Что такое стилистика как наука
Стилистика как наука
1) стилистика изучает фонетические, лексические, словообразовательные, синтаксические, морфологические средства с точки зрения их экспрессии, устанавливая их стилистическую окраску и возможности, несвязанные с определённым стилем речи:
2) стилистика изучает все средства языка с точки зрения их соответствия их определённым условиям и целям общения;
3) стилистика изучает системы языковых средств с определённой стилистической окраской.
Существование стилистики обусловлено тем, что каждый язык располагает разными словами, формами, синтаксическими конструкциями, при помощи которых может быть выражен один и тот же смысл или близкие смыслы. Каждый язык имеет целые серии синонимичных способов выражения для того, чтобы обозначить одни и те же или сходные явления, одинаковые или аналогичные понятия, действия, отношения, существующие в жизни.
Раз есть возможность выбора из определённого количества вариантов, которые могут отличаться друг от друга стилистическими и смысловыми оттенками, значит, необходимы поиски закономерностей в использовании таких вариантов. Важно определить типичные речевые ситуации, в которых каждый из вариантов наиболее употребителен или предпочтителен. Не менее важно установить и их выразительные возможности, которыми занимается стилистика:
2) как функционируют те или иные языковые средства;
3) как они взаимодействуют друг с другом в данном тексте или в текстах определенного типа;
4) для каких конкретных целей речевого общения используется язык.
Центральным понятием стилистики как науки является понятие стиля.
Термин «стиль» в современной лингвистике многозначный и подразумевает:
в) индивидуально-авторские стили, т. е. манеру повествования, способ исполнения конкретных речевых жанров.
Стилистика охватывает все области использования языка в ходе речевого общения, учитывая при этом все цели, задачи, которые ставят перед собой люди при пользовании языком, и те условия, в которых происходит речевое общение.
В связи с этим наблюдается дифференциация стилистических исследований по разным аспектам функционирования языка, его использования в тех или иных целях. В зависимости от целей анализа внутри стилистики выделяют функциональную стилистику, стилистику языковых единиц, стилистику текста и стилистику художественной речи. Каждый из названных разделов стилистики имеет специальные задачи, свои особые понятия, при этом исследование конкретного материала в аспекте одного из разделов пересекается со стилистическим анализом с позиций других разделов.
Функциональная стилистика – одно из направлений стилистики, которое изучает и описывает систему стилей, вырабатывает общие принципы классификации и выделения основных функциональных разновидностей литературного языка, исследует взаимодействие стилей, процессы их развития.
В круг проблем функциональной лингвистики входит:
анализ состава тех языковых единиц, которые объединены в систему в каждом функциональном стиле литературного языка, в текстах данного стиля, то есть исследуется внутренняя организация языковых средств, образующих тот или иной стиль.
изучение особенностей композиции тех текстов, которые наиболее типичны для каждого из стилей.
определение экстралингвистических стилеобразующих факторов, то есть внешних по отношению к языку обстоятельств и условий, от которых зависит внутренняя организация языковых единиц, способов их использования в рамках каждого стиля.
исследование дифференциации литературного языка на функциональные стили. Функциональная стилистика занимается поиском общих принципов и подходов к классификации стилей
Стилистика языковых единиц (более распространен термин «практическая стилистика») изучает закономерности функционирования (или особенности использования) языковых единиц и категорий всех уровней в типичных речевых ситуациях и контекстах различного смыслового и экспрессивного содержания с учетом действующих литературных норм. Данный раздел стилистики анализирует:
общелитературные, книжные и разговорные языковые средства, прослеживает «поведение» известной языковой единицы (и категории) как таковой, а также в ее соотношении и взаимодействии с другими в типичных речевых ситуациях (при этом практическая стилистика принимает во внимание функционально-стилевую принадлежность текста, в котором фигурирует данная языковая единица);
явления дополнительной стилистической информации языковых единиц, то есть их стилистическую окраску.
Стилистика текста – одно из направлений стилистики, предметом изучения которого является целый текст и его (текстовые) единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста (речевого произведения) как содержательно-смыслового, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения, идейного содержания и функционально-стилевой принадлежности со всем комплексом его экстралингвистических факторов – для наилучшей его интерпретации.
