Что такое стратегия проекта
Экономическая библиотека
Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.
И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А.В. Полковников
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
2.3. Цель и стратегия проекта
Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.5).
Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:
1) стратегический анализ;
2) разработку и выбор стратегии;
3) реализацию стратегии.
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ [4]).
К числу факторов внешней среды относят:
— технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
— ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
— экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
— ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
— социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
— политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика);
Рис. 2.5. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)
— экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды);
— конкуренты (количество, возможности).
Внутренняя среда включает:
— целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
— маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
— сбыт (объем продаж, скидки);
— каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа);
— производство (оборудование, технологии, площади);
— персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру);
— снабжение (поставщиков, условия и системы поставки);
— исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
— финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
— номенклатуру продукции (степень диверсификации);
— стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа. Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:
— корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);
— деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:
1) лидерство в издержках,
2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),
3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
— функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
— географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
— выбор корпоративной стратегии;
— выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
— установку основного соотношения «продукт — рынок» для разработки концепции маркетинга;
— функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
— выбор оптимальной группы клиентов;
— основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
— использование средств для обеспечения усиления положения на рынке — либо объединение усилий с другими компаниями, либо осключительно собственные средства.
Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенный элемент стратегии — фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 19):
Требования, цели и стратегия проекта
Требования к проекту/программе— четко сформулированные пожелания заказчиков, спонсоров и других участников проекта к характеристикам, которым должны соответствовать цели, продукты, услуги, краткосрочные и долгосрочные результаты проекта, также к ограничениям и другим условиям реализации проекта/программы.
Началом любого проекта является идея, замысел проекта, определяющий его цели и задачи, а завершением – получение конкретного результата: продукта, услуги, технологии и т.д. Таким образом, с определения цели начинается любой проект.
Цель проекта – это желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления проекта в заданных условиях его выполнения. Основными показателями здесь являются получение результата, заданного уровня качества, в рамках временных и стоимостных ограничений.
В уровень качества результата большинства проектов закладывается его потенциальная конкурентоспособность и определяется этот уровень по результатам маркетингового исследования рынка.
Временные ограничения могут быть связаны как с возможными изменениями политических, экономических, социальных, законодательных и пр. факторов, так и с ужесточающейся конкурентной борьбой (успеть получить результат раньше конкурента).
Стоимостные ограничения существуют в любом проекте, их рамки во многом определяются выбранной стратегией. Если главное в проекте – время (получить результат как можно быстрее), то выбор данной стратегии приведет к возрастанию стоимости проекта. Может быть выбрана другая стратегия – получить желаемый результат при минимальных затратах. Такой выбор целесообразен, когда фактор времени не является столь критичным.
Цели проекта/программы— желаемые результаты (эффекты, выгоды), достигаемые при успешном осуществлении проекта/программы при заданных требованиях и условиях их осуществления.
Стратегия проекта/программы— общее виденье пути и способов достижения цели проекта, определяет направления и основные принципы осуществления проекта, программы. Характеризуется системой (набором) качественных и количественных показателей.
Требования к проекту основаны на потребностях заказчика, которые формируются, исходя из существующих возможностей для развития бизнеса и/или задач по предотвращению потенциальных проблем (угроз).
Для определения требований необходимо выявить, определить и согласовать результаты проекта с нуждами и возможностями заинтересованных сторон, особенно заказчиков и конечных пользователей продукта проекта.
Конечная цель заказчика и ключевых заинтересованных сторон проекта — получение определенных выгод.
Для достижения цели заказчика формулируется и определяется цель проекта. При определении цели проекта нельзя ограничиться общей формулировкой желаемого результата проекта, необходимо максимально детально ответить на вопросы:
• Как в точности должен выглядеть продукт проекта (технические, экономические и другие характеристики продукта проекта)?
• Достижение каких показателей определяет то, что цели проекта достигнуты?
• Какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения)?
Для проекта может быть определено несколько согласованных между собой целей, которые должны быть четко сформулированы: они должны быть конкретными, измеримыми, понятными и достижимыми при заданных ограничениях. При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов.
Принципиально важно разделять понятия целей и задач проекта. Цели проекта совпадают с основными результатами (эффектами, выгодами), достигаемыми при завершении проекта или его отдельных этапов. Задачи проекта — это те действия, которые надо выполнить в проекте для получения продукта проекта.
В ходе реализации проекта под воздействием изменений в окружении проекта или прогресса проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут уточняться и корректироваться.
После определения целей проекта проводится анализ возможных альтернативных способов достижения целей проекта и определяется основной способ.
Стратегия проектаопределяет основной способ достижения цели проекта, ключевые этапы и вехи реализации проекта, принципы организации и осуществления проекта. Стратегия может включать набор качественных и количественных показателей, по которым оценивается ход выполнения проекта.
Стратегия проекта должна быть комплексной и охватывать все основные аспекты выполнения проекта. По мере разработки проекта стратегия может соответствующим образом обновляться и пересматриваться.
В ходе выполнения и по завершении проекта должна производиться оценка достигнутых результатов — относительно целей проекта и согласованных критериев успеха. Успешность результатов проекта может быть по-разному оценена различными заинтересованными сторонами.
Управление проектами предлагает набор практических методов по определению требований участников, формулированию целей и стратегии проекта. Основные понятия и методы анализа требований, определения целей и разработки стратегии реализации применимы как к отдельному проекту, так и к программе и портфелю проектов.
Цель (миссия) и стратегия проекта
Различают генеральную цель (говорят также – миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.
Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта.
Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта.
К числу факторов внешней среды относят:
Внутренняя среда включает:
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:
Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода:
Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенным элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий:
Цели, стратегия, результаты и параметры проектов
Понятия. Различают генеральную цель проекта от целей первых уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.
Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Миссия — это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно разделить на последовательные процедуры: стратегический анализ; разработка и выбор стратегии; реализация стратегии.
К числу факторов внешней среды относят: технологические; экологические; конкуренты.
Внутренняя среда включает: целевые рынки; маркетинговые исследования; сбыт; каналы распределения; производство; персонал; снабжение;
исследование и разработка НИОКР; финансы; номенклатура продукции.
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях: корпоративная стратегия; деловая стратегия. Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии и отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода: стратегию лидерства в издержках; стратегию дифференциации; стратегию концентрации на определенных направлениях; функциональная стратегия.
При определении стратегии проекта учитывается: географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; выбор корпоративной стратегии; выбор позиции на рынке и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; установка основного соотношения «продукт-рынок» для разработки концепции маркетинга; функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции; выбор оптимальной группы клиентов; основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объединение усилий с другими компаниями.
Реализация стратегии подразумевает необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные, венчурные группы.
Существенным элементом стратегии является фактор организационной культуры, включающий: видение организации; господствующие ценности; нормы и правила поведения; ожидания предстоящих изменений; процедуры и поведенческие ритуалы.
Результат проекта
Под результатом проекта понимают продукцию, полезный эффект проекта. В качестве результата в зависимости от типа/цели проекта, могут выступать: научная разработка; новый технологический процесс; программное средство строительный объект; реализованная учебная программа реструктурированная компания; сертифицированная система качества и т д. по тому, насколько результат соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.
Управляемые параметры проекта
Управляемые параметры проекта:
объемы и виды работ по проекту; стоимость, издержки, расходы по проект, временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и детали а также ограничения по ресурсам; качество проектных решений, применяемых ресурсов.
Цель и стратегия проекта
Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.5).
Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.
Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:
1) стратегический анализ;
2) разработку и выбор стратегии;
3) реализацию стратегии.
Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOTанализ [4]).
К числу факторов внешней среды относят:
Ø технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);
Ø ресурсообеспеченность (наличие, доступ);
Ø экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);
Ø ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);
Ø социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);
Ø политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика);
Ø экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды);
Ø конкуренты (количество, возможности).
Внутренняя среда включает:
Ø целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей);
Ø маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);
Ø сбыт (объем продаж, скидки);
Ø каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа);
Ø производство (оборудование, технологии, площади);
Ø персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру);
Ø снабжение (поставщиков, условия и системы поставки);
Ø исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);
Ø финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);
Ø номенклатуру продукции (степень диверсификации);
Ø стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа.
Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:
• корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);
Рис. 2.5. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)
• деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке).
Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:
1) лидерство в издержках,
2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),
3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);
• функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).
Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:
Ø географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;
Ø выбор корпоративной стратегии;
Ø выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;
Ø установку основного соотношения «продукт – рынок» для разработки концепции маркетинга;
Ø функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;
Ø выбор оптимальной группы клиентов;
Ø основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;
Ø использование средств для обеспечения усиления положения на рынке – либо объединение усилий с другими компаниями, либо исключительно собственные средства.
Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.
Существенный элемент стратегии – фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 19):