Что такое страхование грузов

Помните, что страховая компания – не касса взаимопомощи, делать подарки в этой сфере не принято. Страхование – такой же бизнес, как и ваш. Страховая компания старается страховать то, что никогда не случится. Ваша задача иная – застраховать свой груз от того что может произойти, от реальных рисков. Любая страховка имеет определённые ограничения, в договоре специально оговорен ряд спорных моментов. Поэтому необходимо внимательно читать тексты, написанные мелким шрифтом и продумывать все возможные варианты. При этом, безусловно, стоит оставаться оптимистами и, конечно, надеяться на лучшее.

Мы искренне заинтересованы в положительном результате нашего с вами сотрудничества, поэтому рекомендуем вам самим застраховать груз, а не спрашивать у перевозчика полис страхования ответственности самого перевозчика, на жаргоне страховщиков называемого – страховка CMR .

CMR страхование – это профессиональный жаргон страховщиков, правильно называется это так – Добровольное страхование гражданской ответственности перевозчика для международных перевозок.

По CMR–страхованию полис является механизмом компенсации ущерба грузовладельцу, нанесенного по вине перевозчика, если это не вина перевозчика вы ничего не получите.

Страховой полис CMR страхования позволяет защитить перевозчика от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате, к примеру, ДТП, намокания, пожара, опрокидывания транспорта, переохлаждения или перегрева груза, угона авто с грузом, кражи, грабежа, а также за финансовые убытки вследствие просрочки в доставке груза или нанесения вреда третьим лицам, причиненного перевозимым грузом (к примеру, падение груза на что-то/кого-то или выливание химических веществ на почву). Категорически Не стоит путать это страхование со страхованием грузов, так как страхование грузов защищает интересы грузовладельца или грузополучателя, но не перевозчика.

По закону на основании конвенции КДПГ «О Договоре международной дорожной перевозки грузов» (Статья 23):

Берем стоимость одной единицы SDR на день оформления транспортных документов 49,4836 руб./сдр.

стоимостное выражение предела ответственности перевозчика в данном случае составит 4’022’231,87 руб = (9’758 кг * 8,33 SDR * 49,4836).

CMR страхование – страхование ответственности перевозчика за груз, прописанный в отдельно взятой накладной CMR со штампом данного перевозчика. В случае, если перевозчик, располагающий полисом CMR-страхования, признается невиновным в ущербе, нанесенном грузу, все Ваши претензии должны быть адресованы третьему лицу, которое в этом виновато. При наличии отдельного страхового полиса на груз, страховая компания обязана компенсировать ущерб, нанесенный грузу, а потом разбираться с Вашим перевозчиком или третьим лицом.
Другими словами, это отдельные виды страхования. CMR-страхование перевозчика может заменить полис страхования груза только в случае наличия вины перевозчика в нанесенном ущербе грузу, который ещё необходимо доказать. Как правило, это делается в суде, т.к. согласно любому договору страхования, в т.ч. CMR, перевозчик не имеет права признавать себя виновным самовольно.
Необходимо также обратить внимание на размер страховой суммы, указанной в полисе страхования CMR перевозчика, не всегда этот лимит покрывает реальную стоимость груза. Касательно 8,33 SDR/KG при наличии полиса страхования ответственности. Это лимит ответственности, которую несет перевозчик только в случае, если в CMR стоимость груза не обозначена. В случае наличия в CMR отметки «Особо ценный груз» с обозначением его стоимости и наличия доказанной вины перевозчика, страховая компания перевозчика обязана компенсировать полную заявленную стоимость груза, а не оперировать лимитом примерно в 12 USD/кг.

Из конвенции CMR:
Статья 24
Отправитель может указать в накладной при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате стоимость груза, превышающую предел, указанный в пункте 3 статьи 23, и в таком случае заявленная сумма заменяет этот предел.
Статья 26
1. Отправитель может указать, вписав в накладную и при условии уплаты установленной по обоюдному соглашению надбавки к провозной плате, объявленную ценность груза на случай потери или повреждения груза, а также недоставки груза в оговоренный срок.
2. В случае объявления ценности груза при доставке может быть потребовано независимо от возмещений, предусмотренных в статьях 23, 24 и 25, и в пределах суммы заявленной ценности груза возмещение, соответствующее дополнительному ущербу, нанесение которого доказано.

Одним из самых необходимых условий качественного урегулирования убытка по договору страхования грузоперевозок является сотрудничество с экспертными организациями при Торгово–промышленной палате, которая имеет свои представительства практически в любом городе России, а также в странах СНГ и Балтии.

