Что такое строчки в стихах
Занятие 10. Ритм стиха
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как «уж», «бы», «так» и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка «так уж и мне хотелось бы побыть»- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
И укусит за бочок.
Он утащит во лесок,
Закопает во песок.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
1-ый куплет 2-ая строка 9
1-ый куплет 3-строка 8
1-ый куплет 4-ая строка 9
Второй куплет 8
9
8
9
То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
Разностопные строфы. Строка и сдвоенная строка
В конкурсных пакетах «Мастер класс по стихлсложению» мне встретилось довольно много стихов, написанных строфами с разным количеством стоп в строках.
Каждый стих графически правильнее всего начинать с новой строки и с заглавной буквы. Впрочем, это правило желательное, но не обязательное. Автор (желающий запудрить мозги неопытным судьям) может записать свое стихотворение, как ему угодно, лишь бы его внутренняя структура была правильной.
Стихотворение написано сдвоенной строкой с внутренней рифмовкой (реки-колоски, груз-пуст). Каждая графическая строка здесь состоит из двух полустрок или из двух СТИХОВ, между которыми при чтении делается пауза.
Если вы пишете рифмованным стихом и сдвоенная строка у вас длинная, то внутреннюю рифмовку делать обязательно – иначе будет плохое звучание (слух, в отличие от зрения, не обманешь!). При небольшом числе слогов по желанию автора сдвоенная строка может обойтись и без внутренних рифм:
«Облака, словно лебеди, (ц) тихо плывут в поднебесье,
Отыскав в синеве (ц) белопенную, дружную стаю.
Под стрехою сарая (ц) с рассвета доносится песня,
Кто-то тенькает звонко, (ц) но имени птички не знаю»
Здесь каждая строка состоит из двух коротких полустрок, требующих паузы (цезуры), но внутренняя рифма не использована.
Вернемся теперь к нашей основной теме – поговорим о стихах, где строфы имеют разностопные строки. То есть, все стихотворение написано в одном метре, а количество стоп в разных строках – разное.
Рассмотрим несколько примеров из конкурсного пакета.
№1.
Четные и нечетные строки отличаются по количеству стоп
Ямб (5-2-5-2) (в данном примере ямб не совсем чистый по звучанию).
01 01 01 01 00
01 01
01 00 01 01 00
01 01
Деревья…Ветви вверх воздетые…
В сплошном строю…
Затерян между ними где-то я…
Увы… Стою…
У неба ничего не просим мы…
Молчим…
Стоим мы на пороге просини…
Мочимы…
(Алекс Коган – Автор СТИХИ.РУ)
№2
Шестистрочник разностопный (3-1-3-3-1-3), строчный логаэд: ямб, хорей
01 00 01 0
10
01 00 01
01 00 01 0
10
01 00 01
Безликая богиня
плачет
над сводом облаков.
В душе моей пустыня,
значит
не будет больше снов.
Безумные виденья
станут
убежищем души.
А в солнечном сплетеньи
давит
желанье просто жить.
(Анастасия Салмина- автор СТИХИ.РУ)
№3
Разностопный хорей (4-2-4-2)
10 10 00 1
10 1
10 10 00 1
10 1
Небо вышито шатром
цвет-дугой,
травы стелются ковром
под ногой.
Я во поле босиком
побегу.
Ждут ромашка с васильком
на лугу.
(Нина Морозова 2- автор СТИХИ.РУ)
№4
Пример стихотворения с единственной, отличающейся от других по размеру строкой (в данном случае – первой), здесь она состоит из одного слова (одного слога, односложной стопы).
Пятистрочник ааббб (1-2-2-2-2), где а=концевой рифме второй строки,
Логаэд: односложник- анапест
1
001 001
001 001
001 001
001 001
№5.
Еще один похожий пример, где строки иного числа стоп находятся в начале и в конце строфы.
Девятистрочник (1-5-5-5-5-5-5-5-5-1) (а) аааБББс(с). Логаэд ямб-анапест.
(1 строка из одного слова повторяет последнее слова второй строки, последнее слово 8-ой строки повторяет единственное слово 9-ой).
010
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 0
Я холод,
Пронзающий пыльную землю неистовый холод.
Мой крошечный мир был судьбою на части расколот.
Удел мой терзать днем и ночью безжизненный город.
Проклятье мое – моя вечная ненависть к свету,
Враги мои спят в пережитках потухшего лета,
Холодное сердце мое жаждой мести согрето.
Я резкий бездомно-кочующий северный ветер,
Я ветер.
(Сергей Калашников-Сухоруков – автор СТИХИ.РУ)
№6.
Пример стихов, где все строки разнятся по количеству стоп.
Семистрочник АбССбАб (3-3-2-2-1-3-3), амфибрахий с мужской и женской клаузулой (окончанием)
010 010 010
010 010 01
010 010
010 010
01
010 010 010
010 010 01
А жизни похожи на реки,
Вот только текут к небесам.
тот жадный – обидно.
тот наглый – ехидна.
тот – хам…
И всё-таки храм в человеке,
в котором он молится Сам!
(Поляна Липецкий –автор СТИХИ.РУ)
Завяжи мне глаза, чтоб не видеть, что ты ушёл.
Я для верности их ещё прикрою руками.
Только сердце опять
В затяжном, и плевать,
Что со свистом несётся вниз, словно чёртов камень.
Я твержу по привычке, как мантру: «всё хорошо».
Я сажусь, как обычно, под вечер к окну за стол,
И стараюсь поменьше смотреть на огни и дорогу.
Только тронь, зазвенит
Тишина. Динамит
За спиной, там, где крылья. И я поджигаю бикфордов,
Исступлённо глядя в мигающий монитор.
(Наталья Шохина- автор СТИХИ.РУ)
01 01 00 001 01 0
01 01 01 001 01 0
01 01 001 01 001 01 0
001 01 01 00 01 01 01 01 00 01 0
Закат в полнеба. И облака алеют.
Смешно. Большая, вроде, но вот не смею
дать волю чувствам. А ведь могла бы. Имею право.
Но, к чему слова, тем более тогда, когда они становятся отравой?!
Закат пылает. И облака в нём тают.
Грешно. Большая, вроде, но вот посмела
дать волю чувствам. И … промолчала – имела право!
Но, зачем казнить?! Тем более того, для вас кто стал смешною лишь забавой?!
(Валентина Трофимова –Автор СТИХИ.РУ)
№9.
Еще один пример с переменной длиной строки: катрен АбАб (5-7-10-7), ямб с плавающими пиррихиями и тоже не совсем выверенный по ритму.
01 01 01 00 01 00
00 01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 00 01 00 01 00
01 00 01 00 01 00 01
Каштан включил зелёные фонарики.
И осветил во всей красе посадские платки.
Хозяйка Осень листья разложила, как цукаты и сухарики.
Мне кажется, что все они так паточно сладки!
В горошек зонтики грибов. И бабочки
после дождя вспорхнули ярким фейерверком из-под них.
А дуб развесил жёлуди. Из глины будто: лапоточки, тапочки,
напомнив *Спуск Андреевский в предпраздничные дни.
А писем столько! Что Весной отправлены.
Не успевает Осень в пик сезона все их перечесть.
А в них стихи, рисунки, сказки позолотой солнышка подправлены.
Я помогу их прочитать. Оказана мне честь.
(Наталья Шалле- автор СТИХИ.РУ)
№10.
Данный пример интересен тем, что несмотря на сформированные строфы, их содержание плавно переходит из одной в другую – предложение начинается в одной строфе, а заканчивается в следующей.
Шестистишие с треугольной рифмовкой АБСАБС (2-2-1-2-2-1), дактиль.
100 100
100 100
100
100 100
100 100
100
Листик за листиком,
Красные, жёлтые
Падают.
Неба свод чистенький,
Ветками колотый.
Радуга
С тучи спустилась и
Вдоволь красуется
Платьицем,
Вдруг обессиленно
В серость обуется.
Платится
Долг перед осенью
Жёстко и дорого,
С приставом.
Сгинет ведь, Господи,
Модница гордая.
Пристален
(Милада Кондратьева- автор СТИХИ.РУ)
На сегодня примеров хватит. В следующих раз мы продолжим разбор других интересных приемов стихосложения, встретившихся в летнем конкурсном пакете «Мастер класс».
НЕ СЛЕДУЕТ ПУТАТЬ ТИПОГРАФСКУЮ СТРОКУ СО СТИХОТВОРНОЙ СТРОКОЙ.
Вот пример:
авторская разбивка на строки
(Саша Жданная)
«В погоне за смыслом
И нужной идеей
Мне главного
Хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто
В душевном порыве
Хоть капельку истины
Сердцем узреть.
И не жалеть
О безумных началах,
Собой вдохновляя
Другие миры;
В погоне за смыслом
В течение жизни
Как хочется сердцу
Красивой любви. «
Согласно собственному ритму стиха, его следует разбить на строчки так:
«В погоне за смыслом и нужной идеей
Мне главного хоть бы не проглядеть.
Как хочется часто в душевном порыве
Хоть капельку истины сердцем узреть.
И не жалеть о безумных началах,
Собой вдохновляя другие миры;
В погоне за смыслом в течение жизни
Как хочется сердцу красивой любви. «
«прижав карманы
и голос к глоткам. «
И помимо ритма чисто звукового, начиная с уровня строки
появляется СМЫСЛОВОЙ и ГРАММАТИЧЕСКИЙ ритм.
И, соответственно, появляются соответствующие ошибки.
Возьмем скажем строчки (невыдуманные):
«Лишь иногда мелькнет на
Синей волне дельфинья спина. «
Звучит откровенно коряво.
Либо это грубая ошибка, либо откровенный выдрюк.
Если прочитать это как положено по смыслу и грамматике то получится:
«Лишь иногда мелькнет на синей волне
дельфинья спина. «
Менее коряво было бы:
«Лишь иногда мелькнет на синей
Волне вдали спина дельфинья. «
«Лишь иногда мелькнет на синей»
«Волне морской спина дельфинья»
убрано ложное стыкование «волне вдали»,
и сочетание «волне морской» звучит приемлемо, но разрыв
между «синей» и волной остался.
Звучит наименее коряво из рассмотренных вариантов,
Это уже что-то похожее на стихи.
хотя конечно ощущение огреха остается.
«Лишь иногда на волне на синей»
«Cверкнет вода на спине дельфиньей»
Такой огрех, когда разрываются на две строки словосочетания,
обязанные по грамматике или по смыслу стоять рядом друг с другом,
называется ПЕРЕНОСОМ.
(на мой взгляд, употребление заимствованного термина вместо
«перенос» ни к чему).
«Обрывок бечевы. Становится темнее. »
(Обрывок бечевы становится темнее)
«С которой стерли запись. Позабыв. »
(с которой стерли запись, позабыв.)
«не повернуть. От Иордана. »
(не повернуть от Иордана)
«Шалтай-Болтай я. Без утайки. »
(Шалтай-болтая без утайки)
Особого рассмотрения требует перенос в стихотворных
сценических произведениях, но это собственно не стихи, а именно
драматические произведения. У театра есть своя специфика,
поэтому здесь это обсуждать не будем.(например почему
у Пушкина переносы, весьма редкие в стихах, в драматических
произведениях встречаются чаще).
Также как другого подхода требует и оценка белого стиха в текстах пьес.
Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике
Содержание:
Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
Основные понятия системы стихосложения
Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
Стих | Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности. |
Ритмика стиха | |
Акцентный стих | тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов. |
Виды строф в лирике
Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия»)
Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.
Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)
Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Твердые стихотворные формы
Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения
Рифма
Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
Стопа
Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
Стихотворный размер
Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
Двусложный размер
Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.
Трехсложный размер
Трехсложных размеров три:
Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
Основы стихосложения и проверка стиха на примере стихотворения Г
хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская Х*2-1 Х*2 Х*3-2 Х*3-1 Х*3
женская Х*2 Х*2+1 Х*3-1 Х*3 Х*3+1
дактилическая Х*2+1 Х*2+2 Х*3 Х*3+1 Х*3+2
Соответственно, в стихах в зависимости от размера, количества стоп и клаузулы (гласных после последнего ударения) может быть такое число гласных (от одностопного (встречается редко) до шестистопного размера (большее число стоп встречается редко):
хорей ямб дактиль амфибрахий анапест
мужская 1,3,5,7,9,11 2,4,6,8,10,12 1,4,7,10,13,16 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18
женская 2,4,6,8,10,12 3,5,7,9,11,13 2,5,8,11,14,17 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19
дактилическая 3,5,7,9,11,13 4,6,8,10,12,14 3,6,9,12,15,18 4,7,10,13,16,19 5,8,11,14,17,20
***
Прилетаю, милая, сегодня прилетаю,
Праздник сердца в день рождения дарю.
Словно льдинка, от тебя я таю,
Будто свечка, от любви горю.
Сквозь все бури и ненастья прилетаю,
Приплываю сквозь туманы и дожди,
Пусть хожу по самому по краю,
Подожди меня, родная, подожди…
Приложение. Пример «проверки» стиха на стихотворении «Маме» Лунева Геннадия
Мамочка, тебя давно со мною нет.
Я тогда совсем был маленьким ребенком,
Из гнезда упавшим голубенком.
Мальчиком в двенадцать с лишним лет.
Ты меня своим стихам учила.
Я не слушал и сидел, игрался,
А подрос, проказничал и дрался.
Ты мне раны те надолго залечила
А теперь ты спишь, и шумят березы.
На столе лежит твой любимый Фет.
И течет из уст рифмой много лет,
Соль из глаз моих, как берёзьи слезы
1. Определение размера стиха и системы рифмовки. По первой строфе:
/—/-/-/-/
/-/-/-/—/-
Шестистопный хорей с рифмовкой А(муж.)Б(жен.)БА. Т.е. по правилам в каждой строке должно быть 11 и 12 гласных.
2. Подсчет гласных во всем стихе:
Мамочка, тебя давно со мною нет. 11
Я тогда совсем был маленьким ребенком, 12
Из гнезда упавшим голубенком. 10
Мальчиком в двенадцать с лишним лет. 9
Ты меня своим стихам учила. 10
Я не слушал и сидел, игрался, 10
А подрос, проказничал и дрался. 10
Ты мне раны те надолго залечила 12