Что такое стиль деятельности

стиль деятельности

взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

Смотреть что такое «стиль деятельности» в других словарях:

стиль деятельности индивидуальный — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения некоей деятельности. Достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других… … Большая психологическая энциклопедия

стиль деятельности тренера — trenerio veiklos stilius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Visuma taisyklių, apibūdinančių trenerio požiūrį į vadovavimą kolektyvui ir elgesį atitinkamomis aplinkybėmis. Pagal santykių su sportininkais kūrimą skiriamas… … Sporto terminų žodynas

СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ — – определяется, в узком смысле, как обусловленная индивидуальностью субъекта устойчивая система приемов, способов деятельности, которая складывается у субъекта, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности; в широком смысле – как… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

индивидуальный стиль деятельности — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности. Возможность разных И. с. д. заключена в существовании «зоны операциональной неопределенности»,… … Большая психологическая энциклопедия

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в труде, учении, спорте) — (англ. individual style of performance) характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Комплекс индивидуальных… … Большая психологическая энциклопедия

индивидуальный стиль деятельности — (в труде, учении, спорте) – характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. * * * характерная для данного индивида… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ИДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ИДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Характерная для данного индивида система навыков, методов, приемов, стратегий решения разнообразных задач в той или иной деятельности. В обучении иностранным языкам выделяют коммуникативный и некоммуникативный… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Индивидуальный Стиль Деятельности — достаточно устойчиво используемый способ достижения индивидом типичных задач, отличающийся от других возможных способов только своим процессом, но не его результативностью. Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с… … Психологический словарь

индивидуальный стиль деятельности — individualus veiklos stilius statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kuriam nors žmogui būdinga veiklos įgūdžių, tikslo siekimo metodų, priemonių, uždavinių sprendimo būdų sistema. atitikmenys: angl. individual style of activity vok … Sporto terminų žodynas

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ — совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и способов деятельности … Педагогический словарь

Источник

Стиль деятельности и его взаимосвязь с характером и темпераментом человека

Вы будете перенаправлены на Автор24

Стиль деятельности — это система индивидуально-своеобразных приемов и способов действий, имеющая устойчивый характер.

Особенности и признаки стиля деятельности

Стиль деятельности определяют природные, врожденные особенности человека, а также прижизненно сложившиеся качества личности, которые возникли в процессе взаимодействия индивида с предметной и социальной средой. Стиль способен обеспечивать эффективность взаимодействия человека и окружающего мира. Он представляет собой целостное психическое образование, состоящее из сознательных и бессознательных механизмов адаптации человека к внешней среде.

Самые общепризнанные формальные признаки индивидуального стиля включают:

В исследованиях ученые определили взаимосвязь между стилями деятельности и свойствами нервной системы. С помощью выработки подходящего стиля деятельности, индивиды с различными типологическими особенностями достигают одинаково высоких результатов и приспосабливаются к объективным требованиям деятельности разными способами.

Формирование стиля происходит через индивидуальные особенности субъекта. Он представляет собой своего рода компенсаторный механизм. Так, если необходима большая скорость выполнения операций, то индивид, обладающий подвижной нервной системой (экстраверт), будет действовать за счет своей способности легко переключаться и ускоряться. Инертный же человек (интроверт) компенсирует недостаточную проворность с помощью предусмотрительности, внимательности, систематичности. Они проявляют более высокий уровень ориентировочной деятельности.

Связь стиля деятельности и темперамента

Динамические черты индивида способны выступать не только во внешней манере поведения и его движениях. Их проявление характерно для умственной сферы, сферы побуждения, общей работоспособности и деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Основной момент заключается в том, что различия в темпераментах представляют собой не различия в уровнях возможностей психики, а своеобразия ее проявления. Исследователи установили отсутствие зависимости между уровнем достижений (итогом действий) и особенностями темперамента, когда деятельность протекает в нормальных условиях.

Вне зависимости от степени реактивности и подвижности индивидов в нормальной ситуации при отсутствии стресса результаты деятельности одинаковы. Это обусловлено тем, что уровень достижений зависит напрямую от прочих факторов (например, уровень мотивации и способности). Наряду с этим исследования, которые установили такую закономерность, показали, что в соответствии с особенностями темперамента происходит изменение способа ведения самой деятельности.

Исследователи обратили внимание на то, что в зависимости от темперамента индивидов отличают не конечные результаты действий, а способы достижения результатов. Далее были проведены исследования, направленные на установку зависимости между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В них был рассмотрен индивидуальный стиль деятельности в качестве способа достижения результатов или варианта решения определенных задач, обусловленных типом нервной системы.

Результаты опытов большинства ученых, вне зависимости от особенностей исследуемых групп и ситуаций в ходе эксперимента, где изучался типичный для этих людей способ выполнения действий, показали, что только тип нервной деятельности (прежде всего, сила и подвижность нервных процессов) существенно влияет на развитие соответствующего стиля деятельности.

Проявление врождённых особенностей темперамента происходит у человека в психических процессах, зависящих от воспитания, социальной среды и способности управлять собственными реакциями. По мнению ученых, конкретная реакция на ситуации, как правило, определяется в качестве влияния характерных отличий нервной системы. Она же, может быть следствием обучения и профессионального опыта.

Высокая скорость реакции у опытных водителей, лётчиков, не всегда является природным свойством их нервной системы. Она может достигаться в процессе обучения и тренировок. Однако пределы возможного развития скорости реакции определены врождёнными свойствами нервной системы.

Характер и стиль деятельности

Характер представляет собой систему выдающихся (заметных для окружающих людей) психических свойств человека, формирующихся в процессе жизнедеятельности. Темперамент же обладает физиологическими и генетическими корнями, его тип закладывается ещё до рождения человека.

Большое значение в развитии стиля деятельности и, соответственно, черт характера имеет стимуляция со стороны взрослых. Низкая или очень высокая требовательность может негативно отражаться на формировании характера и стиля деятельности.

У дошкольников сохраняются и закрепляются те черты, которые постоянно поддерживаются, то есть имеют положительное или отрицательное подкрепление. В начальных классах под влиянием нового опыта происходит оформление и коррекция черт характера, проявляющихся в отношениях с людьми.

В подростковом возрасте более активно развиваются и подкрепляются волевые черты характера, что заметно влияет на стиль деятельности. Подростки постепенно осваивают новые области деятельности, пробуя в них свои силы. В ранней юности происходит окончательное формирование базовых нравственных, мировоззренческих основы личности, которые большая часть индивидов проносят через всю оставшуюся жизнь.

Источник

Вопрос 36 Понятие о стиле деятельности. Виды и структура стилей деятельности. Стиль деятельности и его эффективность

Под стилем понимается система наиболее эффективных приемов и способов организации своей деятельности, некоторая устойчивая система особенностей деятельности и поведения. Систематическому исследованию стили деятельности подверглись в работах Мерлина и его коллег, и прежде всего Климова. По Е. А. Климову, проявление стиля деятельности многообразно: это и практические способы действия, и приемы организации психической деятельности, и особенности реакций и психических процессов. Автор отмечает: Вообще говоря, под индивидуальным стилем следовало бы понимать всю систему отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленных особенностями его личности. Польский психолог Стреляу тоже характеризует разные стили деятельности соотношением различных действий (преобладанием в ней главных или вспомогательных, дискретных или непрерывных, разнородных или однородных действий). Следовательно, согласно и этому автору, стиль — это совокупность разных действий, их система. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о системе способов, а не об отдельных способах, предпочитаемых человеком.

Сказанное, однако, не отрицает существование наряду со стилем деятельности и стиля действий. Говорят, например, о стиле живописи (имея в виду технику письма), о стиле (способе) прыжков в высоту и т. д. Важно только отметить: стиль деятельности и стиль действия могут быть независимыми друг от друга и отражать разные характеристики деятельности. Первый — тактику ее осуществления (это особенно отчетливо видно при изучении стилей спортивной деятельности, где во многих случаях индивидуальная тактика на соревнованиях того или иного спортсмена может целиком зависеть от стиля деятельности, присущего данному спортсмену), а второй — технику ее осуществления. Об относительной самостоятельности этих двух стилей говорит и тот факт, что одни и те же стили деятельности встречаются у представителей разных профессий и видов спорта, выполняющих принципиально различные действия. Таким образом, стиль действия характеризует выполнение одного и того же действия разными людьми и различными способами, а стиль деятельности — разные комбинации различных действий, отдельные из которых разные люди могут выполнять и одинаковыми способами. Например, все борцы овладевают в принципе едиными технико-тактическими приемами, но борцы атакующего стиля чаще используют атакующие, а оборонительного — защитные приемы. Тот факт, что одинаковые стили в разных видах деятельности связаны с одними и теми же типологическими особенностями, позволяет думать, что многие стили деятельности отражают стиль поведения, который проявляется в деятельности, но не зависит от ее содержания. Поэтому жесткое противопоставление В. С. Мерлиным стиля деятельности стилю личности (если под последним понимать особенности поведения) вряд ли оправдано. Осторожный стиль поведения будет проявляться у трусливого в любой деятельности.

К наиболее общепризнанным формальным признакам индивидуального стиля относят:

• наличие устойчивой системы приемов и способов деятельности;

• обусловленность данной системы определенными личными качествами;

• обеспечение данной системой эффективного приспособления к объективным требованиям.

В исследованиях Климова выявлена взаимосвязь стилей деятельности со свойствами нервной системы человека. Показано, что, за счет выработки подходящего стиля деятельности, люди с разными типологическими особенностями способны достичь одинаково высоких результатов, приспосабливаясь к объективным требованиям деятельности различными путями. При этом стиль, формируясь на основе индивидуальных особенностей субъекта, является своего рода компенсаторным механизмом. Например, если требуется высокая скорость выполнения операций, то человек с подвижной нервной системы (экстраверт) будет это делать за счет своей способности легко переключаться и ускоряться, а инертный человек (интроверт) может компенсировать недостаточную проворность предусмотрительностью, внимательностью, систематичностью или более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Монотонную работу экстраверт может искусственно ее разнообразить и т. д.

Мерлин также отмечает, что при освоении индивидуального стиля деятельности образуется система, которая компенсирует или позволяет преодолеть отрицательное влияние каких-либо индивидуальных свойств. Поэтому субъекты с различными или противоположными свойствами могут добиться приблизительно одинаковой эффективности. Человек сам (как сознательно, так и бессознательно) создает свой стиль. Для выработка индивидуального стиля деятельности необходимы следующие предпосылки:

• существование «зоны неопределенности» деятельности, то есть наличие нескольких равноценных программ, позволяющих достичь конечной цели с помощью различных движений, операций и промежуточных целей в однозначно детерминированных границах;

• наличие активных мотивов (честолюбие, интерес, повышение заработка, положительное отношение к деятельности, защита собственной индивидуальность и др.), то есть стремление субъекта выбрать такую индивидуальную систему компонентов деятельности (движений, операций и промежуточных целей), которая наиболее соответствует его особенностям и, благодаря которой, достигается максимально возможная для него успешность деятельности.

Стили выделяют по видам практической деятельности (управленческий, профессиональный, учебный, спортивный и др.) или по видам психической активности человека (познавательный, перцептивный, интеллектуальный, эмоциональный, общения, моторики и др.), рассматриваемым как деятельность.

Широкое распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получили когнитивные (познавательные) стили, характеризующие устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Многие параметры когнитивного стиля зависят от того, в каком соотношении находятся две психические подсистемы человека: сфера мышления (интеллекта) и эмоций. Если эмоции превалируют над мышлением, то обычно отмечается синтетический, ригидный, импульсивный, эмоциональный когнитивный стиль. Если мышление доминирует над эмоциональной сферой, то когнитивный стиль, как правило, имеет противоположные качества: аналитичность, гибкость, рефлексивность, рациональность. Считается, что когнитивный стиль связан с психофизиологической конституцией, но не предопределен ею. Поэтому с возрастом, повышением образовательного уровня и ростом профессионального опыта когнитивный стиль у человека может меняться.

Все виды стилей деятельности можно разделить на подготовительные и исполнительские. Первые связаны с подготовкой к деятельности, вторые — с ее исполнением.

В лаборатории Мерлина был выявлен стиль, отражающий своеобразие соотношений между ориентировочной и исполнительной фазами деятельности. Стиль деятельности, связанный с тщательным сбором информации, ее систематизацией, с детальным планированием деятельности на основе собранной информации, с обособленностью и большой продолжительностью подготовительных действий, присущ лицам со слабой нервной системой и инертностью нервных процессов. Такие типологические особенности заставляют субъектов тщательно готовиться к деятельности, продумывать все мелочи. Объясняется это тем, что эти люди не любят попадать в неожиданные ситуации, вызывающие у них вследствие инертности нервных процессов затруднение в переключении с одной установки на другую, что приводит к возникновению психического напряжения. Поэтому они стараются провести профилактические мероприятия, действуют по принципу: «семь раз отмерь, один раз отрежь». У других же наблюдается стиль подготовки к деятельности, связанный с недостаточным стремлением к получению и систематизации информации, с недостаточным планированием деятельности, с обращением основного внимания на исполнение той и исправлению недостатков по ходу ее реализации, а не предупреждением их. Они действуют по принципу «авось да небось». У таких субъектов отмечается сильная нервная система и подвижность нервных процессов. Первая предохраняет человека от страха и растерянности при возникновении в ходе деятельности затруднений, а вторая обеспечивает хорошее переключение с одной ситуации на другую. Такое сочетание силы нервной системы и подвижности обеспечивает решительность, высокий темп деятельности. Не случайно люди, которые отличаются подвижностью нервных процессов, придают большое значение «поворотливости», а лица с инертностью отмечают, что, когда торопятся, работа у них идет хуже (Е. А. Климов). Исполнительские стили деятельности многообразны и зависят от ее сферы и вида. В области управления различают автократический, демократический и либеральной (попустительский) стили руководства (лидерства), выделенные К. Левиным. В спортивной деятельности выделяют атакующий, защитный, контратакующий и комбинационный стили (в единоборствах), равномерный и неравномерный способ распределения сил на дистанции (в циклических видах деятельности) и др., о чем будет сказано ниже. Имеются разные стили исполнения и разучивания музыкальных произведений.

Структура стиля деятельности

В некоторых работах структура стиля деятельности, т. е. его компонентный состав, стала представляться неоправданно широко. Так, в нее включают и факторы, определяющие его формирование, в том числе свойства различных иерархических уровней индивидуальности, личностного и нейродинамического уровней: самооценку, установки, общительность, эмоциональность, тревожность, смелость и уверенность в своих силах, напористость, инициативность, бодрость, а подчас и вообще не имеющие никакого отношения к формированию стиля: веселость, активность, завистливость, излишнее самомнение, индивидуализм и т. д. Увлечение системным и интегральным подходом в изучении индивидуальности приводит к явным перехлестам в понимании структуры стиля деятельности и в конце концов — к искажению сути этого понятия. Например, в работе Вяткина и Праведниковой утверждается, что индивидуальный стиль моторной активности является системным образованием и включает в себя компоненты различных уровней моторики: физического развития, физической подготовленности, качественных особенностей движений, их оптимальный состав и эмоциональный компонент (привлекательность тех или иных движений и удовлетворение от их выполнения). Физическое развитие, физическая подготовленность не могут входить в структуру стиля, так как не являются ни действиями, используемыми в том или ином стиле деятельности, ни способами их выполнения. Привлекательность определенных движений влияет на их выбор и закрепление в структуре стиля, но опять-таки это не способ выполнения деятельности. Не могут входить в структуру ее стиля и цели деятельности, как то утверждает Исмагилова. Называемое автором целями, в реальности — действия (организационные и дидактические), которые преимущественно используются разными учителями при решении задач урока. Таким образом, хотят того авторы или нет, они в структуре стиля заменяют систему приемов, специфичных для данного человека, системой его личностных особенностей, т. е. растворяют стиль деятельности в структуре личности.

Формирование определенного стиля обусловливается многими факторами: морфофункциональными особенностями, нейродинамическими особенностями, свойствами темперамента, волевыми качествами, способностями, устойчивостью к неблагоприятным состояниям. При этом у одного человека в качестве ведущих при выборе стиля могут быть одни факторы, у другого — иные. Вместе с тем не следует принимать все особенности личности человека, выбравшего тот или иной стиль, за факторы, его обусловившие, за компоненты его структуры. Надо иметь в виду, что структура стиля поведения не совпадает со структурой стиля деятельности, хотя последний и может находиться под сильным влиянием первого. Это разные уровни жизнедеятельности человека.

Существенное дополнение в понимание структуры стиля деятельности сделал Толочек. Он показал, что один и тот же стиль деятельности, выбираемый по склонности или в соответствии со способностями данного человека, может быть у разных людей неодинаков по операциональному составу. Так, борцы, отдавшие предпочтение атакующему стилю, реализуют его с помощью разных наборов соответствующих тактико-технических приемов. Это еще раз показывает: исполнительские стили деятельности — прежде всего тактические, а как данная тактика будет воплощаться в жизнь — дело другое; у одного человека набор операций может быть своим, а у другого — своим. Все зависит от многих факторов: конкретных способностей, морфологических особенностей и пр.

Стиль деятельности и ее эффективность

С первых шагов по изучению стиля деятельности было высказано положение, что он является одним из важнейших механизмов приспособления человека к любому виду деятельности. Поэтому и одно из дававшихся ему определений отражало эту мысль: Индивидуальный стиль деятельности представляет систему индивидуально-своеобразных приемов, обеспечивающих успешное выполнение человеком определенной деятельности (Е. А. Климов).

Это значит, что какие бы требования ни предъявляла конкретная деятельность к человеку, он найдет такой способ ее выполнения, который приведет к успеху. Поэтому снималась и проблема отбора для разных видов деятельности: ведь одинакового результата (притом высокого) могут добиться люди с различными типологическими особенностями и способностями; для этого надо только найти рациональный для себя стиль деятельности. Положительный момент в этих представлениях — то, что путь приспособления человека к деятельности связан, как отмечает Шадрин, не со стремлением «перевоспитать» свойства нервной системы и тем самым подогнать особенности людей к некоторому единому образцу, а с тем, чтобы, опираясь на ведущие стойкие особенности личности, способствовать формированию таких приемов и способов действий, которые являются оптимальными и соответствуют ее ярко выраженным психофизиологическим особенностям. Однако идея о том, что стиль приводит к достижению одинаковых результатов разными путями, справедлива только в тех случаях, когда прочие факторы, влияющие на эффективность деятельности, окажутся у людей одинаковыми (прежде всего таковыми должны быть способности). Кроме того, она верна и в случаях, когда деятельность не требует максимального проявления возможностей человека, т. е. осуществляется не в экстремальной ситуации. Но такое в учебной и трудовой деятельности, не говоря уже о спортивной, встречается не всегда. В спортивной деятельности именно разная выраженность способностей, одаренности обеспечивает разницу в достигаемых результатах, и никакой стиль деятельности не может компенсировать отсутствие способностей. Практика показывает, что одинаковые стили деятельности имеются как у одаренных, так и, бездар-ных спортсменов. В настоящее время существует уже достаточное количество работ, подтверждающих, что и на производстве люди с разными типологическими особенностями показывают различные производственные результаты. Очевидно, неслучайно, что в некоторых профессиях люди с большим стажем работы на данном производстве имеют сходные типологические особенности, отвечающие требованиям выполняемой ими деятельности. Например, там, где преобладает монотонный труд, у работниц отмечается инертность нервных процессов, а на производстве, связанном с концентрацией внимания (корректоры типографии), почти все рабочие с большим стажем имеют сильную нервную систему.

Выбираемый в соответствии с психофизиологической организацией человека стиль деятельности в большей степени маскирует имеющиеся у человека слабости, чем их компенсирует. Например, никакой способ раскладки сил на дистанции не спасет спортсмена, если он не обладает высокой скоростью и большой выносливостью. Стиль в данном случае лишь отражение вариации соотношения этих качеств, проявляемых на высоком уровне. Таким образом, он помогает проявиться имеющимся у человека возможностям (конечно, если он адекватный для человека), но не подменяет наличия таковых, которые необходимы, чтобы показать высокий результат. Поэтому и не снимается проблема отбора талантов, которая существует вместе с проблемой стиля деятельности.

Есть виды спорта, в которых спортсмены, склонные к определенному стилю, вообще оказываются «нежизнедеятельными». Лица, склонные к защитному стилю, ведут борьбу на ковре пассивно, за что по правилам соревнований снимаются со схватки. Поэтому их среди спортсменов высокого класса нет, они вынуждены либо уйти из данного вида спорта, либо выработать другой (контратакующий) стиль. Справедливо ставит вопрос о роли стиля деятельности, определяемого типологическими особенностями свойств нервной системы, Штиммер: если уровень способностей зависит от этих типологических особенностей, то не может быть нескольких, одинаково продуктивных стилей (поскольку деятельность требует высокого уровня проявления данной способности, а типология не у всех обеспечивает такой высокий уровень). Однако и абсолютизировать данное положение не стоит, так как оно справедливо лишь в том случае, если эффективность деятельности зависит в основном от одной какой-либо способности или группы родственных способностей (например, скоростных). Как правило, успешность деятельности определяется наличием нескольких ортогональных (т. е. не связанных друг с другом) способностей, поэтому и важно наличие стиля, помогающего проявить в максимальной степени именно высокоразвитые способности.

Не всегда, однако, типологически обусловленный стиль деятельности является оптимальным с точки зрения ее эффективности и на производстве. Например, Гуревичем и Шрейдер и Шадриковым показано, что лица с преобладанием возбуждения отличаются стилем деятельности, одной из характерных особенностей которого является торопливость, преждевременность действий. Это приводит к несвоевременности выполнения рабочих операций. В связи с этим Щукин говорит о нерациональных стилях.

Можно выделить три варианта соотношения между стилем и эффективностью деятельности.

Стиль деятельности выбирается по склонности, но вопреки требованиям деятельности; в этом случае он отражает процесс приспособления деятельности к человеку. Эффективность таковой может быть низкой.

Стиль деятельности выбирается исходя из целесообразности (с учетом требований деятельности и ситуации); в этом случае он отражает приспособление человека к деятельности. Эффективность деятельности может возрастать (в основном уже у опытных специалистов), но человек на первых порах испытывает напряжение, дискомфорт, что сказывается на замедлении темпов овладения профессией, двигательными и интеллектуальными действиями. Это бывает, когда стиль навязывается человеку.

Стиль деятельности выбирается по склонности и не вступает в противоречие с требованиями деятельности и ситуации. Это оптимальный случай, когда и эффективность деятельности человека высокая, и он работает без лишнего напряжения, в свое удовольствие. Такое бывает, когда стиль выбирается по имеющимся типологическим особенностям и правильным представлениям о характере деятельности.

Несовпадение стилей деятельности у выполняющих совместную деятельность приводит к конфликту и к снижению эффективности работы. Чаще всего это происходит, когда один человек навязывает свой стиль другому без учета склонностей того. Такие случаи отмечаются, например, при прохождении студентами педагогических учебных заведений практики в школе. Студент часто не приемлет стиль, навязываемый ему учителями. Например, педагог, обладающий сильной нервной системой, «эвристическим» типом активности, т. е. проявляющий спонтанную интеллектуальную инициативу, направленную на поиск новых эффективных способов решения возникающих проблем, будет требовать такого же типа активности от практиканта, у которого нервная система слабая (о чем учитель, естественно, не догадывается). Однако этот студент склонен к «репродуктивному» типу активности, характеризующемуся пассивным, безынициативным приятием в своей деятельности того, что дается инструкцией, правилами. Естественно, он начинает скрыто, а то и явно сопротивляться требованиям куратора. В результате возникает несовместимость в способе деятельности, которая порой перерастает в конфликт. Очевидно, легче процесс обучения студентов на практике в школе протекает в том случае, если психологические и типологические особенности учителя и практикантов окажутся близкими. Тогда у студентов появится как бы предрасположенность для принятия стиля деятельности учителя. Не случайно Петрова установила, что педагогам легче было работать со студентами, сходными с ними по типологическим особенностям. Аналогичная ситуация может быть между тренером и спортсменом. Толочек описывает случай, когда борец, имевший слабую нервную систему и подвижность нервных процессов, склонный к контратакующему стилю, принуждался тренером к атакующему стилю, к которому был склонен сам наставник, отличавшийся сильной и инертной нервной системой. На первых порах яркая одаренность спортсмена и методическая грамотность тренера обеспечивали быстрый рост достижений. Однако затем начался «конфликт стилей», который перерос в личностный. Спортсмен ушел к другому тренеру.

Что такое стиль деятельности. Смотреть фото Что такое стиль деятельности. Смотреть картинку Что такое стиль деятельности. Картинка про Что такое стиль деятельности. Фото Что такое стиль деятельности

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *