Что такое стремечко булатное в былине
стремень
Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха по чистому полю. 8. Вступита, господина, въ злата стремень за обиду сего времени, за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святславлича! 29—30. См. также вып. 1, с. 146—147.
Ступаетъ (Олег) въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. 15.
Полезное
Смотреть что такое «стремень» в других словарях:
Стремень — Село Стремень укр. Стремінь Страна УкраинаУкраина … Википедия
златыи — Златой златыи, ая, ое; златъ, а, о (13) 1. Сделанный из золота, украшенный золотом: Тогда въступи Игорь князь въ златъ стремень и поѣха по чистому полю. 8. Камо Туръ поскочяше, своимъ златымъ шеломомъ посвѣчивая, тамо лежатъ поганыя головы… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
вступити — Вступить вступити (3) 1. Войти в пределы чего л.: Въстала обида въ силахъ Дажь Божа внука. Вступила дѣвою на землю Трояню. 19. Но и Михаилъ мних и тъ брат Петровъ, съ тщаниемь хотя Блъгарскую власть приати, въступи сам в Болгарскыи град. Хрон … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ѣздити — Ездить ѣздити (1) 1. Передвигаться на чем л. (верхом, на лодке, повозке) многократно или в различных направлениях; разъезжать: А не сорокы втроскоташа: на слѣду Игоревѣ ѣздитъ Гзакъ съ Кончакомъ. 43. А потом метаху съ стѣнъ въ пропасти (трупы). И … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
закладати — (1) 1. Закрывать, затыкать: Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлы по земли сѣяше. Ступаетъ въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. Тои же звонъ слыша давныи великыи Ярославь, а сынъ Всеволожь Владимиръ по вся утра уши закладаше въ… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
обида — (5) 1. Оскорбительное нарушение прав, нанесение ущерба для чести: Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчине. 11. Бориса же Вячеславлича… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ступати — Ступать ступати (1) 1. Шагать, ходить. Нозѣ тихо ступаюшти, а умьнѣи скоро текушти къ вратомъ небес[ь]ныимъ. Изб. Св. 1076 г., 8 об. Вижь и нозѣ мои, има же пред вами ходихъ по морю, и по вьздуху шествовахъ, явьствено ступахъ, и, въ преисподняя… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
ухо — (1) 1. Орган слуха у человека и животных: [Тъи бо Олегъ мечемъ крамолу коваше, и стрѣлы по земли сѣяше. Ступаетъ въ златъ стремень въ градѣ Тьмутороканѣ. Тои же звонъ слыша давныи великыи Ярославь, а сынъ Всеволожь Владимиръ по вся утра уши… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Ярославь — Ярослав Ярославъ, Ярославь (6) 1. Ярослав Владимирович Мудрый, князь Киевский, сын Владимира Святославича Святого, Владимира 1: Тогда пущашеть (Боян) і̃ соколовь на стадо лебедѣи: которыи дотечаше, та преди пѣснѣ пояше старому Ярославу, храброму… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»
Гиперболы и эпитеты в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник», какие?
Прежде чем перечитывать былину в поисках нужных нам фигур речи, предлагаю вспомнить, хотя бы в двух словах, что такое гипербола и эпитет. И, основываясь на наших данных, постараться найти их в тексте произведения.
Итак, гипербола есть преувеличение. Авторы обычно используют этот прием, чтобы акцентировать на внимание на тех или иных качествах героя. Примеры из былины:
1) Описывая свист Соловья-Разбойника, автор говорит:
или еще, про коня богатырского:
Чтобы найти в тексте былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» эпитеты и гиперболы, следует обратится к тексту самой былины, а не созданной на ее основе сказки.
В первой же строфе мы встречаем сразу три эпитета, которые характеризуют Илью Муромца: удаленький, дородный, добрый. Далее Илью также называют Славным, стрелу каленой, земля сырая, стремечко булатное. Киев называется стольным, палаты в нем белокаменные, князь Светлый. Уста свои Соловей зовет Сахарными.
Назовем некоторые гиперболы:
Силы черным-черно, С горы на гору перескакивать, Не малу стопу- полтора ведра, От свиста маковки покривились, околенки рассыпались.
1.С горы на гору стал перескакивать; 2.С холмы на холмы стал перемахивать;
3.Мелки реченьки, озёра промеж ног спущал.
Средства художественной выразительности представлены в былине «Садко» во всем многообразии. Попробуем выделить те из них, которые упомянуты в задании.
2) Гиперболы, примеры:
Повторы в былине можно найти как в лексике, так и в поэтическом синтаксисе.
3) Лексические повторы.
4) Поэтический синтаксис: практически все виды повторов можно встретить в былине.
Отвечая на вопрос о примерах гиперболы, иронии и гротеска в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, краткое содержание которого можно прочесть здесь, думаю, не лишним будет вспомнить определение оных литературных приёмов.
А у М. Е. Салтыкова-Щедрина гиперболу можно найти в следующем высказывании о генералах :
Конечно же трудно в это поверить, и по мере развития повествования мы видим, что лексикон генералов хотя и не богат, но всё же состоит не из нескольких слов.
Или скажем такое явное преувеличение сразу же бросающееся в глаза :
Перейдём к следующему термину.
Достаточно вспомнить начало рассказа, когда неведомая сила непонятно как перенесла генералов на остров, либо как они от голода начали терять человеческий облик :
Как знать, генералам, привыкшим жить в роскоши и не иметь никаких проблем с пищей возможно и допустимо озвереть без еды уже на вторые сутки, однако маловероятно, да и орден висел на шее (реальность), а не являлся её частью (фантастическое), но вот заострение жизненных отношений между старыми приятелями после сего ужасного поступка достигло кульминации.
И закончим понятием «ирония».
То есть, проще говоря, автор описывая что-либо ( предмет, человека, действие) наделяет их не свойственными им качествами, а приписывает не характерные для них признаки (прямо противоположные). Взять хоть следующие предложения :
В данном же произведении генералы находят на необитаемом острове мужика. Или мысли генералов :
И конечно же мужик не бездельник, как сказано в тексте, и прекрасно прожил бы без непутёвых генералов :
Рассказ Маленький солдат очень живой и правдивый. Из первого абзаца можно чётко увидеть все тяготы войны. В каждом слове глубокий смысл, яркие образы. Например:
Серёжу взяли родители-военные с собой на войну.
В рассказе приводятся сравнения, что мальчуган умный и хитрый, худенький и маленький, незаметный как суслик в траве. Он очень помог нашим солдатам отбить склад с боеприпасами, он ходил в разведку один и приносил точные сведения о расположении противника.
Маленький солдат, воин, ему ещё нет десяти лет, но на нём взрослая потёртая шинель пошита по телу, сапоги, пилотка. Писатель описывает как он всхрапывает, когда спит, сравнивая с пожившим и взрослым человеком.
Так же из рассказа видно, что это ещё ребёнок. Серёжа льнёт к руке майора, заменившего ему родителей и отстраняет руку второго майора, незнакомого дяденьки, который должен забрать Серёжу.
Военные, взрослые мужчины показаны нежными и человечными, пытающимися вести себя с ребёнком внимательно и заботливо, как умеют. Когда пришло время расставания:
Конец рассказа неоднозначный и заставляет задуматься о судьбе мальчика. Тот на рассвете исчез и майор не нашёл Серёжу.
Что такое стремечко булатное в былине
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
К какому герою относятся эпитеты: дородный, добрый, славный? Как они его характеризуют?
Эпитеты: дородный, добрый, славный относятся к главному герою произведения к Илье Муромцу. Илья отличается огромной силой. Причём силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера.
Есть ли в былине гиперболы и какую роль они выполняют?
Стремясь подчеркнуть могущество и величие своих героев, народ часто пользуется в былине гиперболой для характеристики свойств и качеств былинного персонажа. Таково гиперболическое описание силы богатыря как основного качества воина. Гипербола типична и для изображения врагов Руси — Соловья.
Гиперболы
«С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
Объясните значение слов: стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину, воспеть, покляпый, горенка, околенки.
Назовите слова, которые могут употребляться только в былинах.
Вам предложен план структурных частей былины. На его основе составьте цитатный план.
План
1. Отъезд Ильи Муромца из Мурома в Киев.
2. Победа в первом бою.
3. Рассказ черниговцев о Соловье-разбойнике.
4. Встреча с Соловьем-разбойником.
5. Победа Ильи Муромца.
6. Гнездо Соловья-разбойника.
7. Встреча Ильи Муромца с князем Владимиром.
8. Сомнения князя Владимира.
9. Два приказа Соловью-разбойнику.
10. Расправа с Соловьем-разбойником.
Цитатный план
1. «Он стоял заутреню во Муроме, А й к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.»
2. «Стал конём топтать да стал копьём колоть, А й побил он эту силу всю великую. »
3. «Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев сын. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному. »
4. «Он спустил добра коня да й богатырского, Он поехал-то дорожкой прямоезжею.»
5. «Он стрелил в того-то Соловья-разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю. »
6. «Вы зовите мужика да деревенщину, В своё гнёздышко зовите соловьиное.»
7. «Он приехал-то во славный стольный Киев-град. А ко славному ко князю на широкий двор.»
8. «Во глазах, мужик, да подлыгаешься, Во глазах, мужик, да насмехаешься.»
9. «Говорил Владимир-князь да стольнокиевский: «Ай же старый казак ты Илья Муромец! Прикажи-ко засвистать ты Соловью. »
10. «Ай он вёз-то Соловья да во чисто поле, И он срубил ему да буйну голову. «
Гиперболы
«С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
То все травушки-муравы уплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертвы лежат».
Параллелизмы
«Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,
Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,
Тебе полно-тко вдовить да жен молодыих,
Тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!»
Постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Добрый молодец, силушка великая, дорожка прямоезжая, на сыру землю, лазоревы цветочки, стремечко булатное, раночки
Сравнения
Черным-черно, как черна ворона
Вы уже знакомы с отличиями стихотворной речи от прозаической, знаете, что такое силлабо-тоническая система стихосложения. Объясните, в чём особенности былинного стиха по сравнению со стихотворениями, в которых использован определенный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)?
Ударение падает, как правило, на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: «Исцеление Ильи Муромца», «Илья и Соловей-разбойник», «Илья и Сокольник», «Илья в ссоре с князем Владимиром», «Илья и Калин-царь», «Илья и Идолище поганое». Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).
Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.
В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.
А Илья, «дородный добрый молодец», стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.
Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:
Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он «свищет по-соловьему», «кричит позвериному». От этого «травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат».
Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает «дорогу прямоезжую». Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, «упирается, на корзни спотыкается». Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук «разрывчатый», натягивает «тетивочку шелковую», накладывает «стрелочку каленую» и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к «стремечку булатному» и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:
Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Владимира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:
Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть «в полсвиста соловьиного» и «в полкрика звериного». Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. «Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат». А Владимир-князь «куньей шубонькой укрывается». Только Илья устоял на ногах. Со словами: «тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!» он рубит Соловью голову.
Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).
► Читайте также другие статьи по теме «Русский героический эпос. Былины»:
http://www.licey.net/lit/istok/myromec
В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А Илья, «дородный добрый молодец», стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.
Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:
Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2
Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он «свищет по-соловьему», «кричит позвериному». От этого «травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат».
Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает «дорогу прямоезжую». Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, «упирается, на корзни спотыкается». Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук «разрывчатый», натягивает «тетивочку шелковую», накладывает «стрелочку каленую» и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к «стремечку булатному» и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:
«Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?»
Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:
«Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати».3
Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть «в полсвиста соловьиного» и «в полкрика звериного». Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. «Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат». А Владимир-князь «куньей шубонькой укрывается». Только Илья устоял на ногах. Со словами: «тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!» он рубит Соловью голову.
Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фан