Процесс урегулирования убытков в этом виде страхования весьма сложен по организационным причинам: во первых, убыток может произойти в любом, самом удаленном регионе; во вторых, страхование грузов предполагает работу с самыми разными типами грузов, а значит, необходимо наличие и быстрое привлечение экспертов различных профилей.

Когда ваш груз загружен в транспортное средство рекомендуем вам иметь контакт с перевозчиком иначе информация будет до вас доходить (или не доходить) в искаженном виде.

Мы желаем, чтобы вам не пришлось изучать все эти детали на практике пусть с вашим грузом всё будет в порядке! Обращайтесь к нам, мы поможем.

Примечание:
Специальное право заимствования ( SDR, SDRs) — искусственное резервное и платёжное средство. SDR представляет собой международную денежную единицу, которая эмитируется МВФ в форме открываемых счетов. Первоначально в Уставе SDR было определено как 0.888671 г. чистого золота, что соответствовало 1 доллару США, но с отменой золотого паритета необходимость в определении золотого содержания SDR отпала. SDR имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты ни когда не выпускались.

Международный код согласно ISO 4217 — XDR.

Курс на 30.08.2012
1 RUB = 0,02037 XDR
1 USD = 0,6576 XDR
1 EUR = 0,8248 XDR

Немного про ответственность при грузовых перевозках. Убытки.

Свои профессиональные обязательства страхуют:

Но за груз отвечает согласно КДПГ перевозчик, и застрахован он или нет никого не волнует он обязан возместить ущерб.
Если при перевозке наступит страховой случай, страховая компания возместит ущерб перевозчику, только перевозчику, и уже грузовладелец будет взыскивать ущерб с перевозчика, если конечно сможет взыскать.
Ситуация с экспедитором и брокером – схожая они страхуют свои профессиональные риски.
Иное дело если застраховано имущество(груз), грузовладельцем. Тогда страховая компания возмещает ущерб при страховом случае страхователю, и страховая компания получает право регрессить ущерб к перевозчику.

Согласно типовых правила FIATA, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность:

Экспедитор ни в коем случае не несет ответственности:

Оценка убытков.

Стоимость товаров определяется в соответствии с действующей биржевой ценой на товар, если таковой цены нет, то в соответствии с текущей рыночной ценой; если нет ни биржевой, ни рыночной цены, то стоимость товара определяется путем ссылки на обычную стоимость товара такого же вида и качества.

Денежные ограничения ответственности (пределы ответственности экспедитора).

Утрата товара и ущерб, нанесенный товару.

Экспедитор не может нести ответственность за утрату товара и причиненный товару ущерб в сумме, превышающий эквивалент 2 (двух) единиц специальных прав заимствования за килограмм веса брутто утраченного или поврежденного груза, если только большая сумма сумма не востребована с клиента-заказчика, перед которым экспедитор является ответственным. Если товар не был доставлен в течение 90 календарных дней после даты, когда этот товар должен быть поставлен, клиент может, если нет свидетельств обратному, считать товар утраченным.

Ограничение ответственности за задержку в доставке.
Если экспедитор является ответственным за убытки, связанные с задержкой в доставке, то такая ответственность ограничивается суммой, не превышающей размеров компенсации, причитающейся за увеличение убытков за эту задержку.

Другие виды убытков.
Пределы ответственности экспедитора за любую утрату и ущерб не должные превышать в каждом конкретном случает суммы, установленной соответствующими национальными нормативными актами и правилами, если только с клиента-заказчика экспедитора, перед которым он несет ответственность, не взыскана большая сумма.

Бытовые рассуждения

Экспедитор или перевозчик? Три секрета и международные грузоперевозки

Экспедитор или перевозчик: кого предпочесть? Если перевозчик хороший, а экспедитор – плохой, то первого. Если перевозчик плохой, а экспедитор – хороший, то второго. Такой выбор прост. Но как определиться, когда хороши оба претендента? Как выбрать из двух, казалось бы, равноценных вариантов? Дело в том, что варианты эти не равноценны.

Страшные истории международных перевозок

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ.

Непросто жить между заказчиком перевозки и очень хитро-экономным владельцем груза. Однажды мы получили заказ. Фрахт на три копейки, дополнительные условия на два листа, сборник называется. В среду погрузка. Машина на месте уже во вторник, и к обеду следующего дня склад начинает неспешно закидывать в прицеп все, что собрал ваш экспедитор в адрес своих заказчиков–получателей.

ЗАКОЛДОВАННОЕ МЕСТО – ПТО КОЗЛОВИЧИ.

По легендам и на опыте, все, кто возил грузы из Европы автотранспортом, знают, каким страшным местом является ПТО Козловичи, Брестской таможни. Какой беспредел творят белорусские таможенники, придираются всячески и дерут втридорога. И это правда. Но не вся.

КАК ПОД НОВЫЙ ГОД МЫ ВЕЗЛИ СУХОЕ МОЛОКО.

Загрузка сборным грузом на консолидационном складе в Германии. Один из грузов – сухое молоко из Италии, доставку которого заказал Экспедитор. Классический пример работы экспедитора-«передатчика» (он ни во что не вникает, только передает по цепочке).

Документы для международных перевозок

Международные автомобильные перевозки грузов очень заоргонизованы и обюрокрачены, следствие – для осуществления международных автомобильных перевозок грузов используется куча унифицированных документов. Неважно таможенный перевозчик или обыкновенный — без документов он не поедет. Хоть это и не очень увлекательно, но мы постарались попроще изложить назначение этих документов и смысл, который они имеют. Привели пример заполнения TIR, CMR, T1, EX1, Invoice, Packing List.

Расчет нагрузки на ось для грузовых автоперевозок

Цель — исследование возможности перераспределения нагрузок на оси тягача и полуприцепа при изменении расположения груза в полуприцепе. И применение этого знания на практике.

Ты почему не ешь мухоморы? Таможня выдохнула грусть.

Что происходит на рынке международных автомобильных перевозок? ФТС РФ запретила оформлять книжки МДП без дополнительных гарантий уже нескольких федеральных округах. И уведомила о том, что с 1 декабря текущего года и вовсе разорвет договор с IRU как несоответствующим требованиям Таможенного союза и выдвигает недетские финансовые претензии.
IRU в ответ: «Объяснения ФТС России касательно якобы имеющейся у АСМАП задолженности в размере 20 млрд. рублей являются полнейшим вымыслом, так как все старые претензии МДП были полностью урегулированы. Что думаем мы, простые перевозчики?

Stowage Factor Вес и объем груза при расчете стоимости перевозки

Расчет стоимости перевозки зависит от веса и объема груза. Для морских перевозок чаще всего решающее значение имеет объем, для воздушных – вес. Для автомобильных перевозок грузов значение играет комплексный показатель. Какой параметр для расчетов будет выбран в том или ином случае – зависит от удельного веса груза (Stowage Factor).

Источник

Особенности страхования грузов

Грузоперевозки воздушным, наземным, водным и трубопроводным транспортом сопровождаются большим риском получения ущерба. Страхование груза — лучшая форма финансовой защиты от возможных убытков.

Общие правила страхования

Что такое страхование грузов. Смотреть фото Что такое страхование грузов. Смотреть картинку Что такое страхование грузов. Картинка про Что такое страхование грузов. Фото Что такое страхование грузов

Страхователи — юридические и физические лица, участвующие в перевозке (владельцы или получатели груза, перевозчики). Страховка из добровольной может стать обязательной, когда этого требует договор поставки, комиссии или другой сделки, связанной с перемещением товаров.

Объект страхования — имущественный интерес страхователя или третьих лиц (выгодоприобретателей) при утрате части или всего груза или его потребительских свойств во время перевозки в результате наступления страхового события.

Объем обязательств страховщика определяется выбранными страхователем условиями страхования. Например, при полной страховой защите СК берет на себя ответственность за все риски, которые могут угрожать сохранности имущества. При этом в договоре прописывают не перечень страховых событий, а чрезвычайные ситуации, при наступлении которых страховщик не выплачивает компенсацию страхователю (выгодоприобретателю). К исключительным случаям относятся:

При страховании от всех рисков страховщик принимает на себя наибольшую ответственность и возмещает убытки, независимо от их причин и размеров (кроме случаев-исключений из страхового покрытия).

Более дешевая — частичная страховая защита, в которой исключены наименее вероятные события (землетрясения, молния, буря и другие природные катаклизмы). Действие полиса распространяется только на конкретные виды рисков, например, повреждение или утеря имущества при аварии или хищении.

При минимальной страховой защите ответственность СК ограничивается полной или частичной потерей поклажи — если она повреждена, страховка не выплачивается. Это самый дешевый полис, который целесообразно покупать для перевозки прочных предметов, например, металлопроката.

Договор страхования можно заключать при каждой грузоперевозке (полис действует от момента передачи имущества перевозчику до доставки получателю). Генеральные соглашения лучше оформлять для регулярных перевозок однотипных товаров или продукции.

