Что такое страна мертвых у первобытных людей
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Подведём итоги и сделаем выводы
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
Как человечество придумывало загробный мир и как ученые узнают об этом?
Человечество верило в загробное существование, по меньшей мере, со времен палеолита. То есть — во все времена своего существования.
Есть обоснованное мнение, что такие представления были уже у неандертальцев. Священных книг они, конечно, не оставили — просто потому, что писать не умели. Зато оставили характерные захоронения, по которым у неандертальцев, как пишут в некоторых книгах, «можно предположить наличие зачатков примитивных религиозных верований». «Зачатков» и «примитивных» — видимо, потому что у неандертальцев. Которые как бы недо-люди.
Хотя судя по захоронениям, религиозные представления неандертальцев не сильно отличались от того, во что верили наши прямые предки 4000 лет назад.
Покойным в неандертальских захоронениях придана «поза эмбриона»: на боку, с согнутыми ногами и приведенными к груди коленями. Это положение не бывает случайным. Чтобы придать ее, умершего связывают или подрезают связки. Фото: Источник
Ученые исходят из предположения, что без причины ничего не делается. И придание покойному «позы эмбриона» указывает, что его «положили в материнскую утробу». Зачем? Вероятно, верили в переселение душ и готовили к новому рождению?
К тому же некоторые тела покрыты охрой. Гипотез тут две: имитация огня и крови. Огонь мало вяжется со «скорченной» позой. Зато кровь отлично сочетается с идеей рождения.
Аналогичный обряд есть и у древних homo sapiens. И не только у первобытных. Например, праславяне (а речь у нас пойдет в основном о будущих восточнославянских территориях) хоронят так до середины II тысячелетия до н.э. А кое-где этот обряд сохраняется аж до нашей эры.
Не исключено, что предки полагали: человек способен родиться в теле животного. С достоверностью это неизвестно: праславяне бронзового века также не оставили записей вообще и священных текстов в частности. Но учитывая наличие культа животных, элементов тотемизма, вера в возможность перерождения животным возможна.
Но память об этом дошла до нас разве что в фольклоре. Многие и не подозревают ни о существовании этого способа, ни о стоявших за ним некогда верованиях. Слишком давно это было и слишком изменились с тех пор религиозные взгляды. К. Е. Маковский, «Похороны ребенка в деревне», 1872 г.
Источник: artchive.ru
С течением веков способ захоронения меняется. Прежде всего, тело «распрямляется»: «поза эмбриона» сменяется «позой спящего». Это однозначно говорит об изменении взглядов на загробный мир, исчезает вера в реинкарнацию. Люди окончательно отделяют себя от природы. Теперь человек и после смерти остается человеком.
Как иначе покойный предок мог бы оберегать место, где он похоронен, или покровительствовать посевам?
Существовал и ещё один способ: кремация.
Обычай сжигать тела также сменяет скорченные захоронения в бронзовом веке. С чем связано это изменение? Как и прежде, смена обряда — следствие изменений в представлениях о загробном мире!
До сих пор покойного готовили к новому рождению, либо хоронили, в буквальном смысле «отправляя» в землю. Теперь же душу стремятся поскорее освободить от тела. И не просто освободить, в истории бывали разные ритуалы «освобождения», оставление тела диким зверям и снятие плоти с костей «вручную». Почему именно кремация? Вероятно, этот обычай прямо связан с более ранними обрядами сжигания жертв. Так, чтобы дым от сожжения шел прямиком к небу.
В этом и суть обряда кремации: душа, освобождаясь от тела, поднимается в расположенный на Небесах Рай, Ирий. Г. И. Семирадский, «Похороны знатного руса в Булгаре», 1883 г.
Источник: artchive.ru
Это уже не просто предположение. Существуют свидетельства современников — арабских купцов и путешественников. Есть и «свидетельские показания» путешественника IX века Ибн Фадлана, присутствовавшего на похоронах знатного руса. Больше того, Ибн Фадлан не только описывает славянский обряд кремации, но выяснил у славян и записал его интерпретацию. Пускай это гораздо более позднее время — обряд примерно тот же самый.
Кремация — обряд более сложный и по форме, и по сути. Да и с ингумацией все не так просто.
Вы не задумывались, почему современные гробы такой формы? А почему гроб называют «домовиной»? В. Г. Перов, «Проводы покойника», 1865 г.
Источник: hudojnik-peredvijnik.ru
Да потому, что он и происходит от дома — «дома мертвых», небольшой имитации «дома живых». В домовину и помещались тело или останки, собранные после кремации.
А дальше — разнообразие вариантов. Я уже говорил, что скорченные захоронения сменяются и выпрямленными, и кремацией. Эти способы и сосуществуют, и сочетаются.
Наверное, самый логически «чистый» способ — когда закапывается домовина с телом. Здесь покойный вместе с «домом мертвых» отправляется в подземный загробный мир.
Сруб мог ставиться на могиле, как современные надгробия. Символический смысл тот же, плюс сруб служит обозначением могилы.
Прах после кремации также клали в домовину. Или хоронили: просто в землю либо в сосуде-горшке. И вот тут уже появляется двойственность: душа оправляется к небу, тело — в землю. Прах предка призван покровительствовать живущим… а значит, видимо, с прахом остается и какая-то часть души?
«Дома мертвых» ставятся вдоль дороги к селению:
«собравшее кости, вложыху в судину малу, и поставляху на столпе на путех; еже творят вятичи и ныне».
Кстати, горшок здесь — аналогичен горшку для приготовления обычной или ритуальной пищи. Это тоже отражает связь культа предков с плодородием. В религиозных обрядах нет ничего случайного, здесь все символично!
Почти все… В ряде случаев, у праславян и славян, к захоронениям переходили не из-за смены мировоззрения, а из-за внешних условий.
Ясно, что родовое кладбище — место сакральное. Пока люди живут на одном месте — все нормально. А если приходится мигрировать? Придут чужаки, для кого твое родовое кладбище — рассадник навьев. Что сделают с вашим «поселком предков»? А как люди во все времена защищали оставленные ценности? Правильно, прятали! Самое простое — в землю. В этом случае тело по-прежнему сжигают и, помещая в домовину, захоранивают в могиле или насыпают сверху курган. В. М. Васнецов, «Тризна по Олегу», 1899 г.
Фото: ru.wikipedia.org
Но не все курганы произошли таким образом. Кто-то, например, скифы, кремацию не использовали. Возможно, их курганы — символ… земного шара, точнее — горизонта. Кому как не кочевнику, передвигающемуся верхом по открытым пространствам, привычно смотреть на горизонт?
С течением веков что-то меняется, смешиваются народы, смешиваются обычаи. Появляется, например, «синтетический» обряд: захоронив тело, установить на кургане домовину. А затем сжечь её. Или разжечь огонь вокруг кургана.
Все эти действия с огнём — пережитки кремации, имитация некогда вполне осмысленного «вознесения» вместе с дымом освобожденной от тела души. Все эти изменения в похоронном обряде отражают, прежде всего, изменения в мировоззрении.
Я попытался дать самый общий обзор того, как это происходило на территории нынешней России.
Вообще же, все три типа погребений (а значит, и пережитки архивных верований) тысячелетия и сосуществовали. Даже скорченные захоронения изредка встречаются еще в первые века нашего тысячелетия. А Нестор-летописец упоминает, что вятичи «и ныне» сжигают покойников, а прах в «судине малой» ставят «на путех». «Ныне» — это времена летописца, XII век… Курган вятичей в ландшафтном заказнике Тёплый Стан (Москва)
Фото: VickRomanoff, ru.wikipedia.org
Конечно, вятичи дольше других восточных славян сохраняют архаичный уклад. Но это не такое уж захолустье, земли вятичей лежат в бассейне Оки, примерно между нынешними Воронежем и Рязанью. Вполне цивилизованные места! В это время активно застраивается городами Залеская Русь. У вятичей же — свои, древние города: например, те же Муром и Старая Рязань.
А чуть позже этого времени на краю вятичских земель основывается Москва…
А обряды ингумации, сопровождаемые огнём и «творением дымов», кое-где на Руси практикуют ещё в XII−XIII веках, и не только «в народе», но и в давно вроде бы христианизированных верхних слоях общества.
Да и современные христианские обряды, по меньшей мере, по форме, напоминают те, древние обряды. Может быть, во многом от них и происходят. Конечно, гробы упоминаются и в Библии, так что христианский обряд заимствует их оттуда, а не от языческой домовины… наверное. Но очень уж похоже!
Душа возносится в небесный Рай, тело опускается в землю. Да, под это подводится библейское обоснование: «прах к праху»; тело возвращается в субстанцию, из которой оно было создано. Сверху — холмик, подозрительно напоминающий курган. Иероним Босх, «Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)», 1516 г.
Источник: artchive.ru
Впрочем, здесь я встаю на скользкую дорожку, рискуя приписать христианскому обряду то, чего там может и не быть. О правилах христианского погребения и его символизме поговорим отдельно…
innadocenko
Инна Доценко
Погребения первобытных людей и их религиозные представления о рождении и бессмертии (эпоха палеолита
Книга: Доценко И.И. Погребения первобытных людей и их религиозные представления о рождении и бессмертии
(эпоха палеолита),М.,2012
Введение
Неандертальцы и их погребения
Места заселения и пути миграций в верхнем палеолите
Верхнепалеолитические захоронения
Материнская утроба
Место рождения и ухода в вечность
Символ крови, огня и света
Душа
Источник жизни
Второе рождение
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ И ИХ ПОГРЕБЕНИЯ
Палеолит (или древнекаменный век) – древнейшая эпоха в истории человечества. Он делится учеными на несколько периодов, из которых самым поздним принято считать верхний палеолит (50-10 тыс) (1). В среднем палеолите, в эпоху предшествующую верхнему палеолиту, на земле обитали неандертальцы. О них и их духовной жизни свидетельствуют их многочисленные погребения.
До недавнего времени ученые представляли неандертальцев некими недочеловеками, покрытыми густой шерстью, которые в дальнейшем ходе эволюции преобразились в людей современного типа. Но в ходе подлинного научного изучения, в конце концов, было установлено, что неандертальцы являются вполне полноценными людьми. К тому же последние достижения генетики показали, что они представляли собой давно вымерший изолированный человеческий род, не оставивший после себя никакого потомства.
На сегодняшний день неандертальцы – самые древние жители Европы. И, как подобает европейцам, они были светлокожи (о светлокожести свидетельствуют их ДНК). К тому же если не все, то многие из них были еще и рыжеволосыми. «Различия между ними и нами далеко не столь велики, как принято думать. Внешне, конечно, они были не очень на нас похожи, но вот во всем остальном – от технологии производства орудий и способов добывания средств существования до отношения к себе подобным, к живым и умершим сородичам – на первый план выходит именно сходство. Создается впечатление, что в тех областях деятельности, о которых можно составить хоть какое-то представление по антропологическим и археологическим данным, неандертальцы практически ни в чем не уступали гомо сапиенс… Даже тезис об интеллектуальном превосходстве палеолитических гомо сапиенс над их современниками, до сих пор воспринимаемый большинством из нас как нечто само собой разумеющееся, в свете накапливающихся данных теряет былую аксиномичность. Превратить его в теорему пока не удается из-за отсутствия сколько-нибудь убедительных доказательств… Нельзя исключить, что не исчезни неандертальцы с лица земли 25-30 тыс. лет назад, они продвинулись бы в культурном отношении много дальше, чем это имело место в действительности» (Вишняцкий Л.Б. Неандертальцы: история несостоявшегося человечества, Спб., 2010, стр.259).
Примечания
1) В настоящее время многих смущает проблема библейского летоисчесления. В Византии и в допетровской Руси счет годов велся «от сотворения мира», а не от Рождества Христова. «Этот счет годов подвергается неустанным насмешкам противников веры и иногда соблазняет своей краткостью и некоторых верующих, встречающихся в научных изысканиях с необходимостью представлять себе историю нашей земли гораздо более продолжительной… Непреложное Божие слово, Святая Библия, не дает нам хронологических таблиц. Она дает только годы жизни патриархов- потомков Адама от начала мира до потопа и потом от потопа до Авраама. Подчитывая эти годы, некий благочестивый инок Средневековья Дионисий Малый (тот же, кто вычислил и год Рождества Христова) высчитал годы от сотворения мира, и эта эра исключительно по соображениям ее удобства была принята в Византии, а от Византии заимствована Россией. Однако, если мы приглянимся к тексту Св. Библии, мы увидим, что она не дает ключа к хронологии. Что говорит Библия? «Адам жил 230 лет и родил сына по подобию своему, и нарек имя ему Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было 700 лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адама было 930 лет». И так о каждом потомке Адама даются годы жизни его от рождения упоминаемого чада и после сего. Но дело в том, что библейское выражение «такой–то сын такого-то» и «такой-то родил такого-то» совсем не всегда значат, что данный такой-то был непосредственным сыном такого-то. И в Ветхом Завете мы видим, как почти о всех царях иудейских говорится: «делал он, как Давид, отец его». И в Новом Завете Христос Спаситель именуется сыном Давида, сыном Авраама и сыном Адама. А в родословной Господа, приводимой ап. Матфеем, мы видим, что когда евангелист говорит: «Озия родил Иоафама», то пропускает 4 поколения (ср.Мф. 1,9 и ; Цар. 11 и 15 гл. и 1 Цар. 3, 10). Следовательно, когда Библия говорит, что Х есть сын Y, то мы должны только понимать, что икс является прямым потомком игрека, а сколько между ними поколений- сказать нельзя. Озия родил Иоафама, но между ними 4 поколения, Христос Спаситель- сын Давидов, но между ними 30 с лишним поколений, Христос Спаситель- сын Авраамов, но между ними почти 50 поколений, Христос Спаситель- сын Адамов, но между ними огромное, не поддающееся даже приблизительному счету множество поколений. Но одно непреложно и абсолютно достоверно мы знаем при этом: если кого-либо Св. Библия называет сыном такого-то, то, без сомнения, он является его прямым потомком. Христос Спаситель- Сын Давидов, сын Аврамов, сын Адамов, потому что Он- прямой их потомок. И это-то подчеркнуто утверждает Св. Писание, потому что именно это нужно нам знать, чтобы во Христе непреложно узнать Спасителя мира, возвещенного Богом первым людям в начале их земной истории, Аврааму при его переселении в землю обетованную и Давиду при его покаянии, узнать Того, Кого пророки провозвещали именно как Сына Давидова и Сына Аврамова» (Нафанаил (Львов) архиеп. О Святой Библии, СПб., 2007, стр.66).
2) «Неандертальцы обитали преимущественно в районах с довольно суровым климатом и снежными зимами, и поэтому трудно представить, что они могли обходиться без одежды и обуви… несмотря на холодоустойчивую конструкцию, богатый белками и жирами рацион… они все же должны были испытывать необходимость в искусственном утеплении тела. Во всяком случае, пережить пики похолоданий, не оградив себя хоть в какой-то мере от воздействия стихий, им вряд ли удалось бы» (Вишняцкий Л.Б. Там же, стр.140).
3) Всего там было обнаружены остатки девяти неандертальцев.
4) Некоторые виды этих цветов до сих пор известны в Загросских горах Ирака и используются местными жителями как лекарственные растения.
Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Данную тему учащиеся проходят в пятом классе, на уроках истории. В одном из домашних заданий есть аналогичный вопрос, на который нужно ответить. В давние времена люди испытывали уважение к загробному миру, они верили в жизнь после смерти и в то что рано или поздно встретятся со своими родственниками в другом мире. Именно поэтому в могилах, которые находят во время проведения раскопок археологи, иногда обнаруживают остатки, которые могли быть предметами быта и одежды. Люди верили в то что в » стране мертвых» существует своя жизнь: там также надо добывать себе пищу и воду, носить одежду и украшения. То есть жизнь была похожа на ту, которая была в реальном времени.
Так, если племя занималось собирательством, то в захоронения клали корзины, посуду, инструменты для обработки плодов, корней, семян.
Верили, что в загробной жизни человек также будет есть и пить, страдать от холода, поэтому не забывали положить одежду, хорошую крепкую обувь, провизию.
Если под первобытными людьми подразумеваются те, племена, которые существовали до появления письменности или других способов увековечить свое пребывание на этой земле, то отталкиваться стоит от их захоронений. Так как в те времена в могилу клали различные предметы, то логично будет предположить, что все это понадобится человеку и в его следующей жизни или в загробном мире. То есть там им тоже придется охотиться, изготовлять себе орудия труда, шить одежду и так далее. Может быть это все будет протекать в изобилии или как-то очень хорошо и приятно, все же это загробный мир и наверняка отличается в лучшую сторону от земной жизни.
Люди эпохи палеолита испытывали страх и благоговение перед загробным миром, это подтверждают древние артефакты, найденные в пещерах по всему миру. Археологи говорят о погребальных ритуалах, которые указывают на то, что палеолитические и неолитические люди верили в то, что после смерти они встретятся где-то в другом мире. Поскольку не сохранилось пещерных рисунков на эту тему, невозможно сказать конкретно, каков был их образ загробной жизни.
Однако религия, пусть и в зачаточной форме, явно присутствовала: они испытывали благоговение, страх, практиковали некоторые ритуалы.
Религия, как и культура, эволюционировала. Шумеры, в отличие от первобытных людей до них, уже поклонялись богам и богиням, изображая их похожими на людей, с человеческими потребностями и слабостями.
Боги нужны были людям всегда, как минимум, для того, чтобы объяснить те или иные явления природы.
В давние времена люди представляли, что после того как человек умер, он переносится в другой мир, поэтому зачастую при захоронении клали в гроб разные вещицы, которые могли бы помочь в другом мире.
К примеру, древние греки обязательно клали мертвецу монетку, считалось что этой монеткой он будет расплачиваться с Хароном, когда тот его будет перевозить через Стикс.
Прежде чем душа попадет в рай она должна пройти испытание. Некоторые народы были уверенны, что когда человек умирает, его плохие и хорошие поступки взвешивают на весах и от этого зависит куда он попадет в рай или ад.
Многие испытывали страх и благоговение, считали, что им надо будет пройти некие испытания, чтобы оказаться в другой жизни, в хорошем месте. Племена то разные были. О загробной жизни и верований в нее есть много наскальных рисунков, которые расшифровали ученые, и находят археологи. Многие люди верили в духов в частности животных, и что они помогут умершим в другой жизни. Кто-то считал, что на том свете есть солнце, воздух, вода, пища и т.п.
Первобытные люди верили в загробный мир, верили в то, что есть жизнь после смерти.
Для того, чтобы после смерти человек ни в чём не нуждался, в гроб к мертвецу всегда ложили одежду, предметы обихода, украшения.
Никто не верил в фантазии маленького мальчика. Но через год случилось несчастье. Толик был в гостях у соседки, родной тетки. Она сняла горячий суп и поставила на лавку и не очень то приглядывала за племянникам. Толик обварился этим супом совсем, немного. Но маленькие ожоги оказались на голове. Они то и дали смертельную болезнь: заражение крови. Толик умер.
Наверное, он улетел на небо ангелом. Ведь у такого маленького ребенка и грехов-то быть не могло.
Про мальчика Толика вы еще можете почитать в моем сочинении:
Во сне никто не ощущает себя душой, а все чувствуют себя самими собой.
Астральный мир описан с массой подробностей в книжках:
Как в земной жизни люди мало думают о своей душе, так и там люди занимаются тем, чем
привыкли заниматься здесь.
Там есть доступ к любой информации, но ограниченность представлениями этой жизни
мешает многим открыться новому знанию.
Еще раз, занимаются там чем-то люди, а не души.
Материя того мира послушна мысли, поэтому там достаточно подумать о чем-то, чтобы это произошло.
Эта особенность астральной материи представляет сложность для землян, поскольку
у нас хаос в головах, и
этот хаос будет материализоваться там.
А если все не так? А если та действительность вообще другая и пугающая?
Но то, что мы бы не жили, как сейчас живем, при том знании, это точно.
Хотя это очень интересная тема и многим она интересна.
Но и все ответы на ваш вопрос будут тоже субьективны и это будут тоже догадки.
Но заметьте, что знания поступают к нам хоть и по чайной ложке в столетие, но поступают!
В нашем веке нам доступно намного больше знаний, чем, хотя, бы в 19 или 20!
Может быть, когда-нибудь, истинные знания будут доступны людям в полном объеме в далеком-далеком будущем.