Что такое стиль в лингвистике
Что такое стиль в лингвистике
Известно, что в речевое общение люди вступают с разными целями, и существует множество факторов, определяющих успешность коммуникации. И если средством передачи информации при вербальной коммуникации является язык, то успешность общения зависит от умения этот язык использовать. Уместность речи зависит от следующих факторов: адресат, тема общения (бытовая или научная), цель общения (передать или получить информацию, побудить собеседника к действию), типовая ситуация общения (официальная или неофициальная), социальные отношения участников коммуникации (возраст собеседников, степень знакомства, характер отношения (дружеские, родственные, профессиональные), форма общения (устная или письменная), количество участников коммуникации и т. д. В каждой конкретной ситуации носитель языка, умеющий принимать во внимание все эти факторы, выбирает особый стандартный набор языковых средств. Таким образом, говорящий строит свою речь в определенном стиле.
Понятие «стиль» появилось еще в античные времена. Первоначально стиль обозначал палочку, стерженек для письма на восковых и глиняных табличках; позже стиль стал обозначать также манеру письма. Уже в Древней Греции существовал прообраз стилевого деления языка: высокий стиль – язык эпоса и трагедии, средний стиль – язык лирики, низкий стиль – язык комедии. В Древнем Риме одним из критериев стилевого деления стала территория, на которой был распространен тот или иной вариант языка. Так, речь жителей Рима (urbanitas) являлась образцовой, речь сельских местностей (rusticitas) считалась не совсем правильной, речь отдаленных римских провинций (peregrinitas) определялась как низкая, из нее впоследствии развились романские языки. Образцовая латынь также не была однородной, в ней выделялись три стиля словесности, каждый из которых ассоциировался с одним из жанровых (жанр – исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, форма организации текста) циклов произведений Вергилия: «Буколики», «Георгики» и «Энеида». В этих произведениях жанру соответствовали не только слова, но и предметы символы, имена. «Теория трех стилей» просуществовала длительное время. В России данную теорию разрабатывал и реформировал М. В. Ломоносов, который изложил результаты своих размышлений над историческим развитием и стилистической организацией русского языка в двух Риториках (1743 г. и 1748 г.).
Каждый из функциональных стилей имеет свои разновидности (подстили). Подстили выделяются на основании учета дополнительных экстралингвистических факторов, таких, как способ коммуникации (личная, массовая), форма речи (устная, письменная), вид речи (монолог, диалог), вид речевого акта (односторонний, двусторонний), степень субъективности / объективности (выражение авторской позиции), проявление авторской индивидуальности и т. д.
Классификацию функциональных стилей в зависимости от сферы употребления языка предложила М. Н. Кожина. Данная классификация построена на основе трех групп стилеобразующих факторов:
1. Экстралингвистические факторы (форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности – наука, искусство, право и т. д.; специфический характер (тип) мышления: отвлеченно-обобщенный или конкретный; форма отражения – научное понятие, художественный образ, правовая норма и т. д.) в целом определяют тематику и содержание речевых высказываний, а также состав языковых средств (особенно лексических) функционального стиля.
2. Объективные стилеобразующие факторы (форма проявления языка (устная, письменная), вид речи (монологическая, диалогическая), способ коммуникации (массовая, личная), жанр речи ( рассказ, повесть, монография, учебник, научная статья, лекция, диспут, собрание и т. д.), вид науки, способ изложения (описательный, повествовательный, рассуждающий, полемически-критический) определяют разновидности стиля, подстили.
3. «Ситуативно-общественные» факторы (тон речи: высокий, торжественный или сниженный; ориентация на слушателя, аудиторию; вид речевого акта: двусторонний или односторонний).
Все указанные факторы оказывают влияние на характер речи, но их воздействие на формирование стиля неодинаково. Наиболее значимы в плане стилеобразования форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности. Эти факторы определяют наиболее типизированные, социально и лингвистически значимые сферы общения, которые становятся основой классификации функциональных стилей.
Всем функциональным стилям свойственны общие признаки:
Можно говорить лишь об относительной замкнутости функциональных стилей литературного языка. Большинство языковых средств в каждом стиле – нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления. Стилистические средства употребляются говорящим или пишущим осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).
Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют свои отличительные характеристики. Обычно стили сопоставляются на основе присущего им словоупотребления, так как именно в словоупотреблении наиболее ярко проявляется различие между ними. Однако не менее важны и грамматические характеристики. Например, стиль многих текстов бульварной прессы должен определяться как публицистический во многом на основе синтаксического строя, в области же словоупотребления мы можем увидеть как разговорные, так и вообще внелитературные (просторечные, жаргонные) единицы. Поэтому при создании произведения, относящегося к определенному стилю, следует соблюдать не только лексические нормы стиля, но и морфологические и синтаксические нормы.
