Что такое стихийное воспитание
Что такое стихийное воспитание
ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ, КАК РАЗДЕЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.Понятие воспитания и его связь с понятием социализации.
2.Цели, задачи и движущие силы воспитания.
3.Особенности воспитательного процесса его функции и структура.
4.Общие закономерности процесса воспитания.
Понятие воспитания и его связь с понятием социализации.
Воспитание – целенаправленный, специально организованный процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью передачи накопленного опыта и формирования качеств личности, направленный для решения задач в целостном педагогическом процессе.
Воспитание в широком социальном смысле – передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему.
Воспитание в узком социальном смысле – направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей, подготовка к жизни.
Опыт – известные людям знания умения навыки способы мышления, нормы поведения- т.е. всё то, что было создано человеком в процессе исторического и духовного развития.
Воспитание в широком педагогическом смысле – специально организованное, целенаправленное и управленческое воздействие коллектива педагогов на учащихся с целью формирования у них заданных качеств.
Воспитание в узком педагогическом смысле – процесс и результат воспитательной работы направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Самовоспитание – самосовершенствование личности.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, образцов поведения, установок, присущих в данное время, данному обществу.
Обучение – это один из элементов педагогического процесса.
— вторым важным элементом – выступает воспитание. Оба эти процесса представляют собой процесс целенаправленного влияния на ребёнка.
Воспитание даёт возможность ребёнку быстро освоить комплекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.
Процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным.
Стихийное знакомство и присваивание ребёнку социальных норм происходящих в то время, когда он играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, читает книги, смотрит журналы.
Часто мы рассматриваем процесс самовоспитания, поэтому процесс самовоспитания- представляет собой процесс целенаправленной социализации. Ребёнок сам, оказывает влияние на свои действия.
Обычно самовоспитание есть результат воспитания.
Цели, задачи и движущие силы воспитания.
Гуманистическое воспитание имеет своей целью формирование всестороннего развития гармоничной личности и предполагает гуманистический характер отношений между участниками педагогического процесса.
Гуманное воспитание – особая забота общества об образовательных структурах.
Цель воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
1. Мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни.
2. Приобщить личность к системе культурных ценностей.
3. Раскрыть общечеловеческие нормы гуманистической марали (доброта, сочувствие, понимание).
4. Развить интеллектуально-нравственную свободу личности.
5. Возрождение традиционной Российской ментальности, чувства патриотизма.
6. Формирование отношения к труду, как к социализации и личностно значимой потребности.
7. Развитие представлений о здоровом образе жизни.
Движущими силами воспитания являются противоречия:
1. Объективно-внешние противоречия.
· Противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране.
· Противоречия между ожиданием общества в отношении подрастающего поколения и собственными потребностями детей и молодёжи.
· Противоречия отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений.
· Противоречия отцов и детей отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений.
· Противоречия между возрастанием потребностей к образованию обусловленные темпами и перспективами социального развития.
2. Объективно-внутренние противоречия.
· Противоречия между активно-деятельной природой ребёнка и социально педагогическими условиями его жизни.
· Противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей.
· Противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности.
· Противоречия, возникшие из-за несоответствия возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа и родители.
· Противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов.
· Противоречия между возникающими личными потребностями и возможностями их удовлетворения.
3. Субъективные противоречия.
· Противоречия между бурным ростом знаний и ограниченными возможностями педагогов и образовательных учреждений в их передаче.
· Противоречия между отставанием процессов знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественное обобщение знаний и умений.
Особенности воспитательного процесса его функции и структура.
Особенности воспитательного процесса:
2. процесс воспитания – это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитанников и воспитателей, направленное на достижение заданной цели.
3. Процесс воспитания – многофакторный. В нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы – выражающие внутренние потребности личности.
4. Воспитание это длительный процесс. Он длится всю жизнь.
5. ещё одна особенность воспитательного процесса – его непрерывность. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
6. Процесс воспитания – это процесс комплексный (единство целей, задач, содержания форм и методов воспитательного процесса, подчинённых идее целостного формирования личности).
7. воспитательному процессу присуща – вариативность и неопределённость.
8. Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт в двух направлениях:
· От воспитателя к воспитаннику (прямая связь),
· От воспитанника воспитателю (обратная связь).
т.к. управление процесса строится на обратных связях, т. е на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Структура воспитательного процесса.
Осознание требуемых норм и правил поведения.
Твёрдые взгляды, которые служат руководством в жизни.
«Без чувств не может быть искания истины»
4. Этап. Деятельность, поведения:
В них отражаются нормы и правила поведения.
Функции воспитательного процесса:
1. Аналитическая – изучение личности и социально педагогической ситуации её развития.
2. Диагностическая – выявление уровня развития человека, установление причинно-следственных связей, формирование его личности.
3. Прогностическая – целепологание – формулирование ожидаемого результата и условий его достижения.
4. Проектировочная – разработка программы и плана, выбор деятельности, направленный на достижение цели.
5. Организаторская – формирование мотивации развития личности, просвещение, организация деятельности и общения.
6. Контрольно-оценочная – выявление и оценка результата воспитания, эффективность форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Общие закономерности процесса воспитания.
Закономерность- это объектно-сущностная, повторяющаяся существенная связь явлений в любой сфере общественной жизни или этапов какого – либо процесса. Закономерности распространяются на всю систему процесса воспитания. Цель и характер воспитания определяется общением.
Т.о. эффективность воспитания зависит от следующих закономерностей.
1. От сложившихся воспитательных отношений
(мудрая заповедь практической педагогики гласит: «Если хотите хорошо воспитывать, то добиваются воспитанника»), воздействие на личность осуществляется через её отношение ко всему окружающему. В ходе воспитания формируются взгляды воспитанников, их жизненная позиция, мотивы поведения – это и есть отношение к воспитанию. Сформировалось оно определенным уровнем педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания.
2. От соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть
Если организация (совокупность воздействий, отношений, условий, форм, методов работы) не соответствуют цели, то воспитательный процесс не достигает успеха и наоборот, если организация целесообразная и соответствует поставленным задачам, то эффективность воспитательного процесса значительно выше.
3. От соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на воспитанников
Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивают нормы и правил социального поведения и тут же проверяет их на практике. Несоответствие знаний, слова и дела – это приводит молодых людей к разочарованию.
4. От совокупного действия объективного и субъективного фактора
Субъективные факторы – это педагоги и воспитанники, взаимоотношения между ними и психологический климат в группе.
Объективные факторы – это условия воспитания (материальные, технические, социальные, санитарно – гигиенические, психологические, эстетические и т.д.)
5. От интенсивного воспитания и самовоспитания
Деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности ведет к самовоспитанию. Самовоспитание – это результат воспитания, который успешнее когда человек сам стремиться к самосовершенствованию. Воспитанник должен научиться правильно оценивать себя. Должен замечать у себя положительные качества и недостатки, преодолевая препятствия
6. От качества воспитательного воздействия
Воспитательное взаимоотношение с педагогом сознательно и это повышает качество их взаимодействий
7. От интенсивного воздействия на внутреннюю сферу воспитанника (Г.И.Щукина)
8. От интенсивности и качества взаимоотношения между самими воспитанниками
Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник для вузов (3 стр.)
В структуре процесса воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая носит название самовоспитания, вторая – внешнего воспитательного влияния (действия). Важны обе. Одни достигают большего результата благодаря самовоспитанию (их называют людьми, которые создали себя сами), другие нуждаются в интенсивном влиянии извне, так как помочь себе сами не способны.
Согласно одной из концепций процесс школьного воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система: развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается, как система, целостный объект, который есть нечто большее, чем совокупность ее компонентов.
Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость, целевая, содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива – это еще не процесс воспитания в целом. Необходимо абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень его – важнейшая методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, при чрезмерной – возникает опасность отрыва от действительности.
Процесс воспитания имеет ряд особенностей по сравнению с обучением, развитием, формированием личности. Сущность его, место и роль легче всего обнаружить, рассматривая воспитание в структуре целостного процесса (рис. 1). В той части, где формирование личности имеет контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.
Рис. 1. Структура целостного воспитательного процесса
Воспитание – процесс целенаправленного формирования, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения легко обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, второе – представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. В этом отличие специально организованного процесса от постоянно текущего неуправляемого воспитания. В целенаправленном воспитании есть гарантия, пусть не всегда полная, что воспитание достигнет намеченной цели и сделает человека таким, каким он нужен себе и обществу. Стихийное, неуправляемое воспитание может завести человека куда угодно. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.
Процесс воспитания – процесс многофакторный; многочисленные объективные и субъективные факторы обусловливают своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам.
Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении. Между педагогическими влияниями, проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена также тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.
Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.
Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность, ведь это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что какое-нибудь одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания идет от случая к случаю, воспитателю приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.
Процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности. Однако это не исключает того, что в какой-то момент приходится уделять больше внимания тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться, что обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника – к воспитателю (обратная). Управление здесь строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Опробуем еще один способ тестирования – с использованием так называемой контрольной суммы. Вам придется выбирать один (или несколько) из предложенных ответов. Все номера ответов суммируются и в результате получается контрольная сумма. Например, из первого теста выбран ответ № 3, из второго – № 2, 3, 5 и т. д. Номера слагаются: 3 + 2 + 3 + 5… После выполнения всех тестов, а их к каждой теме предлагается 10, получится некоторое значение, например – 65. Этот показатель вы сравниваете со значением, приведенным в коррекционном блоке. Если сумма совпадает, это отличный результат. Отличие на 10–12 пунктов сигнализирует о хорошем понимании темы. В случае неудачи – не огорчайтесь. Человеку свойственно ошибаться.
I. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса. Просуммируйте номера.
Доклад на тему»Современные подходы в воспитательной деятельности»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Современные подходы к воспитательной работе в СПО
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения к другому, без вовлечении молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существования человеческой цивилизации.
Специфические особенности организации воспитательной деятельности учреждений:
— ориентированность на формирование социальной и профессиональной мобильности выпускника;
— перевод процесса воспитания в плоскость самовоспитания;
— компенсация недостаточной роли семьи в воспитании подрастающего поколения;
— профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса. К приоритетным направлениям воспитательной работы в условиях реализации ОПОП на основе модульно-компетентностного подхода следует отнести:
— правовое воспитание, профилактику правонарушений;
— формирование здорового образа жизни, профилактику употребления психотропных средств;
Для каждого из направлений определены ценностные установки и планируемые результаты. При этом образовательное учреждение имеет возможность корректировать данные направления или дополнять их с учетом институциональных особенностей и направлений взаимосвязи процессов обучения и воспитания:
— Подготовка молодежи по специальности/профессии в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения должна осуществляться на основе личностно ориентированного подхода с использованием современных педагогических технологий.
— Формирование общих и профессиональных компетенций возможно лишь тогда, когда для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности.
Анализ, моделирование и развитие компетенций является необходимым условием для успешного обновления системы воспитания, управления ее организацией, а также для эффективного функционирования всех направлений воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС третьего поколения в учреждениях СПО.
Как показывает опыт и анализ различных воззрений на личность можно обозначить четыре основные модели воспитания, характерные для нашего времени. В основу такого обобщения положен следующий критерий: «В чём тот или иной воспитательный подход видит цель воспитания?» Конечно, трудно представить прямую связь между теориями личности и воспитанием. Но она существует в плоскости смысловых отношений, и не важно, кто кого породил, главное для нас — это понимание того, как и в каком воспитательном подходе отразился тот или иной взгляд на личность.
Подход 1. Стихийное воспитание
Л.И. Божович говорила, что если процесс социализации происходит стихийно, неуправляемо, то нет никакой гарантии, что он будет направлен на усвоение лучших, а не худших образцов. Отсюда ясно, что социализация подростка весь процесс превращения его из организма в психологически зрелого и морально полноценного члена общества должен осуществляться под контролем воспитания.
Такой подход к воспитанию сродни безответственности, так как семья осталась почти единственным институтом воспитания. Роль семьи в воспитании всегда была ведущей. В условиях здорового общества, если семья не справлялась с этой функцией, то сама общественная среда, её идеалы создавала благоприятные условия для воспитания. В условиях нестабильного общества воспитание может быть неосуществимо.
Подход 2. Воспитание как адаптация
Кроме того, стремление к пользе имеет эгоистический характер и ведёт к отчуждённости людей друг от друга и по самому существу дела есть недостижимое стремление. «Ибо может ли приспособиться к окружающим обстоятельствам тот человек, у которого расстройство внутри, в самой душе, в самом средоточии его жизни?»
«Если внутренние потребности человека с детства «заземляются», если учителя и родители передают детям чувство животной самодостаточности, лишая их хлеба небесного, обучение (воспитание) прекращается и заменяется процессом социализации и профессионализации, что можно назвать не обучением (воспитанием), а приспособлением. Формируется система образования адаптационного типа, позволяющая ученику приспособиться к условиям жизни в обществе, но исключающая условия его духовного, а значит личностного роста».
Подход 3. Воспитание как развитие. Гуманистический подход
«В гуманистическом мировоззрении привлекают принципы равенства, справедливости, уважение к человеческому достоинству, забота о благе людей. », в тоже время именно в русле гуманистического мировоззрения в современных школах: « Патриотизм был осмеян, воспитание целомудрия заменилось сексуальным воспитанием, физическая культура уступила место валеологии. Стимулирование вольной жизни подростка, основанной на непослушании своим родителям, стало излюбленным приёмом средств массовой информации».
Гуманистическое мировоззрение не тождественно гуманному отношению к человеку. «Сущность гуманного отношения состоит в снисхождении к неиспорченной части души, а не в снисхождении к порокам»
Цель воспитания в этом подходе видится в развитии, имеющихся у ребёнка потенций. Распространённая сейчас в представлениях многих современных людей идея развития, так поглотила человеческое сознание, что это понятие стало почти магическим. Если речь идёт о развитии то под этим подразумевается нечто очень положительное, хорошее или лучшее.
Этому подходу предшествует натуралистический подход к воспитанию, начавшийся с трудов Руссо, который мыслил ребёнка как существо неповреждённое, чистое, светлое. Этот позитивный, на первый взгляд, подход идеализирует ребёнка, игнорирует другую, повреждённою его часть. Воспитание, ставящее своей целью развитие различных задатков и способностей, осуществляет промах в главном. Если задать вопрос человеку, так понимающему воспитание: в чём он видит основную цель воспитания? Он сведёт её к развитию. Развитие для развития. Дальше тупик.
Без внутренней борьбы со своим злом никакое развитие не решит основной жизненной задачи. Особенно если под развитием понимается развитие интеллекта, прагматизма и т.п. «В светской педагогике целью воспитания считается развитие дарований, психических функций, умение достигать поставленных целей. В этом есть много ценного, но нельзя принимать средства за цели. Если все эти качества служат раскрытию душевной жизни, преображению или обожению, тогда мы на правильном пути»
Подход 4. Воспитание как преображение
Избежать неверного отношения к воспитанию как к развитию или адаптации помогает совсем другое представление о смысле воспитания, которое согласуется со смыслом жизни и задачами личности. Поскольку воспитывается личность, а как мы уже говорили личность существует в плоскости вертикального измерения: в плоскости смыслов и ценностей, категорий добра и зла, только это измерение является измерением личностным. Такое понимание личности определяет смысл воспитания как личностного преображения, сущность которого состоит в формировании стремления к добру, к предпочтению добра, что и является условием спасения. Такой взгляд на воспитание направлен на решение основной задачи личности. Сущность этого подхода к воспитанию сводиться к созданию условий для преображения личности. «Пробуждение духовной жизни, одухотворение души благодатью происходит в определённых условиях. Создание этих условий, а не поиск причин пробуждения и составляет содержание педагогической деятельности». Если с этих позиций мыслить воспитание, то выстраивается совершено иной подход к этой проблеме, который предполагает, во-первых, взгляд на ребёнка как на существо, которое в своем потенциале имеет разные задатки: хорошие и плохие. Во-вторых, основная задача воспитания видится в создании условий для развития добрых начал в ребёнке и взращивании стремления к борьбе со своим злом. В этом смысл воспитания. И чем раньше создадутся такие условия, тем успешнее будет воспитание.