Что такое стм в торговле примеры

Что такое СТМ. Объясняем простыми словами

СТМ (собственная торговая марка, private label, частная марка) — торговая марка, владельцем которой является розничная сеть.

Это работает так: розничная сеть разрабатывает продукт, ориентируясь на своих покупателей и их предпочтения. Затем она ищет производителя, который готов выпускать этот продукт, и заключает с ним контракт. Готовый продукт расфасовывается в упаковку с дизайном СТМ.

Продаётся такая продукция, как правило, дешевле на 10–30% (в зависимости от категории), чем бренд — лидер категории. При этом качество может быть на том же уровне. Это связано с тем, что сеть не тратит деньги на маркетинг и рекламу, а продвигает товар непосредственно в местах продаж.

В итоге выигрывают все: покупатель получает товар дешевле, сеть зарабатывает больше, чем на бренде, а производитель загружает избыточные мощности.

Примеры употребления на «Секрете»

«Ретейлер «Лента» вслед за конкурентами X5 Retail Group и «Магнитом» решил сделать ставку на формат дискаунтеров. Первые магазины низких цен под вывеской «365+» открылись на месте бывших супермаркетов основного бренда. 60% ассортимента новых магазинов состоят из продукции собственной торговой марки сети «365». Остальное приходится на локальные и наиболее популярные федеральные бренды».

«Чтобы поднять выручку, мы выпустили собственную марку. Зарабатываем мы на продаже именно этих изделий. Украшения других дизайнеров в наших магазинах представлены для разнообразия и расширения ассортимента, вся маржа от их продажи уходит на покрытие расходов: на обеспечение бэк-офиса, на налоги и так далее. Наценка на свою марку у нас довольно высокая, около 150%, поэтому главное направление для развития — private label. У нас нет собственного производства, мы размещаем заказы на двух заводах».

(Основатель сети магазинов «Сахарок» Светлана Ефремова — об истории своего бизнеса.)

Нюансы

Понятия private label часто используют как синоним white label. Но в случае с private label состав/комплектацию, упаковку и т. п. определяет сам ретейлер. В случае с white label заказчик только указывает, как брендировать готовый, выпускаемый производителем продукт.

Иногда СТМ могут выглядеть как самостоятельные бренды, без явного указания на принадлежность к ретейлеру. Но их продажа также ограничена одной торговой сетью.

Источник

Собственная торговая марка. Стратегии создания СТМ

Собственные торговые марки, или Private Labels, с каждым годом становятся всё более популярными во всем мире. Согласно статистике, доля СТМ в обороте некоторых западных торговых сетей доходит до 97 %. В России же тема частных марок не настолько развита. Более того, несмотря на все очевидные перспективы данного направления, в российском ритейле редко можно встретить эффективное и качественное использование всех возможностей собственных торговых марок.

Создание СТМ позволяет компании достигнуть сразу нескольких ключевых целей, а именно:

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

СТМ не только способствует более качественному удовлетворению потребностей покупателей, но и позволяет улучшить финансовое положение компании. Вне зависимости от ценового сегмента, товары СТМ направлены на увеличение прибыли, способствуя росту объема продаж, оптимизации производственных процессов, построению эффективной логистики.

Кроме того, в России торговые сети сталкиваются с высокими требованиями к товарам СТМ, поскольку качеству продукции уделяется самое пристальное внимание. И еще одно неоспоримое достоинство СТМ — гарантированная защита торговой сети от перебоев с товарами, поскольку частная марка позволяет обеспечить необходимое количество товара не только с учетом скидок, но и с учетом сезонных распродаж и т.д.

В настоящий момент существует несколько стратегий создания и развития собственной торговой марки, которые могут быть полезны специалистам, задумывающимся об эффективном использовании СТМ.

Эксперты отмечают наличие трех стратегий создания и развития СТМ: стратегия демпинга, стратегия замещения конкурента и стратегия расширения бренда. Эти стратегии остаются актуальными и востребованными на протяжение нескольких лет.

Стратегия демпинга

Данная стратегия предполагает, что абсолютно любой товар можно заменить более дешевым аналогом (только в том случае, если это оправдано экономикой процесса). Такая стратегия не требует глубокой аналитики и является одним из самых простых решений для специалистов, поскольку потребители всегда будут лояльны к более дешевым аналогам товаров чем те, которые они приобретали ранее или хотят приобрести в настоящий момент.

