Что такое строй в гимнастике определение
Гимнастика
Гимнастика — строевые упражнения на месте и в движении
Занятия гимнастикой созданы для того, чтобы развивать у человека ловкость, силовые навыки, выносливость, скорость, способность ориентироваться в пространстве. Параллельно с этим воспитываются художественные и моральные качества. Наличие многочисленного количества спортивных комплексов в сфере гимнастики, делает этот вид спорта практически незаменимым в современном мире. Довольно интересным фактом считается и то, что гимнастика включает в себя строевые упражнения.
Основные моменты в строю
Упражнения в строю являют собой одновременные манипуляции каждого участника и содержат в себе следующие понятия:
Для успешного проведения занятия все спортсмены должны чётко знать каждое из представленных понятий, а также разбираться в командах преподавателя. В обратном случае, занятие серьёзно усложняется, а строй будет сбиваться всего из-за одного человека.
От спортсменов требуется:
Приёмы и движения в строю
Занять позицию в строю требуется после получения команды «Становись!». Как только это указание будет услышано, требуется незамедлительно занять место в строю и максимально выровняться. В теле должно отсутствовать напряжение, пятки соединяются, а носки поворачиваются вперёд. Ноги в коленках выпрямляются, но их тоже следует максимально расслабить. Грудная клетка приподымается, туловище выставляется вперёд. Живот втягивается, плечи разворачиваются. Руки располагаются так, чтобы кисти повернулись ладонями внутрь. Пальцы полусогнуты и прикасаются к бедру. Голова удерживается ровно, лицо смотрит вперёд.
Услышав команду «Смирно!» требуется прекратить принимать стойку и замереть. После приказа «Вольно!» принимается свободное положение, колени ослабляются, но строго запрещено начинать разговоры.
Повороты на месте и в движении осуществляются посредством получения указания. Под понятием полповорота подразумевается поворот на 45 градусов, это действие производится через левое плечо. В остальных случаях нужно поворачиваться через правое плечо.
Повороты осуществляются на два счёта: на «один» нужно повернуться, при этом сохраняется правильное расположение туловища, колени прямые, весь вес перенесён на расположенную спереди ногу; на счёт «два» быстро приставляется вторая нога.
Все движения строевого типа, производятся в процессе бега или марширования. Оптимальной считается скорость передвижения шагом, составляющая сто двадцать шагов за 60 секунд (при условии, что длина шага составит около семидесяти сантиметров). При беге норма – до ста восьмидесяти шагов.
В ходе осуществления строевого шага, носок оттягивается вперёд, а нога поднимается на 150-200 мм. Постановка ноги твёрдая и на ровную ступню. Параллельно производится работа руками: они направляются вперёд и сгибаются в области локтей, кисти размещаются на уровне пряжки пояса, назад – до отказа в области плеча. Пальцы немного согнуты. Выполняя указание, голову и тело нужно удерживать прямо и смотреть вперёд. При выполнении походного шага, в движении намного больше свободы.
Особенности перемещения строем
Чтобы в процессе гимнастических занятий в короткие сроки разместиться в зале, используют перестроение, движение и размыкание.
Перестроение бывает следующих типов:
Движение тоже бывает нескольких видов:
Переходя к размыканию, стоит отметить, что это метод увеличения дистанции и интервала строя. Если было не отмечено число шагов, то размыкание составляет один шаг в любую из сторон отмеченных тренером.
Все, кроме человека от которого выполняется размыкание, поворачивают направо или налево, а затем продвигаются так, чтобы расстояние между спортсменами, расположенными по бокам, сзади или спереди было равно отмеченному количеству шагов. После этого выполняется поворот лицом к фронту. Произведя указание, тренер выполняет подсчет по два до того момента, пока каждый участник группы не займёт свою исходную позицию в строю.
Размыкание бывает нескольких видов:
Указания
При осуществлении строевых упражнений в гимнастических классах, существует разделение команд на два вида:
В число исполнительных команд входят «Равняйсь!», «Смирно!». Но при желании привлечь внимание учащихся, тренер может впереди вставить такие слова, как «группа», «внимание».
Подача предварительной команды выполняется как можно чётче и громко, даже немного протяжно. Это необходимо для того, чтобы спортсмены сразу разобрались, что от них ожидают и подготовились к исполнению задачи. Подача команды исполнительного типа, осуществляется после произведения незначительной паузы, энергично и отрывисто.
Громкость и длительность передышки при этих командах, напрямую связана с размерами строя: чем большее количество людей находится в строе, тем более протяжной является команда предварительного типа и длительнее пауза между ними.
Исполнительный тип указаний способствует подаче сигнала о начале работы, произношение обязано совпадать с характером выполнения дальнейших действий. К примеру, чтобы строй начал бежать, команда должна осуществляться громко и отрывисто, если планируется замедление, то она должна быть громкой и протяжной. Независимо от разновидности команд интонация делается как можно твёрже и повелительнее. Тренер обязан осуществлять правильный подбор слов, а также варьировать тон и силу движения.
Громкость команды, должна соответствовать её необходимости. Строго запрещено давать невероятно громкие команды или очень тихие, поскольку это дезориентирует учащихся. В процессе подачи команды, тренер должен принять положение основной стойки.
При выполнении предварительной команды, гимнасты занимают стойку «смирно», поэтому тренер не должен злоупотреблять этим указанием. Если же команда всё-таки была дана, то её следует строго соблюдать.
В ряде ситуаций рекомендуется вместо команд использовать распоряжения. Если в ходе получения команды спортсмен выполняет строго определённые действия, то получив распоряжение, он может не следовать счёту и исполнять указанное действие другими способами. К примеру, вместо того, чтобы учащимся, которые сидят на полу дать команду «Направо!», предпочтительнее будет попросить их «Повернитесь направо».
Подавая указания на осуществление перестроения, требуется следовать ряду действий:
Обучающая методика
В ходе ознакомления со строевыми упражнениями в гимнастике, в преимущественном числе случаев используют метод показа, все объяснения производятся частями. В результате того, что строевые упражнения обладают низким уровнем сложности, в процессе обучения тренер чаще всего комбинирует объяснения и показ, после чего требует, чтобы указанное действие одновременно выполнила вся группа.
Сложные варианты этих упражнений, изучаются по частям. В данной ситуации для осуществления какого-то действия, нужно услышать отдельную команду. Для примера, в ходе перестроения из шеренги в две, спортсмены, получившие по расчёту 2-е номера, сначала делают шаг назад левой ногой, затем шаг вправо и в конце только приставляют вторую ногу.
В ходе изучения частей команд, гимнаст полностью понимает и запоминает выполненные действия, а тренер, до того как произнесёт новую команду, вполне может подкорректировать уже заметные ошибки.
Для того чтобы хорошо изучить вышеуказанные упражнения, требуется с первых занятий практиковаться в их исполнении. Строевые упражнения невозможно изучать теоретически, поэтому прежде чем что-то требовать от спортсменов, тренер обязан сам показать им правильную технику выполнения того или иного упражнения, а также показать, как исполняются различные команды. Существуют и парные упражнения, здесь успех выполнения зависит не только от одного человека, но и от его партнёра, поэтому разучиваются ещё и особенности работы в команде, умение прийти на помощь, а возможно где-то взять на себя всю нагрузку.
Благодаря использованию строевых упражнений, гимнасты тренируют выдержку и дисциплинированность. В современную программу обучения гимнастов эти упражнения вошли совсем недавно, но уже приобрели большую популярность, поскольку обучают спортсменов строго следовать правилам, не поддаваться эмоциям, что особенно важно при выступлении на всевозможных чемпионатах. Только собранность и уверенность в собственных силах приведут к победе и позволят завоевать многочисленное количество медалей и грамот и уважение в спортивной сфере.
Термины строевых упражнений
Строй — установленное размещение учащихся для совместных действий.
Фланг — правая и левая оконечности строя. При поворотах строя название флангов не меняется.
Фронт — сторона строя, в которую учащиеся обращены лицом.
Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.
Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.
Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым. Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним.Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.
Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.
«Равняйсь!» — по этой команде учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо (налево) при команде «Направо (налево) — равняйсь!» и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.
По команде «Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую
«Вольно!» — встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) — вольно!» При этом одна нога отставляется на шаг в сторону, тяжесть тела распределяется равномерно на обе ноги, руки за спину.
«Отставить!» — команда, при которой учащиеся принимают положение, предшествующее этой команде.
«Разойдись!» — команда, при которой учащиеся расходятся для самостоятельных действий.
Построение — действия учащихся по команде или распоряжению учителя для принятия определенного строя.
Строевой шаг — шаг, при котором нога выносится прямая, с оттянутым носком на 15 — 20 см от пола, а ставится твердо на всю ступню. Движение руками выполняется вперед (сгибая в локтях) так, чтобы кисти поднимались выше пояса на ширину ладони и на расстояние ладони от тела, назад — до отказа в плечевом суставе. Пальцы рук полусогнуты. В движении голову и туловище держать прямо, смотреть перед собой.
Походный шаг (обычный) отличается меньшим напряжением, нога выносится свободно, без оттягивания носка и ставится на пол без акцента, руками производятся свободные движения около тела.
14. Термины общеразвивающих упражнений
Для рук. Движения руками в различных плоскостях и направлениях, в различном темпе и в различных исходных положениях (стоя, сидя, лёжа), одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и запястных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение, маховые и круговые движения).
Исходное положение (И. П.) – указываются только в начале упражнения.
Стойки – основная стойка (О. С.), стойка ноги врозь, стойка ноги на ширине плеч и др.
Седы – положения на полу. Сед, сед ноги врозь, сед углом и т. п.
Присед – положение занимающихся на согнутых ногах.Полуприсед, присед, присед на правой ноге (пистолетик).
Хват – способ держания на снаряде. Хваты: сверху, снизу, разный, широкий, узкий, скрестный
Вис – положение занимающегося, на гимнастическом снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата.
Упор – положение занимающегося, в котором плечи находятся выше точек опоры. Упор лёжа спереди, упор лёжа сзади, упор лёжа боком.
15. Термины упражнений на снарядах и их определение.
Исходное положение — положение занимающегося перед началом упражнения. Основные положения исполнителя на снаряде принято называть так: продольно — когда плечевая ось гимнаста параллельна оси снаряда; поперек — когда эта ось перпендикулярна; перед снарядом (лицом к нему); спиной к снаряду. Остальные случаи указываются более точно. Например (на бревне): с разбега под углом 25° к середине бревна, правым боком к нему. и т. д.
Конечное положение — положение занимающегося, которым заканчивается выполняемое упражнение.
В тех случаях, когда упражнение начинается не из положения на самом снаряде, следует применять термины.
С прыжка — переход в вис или в упор выполняется из стойки перед снарядом прыжком. Если это выполняется с предварительным захватом, необходимо указывать: из виса стоя, в других случаях — из стойки в 1—2 шагах и т. п. Различают переходы с прыжка: в вис углом, в вис согнувшись, в упор на руках, в упор или в иное положение на снаряде.
С разбега — переход в вис, выполненный после предварительного разбега.
Висы (простые): вис, вис на согнутых руках, вис согнувшись, вис прогнувшись.
Висы (смешанные): вис присев, вис стоя согнувшись, вис лежа, вис ил правой вне, вис стоя (рис. 20, г), вис лежа. Иные положения уточняются. Например, вис на согнутых ногах (или на правой, левой) (рис. 20, д).
Упор— положение занимающегося, в котором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают, как и висы, упоры простые и смешанные.
Упоры (простые — принято слово опускать): упор, упор на предплечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках согнувшись (рис. 21, а), упор сзади (рис. 21, б), упор правой вне, упор углом (рис. 21, в) или угол в упоре, то же, но ноги врозь вне (рис. 21, г). В случаях очевидного положения в упоре достаточно применять одно слово «угол». Например, на брусьях: подъем махом назад—махом вперед угол или перемахом правой (над правой жердью) угол.
Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад (на бревне) (рис. 22, а), упор лежа на согнутых руках, левую назад (рис. 22, б), упор стоя ноги врозь (согнувшись) (рис. 22, в).
Сед — положение сидя на снаряде (полу и др.). Различают: сед ноги врозь (рис. 22, г), сед на левом бедре на нижней жерди (рис. 22, д) и др.
Подъем — переход в упор из виса или из низкого упора. Различают: подъем силой поочередно (рис. 23, а), махом одной подъем переворотом (рис. 23, в), подъем силой (рис. 23, б), подъем правой или левой, подъем двумя (рис. 23, г), подъем разгибом, подъем назад разгибом и др.
Спад — движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.
Оборот—круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (перекладины, жерди и др.) выполняемое из упора. Различают: оборот вперед или назад из упора ноги врозь, из упора, из упора сзади, большой оборот, большой оборот в висе сзади, то же обратным хватом и др.
Поворот—движение тела вокруг вертикальной оси. Различают: поворот махом вперед, назад, в стойке, то же вокруг опорной руки («диомидовский») и др.
Крест—крестообразное положение занимающегося на кольцах. Различают: крест, крест углом, боковой крест («азаряновский»), крест в стойке на руках, крест в равновесии.
Стойка — вертикальное положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела (чаще всего руками), Различают стойку на плечах, на руках, на одной руке, хватом за одну жердь и др. Способы выполнения стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись, прогнувшись прямыми руками и др.
Мах — свободное движение тела относительно оси вращения. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжка.
Размахивание — мах, выполненный несколько раз.
Мах дугой — переход из упора в вис дугообразным движением. При выполнении из упора сзади или из виса спредварительнымперемахом ног называется «мах дугой назад».
Выкрут —оборот тела вокруг горизонтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают: выкрут вперед и назад. При необходимости указывается мах, которым он выполняется.
Для обозначения маховых движений ногами (махов) применяются термины:
Перемах — движение ногой (ногами) над снарядом или его частью.
Круг — целостное (эллипсообразное) движение ногой (ногами). Различают: круг правой (левой), круг правой влево, влево или вправо назад, круг с поворотом и др. Круг двумя, выполненный сомкнутыми ногами; круг поперек, круг прогнувшись и их разновидности.
Скрещение — два встречных перемаха. Обычное скрещение (после перемаха вперед в одноименную сторону).Разновидности должны уточняться. Например: обратное скрещение (выполняемое после разноимённогоперемаха), скрещение с поворотом, с переходом и др.
Вход — термин, обозначающий переход гимнаста из и. п. у снаряда круговым движением с поворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Может быть выполнен одной ногой (ее указывают)» а также из и. п. на снаряде. Например, на коне: из упора на геле в упор на ручках.
Переход — смещение гимнаста (исполнителя) вправо или влево на снаряде с перехватом руками (при выполнении того или иного элемента). Например, при выполнении скрещений или кругов двумя переход из упора на ручках в упор на одной ручке и теле коня и переход обратно.
Выход — движение, противоположное входу, но на другую часть коня. Например, после кругов двумя круговым движением выход в упор па ручке и теле коня и др.
Перелет—перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с отпусканием рук (углом, согнувшись, ноги врозь и др.), а также с одного снаряда на другой или с одной жерди на другую.
Прыжок — преодоление расстояния (высоты, длины) или препятствия, снаряда в свободном полете после отталкивания ногами.
Опорный прыжок — выполняется с дополнительной oпoрной (толчком) руками. Различают: прыжок согнув ноги, ноги врозь боком, углом, переворотом, переворот в сторону (вправо, влево), переворот согнувшись и др., а также переворот в стойку на руках и сальто, двойное сальто и др. Отдельные прыжки называют по фамилиям исполнителей. Например «ямасита»; «цукахара» и др. В этом случае термин не выражает сущности движения.
Замах — предварительный мах ногами назад после толчка ногами.
16. Характеристика строевых упражнений
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в строю.
С помощью строевых упражнений решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности.
Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека.
Применение на занятиях строевых упражнений позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Для удобства пользования строевыми упражнениями в гимнастическом зале устанавливаются условные точки – центр, середина и углы.
Верхний Верхний левый правый Ц.З. Строевые упражнения классифицируются на 4 группы: II. Построения и перестроения. IV. Размыкания и смыкания. ЧАСТЬ I: « Строевые приёмы» Строй – размещение занимающихся для совместных действий. Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений. Команда разделяется на предварительную, произносимую ясно, громко, протяжно и исполнительную, произносимую громко, чётко, отрывисто (Например: «Напра – во!») Распоряжение – приказание, выраженное словами в произвольной форме («Повернитесь ко мне лицом») Шеренга – размещение занимающихся по росту с интервалом, равным ширине ладони. Колонна – строй в котором занимающиеся стоят один за другим в затылок. Дистанция между стоящими в колонне равна одному шагу или вытянутой вперёд руке. Для построения занимающихся в строй подаются команды или распоряжения: «По порядку РАССЧИТАЙСЬ!»; «На первый, второй РАССЧИТАЙСЬ!»; «По три (четыре, пять и т. д.) РАССЧИТАЙСЬ!» Расчёт начинается с правого фланга. Называя свой номер, занимающиеся быстро поворачивают голову к стоящему слева и быстро принимают И.П. Повороты налево, направо, кругом могут выполняться по распоряжению («Повернитесь ко мне лицом») и по командам «КРУ – ГОМ!», «НАЛЕ – ВО!», «НАПРА – ВО!» Техника выполнения поворотов начинается с простых способов: а) повороты переступанием б) повороты прыжком в) повороты по уставу ЧАСТЬ II: «Построения и перестроения» Построения – действия занимающихся после команды преподавателя для принятия того или иного строя. Направляющий – занимающийся, стоящий первым, по которому все другие берут равнение, направление и темп движения. Замыкающий – занимающийся, стоящий последним в строю. Для построения подаётся команда: «В одну (две, три и т. д.) шеренгу – СТАНОВИСЬ!» Одновременно с подачей команды староста (дежурный, первый по росту) становится лицом к фронту в положение «СМИРНО». Группа выстраивается слева от него. Построение в колонну выполняется по команде: « В колонну по одному (по два, по три) – «СТАНОВИСЬ!» Группа выстраивается за преподавателем. Перестроение из одной шеренги в две. После предварительного расчёта на 1 и 2 подаётся команда: «В две шеренги – «СТРОЙСЯ!» По этой команде вторые номера делают шаг назад левой ногой (счёт « раз»), правой ногой шаг вправо (счёт «два») и вставая в затылок первому приставляют левую ногу (счёт «три»). Выполняется на три счёта. Перестроения из одной шеренги в три. После предварительного расчёта на первый, второй, третий – «РАСЧИТАЙСЬ!» подаётся команда – «В три шеренги – СТРОЙСЯ!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад («раз»), шаг левой в сторону («два») и приставляя правую ногу становятся в затылок вторым номерам («три»), одновременно третьи номера – шаг левой вперёд («раз»), шаг правой в сторону («два») и приставляя левую ногу становятся впереди вторых номеров. Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три, четыре) в движении поворотом. При движении группы вдоль границ зала или площадки подаётся команда «В колонну по два (три, четыре) налево – «Марш!» (как правило команда подаётся когда направляющий находится на верхней и нижней границе зала). Первая двойка (тройка, четвёрка) поворачивает налево и двигается в новом направлении, следующие пары (тройки, четвёрки) делают повороты на этом же месте и первый ждёт свою (двойку, тройку). Здесь можно дать указание об интервале, дистанции. Для обратного перестроения подаётся команда: «Напра – во!» («Нале – во!») «В колонну по одному направо (налево) «Марш!» Перестроение в круг из шеренги. Предварительно занимающиеся берутся за руки. Команда – «В круг взявшись за руки – «Становись!» 1. Направляющий и замыкающий одновременно начинают движение по кругу навстречу друг другу. 2. Руководитель встаёт против ученика, стоящего в середине шеренги, а занимающиеся стоящие на правом и левом флангах двигаются к нему делая круг. ЧАСТЬ III: «Передвижения» Строевой шаг – шаг, при котором нога выносится на высоту 15 – 20 см. от пола и ставится твёрдо на всю ступню, движения руками выполняются вперёд и назад (руки прямые, отводятся назад до отказа, пальцы сжаты в кулак). Команда: «Строевым шагом – «Марш!» Для изменения длины шага подаются команды: «Шире шаг!»; «Короче шаг!»; «Чаще шаг!»; «Реже шаг!» Движение по диагонали. Исполнительная команда подаётся в момент подхода направляющего к углу зала. Выполняется по команде: «Противоходом направо (налево) – «Марш!» Движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Интервал между встречными колоннами – один шаг. Несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому противоходу. Команды: ЧАСТЬ IV: «Размыкания и смыкания» Размыкания – способы интервала или дистанции строя. Смыкания – приёмы уплотнения разомкнутого строя. Размыкание приставными шагами на вытянутые руки в стороны в шеренге, в колоннах по два (по три, по четыре). Выполняются по команде: «На вытянутые руки в стороны от направляющего (от середины) – «Разом – кнись!» Все занимающиеся кроме направляющего в колоннах и средних в колонне по три начинают отодвигаться влево (влево и вправо) поставив руки в стороны до нужного интервала. Для возвращения на свои места подаётся команда: «Сом – кнись!» (к направляющему, к середине). Размыкание на вытянутые руки вперёд. По команде: «На вытянутые руки вперёд – «Разом – кнись!» все занимающиеся за исключением направляющего поднимают руки вперёд и отходят назад на указанную дистанцию, после чего руки опускают. Размыкание уступами по расчёту 4, 2, на месте. Для выполнения данного размыкания предварительно необходимо произвести расчёт на 4, 2, на месте. Затем выполняется команда: 18. Общеразвивающие упражнения Обшеразвивающими упражнениями (ОРУ) в гимнастике называются доступные занимающимся, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями, выполняемые с целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма. Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, широко используются на уроках по физическому воспитанию в детсадах, в школе, ПТУ, вузах. Комплексы ОРУ применяются в утренней гигиенической гимнастике (в том числе и передаваемой по радио и телевидению), при проведении занятий основной, ритмической и производственной гимнастикой. Представители всех видов спорта включают ОРУ в тренировку как средство разминки и развития определенных физических качеств. Большое количество ОРУ объясняется тем, что возможные действия телом и отдельными его частями применяются в различных сочетаниях, разнообразятся степенью напряжения мышц, изменением скорости, амплитуды и направления движений. Смена исходных и конечных положений, применение различных предметов, отягощений и приспособлений также расширяют граница использования данных упражнений. Относительная простота и возможность постепенно их усложнять делают ОРУ доступными занимающимся любого возраста и подготовленности. Овладение ОРУ является школой двигательной подготовки. Начиная с элементарных, односуставных движений, занимающиеся последовательно переходят к более сложным упражнениям. Этап начальной подготовки в спорте также характерен применением большого объема ОРУ. Данные упражнения легко дозируются, позволяют направленно и избирательно воздействовать на определенные группы мышц. Особое значение придается ОРУ в формировании правильной осанки. Несомненно, в деятельности преподавателя физического воспитания знания, умения и навыки, связанные с использованием такого универсального средства, как ОРУ, должны занимать существенное место. Грамотное применение ОРУ в занятиях с различными контингентами предполагает: — владение большим количеством конкретных упражнений, умение показать, терминологически назвать; — знание характера каждого упражнения, его направленности; умение составлять комплексы упражнений в зависимости от задач; — умение обучать и проводить занятия ОРУ разными способами (по рассказу, по показу, по заданию, игровым способом и др.); — владение методами организации занятий ОРУ; — умение дозировать нагрузку в связи с состоянием занимающихся и решаемыми задачами. 19. Внешние силы их проявление при выполнении действий 20. Внутренние силы и их проявление при выполнении двигательных действий в гимнастике 21. Характеристика статических силовых упражнений Статические и силовые упражнения относительно немногочисленны. Однако в спортивной гимнастике они играют существенную роль, т. к. имеют не только самостоятельное значение, но и органически входят в состав большинства маховых упражнений. Упражнения данной группы связаны с преимущественно работой мышц плечевого пояса и рук. Соответственно трудности элемента степень напряжения этих мышц бывает различной. Статические упражнения представляют собой определенные позы, принимаемые гимнастами при исполнении упражнений на снаряде. Среди них принято различать висы и упоры. Во время исполнения висов тела гимнаста чаще всего находится в состоянии устойчивого равновесия. С физической точки зрения, такое равновесие характеризуется расположением общего центра тяжести тела под опорой. Благодаря этому при любом отклонении от устойчивого положения тело возвращается в него под действием силы тяжести. Большинство упоров исполняется в состоянии неустойчивого равновесия. В данном случае ОЦТ обычно располагается надопорной и чем выше его положение и ограниченней площадь опоры, тем менее устойчиво удерживаемая поза. Так при исполнении упора на брусьях ОЦТ лишь слегка приподнят над жердями и поэтому такое равновесие удержать не трудно, сложнее удержать равновесие в стойке на плечах, где ОЦТ поднят на значительную высоту. А при исполнении стойки на руках, ОЦТ максимально приподнят, чем еще в большей мере затрудняется сохранение заданного положения. Такая зависимость объясняется тем, что сохраняя неустойчивое равновесие, необходимо удерживать проекцию ОЦТ в пределах площади опоры. Чтобы удержать равновесие в неустойчивых положениях, гимнаст вынужден прилагать специальные усилия, направленные на преднамеренное изменение положения проекции ОЦТ в зависимости от ее случайных колебаний относительно опоры. Степень напряжения отдельных мышечных групп и общая величина оптимального тонуса всей мышечной системы соответствует трудности удерживаемого статического положения. Трудность статических поз в значительной мере зависит от особенностей самого упражнения. Самыми легкими являются положения со смешанной опорой — висы и упоры с дополнительной опорой ногами, тазом и т. д. Усилия, прилагаемые в данном случае для удержания позы, — минимальные. Не сложен и обычный вис, т. к. здесь важно позаботиться лишь о сохранении захвата кистями. Гораздо больших усилий требует исполнение статических упражнений, в которых заданное положение удерживается преимущественно за счет работы мышц. Так вис на согнутых руках труднее простого виса, а обычный упор на кольцах неизмеримо легче упора руки в стороны (креста). Удержание рук в согнутом или отведенном положении требует активного сопротивления действию силы тяжести, которая стремится изменить заданную позу. При этом работа мышц тем труднее, чем больше плечо силы тяжести. Так, из висов на кольцах самые трудные висы — горизонтальные, т. к. в этом случае ОЦТ дальше всего располагается по горизонтали от опоры, а это увеличивает рычаг, с помощью которого сила тяжести стремится опустить тело вниз. Гимнасту требуется приложить значительные усилия, чтобы удержать некоторое время заданную позу. Силовые перемещения — упражнения, как правило связанные с медленным переходом из одного статического положения в другое. Ввиду того, что при их исполнении движенце тела по инерции выражено слабо, гимнаст вынужден прилагать значительные мышечные усилия. Все силовые движения принято делить на две подгруппы: перемещения кверху и перемещения книзу. Первые из них труднее, потому что перемещаясь вверх гимнаст должен преодолевать силу тяжести своего тела. Гораздо легче перемещения книзу, при выполнении которых гимнаст движется под действием силы тяжести, и лишь сдерживает скорость падения тела. Силовые перемещения могут быть не только поступательными, как например: подъем силой на кольцах, но и сочетаться с одновременным вращением тела вперед или назад. В целом такие движения бывают более трудными (подъем переворотом на кольцах труднее подъема силой). Трудность силовых перемещений зависит и от высоты на которую необходимо поднять ОЦТ (силой стойку на плечах сделать легче, чем стойку на руках). Степень трудности силовых перемещений зависит также от условия опоры (брусья, кольца), от относительного положения звеньев тела. Опускание вперед согнувшись на кольцах легче, чем опускание прогнувшись, потому что во втором случае плечо силы тяжести больше. Трудность силовых перемещений зависит также от того, какие группы мышц участвуют в выполнении данного элемента (стойка силой прямыми руками, труднее стойки силой согнутыми руками), т. к. в первом случае в работе участвуют в основном мышцы плечевого пояса, а во втором еще подключаются и мышцы рук. Для систематизации силовых и статических упражнений используется классификация, в которой упражнения сгруппированы преимущественно по признаку сходства мышечной работы.
|