Что такое стимулирующие занятия
Методика организации и проведения стимулирующих занятий
Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)
Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу поисковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.
Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.
При организации стимулирующих занятий необходимо:
Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:
1. Познавательные способности
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
2.Творческие способности
Гибкость в мышлении и действиях.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
3. Развитие эмоциональной сферы
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:
Приемы:
Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.
Возможная структура занятия:
При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.
Методика организации и проведения стимулирующих занятий
Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)
Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу поисковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.
Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.
При организации стимулирующих занятий необходимо:
Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:
1. Познавательные способности
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
2.Творческие способности
Гибкость в мышлении и действиях.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
3. Развитие эмоциональной сферы
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:
Приемы:
Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.
Возможная структура занятия:
При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.
РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ выступление 1.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ЯСЛИ САД – БАЗОВАЯ ШКОЛА № 11 Г. ПОЛОЦКА» РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЮНИЦИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А.Сухомлинский
индивидуальные; парные; групповые и коллективные формы работы; интерактивное общение и взаимообучение; самоанализ и самооценка.
Выбранный для просмотра документ моё выступление.docx
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в
детях горячее стремление к знанию и к учению»
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
Факультативные занятия должны существенно отличаться от обычных уроков: у учащихся должно быть больше возможностей для инициативы, проявления творчества, самостоятельности, личностной самореализации. Они способствуют расширению кругозора учащихся, развитию креативного мышления, формированию активного познавательного интереса.
Факультативные занятия строятся так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность обучающихся для формирования устойчивого интереса. Занимательность помогает учащимся освоить факультативный курс, содержащиеся в нем идеи и методы, логику и приемы творческой деятельности.
На факультативных занятиях в начальных классах применяются индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы работы, организуется интерактивное общение и взаимообучение. Большое внимание уделяется самоанализу и самооценке.
На факультативных занятиях применяются, в основном, те же методы обучения, что и на уроках при изучении основных предметов. Многообразие методов и приемов – необходимое качество и источник развития познавательных интересов учащихся. Применение в процессе беседы эвристического метода, проблемных заданий, организация поисковой деятельности учащихся повышает творческие способности учащихся и эффективность обучения. Здесь шире, чем на уроках, может быть применен исследовательский метод. Исследовательский характер работы зависит не только от формулировки задания, сколько от подхода учащегося к работе: он опирается на сведения, добытые наукой, пользуется некоторыми приемами научного анализа, чтобы решать новые для него и его товарищей задачи.
Задания для групповой работы должны иметь проблемный характер, т.е. заключать в себе познавательное затруднение, побуждать к активному использованию знаний и умений, составлять основу для коллективной деятельности и обмена мнениями. Хорошо известно, что занимательность изложения помогает раскрытию содержания понятий и проблем.
При выборе методов и приёмов обучения на факультативных занятиях необходимо учитывать содержание факультативного курса, уровень развития и подготовленности учащихся, их интерес к тем или иным разделам программы. Одно из главнейших требований к методам состоит в активизации мышления учащихся, развитии самостоятельности в различных формах её проявления.
Практические методы: исследовательская работа, практическая работа, творческие мастерские, моделирование, решение творческих задач.
Игровая деятельность на факультативных занятиях обостряет мыслительную деятельность играющих, развивает внимание. Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, облегчают учебный процесс, помогают усвоить увеличивающийся с каждым годом материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Приемы организации работы на факультативных занятиях: игровые приемы, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание сценок из сказок, использование стихотворение и рифмовок, разгадывание загадок, мозговой штурм, кодирование заданий, корзина идей, дерево предсказаний, кубик, кластер, верю-не верю, да-нет, толстые и тонкие вопросы.
Хорошо проводить как разминку мини-соревнования. Главная их цель: проверить знания учащихся по изучаемой теме. Дух состязательства заставляет включиться в работу каждого обучающегося, потому что от работы каждого зависит то, чья команда победит.
Кодирование задания также привлекают интерес учащихся. Они решают задания, выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате учащиеся получают зашифрованное слово.
Одним из эффективных средств является использование стихотворений и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Некоторые стихи и рифмовки помогают воспитывать у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительное отношение друг к другу и другим людям. Заучивание небольших по объёму стихов и рифмовок не требует от учащихся больших усилий и служит эффективным средством усвоения языкового материала.
Учащиеся начальных классов любят сказки. Они без труда и с удовольствием будут усваивать новый материал, если им на помощь придут любимые сказочные герои. Дети разыгрывают маленькие сценки из сказок, представляют своих героев, играют в игры, поют и танцуют с любимыми сказочными героями.
Также на помощь придут необычные занятия: «рисовальные». Они посвящены какой-то определённой теме, празднику. Можно предложить детям передать содержание стихов, сказок, песен в рисунках. Рассказывая короткие стихи, одновременно можно их рисовать красками, фломастерами. Задания такого рода, благодаря своей наглядности, способствуют формированию творческой активности.
Динамично помогают начать занятие такие методы, как, «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать факультативное занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учащимися.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на занятиях. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию.
Активные методы – «физминутки», танцевальные разминки и многие другие позволяют сделать это.
Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу поисковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.
— принцип развивающего и воспитывающего обучения,
— принцип индивидуализации и дифференциации обучения,
— принцип учета возрастных возможностей обучающихся.
При организации стимулирующих занятий необходимо:
— предусматривать развитие продуктивного мышления, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые ;
— прививать им стремление к приобретению знаний ;
— предусматривать наличие и использование источников ;
— поощрять их инициативу и самостоятельность в учебе ;
— способствовать развитию их сознания и самосознания.
При о рганиз ации стимулирующих заняти й с высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:
— осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
— развивать мыслительную гибкость в отношении используемых материалов;
— более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
— предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
— поощрение творческого и продуктивного мышления;
— создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей ;
— использовать в учебно-воспитательном процессе активные и интерактивные методы развития детских способностей ;
— использовать наиболее эффективные методы и приёмы, позволяющие реализовать поставленные цели и задачи.
-с оздание ситуации новизны, актуальности ;
-з анимательные аналогии ;
-п рием удивления, например, парадокс, вызывает глубокие эмоциональные
— переживания у обучаемых ;
-с оздания ситуаций успеха.
Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
В обучении высокомотивированного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Такие учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с учащимися – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.
Таким образом, организация и проведение факультативных занятий и стимулирующих занятий в начальных классах предусматривает создание условий для формирования у учащихся личностных социально-ориентированных умений и навыков: коммуникативных, исследовательских, рефлексивных. Каждый ребёнок обладает определёнными способностями, однако своевременно выявить его потенциальные возможности, помочь найти «путь к себе», максимально раскрыться в той или иной области – основная задача учителя. Успешной реализации данной задачи, обеспечению дифференцированного подхода в обучении учащи хся.
ГУО Средняя школа №2 г. Смолевичи
Стимулирующие и поддерживающие занятия
В учебном плане ГУО “Средняя школа №2 г.Смолевичи” предусмотрены часы для проведения стимулирующих и поддерживающих занятий.
Стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся (Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З), ст. 158)
Основной целью таких занятий является предоставление школьнику дополнительных возможностей в изучении предмета, что позволяет решать задачи творческого характера, создавать атмосферу поисковой деятельности и реализовать потребность ребенка участвовать в интеллектуальных соревнованиях, что формирует у учащихся навыки самостоятельного поиска решения задач, ведущего к успеху.
Какие же принципы обучения лежат в основе организациистимулирующих занятий.
При организации стимулирующих занятий необходимо:
Наиболее важные способности, которые подлежат развитию у одаренных детей:
1. Познавательные способности
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
2.Творческие способности
Гибкость в мышлении и действиях.
Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
3. Развитие эмоциональной сферы
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
При организуя стимулирующих занятия с одарёнными и высокомотивированными детьми необходимо учитывать следующее:
Приемы:
Ведущим и основным методом на стимулирующем занятие, применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы.
В обучении одаренного ребенка можно реализовывать стратегию ускорения (имеется в виду в первую очередь изменение скорости обучения), в работе с такими обучающимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета.
Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высокоодаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом – стимулирующие занятия.
Возможная структура занятия:
При необходимости такие этапы урока, как подведение итогов и рефлексия, могут меняться местами.
Стимулирующие и поддерживающие занятия
Основа нормативного правового регулирования в сфере образования
Конституция Республики Беларусь
15 марта 1994 года N 2875-XII
(с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1))
Статьи 49, 50 Конституции
Каждый имеет право на образование. Гарантируется доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.
Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.
Кодекс об образовании (13.01.2011 г. № 243-З)
Формы организации образовательного процесса
• основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам
• дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, занятия по физической реабилитации и музыкально-ритмические занятия (для учащихся санаторных школ-интернатов), практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд
• факультативные занятия — занятия, направленные на повышение у обучающихся интереса к изучаемым учебным предметам, углубление их содержания, активизацию познавательной деятельности, интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования
• стимулирующие занятия — занятия, направленные на развитие творческих способностей одаренных и талантливых учащихся
• поддерживающие занятия — занятия, направленные на преодоление трудностей в изучении учебных предметов (отдельных тем учебных программ по учебным предметам) учащимися, получающими общее среднее образование в очной форме получения образования