Эксперты отмечают, что если предприниматель хочет в дальнейшем использовать и другие стратегии создания СТМ (о них мы поговорим ниже), то не стоит называть частную марку более дешевой продукции именем, связанным с самой торговой сетью. Подобный ход имеет смысл в первую очередь в дискаунтерах.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Конечно же, продукт, который предприниматель планирует предложить потребителю в качестве более дешевой альтернативы уже имеющегося продукта, не должен быть низкокачественным. В случае, если качество товара не удовлетворяет потребителя, то существует риск, что товар не удастся реализовать в должном объеме, поскольку покупатель откажется его приобретать.

Стратегия замещения конкурента

Данная стратегия, также как и стратегия демпинга, основывается на выборе потребителя. Основной принцип стратегии замещения заключается в замене топового товара в той категории, где потребительская привычка не играет главную роль при выборе.

Что такое потребительская привычка? В определенных товарных категориях у потребителей могут сложиться «привычки» покупать конкретные товары и доверять конкретным маркам. Разные товарные категории различаются силой потребительских привычек и степенью их влияния на выбор покупки.

Данная стратегия наиболее успешна в тех категориях, где сам фактор бренда частично либо полностью не является важным. В таком случае действие разворачивается по следующему сценарию: лидирующий товар либо полностью снимается с полки магазина, либо перемещается на менее выгодное место, а на его месте появляется полностью аналогичный товар под частной торговой маркой. Отметим, что новый продукт не является наиболее дешевым в своей категории. Более того, зачастую он оказывается на уровне «выше среднего», в то время как затраты на его рекламу среди потребителей практически нулевые.

Самым сложным моментом в стратегии замещения конкурента является правильный выбор товарной категории, в которой розничной компании удастся провести все необходимые процедуры и не спровоцировать негативную реакцию потребителей. Чтобы не допустить подобной ошибки, необходим тщательный анализ брендированных категорий и отсев тех товаров, где без сильного бренда не получится добиться успеха.

Эксперты полагают, что наибольшая актуальность брендинга наблюдается у следующих товаров: продукты с уникальными потребительскими свойствами; товары гедонистического потребления; товары демонстративного потребления; утилитарные товары.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Товары с уникальными потребительскими свойствами — это товары, которые обладают ощутимыми отличиями от их аналогов. В эту категорию чаще всего попадают товары узкого назначения, например: корм для животных, страдающих проблемами с пищеварением, стиральный порошок для детских вещей, минеральная вода с лечебными свойствами и так далее.

Товары гедонистического потребления — данные товары потребители приобретают для собственного удовольствия, сюда входят: алкоголь (кроме водки), сладости, различного рода деликатесы, жевательные резинки и так далее. В подобных категориях отмечается высокий порог лояльности потребителя, вплоть до неудовольствия покупателя в случае отсутствия в продаже его любимых марок. В связи с этим, в данной категории стратегия замещения может оказаться совершенно неэффективной.

Товары демонстративного потребления — это так называемые «имиджевые» товары. Чаще всего подобная продукция принимает участие в процессах взаимодействия потребителя с окружающими его людьми. Кроме того, подобные товары существенно влияют на имидж потребителя, поскольку именно по уровню употребляемых человеком товаров окружающие могут делать определенные выводы о самом человеке. В данной категории лояльность к маркам является очень высокой, и потребитель с высокой долей вероятности может отказаться от аналогов, если у него нет другого выбора.

Утилитарные товары — это товары, которые привычны и понятны потребителю и которые необходимы ему в повседневной жизни. Сюда входит бакалея, консервная продукция, замороженная продукция и так далее. В данной категории брендинг практически невозможен, поскольку на выбор потребителя влияет довольно мало факторов, а лояльность к существующим торговым маркам низкая. В связи с этим потребитель может легко переключиться на аналоги и именно в этой категории стратегия замещения работает наиболее выгодно. Кроме того, в данном случае приветствуется использование торговой марки сети, поскольку узнаваемость дает шанс увеличить уровень доверия к качеству товара.

Стратегия расширения бренда

Этот вариант развития СТМ является наиболее сложным из всех перечисленных. Данная стратегия предполагает синергию бренда сети и частной торговой марки. Алгоритм выглядит следующим образом: бренд сети работает на продажи СТМ, а СТМ усиливает бренд сети. Кроме того, в будущем при подобном развитии событий СТМ может выйти за пределы самой розничной сети и стать самым настоящим брендом местного или федерального уровня, дополнительно продвигая бренд торговой сети.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Основной задачей специалиста, который принимает решение использовать стратегию расширения бренда при создании СТМ, становится тщательное изучение мотивов потребителей и собственного бренда сети. наиболее распространенная ошибка предпринимателей — это мнение о том, что их марка уже является брендом.

Тем не менее зачастую оказывается, что если потребитель выбирает продукты определенной сети, то это не значит, что он обращает внимание на бренд.

В случае, если сеть успешно развивается продолжительное время, необходимо сформулировать идеологию ее бренда с точки зрения потребителя и выстраивать дальнейшие действия строго исходя из данной идеологии.

Источник

Собственная торговая марка. Плюсы и минусы СТМ. Стратегия

Собственная торговая марка (СТМ) в ритейле – это торговая марка магазина, которую развивают и продвигают розничные сети. СТМ продается только в одной сети и является ее уникальным преимуществом.

СТМ позволяет выйти из соревнования между магазинами за лучшие цены. Покупателю сложно сравнить его и понять, что в одном месте подобный продукт дешевле чем в другом.

При этом ритейл зарабатывает на СТМ больше, чем на основном ассортименте заставляя поставщика дать минимальные цены. За счет скидки от поставщика покупатель получает продукт на 20 % – 30 % дешевле аналога.

Ритейл получает всё – минимальную конкуренцию на свой товар, лояльного покупателя и максимальный доход.

Какие товары прячутся за собственной торговой маркой

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примерыИзначально целью собственной торговой марки было разумное соотношение «цена – качество». Стремясь получить наиболее выгодные предложения, сети устанавливают характеристики, которым должен соответствовать товар. (Пример характеристик в “Дикси”). Поставщик, предложивший самую низкую цену, выигрывает тендер и получает возможность поставок на определенный период. Стремясь выиграть тендер, поставщик устанавливает предельную цену. В результате, малейшее незапланированное увеличение расходов может оказаться критичным. А производство – рискованный процесс: то упаковщик сломался, то холодильник перегрелся.

В результате основная доля собственной торговой марки – дешевые товары на границе качества. Как вы относитесь к “Красной цене” в «Пятерочке» или “Каждый день” в «Ашане»? Вы положите их к себе в корзину потому, что это самое лучшее предложение, или потому, что не столь важно, что это за товар? Или вообще не положите? Собственная торговая марка зарекомендовала себя в сознании покупателей как «дешево», но не всегда «качественно».

Но для ритейла СТМ – это масса преимуществ. Сети заинтересованы в развитии не только низкого, но и более высоких ценовых сегментов. А чтобы покупатель не ассоциировал их с дешевым ассортиментом, продвигают их под другими брендами.

В «Ашане» 2651 товар собственной торговой марки, из них 72 % «Каждый день» и 28 % под другими брендами. Мы думаем, что собственная торговая марка в «Пятерочке» – это «Красная цена», но если мы заглянем за кулисы, то узнаем, что сеть имеет огромное количество брендов.

Очень часто, наполняя свою тележку, мы даже не догадываемся, что берем СТМ. Мы получаем уникальный товар, по выгодной цене, который больше нигде не продается.

Примеры собственной торговой марки

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примерыЧто такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примерыЧто такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Стратегии развития собственной торговой марки

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Собственная торговая марка для наполнения ассортиментом

Выгодные цены

Предложение покупателю аналога по более низкой цене. Большинство розничных сетей в России используют данную стратегию развития собственной торговой марки. Именно поэтому СТМ часто ассоциируют с низким ценовым сегментом. Данная стратегия позволяет:

Имидж

Создаются для усиления лояльности к магазину. Имиджевая продукция представляет для потребителя наиболее ценное соотношение цены и качества, чем существующие предложения на рынке. В большинстве случаев имиджевые товары выпускаются под брендом магазина. Приобретая СТМ, покупатель формирует большую приверженность к магазину.

Например, коллекция премиальных продуктов Selection в «Азубке Вкуса». Это премиальная линейка, не имеющая аналогов у конкурентов. Selection позиционируется совместно с брендом «АВ», подчеркивая тем самым не только свою уникальность, но и магазина.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Собственная торговая марка как лидирующее направление развития сети

Все товары магазина являются уникальными товарами, реализуемыми только в одной сети.
Используется метод зонтичного бренда – когда выпускается разная продукция под одной торговой маркой. Сформировав доверие к марке возможно без значительных усилий расширить ассортимент. Так “Избенка” завоевав доверие на молоке расширила линейку на всю молочную продукцию. А после успешного внедрения на рынок был сформирован новый зонтик «ВкусВилл» представляя основные продуктовые категории. Став лучшим примером развития СТМ под брендом магазина на российском рынке.

Преимущества и недостатки собственной торговой марки для ритейла

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Преимущества

Недостатки

Преимущества и недостатки собственной торговой марки для поставщиков

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примерыПреимущества

1. Формирование лояльного отношения сети к поставщику. Ритейл заинтересован в собственной торговой марке, поэтому, выбирая между двумя поставщиками, она отдаст предпочтение компании, которая помимо своего бренда будет производить еще и СТМ. Это возможность более тесного сотрудничества с ритейлом.

2. Экономия на логистике. Обычно производители почти не зарабатывать на собственной торговой марке, но экономить за счет сокращения логистических расходов.
Например, произвели 100 единиц продукции под своим брендом и доставили машиной за 5000 руб. Значит, доставка единицы будет стоить 5000 руб./100 единиц = 50 руб./продукт. Если поставлять еще 400 единиц собственной торговой марки, которая помещается в ту же машину, то стоимость доставки сократиться до 5000 руб./(100 + 400) = 10 руб./продукт. Так затраты на доставку снизятся с 50 руб. до 10 руб. за единицу продукции.

Недостатки

1. Если у поставщика не налажены бизнес-процессы и не выстроена операционная работа в компании, то участие в производстве собственной торговой марки рискованно. Производство должно быть отлажено и работать как часы.
2. Сеть может заменить поставщика в любой момент. Участвуя в производстве собственной торговой марки, всегда помним, что владельцем бренда является сеть. Поставщик несет риск, что в любой момент ритейл переключиться на другого с более выгодными условиями. Вопрос зачастую не в том, заменять или нет, а в том, когда его заменят. Невозможно удержаться на олимпе на рынке с высокой конкуренцией.

3. Низкая маржинальность для поставщика.

Высокая конкуренция на рынке заставляет поставщиков снижать стоимость до предельного уровня. Обычно они не зарабатывают на собственной торговой марке, а использовать ее для формирования лояльного сотрудничества с ритейлом. Поставщик производит СТМ для сети, а сеть позволяет ему заработать на другом ассортименте.
4. Риск долгосрочного планирования. Стремясь снизить расходы, поставщик закупает сырье и оборудование с окупаемостью на длительный срок. Например, чтобы снизить стоимость упаковки, производитель будет вынужден закупать ее объемами на годы, а не месяцы продаж. А если не удастся выиграть последующие тендеры, что будет с этой упаковкой? Замороженные деньги на неопределенный срок. Покупка дополнительного оборудования и наем персонала несут не меньшие риски.
5. Необходимость жесткого контроля за всеми этапами производства. Производство должно соответствовать всем требованиям и стандартам. Сотрудники сети осуществляют проверку на соответствие стандартам производства.

6. Недопустимы «узкие звенья» на производстве. Например, есть только один упаковочный аппарат и он ломается. Что будет, если уже к концу дня необходимо поставить товар на РЦ магазина, а производство встало? Потерянный товар и высочайшие штрафы за несоблюдение условий договора. Производителю приходиться докупать дополнительное оборудование для производства.
7. Розничные сети могут вывести из ассортимента небольшие и средние бренды в пользу собственной торговой марки. Как правило, сильные игроки рынка не страдают. Но как мы говорили ранее, даже Coca-Cola может потерять лидирующие позиции.

Взвесив все плюсы и минусы, подведем итоги. Собственная торговая марка предоставляет сетям возможности позиционирования и получения дополнительной прибыли, но для поставщиков она несет высокие риски. Он должен оценивать готовность своего бизнеса к максимальным нагрузкам и минимальным прибылям. Для него собственная торговая марка – возможность более тесных договоренностей с сетью, формирование доверительных отношений.

За счет собственной торговой марки ритейл перестает быть промежуточным звеном между потребителем и производителем. Он уже напоминает вертикально интегрированный холдинг, контролируя производство и реализацию – от сырья до покупателя.

Магазины стремятся наращивать долю СТМ, проходят все этапы стратегий. От дешевых товаров до выгодных, от выгодных до формирующих лояльность, от лояльной группы до магазина, в котором СТМ занимает лидирующие позиции по продажам. И, может, быть придет тот день, когда собственная торговая марка вытеснит все бренды из магазина. Скажете: «Вряд ли». Посмотрим, что ждет нас впереди.

Источник

Собственные торговые марки супермаркетов: зачем они нужны и стоит ли им доверять?

Раньше бренд означал, что товар сделан производителем на его собственном заводе. Была четкая связь между тем, как вещь называется, и тем, кто ее сделал. Теперь же марки становятся всё более виртуальными; они означают не конкретное производство, а скорее некоторый диапазон свойств. Яркий пример — собственные торговые марки (СТМ) супермаркетов.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Роман Лошманов
умеет ходить за продуктами

Производители поставляют в разные сети один и тот же товар, отказываясь от своего бренда. Одни и те же сливки или сыр могут в разных местах продаваться в разных упаковках и по разной цене. Да, такова реальность. Давайте примем ее такой, какая есть, и просто попытаемся немного разобраться.

Я расскажу, как устроены СТМ, каким из них я доверяю и почему.

Зачем СТМ торговым сетям

Основная задача СТМ — повышать лояльность покупателей, чтобы люди приходили за продуктами именно в этот магазин.

Лояльности можно добиться, предложив самую низкую цену из возможных. В этом помогают СТМ низшей ценовой категории, например «Красная цена» «Пятёрочки» и «Каждый день» «Ашана».

А можно предложить товар, лучший по соотношению цены и качества. Качество — предмет отбора производителей, цена — предмет договоренностей. Часто это будет даже уникальный товар, который в других сетях не найти. Это относится к СТМ и средней ценовой категории, и премиального сегмента — Global Village «Пятёрочки», «Просто Азбуке» «Азбуки вкуса» и многим другим.

Зачем это производителям

Одно дело — сделать продукт, совсем другое — его продать. Надо пробиться в розницу, которая ставит жесткие условия. Надо потратиться на дизайн и рекламу, чтобы покупатель отличал твой товар от всех остальных.

А если с тобой заключают большой контракт на производство продуктов с СТМ, то можно меньше думать о сбыте: у тебя будут гарантированные отгрузки. Не надо биться за небольшой рынок районных городов — поставляешь продукты сразу в мегаполисы. Не надо тратиться на продвижение товаров — это за тебя сделают сети. В общем, можно сосредоточиться только на производстве и на том, чтобы соответствовать требуемым ценам и качеству.

Выпуском продуктов под чужими СТМ занимаются и очень крупные производители. Сбыт нужен всегда, а это один из хороших его каналов, который к тому же позволяет снизить издержки.

Отличается ли товар под СТМ от товара под брендом самого производителя?

Не всегда, и если отличается, то, как правило, не очень значительно.

Однажды я побывал на заводе «Сарапул-молоко» в Удмуртии. Это гигантский комбинат, где только склад готовой продукции размером со склад ИКЕА. Самая известная марка компании «Милком», которой принадлежит этот завод, — «Село Зелёное».

Но на складе я увидел продукцию под СТМ всех, наверное, главных российских розничных сетей. Одно и то же молоко там разливают в разные пакеты, и разница в цене зависит не только от ценовой политики сетей, но и от упаковки: тип, объем, есть завинчивающаяся крышечка или нет — и так далее.

А не так давно я ездил на завод «Умалат» в город Севск Брянской области. Это один из лучших производителей промышленной моцареллы в России. Там я увидел похожую картину: сыр упаковывался не только в пакеты Unagrande и Presto, но и в упаковки с лейблами торговых сетей. Листайте:

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

С другими категориями продуктов примерно то же самое. Так, я спросил у людей из компании «Ярмарка» (один из главных упаковщиков круп и бобовых), чем отличается то, что они делают под СТМ супермаркетов, от продуктов под своими марками ( «Ярмарка», Yelli, Bravolli). Получил длинный официальный ответ, суть которого сводится вот к чему:

«Отличия собственных брендов от СТМ, позволяющих сформировать уникальное торговое предложение: двойная степень очистки (например, для булгура и кускуса), использование уникальных технологий для доработки круп».

То есть крупа та же самая, только над той, которая упакована в чужую упаковку, чуть меньше колдуют.

В чем суть СТМ для потребителя

В переводе на русский «супермаркет» — это «сверхрынок». То есть тот же рынок, только сильно модифицированный.

На рынке стоят как сами производители, так и перекупщики — профессиональные продавцы. При этом у посредников продукты могут быть лучше, потому что они не просто продают, но сначала еще и отбирают товар у разных производителей. И вы можете быть постоянным покупателем у такого перекупщика просто потому, что товар у него всегда хороший и по лучшей цене. Или потому, что у всех дорого, а у него дешево.

В супермаркете то же самое, только товары сгруппированы не по производителям, а по категориям, так что продукты одной компании могут быть распределены по всему магазину.

Аналогично с товарами профессиональных продавцов, только он тут один — и это сам супермаркет. Хозяин рынка, которому хочется, чтобы к нему приходили как можно чаще.

СТМ сами по себе — это не хорошо и не плохо. Все зависит от того, как каждая конкретная торговая сеть подходит к выбору поставщиков. Присмотревшись к производствам-партнерам, вы поймете, можно доверять этой СТМ или нет.

Я, по крайней мере, так и делаю. А сейчас расскажу, как все это анализирую, на примере разных торговых сетей.

«Пятёрочка»

Я чаще всего покупаю базовые продукты именно в «Пятёрочке» — просто потому, что это самый ближний к дому магазин, приличный и с дружественными коллективом: все кассиры уже почти как родные. У этой сети много СТМ, и некоторые товары под ними я покупаю.

Я целенаправленно за год перепробовал все сыры, которые продаются в магазине под домом, — около сотни видов. Про СТМ скажу вот что.

«Красная цена», самая дешевая марка, — нет, эти сыры покупать не советую. Liebendorf — то же самое. А вот в «Свежем ряду» попадаются нормальные, например адыгейский Гиагинского молочного завода.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Замороженная рыба

СТМ Fish House — если только на безрыбье; нормальная, просто рыбу я предпочитаю покупать в других местах. То же касается красной рыбы под этой маркой.

Консервированные овощи

Зато овощная консервация под их маркой Global Village мне кажется за свои деньги очень неплохой. Можно сказать, что качество чуть лучше, чем ожидаешь. Например, у оливок и маслин, которые делает крупная испанская компания Aceitunas Cazorla.

Сладкое

У «Пятёрочки» неплохая кондитерская марка «Шарлиз»: разные производители делают для нее приличного качества зефир, пастилу, печенье.

Яйца и масло

Яйца я покупаю, обращая внимание не на марку, а на их чистоту и дату выпуска, поэтому нередко беру отборные под СТМ «Селяночка». Производители разные, но качество стабильное и приличное.

Рафинированное подсолнечное масло «Селяночка» я тоже часто беру: оно нужно для жарки, и главное в нем — чтобы оно было нормальным. Производитель не очень важен: у всех примерно одна и та же технология.

У «Пятёрочки» есть марки, которым я уже просто доверяю: ерунду не продадут. Хотя, возможно, это с вами разговаривает лояльный покупатель.

Billa

С СТМ «Биллы» я познакомился на карантине — это второй из приличных магазинов в непосредственной близости от дома. Те весенние месяцы отличались недостатком сенсорных впечатлений, и изучение ассортимента супермаркетов его немного восполняло.

В общем, однажды я купил бородинский хлеб Billa, попробовал и понял, что он меня вполне устраивает по соотношению цены и качества. И только на днях посмотрел, какой завод его вообще делает, — оказался комбинат «Коломенский». Ладно, буду знать.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Специи

Недавно решил почитать на пачках специй Billa, кто производитель, — и удивился: Kotanyi. Я и так их покупаю, хороший производитель (за исключением агар-агара, под именем которого они продают другой продукт, агартин) — теперь могу сэкономить. Сами Kotanyi лежат на полке выше. Я хотел было сравнить те и эти, но увидел, что ассортимент не пересекается — кроме молотого перца; но покупать молотый перец — себя не уважать.

Молочные продукты

Пройдемся по молочным продуктам: сметана — Пензенский молочный комбинат, сливки — «Сарапул-молоко» (где я как раз был). Молоко и кефир — «Ополье», то есть «Вимм-Билль-Данн», то есть «Пепсико». Все — крупные заводы, а следовательно, со стабильным качеством. Моцарелла у них, правда, завода «Мега-Мастер» из Пензенской области, а мне их продукция не очень нравится.

Опытным путем понял, что СТМ «Биллы» можно доверять: под ней продают качественные продукты, которые под своими брендами стоят дороже.

«Перекрёсток»

У «Перекрёстка» несколько СТМ. Чтобы понять уровень продуктов, пробежимся по марке среднего ценового сегмента «Маркет».

Соки делает «Южная соковая компания». Ее же Vico обычно стоят в «Перекрёстке» на 30 % дороже (хотя бывают акции).

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Фасованные полутвердые и твердые сыры, в основном, производства «ПиР-Пак» — это крупнейший российский фасовщик. Мне такое не нравится, потому что я не знаю, кто и где эти сыры делает на самом деле. Голубой сыр, маскарпоне, гауда — Бобровский сырзавод; это продукты среднего качества.

Зато моцарелла и камамбер — хорошего волгореченского завода «Волжанка». Я там был, мне понравился завод, и их сыры мне нравятся тоже. Но с брендом «Волжанка» на полках «Перекрёстка» лежат совсем другие сыры — буррата и качотта, так что обходится без внутренней конкуренции.

Сулугуни «Маркет» сделан заводом «Умалат»; он хоть и не похож на грузинский сулугуни, но это очень вкусный и качественный сыр. В «Перекрёстке» продается и сулугуни под брендом самого «Умалата»: тот стоит чуть дороже. А во время акций начинается страшная конкурентная борьба одного и того же сыра с самим собой.

Оливки и маслины

Оливки и маслины сделаны испанской компанией Aceitunas Guadalquivir. Вы наверняка знаете другую марку, под которой обычно они продаются в России: ITLV. Она в «Перекрёстке» бывает тоже, и стоят такие банки чуть дороже «Маркета».

Молочные продукты

Сливочное масло — Озерецкого молочного комбината, у которого есть собственный бренд «Экомилк» (у меня дома, например, «Экомилк» вообще базовое масло). Незначительная разница есть в фасовке и цене.

Сгущенное молоко — Алексеевского молочноконсервного завода; это классика. Под СТМ дешевле, чем под брендом завода.

Как видите, отбор у «Перекрёстка» очень хороший. И если какой-то продукт «Маркет» стоит дешевле других марок, то можно брать практически не задумываясь — кроме, на мой вкус, некоторых сыров.

«Магнит»

Сыры под СТМ «Моя цена» сделаны очень разными производителями: «Костромской» и «Гауда» — удмуртским «Ува-молоко», «Голландский» — заводом «Арча» из Татарстана, «Российский» сделан в Витебске. Все эти производители, возможно, заслуживают уважения, но единственное достоинство их продукции — все-таки цена.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Оливки

В «Магните» под СТМ Spainolli продаются оливки той же Aceitunas Guadalquivir, что и в «Перекрёстке», но меньшего размера: 280/320, а не 240/260. Цифры означают, сколько примерно оливок в килограмме; в «Перекрёстке» под другой СТМ — «Просто» они еще меньше: 340/360.

Молочные продукты

С молоком и сливками получше: под СТМ продается продукция домодедовского завода «Никон» и все того же вездесущего «Сарапул-молоко».

Лично я брал бы в «Магните» продукты с оригинальными брендами, которые хорошо знаю. Упор в СТМ сеть делает на цены.

«Азбука вкуса»

Для целевой аудитории «Азбуки» качество важнее цены, поэтому производители для своих СТМ (основные — «Просто Азбука» и «Наша ферма») сеть отбирает довольно тщательно — это подтверждает даже беглый обзор.

А вот какую историю рассказал мне человек, который занимался отбором поставщиков для «Нашей фермы»: она многое говорит о том, как «Азбука» работает. Там решили, что в ассортименте должны быть конфеты «Коровка», но, как требует бренд, не индустриальные, а сделанные вручную. В России таких просто не нашлось, зато отыскалось небольшое латвийское производство: там сладкую массу раскатывают скалками, и в фантики конфеты заворачивают тоже вручную. Упаковку придумали достойную: пластиковая молочная бутылка. Конфеты продаются и сейчас, называются «Скажи Му».

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Молочные продукты

Молоко — компании «Шестаково» (наверняка знаете их марку «Молоко нашей дойки»), творог — «Ростагрокомплекс» («Б. Ю. Александров», вот это все). Сливочное масло делает Вологодский молочный комбинат.

Камамбер, козий и обычный, — смоленской компании Ко& Co. Он там продается и под своим брендом, только дешевле.

Но вот обычные полутвердые сыры «Просто Азбука» — это все тот же «ПиР-ПАК». Они, может, и неплохие, но лично мне не нравится, когда конечный производитель фасованного сыра черт знает кто.

Говядина

Говядина — вообще с собственной фермы под городом Мосальском в Калужской области, где выращивают черных ангусов.

Возможно, самый строгий отбор производителей для СТМ. Но сыры «ПиР-ПАК» я не беру просто из принципа. Возможно, у вас принципы другие.

«ВкусВилл»

Это сеть, где все продукты продаются под одной собственной торговой маркой — собственно, «ВкусВилл». Точнее, под двумя: есть еще «Избёнка». Правда, пиво теперь продается и под своими обычными брендами.

Весь выбор за покупателя полностью сделал хозяин рынка: чувак, расслабься: взяли лучшее, все полностью натуральное, от души! Но на самом деле это самый обычный супермаркет, только со специфической ассортиментной политикой.

Что такое стм в торговле примеры. Смотреть фото Что такое стм в торговле примеры. Смотреть картинку Что такое стм в торговле примеры. Картинка про Что такое стм в торговле примеры. Фото Что такое стм в торговле примеры

Продукты небольших производителей

Плюс «ВкусВилла» в том, что в нем можно найти интересные продукты, которые редко встретишь в других местах или не встретишь вообще: сеть дает дорогу небольшим производителям из регионов. Я постоянно слышу от друзей и знакомых, что там найден то потрясающий овсяной квас, то неземной утиный паштет, то еще какая-нибудь диковина. Во «ВкусВилле», к примеру, всегда можно найти шоколад московской мануфактуры FreshCacao, а это одна из лучших шоколадных фабрик страны.

Разные продукты под одной этикеткой

Во-первых, продукты с одинаковым названием, но разных производителей могут сильно отличаться по вкусу. Например, квас «Домашний» — это либо квас муромский, либо пермский, и они друг на друга характером не похожи. Какой именно продается в конкретном магазине, вы узнаете, только прочитав контрэтикетку. А если закажете доставку, то получите кота в мешке.

Во-вторых, марка остается, а производитель легко может смениться. Возможно, из-за того, что упало качество, — но возможно, сеть стала диктовать такие условия, на которые производитель без ущерба качеству пойти не может. В результате вы сегодня купили один продукт, завтра в том же магазине вроде бы точно такой же — а вкус отличается как небо и земля.

Продукты известных заводов

В-третьих, очень многие продукты «ВкусВилла» вы без особого труда найдете в других магазинах, только без флера супернатуральности. Например, сыр: это и алтайская компания «Киприно», и Тульский молочный комбинат, и знакомые по «Азбуке вкуса» Ко& Co., и Сернурский сырзавод, и Moloko Group.

С другой стороны, там они все собраны в одном месте, и выбор неплох.

Для меня минусы «ВкусВилла» перевешивают плюсы. Я туда не хожу. Но, повторюсь, там можно встретить очень интересные продукты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *