Что такое стимулирующие занятия в школе

Методика организации и проведения стимулирующих занятий

Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)

Основной целью таких занятий является предостав­ление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу по­исковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в ин­теллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.

При организации стимулирующих занятий необходимо:

Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:

1. Познавательные способности

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

2.Творческие способности

Гибкость в мышлении и действиях.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

3. Развитие эмоциональной сферы

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

Приемы:

Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.

Возможная структура занятия:

При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.

Источник

ГУО Средняя школа №2 г. Смолевичи

Стимулирующие и поддерживающие занятия

В учебном плане ГУО “Средняя школа №2 г.Смолевичи” предусмотрены часы для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий.

Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)

Основной целью таких занятий является предостав­ление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу по­исковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в ин­теллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.

При организации стимулирующих занятий необходимо:

Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:

1. Познавательные способности

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

2.Творческие способности

Гибкость в мышлении и действиях.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

3. Развитие эмоциональной сферы

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

Приемы:

Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.

Возможная структура занятия:

При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.

Источник

Стимулирующие и поддерживающие занятия

Основа нормативного правового регулирования в сфере образования

Конституция Республики Беларусь

15 марта 1994 года N 2875-XII

(с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))

Статьи 49, 50 Конституции

Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.

Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.

Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)

Формы организации образовательного процесса

• основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам

• дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд

факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования

стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся

поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования

Источник

Методика организации и проведения стимулирующих занятий

Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)

Основной целью таких занятий является предостав­ление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу по­исковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в ин­теллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.

Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.

При организации стимулирующих занятий необходимо:

Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:

1. Познавательные способности

Владение большим объемом информации.

Богатый словарный запас.

Перенос усвоенного на новый материал.

Установление причинно- следственных связей.

Обнаружение скрытых зависимостей и связей.

Умение делать выводы.

Умение интегрировать и синтезировать информацию.

Участие в решении сложных проблем.

Умение улавливать сложные идеи.

Умение замечать тонкие различия.

Чувствительность к противоречиям.

Использование альтернативных путей поиска информации.

Умение оценивать как сам процесс, так и результат.

Умение предвидеть последствия.

Применение идей на практике.

Способность к преобразованиям.

Критичность в мышлении.

2.Творческие способности

Гибкость в мышлении и действиях.

Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Восприятие неоднозначных вещей.

Высокие эстетические ценности.

3. Развитие эмоциональной сферы

Эмпатическое отношение к людям.

Терпимость к особенностям других людей.

Склонность к самоанализу.

Терпимое отношение к критике.

Готовность делиться вещами и идеями.

Настойчивость в выполнении задания.

Независимость в мышлении и поведении.

Чуткость к анализу нравственных проблем.

Уверенность в своих силах и способностях.

При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:

Приемы:

Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.

В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.

Возможная структура занятия:

При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.

Источник

Система стимулирования учебной и педагогической деятельности

Автор: Лошакова Тамара Федоровна
Loshakova.com

В соответствии с концепцией развития, миссией общеобразовательной гимназии № 4 современных подходов к понятию «образование личности», новой парадигмы образования мотивационно-стимулирующая функция управления требует иных более творческих подходов на всех уровнях взаимодействия.Что такое стимулирующие занятия в школе. Смотреть фото Что такое стимулирующие занятия в школе. Смотреть картинку Что такое стимулирующие занятия в школе. Картинка про Что такое стимулирующие занятия в школе. Фото Что такое стимулирующие занятия в школе

Наравне с классическими формами стимулирования: денежной премией, благодарностью, помещение фотографии в Галерею славы и др. в гимназии разработана, адаптированы, и заняли достойное место такие формы как чествование на итогов педагогическом совете, рефлексивный лист благодарности, перевод на самоконтроль (работа на доверии), делегирование полномочий, включение учащихся в состав в аттестационных комиссий на экзамены весенней сессии и др.

Давно известно мудрое изречение о том, что учащийся – это не сосуд, который надо наполнять, а факел, который следует зажечь. Стимул для человеческого организма – это как энергия его действия. Педагог сам должен быть личностью, умеющий стимулировать, создавать устойчивый мотив и желание учиться.

На I уровне решения этой проблемы (стимулирование учебной деятельности учащихся) возможны два варианта взаимодействия администрация гимназии – учитель – учащийся:

Не менее важно организовывать стимуляцию педагогической деятельности учителя — совокупность педагогических побуждений, которая вызывает повышенный интерес, а затем потребность в педагогическом труде учителя (II уровень стимулирования).

Анализ динамики качества обучения, сформированности чувства должного в учении показывает, на сколько тонко, искусно учитель должен плести ткань урока особенно в работе с учащимися среднего звена (5-9 класс). Только в этом случае урок будет нести центр тяжести обучения.

Напрашивается вывод: на сегодня арсенал стимулирования познавательной деятельности учащихся на уроке в полной мере не затребованном. Решение этой проблемы в гимназии № 4 проводилось в несколько этапов:

Сбор и анализ стимульного материала проводился через посещение уроков, опрос и анкетирование через учащихся и учителей.

Стимулы 1 порядка составили:

Стимулы II порядка:

Стимулы III порядка составили:

Реализация полученной карты стимульных компонентов проводилась через:

2. Стимулирование учащихся во внеурочной деятельности

По своей направленности система стимулирования должна поощрять как хорошую текущую деятельность, так и развитие, причем не только развитие классных коллективов, но и саморазвитие учащихся, как членов коллектива. Система стимулирования учащихся гимназии № 4 построена с учетом психологических механизмов с учетом структуры контингента учащихся (по доминирующим мотивам, возрасту и т.д.).

Основные формы поощрения включают:

Поощрение премией в системе используется для награждения учащихся отлично успевающих по всем предметам, по итогам каждого учебного цикла. Такая форма поощрения отличников оправданна что создает мотив высоких учебных результатов для других. Не менее значима роль денежного поощрения за интеллектуальный труд и успешный результат (предметные олимпиады городского, окружного уровня, симпозиумы молодых исследователей и пр.)

Периодически премируются учащиеся, добившиеся высоких результатов в спортивных соревнованиях, музыкальных фестивалях и выполнение общественных поручений.

Одним из мощных рычагов стимулирующих активную деятельность учащихся является смотр — конкурсов «Лучший 99/2000».

Критерии смотр – конкурсов:

Смотр-конкурс – это динамичная акция. Активность учащихся поддерживается на всем протяжении учебного года посредством:

Гимназия имеет свои традиции. Соблюдение лучших традиций является значимым психологическим фактором, связывающим ее с учащимися и положительно их мотивирующими. Таким мощным мотивирующим элементом выступает чествование лучших жителей гимназии на итоговом педагогическом совете. Через триумфальную арку в актовом зале проходят и награждаются учащиеся, заслужившие по итогам учебного года быть лучшими в номинациях:

Эффективным стимулом является включение учащихся, добившихся успехов в изучении того или иного предмета в состав аттестационных комиссий на экзамены весенней сессии. Такая форма поощрения — общественное признание достижения учащегося, мотивирует его к активной познавательной деятельности, служит определенным толчком для достижения более высоких результатов. Важным весомым элементом системы стимулирования учащихся является подведение итогов каждого учебного цикла. Подведение итогов и поощрения осуществляются на линейке классов по параллелям. Это существенно увеличивает положительную мотивацию и психологически значимо для каждого ребенка. Диапазон поощрения здесь достаточно широк:

Не потеряла начала галерея славы гимназии. Галерею славы формируют стенды: «Гордость гимназии», «Победители симпозиумов», «Шаг в будущее» «Наши стрелки», «Мастера на все руки».

Следует отметить, что поощрения получаемые ребенком на протяжении всего учебного ода и периода обучения в гимназии заносятся в «Книгу достижений гимназиста». Это своего рода зеркало учащегося, где отражено насколько реализован его потенциал, это и своеобразное средство общественного признания успеха ребенка. При грамотном использовании «Книжки достижений гимназиста» она может стать своеобразным мониторингом развития личности.

Мониторинг стимулирования учащихся позволяет увидеть классы с недостаточным уровнем положительной мотивации, провести своевременный анализ и внести необходимые коррективы.

3. Стимулирование педагогической деятельности учителя

Для действительного стимулирования труда и поддержания нормальных отношений в педагогическом коллективе потребна продуманная система премирования. В соответствии с Положением «О премировании работников гимназии № 4» разработаны следующие критерии согласны которым определяется размер премии:

Критерии премирования позволяют провести самоанализ работнику, а кафедре и администрации проанализировать деятельность данного работника за полугодие либо за истекший учебный год. Другая положительная сторона данная набора критериев — информированность педагогического коллектива, что позволяет реализовать принцип справедливости за счет прозрачности объема и качества проделанной работы членам коллектива за данный временной период.

Денежной премией поощряются и педагоги имеющий значимый результат своей деятельности в масштабах города, округа, республики (подготовили учащегося победителя олимпиады, симпозиума, лауреата фестиваля и пр.). Безусловно, материальное стимулирование – лидер по распространенности (в том числе и денежное). Однако далеко не всегда деньги являются главным стимулом качественной работы.

В гимназии апробированы и нашли себе прописку поощрения, которые стремятся задействовать мотивы высшего порядка. Действенными являются одобрение и похвала. Почти все люди положительно относятся к этому способу «вознаграждения». Одобрения и похвала – это признание успеха работника, как в своей повседневности, так и за определенный период. Наиболее эффективно такие стимулы реализуются на еженедельных планерках педагогов, служб (при проведении анализа дежурства по гимназии, выполнении правил трудового распорядка и пр.), производственных совещаниях (при анализе учебной деятельности, прошедших проверок и пр.) и собраниях педагогического коллектива.

Перспективное планирование, распределение часов в учебном плане, тарификация учителей определяется по звеньям цепи: учитель – руководитель предметной лаборатории – заведующий кафедрой – директор гимназии. Ведь общеизвестно: «Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра».

Помимо указанных методов вознаграждения применяется продвижение по служебной лестнице. Принято в гимназии на педагогическом совете коллективным обсуждением и голосованием выдвигать лучших педагогов с вручением удостоверения к работе на доверии. Это вполне согласуется с принятыми в психологии теориями трудовой мотивации. Не менее важным мотивом является назначение педагога в резерв руководства. При чем этот орган является действенным и постоянно работающим. Это дает возможность реализовать потребности признания и самоутверждения большой группе учителей.

Делегирование полномочий нами рассматривается как инструмент более широкого использования человеческой энергии. А чем более высокий потенциал таковой задействован, тем успешнее функционирует система. Это прием используется во всех звеньях управления образовательным учреждениям.

Мощным мотивирующим воздействием на работника обладает традиционное чествование на итоговом педагогическом совете с вручением диплома «Лауреат года». Чествование проводится по следующим номинациям:

Возможность переживать успех существует у каждого работника гимназии. Поощряются не только результаты, но и само включение, движение в нужном направлении. Организуется не менее интересная форма «вознаграждения». В конце каждого учебного года проводится опрос всех работников гимназии «Хочу сказать спасибо». Всем раздаются опросные листы:

Хочу сказать спасибо

Ф.И.О. _______________

Кому (Ф.И.О.)За что
Коллегам
Учащимся
Родителям

Диапазон «спасибо» очень широк. Это и за:

Следует отметить, что охват таким вознаграждением коллектива гимназии практически стопроцентный. По результатам опроса составляется рейтинг работников по степени их значимости и полезности для членов коллектива (по большей сумме Ф.И.О. работника в опросниках).

Важно отметить, что итог опроса – достояние каждого работника и каждый в нем услышит себя.

Поощряемым результатом может быть также не достижение какого-либо конечного результата, а само участие в деятельности в той или иной форме. Такими формами на начальном этапе развития учебного заведения стали семинары городского, окружного и республиканского уровня. Следующим этапом явился День открытых дверей для родителей, учащихся гимназии и гостей города. В традициях гимназии нашел прописку «Мастер — класс» предметных объединений, где каждый педагог представил свой опыт, идеи на своем уровне. Следует отметить, что участие каждого конкретного учителя анализируется, обсуждается на кафедре и фиксируется в свободной таблице:

Занятость учителей кафедры ……. в ….. ( «мастер — классе», семинаре, Дне открытых дверей и т.д.).

Ф.И.О.Оформление кабинетовКонцертВидеофильмЭкскурсия по гимназииВыставка творческих работВыступление на секцияхДежурствоОткрытый урокСценарий
1Иванова О.Ю.++++

Это дает возможность учителю проявить себя, дает чувство удовлетворенности и является тем стимулом, который дает возможность реализовать высшие мотивы – саморазвитие и самореализацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *