Что такое стратегическая авиация
Сильные и слабые стороны авиационной составляющей стратегических ядерных сил России
Российская стратегическая авиация и конкуренты
В настоящее время Китай работает над созданием аналога российской крылатой ракеты Х-101. При этом в арсенале китайских «стратегов» есть и обычные образцы вооружений, к примеру, достаточно эффективные противокорабельные ракеты, которые могут представлять опасность в первую очередь для авианосных групп США. При этом осенью 2018 года китайские СМИ сообщили о том, что в КНР разрабатывается стратегический бомбардировщик нового поколения, который станет аналогом американского стратегического бомбардировщика B-2. Известно, что новый малозаметный стратегический бомбардировщик Xian H-20 разрабатывается Сианьской авиационно-промышленной корпорацией. Машина должна быть представлена публике в ноябре 2019 года на мероприятии, которое будет посвящено 70-летию Военно-воздушных сил КНР. Судя по имеющимся данным, Xian H-20, как и американский B-2, выполнен по схеме «летающее крыло». Характеристики новинки держатся в секрете. Предполагается, что самолет может оказаться на вооружении ВВС НОАК к 2025 году, постепенно заменив устаревшие Xian H-6. Учитывая успехи Китая в создании истребителя пятого поколения и общий уровень развития экономики и промышленности, нет оснований сомневаться в реальности озвученных планов. Скорее всего, китайская новинка появится раньше, чем российский аналог – ПАК ДА.
При совершении боевых вылетов на максимальную (межконтинентальную) дальность полета (несколько тысяч километров) стратегические бомбардировщики именно из-за дальности становятся уязвимы для атак истребителей противника. Также большая дальность представляет трудности с организацией истребительного прикрытия собственной авиацией. В то же время против современных ЗРК эти огромные самолеты также уязвимы и защитить их от зенитных ракет не сможет и истребительное прикрытие. Выходов из ситуации может быть три. Все три реализованы только в США. К примеру, тихоходный и огромный по размерам стратегический бомбардировщик В-52, самому молодому из которых скоро исполнится 60 лет, является носителем крылатых ракет воздушного базирования, которые могут применяться до входа в зону действия ПВО противника (также могут использоваться и российские «стратеги»). Американский стратегический бомбардировщик В-1 пользуется сочетанием малозаметности и способностью выполнения длительных полетов на малых высотах, а стратегический бомбардировщик В-2, выполненный по технологии Стелс, тяжело обнаружить даже с использованием современных РЛС. Данный бомбардировщик в состоянии дойти до цели на большой высоте. И бомбардировщик В-1, и В-2 должны доставлять ракеты малой дальности и бомбы, как можно ближе к цели.
Развитием концепции, заложенной в В-2, должен стать новый американский стратегический бомбардировщик B-21 «Райдер», в перспективе он должен прийти на смену всем трем предыдущим типам американских «стратегов». В настоящее время на вооружении ВВС США находится 20 стратегических бомбардировщиков Northrop B-2A Spirit, 61 Rockwell B-1B Lancer и 70 Boeing B-52 Stratofortress, суммарно 151 самолет. Заменить их планируется примерно сотней бомбардировщиков B-21.
Россия в настоящее время не имеет «аналога» американского бомбардировщика В-2, им может стать лишь проект ПАК ДА, если он будет реализован на практике. В то же время аналогом В-52 легко можно назвать нашего старожила – Ту-95МС – тихоходный огромный самолет, способный нести от 6 до 16 крылатых ракет воздушного базирования (дальность полета подобных ракет, оснащенных ядерной БЧ, достигает 3500 километров). Другой российский стратегический бомбардировщик Ту-160 внешне напоминает американский B-1, он также в состоянии выполнять полеты на малых высотах и обладает малой заметностью. При этом «американец» обладает небольшой сверхзвуковой скоростью (1,2 Маха), тогда как Ту-160 в состоянии летать со скоростью до 2,1 Маха. Помимо этого В-1 лишен возможности нести крылатые ракеты, а Ту-160 может нести до 12 ракет X-55. При этом оба российских «стратега» в состоянии применять неядерные крылатые ракеты Х-555 и Х-101, которые уже успешно использовались в Сирии, а также обычные авиабомбы (до 40 тонн на Ту-160 и до 21 тонн на Ту-95МС).
В настоящее время в России реализуется программа модернизации бомбардировщика Ту-160 до версии Ту-160М2. Благодаря обновленным двигателям самолет сможет увеличить дальность полета на тысячу километров, что примерно на 10 процентов повысит его эффективность. Помимо этого самолеты Ту-160М2 получат новую авионику, системы РЭБ, средства контроля, новые системы управления вооружением. Как отмечает американское издание The National Interest: «В отличие от американских стратегических бомбардировщиков B-2 «Спирит» и даже перспективных B-21 «Райдер», российские «стратеги» рассчитаны на поражение наземных целей, находясь внутри плотно закрытого воздушного пространства, используя крылатые ракеты большой дальности». Американские эксперты считают, что бомбардировщики Ту-160М2 получат крылатые ракеты-невидимки нового поколения, о чем ранее говорил замминистра обороны России Юрий Борисов. По его словам, эти новые ракеты превзойдут имеющиеся X-55, X-555 и даже X-101.
Боевой состав российской Дальней Авиации
Как отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Анатольевич Храмчихин в статье «Воздушные стратеги» в Независимом военном обозрении, на сегодняшний день стратегические бомбардировщики российской Дальней авиации входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных дивизий. В Саратовской области в городе Энгельс дислоцирована 22-я дивизия. На ее вооружении находятся все имеющиеся в строю 16 бомбардировщиков Ту-160, в том числе 6-7 самолетов, которые были модернизированы до версии Ту-160М, а также 14 турбовинтовых бомбардировщиков Ту-95МС, в том числе 7-8 машин, модернизированных до версии Ту-95МСМ. Вторая тяжелая бомбардировочная дивизия – 326-я – дислоцирована в Амурской области в поселке Украинка. Здесь на вооружении находятся 28-29 бомбардировщиков Ту-95МС, включая 1-2 модернизированных Ту-95МСМ.
Дальние бомбардировщики Ту-22М3 входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиационных полков. 52-й полк дислоцируется в Калужской области на аэродроме Шайковка. На его вооружении находится 17 самолетов Ту-22М3, из которых три машины оборудованы специализированной вычислительной системой СВП-24 «Гефест», которая позволяет применять обычные авиационные бомбы с эффективностью приближенной к высокоточному оружию. 200-й полк дислоцируется в Иркутской области на аэродроме Белая, в его составе находится от 17 до 24 бомбардировщиков Ту-22М3, в том числе 1-2 машины с системой СВП-24 «Гефест». Помимо этого в составе 40-го смешанного авиационного полка в Мурманской области на аэродроме Оленья имеется еще два бомбардировщика Ту-22М3.
Под Рязанью на аэродроме Дягилево дислоцируется 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации ВВС России. На вооружении центра находится до 5-9 бомбардировщиков Ту-22М3 (в том числе 2-3 машины с «Гефестом») и до 7-8 бомбардировщиков Ту-95МС. Еще три дальних бомбардировщика Ту-22М3 имеются в распоряжении других учебных центров ВКС России, не относящихся к Дальней авиации. Два или три стратегических бомбардировщика Ту-160 имеются в распоряжении ЛИИ имени Громова в подмосковном Жуковском, однако данные самолеты не считаются боевыми единицами. До 150 самолетов Ту-22М3 находится на хранении.
Перспективы Дальней авиации
Сегодня можно говорить о том, что военный конфликт в Сирии позволил на практике оценить возможности российской Дальней авиации, как одного из инструментов внешней и военной политики страны. Развитие Дальней авиации, безусловно, будет продолжаться, как и всей ядерной триады. Планируется, что основным стратегическим бомбардировщиком станет ПАК ДА – Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации, разработка которого в России ведется с 2009 года. Однако, по информации из открытых источников, самолет, который в концептуальном плане является российским ответом на B-2, даже по самым оптимистичным прогнозам не появится на вооружении до 2028 года.
Последнее обстоятельство, по всей видимости, является объяснением активных работ по проекту Ту-160М2 и появлению планов модернизации имеющегося парка бомбардировщиков Ту-22М3 до версии М3М. По мнению американских экспертов журнала The National Interest, вариант с модернизацией Ту-160 до версии Ту-160М2 технически и экономически более оправдан и более эффективен, чем резкий переход к разрабатываемому стелс-бомбардировщику ПАК-ДА. Эксперты издания отмечают, что Москва все равно не откажется от создания ПАК-ДА, однако в краткосрочной и среднесрочной перспективе возможностей модернизированного Ту-160М2 будет достаточно.
Как считает Александр Храмчихин, подобный подход российских властей временно улучшает ситуацию, но не решает до конца саму проблему. По его словам, опыт других видов ВС России показывает, что модернизация старых советских образцов вооружений идет в стране гораздо успешнее, чем создание принципиально новых российских боевых систем. Через десять лет это может стать очень большой проблемой, которую невозможно будет решить без «реанимации» в России системы науки и образования, которым не уделяется должного внимания.
Стратегическая авиация России
• Однако из-за неопределённости критериев с одной стороны, и политической конъюнктуры с другой, некоторые страны могут называть свои дальние, тактические и оперативные бомбардировщики стратегическими (Xian H-6A — ВВС Китая, Vickers 667 Valiant — ВВС Великобритании, Mirage 2000N — ВВС Франции, FB-111 — ВВС США).
История вопроса
• Стратегическая авиация, в полном смысле этого термина, начала активно развиваться в первые годы холодной войны. Тем не менее к стратегическим бомбардировщикам часто относят B-29 ВВС США времён Второй мировой войны.
• Во время Второй мировой войны стали появляться и проекты действительно межконтинентальных бомбардировщиков. В Германии и Японии существовали планы использования таких бомбардировщиков для налётов на США с территории Европы и Азии соответственно. В США, в свою очередь, разрабатывался проект межконтинентального бомбардировщика для налётов на Германию в случае падения Англии — в итоге дальнейшего развития этого проекта во второй половине 1940-х годов началось массовое производство первого «настоящего» стратегического бомбардировщика В-36. Однако B-36, будучи поршневым самолётом, вскоре стал достаточно уязвимым для быстро совершенствовавшихся реактивных истребителей, несмотря на свою очень большую (для тех лет) высоту полёта. Тем не менее, в течение ряда лет B-36 составляли основу стратегических ядерных сил США.
• С развитием новых технологий стратегические бомбардировщики получили сверхзвуковую скорость и способность летать на предельно малых высотах (B-1, Ту-160), а в некоторых случаях и пониженную радиолокационную заметность (B-2). Данный комплекс характеристик увеличивает вероятность успешного проникновения в чужое охраняемое воздушное пространство.
• Тем не менее, высокая стоимость создания и содержания самолётов данного типа, а также их невысокая эффективность в конфликтах малой интенсивности, не даёт возможности быстро заменить авиапарк, и некоторые типы самолётов остаются на вооружении в течение нескольких десятилетий (B-52 и Ту-95). Однако моральное и техническое старение машин данного типа вызывает необходимость их замены. Так в США была запущена программа по разработке нового бомбардировщика для замены B-52 (после 2030 года, когда предварительно, самолеты данного типа должны будут сняты с боевого дежурства). В России же планируется Ту-95 заменить на модернизированные Ту-160 после 2015.
Стратегическая авиация
• Стратегические бомбардировщики, находящиеся на вооружении Вооруженных сил России, входят в состав 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения). По состоянию на июль 2009 года в составе 37-й воздушной армии находилось 76 стратегических бомбардировщиков двух типов, способных нести до 856 крылатых ракет большой дальности:
Ту-95МС — 63 шт.
Ту-160 — 13 шт.
• В состав 37-й воздушной армии входят две тяжелых бомбардировочных дивизии, на вооружении которых состоят стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС. Кроме этого, в составе армии находятся четыре тяжелых бомбардировочных дивизии с бомбардировщиками Ту-22М3 (Backfire).
• 22-я гвардейская тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в городе Энгельсе (Саратовская область), в составе дивизии находится 13 бомбардировщиков Ту-160 и 23 бомбардировщиков Ту-95МС. Кроме этого, в состав дивизии входит 203-й полк самолетов-заправщиков Ил-78, базирующийся в Рязани.
• 326-я тяжелая бомбардировочная дивизия базируется в Украинке (Хабаровский край), всего на базе в Украинке находится 40 бомбардировщиков Ту-95МС.
Стратегические бомбардировщики
• Стратегический бомбардировщик Ту-95МС (по классификации НАТО — Bear «Медведь») был создан в КБ А. Н. Туполева. Серийное производство самолета осуществлялось в 1984-1991 гг. на авиационном заводе в г. Куйбышеве (в настоящее время авиационный завод Авиакор, г. Самара). Бомбардировщик оснащен турбовинтовыми двигателями, является самым быстрым винтовом самолётом. 30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолетов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.
Максимальная взлетная масса — 187 т
Максимальная скорость — 925 км/ч
Боевой радиус — 6 500 км
Дальность полёта — 15 000 км
Практический потолок — 12 000 м
Длина — 47,1 м
Размах крыльев — 50,1 м
Высота — 13,2 м
Боевая нагрузка — 12 000 кг
Экипаж – 7 человек
Максимальная взлетная масса — 275 т
Предельная скорость на высоте — 2230 км/ч
Крейсерская скорость — 920 км/ч
Практическая дальность — 14600 км
Боевой радиус — 6000 км
Продолжительность полёта — 25 ч
Практический потолок — 15000 м
Скороподъёмность — 4400 м/мин
Длина разбега/пробега — 900—2000 м
Длина — 54,1 м
Высота — 13,1 м
Размах крыла — 55,7/50,7/35,6 м
Боевая нагрузка — 40 000 кг
Экипаж — 4 человека
Вооружение
• В двух внутрифюзеляжных отсеках может размещаться до 40 тонн вооружения, включающее несколько видов управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих авиабомб и других средств поражения, как в ядерном, так и в обычном снаряжении.
• Состоящие на вооружении Ту-160 стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух многопозиционных ПУ револьверного типа) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в память ракеты перед вылетом бомбардировщика. Противокорабельные варианты ракет имеют радиолокационную систему самонаведения.
• Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырёх пусковых установках).
Крылатые ракеты
• Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 (несекретное название — РКВ-500, по классификации НАТО — AS-15 «Kent»), разработана в МКБ Радуга (г. Дубна, Московская область). Производство ракет с 1983 года осуществлял Дубнинский машиностроительный завод.
• Совершает полёт на дозвуковых скоростях на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности. Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами. Имеет ядерную боеголовку мощностью 200кт. Система наведения инерциальная с коррекцией на конечном участке полета.
Длина — 8,09 м;
Диаметр корпуса — 0,77 м;
Размах крыльев — 3,10 м;
Стартовая масса — 1700 кг;
Скорость полёта — 0,5-0,8 М (600-970 км/ч);
Дальность полёта — 3000 км;
Круговое вероятное отклонение — 150 м.
Двигатель – турбореактивный, Р-95-300.
• Был разработан также вариант ракеты Х-55СМ, обладающий большей дальностью за счет дополнительных топливных баков. Этот вариант обозначается РКВ-500Б. В 1999 году были проведены испытания модернизированного варианта ракеты, ставшего известным как Х-555. Сообщалось, что Х-555 представляет собой неядерный вариант Х-55.
• В настоящее время в России ведётся работа над новой крылатой ракетой, которая по всей видимости призвана будет заменить Х-55 и её варианты. Новая ракета в обычном оснащении стала известна как Х-101, вариант ракеты в ядерном оснащении известен как Х-102.
• Гиперзвуковая аэробаллистическая ракета Х-15 (другое название РКВ-15, по классификации НАТО — AS-16 «Kickback»). Совершает полёт по баллистической траектории до высоты около 40 000 метров, а затем снижается к цели, развивая при этом скорость до 5 Мах (порядка 6000 км/час). Предназначена для применения против стратегически важных стационарных наземных целей с заранее известными координатами.
• Ракета Х-15 имеет бескрылую схему с консольным цельноповоротным оперением. За счет высокой скорости полета корпус ракеты испытывает значительные аэродинамические нагрузки и нагрев, для обеспечения требуемого запаса прочности он выполнен из титана, имеет наружную теплозащиту и внутреннюю теплоизоляцию. Поверхность планера ракеты покрыта специальным металлизированным покрытием для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении. Пуск ракет Х-15 производится с помощью многопозиционной роторной (револьверного типа) установки МКУ6-1.
Днём рождения дальней авиации (ДА) России считают 23 декабря, поскольку в этот день в 1914 году Николай II подписал указ о создании эскадры самолётов «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжёлых четырёхмоторных бомбардировщиков.
Современный вид ДА начала приобретать в период холодной войны. 1950—1970-е годы стали периодом бурного развития советской дальней авиации.
Первым оригинальным стратегическим реактивным бомбардировщиком СССР стал Ту-16 «Барсук», который совершил первый полёт 27 апреля 1952 года. Спустя полгода в небо поднялся турбовинтовой Ту-95 «Медведь». В 1969 году СССР обрёл сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22 (по кодификации НАТО — Blinder).
Вершиной развития советской конструкторской мысли стал Ту-160 «Белый лебедь» (по кодификации НАТО — Blackjack), который находится в эксплуатации с 1987 года. В настоящее время на вооружении ВКС стоят глубоко модернизированные версии советских машин: Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 (в том числе Ту-160М1). Кроме того, к ДА относят самолёты-разведчики Ту-22МР и топливозаправщики Ил-78.
Данные о количестве дальних самолётов, которыми обладают ВКС России, сильно расходятся. По информации отечественных СМИ, в авиапарке РФ 30 машин Ту-95, 12 — Ту-22М3 и 16 — Ту-160. То есть в общей сложности 58 машин.
По подсчётам Международного института стратегических исследований (IISS), в составе ДА России: 62 машины Ту-22М3, 50 — Т-95МС, 11 — Ту-160, пять — Ту-160М1 и один Ту-22MR (всего 139 машин). В составе ВКС развёрнуты четыре эскадрильи Tу-22M3, три эскадрильи Ту-95МС и одна эскадрилья Ту-160.
Коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков сообщил RT, что аналитики IISS, скорее всего, учитывают самолёты, находящиеся сейчас на хранении. По его словам, наиболее реальную цифру называют российские источники, и она не превышает 60—65 машин.
Вне зоны досягаемости
22 декабря 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что за минувшие пять лет дальняя авиация выполнила 178 полётов в рамках воздушного патрулирования. С осени 2015 года Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160 активно применялись для бомбардировок укреплённых объектов террористов в Сирии. Дальняя авиация опробовала как одиночные, так и групповые боевые вылеты.
В операции в арабской республике боевое крещение получили «Белые лебеди». В частности, Ту-160 успешно применили сверхдальние крылатые ракеты X-101 и X-55. Обе ракеты имеют свои варианты в ядерном исполнении — X-102 и X-555 соответственно.
«Ту-22М3 действует на тактической глубине. Радиус его боевого действия несколько ниже Ту-95 и Ту-160. Самолёт продемонстрировал свою эффективность в поражении хорошо укреплённых объектов противника в Афганистане и Сирии. Ту-22М3 также называют «убийцей авианосцев». Эта машина может успешно уничтожать крупные надводные силы», — отметил Леонков.
По словам эксперта, не стоит списывать со счетов самый старый бомбардировщик ДА Ту-95МС, который является единственным турбовинтовым самолётом в мире, способным развивать скорость свыше 900 км/ч. Модернизированная версия Ту-95 может применять стратегическую крылатую ракету Х-101/102 «воздух — земля», дальность которой достигает 6—9 тыс. км.
Ту-160 не имеет аналогов в мире. Бомбардировщик способен преодолевать ПВО противника, развивая на сверхзвуке скорость в 2500 км/ч. «Белый лебедь» при необходимости поднимается на высоту до 22 тыс. м, находясь таким образом вне зоны досягаемости истребителей противника.
«Ту-160 — это действительно невероятная машина. Её практически невозможно перехватить. За нашим самолётом не успеет зенитная ракета и самый современный истребитель. Например, Ту-160 может держать на форсаже сверхзвуковую скорость в течение 45 минут, а потенциальный «охотник» на него F/A-18 — 10 минут», — сообщил Леонков.
Ставка на малозаметность
В 2015 году Минобороны РФ приняло решение о строительстве до 2023 года 50 машин Ту-160М2. Эксперты считают, что с этого момента начался важнейший за всю новейшую историю РФ этап в модернизации дальней авиации. В середине ноября 2017 года был собран первый за девять лет Ту-160, получивший название «Виталий Копылов».
«Экономичные двигатели, обладающие более широкими ресурсными возможностями, позволят увеличить дальность полёта, что в совокупности с заявленной энерговооружённостью сохранит за стратегическим ракетоносцем Ту-160 лидирующие позиции среди стратегических ударных комплексов», — пояснил Кобылаш.
На Ту-160М2 будут установлены улучшенные системы бортовой радиоэлектроники и управления вооружением. На модернизированном «Белом лебеде» должна быть реализована концепция «стеклянной кабины» (замена механических индикаторов на дисплеи) и «открытого борта» (упрощённая схема интеграции компонентов оборудования от разных производителей).
ПАК ДА будет изготовлен по схеме «летающее крыло». Первоначально планировалось, что перспективный самолёт будет сверхзвуковым. Однако в 2016 году СМИ сообщили о том, что Минобороны остановилось на дозвуковом варианте. Основными требованиями ПАК ДА являются оснащённость всеми видами ударных вооружений, включая гиперзвуковые, и малая заметность.
В бомбардировщике будут применяться новейшие технологии снижения радиолокационной заметности. Известно, что в конструкции самолёта будут использоваться радиопоглощающие материалы. При этом всё вооружение должно помещаться внутри корпуса. Первый полёт ПАК ДА ожидается в 2025 году.
«В ПАК ДА решили пожертвовать высокими скоростями в пользу улучшенных характеристик скрытности. При возможности наносить удары по целям с большого расстояния высокая скорость от бомбардировщика не требуется, а вот способность незаметно для противника выйти на дистанцию запуска ракет нужна», — пояснил ситуацию в беседе с RT профессор Академии военных наук Вадим Козюлин.
Что такое стратегическая авиация
Современные Военно-воздушные силы Российской Федерации традиционно являются самым мобильным и маневренным видом Вооруженных Сил. Состоящая на вооружении ВВС техника и другие средства предназначены, в первую очередь, для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты административных и промышленно-экономических центров страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника; для обеспечения действий Сухопутных войск и ВМФ; нанесения ударов по группировкам противника в небе, на земле и на море, а также по его административно-политическим и военно-экономическим центрам.
В 2014 году реформирование структуры ВВС продолжилось: силы и средства ПВО были сосредоточены в дивизиях ПВО, в авиации началось формирование авиационных дивизий и полков. В составе объединенного стратегического командования «Север» создается армия ВВС и ПВО.
Самое фундаментальное преобразование ожидается в 2015 году: создание нового вида — Воздушно-космических сил на основе интеграции сил и средств ВВС (авиация и ПВО) и Войск воздушно-космической обороны (космические войска, ПВО и ПРО).
Одновременно с реорганизацией происходит активное обновление авиационного парка. На смену самолетам и вертолетам предыдущих поколений стали приходить их новые модификации, а также перспективные машины, имеющие более широкие боевые возможности и летно-технические характеристики. Были продолжены текущие и начаты новые опытно-конструкторские работы по перспективным авиационным комплексам. Началось активное освоение беспилотной авиации.
Современный воздушный флот ВВС России по своей численности уступает только ВВС США. Правда, его точный количественный состав официально не публиковался, но на основе открытых источников можно сделать вполне адекватные подсчеты. Что касается обновления авиапарка, то, по словам представителя управления пресс-службы и информации Минобороны России по ВВС И. Климова, Военно-воздушные силы России только в 2015 году в соответствии с государственным оборонным заказом получат более 150 новых самолетов и вертолетов. В их число входят новейшие самолеты Су‑30 СМ, Су‑30 М2, МиГ‑29 СМТ, Су‑34, Су‑35 С, Як‑130, Ил‑76 МД‑90 А, а также вертолеты Ка‑52, Ми‑28 Н, Ми‑8 АМТШ/МТВ‑5–1, Ми‑8 МТПР, Ми‑35 М, Ми‑26, Ка‑226 и «Ансат-У». Известно также со слов бывшего главкома ВВС России генерал-полковника А. Зелина, что на ноябрь 2010 года общая численность личного состава ВВС составляла около 170 тысяч человек (в том числе 40 тыс. офицеров).
Вся авиация ВВС России как род войск по своему предназначению и решаемым задачам подразделяется на:
Помимо этого в состав ВВС входят такие рода войск, как зенитные ракетные войска, радиотехнические войска, специальные войска, а также части и учреждения тыла (все они в данном материале рассматриваться не будут).
В свою очередь, авиация по родам делится на:
Далее рассматриваются все типы летательных аппаратов в составе Военно-воздушных сил Российской Федерации, а также перспективные машины. Первая часть статьи охватывает дальнюю (стратегическую) и оперативно-тактическую (фронтовую) авиацию, вторая часть — Военно-транспортную, раведывательную, специальную и армейскую авиацию.
Дальняя (стратегическая) авиация
Дальняя авиация является средством Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России и предназначена для решения стратегических, оперативно-стратегических и оперативных задач на театрах военных действий (стратегических направлениях). Дальняя авиация также является составляющей триады стратегических ядерных сил.
Основные выполняемые задачи в мирное время — сдерживание (в том числе ядерное) вероятных противников; в случае начала войны — максимальное снижение военно-экономического потенциала противника путем поражению его важных военных объектов и нарушению государственного и военного управления.
Основными перспективными направлениями развития дальней авиации являются поддержание и наращивание оперативных возможностей по выполнению поставленных задач в составе стратегических сил сдерживания и сил общего назначения за счет проведения модернизации самолетов с продлением их срока службы, закупка новых машин (Ту‑160 М), а также создание перспективного авиационного комплекса дальней авиации ПАК-ДА.
Основным вооружением самолетов дальней авиации являются управляемые ракеты, как в ядерном, так и в обычном снаряжении:
А также свободнопадающие бомбы различного калибра, в том числе в ядерном снаряжении, разовые бомбовые кассеты, морские мины.
В перспективе в состав вооружения самолетов дальней авиации планируется ввести высокоточные крылатые ракеты нового поколения Х‑555 и Х‑101 со значительно увеличенной дальностью и точностью.
Бомбардировочная авиация в составе дальней авиации
Основу современного самолетного парка дальней авиации ВВС России составляют бомбардировщики-ракетоносцы:
Также в состав дальней авиации входят самолеты-заправщики Ил‑78 и самолеты-разведчики Ту‑22 МР.
Ту‑160
Работы над новым многорежимным стратегическим межконтинентальным бомбардировщиком были начаты в СССР в 1967 году. Испробовав самые разные варианты компоновок, конструкторы в конце концов пришли к конструкции интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности с четырьмя двигателями, установленными попарно в мотогондолах под фюзеляжем.
В 1984 году Ту‑160 был запущен в серийное производство на Казанском авиационном заводе. На момент распада СССР было выпущено 35 самолетов (из них 8 прототипов), к 1994 году КАПО передало ВВС России еще шесть бомбардировщиков Ту‑160, которые дислоцировались под Энгельсом в Саратовской области. В 2009 были построены и поставлены в строй 3 новых самолета, к 2015 году их количество составляет 16 единиц.