Что такое стилистическая фигура основанная на противопоставлении понятий образов
Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).
Таблица с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры |
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств | |
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) |
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? |
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его | |
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях | |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) |
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект | |
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) |
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) |
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). |
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) |
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! |
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий | |
Тропы | Аллегория • Антифразис • Астеизм • Антономасия • Гипербола • Гипофора • Дисфемизм • Ирония • Каламбур • Катахреза • Литота • Мейозис • Метафора • Метонимия • Олицетворение • Пафос • Перифраз • Сарказм • Синекдоха • Сравнение • Эвфемизм • Эпитет |
Условие, необходимое для антитезы
Существенное условие, необходимое для того чтобы можно было говорить о таком приеме, как антитеза (примеры которой мы приведем ниже), — это соподчинение общему понятию противоположностей или же некоторая общая точка зрения на них.
Необязательно должно быть логически точным такое соподчинение. Например, такие пословицы, как «Мал золотник, да дорог», «Редко, но метко», построены антитетически, хотя понятия, которые противопоставляются в них, нельзя назвать соподчиненными логически так, как, например, «начало» и «конец», «свет» и «тьма».
Но в данном контексте они рассматриваются как противоположные потому, что слова «мал» и «редко» берутся со спецификацией значения по отношению к сопоставленными с ними, взятыми в прямом значении словами «дорог» и «метко». Входя в антитезу, тропы могут скрывать еще более ее логическую точность и ясность.
Как сделать антитезу выразительной?
Усиление выразительности достигается следующими способами:
- Контраст может быть смысловым: «Все переврав, доехали до сути». Противопоставляются как слова, так и конструкции.
Антитетические понятия (содержащие противопоставление) могут в совокупности выражать что-то общее, например антитеза в литературе, видно по герою Державина, где он называет себя одновременно царем и рабом, изображает контрастного по
Антитетический образ часто играет вспомогательную роль у противопоставляемого, который является главным. Выражаемый предмет характеризуется только одним членом антитезы, где второй имеет чисто служебную функцию: «Для идеальных форм не нужно содержания».
Сопоставление может выражать выбор альтернативных решений: «»Делиться или нет?» — подумал калькулятор».
Можно использовать фонетическое подобие, например «научит — наскучит».
Антитеза может содержать не два, а больше контрастирующих образа, т.е. быть многочленной.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Сдвиг в общественном сознании в середине 19-го века нашел отражение в романе «Отцы и дети», в котором главный герой противопоставлен всем окружающим. Здесь главным выступает конфликт поколений, причиной которого является привязанность. Противоречия с друзьями вызваны различиями убеждений и бескомпромиссностью. Отстоять свои идеалы и одержать победу над противником становится самоцелью героев.
Некоторые из них выглядят смешными из-за их ограниченности. Пытаясь ее преодолеть, они стараются реализовать новые идеи, чтобы самоутвердиться. Тургенев применяет прием антитезы как При этом лучше раскрываются живые образы, их отношения, и развивается сюжет.
Таким образом, становится ясно, что такое антитеза в литературе. Произведения классиков наглядно демонстрируют этот
Что мы узнали?
Антитеза – это литературный прием, в основе которого лежит противопоставление противоположных понятий или явлений. Данная фигура речи выполняет экспрессивную функцию, помогая передать выразительность речи. Антитеза может выражается конкретными словами с противоположным значением, а может выражаться с помощью других средств: один герой противопоставляется другому через описания внешности, поступки и речевые характеристики и др. Антитеза может наблюдаться и внутри одного явления или персонажа, а также может лежать в основе названий художественной литературы.
Антитеза из литературы, представленная в лирических стихотворениях
Широко используется данный прием также в различных лирических стихотворениях. У Александра Сергеевича Пушкина это, например, «Элегия», «Поэт и толпа», «Поэт», «Деревня» (пример антитезы в стихах Александра Сергеевича — противопоставление рабства народа и мирного пейзажа), «К Чаадаеву». У Михаила Юрьевича Лермонтова — «Поэт», «Парус», «Сон», «Спор», «Благодарность», «Отчего», «1-е января», «Листок», «К портрету». У Николая Алексеевича Некрасова — «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и другие.
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.
В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления «неправильное — правильное», «стихийное — разумное», «естественное — показное». Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное — истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.
Антитеза. Примеры в художественной литературе
Антитеза — это сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.
Узнаем, что такое антитеза в литературе, какими способами она создается и для чего используется в произведениях художественной литературы.
В своем творчестве для усиления образности и выразительности речи писатели применяют специальные средства, которые называются стилистическими фигурами. Фигура представляет собой необычное построение предложения или оборот речи, особое синтаксическое оформление фразы. Одним из образно-выразительных средств речи является антитеза.
Греческое слово antithesis буквально значит «противопоставление». Антитеза рождается там, где сочетаются слова, образы, противоположные по смыслу.
Что такое антитеза
Эта стилистическая фигура основана на противопоставлении сравнимых образов, эпизодов, картин для наиболее точной передачи чувства и усиления выразительности речи.
Лексической основой антитезы является присутствие антонимов, что наглядно проявляется в пословицах и поговорках:
Легко подружиться, тяжело разлучиться.
Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
Часто эта стилистическая фигура используется в названиях художественных произведений, например:
На использовании антитезы может строиться целое произведение. У поэта Николая Заболоцкого есть философское стихотворение «Лебедь в зоопарке», в котором автор противопоставляет маленький оазис зоопарка, где живет прекрасный белый лебедь, и шумный мегаполис со скрежетом трамваем, визгом шин машин и гулом моста.
Скрежещут над парком трамваи,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.
На антитезе построено стихотворение С. Есенина «Над окошком месяц, Под окошком ветер»:
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел.
Дальний плач тальянки, голос одинокий —
И такой родимый, и такой далёкий.
Плачет и смеётся песня лиховая.
Где ты, моя липа? Липа вековая?
Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
А теперь я милой ничего не значу.
Под чужую песню и смеюсь и плачу.
Уже в первых строках стихотворения автор противопоставляет ветер и месяц. Звучащая песня смеётся и плачет. Автор вспоминает далекие дни, когда он был счастлив и с тальянкой выходил к милой. Противопоставляется прошлое и настоящее. А теперь он ничего не значит для милой. На тальянке играет другой молодой человек. У гармони голос одинокий и родной, и в то же время бесконечно далекий. Лирический герой смеется и плачет под чужую песню. И снова антитеза — противопоставление своего и чужого.
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимических пар:
Полюбил богатый — бедную,
Полюбил учёный — глупую,
Полюбил румяный — бледную,
Полюбил хороший — вредную:
Золотой — полушку медную.
(М. Цветаева)
Примеры антитезы в художественной литературе
Пусть светит месяц — ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, —
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
(А. Блок)
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
(А.С.Пушкин)
Наша сила — правда,
Ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
Наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
Наша — стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим.
(В. Маяковский)
Все это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно.
(М.Лермонтов)
Видеоурок «ЕГЭ. Литература. Антитеза»
Антитеза
Антитеза в литературе [2]
Фигура антитезы может служить принципом построения для целых поэтических пьес или отдельных частей художественных произведений в стихах и прозе. Например у Петрарки Ф. имеется сонет (перевод Верховского Ю. Н.), целиком построенный на антитезе:
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;
В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю;
Мной не хотят владеть, а гнёт суров;
Амур не губит и не рвёт оков;
И жизни нет конца и мукам — краю.
Я зряч — без глаз; нем — вопли испускаю;
И жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем — жив; со смехом я — рыдаю;
Описания, характеристики, особенно так называемые сравнительные, часто строятся антитетически.
Например, характеристика Петра Великого в «Стансах» Пушкина А. С.:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник…
Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью (за что эту фигуру так любили романтики). Многие стилисты поэтому относились к антитезе отрицательно, а с другой стороны, заметно пристрастие к ней у поэтов с риторическим пафосом, как например у Гюго или Маяковского:
Наша сила — правда,
ваша — лаврьи звоны.
Ваша — дым кадильный,
наша — фабрик дым.
Ваша мощь — червонец,
наша — стяг червонный.
Мы возьмём,
займём
и победим.
Симметричность и аналитический характер антитезы делают её весьма уместной в некоторых строгих формах, как, например, в александрийском стихе, с его ясным членением на две части.
Резкая ясность антитезы делает её также весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, как, например, в произведениях декларативно-политических, с социальной тенденцией, агитационных или имеющих моралистическую заданность и т. п. Примерами могут служить:
Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.
Кто был никем, тот станет всем!
Антитетическая композиция часто наблюдается в социальных романах и пьесах при контрастном сопоставлении жизни различных классов (например: «Железная пята» Дж. Лондона, «Принц и нищий» Марка Твена и т. п.); антитеза может лежать в основе произведений, рисующих нравственную трагедию (например: «Идиот» Достоевского) и т. п.
В этом социальном ключе приём антитезы весьма своеобразно использовал Некрасов Н. А. в первом стихотворении из цикла «Песни»:
У людей-то для щей — с солонинкою чан,
А у нас-то во щах — таракан, таракан!
У людей кумовья — ребятишек дарят,
А у нас кумовья наш же хлеб приедят!
У людей на уме — погутарить с кумой,
А у нас на уме — не пойти бы с сумой?
В качестве примера использования антитезы в современной поэзии приведём восьмистишие Айдына Ханмагомедова:
Вновь пернатый вожак заскучает о лете
и, скликая, поднимет подруг.
Словно двух разобщённых родителей дети,
то на север они, то на юг.
Им, наверное, нравится жизнь кочевая,
раз ни там не сидится, ни здесь.
Словно есть на земле и чужбина родная,
и чужбинная родина есть.
Константин Кинчев (Мы держим путь в сторону леса):
Твой символ — роза ветров,
Мой — ржавый гвоздь.
Но ради бога давай не выяснять,
Кто из нас гость.
Примечания
Ссылки
Фигуры речи |
---|