Стилистика художественной речи занимается вопросами, связанными с приобретением языковыми единицами эстетической значимости в контексте цельного художественного произведения. В этом разделе стилистики рассматриваются следующие проблемы:
1) проблема образа автора как идейно-композиционного стержня художественного произведения, вокруг которого организуются его языковые и композиционные элементы, благодаря которому они приобретают целесообразность и своё идейно-эстетическое назначение;
2) построение разных типов авторского повествования, речи персонажей, диалога – как таковых, так и во взаимном соотношении в рамках цельного художественного произведения (в связи с этим возникают проблемы отражения речи описываемой социальной среды);
3) отбор языковых элементов (в том числе и ненормированных), их трансформация в контексте художественного произведения, художественной речи в целом;
4) проблемы, связанные с внутренней организацией художественного повествования с позиций автора, рассказчика, персонажа, с типологией композиционно-синтаксических форм повествования в данном художественном тексте;
5) вопрос о соотношении литературного языка и языка художественной литературы.
Таким образом, стилистика представляет собой совокупность научных направлений, различных по конкретизированному объекту, предмету и целям анализа, но единых по глобальному объекту (язык функционирующий) и общей исследовательской цели (выявление специфики оптимального языкового функционирования в зависимости от тех или иных стилеобразующих факторов).
Н. А. Купина, Т. В. Матвеева.-М Стилистика современного русского языка: учебник для бакалавров: Издательство Юрайт, 2013.-415 с. Серия : Бакалавр. Углубленный курс.
Виноградов В. В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. 1950. № 1. С. 60—87.
Лекция 1 Стилистика как наука. Предмет и задачи стилистики
Стилистика как наука. Предмет и задачи стилистики
Стилистика – это раздел языкознания, который изучает выразительные средства и возможности языка, закономерности его функционирования в различных сферах и ситуациях общения.
Стилистика изучает применение языка в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения.
В отличие от других лингвистических дисциплин, которые имеют свои собственные единицы (к примеру, фонетика – фонемы, морфология – морфемы, лексикология – лексемы и т. п.), у стилистики нет своих особых единиц. Носителями стилистических значений являются единицы различных уровней:
- фонетические (ср. рекламу стоматологической клиники «Береги жубы ш детства», а также заглавия «Трахтырь», «Из-за принсипа!» С. Воронина), морфологические и словообразовательные (ср. секретарь – секретарша, столовая – столовка, тонкий – тоненький – тонюсенький – тонехонький), лексические (лик, лицо, физиономия, морда, рыло) синтаксические (Только не задерживайся! – Чтоб никакой задержки!).
Определяя сферу стилистики, следует прежде всего заметить, что значение языкового выражения почти никогда не сводится к чисто концептуальному (предметному, референциальному) содержанию, т. е. описанию некоторого фрагмента действительности: такое описание сопровождается множеством самых разнообразных дополнительных смысловых компонентов. К сфере стилистики относятся лишь некоторые из их числа, а именно те, которые, если воспользоваться наиболее обобщенной формулировкой, содержат информацию об определенном классе ценностных обязательств говорящего. Стиль – это всегда выражение приверженности говорящего некоторой допускающей формальное выражение ценности.
Единицы различных языковых уровней выполняют стилистическую функцию как бы «по совместительству», дополнительно к своим основным функциям. В тексте происходит суммирование «неконцептуальных» элементов значения единиц всех уровней, что позволяет подчеркнуть тот или иной оттенок высказывания, придать высказыванию разную стилистическую окраску, усилить или ослабить эмоциональное воздействие. Все эти варианты и различия должен учитывать человек, искусно владеющий речью.
Дополнительные значения, передаваемые стилистически противопоставленными единицами языка, включают сведения:
- о сфере жизни, в которой происходит общение (функционально-стилистическое значение); о типах ситуаций, в которых эти единицы, как правило, употребляются (экспрессивно-стилистическое значение); об общественной оценке явлений, обозначенных данными единицами языка (оценочно-стилистическое значение).
Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.
Говоря о стилистике, следует иметь в виду, что в языке существуют и многочисленные случаи варьирования формы выражения одного и того же содержания, которые могут быть прагматически значимыми, но не носят при этом стилистического характера: таковы залоговые (Лампочка освещает коридор – Коридор освещается лампочкой) и конверсные (победа «Спартака» над «Зенитом» – поражение «Зенита» от «Спартака») преобразования, варианты с одинаковой или очень близкой стилистической характеристикой (Феофилакт обожает свою тещу – Феофилакт души не чает в своей теще, таксономия – типология), варьирование порядка значимых элементов (часы и минуты – минуты и часы), различия в перспективе (зал наполовину пуст – зал наполовину полон) и др.
