Что такое стратегия проекта

Экономическая библиотека

Сборник научных трудов об индивидуальной свободе и свободном рынке. Проект Liberty Fund, Inc.

И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге, А.В. Полковников
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ

2.3. Цель и стратегия проекта

Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.5).

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия — это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:

1) стратегический анализ;

2) разработку и выбор стратегии;

3) реализацию стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ [4]).

К числу факторов внешней среды относят:

— технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);

— ресурсообеспеченность (наличие, доступ);

— экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);

— ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);

— социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);

— политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика);

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Рис. 2.5. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)

— экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды);

— конкуренты (количество, возможности).

Внутренняя среда включает:

— целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей);

— маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);

— сбыт (объем продаж, скидки);

— каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа);

— производство (оборудование, технологии, площади);

— персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру);

— снабжение (поставщиков, условия и системы поставки);

— исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);

— финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);

— номенклатуру продукции (степень диверсификации);

— стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа. Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:

— корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);

— деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке). Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:

1) лидерство в издержках,

2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),

3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);

— функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

— географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;

— выбор корпоративной стратегии;

— выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;

— установку основного соотношения «продукт — рынок» для разработки концепции маркетинга;

— функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;

— выбор оптимальной группы клиентов;

— основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

— использование средств для обеспечения усиления положения на рынке — либо объединение усилий с другими компаниями, либо осключительно собственные средства.

Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенный элемент стратегии — фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 19):

Источник

Требования, цели и стратегия проекта

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Требования к проекту/программе— четко сформулированные пожелания заказчиков, спонсоров и других участников проекта к характеристикам, которым должны соответствовать цели, продукты, услуги, краткосрочные и долгосрочные результаты проекта, также к ограничениям и другим условиям реализации проекта/программы.

Началом любого проекта является идея, замысел проекта, определяющий его цели и задачи, а завершением – получение конкретного результата: продукта, услуги, технологии и т.д. Таким образом, с определения цели начинается любой проект.

Цель проекта – это желаемый результат деятельности, достигаемый в итоге успешного осуществления проекта в заданных условиях его выполнения. Основными показателями здесь являются получение результата, заданного уровня качества, в рамках временных и стоимостных ограничений.

В уровень качества результата большинства проектов закладывается его потенциальная конкурентоспособность и определяется этот уровень по результатам маркетингового исследования рынка.

Временные ограничения могут быть связаны как с возможными изменениями политических, экономических, социальных, законодательных и пр. факторов, так и с ужесточающейся конкурентной борьбой (успеть получить результат раньше конкурента).

Стоимостные ограничения существуют в любом проекте, их рамки во многом определяются выбранной стратегией. Если главное в проекте – время (получить результат как можно быстрее), то выбор данной стратегии приведет к возрастанию стоимости проекта. Может быть выбрана другая стратегия – получить желаемый результат при минимальных затратах. Такой выбор целесообразен, когда фактор времени не является столь критичным.

Цели проекта/программы— желаемые результаты (эффекты, выгоды), достигаемые при успешном осуществлении проекта/программы при заданных требованиях и условиях их осуществления.

Стратегия проекта/программы— общее виденье пути и способов достижения цели проекта, определяет направления и основные принципы осуществления проекта, программы. Характеризуется системой (набором) качественных и количественных показателей.

Требования к проекту основаны на потребностях заказчика, которые формируются, исходя из существующих возможностей для развития бизнеса и/или задач по предотвращению потенциальных проблем (угроз).

Для определения требований необходимо выявить, определить и согласовать результаты проекта с нуждами и возможностями заинтересованных сторон, особенно заказчиков и конечных пользователей продукта проекта.

Конечная цель заказчика и ключевых заинтересованных сторон проекта — получение определенных выгод.

Для достижения цели заказчика формулируется и определяется цель проекта. При определении цели проекта нельзя ограничиться общей формулировкой желаемого результата проекта, необходимо максимально детально ответить на вопросы:

• Как в точности должен выглядеть продукт проекта (технические, экономические и другие характеристики продукта проекта)?

• Достижение каких показателей определяет то, что цели проекта достигнуты?

• Какие условия должны учитываться при реализации проекта (требования и ограничения)?

Для проекта может быть определено несколько согласованных между собой целей, которые должны быть четко сформулированы: они должны быть конкретными, измеримыми, понятными и достижимыми при заданных ограничениях. При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов.

Принципиально важно разделять понятия целей и задач проекта. Цели проекта совпадают с основными результатами (эффектами, выгодами), достигаемыми при завершении проекта или его отдельных этапов. Задачи проекта — это те действия, которые надо выполнить в проекте для получения продукта проекта.

В ходе реализации проекта под воздействием изменений в окружении проекта или прогресса проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут уточняться и корректироваться.

После определения целей проекта проводится анализ возможных альтернативных способов достижения целей проекта и определяется основной способ.

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Стратегия проектаопределяет основной способ достижения цели проекта, ключевые этапы и вехи реализации проекта, принципы организации и осуществления проекта. Стратегия может включать набор качественных и количественных показателей, по которым оценивается ход выполнения проекта.

Стратегия проекта должна быть комплексной и охватывать все основные аспекты выполнения проекта. По мере разработки проекта стратегия может соответствующим образом обновляться и пересматриваться.

В ходе выполнения и по завершении проекта должна производиться оценка достигнутых результатов — относительно целей проекта и согласованных критериев успеха. Успешность результатов проекта может быть по-разному оценена различными заинтересованными сторонами.

Управление проектами предлагает набор практических методов по определению требований участников, формулированию целей и стратегии проекта. Основные понятия и методы анализа требований, определения целей и разработки стратегии реализации применимы как к отдельному проекту, так и к программе и портфелю проектов.

Источник

Цель (миссия) и стратегия проекта

Различают генеральную цель (говорят также – миссию) проекта от целей первого (и, возможно, последующих) уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта, с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией и системой целей результатов проекта.

Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на 3 последовательных процедуры:

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта.

К числу факторов внешней среды относят:

Внутренняя среда включает:

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех различных организационных уровнях:

Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют 3 основных подхода:

Функциональная стратегия (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

Реализация стратегии подразумевает, в первую очередь, необходимость определенных изменений, необходимых в организационной структуре и организационной культуре. Поэтому часто необходимо создать специальные координационные механизмы в дополнение к организационной структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенным элементом стратегии является фактор т.н. организационной культуры, включающий:

Источник

Цели, стратегия, результаты и параметры проектов

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Понятия. Различают генеральную цель про­екта от целей первых уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия — это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уров­ней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Миссия — это главная задача проекта, с точ­ки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важней­ших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта — центральное звено в выработке направ­лений действий с целью получения обозначенных миссией и си­стемой целей результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно разделить на последовательные процедуры: стратегический анализ; разработка и выбор стратегии; реализация стратегии.

К числу факторов внешней среды относят: технологические; экологические; конкуренты.

Внутренняя среда включает: целевые рынки; маркетинговые исследования; сбыт; каналы распределения; производство; персонал; снабжение;
исследование и разработка НИОКР; финансы; номенклатура продукции.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех раз­личных организационных уровнях: корпоративная стратегия; деловая стратегия. Стратегия проекта разрабаты­вается в рамках деловой стратегии и отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен су­ществовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода: стратегию лидерства в издержках; стратегию дифференциации; стратегию концентрации на определенных направле­ниях; функциональная стратегия.

При определении стратегии проекта учитывается: географическое месторасположение, в котором будет действовать проект; выбор корпоративной стратегии; выбор позиции на рынке и расчет времени, требуемого для достижения данной цели; установка основного соотношения «продукт-рынок» для раз­работки концепции маркетинга; функциональное назначение и область применения плани­руемой к выпуску продукции; выбор оптимальной группы клиентов; основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов; использование исключительно собственных средств для обеспечения усиления положения на рынке либо объеди­нение усилий с другими компаниями.

Реализация стратегии подразумевает не­обходимость определенных изменений, необходимых в органи­зационной структуре и организационной культуре. Поэтому необходимо создать специальные координационные механиз­мы в дополнение к организационной структуре управления: про­ектные, межпроектные, венчурные группы.

Существенным элементом стратегии является фактор орга­низационной культуры, включающий: видение организации; господствующие ценности; нормы и правила поведения; ожидания предстоящих изменений; процедуры и поведенческие ритуалы.

Результат проекта

Под результатом проекта понимают продукцию, полезный эффект проекта. В качестве результата в зависимости от типа/цели проекта, могут выступать: научная разработка; но­вый технологический процесс; программное средство строи­тельный объект; реализованная учебная программа реструктури­рованная компания; сертифицированная система качества и т д. по тому, насколько результат соответствует по своим затратным/доходным, инновационным, качественным, временным, социальным, экологическим и другим характеристикам запланированному уровню.

Управляемые параметры проекта

Управляемые параметры проекта:

объемы и виды работ по проекту; стоимость, издержки, расходы по проект, временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ, этапов, фаз проекта, а также взаимосвязи работ; ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе: человеческие или трудовые, финансовые, материаль­но-технические, разделяемые на строительные материалы, машины, оборудование, комплектующие изделия и дета­ли а также ограничения по ресурсам; качество проектных решений, применяемых ресурсов.

Источник

Цель и стратегия проекта

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов (рис. 2.5).

Миссия – это генеральная цель проекта, четко выраженная причина его существования. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях. Говорят также, что миссия – это главная задача проекта с точки зрения его будущих основных услуг или изделий, его важнейших рынков и преимущественных технологий.

Стратегия проекта – центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:

1) стратегический анализ;

2) разработку и выбор стратегии;

3) реализацию стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOTанализ [4]).

К числу факторов внешней среды относят:

Ø технологические (уровень существующих, наличие новых технологий);

Ø ресурсообеспеченность (наличие, доступ);

Ø экономические (инфляция, процентные ставки, курсы валют, налоги);

Ø ограничения государственного сектора (лицензирование, законотворчество);

Ø социальные (уровень безработицы, традиции, вкусы, пол, возраст);

Ø политические (внешняя, внутренняя, экономическая политика);

Ø экологические (уровень загрязнения, мероприятия по охране окружающей среды);

Ø конкуренты (количество, возможности).

Внутренняя среда включает:

Ø целевые рынки (нишу, в которой работает фирма, круг ее потребителей);

Ø маркетинговые исследования (наличие специалистов, бюджет маркетинга);

Ø сбыт (объем продаж, скидки);

Ø каналы распределения (как, через кого осуществляется продажа);

Ø производство (оборудование, технологии, площади);

Ø персонал (квалификацию, численность, мотивацию, корпоративную культуру);

Ø снабжение (поставщиков, условия и системы поставки);

Ø исследование и разработка НИОКР (уровень, бюджет);

Ø финансы (структуру капитала, оборачиваемость, ликвидность, финансовое состояние);

Ø номенклатуру продукции (степень диверсификации);

Ø стратегию, которая разрабатывается исходя из миссии, целей организации на основе результатов SWOT-анализа.

Разработка и выбор стратегии осуществляются на трех организационных уровнях. Различают:

• корпоративную стратегию (общее направление развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Рис. 2.5. Взаимосвязь миссий, целей, сценариев и стратегий развития проектного комплекса (ПК)

• деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке).

Стратегия проекта разрабатывается в рамках деловой стратегии, т.е. отвечает на вопрос, каким образом продукция проекта будет конкурировать на рынке. Очевидно, что выбор стратегии проекта должен существовать в рамках уже выбранного общего направления развития организации. При разработке деловой стратегии используют три основных подхода [4]:

1) лидерство в издержках,

2) дифференциацию (уникальность по какому-либо направлению),

3) концентрацию на определенных направлениях (группе покупателей, номенклатуре изделий и географии их сбыта);

• функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Таким образом, при определении стратегии проекта необходимо обратить внимание на основные аспекты:

Ø географическое месторасположение, в котором будет действовать проект;

Ø выбор корпоративной стратегии;

Ø выбор позиции на рынке (доли рынка) и расчет времени, требуемого для достижения данной цели;

Ø установку основного соотношения «продукт – рынок» для разработки концепции маркетинга;

Ø функциональное назначение и область применения планируемой к выпуску продукции;

Ø выбор оптимальной группы клиентов;

Ø основные качества продукции, способствующие успеху, с учетом фактических или потенциальных конкурентов;

Что такое стратегия проекта. Смотреть фото Что такое стратегия проекта. Смотреть картинку Что такое стратегия проекта. Картинка про Что такое стратегия проекта. Фото Что такое стратегия проекта

Ø использование средств для обеспечения усиления положения на рынке – либо объединение усилий с другими компаниями, либо исключительно собственные средства.

Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре и организационной культуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Существенный элемент стратегии – фактор так называемой организационной культуры, включающий (см. также гл. 19):

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *