стежками пользуются также для временного соединения сгибов обтачек петель, прорезных карманов, застежек и т.п.
Строчку прокладывают слева направо, а проколы иглы делают справа налево, чередуя их по основной ткани и по подогнутому краю. При этом, чтобы стежки не были заметны с лицевой стороны, основную ткань прокалывают не насквозь, а захватывая только половину ее толщины, длина стежков 0,5—0,7 см.
Обметочные косые стежкки служат для дохраневия срезов ткани от осыпаiiгiя; их прокладыва слева направо, огибая срезы, как показано на рис. 5.
Петельные стежки применяют при обметывании прорезных и изготовлении нитяных петель. Обметывая петлю, иглу вводят в ткань снизу на незначительном расстоянии от срезов (0,2—0,4) в в зависимости о толщины ткани); затем нитку, идущую от ушка, накидывают на конец иглы слева направо, как показано на рис. 6, и образовавшуюся петлю затягивают.
Затяжка всех стежков должна быть равномерной. Стежки прокладывают слева направо на равных расстояниях один от другого.
ОСНОВНЫЕ МАШИННЫЕ ШВЫ
В зависимости от назначения машинные швы делят ся на соединительные (для скрепления отдельных деталей изделия), краевые (для обработки краев и срезов и предохранения их от осыпания) и отделочные.
Соединительные швы
Вариантом рассматриваемого шва является н а с т р о ч н о й ш о в с отлетным краем (рис. 9), который наиболее часто используется при обработке легкого платья. В этом случае весь припуск (ширина настрочки плюс 1,5 см) настрачиваемой, т. е. верхней, детали предварительно подгибают на изнаночную сторону и заутюживают (рис. 9,а). В таком положении верхнюю деталь накладывают на лицевую сторону нижней так, как показано на рис. 9, б, и, уравняв срезы припусков, соединяют сначала сметочными стежками, а затем машинной строчкой на расстоянии, соответствуюшем принятой ширине настрочки.
Н а к л а дно й шов (рис. 10) применяют для соединения частей прокладок с целью уменьшения общей толщины шва. Выполняется он так: один срез накладывают на другой с заходом на 1 см и стачивают на машине прямой или зигзагообразной строчкой, которую прокладывают посредине запасов на шов.
Д во й н о й ш о в (рис. 11) используют при изготовлении блуз из шелковых прозрачных тканей и любых изделий из тонких хлопчато6умажных материалов, а также некоторых видов постельного белья (пододеяльников, наволочек). Выполняя двойной шов, детали складывают изнаночной стороной внутрь, соединяемые срезы уравнивают и на расстоянии 0,3—0,4 см от них прокладывают машинную строчку (рис. 11,а). По этой строчке обе детали перегибают лицевыми сторонами внутрь, как показано на рис. 11,б, и, проутюжив шов, прокладывают вторую машинную строчку на расстоянии 0,5—0,7 см от сгиба.