Таким образом, стилистика противопоставлена разделам языкознания, описывающим языковые единицы по уровням языковой системы (фонетика, лексикология, грамматика), но соотносительна с культурой речи и риторикой.
Стилистика — наука одновременно и очень старая и очень молодая. Старая потому, что варьирование языка в зависимости от сферы общения, ситуации, отношений говорящего и слушающего было замечено еще в античности. Но для древних греков и римлян стилистика имела прикладной характер и была учением о том, как надо использовать язык для достижения определенных целей (например, для наиболее эффективного воздействия на слушателей: недаром в Древней Греции и в Римской империи большое значение придавалось искусству публичной речи). Такой характер она сохраняла на протяжении многих веков, вплоть до XX в. И только в наши дни стилистика превращается в науку о стилистическом устройстве языка и его стилистических средствах.
Основными предпосылками формирования стилистики в качестве особой научной дисциплины явились три фактора:
- выдвижение в начале XX в. идеи о различении языка и речи, а несколько позже — внимание к функциональной стороне языка; разработка проблематики литературного языка и нормы; идея системности.
Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков — в фонетике) ко все более «крупным», в том числе текстовым, являющимся прежде всего объектом исследования стилистики.
Указанные факторы оказались основополагающими для развития стилистики по трем причинам.
Во-первых, потому, что само явление стиля по своему возникновению и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка.
Во-вторых, понятие стиля — это прежде всего понятие литературного языка, теснейшим образом с ним связанное, как и с понятием нормы и культуры языка. Недаром в процессе развития языкознания три его дисциплины — история литературного языка, стилистика, культура речи — появляются почти одновременно. Не случайно и время их формирования — период сложившихся национальных литературных языков, когда вопросы культуры речи и стиля в связи с развитием средств массовой коммуникации становятся особенно актуальными.
В-третьих, стиль вообще — явление глубоко системное. Поэтому наиболее полное его осмысление могло произойти, когда понятие системы стало ключевым в общем развитии всей науки, а именно в XX в. До настоящего времени то или иное толкование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимание основных ее проблем и категорий прежде всего связаны с тем, как ученый (или научное направление) трактует язык, его функции, различает ли его статику и динамику, определяет задачи лингвистики, а отсюда и стилистики.
Стилистика, как и многие современные лингвистические дисциплины (особенно новые, например прагматика), многоаспектна и потому представлена не одним, а целым рядом направлений; в центре внимания каждого из них какой-либо аспект многогранного понятия «стиль». В современной С. как науке обычно выделяются следующие направления.
Практическая стилистика (стилистика ресурсов) изучает экспрессивные возможности языковых единиц, устанавливает наиболее типичные контексты и речевые ситуации, в которых целесообразно употребить те или иные языковые средства, выясняет оптимальные условия использования языковых единиц, их экспрессивный и смысловой потенциал, способы и приемы их употребления.
Функциональная стилистика исследует композиционно-речевые структуры функциональных вариантов литературного языка, разрабатывает общие принципы выделения стилей, изучает дифференциацию литературного языка на функциональные варианты.
Стилистика художественной речи изучает закономерности организации языкового материала в художественных текстах, приемы и способы использования языка в эстетических целях.
Стилистика текста изучает целый текст и его единицы в стилистическом аспекте, а именно закономерности организации текста (речевого произведения) как содержательно-смыслового, композиционно-структурного и жанрового единства в зависимости от целей и задач общения, идейного содержания и функционально-стилевой принадлежности со всем комплексом его экстралингвистических факторов – для наилучшей его интерпретации
Центральным понятием стилистики является понятие стиля.
Стиль – это разновидность языка, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка лексикой, грамматикой, фонетикой. Традиционно в современных развитых национальных языках выделяют три стиля – нейтральный, высокий и низкий, хотя, как вы понимаете, социальная дифференциация может быть более дробной. Главное, что теория стилей априори отвергает эгалитарность, равенство. Теория стилей и возникла благодаря тому, что отсутствовало равенство социальное, а значит отсутствовало и тождество языковых средств, использованных представителями разных классов.
Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, и обусловлена она различием функций, выполняемых языком в определенной сфере общения. Стилеобразующими факторами здесь являются формы общественного сознания (как бы отличались записки студента студенту и записка визиря халифу), социальных отношений, виды производственной и др. деятельности. Особую роль здесь играет автор речи (частное лицо, государственное лицо, официальное лицо, государственное учреждение, неформальная организация) и адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка (реклама, приказ, ходатайство). Многообразие стилеобразующих факторов предопределяет большое количество функциональных стилей.
Функциональный стиль – категория социальная и историческая, зависящая от социально-изменяющихся условий использования языка. Системы функциональных стилей различны в различных языках и в разные эпохи существования одного языка.
Стиль – это индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный, конкретный речевой акт, данный текст, в т. ч. литературно-художественное произведение. Все произведения одного автора определенного периода мы можем рассматривать как один макротекст, поэтому мы можем говорить, например, о стиле выступлений премьер-министра, о стиле гражданской лирики Лермонтова, о стиле жития протопопа Аввакума и т. д. Чаще всего это является предметом стилистики литературоведческой, а не лингвистической.
Стиль – языковая парадигма эпохи, т. е. состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху: стиль русского литературного языка второй половины 18 века – это сам русский литературный язык данного периода.
Стиль – это общественно осознанная, исторически сложившаяся, объединенная определенным функциональным назначением и закрепленная традицией за той или иной сферой социальной жизни система языковых единиц всех уровней и способов их отбора, сочетания и употребления.
Несмотря на различия приведенных выше пониманий термина стиль, в каждом из них присутствует основной общий (инвариантный) признак: стиль всегда характеризуется принципом отбора и комбинации наличных языковых средств и их трансформаций. Говорящий не может использовать все существующие языковые средства, он всегда ВЫБИРАЕТ, и его выбор чаще всего обусловлен традицией: он выбирает что-то одно из длинного ряда синонимов, метафор, синонимичных синтагм и т. д., отклоняя остальные языковые средства.
Речевые стандарты выбранной эталонной группы считаются нейтральной (межстилевой, общеязыковой) нормой, тогда как все остальные тексты, не принадлежащие этой группе, будут характеризоваться степенью отклонения от выбранной нормы. У разных текстов степени отклонения будут разными, но всегда постоянными. Любой стиль всегда характеризуется мерой отклонения от нейтральной нормы (однако нельзя наделять речь носителей диалектов, просторечие нелестными эпитетами «отсталый», «необразованный», как нельзя вообще использовать термин «речь малокультурного населения» – каждая социальная группа принадлежит определенной субкультуре, в рамках которой прекрасно решаются все необходимые именно для этой группы коммуникативные задачи).
Не следует забывать, что норма всегда является и собственно-лингвистической и социально-исторической категорией. В некоторой степени это даже аксиологическая категория: мы всегда оцениваем высказывание с точки зрения «правильности/неправильности», «уместности/неуместности». Эти оценки могут включать и эстетический компонент: «красиво/некрасиво». Литературная норма – это мера стабильности литературного языка. Если общество переживает какие-то катаклизмы, катаклизмы переживает и его язык. Таким образом, языковая норма тесно связана с культурой носителей языка.
Стилистическая норма относится к общеязыковой как частное к общему. В любом функциональном стиле удельный вес межстилевых средств значительно превосходит долю собственно стилевых средств. Каждый стиль реализует прежде всего общеязыковые, или межстилевые, нормы – орфоэпические, орфографические, лексико-фразеологические, морфологические и синтаксические. В то же время в каждом стиле свое сочетание межстилевых, ограниченно-стилевых и оригинально-стилевых средств, что и определяет индивидуальные стилевые черты. Однако нужно помнить, что критерий соответствия или несоответствия высказывания стилистической нормы должен быть гибким и глубоко функциональным.
Для современного речеупотребления строгое соблюдение стилевых норм имеет весьма относительный характер. Так, нежелательно и даже недопустимо заполнять разговорную речь канцеляризмами, а научную или деловую – разговорными единицами. В употреблении средств и в оценке стиля главным должен быть фактор коммуникативной целесообразности в конкретной сфере общения, речевой ситуации с учетом целей и задач общения, содержания высказывания, его жанра и т. д. Стиль должен быть таким, чтобы использованные в нем языковые средства и их организация приводили к коммуникативному успеху.
Стилистика как наука
Обратимся еще к одной науке без возраста, точнее, с трудно определяемым возрастом. Это стилистика, которая сформировалась как наука, как самостоятельная отрасль знаний лишь в начале 20 в.
Как мы уже замечали, человека уже очень давно интересует не только то, что он говорит, но и как он говорит. Именно этим вопросом и занимается стилистика, о почтенном возрасте которой свидетельствует ее название. Слово стилистика происходит от греческого stuloV (стилос), которым древние называли заостренную палочку, стержень для писания на покрытых воском дощечках.
История термина «стилистика» на этом не заканчивается. Слово «стиль» приобрело значение «почерк», а позднее еще более расширилось и стало обозначать » манеру, способ, особенности письменной и устной речи».
Стилистика как раздел языкознания – наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества: научные книги и публичные выступления, газетные очерки, радиорепортажи и служебные документы, произведения классиков и современных писателей, различные атрибуты повседневной (бытовой) речи.
Стилистика тесно связана с разделами языкознания, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи. Как в культуре речи, так и в стилистике мы чаще всего имеем дело с оценками качественной стороны и возможности употребления в речи слов и грамматических форм. Однако если культура речи оценивает их соответствие современной литературной норме, каким-либо правилам, то стилистика – уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности. В какой-то мере критерии стилистических оценок тоньше и деликатнее, нежели оценок культурно-речевых.
Стилистика также связана с другими науками гуманитарного цикла: логикой, психологией, педагогикой, причем особенно тесно – с поэтикой, литературоведением, теорией ораторского искусства.
В самой стилистике можно выделить три основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и свои особые методы исследования.
В первом изучаются выразительные средства языка, главным образом стилистическая окраска слов, фразеологических выражений, грамматических форм, разных типов предложений, произносительных вариантов. Условно его можно назвать грамматической стилистикой. Разработанная в деталях схема стилистических толковых словарей и подробные стилистические комментарии солидных (академических) грамматик – такова устоявшаяся практика описания выразительных средств современного русского литературного языка.
Во втором отделе стилистики, можно сказать, наиболее теоретическом, рассматривается исторически сложившаяся в языке система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, специфическими способами использования и организации языковых средств, а иногда и особым их подбором. На практике здесь устанавливается связь между стилями языка, с одной стороны, и формами, видами речевой деятельности, литературными жанрами – с другой. Для названия этого отдела более всего подходит употребляемый в современном языкознании термин функциональная стилистика.
В третьем разделе основное внимание уделяется анализу текста и особенностей слога. Стилистика текста изучает закономерности строения конкретных высказываний, любых речевых произведений в связи с личностью их авторов, предметом и обстоятельствами речи, в принципе всегда индивидуальными и неповторимыми. В своей повседневной практике со стилистикой текста чаще всего имеют дело школьные учителя и литературные редакторы, но овладение ее основными особенностями и законами важно для каждого культурного человека.
Два первых раздела стилистики служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов организации отдельных стилей языка нельзя приступить к рассмотрению отдельных текстов. При этом следует помнить о творческом начале, обязательном для любого хорошего речевого произведения.
Это творческое начало служит предметом изучения в особом разделе стилистики текста – теории слога. Данное понятие нечасто применяется в языкознании. Даже упоминания термина «слог» старательно избегают составители некоторых пособий по практической стилистике, так как задачу ее сводят к изъяснению набора правил, пользуясь которыми, можно исправить отдельные ошибки в тексте, приблизить его к средним стандартам.
В теории слога мы имеем дело не просто с текстами, а с образцами национальной речевой культуры, с произведениями мастеров слова: писателей, публицистов, ораторов, ученых.
Только в теории слога находит свое объяснение неоспоримый, хотя и кажущийся парадоксальным факт: произведение настоящего мастера слова тем и хорошо, что в нем преодолевается устоявшаяся стилистическая традиция, нарушается или разрушается, а на само деле создается стилистическая система, становящаяся образцом для современников и потомков. Поэтому изучение стилистики на образцах национального речевого творчества прививает языковой вкус, вырабатывает чувство слога и слова, что очень важно для повышения общей культуры человека.
Следует отметить значение «обратной связи» в стилистике: образцовые тексты, произведения, входящие в сокровищницу речевой культуры народа, влияют на преобразование системы стилей языка и обогащают арсенал его выразительных средств. Именно в этом состоит смысл определения: литературный язык – это язык народный, обработанный мастерами.
Таким образом, объектом изучения стилистики является язык, зафиксированный в текстах. Вопрос о предмете стилистики сложен и еще не получил однозначного решения. Это связано прежде всего с чрезвычайной сложностью как самого объекта, так и предмета исследования. Кроме того, в разные эпохи своей истории стилистика сосредоточивала внимание на различных аспектах изучения языка-речи, что привело к чрезвычайной широте и неопределенности границ предмета исследования.
Между тем основы для плодотворного решения вопроса о предмете стилистики были заложены отечественной наукой еще в 20-40-х гг. в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского и другими, и впоследствии дополнены В.В. Виноградовым.
Со стилем – в общем смысле этого слова – языковеды связывают представление о таких свойствах языковой единицы и системы, которые позволяют не просто передать информацию, но осуществить его наилучшим образом, выразительно. Тем самым стиль связывается с качествами речи (как и отдельной языковой единицы), ее экспрессивностью, маркировкой, с наиболее целесообразными по задачам общения в той или иной сфере и ситуации средствами выражения и организации речи.
Встают вопросы: какое место занимает стилистический феномен в языке? Составляет ли он особый уровень в системе языка? Если же он имеется на различных уровнях языковой системы, то только ли количественные различия при этом обнаруживаются, или еще и качественные?
Основы для решения этих вопросов были заложены нашими выдающимися лингвистами. Вот главнейшие из этих положений.
2. Стилистическая система литературного языка чрезвычайно сложна, многообразна и неоднородна. Л.В.Щерба замечает по этому поводу: «…Чем дифференцированнее общество, тем сложнее стилистическая структура его литературного языка, причем каждая разновидность языка и речи вызывается к жизни функциональной целесообразностью, определяемой задачами общения». Хотя Л.В.Щерба, как правило, использует термин «язык» (а не «речь»), однако применительно к стилистике он рассматривает последний в аспекте его функционирования.
3. С этим связано третье основное теоретическое положение. Имеется в виду тезис В.В.Винокура: «Язык вообще есть только тогда, когда он употребляется». Именно из этого понимания языка исходит современная функциональная стилистика. Она сосредоточивает свое внимание на закономерностях употребления языка в различных сферах общения и образуемой в результате особой речевой организации (речевой системности).
4. На основе этого В.В.Виноградовым выделяются функциональные стили языка-речи как исторически сложившиеся коммуникативно целесообразные системы средств выражения в различных сферах общения.
Итак, исходя из сказанного, предметом исследования стилистики являются выразительные особенности, возможности и средства разных уровней языковой системы, их стилистические значения и окраски, а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, результатом чего является своеобразная организация речи, специфичная для каждой сферы.
Стилистика, как и любая наука, имеет круг специфических понятий и категорий. Основные из них: стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы.
У данной дисциплины определилась и обширная проблематика, неизвестная другим лингвистическим дисциплинам. В качестве основных проблем стилистики можно назвать следующие:
1. Определение стиля вообще, а также функционального стиля; соотношение стиля языка и стиля речи; специфика и речевая системность последнего.
2. Определение закономерностей функционирования языка в разных сферах общения.
3. Классификация функциональных стилей.
4. Соотношение лингвистического и экстралингвистического в стилистике.
5. Проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле.
6. Соотношение функциональных стилей и форм речи.
7. Соотношение стилистики лингвистической и литературоведческой.
8. Взаимодействие стилей и их целостности.
9. Проблема отношения языка художественной к функциональным стилям.
10. Определение стилистических норм и их исторического характера.
11. Проблема диахронии и синхронии в стилистике.
12. Соотношение «стилей» произношения и функциональных стилей.
Наконец, в стилистической области исследований разработаны свои методы анализа материала. Поскольку стилистика имеет дело с проблемой адекватности выражения оттенкам смысла, со стилистическими значениями, постольку семантико-стилистический метод анализа текста в стилистике является основным. Взаимосвязь языковых средств и общая стилистическая окраска функциональных стилей речи также базируются на семантико-стилистических связях языковых единиц различных уровней, причем специфика стилей отчетливо выступает при их сравнении. Отсюда неизбежность и целесообразность сравнительного метода анализа.
При исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных экстралингвистических факторов, при определении специфики стиля приобрели широкое применение статистические, или стилостатистические, методы исследования.
Выводы
1) Стилистика – наука, которая изучает употребление языковых средств с точки зрения их наибольшей целесообразности в соответствии с целями и сферой общения.
2) Стилистика имеет три раздела, в которых изучаются:
А) выразительные средства языка, их стилистическая окраска (грамматическая стилистика);
Б) исторически сложившаяся в языке система стилей;
В) анализ текста и особенности слога.
3) Основы стилистики как науки заложены в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, В.В. Виноградова и др.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет