Конфликт – противоречие, лежащее в основе развития действия, столкновение характеров, взглядов, принципов. Типы конфликтов: Эпиграф – это цитата перед произведением (может быть перед каждой главой), в которой содержится основная мысль, идея произведения. | Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях, произошедших до начала произведения. | Эпилог – заключительная часть произведения, в которых содержится информация о дальнейшей судьбе героев или о развитии последующих событий. | Лирические отступления – это мысли автора по той или иной теме, проблеме, в которых моет вы казать своё отношение к героям или описываемым событиям. |
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна. Источник Литература. 5 класс (1 часть) Краткий словарь литературоведческих терминовКраткий словарь литературоведческих терминов Автобиография (гр. autos — сам, bios — жизнь, grapho — пишу) — литературно-прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое. Аллегория — иносказание) — иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Амфибрахий (гр. amphi — кругом, brachys — краткий) — трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге (— / —). Анализ произведения в литературоведении (гр. analysis — разложение, расчленение) — исследовательское прочтение художественного текста. (гр. anapaistos — отражённый назад, обратный дактилю) — трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге (— — /). Аннотация — краткое изложение книги, рукописи, статьи. Антитеза — противоположение) — противопоставление образов, картин, слов, понятий. Архаизм (гр. archaios — древний) — устаревшее слово или словосочетание, грамматическая или синтаксическая форма. Афоризм (гр. aphorismos — изречение) — обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни пословице, но в отличие от неё принадлежит определённому лицу (писателю, учёному и т. д.). (прованс. ballar — плясать) — стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом. Басня — краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание. Действующими лицами в басне чаще всего выступают животные, растения, вещи, в которых проявляются, угадываются человеческие качества и взаимоотношения. (Басни Эзопа, Лафонте-на, А. Сумарокова, И. Дмитриева, И. Крылова, пародические басни Козьмы Пруткова, С. Михалкова и др.) Бестселлер — лучший и sell — продаваться) — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующаяся читательским спросом. «Библиотека поэта» — серия книг, посвященная творчеству крупнейших поэтов, отдельным поэтическим жанрам («Русская баллада», «Русские былины» и др.). Основана М. Горьким в 1931 году. Библия — букв.: «книги») — собрание древних текстов религиозного содержания. Былина — жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях. Вопленицы — исполнительницы причитаний (И. Федосова, М. Крюкова и др.). Герой литературного произведения, литературный герой — действующее лицо, персонаж литературного произведения. — преувеличение) — чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Вводится в ткань произведения для большей выразительности, характерна для фольклора и жанра сатиры (Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский). Гротеск (фр. grotesque, urn. grottesco — причудливый, от grotta — грот) — предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Дактиль — палец) — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ — —). Двусложные размеры — ямб (/ —), хорей (— /). Деталь — подробность) — выразительная подробность в произведении. Деталь помогает читателю, зрителю острее и глубже представить время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому. (гр. dialogos — разговор, беседа) — разговор двух или нескольких лиц. Диалог — основная форма раскрытия человеческих характеров в драматургических произведениях (пьесах, киносценариях). Жанр (фр. genre — род, вид) — вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть. — событие, знаменующее начало развития действия в эпических и драматических произведениях. Идея — идея) — основная мысль художественного произведения. Инверсия — перестановка) — необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность. Интерпретация (лат. interpretatio — объяснение) — истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи. — громко произношу) — выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит. Ирония (гр. eironeia — притворство, насмешка) — выражение насмешки. Композиция — составление, соединение) — расположение частей, т. е. построение произведения. Крылатые слова — широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, известные изречения исторических лиц. Кульминация — вершина) — момент наивысшего напряжения в художественном произведении. — уровень речевого развития, степень владения нормами языка. Легенда — букв.: «то, что следует прочесть») — произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое. Летопись — памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы. Литературовед — специалист, изучающий закономерности историко-литературного процесса, анализирующий творчество одного или нескольких писателей. Литературоведение — наука о сущности и специфике художественной литературы, о закономерностях литературного процесса. — перенос) — переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому. Монолог (гр. monos — один и logos — речь, слово) — речь одного человека в художественном произведении. Неологизмы — новый и logos — слово) — слова или словосочетания, созданные для обозначения нового предмета или явления, или индивидуальные новообразования слов. Ода (гр. ode — песня) — торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Олицетворение — перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. — вид повествования, в котором изображается картина (портрет героя, пейзаж, вид комнаты — интерьер и пр.). Пейзаж (фр. paysage, от pays — местность) — картина природы в художественном произведении. — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. — подспудный, неявный смысл, не совпадающий с прямым смыслом текста. (фр. portrait — изображение) — изображение внешности героя в произведении. Пословица — краткое, крылатое, образное народное изречение, имеющее поучительный смысл. Поэма — творение) — один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Предание — жанр фольклора, устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях прошлых лет. Притча — небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Проза (лат. proza) — литературное нестихотворное произведение. Псевдоним (гр. pseudos — вымысел, ложь и onyma — имя) — подпись, которой автор заменяет своё настоящее имя. Некоторые псевдонимы быстро исчезали (В. Алов — Н. В. Гоголь), другие вытеснили настоящую фамилию (Максим Горький вместо А. М. Пешков), даже передавались наследникам (Т. Гайдар — сын А. П. Гайдара); иногда псевдоним присоединяется к настоящей фамилии (М. Е. Салтыков-Щедрин). — один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в художественном произведении. Рассказ — небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. — один из жанров критики, отзыв на художественное произведение с целью его оценки и разбора. Отзыв содержит некоторые сведения об авторе произведения, формулировку темы и главной мысли книги, рассказ о её героях с рассуждениями об их поступках, характерах, взаимоотношениях с другими лицами. В отзыве отмечаются и самые интересные страницы книги. Важно раскрыть и позицию автора книги, его отношение к героям, их поступкам. Ритм — такт, соразмерность) — повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе). Риторика — наука об ораторском искусстве. Рифма (гр. rhythmos — соразмерность) — созвучие окончаний стихотворных строк. Сатира — букв.: «смесь, всякая всячина») — беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления. — один из жанров устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Сказки бывают трёх видов. Это волшебные, бытовые и сказки о животных. Наиболее древние — это сказки о животных и волшебные. Гораздо позже появились бытовые сказки, в которых часто осмеивались людские пороки и описывались занятные, иногда невероятные жизненные ситуации. Сравнение — изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим. — художественные средства (например, аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет и др.), помогающие нарисовать человека, событие или предмет ярко, конкретно, наглядно. Стихотворение — написанное стихами произведение, преимущественно небольшого объёма, часто лирическое, выражающее душевные переживания. — поворот) — группа стихов (строк), составляющих единство. Стихи в строфе связаны определённым расположением рифм. Сюжет (фр. sujet — предмет, содержание, событие) — ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу. Тема (гр. thema — то, что положено [в основу]) — круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения. (гр. tragodia — букв, «козлиная песнь») — вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. — дактиль (/ — —), амфибрахий (— / —), анапест (— — /). , — искусство устного слова, создаваемое народом и бытующее в широких массах. Наиболее распространённые виды фольклора — пословица, поговорка, сказка, песня, загадка, былина. Фантастика — способность воображать) — разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел простирается до создания вымышленного, нереального, «чудесного» мира. Хорей — хор) — двусложный размер стиха с ударением на первом слоге (/ —). Художественное произведение — произведение искусства, изображает события и явления, людей, их чувства в яркой образной форме. Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова. Эпиграф — надпись) — короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения. Эпитет (гр. epitheton — букв, «приложенное») — образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Юмор (англ. humour — нрав, настроение) — изображение героев в смешном виде. Юмор — смех весёлый и доброжелательный. Ямб — двусложный размер с ударением на втором слоге (— /). Источник Основы литературоведения на уроках литературы. Некоторые аспекты изучения в 5 классеЛитература является одним из важнейших искусств наряду с музыкой, скульптурой, живописью. Но место литературы особенно значимо, т. к. именно литература представляет для школьников образцы нравственного поведения, рецепты принятия решений в сложных ситуациях, дает канон жизненных сюжетов. Поэтому важно, чтобы школьники не только умели читать литературу, но и разбирались в таких понятиях, как сюжет, жанр, образ и т. д., могли проанализировать литературное произведение. В 5 классе урок чтения начинает называться литературой, и учитель уже обязан знакомить учеников с основами литературоведения. Для этой цели в учебнике по литературе в самом конце размещен «Словарь литературоведческих терминов». Работа с этим словарем должна вестись почти на каждом уроке, в своей тетрадке каждый ученик заводит свой маленький словарик, вопросы по терминам должны включаться в тесты и в устные опросы. Большое значение приобретает составление различных таблиц, систематизирующих литературоведческие знания,например: сравнительные характеристики героев (Царевны и Царицы в «Сказке о мертвой царевне…» А. С. Пушкина, жанров (сказки и литературной сказки, сказки и сказа). Потребность в чтении бывает ярко выражена лишь у незначительной части учеников (3-6 человек, всех остальных нужно мотивировать к чтению различными интересными заданиями, Это может быть подготовка к викторине на знание текста, проведение КВНов по какому-то определенному произведению, а также работа с литературоведческими терминами, например, нахождение метафор в тексте «Косцы» И. А. Бунина, или сравнения в стихах Есенина (дома выписать в тетрадь, составление плана с указанием пункта завязки, кульминации, развязки и т. д. Основы анализа литературного произведения учат детей думать и могут вызвать более глубокий интерес к подготовке домашних заданий по литературе. Появляется потребность понять, в чем источник возникающих эмоций, в чем секрет эстетического воздействия того или иного произведения. В том возрасте, в котором находятся пятиклассники, а именно в переходном периоде от детства к отрочеству и юности, у них происходит формирование нравственных ценностей на более высоком уровне, характера и умения размышлять, высказывать собственное мнение и важно направлять этот процесс в нужное русло с помощью литературы. В школьном словаре слово «литература» означает и сам предмет, и способы его изучения. На самом деле научная дисциплина, помогающая пониманию литературы, предлагающая способы его постижения, называется ЛВ. Изучение литературы в 5 классе начинается с изучения древнерусской литературы, которая в своем письменном варианте возникает в 10 веке и заканчивается 20 веком плюс небольшой экскурс в зарубежную литературу (Д. Лондон, Д. Свифт, М Твен) Таким образом, существование русской литературы – это процесс, развивающийся с 10в до наших дней. В школьную программу отобраны лучшие, классические, высокохудожественные образцы русской литературы. Наша задача – не только научить читать и изучать эти произведения, но и получать от этого эстетическое удовольствие, при этом постигая смысл того, что читаешь. Основы классификации художественных произведений начинается со знакомства с РОДАМИ ЛИТЕРАТУРЫ. В необъятном море литературныхпроизведений выделяются 3 типа : ЭПИЧЕСКИЕ, ДРАМАТИЧЕСКИЕ и ЛИРИЧЕСКИЕ. Очень поможет таблица родов литературы с примерами, которые будут в нее вноситься на протяжении всего учебного года. Знакомство с ЭПОСОМ начинается с отрывка из древнейшего дошедшего до нас памятника древнерусской литературы «Повести временных лет» «Сказание об отроке-киевлянине и хитрости воеводы Претича». Вот тогда и дается понятие эпоса, драмы и лирики, вкратце рассматривается предположение о об истоках всех 3 родов – русских ритуальных песен, которые более подробно будут рассмотрены в теме «Детский фольклор» На этом этапе важно обозначить разницу между всеми тремя родами. Как правило, затруднения это не вызывает. При исполнении обрядовых песен повествуется о героях и героических событиях. Это приводит к возникновению героического эпоса. Из припевов хора вырос третий род – лирика. Моменты диалога и театрализации превратились со временем в драму.