Что такое студенческие объединения
Студенческий клуб как важная часть университетской жизни
Когда говорят о важности посещения детского сада или школы, в первую очередь подразумевают приобщение к социальным нормам и правилам, взаимодействие с миром, который для ребенка увеличивается сразу в несколько раз в сравнении с привычной домашней обстановкой.
Пожалуй, в этом плане еще более важным оказывается университет, где идея социализации и развития навыков коммуникации, межличностного общения и командной работы преобладает над всем остальным.
Одна из форм такого взаимодействия, всячески склоняющая к развитию личному и коллективному, — студенческие клубы. Сегодня говорим об этих клубах как уникальном формате студенческого объединения. Стоит ли вступать в клуб, какими они бывают и для чего создаются — ответы на эти вопросы вы найдете в новом материале ЛаЛаЛани.
Студенческий клуб — что такое, кто такой
Студенческий клуб — понятие как предельно ясное для нас («Да что тут непонятного-то?»), так и весьма расплывчатое. Действительно, можно ли назвать студенческим клубом спортивную команду или ассоциацию? А кружок по интересам? Эти вопросы вызывают некую терминологическую туманность, которую мы вместе с вами постараемся развеять.
Начнем с того, что под клубом каждое учебное заведение действительно может подразумевать какую-то отдельную, особую форму объединения студентов по интересам.
Однако в большинстве случаев студенческий клуб представляет собой общее наименование для всех студенческих объединений: от спортивных команд до студий вокала.
Именно в этом значении мы и будем рассматривать далее студенческие клубы — как совокупность различных тематических объединений студентов. В иерархии таких инициатив студенческий клуб стоит выше и охватывает больший спектр студенческих активностей.
К акие объединения могут входит в студенческий клуб
Если коротко — то самые разные.
Разнообразие предложений студенческого клуба зависит от энтузиазма студентов и возможностей университета. Обычно чем крупнее и авторитетнее учебное заведение, тем более разнообразна его внеучебная жизнь. Однако вовсе не обязательно поступать в какой-либо вуз лишь ради того, чтобы продолжить заниматься любимыми гавайскими танцами: всегда можно стать провозвестником нового в своем университете, основав какое-то молодежное объединение.
Зачем вступать в студенческий клуб
Простой вопрос, на который все-таки обязательно нужно ответить самому себе, прежде чем присоединиться к тому или иному объединению.
Причин несколько. Одна из них, которую мы упомянули в самом начале этой статьи, — стремление к общению, потребность в социализации, расширении круга знакомых.
Другая причина, не менее логичная, связана с разнообразием возможностей для самореализации и изучения чего-то нового. Студенчество — прекрасная пора, чтобы продолжить любимое дело или найти новое занятие себе по душе.
Кроме того, клуб, включающий в себя различные студии, кружки и ассоциации, позволяет решать вопросы информационной и материальной поддержки его отдельных организаций. Являясь неким посредником между руководством вуза и участниками различных студенческих объединений, клуб централизованно помогает развиваться отдельным секциям.
Участвовать в мероприятиях клуба или нет — личное дело каждого, однако хочется отметить, что разностороннее развитие положительно сказывается и на основной деятельности студента в университете — на учебе.
Так, например, занятия спортом усиливают приток крови к мозгу, тем самым косвенно улучшая память и мозговую активность (что особенно важно в период приближающейся сессии).
Не вызывает сомнения важность креативного подхода в самых разных ситуациях; развить его как раз помогут кружки и секции.
И, конечно, важны люди, знакомство с которыми так важно в студенческие годы. Эти связи не только обогащают человека внутренне, но и способны стать фундаментом долговременных и дорогих дружеских или партнерских отношений.
Откуда пошли университетские братства и как устроена современная студенческая корпорация в России
Если речь заходит о студенческих братствах, большинство представляет себе весельчаков из американских кампусов, которые обмениваются тайными рукопожатиями и пьют пиво прямо из кеги. Кто-то слышал о немецких буршеншафтах, где фехтуют на рапирах, носят причудливые головные уборы и, в общем-то, тоже пьют пиво. Но дело совсем не в этом — со времен Средневековья студенческие общества были способом самоорганизации и укрепления внутренних связей. Рассказываем о том, какими были братства студентов в мире и в Российской империи, а также о том, как устроена современная студенческая корпорация Fraternitas Ruthenica и чем занимаются отечественные бурши.
«Нации», корпорации и буршеншафты: какими были студенческие объединения
Идея сообщества, объединенного духовными узами и общим родом деятельности, идет из самых глубин человеческой истории — от мужских и женских союзов, которые существовали в древних племенах. Там благодаря руководству более старших и опытных участников сообщества поддерживалось понимание человеком его сакрального предназначения в рамках племенной религии. В античном мире особое сообщество формировали мистерии — в ходе таинств, чья суть держалась в секрете от непосвященных, участники обращались к богам. Более светский вариант единения уже не только душ, но и умов — традиционный греческий симпосий. На таких пирах, куда даже Сократ приходил «умытым и в сандалиях» (то есть со всем уважением), вели беседы о философии и политике, выступали с речами и внимали музыке.
В Средние века стали появляться закрытые сообщества с укладом и уставом — ремесленные цеха и купеческие гильдии. В средневековой иерархии каждый человек занимал определенное место в различных социальных слоях и группах. Корпорация поддерживала своих участников, хранила и передавала новичкам профессиональные секреты. Собственные формы самоорганизации возникли и у студентов. В зависимости от места происхождения учащиеся университетов примыкали к «нациям» (впоследствии это слово стало распространяться на целые народы). К XIII веку значение этой общности стало не только этническим, но и культурным.
Например, в Парижском университете были французская, английская, нормандская и пикардийская нации, и к «Франции» относились не только собственно французы, но также студенты из Испании и Италии. Желающие могли попробовать присоединиться к той нации, которая казалась им более престижной.
В XVIII столетии появилось множество тайных обществ и клубов, которые возникали по любым поводам и вокруг разных тематик. Студенческие корпорации (corps) сформировались под влиянием орденов, закрытых обществ, существовавших в том числе в университетах. С этим связана ритуально-мистическая, рыцарская стилистика, которую сохраняют братства. Но в отличие от самого знаменитого тайного общества, масонов, студенческие корпорации занимались академическими вопросами, а в вольные каменщики их члены как раз не имели права вступать.
В отличие от интернациональных corps, немецкий буршеншафт (Burschenschaft, «братство»), сохраняя те же принципы закрытости и взаимной поддержки студентов, возник в XIX веке на патриотических основаниях — эти настроения были актуальны на фоне роста национального самосознания после войны с Наполеоном. Немецкие бурши, призывая к объединению страны, задавали моду на патриотизм и укрепление национального духа.
Само собой, участники корпораций и буршеншафтов, как и все нормальные молодые люди, не только говорили о науках и политике, но и веселились. Даже античные симпосиасты в промежутках между беседами о судьбах полиса или природе Эрота потешались друг над другом — например, с помощью специальных киликов с отверстием в ножке, из-за которого пьющий обливал вином хитон к вящей радости всех остальных. Традиции розыгрышей, как и дружеских состязаний, свойственны были и корпорантам.
«Мне кажется, сражающиеся не делают никаких попыток избегать ударов: стремление каждого студента заключается в том, чтобы выйти из университета с возможно большим количеством шрамов на лице.
Победителем считается тот, которого больше исполосовали; к нему относятся восторги товарищей, зависть юнцов и поклонение девиц. Другой боец — на долю которого выпало несколько ничтожных царапин — удаляется с места действия раздосадованный и огорченный», — так описал эту практику Джером К. Джером, которому пришлось сильно не по душе «немецкое варварство».
В Северной Америке студенческим корпорациям соответствуют объединения, которые часто называют «организациями греческих букв», например Phi Beta Kappa (так шифруются тайные девизы). Изначально, с XVIII века, закрытые общества студентов возникали по такому же принципу, что и английские студенческие клубы, объединяя аристократов. А со временем — молодых яппи, чьи отцы зачастую состояли в том же обществе. Из американских студенческих братств вышло множество министров, сенаторов и крупных руководителей. Неудивительно, учитывая, что их «позывные» до сих пор открывают двери судов и парламентов. Сегодня братства и сестринства либерализованы достаточно, чтобы принимать новичков независимо от их происхождения, однако сохраняют ритуалы и символы — гербы, девизы, гимны.
Студенческие корпорации в России
Специфика русских студенческих объединений в целом связана с особенностями развития отечественного образования. Хотя эпохой «открытия мира и открытия человека» в западной культуре традиционно называется Ренессанс, именно учреждение с XII века университетов рассматривается некоторыми исследователями как начало нового этапа в жизни Европы. Если на Западе университетские традиции идут из Средневековья, то в России первый университет был учрежден при Елизавете Петровне. Тем не менее вскоре после того, как появились студенты, закономерно появились их объединения, и какое-то время отечественная и западная традиции шли практически в ногу.
Славянские «нации» существовали в европейских университетах еще в Средние века. Первая русская студенческая корпорация была образована в начале XIX столетия при Дерптском университете (современный Тартуский университет). В этом учебном заведении, учрежденном при Александре I «для пользы Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерний», преподавание велось на немецком. Корпорацию под названием Ruthenia (так в средневековых источниках называли Русь) основал поэт Николай Языков, один из поэтов-романтиков пушкинской поры, учившийся в Дерпте.
Через некоторое время организация с таким же названием появилась в Санкт-Петербургском государственном университете. В петербургскую корпорацию Ruthenia входили в основном молодые аристократы, изучавшие юриспруденцию. Она существовала в университете одновременно с немецким землячеством Baltica. Иногда их участники вступали в противоборство, но также ходили друг к другу на коммерши, торжественные пиры.
«Не лишним было бы заметить, что фуксы после всех этих эпизодов и многократных брудершафтов, которые только старшие могли предлагать младшим, не смевшим отказывать — фуксы оставили собрание в чрезвычайно веселом и пьяном виде! Но что делать! Таков уж сложился обычай. Первые шаги везде и во всем трудны», — повествовал граф Алексей Бобринский об этих пирах, где пели «Гаудеамус» и отдавали дань другим студенческим привычкам.
Какое-то время царская власть не поощряла студенческие корпорации, невзирая на отсутствие какой-либо противоправительственной пропаганды. Сообразно принципу, по которому те, кто в юности не имели революционных настроений, лишены сердца, студенческие организации считались источником возможного бунта или просто «новых идей». Впоследствии одно из объединений, «Санкт-Петербургская студенческая корпорация», действительно оказалось связано с народовольцами. Но когда Николай II снял запрет на студенческие объединения, корпорации расцвели пышным цветом, и в основном они исповедовали идеи патриотизма и служения отечеству с помощью своей профессии, а также проводили в жизнь классические для закрытых обществ принципы взаимной поддержки. «Стремление к общению, к товариществу и братству всегда было и будет великою двигательною силою в студенческом быту», — писал граф Бобринский.
Так продолжалось до революции — в Советском Союзе появилась главная молодежная организация, одобренная государством, ВЛКСМ, и традиция идущих снизу студенческих объединений прервалась.
Главные цели, которые называет Fraternitas Ruthenica, — взаимная поддержка корпорантов, обретение дружбы и полезных связей, возрождение в России традиций студенческих братств и университетского духа, который мало кто чувствует в вузах из-за разобщенности учащихся и формализма структур.
Общество позиционируется как закрытое, но не тайное. Это означает, что каждый участник может рассказывать людям, которым доверяет — родственникам, друзьям, — что состоит в братстве, но не может разглашать личности других корпорантов. При этом использовать на личных страницах в соцсетях символику корпорации запрещается. Флер таинственности и атмосфера закрытости — дань уважения тайным обществам британских и американских университетов вроде «Черепа и костей» в Йеле. На это же намекает часть айдентики Fraternitas Ruthenica — логотип с Адамовой головой.
Ценности и идеалы
Формально в корпорации не отказываются от приема людей с разными политическими взглядами, подчеркивая, что, хотя ее идея зародилась в правых кругах, все участники имеют право на идеологическую свободу. Тем не менее человек с непатриотическими взглядами вряд ли в принципе захочет вступить в сообщество с таким названием (Fraternitas Ruthenica переводится как «Русское братство»). Также оно вряд ли подойдет тому, кто не интересуется историей и культурой России и мировыми традициями закрытых обществ, которые по своей сути достаточно консервативны.
Многие стилевые ориентиры и символы Fraternitas Ruthenica идут из дореволюционной России и продолжают ее эстетику. Например, здесь уважают Петра Аркадьевича Столыпина, который выступает талисманом братства.
Кто может стать корпорантом
«В процессе набора наставник максимально плотно взаимодействует с щеглом, пытается раскрыть его потенциал и заботится о нем как родная мать, когда, например, какой-нибудь щегол переберет алкоголя», — рассказывает о своем опыте наставника выпускник корпорации электротехник Павел (имена героев изменены по их просьбе). Таким же образом, как с греческого симпосия считалось хорошим тоном уйти на своих двоих, в братстве ценится умение сохранять достоинство и адекватность. «Такие вещи, как неуважение личных границ (панибратство), неуважительное отношение в первую очередь к сестрам, а также к братьям, являются поводом для отказа в дальнейшем общении с корпорацией».
Если кандидат проходит первичный отбор, ему предстоят инициатические испытания, проверка уже не словом, а делом. Они могут принимать разную форму — от работы со сложными книгами и выступлений на встречах до «хтонических лесных игрищ» (квесты с элементами лиминальных обрядов на пересеченной местности). Однако в корпорации обещают, что хейзинга, который наносил бы урон здоровью и достоинству, здесь нет.
По крайней мере, ритуального совокупления со свиной головой, как это было с британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном в оксфордском обществе Пирса Гавестона, не будет.
«Инициации если не страшные, то точно впечатляющие. Цели шокировать или покалечить психику не преследуем, но надо понимать, что ритуал — важное событие. Особенно если речь о переходных, когда человек получает новую роль или статус. Такое мероприятие должно быть запоминающимся и красивым. Но подробности и содержание мы не раскрываем», — говорит культуролог Анна, одна из сестер. Тех, кто прошел испытания, ждет посвящение.
Чем занимаются в братстве
Участники корпорации проводят мероприятия, как открытые, так и закрытые. К закрытым относятся лекции для своих, встречи с менторами и друзьями корпорации, поездки, театрализованные представления и лесные игрища. Большим открытым мероприятием корпорации был FRave — крупная рейв-вечеринка в одном из клубов Петербурга. Много внимания уделяется собственно студенческой жизни: в социальных сетях братства и на встречах обсуждают плюсы и минусы разных вузов, особенности специальностей, изменения в системе образования. Рассказывают также о реализованных начинаниях в бизнесе. Иногда корпоранты оказывают помощь дружественным проектам, например, с их участием была открыта книжная лавка «Листва» в Москве — магазин-лекторий от издательства «Черная сотня».
Мероприятия устраиваются на денежные взносы корпорантов. Это позволяет снять особняк для торжественной инициации, организовать поездку на природу или покрыть расходы на приглашение гостей. Каждый из участников может затребовать сумму на свое начинание в рамках корпорации, если остальные одобрят эту инициативу на голосовании. «Мы собрались вместе еще и для того, чтобы сделать свою студенческую жизнь интереснее, поэтому если у кого-то появляется идея — мы стараемся ее поддержать и реализовать», — говорит Анна.
По желанию коммильтоны братства делятся планами на вечер, собираются, чтобы сходить в кино, на выставку или просто выпить. Особенно это помогает студентам, которые еще не освоились в новом городе. Понятно, что установление тесных связей и близкая дружба — скорее идеал, чем гарантия, которую дает корпорация. Такие вещи лежат в области неформальных отношений и полностью зависят от каждого человека. Тем не менее среди людей с общими интересами обычно возникают взаимные симпатии, и дружба завязывается сама собой. «Как-то один наш брат впал в депрессию, и тридцать человек пришли к нему под окна, чтобы подбодрить. А потом его качали на руках».
Корпоративная городская жизнь есть и за пределами Москвы и Петербурга. «Да, корпорантов там меньше, чем в столицах, однако это не мешает им организовывать мероприятия и помогать друг другу. Люди из разных ячеек постоянно ездят друг к другу как в личном порядке, так и на большие внутренние мероприятия. К примеру, раз в год корпоранты со всей страны съезжаются на большую тусовку в один из приморских городов», — объясняет Алексей, коммильтон с философского факультета СПбГУ.
Недавно у Fraternitas Ruthenica появилась ячейка в Праге, которая объединяет студентов из России так же, как исторически объединялись землячества в средневековых университетах.
«Некоторые так и не находят настоящих друзей даже через много лет пребывания за границей, поэтому найти людей с похожими вкусами и взглядами, своих — невероятно ценно», — рассказывает местный корпорант.
Также у корпорации есть менторы — заслуженные и известные профессионалы в своих областях — и друзья, люди, которые не являются студентами, но еще молоды для получения менторского статуса. Менторы оказывают помощь братству и отдельным корпорантам, обеспечивая стажировки, инсайды с мест работы, советы по части выбранной области: «Таким образом сторонний человек имеет возможность внести вклад в развитие русского независимого студенчества». В свою очередь, корпоранты посильно помогают друзьям и менторам в их делах.
Традиции и эстетика
Исследователь культуры Якоб Буркхард, говоря об Италии эпохи Возрождения, ввел понятие «государство как произведение искусства». Речь шла как о тираниях, так и о республиках, которые создавались как «сознательно задуманное построение», эстетически оформленное воплощение политики. Студенческие общества, основанные на самоуправлении, формировались как «государства в государстве» — образования со своими уставом, правилами и, конечно, стилем. Тайные знаки, символы, девизы, локальный юмор и мифотворчество — обязательная часть любой закрытой организации. Латынь, флаги и факелы, черепа с костями — во Fraternitas Ruthenica стремятся, чтобы всё было как у «старших товарищей», исторических буршей и секретных обществ.
Например, в братстве занимаются мензурным фехтованием. Насильно к барьеру никого не поставят, но некоторые умеют держать в руках рапиру и пускают ее в ход на дуэлях (правда, в защитных масках).
При случае надо быть готовым спеть латинский гимн, по-гусарски отбить горлышко у бутылки или выпить шампанского из туфельки одной из сестер. В братстве есть и тайное рукопожатие.
Но в отличие от современных немецких буршей, которые иногда напоминают исторических реконструкторов, участники братства воспринимают традиции не как пыльный музейный экспонат, а как часть жизни.
Анна комментирует это так: «Традиции братств в России были прерваны, поэтому наш культурный код немного сбился. Но мне не кажется, что восстанавливать традиции полностью — отличная идея. Было бы логичнее взять лучшее из тех времен, которые нас вдохновляют, и адаптировать к современности. Мы не отбираем ребят по родословной и не отправляем всех на уроки фехтования — идеи и деятельность братства должны быть актуальными».
***
Хотя у корпорантов есть общие ценности — патриотизм, взаимопомощь, развитие традиций с учетом современных тенденций и без надсадной серьезности, — у каждого есть своя мотивация. От желания получить письмо из Хогвартса или стать частью тайны до более рациональных соображений о том, что широкий социальный репертуар в рамках общего круга единомышленников поможет в будущей карьере. Каждый тяготеет к той стороне корпоративной жизни, которая ему ближе: одни хотят обсуждать кино и книги, другие — мистерий с факелами, третьи — реализовать амбиции.
Павел видит в корпорации пример развития горизонтального взаимодействия студентов и не возражает против конкуренции:
«Любое гражданское низовое неподконтрольное объединение — это круто, потому что объединяет людей. Fraternitas Ruthenica от лица первой студенческой корпорации в России приветствует развитие похожих объединений людей, корпораций среди студенчества».
Другие объединения действительно существуют в разных городах. Например, русская корпорация в Риге Fraternitas Arctica, которая была основана еще в 1880 году и функционирует с тех пор, с перерывом на советский запрет (коммильтоном общества был, в частности, писатель Михаил Пришвин во время обучения в Риге). Также известно о братстве студентов-медиков ΗΨΧ («Эта Пси Хи») в Твери и корпорации ЕМХ в Воронеже.
В отличие от Запада, где культура братств изменялась на протяжении всего ХХ века, отзываясь на требования времени (а сегодня в американских кампусах функционируют, например, «организации греческих букв» для чернокожих и латиноамериканцев), в России она переставала существовать на много десятилетий. С одной стороны, это дает возможность современным студентам выдумать себя с нуля и выбрать лучшее из отечественной истории и зарубежной практики. С другой, такая эклектичная конструкция без уходящего вглубь времени живого основания куда менее прочна, чем устоявшийся культурный институт, который развивался непрерывно.
Что такое студенческие объединения
Зачем нужны студенческие организации и как они работают?
Студенческие организации — это любые добровольные объединения студентов внутри университета. Их участники могут организовывать внеучебные мероприятия как в стенах университета, так и вне него, предлагать свои решения студенческих проблем и даже помогать студентам защищать свои права.
Тематику студенческой организации можно придумать, опираясь на профиль университета или на собственные идеи. На факультете журналистики можно создать свою программу и приглашать туда известных гостей (такой была программа «В точку! Персона» в ВШЭ), на факультете философии — ридинг-группу. Творческие объединения, спортивные организации, клуб документального кино, студенческие медиа — все это можно создать во время учебы в университете.
Студенческие организации помогают студентам развивать навыки, нужные как для учебы в университете, так и для будущей профессии. Например, можно создать парламентский клуб, чтобы в дебатах развивать умение дискутировать и аргументированно обосновывать позицию, а также уважительно относиться к друг другу. Такой политклуб есть в МГИМО: на встречах его участникам предлагают даже примерить на себя роль руководителя партии или кандидата на выборах. Иногда студенческие организации могут продвигать общественно-важные идеи среди студентов. Например, «Зеленая Вышка» в ВШЭ популяризирует раздельный сбор отходов и экологичный образ жизни.
Помимо этого, студенческие организации помогают студентам защищать свои права — можно создать собственное медиа, чтобы рассказывать о проблемах вашего вуза. Студенческая инициатива не обязательно должна быть ограничена работой в университете, но начинать работу, если вы студент, всегда проще и интереснее именно там.
Зачем нужно регистрировать организацию?
Зачастую статус студенческой организации дает преимущества внутри университета, в том числе, право полноценно работать и напрямую взаимодействовать со студентами, вовлекать их в работу организации. В некоторых вузах зарегистрированные организации могут рассчитывать еще и на ежегодное финансирование, бесплатный доступ к типографии вуза, информационную поддержку от университетских ресурсов и отдельное помещение для работы организации.
Статус студенческой организации, конечно, избавит вас от необходимости обращаться в деканат по поводу каждого мероприятия (без разрешения администрации нельзя получить помещение, необходимое оборудование и медийную поддержку). Однако этот статус имеет свои ограничения. Например, он может дать администрации возможность ограничить тематику проектов и мероприятий. Именно так в 2019 году журнал DOXA лишили статуса якобы за «вред деловой репутации университета» из-за журналистской публикации, посвященной деятельности ректорки РГСУ Натальи Починок.
И как же мне ее зарегистрировать?
Студенческую организацию может создать любой учащийся, нужно лишь подготовить несколько документов и направить их в правильные инстанции. Механизм регистрации зависит от внутренних приказов вуза, но часто зарегистрировать организацию можно двумя способами.
Что делать, если мою студенческую организацию не зарегистрировали или лишили статуса?
Для начала обязательно нужно обратиться к университетским профсоюзам, студенческому совету и уполномоченному по правам студентов в вашем университете. Если студсовет или профсоюз не решит проблему, пожалуйтесь на отказ зарегистрировать вашу организацию в деканат и ректорат. В жалобе нужно сослаться на письмо Минобрнауки о рекомендуемых формах студенческого самоуправления, а также потребовать, чтобы вам письменно объяснили причины отказа.
Если студенческую организацию лишили статуса, стоит тоже обратиться в ректорат и потребовать письменного объяснения. Отказ в регистрации не должен отразиться на работе вашего объединения. Разве что, вы не сможете получать официальную поддержку вуза, но остальные возможности у вас останутся. Например, у вас сохранится право отдельно согласовывать запланированные мероприятия и договариваться с администрацией о предоставлении помещения.
Если вы остались без статуса студенческой организации, попробуйте получить поддержку среди студентов своего и других вузов, готовых помочь в развитии вашей инициативы. Для начала начните развивать ресурсы организации — например, собственный сайт и страницы в соцсетях. Это поможет привлечь больше людей, которые готовы помогать. Материальную поддержку от вуза можно заменить самостоятельным сбором средств. Его можно открыть на вашем сайте или на страницах организации в соцсетях. Главное — рассказать, зачем вам нужна поддержка и на что вы собираетесь тратить деньги.
А что делать, если меня принуждают к участию в студенческой организации?
Иногда руководство университета требует от студентов участвовать в студенческих организациях для получения повышенной стипендии или перевода на бюджетное место. Некоторые вузы даже могут предоставлять места в общежитии только при активном участии в студенческой жизни. Например, в РГСУ существует система «аттестации» для получения места, где один из критериев — участие в «университетской активности».
По закону университет действительно может сам решать, за что поощрять студентов, но это должно быть зафиксировано в правилах внутреннего распорядка вуза. Если от вас требуют участвовать в студенческих организациях ради каких-то льгот, внимательно прочитайте университетские приказы и правила внутреннего распорядка. Если в правилах этого нет, но на деле университет учитывает такую активность, стоит обратиться в ректорат с требованием объяснить, почему эта система не прописана в правилах.
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)