Что такое строение былины
Русские народные былины
В истории науки, изучающей народное творчество, имеются жанры, которые всегда привлекали и будут привлекать внимание исследователей. К ним относятся песни и сказки, а также русские народные былины.
Что такое былины?
Былинами называют народные песенные сказания о подвигах храбрых воинах, отличающихся необычайной силой, удалью и мужеством. Учёные точно не могу назвать, в какой временной промежуток на Руси сложились эти фольклорные песни. Одни считают, что это были 9–11 вв., другие склоняются к 11–13 вв. О том, что былины появились, вероятнее всего, в Киевской Руси, можно судить по их содержанию: события, о которых идёт речь в сказаниях, привязаны к Киеву и связываются с именем князя Владимира. Сам термин «былины» сформировался благодаря фольклористу Ивану Сахарову в 1930-е годы, до этого времени жанр именовался как «старина».
Все былины классифицируются между собой на героические, основной темой которых является защита Русского государства от вражеских нападений, и новеллистические (социально-бытовые), описывающие главным образом бытовую и общественную жизнь народов средневековой Руси. Существуют также былины-баллады, в которых жизненные истории повествуются в форме драматичных происшествий в личной жизни людей, былины сказочного содержания и песни-сказания пародийного содержания, которые в шуточной форме высмеивают главных героев.
Особенности построения былины
Любая былина включает в себя три основные части: вступление, авторское изложение сюжетной линии и финальную часть. Каждая строка былины содержит равное количество ударений, при этом суммарное количество слогов в фольклорной песне не имеет значения.
Зачин
Структура былины предполагает начало с запева. По содержанию эта часть может гармонично переплетаться с сюжетом, но в большинстве случаев она описывает какое-то важное историческое событие. В зачине принято упоминать о месте, в котором развиваются основные события повествования. Стоит обратить внимание на тот факт, что в былинах всегда указываются реальные данные или конкретные места с целью создания убедительности и правдивости сказания.
Запев
Запев, как правило, не переплетается с основным содержанием фольклорной песни. Он представляет собой отдельный рассказ, предшествующий основной части эпического сказания.
Повествование
Действие в эпической песне всегда развивается неспешно, вплоть до того момента, пока не наступает кульминация – момент наивысшего напряжения сюжета, после которого ряд событий переходит к развязке. В повествовании используются следующие традиционные приёмы:
В сказании про Илью Муромца, к примеру, четырежды повторяется описание жуткого свиста Соловья-разбойника: «Засвистал как Соловей тут по-соловъему, закричал разбойник по-звериному…». От этого мощь злодея кажется более сильной, а значит, и победа главного героя – более значительной. Часто в текстах сказаний повторяются и ужасающие пророчества.
Авторы былин не жалеют эпитетов, воспевая силу и мощь главных персонажей своего творчества. Враг описывается отрицательными эпитетами (злой, проклятый, безбожный), герой-освободитель – положительными. Благодаря постоянным повторениям самых разных эпитетов, сказатели былин создают в воображении слушателя максимально правдивую картину сражений, показывая ему между делом, красоту русских городов. Интересно, что во всех былинах солнце именуется красным, даже если упоминается пасмурный день, а море синим, даже если говорится о буре.
Каждая былина включает в себя постоянные и переходные места. Первые представляют собой части песни, видоизменяемые сказителями при исполнении былины, под вторыми подразумеваются незначительно изменяемые куски текста. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин считается одним из жанровых признаков русского эпоса. Практически в любой былине присутствует также такой момент, как троекратные повторы. Число три фигурирует в тексте былины абсолютно везде: три богатыря, три направления, три сражения и т.д.
Исход
Концовка в былине может быть как краткой, так и включать в себя несколько стихотворных строк. В некоторых случаях она может заканчиваться словами: «И век про (имя) старину поют…».
Сказители былин
Сказителями былин на Руси принято было называть людей, которые занимались пересказами эпических произведений. Поначалу этим занимались странствующие гусляры, чьи имена история, к сожалению, не сохранила. Однако, в 18 веке, когда в обществе происходит резкий всплеск интереса к подобному творчеству, многие сказатели былин обрели популярность. Среди тех, кто умел и любил напевать песенные сказания можно, пожалуй, отметить: Трофима Рябинина, Василия Щеголенкова, Настасью Богданову, Аграфену Крюкову и Марию Кривополенову.
Сюжеты былин. Образы былин
Главными действующими персонажами большинства былин являются русские богатыри. Каждый из них имеет своё имя и яркий образ. Рассмотрим некоторых наиболее популярных персонажей.
Илья Муромец – главный герой киевского цикла народных песен. Он был самым старшим из русских богатырей, этот персонаж являлся воплощением мудрости и жизненного опыта. Согласно сюжету, изначально Илья Муромец был калекой, лишь в 33 года с помощью старцев он встал на ноги и приобрёл недюжинную силушку. Отважный, сильный и бесстрашный богатырь защитил родные земли от Соловья-разбойника, нашествия ига татарского и Идолища Поганого.
Добрыня Никитич на Руси занимает второе место по популярности, среди героев фольклора, после Ильи Муромца. Он был наиболее приближённым из всех богатырей к княжескому семейству, а его основными качествами считались образованность и воспитанность. В былине «Добрыня и Змей» богатырь совершил подвиг – одержал победу над Змеем, который принёс немало горя Русской земле. Историки считают, что реальным прототипом храброго персонажа в былинах послужил воевода Добрыня, который был дядей киевского князя, братом его матери.
Алеша Попович – самый юный представитель всеми любимой тройки силачей Руси. Он был известен всем не столько силой своей, сколько находчивостью и сообразительностью. «Не силой возьмёт, так хитростью» – пелось про него в песенных сказаниях. Этого персонажа по сей день историки связывают с Александром (Олешей) Поповичем – храбрым ростовским боярином.
Популярными персонажами былин также являются: великан Святогор, богатый купец Садко, богатыри Вольга Святославич и Никита Кожемяка, боярин Ставр Годинович и т. д.
Значение былин как жанра русского фольклора
Русские народные былины имеют огромное значение для понимания развития устного народного творчества и изучения истории Руси. Подобное народное творчество ярко отражает все стороны исторической и бытовой жизни русского народа, а также поражает богатством сюжетов и мотивов.
Былины дают представление о героическом прошлом русских людей, вызывают чувство гордости и уважение к русским богатырям, желание им подражать. Сегодня былины являются настоящими памятниками народного самобытного искусства, которые нужно оберегать, как зеницу ока.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Фольклорные жанры. Жанровое понятие «былина»
Особенности эпических песен о героизме русских богатырей
Слово «folklore» пришло из английского языка и означает «народная мудрость». Устное творчество народа было анонимным, коллективным, объединяло словесное, музыкальное и театральное искусства.Фольклорные жанры разделяются на драматические, лирические и эпические. Драматическими жанрами фольклора считаются хороводные и обрядовые игры, кукольные и скоморошьи [1] представления. К лирическим жанрам относятся обрядовая поэзия, любовные и семейные песни, игровые считалки и дразнилки, заговоры, потешные скороговорки, загадки и пр. К эпическим фольклорным жанрам относятся пословицы и поговорки, сказки, предания, исторические песни, легенды, былины.
Жанр былины известен приблизительно с X в. Это мифические сказания героико-патриотического содержания, созданные народом и исполняемые под гусли народными сказителями. По традиции былины передавались из уст в уста от одного сказителя к другому. Это поэтическое наследие предков заучивалось и сохранялось для последующих поколений.
Впервые в России были записаны былины в XVII в. англичанином Р. Джонсом, служившем при дворе Михаила Романова,публикации их текстов появились в XVIII в. Отношение к фольклору в российском образованном обществе тогда было пренебрежительным. Глубинный пласт устного народного творчества считали невежественным, неполноценным, лишенным художественной ценности, для образованной части населения фольклор не представлял интереса для изучения.Известный историк XVIII в. и сторонник идей просвещения, екатерининский вельможа Иван Болтин нелестно отзывался о народном творчестве, считая его сочинительством сброда сказителей-бродяг, распевающих «нелепые стихи» для потехи [2] черни [3] ради милостыни. Он называл былины «сказанными песнями», не отражающими истинных вкусов и нравов народа, которому нужно прививать настоящую «высокую» культуру. Эту точку зрения разделяли многие образованные люди того времени.
В XVIII в. к русскому фольклору проявил интерес меценат, владелец горнодобывающих заводов на Урале, промышленник Прокофий Демидов.По его просьбе были записаны устные сказания работника одного из заводов Кирши Данилова, всего рукопись содержала 71 текст. В 1804 г. был напечатан сборник из 26 былинных текстов уральского сказителя под названием «Древние российские стихотворения», который стал открытием для русской национальной словесности.В 1818 г. сборник, в который вошли уже 61 текст, был переиздан. Оба издания стали популярны у читающей публики, оказали значительное влияние на вкусы в литературной среде. Собрание эпических песен К. Данилова было любимой книгой Пушкина, который говорил, что в этом сборнике сохранилась ничтожно малая часть «чудных поэтических песен» из огромного и неизведанного «народного сокровища».
В 30-х годах XIX в. собирателем памятников устного творчества народа стал П. Кириевский, обратившийся к российским литераторам с просьбой делать записи всех неизвестных фольклорных произведений. Эту идею поддержали А. Пушкин, В. Даль,Н. Гоголь, А. Кольцов, и др. В середине XIX в. был открыт огромный пласт народного «живого» устного эпоса в России. Этнограф [4] Павел Рыбников, сосланный за связь со староверами на Русский Север в Олонецкую губернию, проехал земли по берегам Онежского озера, Архангельскую и Вологодскую губернии, Карелию, записал, помимо сказок, песен, поверий, заговоров и сказаний, 165 текстов на 50 былинных сюжетов от различных сказителей. Находки Рыбникова были изданы, стали известны не только в России, но и за рубежом. Открытием стали неизвестные прежде персонажи русского героического эпоса. Ранее бытовало распространенное мнение, что сохранившиеся былины можно было разыскать только в далеких уголках Сибири. Ученому удалось отрыть огромное количество былин в провинциях менее удаленных.
Рыбников изменил представление о народных сказателях, отрыл имена многих талантливых крестьян, которые, будучи в большинстве своем безграмотными, обладали уникальной памятью, природным умом, музыкальными способностями. Одним из таких талантливых сказителей был крестьянин с побережья Ладожского озера Трофим Рябинин, который хранил в памяти более 600 текстов. Он был круглым сиротой, которого вырастили всем крестьянским миром, с детства заучивал все услышанное от других сказителей. Рябинин стал знаменитым, его приглашали выступать в лучших концертных залах столицы, перед талантом сказителя преклонялась образованная аудитория.
Продолжателем дела Рыбникова стал А. Гильфердинг, проехавший по маршруту своего предшественника и записавший от 70 сказителей еще 270 былин, которые вошли в сборник «Онежские былины». После этого учеными-фольклористами стали активно собираться, издаваться и изучаться тексты, которые в народе называли богатырскими сказками или «старинами». Понятие «былина» было позаимствовано из «Слова о полку Игореве» и впервые использовано в качестве литературоведческого термина в 1839 г. фольклористом И. Сахаровым.
В былинах есть указания на исторические события и факты, их можно отчасти считать историческими источниками. В отличие от летописей, эти события в народной среде передавались из поколения в поколение в устной форме.Былины – история не книжная, а рассказанная самим народом. Главным в повествовании была не историческая достоверность, а передача духовного мировоззрения древнерусских людей. Былина – это песенное сказание о старине, которая для простых людей того времени была прежде всего основой представлений о нравственных ценностях и нормах бытия.
В текстах былин отражены чаще всего эпизоды сражения с врагами, представлявшими угрозу для Руси. Эти события в народном понимании имели особое значение, в сюжетах былин почти не встречаются описания повседневных обыденных явлений. На фоне историчности былин, их сюжеты часто неправдоподобны, с мифическими героями, как Змей Горыныч, Соловей-разбойник, Змей Тугарин и др. Поэтому былины нельзя считать исторической хроникой, события в них толкуются своеобразно, хотя слушатели воспринимали их как реальные, несмотря на фантастические детали.
Было выделено несколько циклов былин, среди которых основное место отводится киевскому и новгородскому циклам, создававшимся во времена Киевской Руси и Новгородской республики. Былины, отнесенные к киевскому циклу, объединены рядом общих характерных черт: повествование связано с Киевом и князем Владимиром, главной темой является защита Руси от набегов кочевых племен, уклад жизни, детали быта древнерусского человека и исторические события совпадают с летописными описаниями времен Киевской Руси. Центральными образами былин этого цикла являются три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Интересно, что все богатыри не были родом из стольного города Киева, у них разный социальный статус.Крестьянин Илья Муромец был уроженцем села Карачарова, боярин Добрыня Никитич родился в Рязани, юноша из духовного сословия Алеша Попович – выходец из Ростова. Но их судьба связана с Киевом, потому что они были защитниками своего государства.
В былинах новгородского цикла затрагиваются не воинские, а социальные-бытовые темы, в них описывается быт купечества,путешествия купцов в иные земли, особое значение придается основам веры и церкви, крепким семейным традициям. Это связано со своеобразным укладом жизни Новгородской республики, в которой власть князя была ограничена, а жизненно важные вопросы решались на народном вече. Новгородские земли не нуждались в защите от врагов, им не угрожали набеги кочевников. Основным источником процветания республики была обширная торговля со многими странами. Героями новгородских былин были Василий Буслаев, Садко и пр.
Своеобразие поэтического языка былин, их композиция
Достоверность описания уклада жизни и быта древнерусских людей
Русские эпические песни создавались не ради развлечения, значительным было воспитательное значение былин. Образ жизни русских богатырей являлся эталоном норм поведения, оказывающим влияние на формирование мировоззрения людей. В былинах отражены патриотические идеи единства русских земель и их защиты от внешних врагов, сохранения самобытной культуры Руси.
Былины написаны эпическим стихом, произносятся они с выраженными интонационно-логическими ударениями через один-три слога, что создает своеобразный речитативный ритм. Былины исполнялись с песенной декламацией и величественной интонацией, потому что повествование в них ведется о событиях многозначительных.В тексте былин постоянно встречаются повторения слов, фраз, строк, оттого информация передается замедленно, размеренно. Часто используется гипербола в изображении героев и событий.
В былинах отражен уклад жизни и быт древнерусских людей. Местом действия часто являются княжеский двор или торговые площади древнерусских городов: Киева, Новгорода, Чернигова, Мурома, Галича и др. По достоверным описаниям и деталям обстановки можно представить облик древнерусских воинов и их снаряжение,вид княжеского двора, старинных строений, обустройство быта людей, их традиции и обычаи.
Былины об Илье Муромце, «Вольга и Микула Селянинович», «Садко»
Образы русских богатырей в героическом эпосе. Величие и сила духа, доблесть и благородство – лучшие национальные черты народных героев
Русский народный герой в былинах – это богатырь. Это слово восточного происхождения, означающее «герой», «храбрец». В русском языке оно созвучно словам «богатый», «Бог». Богатыри, в народном понимании, наделены личностными качествами от Бога, их богатство не только в физической силе, но и в силе духа. Принято подразделять богатырей на «старших» и «младших». Образы старших богатырей пришли еще с дохристианских времен, они представляли собой существа неимоверной силы со сверхъестественными способностями. Это Святогор, Микула, Вольга и др. Младшее поколение богатырей тоже обладает большой силой, но она уже не такая титаническая, стихийная и мистическая. Они ближе к обыкновенным смертным людям, живут во времена князя Владимира, защищают Родину. Самые известные герои – Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.
Для богатырей главным качеством является воинская доблесть, ведь их священный долг – охрана границ Руси. Они наделены благородством, отвагой, чувством справедливости. Богатыри беззаветно любят Русь, к врагам которой они беспощадны. Богатырское достоинство проверяется в битве с неравной, более мощной и коварной вражеской силой. Интересно, что враги не изображались в человеческом облике, они представлены в виде чудовищных сказочных существ.
Но прославление воинской службы все же не единственная тема былин. В образах былинных героев воплощены народные представления о добре и зле, вере в справедливость, заботе о процветании и могуществе Родины. Действия богатырей всегда целеустремленные, прямолинейные и открытые, они не способны на вероломство, обман, притворство. Богатыри, не задумываясь, всегда отвечают на любой вызов врага.
Неразлучен с богатырем его конь, он товарищ богатырю-воину,помощник богатырю-землепашцу. Причем будничный крестьянский труд ценится не меньше воинской службы. Образы богатырей гиперболизированы, но их беспредельное удальство и исполинская сила народными певцами изображались как идеальное представление о несокрушимой народной мощи.
В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник» повествуется о дороге от Оки до Днепра через лесные дебри, которая слыла настолько небезопасной, что путники предпочитали окольные пути. Муромский богатырь, следуя на службу к князю Владимиру в Киев, выбирает прямой и самый трудный путь, не страшась Соловья Разбойника. По пути освободил Чернигов от осады, победив многочисленную вражескую силу, но отказывается стать там воеводой. Он не может защищать один город, его дело – защита всего русского государства.
Дорога, на которой бесчинствовал Соловей Разбойник, поросла травой и была перекрыта поваленными деревьями. Соловей получил свое прозвище за то,что сидя на дереве, не давал людям проехать к Киеву, пугая своим вредоносным свистом. Нерусское отчество разбойника – «Одихмантьев сын» говорит об иноземном происхождении захватчика. Илья Муромец, победив Соловья и привязав к седлу, как дичь, отвозит в Киев. Освободив путь к Киеву, Муромец способствует объединению земель Киевской Руси. Представ перед князем Владимиром, Илья рассказывает откуда он родом и каким путем приехал в Киев. Узнав о крестьянском происхождении богатыря, князь не только не верит ему, но и выражает свое недоверие оскорбительно. Несмотря на обиду, Илья сдерживает свои чувства, проявляя великодушие и бескорыстие. Богатырь не принимает от князя пожалованных ему городов. С князем у Ильи сложатся непростые отношения, часто он будет с ним ссориться. Так, возможно, в протестах богатыря отражено пробуждение народного самосознания и протест простых людей против несправедливости княжеской власти.
Врожденным умом, здравомыслием в речах и поступках, образованностью и отвагой отличается и другой богатырь – Добрыня Никитич. У этого персонажа имеется исторический прототип, упоминаемый в летописях: рязанский боярин, приходившийся дядей по материнской линии князю Владимиру. Добрыня Никитич был героем одних из ранних былин, в которых появился образ князя Владимира Святославовича, прославляемого за Крещение Руси и объединение русских земель. В более поздних былинах образ князя Владимира постепенно принижается, становясь отрицательным персонажем.В былине «Добрыня и Змей» иносказательно представлена защита христианства на Руси, борьба против язычества.
Смекалкой и сноровкой владел ростовчанин Алеша Попович. В летописях есть упоминания, что сначала он состоял на службе у князей в Ростове, после переехал в Киев, участвовал в сражении на реке Калке, где и погиб.В былине «Алеша Попович и Тугарин Змей» этот богатырь не стал терпеть наглого поведения иноземца на пиру у князя, отомстил за унижение Руси и ее обычаев. У Тугарина был конь с огненными крыльями, на котором чудище летало недосягаемо высоко. Попросил Алеша Попович у небесных сил дождя, благодаря ниспосланному ему в помощь дождю богатырь победил злодея.
Былина о богатыре Садко типична для новгородского цикла. Новгород со своей уникальной системой демократического устройства и вечевым правлением занимал исключительное место в русской истории. Приметы новгородской жизни отражены в былине. В повествовании можно узнать о богатствах города, ремеслах новгородцев. В то же время в былине есть сказочные мотивы. Герой – бедный гусляр, но его музыку и пение не ценят богатые купцы. Он жаждет самоутверждения, своим искусством покоряет водяного царя, с помощью которого становится богатым. Однажды в путешествии его корабли настигла буря, морской царь решил забрать к себе сладкоголосого певца-гусляра. Попавшему в подводное царство Садко сулят несметные богатства, чтобы он остался навсегда в чужом ему мире. Садко же при помощи Николая Чудотворца и девушки Чернавы возвращается в родной Новгород. Садко не обладает богатырской удалью и силой, не совершает подвигов. Но с остальными богатырями его роднит чувство патриотизма, мужество, бескорыстие, готовность жертвовать собой ради других людей.
С большой симпатией обрисован в новгородской былине «Вольга и Микула Селянинович» богатырь из крестьян – Микула.В самом названии дано сравнение двух образов и выражено отношение к ним: у Вольги не указывается титул князя и отчество, уважение к Микуле звучит в необычном прозвище. Независимо и просто крестьянин общается с князем. Недюжинной силой Микула превосходит десять княжеских дружинников, которые не могут вытащить из земли соху пахаря. Он же одной рукой выдернул соху из земли и бросил за куст ракиты.
Микула побывал в тех краях, куда направляется князь со своей дружиной. Он поведал князю, как напали на него местные мужики, стали «грошей просить», но он побил грабителей «до тысячи». Князь Вольга позвал храбреца ехать «в товарищах к тем городам». Микула соглашается сопровождать князя, тот же проникся уважением к Микуле за его участие, справедливость, трудолюбие. Поэтическим описанием труда богатыря-пахаря передается уважительное отношение к его тяжелому труду.
Значение былин в русском искусстве
Былины в русском искусстве служат источником вдохновения для создания произведений в литературе, живописи, музыке. К былинным сюжетам, их образам и идеям обращались с начала XIX в. многие писатели. В. Жуковский создал оперу «Алеша Попович». В поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкин образ Руслана написал под влиянием образов богатырей. Интерес к былинам проявлял Л. Толстой, занимался их обработкой. Вдохновленный музыкальностью былин, Н. Римский-Корсаков создал оперу «Садко».
Поэтические образы былин запечатлены многими талантливыми художниками. Самыми известными полотнами по былинным сюжетам являются картины: «Богатыри», «Витязь на распутье»,«Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем»В. Васнецова, «Пир богатырей у ласкового князя Владимира», «Микула Селянинович», «Волга Всеславьевич», «Садко, богатый новгородский гость» А. Рябушкина,панно«Богатырь» М. Врубеля, «Илья Муромец и Соловей-разбойник» И. Билибина, «Святогор» Н. Рериха и пр.Сюжеты былин нашли отражение в киноискусстве. Подвигам богатырей посвящены фильмы «Садко», «Князь Владимир», «Илья Муромец» и др.
Словарь
1. Скоморошьи (представления) – представления, разыгрываемые бродячими актерами (скоморохами) в Древней Руси
2. Потеха – увеселение, забава
3. Чернь – люди из простонародья
4. Этнограф – ученый, занимающийся изучением культуры народа
5. Зачин – вступительная часть теста былины
Былина
теория по литературе 📖 формы произведений
Былина – это фольклорная песня эпического характера, в центре сюжета которой лежит какое-либо героическое событие.
История возникновения (зарождения) былины как жанра
Былины возникли в IX-XIII вв. на южных территориях древнерусского государства и оттуда пришли на север Руси. Их появление связано с древними песнями и легендами, которые являлись формой выражения исторического сознания русского народа. Долгое время эти произведения передавались из уст в уста.
Былины отражали в поэтической форме исторические события, переплетённые с фантастическим вымыслом. Писали былины анонимные авторы, которые укрепляли в сознании народа образы сильных, мужественных и справедливых героев-богатырей.
К XIII- XV вв. этот жанр получил наибольшее распространение.
Изначально былины именовались поэмами и богатырскими сказками. Однако в 40-х гг. XIX в. русский этнограф-фольклорист ввёл термин «былина». Само слово «былина» происходит от существительного «быль», т. е. то, что произошло в действительности (в отличие от небылицы). Только в первой половине ХIХ в. былины стали записывать и издавать.
До 20-х гг. XX в. их исполняли певцы-сказители. Первым собранием русских былин считается сборник «Древние российские стихотворения» (1804 г.) Кирши Данилова.
В XIX-XX вв. возрастает интерес к собранию былин. Люди понимали, что исполнителей былин с каждым годом становится всё меньше. Известные собиратели былин: П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. B. Марко, А. Д. Григорьев и другие.
Благодаря сложному труду собирателей были изданы сборники «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (1861-1867 гг.) и «Онежские былины, записанные летом 1871 года».
К середине XX века былины почти полностью исчезают из устного репертуара.
Характерные особенности былин
Былина имеет ряд характерных особенностей:
Картина В. Васнецова «Богатыри»
Особенности построения сюжета и композиции в былинах
Художественные приемы в былинах
В былинах используется множество художественных приёмов и средств:
«Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному – Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися».
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник», иллюстрация
«А приехали они да на святую Русь, На святую Русь да под Киев град…».
«Ещё день за день ведь, как и дождь дождит, А неделя за неделей, как трава растёт, А год за годом, как река бежит».
«Добрыня Никитич в отъезде»
Циклы былин
Выделяют два цикла былин: киевский и новгородский.
Главными героями былин киевского цикла являются герои-богатыри (Илья Муромец, Святогор, Алеша Попович и др.), которые защищают города Древней Руси от иноземных захватчиков (татар, половцев, печенег и др.).
В новгородском цикле былин повествуется о жизни и быте горожан Новгорода. В те времена Новгород находился на Севере древнерусского государства и был торговым важнейшим центром. Также рассказывается о таланте и удали русского народа. Центральным образом новгородских былин являлся купец Садко.
Представители жанра в школьной программе
В школьную программу входят следующие былины: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Илья Муромец и Калин-царь», «Три поездки Ильи Муромца», «Вавила и скоморохи», «Вольга и Микула Селянинович», «Садко», «Ставр Годинович», «Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Микула Селянинович», «Василий Буслаев» и др.