Что такое столовая при заводе
Столовая на предприятии – формат питания на «5+»
Благоустроенная столовая на предприятии – важная часть жизни коллектива. Такой вариант питания особенно подходит крупным организациям с большим числом сотрудников. Он позволяет одновременно накормить весь штат, отдохнуть, восполнить потраченную энергию и с энтузиазмом, новыми силами снова приняться за работу.
Цели и задачи открытия столовой на предприятии
Целевое назначение столовых для работников предприятия – улучшить питание, рационально организовать обеденное время рабочих, придать услуге свободный формат. При достаточных материальных возможностях и наличии помещения, открыть пункт общепита несложно. Обычно его открывают на территории офиса, завода, предприятия или в близком доступе к работе.
Организация питания на предприятии преследует ряд значимых целей:
Питание сотрудников в специально оборудованных залах снижает их расходы на питание. Обычно блюда здесь готовятся из закупленных по оптовым ценам продуктов, чем объясняется минимальная стоимость готовых бизнес-ланчей.
Открыть без лишних хлопот
Четкая организация столовой на предприятии будет сразу оценена коллективом и контролирующими органами. Чтобы открыть обеденные залы и не вызвать нареканий у проверяющих людей, важно правильно подобрать помещение, оснастить его кухонным оборудованием: мощными плитами, вытяжками, духовками, мебелью и посудой. Следует подготовить и разрешающие документы (СанПина, пожарных служб, надзорных органов).
Этапы открытия столовой на производственном предприятии:
Для полноценной работы точки общепита важно сформировать штат из поваров, мойщиков, грузчиков, найти бухгалтера и заведующую. Меню столовой должно подходить виду деятельности организации, подходить по калорийности и вкусу потребностям коллектива.
Размеры, объемы и другие параметры
Обязательным требованием при открытии столовой на производственном предприятии является наличие договора с СЭС, организацией по вывозу ТБО, службой дезинфекции. Непременное условие работы поварских работников – плановое прохождение медкомиссии.
Залы отделывают в любом понравившемся стиле, привлекательно оформляют клиентскую зону, завозят мебель и необходимую для приготовления еды атрибутику. В завершении декорируют помещение текстилем, проверяют работоспособность установленного оборудования.
Организуем точку общепита в вашем офисе
Комбинат по доставке готового питания EduBerry организует столовую на территории вашего офиса или фирмы. Мы подготовим помещение к эксплуатации: установим вентиляцию, кондиционеры, обустроим интерьеры, оригинально оформим точку раздачи. Четко продумаем расположение узловых элементов, благодаря чему находиться в помещении сможет большое количество людей без тесноты и давки.
Работа заводской столовой. Общая концепция
Главная » Разное » Работа заводской столовой. Общая концепция
Многие хотят организовать на своем предприятии пункт приема пищи. В общем, тут нет ничего сложного. У меня получилось, значит и у Вас получиться. В этой статье хочу рассказать общую концепцию работы средне-статистической заводской столовой, с учетом дефицита площадей и персонала, на примере своей. Так в силу определённых обстоятельств, пришлось трудиться, замещая все должности.
Столовая располагается на территории небольшого завода. Работает 5 дней в неделю. Рабочий персонал состоит из кассира, двух поваров, пекаря (пол ставки) и мойщицы. Таким составом в заводская столовая за день может обслужить от 200 до 400. При большей загруженности, приходится тяжеловато.
Подготовка к работе
Заводская столовая открывается в 10:00, но рабочий день у персонал начинается в 5 часов утра. Первым приходит пекарь. Его задача замесить тесто, приготовить выпечку и отправить её в духовку. Потом достанут уже повара. Главное, успеть всё до восьми часов. Кондитерские изделия приходится заказывать. Размеры кухни ограниченны. Как только все сделано, пекарь может идти.
К 8:00 приходят повара и мойщица. Мойщица занимается читкой овощей, а повара приступают к готовке (заготовки сделаны с вечера). Один занимается салатами, другой супами и гарниром. Совместно с этим делается легкие завтраки(оладьи, сырники, омлеты и тп.) Но первое, что нужно сделать, освободить печку от выпечки.
В 9:00 часов приходит кассир, готовит зал и раздачу: включает термопот, раскладывает булочки, разливает соки и компоты, выставляет сопутствующие товары на продажу. Но главная её задача это пересчитать кассу. По секрету скажу, за 4 года работы, касса в конце дня ни разу не сошлась. В несколько рублей отклонения есть всегда.
Открытие заводской столовой
В 10:00 моя заводская столовая открывается, и начинается работа. Никогда не открывают раньше, даже если люди очень просят. (На заводе есть и ночные смены, есть кто с 6:00 работает) Но я редко делаю исключения. Дело в том, что если запустить два, три, пять человек, то они собьют с ритма всех сотрудников.
После открытия заводской столовой на раздаче уже должны стоять напитки, гарниры, каши, легкие завтраки, выпечка и салаты. Супы и горячее будет только через час. Как раз к одиннадцати начинается обед у первой смены, и пошел как мы говорим «паровоз».
Задачи персонала во время работы заводской столовой
Мойщица моет в первую очередь посуду для зала, и только потом кухонную. Дело в том, что сложно спрогнозировать количество клиентов. А вот кухня точно знает, какая посуда её нужна, а что отправить на мойку. Один повар стоит на раздаче и накладывает клиентам еду. Другой, готовит блюда на кухне. Могут менять. Так как с их слов, стоять на раздаче тяжелее. Кассир занимается расчетом и помогает, по-возможности, кухне. В 12:30 начинается обед у второй смены. И все повторяется.
Важно! Сан. книжка, по закону, должна быть у всех сотрудников общепита, кто имеет дело с продуктами питания. Если у кассира её нет, то он не сможет помогать кухне
Окончание работы заводской столовой
После 13:30 все обычно все успокаивается. Пропадает очереди, посетители приходят либо небольшими группами, либо по-одному. Один повар на раздаче, другой начинают делать заготовки на завтра. Бюрократические мелочи: согласование меню, заявки по продуктам и тд.
После 14:30 кассир потихоньку начинает убирать раздачу, если там что то осталось. Мойщица заканчивает с посудой и начинает мыть зал и кухню. В 15:00 столовая закрывается, но персонал минут за пять до закрытия уже на низком старте. Вообще то они все, кроме кассира работают до 16:00, но раз они все успевают, без ущерба качеству, то я их отпускаю. Вот так проходит работа заводской столовой, каждый день с понедельника по пятницу.
Столовая на предприятии пищевой промышленности
«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 4
О налогообложении операций, связанных с льготным (бесплатным) питанием работников, читайте в статье Н.В. Лебедевой «Питание работников за счет работодателя. Налоговые последствия», N 4, 2009.
Налог на прибыль
В первую очередь необходимо определить, является ли столовая обслуживающим производством и хозяйством (ОПХ). Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, в силу ст. 275.1 НК РФ налоговую базу по указанной деятельности определяют отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. К обслуживающим производствам и хозяйствам относятся: подсобное хозяйство; объекты ЖКХ, социально-культурной сферы; учебно-курсовые комбинаты; иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
Иначе говоря, столовая является обслуживающим производством для целей налогообложения прибыли, если обслуживает не только работников предприятия, но и посторонних посетителей. Если она находится на закрытой территории предприятия и обслуживает только его работников, расходы, связанные с содержанием помещения объекта общепита, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 16.09.2009 N 03-03-06/1/584, УФНС по г. Москве от 15.01.2008 N 18-11/002010@).
Так, согласно пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с содержанием помещений объектов общепита, обслуживающих трудовые коллективы (начисленная амортизация, расходы на проведение ремонта помещений, на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, если они не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ. Расходы на содержание такой столовой учитываются при расчете налоговой базы по всему предприятию (Письмо Минфина России от 23.04.2008 N 03-03-06/1/291). А расходы на оплату труда работников общепита, состоящих в штате организации, учитываются в составе расходов на оплату труда на основании ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-03-06/1/173). Судьи данную позицию поддерживают (Постановление ФАС СЗО от 15.01.2009 N А05-5277/2008).
Когда столовая, обслуживающая не только работников предприятия, получает при осуществлении деятельности убыток, признать его в налоговой базе всего предприятия можно только при соблюдении следующих условий:
Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, полученный убыток в силу ст. 275.1 НК РФ предприятие вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную от деятельности столовой. Если на территории муниципального образования по месту нахождения подразделения отсутствуют специализированные организации, осуществляющие аналогичную деятельность, для целей налогообложения принимаются фактически осуществленные расходы на содержание столовой в пределах нормативов, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ по месту нахождения предприятия. В Москве и Санкт-Петербурге нормативы утверждаются органами исполнительной власти указанных субъектов РФ.
Президиум ВАС в Постановлении от 25.11.2008 N 7841/08 сообщил: при наличии на территории муниципального образования нескольких специализированных организаций следует исходить из показателей тех, чья деятельность ближе по характеру и спектру оказываемых услуг к содержанию деятельности налогоплательщика. При этом доказать соблюдение условий, установленных ст. 275.1 НК РФ, обязан налогоплательщик путем представления документов, подтверждающих обстоятельства, на которые он ссылается как на основание своего права по признанию полученного убытка. Аналогичные выводы озвучены в Постановлении ФАС ВВО от 17.11.2009 N А31-2734/2009.
Единый налог на вмененный доход
Официальная позиция чиновников заключается в том, что предприятие, которое, кроме основной деятельности, оказывает своим работникам услуги питания через столовую с площадью зала обслуживания посетителей менее 150 кв. м, обязано платить ЕНВД на основании пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (Письма от 18.11.2008 N 03-11-04/3/522, от 29.09.2008 N 03-11-04/3/446, от 21.08.2008 N 03-11-04/3/393). Применение данной системы налогообложения, по мнению Минфина, не зависит от формы расчетов с посетителями (наличной и безналичной) и источника оплаты оказанных услуг.
Если предприятие не желает совмещать разные режимы налогообложения, у него есть большие шансы отстоять свою позицию в суде, но только если услуги питания оказываются лишь его работникам. Арбитры обращают внимание на то, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, установленной в п. 2 ст. 346.26 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 15.01.2009 N А05-5277/2008 ). Соответственно, определяющим признаком для применения данного режима налогообложения является предпринимательский характер деятельности. Напомним: согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины других отраслей законодательства РФ, используемые в нормах законодательства о налогах и сборах, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Как гласит п. 1 ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Определением ВАС РФ от 07.05.2009 N ВАС-2934/09 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.
Если столовая расположена на территории предприятия, рассчитана на обслуживание только его работников, доступ третьих лиц в столовую отсутствует, это свидетельствует о том, что ее деятельность не носит самостоятельного характера и не направлена на получение прибыли. Иначе говоря, ее деятельность не соответствует определению, установленному п. 1 ст. 2 ГК РФ, она лишь служит источником создания работникам более комфортных условий осуществления трудовой деятельности и обеспечения нормального питания.
И даже то, что предприятие реализует продукцию столовой с торговой наценкой, по мнению судей, не является достаточным для подтверждения получения прибыли от данного вида деятельности, поскольку торговая наценка учитывается в цене продукции в целях поддержания рентабельности столовой и обеспечения возможности ее работы. Кроме того, предприятие исчисляет и уплачивает налоги по данному виду деятельности по общей системе налогообложения. Из этого был сделан вывод, что оказание налогоплательщиком услуг общепита своим работникам через столовую в данном случае не является деятельностью, в отношении которой нужно уплачивать ЕНВД. Аналогичные выводы озвучены в Постановлениях ФАС МО от 21.01.2010 N КА-А41/15365-09, ФАС УО от 19.01.2010 N Ф09-10766/09-С2, ФАС ПО от 02.10.2008 N А12-17604/07, ФАС ВСО от 19.06.2008 N А33-11148/07-Ф02-2593/08.
Судьи Девятого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 11.01.2009 N 09АП-17129/2008-АК ) в обоснование своей позиции привели следующие аргументы. В соответствии с положениями Налогового кодекса и закона субъекта РФ обязанность уплачивать ЕНВД возникает при одновременном выполнении двух условий:
Деятельность предприятия по оказанию услуг общепита своим работникам во исполнение условий коллективного договора не отвечает критериям предпринимательской деятельности, установленным п. 1 ст. 2 ГК РФ, поскольку она не направлена на систематическое получение прибыли именно от оказания данных услуг, а призвана обеспечить питанием работников, занятых в иных сферах деятельности, приносящей прибыль. Таким образом, общество не осуществляет предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания и извлечение прибыли не является целью организации пунктов питания общества. Следовательно, предприятие не является плательщиком ЕНВД. Такое же решение приняли судьи данного апелляционного суда в Постановлении от 07.12.2009 N 09АП-23429/2009-АК.
Однако, если столовая предприятия оказывает услуги общественного питания как своим работникам, так и сторонним гражданам и организациям, соответствуя установленным требованиям, избежать уплаты ЕНВД в отношении данного вида деятельности не удастся (Постановление ФАС ЗСО от 24.02.2010 N А27-5405/2009).
Налог на добавленную стоимость
Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 «Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость».
По мнению автора, при передаче готовой продукции в столовую речь идет о ее внутреннем перемещении. Арбитры также считают, что при передаче готовой продукции из производственных цехов в столовую для приготовления обедов для рабочих данная операция не облагается НДС, поскольку начисление НДС в этом случае не основано на положениях ст. ст. 39, 146 НК РФ (Постановление ФАС ВСО от 16.09.2008 N А33-7787/07-Ф02-4490/08).
Бухгалтерский учет
Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″.
Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов».
Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по передаче готовой продукции предприятиями пищевой промышленности в собственную столовую будет зависеть от того, является она обслуживающим производством или выделена на отдельный баланс.
Подробнее см. статью М.В. Семенова «Учет и налогообложение расходов хозяйств, обслуживающих пищевые производства», N 6, 2009.
Для обобщения информации обо всех видах расчетов с подразделениями, выделенными на отдельный баланс, согласно Инструкции по применению Плана счетов предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты, на котором отражаются расчеты по выделенному имуществу, по взаимному отпуску материальных ценностей, по оплате труда работникам подразделений и т.п.». К данному счету могут быть открыты субсчета, например 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79-2 «Расчеты по текущим операциям».
Заметим, что понятие «отдельный баланс» ПБУ 4/99 не раскрывает. Минфин в Письме от 02.06.2005 N 03-06-01-04/273 определяет его как перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих ее имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией.
Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
В бухгалтерском учете хлебозавода «Каравай» будут сделаны следующие проводки:
Согласно Инструкции по применению Плана счетов, если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги «на сторону», то расходы, учтенные на счете 26 (в доле, приходящейся на такие работы и услуги), списываются в дебет счета 29.
Пример 2. Изменим условия примера 1, предположив, что столовая выделена на отдельный баланс. Продукты для столовой закупаются хлебозаводом и передаются в столовую.
В бухгалтерском учете хлебозавода будут сделаны следующие проводки:
Обособленные подразделения организаций плательщиками НДС не являются. Поэтому, если товары (работы, услуги) реализуются через подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) выписываются этими подразделениями покупателям только от имени организации. При этом в строке 2б «ИНН/КПП продавца» указывается КПП соответствующего подразделения (Письмо Минфина России от 14.01.2010 N 03-07-09/01).
Может ли деятельность заводской столовой быть рентабельной?
До сих пор руководители многих предприятий уверены, что деятельность корпоративных столовых и буфетов приносит лишь убытки и лишние хлопоты. Может ли автоматизация заменить целый штат бухгалтеров, товароведов и калькуляторов, исключить риски различного рода потерь и интегрировать общепит в корпоративную учетную систему — об этом размышляет руководитель отдела реализации типовых решений НТЦ финансовых систем ООО «ДжиДиСи Сервисез» группы компаний ICL Максим Скарликов.
Руководитель отдела реализации типовых решений НТЦ финансовых систем ООО «ДжиДиСи Сервисез» группы компаний ICL Максим Скарликов
ЗАВОДСКАЯ СТОЛОВАЯ – ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ДИРЕКТОРА?
Еще с советских времен руководители крупных предприятий относились к организации общественного питания для своих сотрудников как к неизбежному злу. С одной стороны, никто не спорил, что кормить людей нужно – от этого зависит, в том числе, производительность труда сотрудников и их лояльность к компании. С другой стороны, деятельность столовых и буфетов приносит лишь убытки и лишние хлопоты: нужно накормить большое количество людей за небольшой промежуток времени, причем качественной едой, да еще и с предоставлением различных скидок, дотаций, для учета которых требуется огромный штат бухгалтеров. Так что в эту сферу инвестиции шли в лучшем случае по остаточному принципу: как-то работает – и ладно. Опыт группы компаний ICL по внедрению автоматизации услуг общественного питания на различных предприятиях Татарстана и других регионов России показывает, что инвестиции в эту сферу могут быть рентабельными и даже приносить прибыль предприятию.
Руководитель отдела реализации типовых решений НТЦ финансовых систем ООО «ДжиДиСи Сервисез» группы компаний ICL Максим Скарликов перечислил несколько типичных проблем, с которыми приходится сталкиваться предприятиям при отсутствии полноценной учетной системы при организации корпоративного питания. Если говорить о кассовом рабочем месте (Front-office), то чаще это:
Для трудоемкого сбора информации (из-за отсутствия интеграции с корпоративной учетной системой) по продажам в разрезе сотрудников для учета дотаций в питании в счет заработной платы, для отражения в системе расчета заработной платы сотрудников предприятия и для ежедневного подсчета себестоимости блюда и расчета розничной цены предприятие вынуждено содержать огромную армию бухгалтеров, товароведов и калькуляторов. Понятно, что в этих условиях корпоративные столовые и буфеты генерируют убытки.
ПЛЮСЫ АВТОМАТИЗАЦИИ
Автоматизация позволяет кардинально изменить ситуацию. Например, на комбинате общественного питания (КОП) «КАМАЗ-Общепит» (ныне услуги оказывает компания Sodexo), который обслуживал ежедневно около 20 тыс. сотрудников предприятий КАМАЗа, полсотни бухгалтеров еле справлялись со своими обязанностями. Но после того, как команда ICL внедрила там систему учета товародвижения в интеграции с кассовой системой корпоративного питания и бухгалтерией, необходимость держать большой штат бухгалтерии отпала. Только за счет этого столько лет убыточное предприятие сразу стало генерировать пусть и не большую, но постоянную прибыль.
По словам Максима Скарликова, грамотное внедрение автоматизации позволяет добиться достижения сразу нескольких задач. Например, увеличение скорости обслуживания на кассе и, соответственно, количества питающихся в корпоративной столовой; на 100% гарантированное использование дотаций и адресной выдачи спецпитания сотрудникам; получение оперативной информации по движению продуктов и готовых блюд; оптимизация складских запасов (не рискуя оказаться без необходимых продуктов в нужное время); сокращение затрат и повышение рентабельности комбината общественного питания и, что немаловажно, минимизация злоупотреблений кухонного персонала.
ТИПОВОЕ ИЛИ АДАПТИРОВАННОЕ?
«На рынке есть несколько типовых продуктов автоматизации корпоративного питания, которые, как правило, подходят для несложных, стандартных проектов. Многие IT-компании специализируются именно на таких решениях: купил продукт и оборудование, за короткий период времени его поставил и настроил, за два дня обучил персонал – все, запустил точку. Но у каждого предприятия, особенно крупного, есть свои нюансы: те же дотации, сбор данных о сотрудниках в разрезе разных заводов одной компании. Чтобы учитывать такие особенности, нужно адаптировать типовой продукт под бизнес-процессы заказчика. Немногие IT-компании в этом разбираются – не хватает практики. Они не знают, как реализован учет на крупных предприятиях общественного питания. Есть вопросы планирования закупок, есть различного рода цеха, выполняющие разные функции от очистки овощей, разделки мяса до подготовки полуфабрикатов, и все это нужно правильно учитывать в системе, чтобы себестоимость была понятной и отходы правильно учитывались, необходимо в расчет брать и сезонные коэффициенты, потери от обработки продуктов», – рассказал Скарликов.
По его мнению, незнание этих нюансов не позволяет успешно реализовывать нетиповые решения автоматизации. К тому же, любой сбой системы на крупном предприятии может привести к серьезным последствиям. И моральная сторона проблемы – сотрудники завода могут остаться без обеда, или положенная скидка (дотация) им не будет предоставлена из-за сбоя системы. Подобные проблемы скажутся на мотивации сотрудника и повлияют на отношение сотрудника к своей работе. Те заказчики, которые осознают все вышеперечисленные проблемы, при привлечении IT-компании для автоматизации процессов требуют от исполнителя опыта работ по внедрению аналогичных систем автоматизации.
«РОБОТ СОБИРАЕТ ЗАЯВКИ И ПЕРЕСЫЛАЕТ В ДЕПАРТАМЕНТ ПИТАНИЯ»
По словам Скарликова, группа ICL имеет успешный опыт на таких проектах, как ОАО «Кукморский завод Металлопосуды», ОАО «ВАМИН-Татарстан», КОП «КАМАЗ-Общепит», КОП «Нижнекамсктехуглерод», ГАУЗ «Межрегиональный Клинико-Диагностический Центр города Казани», «Северо-Западные магистральные нефтепроводы», ОАО «Казанский завод «Электроприбор», КОП «Казаньоргсинтез», столовая ЗАО «Казанский Гипронииавиапром», ДОАО «Спецгазавтотранс» ПАО «Газпром», ООО «Элар Кейтеринг», МУП «Департамент продовольствия и социального питания города Казани». Последний в этом списке проект был особенно интересным. МУП ДПиСП города Казани обслуживает детские сады, школы, больницы и т. д., централизованно поставляя туда готовые блюда, полуфабрикаты и продукты питания.
«Это был масштабный и очень важный проект. Мы организовали для них единую систему сбора заявок от детских садов города (на тот момент это более 200 детских учреждений). Ранее на этой операции в Департаменте было задействовано 7 операторов, у каждого был свой закрепленный район. Они обзванивали учреждения и заносили информацию на огромные бумажные планшеты, потом все это обобщали и уже делали сводный заказ поставщику в разрезе детских садов. Сейчас же вся информация к ним приходит автоматически: каждое утро либо с вечера образовательные учреждения на своем компьютере делают заявки, в определенное утреннее время робот собирает все эти заявки и пересылает автоматически в Департамент питания. На основании заявок автоматически формируется полный пакет документов: накладные, сертификаты, удостоверения качества на продукцию и т. п. Плюс наша система позволяет отслеживать сбалансированность детского меню по энергетической ценности блюд и витаминному составу. При этом стоимость обеда ребенка должна вписаться в ту сумму, которая заложена в республиканском бюджете на питание детей в образовательных учреждениях с учетом родительской платы. Также в нашей системе ведется учет по срокам годности продуктов, так как это один из ключевых факторов в общественном питании, и мы автоматизировали процесс печати накладных и других сопутствующих документов за поставщика. Вышеперечисленные операции ускоряли процесс обработки информации и оперативности поставки продуктов питания в детские сады и школы. Параллельно мы автоматизировали блоки школьного питания – филиалы Департамента питания, где принимали заявки от школ и готовили обеды для школьников. В дополнение для их парка автомобилей порядка 30 единиц мы автоматизировали для процесса формирования маршрутных листов по доставке продуктов питания с возможностью выбора оптимального маршрута, контроля загрузки автомобилей по весу и объему», – рассказал Максим Скарликов.
Очень много было сделано в этом проекте для удобства и оперативности пользователей в системе Департамента, так как от их слаженной работы зависело питание детей. Все должно было работать как часы, ни на секунду не останавливаясь.
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ОБЩЕПИТА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ
В зависимости от масштаба требований заказчика к автоматизации требуются вложения им сил, времени и инвестиций, объем которых зависит от самих же потребностей заказчика. «Не любая имеющаяся на рынке система подходит для нетиповых операций, поэтому мы начинаем обычно с аудита процессов и разработки технического задания на систему – что заказчик хочет у себя видеть. В конце этого этапа подбирается типовое решение и анализируется, в какой части типовое решение, продаваемое разработчиком, удовлетворяет потребностям клиента и как «глубоко» необходимо проводить настройку/доработку типовой системы под конкретные нужды заказчика. Следующий этап – собственно разработка и настройка системы. Попутно пишем регламенты: какие операции и зачем, какой результат на выходе должен получиться. В документе стандарта настройки мы детально и понятным языком расписываем, как настроена система, какой показатель, какая настройка на что влияет. Разработка этих документов – очень важный этап, которым не стоит пренебрегать, так как это инструменты к действию, позволяющие любому сотруднику (с опытом работы или без) легко влиться в процесс и работать с системой. Фактически это шпаргалки для пользователей», – отметил представитель группы компаний ICL.