Есть и другие версии происхождения каждого рода: независимо друг от друга. Школьники уже знакомы со всеми тремя родами, как правило, меньше с драмой. Возместить этот пробел можно, организовав внеклассное мероприятие – поход в театр и, кроме того, их ждет изучение увлекательной пьесы-сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» На этапе ее изучения мы вновь актуализируем их литературоведческий личный словарик, который начали вести с начала года. Для него можно завести отдельную тетрадь, которая хранится в кабинете литературы, или он может размещаться с обратной стороны тетради по литературе. Для мотивации предупреждаем, что вопросы по терминам занимают немалую часть экзаменационных билетов, а также включены во все самостоятельные работы и тесты по литературе. Говорим, что знание терминов помогает понять смысл произведения. Из эпоса в 5 классе изучаются сказки, детский фольклор, литературные сказки, рассказы. Начиная со сказок, дается понятие ГЕРОЯ литературного произведения, действующего лица, персонажа, объясняется разница между ними. Герой –всегда один из главных действующих лиц, персонаж – любое действующее лицо. Всегда даем возможность самим догадаться, чем они различаются методом наводящих вопросов. При изучении литературной сказки А. Погорельского «Черная курица» учимся составлять таблицу «сравнительная характеристика двух понятий» на примере разницы между сказкой и литературной сказкой. Обязательно акцентируем внимание на роли АВТОРА литературного произведения, который здесь еще и является повествователем – человеком, от лица которого ведется рассказ. (Знакомим с историей создания сказки, которую автор придумал для своего племянника Алеши – так знакомство с термином знакомит нас с историей произведения) На этапе изучения рассказа В. Г. Короленко «В дурном обществе»задаем вопрос: от чьего лица ведется повествование? В рассказе это главный герой Вася. Он выступает в роли автора. Зачем настоящий автор придумал такой прием? – спрашиваем, дети с удовольствием предлагают свои версии. Участником событий автор бывает очень часто, особенно это касается лирических произведений. Так, при изучении стихотворения «Бородино», которое является лиро-эпическим произведением – средним между лирикой и эпосом – обращаем внимание на ДИАЛОГ двух солдат –бывалого и молодого. Бывалый – участник Бородина, молодой – как бы сам поэт М. Ю. Лермонтов (он тоже был военным, который вызывает своего собеседника на воспоминания, так начинается повествование, автор которого – бывалый солдат. Он является также и ЛИРИЧЕСКИМ героем и автором одновременно. Большинство героев – это вымышленные лица, созданные творческой фантазией художника, но у многих из них есть ПРОТОТИПЫ – реальные люди, с которых писался литературный персонаж. В каждом произведении есть своя ТЕМА – основная мысль. Понятие темы знакомо ученикам 5 класса, но в каждом классе происходит углубление понятия. К этому понятию прибавляется понятие проблемы. Так, в «Черной курице» тема дружбы сочетается с темой предательства, одиночества – с психологической проблемой гордости, у Короленко тема нищеты, сострадания верности сочетается с неразрешимыми проблемами классового общества. Проблема – это противоречие, которое решают герои произведения, на чем основана тема произведения. Тематика басен и сказок – характерные особенности жизни людей, воссозданные с помощью фантастических героев и ситуаций. Так, в басне И. А. Крылова «Мартышка и очки» узнается человек, который, приобретая что-то новое, в чем он не разбирается, готов от злости и глупости уничтожить свое приобретение, вместо того, чтобы поинтересоваться или сообразить, как поправить. В другой басне «Осёл и соловей» угадывается жизненная ситуация, в которой участвует талантливый человек (соловей) и глупец (осел, который, слушая прекрасное пение соловья, рассуждает о его недостатках и советует поучиться у того, кто и петь-то не умеет – у петуха. (Проблема правильной оценки людей и ситуаций, проблема невежества). Чем сложнее произведение, тем больше проблем можно в нем увидеть. Проблематикой называют совокупность вопросов, поставленных в произведении. Обычно писатель не декларирует главную мысль и не формулирует вопросы-проблемы, а лишь намекает на то, что его волнует, путем привлечения внимания к особенностям характера либо к ситуациям. Например, проблему гордости и зазнайства, ни на чем не основанных, мы замечаем в ситуации, когда Алеша начинает заносчиво разговаривать со своими товарищами, и с ним перестают дружить. Проблему бедных – богатых мы видим в ситуации существования бездомных детей в Княж-городке в рассказе В. Г. Короленко. Исподволь мы можем обнаружить и главную ИДЕЮ автора, которую тоже нужно прочитывать между строк (в отличие от басни, где МОРАЛЬ дана прямым текстом) Таким образом, задачи читателя 5 класса усложняются. С учеником 5 класса можно уже говорить и о ПОЗИЦИИ АВТОРА, его отношении к тому или иному герою. Он не всегда беспристрастен. Так, доверив Васе роль рассказчика («Дети подземелья», основные оценки, рассуждения, автор выразил свою симпатию к главному герою, свое согласие с подспудной мыслью Васи о несправедливости общества, в котором живут герои, в котором дети вынуждены воровать, чтобы выжить. Такое общество обречено – приходим мы к ВЫВОДУ, который прямо в тексте не указан. Поэтому здесь же можем познакомить с понятием подтекста (понятие Эзопова языка дается при изучении басен). В ряду понятий драматического, трагического, комического и героического в 5 классе даем понятия только двух последних. ГЕРОИКА – настроение, во благо других, рискуя своей жизнью и здоровьем, защищают интересы государства или просто какого-то общества. Героика может иметь место не только в военное, но и в мирное время, в момент стихийного действия (На примере героического пафоса «Бородина», «Подвига танкиста» Твардовского, стойкости Васи в объяснении с отцом).Героика часто сочетается с РОМАНТИКОЙ: общее понятие даем на примере лиро-эпического произведения В. А. Жуковского – баллады «Кубок» Понятие романтизма как стиля литературы дети 5 класса пока воспринимают с трудом. Романтика – восторженное состояние личности, вызванное стремлением к чему-то прекрасному, нравственно-значимому. (Первоначальное понятие нравственности тоже дается при изучении повести В. Г. Короленко). Изображение в этой балладе (определение баллады) романтического настроения становится способом раскрытия проблемы тирании и самодурства (образ царя, послушания и безрассудства (образ рыцаря). В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» комическое проявляется в нелепом поведении Ивана Дмитриевича Червякова, который, будучи в театре, чихнул на лысину генерала и до того испугался, что стал донимать его своими извинениями и преследовал до тех пор, пока не вызвал настоящий гнев генерала, что и привело чиновника к смерти. У Чехова юмор и сатира неотделимы друг от друга, так как страх перед высокопоставленным лицом есть знак униженного положения мелких чиновников в системе служебных отношений чиновническо-бюрократического аппарата в России 19 века. Рядом с комическим часто стоит элемент ФАНТАСТИКИ, фантастического. Эти понятия мы даем, начиная с изучения сказок, но там это проходит под термином волшебного, а начиная с литературной сказки «Черная курица», подводим этот термин под научное определение, записываем в словарь, составляем таблицу «фантастическое и реальное в сказке», ищем примеры в тексте. Продолжаем знакомиться с понятием при изучении «Заколдованного места», попутно знакомимся с понятием ГРОТЕСКА, чему он служит, завершаем при изучении «Путешествия Гулливера». Для изучения языка произведения нам придется вспомнить понятия эпитета, метафоры, сравнения, для тренировки в качестве домашнего задания ищем вышеуказанные приемы в тексте, записываем в тетрадь. Также можно задавать поработать с портретом, обозначить сюжетную линию, найти завязку, кульминацию, любимый эпизод, очень эффективно давать сравнительную характеристику. Таким образом, работа с литературоведческими терминами становится неотъемлемой частью изучения произведения, способом мотивации учащихся, одним из основных элементом подготовки к ЕГЭ. Некоторые подходы к формированию мотивационной готовности к обучению в школе Аннотация Актуальность темы определяется тем, что процесс формирования мотивационной готовности ребенка старшего дошкольного возраста к. Как использовать ИКТ на уроках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»? Курс ОРКСЭ – составная часть единого образовательного пространства духовно – нравственного развития и воспитания обучающегося, включающего. Конспект урока в четвертом классе «Основы светской этики. Россия — наша Родина» Технологическая карта урока Предмет: ОРКСЭ курс «Основы светской этики» класс 4 Тема урока Место урока по теме «Россия – наша Родина». Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с применением методов критического мышления Открытый урок по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита».Послесловие. Уроки по творчеству М. А. Булгакова (с применением методов критического. Некоторые аспекты изучения личности ребёнка В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной. Некоторые напоминания взрослым «Берегите природу» Некоторые напоминания взрослым. «Берегите природу» Невозможно требовать от наших сыновей и дочек гуманного, доброго отношения к природе,. Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи Проблема особенностей супружеских отношений на разных этапах жизнедеятельности семьи остается недостаточно исследованной. Так, применительно. Работа над словом и образом на уроках литературы в 5 классе на материале стихотворений «Бабочка» А. Фета, В. Набокова Цели: показать учащимся явления мира живой природы как образы, созданные с помощью слов; помочь ученикам прочесть и осмыслить несколько. Урок в рамках модуля «Основы православной культуры» по курсу Орксэ в 4 классе «Чудо в жизни христианина» Учитель МБОУ «СШ № 55» Гаврилова Е. В. Урок по курсу ОРКСЭ, 4 класс, модуль «Основы православной культуры». Тема урока: ««Чудо в жизни христианина». Веревочкины сказки на некоторые гласные буквы Веревочкины сказки. О. Жила – была гусеница. В один прекрасный летний денек она взобралась на высокую гору, чтобы быть ближе к солнышку. Источник |