Умение различать функциональные разновидности языка, свободно пользоваться любой из них, четко представляя, какая из разновидностей языка должна выбираться в соответствии с задачами общения – важная компетенция для любого носителя языка.
Понятие о стилях в современной лингвистике.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Понятие о стилях в современной лингвистике.
2. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности научного стиля.
3. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности официально-делового стиля.
4. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности публицистического стиля.
5. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности разговорного стиля.
Понятие о стилях в современной лингвистике.
В современной лингвистике стиль (функциональный стиль) понимается как разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. В настоящее время в русском языке выделяется пять функциональных стилей: научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль и разговорный стиль.
Каждый из функциональных стилей имеет свои разновидности (подстили). Подстили выделяются на основании учета дополнительных экстралингвистических факторов, таких, как способ коммуникации (личная, массовая), форма речи (устная, письменная), вид речи (монолог, диалог), вид речевого акта (односторонний, двусторонний), степень субъективности / объективности (выражение авторской позиции), проявление авторской индивидуальности и т. д.
Можно говорить лишь об относительной замкнутости функциональных стилей литературного языка. Большинство языковых средств в каждом стиле – нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления. Стилистические средства употребляются говорящим или пишущим осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).
Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют свои отличительные характеристики. Обычно стили сопоставляются на основе присущего им словоупотребления, так как именно в словоупотреблении наиболее ярко проявляется различие между ними. Однако не менее важны и грамматические характеристики. Например, стиль многих текстов бульварной прессы должен определяться как публицистический во многом на основе синтаксического строя, в области же словоупотребления мы можем увидеть как разговорные, так и вообще внелитературные (просторечные, жаргонные) единицы. Поэтому при создании произведения, относящегося к определенному стилю, следует соблюдать не только лексические нормы стиля, но и морфологические и синтаксические нормы.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
1. Понятие о стилях в современной лингвистике.
2. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности научного стиля.
3. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности официально-делового стиля.
4. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности публицистического стиля.
5. Стилеобразующие черты и основные языковые особенности разговорного стиля.
Понятие о стилях в современной лингвистике.
В современной лингвистике стиль (функциональный стиль) понимается как разновидность литературного языка, которая традиционно закреплена в обществе за одной из сфер жизни. При этом каждая разновидность обладает определенными языковыми особенностями и противопоставлена другим таким же разновидностям литературного языка, которые соотносятся с другими сферами жизни и обладают собственными языковыми особенностями. В настоящее время в русском языке выделяется пять функциональных стилей: научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, художественный стиль и разговорный стиль.
Каждый из функциональных стилей имеет свои разновидности (подстили). Подстили выделяются на основании учета дополнительных экстралингвистических факторов, таких, как способ коммуникации (личная, массовая), форма речи (устная, письменная), вид речи (монолог, диалог), вид речевого акта (односторонний, двусторонний), степень субъективности / объективности (выражение авторской позиции), проявление авторской индивидуальности и т. д.
Можно говорить лишь об относительной замкнутости функциональных стилей литературного языка. Большинство языковых средств в каждом стиле – нейтральные, межстилевые. Однако ядро каждого стиля образуют присущие именно ему языковые средства с соответствующей стилистической окраской и едиными нормами употребления. Стилистические средства употребляются говорящим или пишущим осознанно. Стиль речевого произведения связан с его содержанием, назначением, отношениями между говорящим (пишущим) и слушающим (читающим).
Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют свои отличительные характеристики. Обычно стили сопоставляются на основе присущего им словоупотребления, так как именно в словоупотреблении наиболее ярко проявляется различие между ними. Однако не менее важны и грамматические характеристики. Например, стиль многих текстов бульварной прессы должен определяться как публицистический во многом на основе синтаксического строя, в области же словоупотребления мы можем увидеть как разговорные, так и вообще внелитературные (просторечные, жаргонные) единицы. Поэтому при создании произведения, относящегося к определенному стилю, следует соблюдать не только лексические нормы стиля, но и морфологические и синтаксические нормы.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ
СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНА́НИИ, объединенная определённым функциональным назначением система языковых элементов, способов их отбора, употребления, взаимного сочетания и соотношения, функциональная разновидность литературного языка. Композиционно-речевая структура С. обусловлена социальными задачами речевого общения в одной из сфер человеческой деятельности (политика, наука и техника, художественная литература, право и делопроизводство, общение официальное и неофициальное). С. фундаментальное понятие стилистики (см. Стилистика в языкознании) и литературного языка.
Функционально-стилевая система («система стилей») современных литературных языков многомерна. Составляющие ее функционально-стилевые единства (стили, книжная речь, разговорная речь, публичная речь, язык радио, кино, телеречь, язык художественной литературы) неодинаковы по своей значимости в речевой коммуникации и по охвату ими языкового материала. Наряду с С. выделяется функционально-стилевая сфера. Это понятие соотносительно с понятием С. и аналогично ему: функционирование С. в литературном языке обусловлено специализированными задачами речевого общения, функционально-стилевой сферы совокупностью таких социальных задач; для ее характеристики существенна форма речи письменная или устная.
Функционально-стилевая сфера может объединять ряд С. Так, в книжной речи обычно выделяют публицистический стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, а также язык художественной литературы, который существенно отличается от С. Язык художественной литературы как функционально-стилевое единство противопоставлен С. и разговорной речи, во-первых, в силу присущей ему эстетической функции, во-вторых, в силу того, что в нем принципиально возможны любые языковые элементы (в т. ч. из диалектов, жаргонов, просторечия, т. е. из ненормированной, некодифицированной сферы общенародного языка), которые получают в контексте художественных произведений эстетическую мотивированность наряду с мотивированностью коммуникативной.
С. выделяются, конституируются на экстралингвистической базе. Так, разговорная речь непосредственно проецируется на важнейшую функцию языка общение, а для публицистического С. устанавливается в качестве единого абстрактного конструктивного принципа чередование экспрессии и стандарта. Функционально-стилевая система, как и сами С., явление, исторически изменяющееся.
Наряду с функциональными С. в языкознании выделяют С. экспрессивные по характеру заключенной в языковых элементах экспрессии. Обычно называют С.: торжественный (риторический), официальный, фамильярный, интимно-ласковый, шутливый (юмористический), насмешливый (сатирический). Все эти С. определяются на фоне нейтрального С., т. е. речи не экспрессивной.
Термин «С.» употребляется и для обозначения жанровых разновидностей функционально-стилевых единств (подстилей), например С. деловых бумаг, С. государственных документов (в рамках официального делового С.), С. передовой статьи, очерка, репортажа (в рамках публицистического С.), С. романа, рассказа, басни, баллады (для языка художественной литературы). Языковое мастерство писателя, его индивидуальную манеру письма называют С. писателя, индивидуально-авторским стилем (см. Идиостиль). В других значениях и осмыслениях термин «С.» употребляется в литературоведении (см. Стиль в литературе), искусствоведении, эстетике.
Литература:
при ст. Стилистика в языкознании.
Полезное
Смотреть что такое «СТИЛЬ В ЯЗЫКОЗНАНИИ» в других словарях:
Стиль — 1. Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально … Литературная энциклопедия
Стиль — (от лат. stilus, stylus остроконечная палочка для письма, манера письма) в языкознании разновидность языка, закреплённая в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других… … Лингвистический энциклопедический словарь
Стиль — (от лат. stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, затем –манера письма, своеобразие слога, склад речи). В языкознании нет единого определения понятия С., что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
стиль как многомерный феномен — (лат.: stilus, stylus – остроконечная палочка для письма, манера письма, своеобразие слога, склад речи) Стиль – многомерный феномен, поэтому в языкознании до сих пор нет единого определения понятия С. В русистике одна из общепринятых формулировок … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Функциональный стиль — Функциональный стиль разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере. Наличие Ф. с.… … Лингвистический энциклопедический словарь
СТИЛИСТИКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ — СТИЛИСТИКА В ЯЗЫКОЗНАНИИ, исследует функционирование (или способы использования) языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения, а также… … Литературный энциклопедический словарь
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Стилостатистический метод анализа текста — – это применение инструментария математической статистики в области стилистики для определения типов функционирования языка в речи, закономерностей функционирования языка в разных сферах общения, типах текстов, специфики функц. стилей и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Понятия стилей лингвистики
Термин «стиль» в каждой науке употребляется неоднозначно. Так, в лит-нии этот термин имеет 2 значения:
1. Стиль – э. язык произведения (писателя).
2. Стиль – э. ед-во основных идейно-худ. особенностей (особ-ти идеи, темы).
Лингвисты также используют его в 2-х значениях:
1. разновидность языка и речи.
2. Язык произведения (язык писателя в целом).
БЭС: стиль – разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой.
Стиль – э. исторически сложившаяся разновидность употребления языка, отличающаяся от диугих подобных разновидностей особенностями состава язык. ед. и особенностями их организации в единое смысловое и композиционное целое (текст).
Функциональный стиль связан с функционированием языка, т.е. проявляется в реальной речи и в тексте.
Функциональный стиль языка – э. подсистема лит-ного языка, имеющая свою особую сферу функционирования, обладающая специфическими языковыми средствами (слова, синт. конструкции, фразеологизмы) и включающая в свой состав межстилевые средства языка, в том числе стилистически нейтральные. (а.К.Панфилов).
Еще в ант. риторике в составе языка намечались разновидности в зависимости от функц. направленности или сферы употребления: низкий (скудный), средний и высокий стиль. В России в этой области выдающуюся роль сыграли труды Ломоносова, кот. установил нормы для каждого стиля.
В совр. стил-ке наблюдается различие в классификации стилей. Объясняется это тем, что одни ученые делают упор на сферы общения, а другие – на функции языка.
1. На основе функций языка.
1. Пешковский: худ. речь (на основе ф-ции воздействия на воображение), ораторская речь (воздействие на волю), лекторская речь (направление на сообщение).
2. Виноградов:обиходно-бытовой (ф-ция общения), обиходно-деловой, официально-документальный, научный (функция сообщения), публицистический, худож-беллетристич. (ф-ция воздействия)
2. На основе сферы употребления.
в основе – внеязыковые факторы. сложилось 2 сферы (устная и письменная).Будагов:
— разг. и письм. стиль;
— научн. и письм. стиль.
Будагов на основе стилей яз. выделяет множество речевых стилей.
3.на основе структуры текста.
Кожина: научный, офиц.-деловой, публицистический, художественный, разговорно-бытовой.
Шанский:офиц-деловой, публицистич., художественный, разговорный.
Розенталь:книжные (научн., офиц-деловой, публицистич. на отд. ступени – лит-но-художественный) и разговорные.
Панфилов:офиц.-деловой, произв-технич., публицистич., разговорный.
Горшков:литературный (офиц-деловой, научный, публицичтич) и разговорный (территориальный диалект, полудиалект, соц-профес. диалект, общ. разгов. язык)
1. Научный стиль. логичность изложе-ния (научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко располагаются строго последовательно).
Точность.достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. Отвлеченность и обобщенностьнепременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить
2. Публицистич. стиль. используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п.
Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).
Доказательность (достоверные факты);Объективность;Информативность;
Логичность;Стандартное размещение материала;Отсутствие эмоций.
4. Разг. стиль. – э. яз. бытовой речи. Признаки: еофициальность общения, неподготовленность речи, автоматизм, прерывистость речи, эмоц-оценочная информативночть.Большая роль жестов, мимики, ситуации, хар-ра.
5. Худож. стиль. метафоричность, образность язык. единиц, богатые возможности стилевых пластов лексики.
Этот вопрос явл-ся в науке достаточно спорным. Обычно среди функц. стилей выд. художественный Виноградов, будагов). Но есть и иная т. зр., противоположная. Аргументы в ее пользу: 1) яз. худ. л-ры не включ. в понятие лит-ного яз. 2) яз. худ.л-ры многостилен, не замкнут, не имеет особых спецтфтч. черт. 3) у яз. худ. л-ры особая эстетич. функция.
Язык худ. лит-ры занимает особое место среди стилей хотя бы потому, что реализуемая в нем эстетич. ф-ция выраж. в весьма специфич. использовании языковых ср-в. Т.о. – эстетич. ф-ция – диф. черта данного стиля. В связи с этим справедливо разделение всех стилей на худ. и нехудож.
Несмотря на многостильность худ. речи, последняя использует лишь черты и элементы др. стилей, а не выражает их стилистико-речевую системность. Кроме того, эл-ты др. стилей исп-ся в худ. речи в эстетич. ф-ции, а не в той, кот. они выполняют в стилях, откуда взяты.
Тем не менее, какждый ф. стиль образуется на экстралингв. основе (вид трудовой деят-ти, форма общ. сознания и.т.д). С этой т. зр. худ. речь – представляет собой отд. функц. стиль (т.к. обслуживает особую сферу общения).
Нельзя смешивать понятия «язык худ. л-ры» и «лит-ный язык», однако не следует их разрывать. Взаимоотношения м/у ними весьма сложные.
Черты, которые обычно приписываются худ речи как специфичные (многостильность, незамкнутость), в той или иной степени известны всем или почти всем стилям. Значит, они не могут быть основанием д/выделения стиля.
Итак, понятия лит. яз. и язык худ. лит-ры – понятия не тождественные. Однако это не означает, что лит-ный яз. не может исп-ся в эстетич. ф-ции и составлять в сотв. сфере общения худ. стиль. Последния занимает особое место в системе ф. стилей,. Он обладает как особыми признаками, так и общими с др. стилями.
Степень проявления авторской индивидуальности в ф. стилях различна. Это тесно с вязано с экстралингв. основами и спецификой того или иного стиля в целом. Так, деловой стиль совершенно не допускает и фактически не обнаруживает проявления в речи особенностей конкр. авторской манеры изложения.
Ярче всего индивидуальность стиля проявляется в худ. сфере общения, а также в публицистической и в разговорно-бытовой. самым спорным является вопрос о проявлении стиля автора в научной речи.. Вообще в научн речи не противопоказано проявление авт. манеры изложения. Однако в рез-те авторской правки авторская индивидуализированность речи устраняется.
Но тем не менее известны многочисленные образцы научн. произв. с яркой стилевой окраской(монографии, очерки, курсы лекций0
Непосредственнее всего инд. особенности речи проявляются в разговорно-бытовом стиле. Здесь же находят в речи разнообразные факторы: темперамент, настроение говорящих, настроение собеседников. Но тем не менее и разговорной речи свойственен шаблон, известная обобщенность, типизированность.
Т.о. воздействие многообразных экстарлингв. факторов обнаружив. в хар-ре речи. Однако одни факторы оказываются более объективными, а другие – второстепенными, побочными, не затрагивающими ее глубинную структуру.
1.Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложе-ния. Этим качеством должно обладать любое связное высказывание. Но научный текст отличается подчеркнутой, строгой логичностью. Все части в нем жестко связаны по смыс-лу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.
2. Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики. В научном стиле считается нормой повторение ключевых слов.
Лексические особенности научного стиля речи.
Наиболее общими особенностями лексики научного стиля являются: а) употребление слов в их прямом значении; б) отсутствие образных средств: эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол; в) широкое использование абстрактной лексики и терминов.
В научной речи выделяют три пласта слов:
слова стилистически нейтральные, т. е. общеупотребительные, используемые в разных стилях: он, пять, десять и т. д.;
слова общенаучные, т. е. встречающиеся в языке разных наук, а не какой-либо одной науки: центр, сила, градус, величина и т. д. термины какой-либо науки, т. е. узкоспециальная лексика.Главное в термине – точность и его однозначность.
В научном тексте практически не используются глаголы в 1-м и 2-м лице ед. числа.
Глаголы в настоящем времени с ”вневременным” значением очень близки к отглагольным существительным: перематывает – перемотка; и наоборот: заливает – заливка. Отглагольные существительные часто используются в научном тексте.
В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются в соста-ве терминов, имеют точное, узкоспециальное значение.
Типичными для научной речи являются:
1) особые обороты типа по Менделееву, по опыту;
2) использование слов данный, известный, соответствующий в качестве средства связи;
3) использование цепочки родительных падежей: Установление зависимости длины волны рентгеновских лучей атома. (Капица).
В научной речи больше, чем в других стилях, употребляются сложные предложения, особенно сложноподчиненные.
Сложноподчиненные с придаточными изъявительными выражают обобщение, рас-крывают типическое явление, ту или иную закономерность. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины широко используются в научной речи, поскольку наука раскрывает причинные связи явлений действительности. В этих предложениях употребляются как общеупотребительные союзы (потому что, так как, оттого что, поскольку), так и книжные (благодаря тому что, вследствие того что).
Часто и употребление причастных и деепричастных оборотов.
Основными особенностями ОДС являются:
Доказательность (достоверные факты);
Стандартное размещение материала;
Официально-деловой стиль – это стиль документов разных жанров: международных договоров, государственных актов, юридических законов, постановлений, уставов, инструкций, служебной переписки, деловых бумаг и т.д. Но, несмотря на различия в содержании и разнообразие жанров, официально-деловой стиль в целом характеризуется общими и самыми важными чертами. К ним относятся:
1) точность, исключающая возможность инотолкований;
2) языковой стандарт.
Эти черты находят свое выражение а) в отборе языковых средств (лексических, морфологических и синтаксических); б) в оформлении деловых документов.
в рассматриваемом стиле выделяют две разновидности жанра: I – официально-документальный стиль, в котором выделяется язык законодательных документов, связанных с деятельностью государственных органов (Конституция РФ, законы, уставы), и язык дипломатических актов, связанных с международными отношениями (меморандум, коммюнике, конвенция, заявление). II – обиходно-деловой стиль.
В нем различают язык служебной переписки между учреждениями и организациями, с одной стороны, и язык частных деловых бумаг – с другой.