Стоимость страховки зависит от:

Основания для отказа в выплате страховки:

Специфика страхования грузоперевозок

Автоперевозки

В России почти 70% всего грузопотока перевозят автомобильным транспортом. Грузовик — единственное ТС, способное обеспечить доставку груза «от двери до двери». Грузовые машины маневренны и мобильны, а разветвленность автодорог позволяет составить оптимальный маршрут, не зависящий от дорожных условий. Кроме того, автоперевозки удобны минимумом формальностей, что выгодно их отличает от морских, авиа и железнодорожных перевозок.

Морской транспорт

Морские грузоперевозки считают самыми безопасными — по статистике на них приходится самое малое количество страховых случаев.

Страховщик освобождает от выплаты компенсации при порче, пропаже, утрате имущества в случае атомного взрыва, радиоактивного, химического или бактериального заражения.

Железнодорожный транспорт

Стоимость страховки напрямую зависит от вида и стоимости имущества, типа вагонов, которые доставляют товар, набора рисков и размера франшизы.

С момента передачи предметов перевозчику ответственность за сохранность имущества несет страховая компания.

Авиаперевозки

Перевозки авиатранспортом — перспективное направление международной доставки грузов. Недостатки такого способа — высокая стоимость услуг и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставок.

На стоимость страховки влияет:

Регулярные перевозки, позитивная статистика предыдущих полетов, заключение генерального соглашения по страхованию способствуют снижению тарифов.

Грузоперевозчик отвечает за транспортировку, упаковку, закрепление и установку объекта перевозки внутри воздушного судна. Риск кражи, повреждения и утраты является самым распространенным во время погрузки-выгрузки и хранения имущества на складе.

Каждая страховая компания утверждает свои Правила страхования грузов, где прописаны риски, порядок выплаты возмещения, размер франшизы (какую сумму ущерба покрывает страховка), особые случаи страхования.

Источник

Страхование грузов

Грузовое страхование

Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту имущественных интересов владельцев грузов на случай наступления убытков, вызванных различного рода происшествиями (страховыми событиями) в процессе транспортировки груза.

Сегодня в России основные принципы страхования основываются на международных стандартах. Чаще всего это условия Лондонского Института Страховщиков, реже – немецкие стандарты ADC.

В практике страхования существует два основных принципа формирования рисков, обеспечивающих страховую защиту. Оба они используются в страховании грузов. Первый принцип предусматривает страхование практически от всех рисков, за исключением лишь некоторых. А именно:

· Разного рода военные действия или конфликты.

· Воздействие атомного взрыва (как прямое, так и косвенное) или радиации.

· Негативное влияние на груз температуры, повышенной влажности, воздуха в трюме корабля и других факторов, которые плохо сказываются на характеристиках груза.

· нарушены условия транспортировки и хранения груза.

· Недостающее количество груза, при том, что упаковка целая, то есть груз не распаковывали.

· Повреждение груза из-за червей, крыс и прочих грызунов.

· Задержка груза, что повлекло падение цены на ожидаемый товар, и заказчик груза терпит убытки. Убытки возмещаются только, если сумма не очень велика.

Второй принцип страхования более узкоспециализирован. Ведь согласно ему, клиент может застраховать свой груз только от конкретно перечисленных рисков, а не от всего подряд. Например, такие риски как:

2. Пропажа судна или самолета без вести;

3. Несчастные случаи при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

5. Все необходимые и целесообразные произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.

СУБЪЕКТЫ СТРАХОВАНИЯ

Согласно российскому законодательству застраховать груз (заключить договор страхования) может любой участник логистической цепочки.

Участники:

Особенности при перевозках различными видами транспорта.

При страховании грузов осуществляется страхование следующих видов перевозок груза:

1. Страхование грузов при автоперевозках (страхуются как внутренние автоперевозки грузов так международные автоперевозки груза);

Бремя доказательства вины перевозчика лежит на владельце груза, что предопределяет приложение достаточно больших усилий и времени, чтобы, как правило, через суд взыскать с перевозчика ущерб, причиненный грузу.

Поэтому вне зависимости от существующей ответственности автоперевозчика и даже её страхования, страхование грузов объективно необходимо.

В качестве страхователей грузов при их перевозке автомобильным транспортом выступают юридические (или физические) лица, являющиеся в период транспортировки грузовладельцами.

Из всей совокупности возможных рисков при автомобильных перевозках и возможных объемов ответственности страховщика выделены три стандартных типа условия страхования грузов:

§ «с ответственностью за все риски»

§ «с ответственностью за частную аварию»

§ «без ответственности за повреждения»

2. Страхование грузов при перевозках железнодорожным транспортом (страхуются как внутренние железнодорожные перевозки грузов так и международные железнодорожные перевозки грузов);

Перевозки грузов железнодорожным транспортом не подлежат обязательному страхованию, однако современные условия осуществления подобных услуг требуют этого.

Страхование грузов на жд– самая удобная гарантия в случае утраты или повреждения груза в силу различных обстоятельств. В последнее время наблюдается тенденция роста объема страхования грузов на жд. Клиенты железных дорог все чаще добровольно страхуют грузы, даже при наличии у перевозчика полиса страхования ответственности, так как он покрывает далеко не все риски. Страхование вступает в силу с того момента, когда груз берется со склада, продолжает действовать во время всего пути перевозки и заканчивается только после доставки груза на место.

3. Страхование грузов при авиаперевозках (страхование внутренних авиаперевозок и международных авиаперевозок грузов);

Существует 3 основные группы риска, по которым и оформляется страхование груза авиаперевозки:

«С ответственностью за все риски», иначе говоря, полное страхование, которое гарантирует Вам возмещение всех убытков.

«С ответственностью за частную аварию», этот вид страхования способен восполнить частичный ущерб, нанесенный грузу, в процессе авиаперевозки.

«Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения», этот вид страховки фактически не страхует Вас от ошибок транспортирующей компании, но возместит ущерб от природных форс-мажоров.

4. Страхование грузов при перевозках водным транспортом (речным и морским водным транспортом) (страхование внутренних водных перевозок и международных водных перевозок груза);

Страхование морских перевозок состоит из нескольких видов. Cargo Insurance (страхование карго) – это страховка только стоимости перевозимого груза. Само судно при этом не страхуется.

Более известное обывателю слово «каско» означает, что будет застрахована стоимость груза на морском транспорте. Здесь не учитываются пассажиры, их багаж, экипаж.

Liability Insurance (страхование ответственности судовладельца) – еще один раздел. В этом случае страхуется ответственность владельца судна, если материальный вред будет нанесен третьими лицами либо просто в ходе эксплуатации транспортного средства, перевозящего грузы по морю.

Наряду с надежностью и относительно низкой стоимостью морских грузоперевозок существует ряд потенциальных угроз. Например, случаи поломки и крушения, в том числе вызванные прихотями погоды. Еще одна угроза – потенциальная опасность принести большой вред природе (например, в случае разлива сырой нефти и нефтепродуктов).

5. Страхование грузов при смешанных перевозках, т.е. перевозках груза различными видами транспорта (страхование комбинированных перевозок груза, (внутренних и международных перевозок груза)

Регулярные грузоперевозки однотипных партий часто страхуются погенеральному полису что позволяет сократить транзакционные издержки, упростить и ускорить процедуру страхования.

Генеральный полис- договор страхования, по которому осуществляется систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на сходных условиях в течение определенного срока (ст. 941 ГК РФ)

В случае несоответствия содержания страхового полиса генеральному полису предпочтение отдается страховому полису.

Основные условия генерального полиса:

· предметом страхования по генеральному полису может быть только имущество;

· страхуемое имущество должно состоять из нескольких партий;

· для страхования однородного имущества устанавливаются сходные условия;

· договор страхования заключается на определенный срок;

· генеральный полис должен содержать все существенные условия договора;

· генеральный полис должен содержать условие о сроке действия договора страхования в отношении отдельной партии имущества.

Источник

Особенности страхования при внутрироссийских автомобильных грузоперевозках

Говоря о сфере автомобильных грузоперевозок, можно выделить несколько видов страхования:

Страхование автогражданской ответственности

А вот с другими видами страхования все гораздо интереснее. Во-первых, они являются добровольными, а во-вторых, в их применении полно нюансов.

Например, довольно часто вообще путают разные виды страхования и считают, что страхование груза и страхование ответственности экспедитора /перевозчика если и не суть одно и то же, то уж точно то, что с легкостью заменяет друг друга. Хотя это, естественно, не так.

В чем отличие страхования груза от страхования ответственности экспедитора/перевозчика? И почему они не исключают друг друга?

Страхование груза — это именно страхование груза. Конкретной партии или нескольких однотипных, перевозимых в течение какого-то определенного периода. То есть, говоря общими словами и не вдаваясь пока в подробности, если при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах, хранении на складе с грузом что-то случится (он испортится, окажется поврежденным, утерянным или украденным), то страховая компания возместит владельцу его стоимость.

Страхование же ответственности экспедитора/перевозчика покрывает те убытки, которые тот может понести, если не выполнит взятые на себя профессиональные обязательства. Да, в число таких обязательств в первую очередь входит доставка груза в целости и сохранности из рук отправителя в руки получателя. Но не только. Экспедитор/перевозчик может также застраховать свою ответственность за:

Хотя справедливости ради стоит сказать, что основной страховой риск — это все-таки мошеннические действия, кража, потеря, повреждение, порча и пр. из того, что связано с полной или частичной утратой груза.

Наверное, именно поэтому многие компании, намеревающиеся перевезти груз, прежде чем выбрать экспедитора или перевозчика, интересуются: застраховал ли тот свою ответственность. И если застраховал, то облегченно вздыхают и с уверенностью подписывают договор: мол, бояться в таком случае нечего — гарантия в случае чего имеется! А страховать в таких условиях еще и груз — уж точно просто пустая трата денег.

Однако проблема в том, что данная страховка сработает только тогда, когда в происшествии с грузом виновным будет признан экспедитор/перевозчик. В противном случае ответственность транспортно-экспедиционной компании ни при чем и стребовать с нее что-либо не получится. Впрочем, не факт, что транспортно-экспедиционная компания сможет покрыть убытки даже будучи виновной и имея страховой полис. Вдруг страховщик найдет для себя «лазейку» в виде нарушения какого-то пункта страхового договора, а своих собственных средств у экспедитора/перевозчика для единовременной полной выплаты не хватит и эти выплаты растянутся на долгие месяцы и годы.

Страхование груза, конечно, тоже не обещает стопроцентную гарантию, но все равно существенно ускоряет и облегчает процесс возмещения ущерба и расширяет «ассортимент» страховых рисков, связанных конкретно с сохранностью груза.

…Тем не менее, страхование грузов во внутрироссийских автомобильных перевозках все равно мало распространено. И этому есть еще одно объяснение.

Почему в России не принято страховать грузы?

Если говорить о статистике страхуемых грузов, то точных данных тут нет. Специалисты ссылаются на разные цифры, однако все как один утверждают: страховать грузы отечественные грузовладельцы не любят. Если в Европе порядка 85 процентов грузов имеют страховой полис, то у нас только около 40. Да и то большая их часть приходится на те грузы, которые участвуют в экспортно-импортных операциях: лишь приблизительно пятая часть касается внутреннего грузооборота.

Однако в международной практике действует другой принцип: ответственность экспедитора/перевозчика ограничена условными расчетными единицами за каждый килограмм утраченного груза. Так, например, при CMR-страховании перевозчик за каждый килограмм поврежденного, потерянного (и пр.) груза выплачивает по 8,33 SDR. (SDR, или СПЗ (специальные права заимствования), — искусственное платежное средство, представляющее из себя процентное соотношение нескольких валют — доллара США, евро, иены, фунта стерлингов и юаня).

Подобное правило, кстати, предусмотрено и для российских экспедиторов, осуществляющих организацию международных перевозок: их ответственность определяется следующим образом — не более двух расчетных единиц за каждый килограмм веса утраченного груза.

В общем, международная практика такова, что экспедитор/перевозчик, не уберегший груз, в большинстве случаев покрывает не полную его стоимость, а лишь какую-то часть. И именно этот факт (возможная потеря в деньгах в виде неполного возмещения убытков) побуждает грузовладельцев прибегать к услугам страховых компаний. При внутрироссийских же грузоперевозках ответственность экспедитора, виновного в утрате груза, не ограничена никакими расчетными единицами, а потому у грузовладельцев нет стимула для страхования. Ибо к чему тратить деньги на страховой полис, если по законодательству им положено не частичное, а полное возмещение убытков.

Кстати, если говорить о российском законодательстве, то в нем долгое время был один нюанс. И касался он страхования той самой ответственности транспортно-экспедиционной компании, на которую так рассчитывают отечественные владельцы грузов.

А именно: такой договор страхования до недавнего времени могли признать незаконным. Почему?

В 932-й статье Гражданского Кодекса Российской Федерации («Страхование ответственности по договору») значится вот такая фраза: «Страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом». А какого бы то ни было упоминания о праве перевозчика и экспедитора страховать свою ответственность до марта 2020-го года в законах не было. Не предусматривалась такая мера российским законодательством!

А потому выходило странное дело: страховщики охотно страховали ответственность транспортных и транспортно-экспедиционных компаний, однако при наступлении страхового случая (и нежелании платить) вполне могли отказать в компенсации, сославшись на то, что страховой договор, дескать, противоречит букве закона.

Правда, было одно дело ( Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.04.2010 г. №16996/09 ), которое, казалось бы, еще тогда должно было расставить все точки над i. Во время грузоперевозки похитили груз. Страховщик, заключивший с транспортно-экспедиционной компанией договор страхования ответственности, отказался выплачивать компенсацию, указав на незаконность этого договора. Дело дошло до суда.

Сначала арбитражный суд Нижегородской области вынес решение в пользу транспортно-экспедиционной компании, признав договор действительным, а хищение груза — подпадающим под признаки страхового случая. Однако страховщик подал апелляцию, и Первый арбитражный апелляционный суд отменил первоначальный вердикт: констатировал ничтожность договора, сославшись на ту самую 932-ю статью Гражданского Кодекса РФ и на то, что законом такое страхование ответственности не предусмотрено.

Затем дошла очередь до Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа, который отменил решение апелляционного суда и признал правоту транспортно-экспедиционной компании.

Страховщик не остановился и подал заявление в Высший Арбитражный Суд РФ. Однако, и это самое интересное, Высший Арбитражный Суд оставил предыдущее решение в силе. То есть постановил, что договор страхования ответственности транспортно-экспедиционной компании не противоречит закону, оснований для признания его недействительным нет, а потому страховщик должен выполнить взятые на себя обязательства и выплатить полагающуюся компенсацию.

Но главное — это то, что Президиум Высшего Арбитражного Суда отдельно отметил: содержащееся в его постановлении «толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел».

В общем, казалось бы, вот оно — разрешение всех противоречий! Страхование ответственности транспортно-экспедиционной компании соответствует закону!

Однако несмотря на такую рекомендацию суда высшей инстанции, недоразумения, мягко говоря, все равно продолжались. В марте 2017-го года один из представителей российского рынка грузовых автомобильных перевозок обратился в Государственную Думу с просьбой окончательно решить на законодательном уровне проблему страхования экспедиторской ответственности.

Однако такой законопроект на рассмотрение нижней палаты парламента поступил только через два года — в апреле 2019-го года. Приняли его в трех чтениях в марте 2020-го года, и тогда же он стал законом, легализовав, наконец-то, страхование ответственности экспедитора и перевозчика.

Так, документ дополнил закон о транспортно-экспедиционной деятельности и Устав автомобильного транспорта буквально следующим положением: «Экспедитор (перевозчик) в соответствии со ст. 932 Гражданского кодекса РФ вправе застраховать риск своей ответственности за нарушение договора транспортной экспедиции (договора перевозки груза)».

Теперь, по сути, недобросовестные страховщики уже не могут сослаться на 932-ю статью Кодекса, пытаясь признать заключенный ими договор недействительным.

…Это что касается отечественных особенностей страхования. А что же, собственно, представляют собой страхование груза и страхование ответственности экспедитора/перевозчика?

Страхование груза

Хотя, конечно, далеко не все происшествия с грузом покрываются страховым полисом. Возместят страхователю ущерб или нет, зависит от того, что именно случилось с грузом, по какой причине он (или его часть) был утрачен и входила ли эта конкретная причина в число страховых рисков.

Оговорки Института лондонских страховщиков

Условие B («С ответственностью за полную гибель и повреждения») и условие C («Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения») построены по принципу включения: то есть груз считается застрахованным только от тех рисков, которые перечислены. В их число входят:

Что отдельно стоит отметить: среди перечисленных рисков нет риска противоправных действий третьих лиц (кража со взломом, грабеж, разбой и т.п.). Его включение в страховой полис по условиям B и C оговаривается отдельно и, естественно, предполагает увеличение размера страховых премий.

Казалось бы, условия B и C похожи между собой, однако между ними есть существенная разница: оговорка C предполагает возмещение убытков только в случае полной гибели всего или части груза, за повреждения груза компенсации не выплачиваются (единственное исключение — крушение или столкновение транспортного средства).

Кроме того, есть риски, которые изначально не предусмотрены в страховом договоре (неважно, по какому из трех условий он заключен), однако могут быть добавлены по желанию страхователя (естественно, за дополнительную плату). Это:

Порядок страхования груза

Что касается порядка страхования, то застраховать груз может и поставщик (отправитель), и покупатель (получатель), и перевозчик, и экспедитор. (К слову, если это сделает перевозчик или экспедитор, то, скорее всего, он включит стоимость страхового полиса в счет за свои услуги.) Мало того, один и тот же груз может быть застрахован несколько раз:

Плюс, нередки случаи, когда один и тот же груз страхуется одним и тем же страхователем в разных страховых компаниях, однако в каждой из них на полную стоимость ( двойное страхование ).

Правда, стоит отметить, что российским законодательством сделана попытка избежать неоднократного страхования груза: 4-я статья Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» запрещает экспедитору заключать договор страхования груза от имени клиента, только если такая услуга прямо не предусмотрена в заключенном договоре транспортной экспедиции.

Однако в любом случае, вне зависимости от того, кто являлся страхователем и сколько страховых полисов имеет груз, выгодоприобретателем (то есть тем, кто получит компенсацию за ущерб) будет одно лицо. Это может быть как грузополучатель/грузоотправитель, так и экспедитор или перевозчик. Все зависит от того, как составлен договор страхования, а также какие условия значатся в договорах поставки и перевозки.

Если задействовано несколько страховщиков, то положенные компенсации будут разделены между ними пропорционально полученным страховым премиям.

Полис страхования груза также бывает разным: рейсовым и генеральным. Рейсовый предполагает страхование конкретной партии груза на срок конкретной перевозки, генеральный — страхование разных партий однородного груза на какой-то определенный период (например, на год). Естественно, последний необходим тем, кто регулярно и довольно часто возит одни и те же грузы: не будешь же каждый раз обращаться в страховую?! Использование же первого целесообразно для тех, кто возит грузы от случая к случаю: им, естественно, выгоднее платить за одну перевозку, чем переплачивать за тот срок, когда поставки вообще не осуществляются.

Страхование ответственности экспедитора и перевозчика

По сути, страхование ответственности экспедитора мало чем отличается от страхования ответственности перевозчика. По крайней мере, в их основу положен один и тот же принцип: экспедитор и перевозчик, страхуя свою ответственность, стремятся тем самым покрыть возможные претензии клиента, который понесет убытки именно по их вине, и тем самым избежать банкротства и прочих неприятных последствий.

Однако перечень обычных страховых рисков для экспедитора и для перевозчика все-таки несколько отличается. Не то чтобы выбор этих рисков был жестко регламентирован — скорее, перевозчик с экспедитором выбирают именно те, которые наиболее актуальны именно для их деятельности. Так, экспедитор, как правило, страхует ответственность за груз, косвенные убытки, связанные с его повреждением или утратой, расходы по расследованию обстоятельств произошедшего, по устранению последствий аварии, уменьшению убытков и пр., а также за ошибочные действия и упущения своих сотрудников.

Перевозчик же добавляет к этому:

Однако в любом случае выгодоприобретателем (то есть тем, кто получит страховые выплаты) будет не страхователь, а тот, кто понес убытки из-за деятельности экспедитора или перевозчика.

Но это не значит, что клиент, привлекший к организации перевозки экспедиторскую, не имеющую свой транспорт компанию, сможет получить возмещение убытков и от экспедитора, и от перевозчика. Так как он заключал договор непосредственно с экспедитором, то и предъявить претензию сможет только ему. Страховая экспедитора (если, конечно, случившееся будет признано страховым случаем) возместит ущерб, а потом (при условии, что в повреждении груза виноват перевозчик) подаст регрессный иск перевозчику или его страховщику.

Кстати, в договоре о страховании ответственности экспедитора зачастую предусмотрен специальный пункт: страховая выплачивает компенсации только в том случае, если экспедитор привлекает перевозчиков, застраховавших свою ответственность.

Лимит ответственности

Еще одна важная отличительная особенность страхования ответственности экспедитора/перевозчика в том, что выплаты по этому полису ограничены лимитом ответственности — максимальной суммой, которую страховщик выплачивает по одному страховому случаю. Размеры этой суммы нигде и никем не устанавливаются и зависят исключительно от воли и возможностей страхователя: это может быть и 20 000 долларов США (обычно в этих пределах устанавливают свою ответственность транспортно-экспедиционные компании, занимающиеся только внутрироссийскими перевозками ), и 200 000 долларов (с этого лимита, как правило, начинаются международные перевозки), и больше.

То есть: очень даже может случиться так, что страховые выплаты не покроют весь ущерб, а потому тем, кто не страхует, например, свои грузы (особенно если они ценные), следует, опять-таки, задуматься: стоит ли целиком полагаться на полис ответственности экспедитора/перевозчика.

Стоимость страхового полиса

Стоимость страхового полиса зависит от срока, лимита ответственности, номенклатуры перевозимых грузов и статистики убытков. Для перевозчиков также от количества транспортных средств в автопарке и типов подвижного состава.

Что еще интересно, страхование ответственности экспедитора/перевозчика развито лучше, нежели страхование груза, однако в любом случае низкая страховая культура и огрехи в законодательстве тормозят развитие страховых услуг на внутреннем рынке.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *